Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕЙ И КОММУНАЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ НА СТРАНИЦАХ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ЖУРНАЛА ГДР ЗА 1966—1967 гг.'

ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕЙ И КОММУНАЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ НА СТРАНИЦАХ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ЖУРНАЛА ГДР ЗА 1966—1967 гг. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
15
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕЙ И КОММУНАЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ НА СТРАНИЦАХ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ЖУРНАЛА ГДР ЗА 1966—1967 гг.»

ОБЗОРЫ

УДК 613+614.71:613(05) «Ztschr. gesamte Hig.»

ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕЙ И КОММУНАЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ НА СТРАНИЦАХ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ЖУРНАЛА ГДР ЗА 1966—1967 ГГ.1

Проф. Я- М. Грушко Кафедра общей гигиены Иркутского медицинского института

Одним из наиболее крупных журналов, всесторонне освещающих проблемы гигиены, является издаваемый в ГДР «Журнал общей гигиены и ее смежных областей» 1. Из 326 статей, опубликованных в нем за 1966—1967 гг., 15 были передовыми и обзорными статьями, 68 посвящены общей и коммунальной гигиене, 52 — гигиене труда, 78 — социальной гигиене и организации здравоохранения, 100 — эпидемиологии, микробиологии и инфекционным болезням, 4 — гигиене питания и 9 — гигиене воспитания. Регулярно печатаются рефераты разных книг и статей. Хотя в каждом номере, как правило, публикуются статьи по всем разделам гигиенической науки, некоторые номера носят тематический характер. Так, в № 8 за 1967 г. содержатся статьи по гигиене жилища, а в №7 — по эпидемиологии, микробиологии и инфекционным заболеваниям.

Статьи отражают результаты экспериментальных, лабораторных и санитарно-статистических исследований, а также опыт работы в области гигиены и санитарного контроля. Большую ценность представляют обзоры с библиографическими указателями. Подробные списки литературы приводятся в конце многих статей по результатам оригинальных исследований.

Редакционная коллегия журнала состоит из видных ученых-гигиенистов. Главным редактором его является проф. Renker, его заместителями — профессора Häublein, Horn и Oberdoester. В состав редакционного совета, помимо ученых ГДР, входят представители СССР2, Польши, Венгрии, Чехословакии, Румынии и Болгарии. Хотя авторами статей являются преимущественно гигиенисты ГДР, на страницах журнала выступают ученые и других социалистических стран. Так, за 2 года научные работники СССР опубликовали 8 статей 8, Польши — 4, Венгрии — 8, Чехословакии — 14, Румынии — 8, Болгарии — 5 и Югославии — 3. В журнале напечатаны 2 статьи, присланные из Швеции, и 6 — из Индии.

Вопросы гигиены водоснабжения отражены в ряде статей, посвященных санитарной характеристике водных источников, фторированию воды, содержанию в ней канцерогенных веществ и вирусов, методам ее анализа. Ventz и Lindner (1966) указывают, что в Шверине с населением 100 000 человек из-за недостаточного дебита подземных вод дополнительными источника-

1 Zeitschrift für die Gesamte Hygiene und ihre Grenzgebiete. Organ der Deutschen Ge-selschaft für die Gesamte Hygiene. VEB Verlag Volk und Gesundheit. Berlin.

2 В состав редакционного совета журнала от СССР входят профессора К. А. Бушту-ева, Н. А. Виноградов, И. И. Елкин и Л. И. Медведь.

3 Опубликованы статьи следующих советских авторов: И. И. Елкина (1967, № 2),

П. И. Калью (1967, № 3), Авакьяна (1967, № 4), М. С. Садиловой, А. С. Пероцкой, М. С. Го-

мосова и др. (1967, № 10).

