Научная статья на тему 'Проблемы общеправовой теории маргинальности'

Проблемы общеправовой теории маргинальности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
355
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРГИНАЛЬНОСТЬ / ОТЧУЖДЕНИЕ / ДЕЗАДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК / ПРАВОГЕНЕЗ / MARGINALITY / EXCLUSION / DISADAPTATION / SOCIAL ORDER / ORIGIN OF LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Степаненко Равия Фаритовна

В статье рассматриваются теоретико-правовые проблемы общеправовой концепции маргинальности как сложного социально-юридического феномена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Problems of the General Legal Theory of Marginality

The article deals with the theoretical and legal problems of the general legal theory of marginality as a complicated social and juridical phenomenon.

Текст научной работы на тему «Проблемы общеправовой теории маргинальности»

12.4. ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕПРАВОВОЙ ТЕОРИИ МАРГИНАЛЬНОСТИ

Степаненко Равия Фаритовна, к.ю.н. Должность: доцент кафедры теории и истории государства и права. Место работы: «Университет управления «ТИСБИ» г.Казань. E-mail: [email protected]

Аннотация: В статье рассматриваются теоретико-правовые проблемы общеправовой концепции мар-гинальности как сложного социально-юридического феномена.

Ключевые слова: маргинальность, отчуждение, дезадаптация, социальный порядок, правогенез.

THE PROBLEMS OF THE GENERAL LEGAL THEORY OF MARGINALITY

Stepanenko Raviya Faritovna, PhD at Law. Position: associate professor at Theory and History of State and Law chair. Place of employment: Faculty of Law, University of Management «Tatar Institute for Business Assistance» Kaaan. Email: [email protected]

Annotation: The article deals with the theoretical and legal problems of the general legal theory of marginality as a complicated social and juridical phenomenon.

Keywords: marginality, exclusion, disadaptation, social order, origin of law.

Фундаментальные преобразования социокультурного пространства России на рубеже XX-XXI веков сопровождающиеся процессами маргинализации значительной части российского населения, повлекли за собой трансформацию структуры общественного устройства, в которой получило свое развитие обострение внутренних социально-экономических, духовнонравственных и иных противоречий. Увеличилось число граждан, находящихся в отчужденном, пограничном и дезадаптированном к нормативно-ценностной системе положении. Негативные последствия существенной социальной дифференциации повлияли на рост числа лиц, не имеющих постоянного источника доходов; безработных; утративших постоянное место жительства; безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних; не сумевших адаптироваться к новым условиям ранее судимых; нелегально находящихся на территории Российской Федерации мигрантов; больных алкоголизмом и наркоманией и т.д. В свою очередь, деструктивизм процессов маргинализации, негативным образом отразился на состоянии социального порядка. Осложнилась криминогенная обстановка, увеличилось количество правонарушений, в том числе, преступлений, совершаемых лицами из маргинальных групп населения. Проводимые нами эмпирические исследования в этой области показывают, что начиная с 2000 по 2010 год число маргинальных лиц, совершивших преступления из общего количества лиц, привлеченных к уголовной ответственности по Республике Татарстан1, возросло с 56 % до 62,4% в 2010г.

Актуальность данных проблем способствовала активизации интереса социогуманитаристики, и юридической науки в частности, к внутри- и междисциплинарному исследованию феномена маргинальности. Определенный объем знаний, накопленный зарубежной и отечественной маргиналистикой, позволил исследователям выявить и обосновать ряд особенностей и зако-

1 www.mvd.ru [Электронный ресурс: 26.02.12]

номерностей этого феномена, характеризующегося и проявляющегося в совокупности таких свойств и качеств маргинальных индивидов, как отчуждение, по-граничность, а также неадаптированность к социально-нормативному устройству и, в целом, к модальной общности. Периоды данного специфического положения, объективируясь через законодательное пространство, предопределяют, как отмечает общая теория права, конформистское, индифферентное либо нигилистическое отношение индивидов, находящихся в маргинальной ситуации, к правовым предписаниям. В свою очередь, такое нейтральное или негативное восприятие правовых установлений, как фиксирует мар-гиналистика, является предоминирующим фактором, объясняющим склонность или предрасположенность маргинальных индивидов к совершению правонарушений в т.ч. преступлений.