ми снабжения служат поверхностные воды озер Медевегер Зее и Неймюллер Зее. Но в озере Медевегер Зее из-за развития водорослей и цветения воды качество ее оказалось неудовлетворительным, в ней появились неприятный вкус и запах, окисляемость возросла в 1961 г. до 56,5 мг/л\ это послужило основанием для перестройки системы водоснабжения с увеличением удельного веса подземных вод в общем балансе воды, подаваемой городу. Günther {1966) в результате исследования 3500 проб воды колодцев в сельской местности округа Гера с 1958 по 1965 г. установил изменение концентрации нитратов в них в разное время. Количество проб с содержанием нитратов •более 40 мг/л в 1965 г. варьировало от 44 до 66,1 %. При гигиенической оценке уровня нитратов в воде автор предлагает определять нитратный коэффициент1. В дальнейшем (1967) Günther указывает, что повышенное содержание нитратов в подземных водах зависит от геологических условий, а колебания его в течение года связаны с изменением количества выпадающих атмосферных осадков. Применение азотистых удобрений для почвы не оказывает влияния на увеличение концентрации нитратов в воде колодцев.

Auermann с соавторами (1967) пишут, что для профилактики кариеса зубов к 1970 г. будет организовано фторирование воды для 900 000 человек населения на водопроводах 10 городов ГДР; в их статье излагаются методы проведения этого важного мероприятия и контроля за правильностью дозировки фтора, а также очередность оборудования водопроводов установками по фторированию воды. Наппу с соавторами (1966) делятся опытом применения фторирования воды в детских учреждения 3 городов Венгрии. Этот метод применяли в 1318 яслях и детских садах городов, где концентрация фтора в водопроводной воде была явно недостаточной (0,2—0,3 мг/л). Детям выдавались таблетки с содержанием 1,1 мг фтористого натрия или 0,5 мг фтора. Воспитанникам яслей (до 3 лет) давали по 1 таблетке в день, а воспитанникам детских садов (4—6 лет) — по 2 таблетки. Такие таблетки были выданы 7,7% всех детей до 3 лет и 46,1 % всех детей 4—6 лет. К сожалению, авторы в статье не приводят достигнутых результатов.

Статья Münch «Канцерогенные вещества в воде» (1966) представляет собой литературный обзор со ссылками на 42 источника. Для профилактики поступления в организм канцерогенных веществ с питьевой водой автор рекомендует фильтровать ее в водопроводе с помощью активированного угля и применять меры против поступления в водоемы дорожной пыли, содержащей канцерогенные смолы. Ссылаясь на статью, которую опубликовали Butenandt и Dannenberg2 (1956), автор считает, что в питьевую воду могут попасть следующие канцерогенные вещества: полициклинические ароматические углеводороды, ароматические амины, горчичные масла, этиленамин, эпоксид и галогенные алифатические углеводороды, а также радиоактивные вещества. Тот же автор, ссылаясь на Kelus3 (1963), причисляет к канцерогенным веществам также карбамин и некоторые неорганические вещества, в частности никель и соединения хрома. В статье приводится довольно большой перечень и других канцерогенных веществ. Münch делает ссылку на работы Л. М. Шабада и других советских авторов.

Lawerenz (1967) отмечает, что канцерогенные вещества могут встречаться в поверхностных, подрусловых и подземных водах. В поверхностных водах может содержаться от 25 до 100 мкг канцерогенных веществ в 1 м3, а в городских сточных водах — от 1000 до 50 000 мкг в 1 м3. Автор рассматривает методы определения некоторых канцерогенных веществ в воде, а также в сточных водах. Urbach (1966) в статье «Значение питьевой воды в передаче вирусов» сообщает, что в водоемах встречаются вирусы, вызываю-

1 Нитратным коэффициентом автор называет отношение среднегодовой концентрации нитратов (в миллиграммах на 1 л воды) к сумме осадков (в миллиметрах) за этот же год, умноженное на 100.

2 Butenandt А. und Dannenberg H. Die Bicheraie der Geschwülste. Hand. Allg. Path. VI/3 (1956).

3 К e 1 u s J. Substancje rakotwörcze w wodzie; Gaz, Woda i Technika Sanitarna, 1963, v. 37. p. 61.

щие болезни людей, млекопитающих, рыб и насекомых. К вирусам относятся возбудитель паралитического полиомиелита, асептического менингита, детского миокардита, инфекционного гепатита и других заболеваний. Хлорирование не всегда гарантирует уничтожение вирусов в воде, поэтому нужно изыскивать новые методы обеззараживания ее.

Вопросы гигиены атмосферного воздуха отражены в ряде статей. Horn (1967) пишет, что в ГДР основным видом топлива является бурый уголь в виде брикетов. В результате его сжигания воздух загрязняется золой, сернистым газом, окислами азота и 3,4-бензпиреном, что способствует повышенной заболеваемости населения болезнями органов дыхания. В 78% проб содержание сернистого газа в атмосфере превышало его ПДК. Средняя концентрация сернистого газа в атмосферном воздухе Галле составляла в миллиграммах на 1 м3 летом 0,23, весной 0,38, осенью 0,84 и зимой 1,13. В воздухе Берлина концентрация сернистого газа была значительно ниже: зимой 0,12 мг/м3, а в остальные времена года сотые доли миллиграмма в 1 м3. В дальнейшем, по словам автора, в ГДР будет развиваться теплофикация городов и намечается переход на газообразное топливо.

Petr и Schmidt (1967) пишут о влиянии малых концентраций сернистого газа и окислов азота, а также их комбинированного действия на здоровье детей, приводят эритрограммы. Загрязнение воздуха окислами азота увеличивает содержание метгемоглобина в крови обследованных детей в возрасте 8—10 лет.

Prietsch (1967) дает обзор литературы о влиянии выхлопных газов автомобильного транспорта на загрязнение воздуха городов. Концентрация окиси углерода в крупных городах Рурской области с интенсивным автомобильным движением достигает 30 мг/л, а в сельской местности — 1 мг/л, т. е. в 30 раз меньше. В воздухе Лондона содержание этого газа ночью не превышает 1 мг/л, в 9 часов — 17 мг/л, а в 17 часов доходит до 23 мг/л. Dellanu (1966) на основании результатов собственных исследований установил, что в г. Клуж (Румыния) с 1955 по 1964 г. количество легких ионов на открытых пространствах в среднем составляло 1220 в 1 мл, в жилых помещениях с открытыми окнами — 700, а с закрытыми окнами — только 160.

Гигиене очистки населенных мест посвящен ряд статей. Так, Kutzsch-bauch (1966) пишет, что магистрат Большого Берлина для обоснования мер по утилизации твердых отбросов организовал изучение их состава в 1965 г. в разных местах города в динамике по месяцам в районах с центральным и местным отоплением. Зимой количество золы в отбросах возрастало до 40,7% (по сравнению с 9,2% летом), а количество пищевых отходов уменьшалось до 22,4% (по сравнению с 30,5% летом). В течение года в составе отбросов содержание золы колебалось от 5,6 до 56,04%, пищевых отходов — от 12,27 до 39,3%, мелкого мусора — от 1,5 до 11,7% и бумаги — от 9,2 до 28,3%.

Burger (1967), изучая возможность компостирования инфицированных отбросов, установил, что метод камерного брожения эффективнее компостных. Автор рекомендует централизовать компостирование отбросов, размещая соответствующие площадки не ближе чем в 100 м от улиц с интенсивным движением, в 500 м от коммунальных учреждений и в 1000 м от пищевых предприятий.

Статьи по гигиене питания публикуются также в разделе «Общая и коммунальная гигиена». Baldauf и Thymian (1966) сообщают, что за 8 лет (с 1958 по 1965 г.) в стране зарегистрировано 1605 случаев отравлений с числом пострадавших 81 003. В каждом случае отравления число пострадавших составляло в среднем 42, из них 3 человека были нетрудоспособны 3—5 дней; 1 смертельный случай приходится на 12 800 заболевших. Причинами отравлений в 47,6% случаев явились нарушения санитарных правил при приготовлении пищи, в 18,1% — бактериальное обсеменение продуктов и готовых блюд, в 0,8% — химически вредные вещества, в 33,5% случаев причины отравлений не выявлены и в 17,8% не изучались вовсе. Из числа продуктов, вызвавших пищевые отравления, авторы называют в первую