Накопленный зарубежной общей теорией маргинальности познавательный арсенал, непосредственное формирование которого приходится на 20-е годы прошлого столетия, существенно дополняемый с начала 70-х годов ХХ века российскими исследованиями, представлен разнообразным числом теоретических построений, концепций и направлений. Начиная с 90-х годов прошлого столетия в России защищено 48 диссертационных работ, объектом изучения которых является маргинальность. В своем большинстве российская маргиналистика представлена работами в области философии и социологии. Получают свое развитие исторический, психологический, правовой и другие подходы. В этой сфере предложено множество классификаций, в которых выделяют такие основные виды изучаемого феномена, как культурная, структурная и статусная маргинальность. Наряду с попытками обосновать и объяснить столь сложное, исторически устойчивое социальное явление, в этой сфере научных знаний почти повсеместно выдвигается ряд теоретических гипотез и проблем, основанных на богатом эмпирическом опыте. Однако все они требуют, наряду с использованием имеющихся в этой области знаний, проведения новых дополнительных изысканий. Гуманитарные и естественно-гуманитарные исследования маргинальности консеквентно обогащаются посредством нового рефлексивного осмысления, рационального анализа, эволюцией прежних и выдвижением новых стратегий, способов и методов исследований искомого феномена.

Проблемное поле как маргиналистики в целом, так и общеправовой теории маргинальности, в частности, в первую очередь, направлены на поиск и изучение причинно-следственных отношений, формирующих специфические способы и формы жизнедеятельности, такие как маргинальный образ жизни и присущие ему соответствующие модели поведения. В правовом формате научных работ подобного рода доминирующее место занимает принцип каузальности исследуемого объекта. В связи с этим, экспликация многофакторного комплекса детерминант маргинальности может и должна осуществляться, прежде всего, в историческом контексте, позволяющем наиболее полно и разносторонне понять внутреннюю логику становления, формирования и развития рассматриваемого феномена. Особый интерес вызывают его взаимосвязь и взаимодействие с другим социальным явлением - правом.

Продолжающееся в настоящее время познание многовекового процесса развития европейской и российской цивилизаций, безусловно, связано с коррелятами

4'2012

Пробелы в российском законодательстве

общей динамики преобразований социально-правовой реальности, в которой значительная роль отводится изучению соотношений: закона и беззакония; справедливости, свободы, равенства и дискриминации; социального порядка и различных видов правонарушений, в т.ч. преступлений и т.д. Правовая реальность в исторической парадигме предстает как воплощение или констатация представлений о ценностях, потребностях, интересах, возможностях, ориентирах и формах человеческих взаимоотношений, которыми руководствовались люди на том или ином этапе эволюции государственности. В этом смысле не является исключением и общеправовая концепция маргинальности, устанавливающая степень влияния этого феномена на оценку правомерности / неправомерности поведенческих проявлений. Интересующие нас историографические параметры, начиная с древних времен до современности, должны способствовать познанию и пониманию процессов юридизации человеческого бытия в целом и маргинального существования в этом бытии, в частности.

Сферу наших интересов составляют вопросы, связанные с объяснением природы формирования маргинального правосознания и культуры; с пониманием процессов статусных рассогласований, складывающихся в условиях маргинализации одних индивидов и привилегированности других; с познанием причин возникновения и, более всего, обострения социальных противоречий, лежащих в основе негативных и, в крайней форме - агрессивных видов маргинального поведения. В контексте построения общеправовой концепции маргинальности обнаруживает себя и другая, не менее важная проблема - нахождение истоков отчуждения права от конкретного человека, поиск причин и оснований установления противоборствующими социальными группами в различные исторические эпохи собственных «квазипорядков»; объяснение процессов взаимного отчуждения государства, власти и права от личности и наоборот, а также понимание тех ценностных начал в правообразовании, которые формируют смысл патерналистической функции государства по отношению к социально-незащищенным слоям населения и многое другое.