очередь мясо животных и изделия из него (30,8% случаев, 34,4% заболевших и 37,6% госпитализированных). Рыбные продукты были причиной пищевых отравлений в 1,1% случаев с 0,8% заболевших и 1% госпитализированных. Сравнительно немного интоксикаций связано с потреблением молока, яиц, картофеля и других' продуктов. Авторы перечисляют меры профилактики пищевых отравлений.

Sachse (1966) приводит результаты анализов консервов, замороженных продуктов, сухих овощей и фруктов, используемых фабриками-кухнями для изготовления разных блюд. По мнению автора, эти продукты имеют преимущества с гигиенической точки зрения перед сырыми, так как при потреблении блюд из консервов, например, реже отмечаются пищевые отравления. Требуется, однако, разработать биохимические и физические тесты для гигиенической оценки таких продуктов. В другой статье Sachse (1966) отмечает повышенное содержание нитрит-нитратов в овощах и изготовленной из них пище. Автор считает допустимым, чтобы содержание нитратов в продуктах не превышало 60 мг%, и рекомендует ряд мер против вредного их действия на детей и лиц, нуждающихся в диетическом питании. Nikodemusz (1967) предлагает для профилактики пищевых отравлений бактериального происхождения создать микробиологический стандарт качества пищевых продуктов, в частности по кишечной палочке и анаэробным микробам.

Вопросы гигиены жилища освещаются в ряде статей советских авторов (А. С. Пероцкая, 1967; М. С. Горомосов, 1967; Г. И. Муравьева, 1967). Stahr (1967) указывает, что 60% жилого фонда ГДР имеет «возраст» более 50 лет; 1/3 его не обеспечена водопроводом и канализацией; центральное отопление и ванны имеют лишь 5% домов. Примерно 50% квартир состоит из 1 и 2 комнат, поставлена задача в ближайшие годы обеспечить квартирами из 3 комнат и более 60—65% населения. Muschter (1967) пишет, что в ГДР количество квартир с 4 672 000 в 1950 г. возросло до 5 856 000 к 1965 г., общая их площадь увеличилась с 264 млн. до 309 млн. м2. Для гигиенической оценки нового жилищного строительства нужны комплексные исследования. Тгосег (1967) подчеркивает важность реконструкции и ремонта старых жилищ, особенно в связи с необходимостью обеспечить квартирами одиноких (стариков и пенсионеров). Вопрос о гигиенических условиях жилищ этой части населения имеет важное значение.

Интенсивность городского шума в Варшаве в разное время суток изучал Brodniewich (1967). Анкетным методом собраны результаты опроса жителей о влиянии шума на их здоровье. На схеме и в таблицах, приводимых в статье автора, названы улицы и площади с наиболее интенсивным шумом.

Гигиенические нормы больничного строительства изложены в обзорной статье, написанной Hackenberg и Bethke (1967). В форме систематизированных таблиц приведены основные гигиенические и санитарно-технические данные. В частности, рекомендуются оптимальное количество коек для больниц в пределах 200—1000 (из расчета 6,42 койки на 1000 жителей), высота палат 3,1 м, площадь однокоечной палаты 9,64 м2, двухкоечной по 7,76 м2 на каждого больного и четырехкоечной по 7,45 м2 на каждого больного. Ознакомление с этими нормами представляет интерес, хотя некоторые из них могут вызвать критические замечания советских гигиенистов.

Гигиене сельских населенных мест посвящена статья, которую написал югославский автор Teodorovic (1966). В статье излагается опыт осуществления санитарного минимума (водоснабжение, удаление отбросов и нечистот) в одном из крупных сел Югославии. Для руководства и квалифицированного надзора за осуществлением мер по санитарному благоустройству сел автор рекомендует иметь 1 санитарного техника на 5000 сельских жителей.

К сожалению, за 2 года в журнале совсем не освещались вопросы гигиены планировки населенных мест, мало напечатано статей по гигиене детей и подростков, личной гигиене.

Многие опубликованные на страницах журнала статьи представляют интерес для советских читателей, гигиенистов и санитарных врачей.

ЛИТЕРАТУРА

А u е г m а n п Е. et al. Z. ges. Hyg., 1967, Bd 13, S. 835. — В а 1 a u f S., Thymian E., Ibid., 1966, Bd 12, S. 989. — В u г g e r G., Ibid., 1967, Bd 13, S. 258. — В r o-dniewicz A., Ibid., S. 760. — D e I e а n u M. C., Ibid., 1966, Bd 12, S. 343. — G o-r о m о s s о w M. S., Ibid., 1967, Bd 13, S. 756. —Günther G., Ibid., 1966, Bd 12, S. 909. —Günther G., Ibid., 1967, Bd 13, S. 901. — H а с к e n b e r g H. W., В e t h-ke Р., Ibid., S. 153. — H а n n у J.et al. Ibid., 1966, Bd 12, S. 750. — H о r n K., Ibid., Bd 13, S. 30. — К u t z s с h а u с h K., Ibid., 1966, Bd 12, S. 838. — L a w e r e-nz A., Ibid., 1967, Bd 13, S. 844. —Münch H. D., Ibid., 1966, Bd 12, S. 468.— M u r a w j e w a G. J., Ibid., Bd 13, S. 758. — M u s с h t e r W., Ibid., S. 553. — N i-kodemusz J., Ibid., S. 253. — P e г о t z к a j а A. S., Ibid., S. 754. — P e t г В., Schmidt Р., Ibid., S. 34. — P г i e t s с h W., Ibid., S. 326. —Sachse R., Ibid., 1966, Bd 12, S. 734. — S а с h s e R„ Ibid., S. 243.— S t a h r J., Ibid., 1967, Bd 13, S. 561. — T e о d о г о v i с В., Ibid., 1966, Bd 12, S. 829. — T г о с e r A., Ibid., 1967, Bd 13, S. 578. —Urbach H., Ibid., 1966, Bd 12, S. 385. —Ventz D., Lindner W., Ibid., S. 81.

Поступила 30/VII 1968 t

ЗА РУБЕЖОМ

УДК 612.392.892.7

К МЕХАНИЗМУ ДЕЙСТВИЯ БОРА НА ОРГАНИЗМ ТЕПЛОКРОВНЫХ ЖИВОТНЫХ (ПОСТУПЛЕНИЕ, РАСПРЕДЕЛЕНИЕ И ЭЛИМИНИРОВАНИЕ)

Канд. мед. наук Т. Попов, Р. Ангелиева Научно-исследовательский институт гигиены, София

Интерес к бору в последние годы значительно возрос. Бор и его соединения широко применяются в металлургии как легирующие добавки к целому ряду сплавов, в атомной промышленности, производстве полупроводниковых приборов, стекольной, керамической и кожевенной промышленности, производстве твердых, жароустойчивых и коррозионноустойчивых покрытий разных космических аппаратов, реактивных двигателей, газовых турбин и др. Наряду с этим бор нередко рассматривается и как жизненно необходимый микроэлемент (М. Г. Коломийцева). Он все больше используется в сельском хозяйстве в качестве стимулятора роста растений.

Из-за широкого применения бора и его соединений возможно попадание его с промышленными сточными водами в открытые водоемы. Вместе с тем известно, что в водах рек, пересекающих борсодержащие породы, выявляются заметные концентрации бора (до 8 мг/л, по данным А. В. Щербакова). В грунтовых и артезианских водах бор обнаружен в концентрациях 100 и 1600 мг/л. Повышенное содержание бора в питьевых водах может привести к тому, что из жизненно необходимого элемента он превратится в токсический агент внешней среды. Опасность этого обусловливает необходимость гигиенического нормирования бора в водоемах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.