Современная юриспруденция в изучении междисциплинарных понятий использует интерсубъективный подход, позволяющий наиболее полно раскрыть содержание категорий, в том числе, с помощью коммуникативной стратегии, т.е. изучая взаимодействие максимального числа субъектов - участников правоотношений. В нашем случае их количество расширяется путем включения в схему «государство-индивид» таких, как отмечалось, элементов, как маргинальное бытие и сознание, их взаимодействие с правовым пространством и т.д.

Абстрагируясь от интерсубъективного подхода в изучении правового сегмента маргиналистики, мы считаем необходимым использование гносеологической, онтолической и аксиологической концепций познания объекта исследования, с помощью которых должно сформироваться объективное и обобщенное знание о маргинальности в праве, и наоборот.

Гносеология, как исходная позиция в изучении феномена маргинальности, объясняющая сущность структуры и связи отчужденного и пограничного положения индивидов (групп), задает зарубежным и отечественным ученым «энергетику» познания данного явления. В границах общих представлений о маргинальности через анализ теоретических познаний в этой

сфере формируются определения и понятия предмета исследования. Задается векторность получения новых представлений о маргинальности, осмысливается познавательное значение, а также влияние различных проявлений этого феномена на социальный порядок. Совокупность полученных в таком формате знаний представляется важной для правовой науки.

Социально-правовая онтология концептуализируется в ходе обобщения человеческого опыта, выводится из его форм и через осмысление разнообразных общественных проблем, к числу которых относится и искомый нами феномен. Посредством исследования самой маргинальности, ее форм и особенностей функционирования, а также взаимодействия в социуме, как нам представляется, можно проследить и глубоко осмыслить эволюцию права (правогенез), причем не только в интересующей нас сфере.

Важным атрибутивным элементом любого теоретического построения, в том числе и общеправовой концепции маргинальности, является аксиологический подход. Значимые для юридической науки аспекты социального долженствования и включенные в структуру этого долженствования, помимо множества других, и маргинальные субъекты - носители специфического морально-нравственного и правового сознания, представляют интерес с точки зрения способности ценностных установок права влиять на изменение и конструирование должного поведения в обществе. С другой стороны, общеправовая концепция маргинальности заинтересована и в объяснении ценностных нормативов, присущих / неприсущих маргинальным индивидам, и в нахождении их места в иерархии общесоциальных, в т.ч. правовых ценностей. Аксиологический подход позволяет рассмотреть ценность права в качестве первоначал согласованного сосуществования множества социальных, и, входящих в них маргинальных групп. На базе такого подхода представляется возможным оценить, являются ли те или иные правовые предписания способными укрепить социальный порядок или же их содержание не обладает социальной значимостью и ценностью. В этом же контексте можно выявить ценностные ориентации и предпочтения маргинальных индивидов, дать характеристику мотивационной структуры их морально-правового сознания, обнаруживающего себя в отношении к долгу, обязанностям, т.е. к установленным нормам, имеющим общечеловеческие ценности. Кроме того, для нас представляют значительный научный интерес рассмотрение видов деструктивных форм маргинальных проявлений, которые имеют явно негативную ценностную окрашенность и обладают «противоправным потенциалом», способным наносить вред основам существующего правопорядка.

Аксиологический подход позволяет провести соизмерение двух видов ценностей в праве - существования и долженствования. Ведь именно в них марги-нальность должна быть упорядочена с помощью ценностных правовых предписаний, обеспеченных инструментальным механизмом регулирования общественных отношений. Здесь же необходимо учитывать важность фундаментальных прав и свобод, принадлежащих маргинальным индивидам наравне с другими гражданами. Устанавливая всеобщие модели и образцы поведения, общество должно основываться на взвешенном морально-этическом и юридически оправданном выборе средств достижения этих целей.

Аксиологический подход особенно важен при историко-правовом познании маргинальности, начиная с эта-

пов зарождения и становления государственности, правогенеза и т.д. В конкретно-исторических эпохах формирования государства и права весьма значимым является понимание соблюдения / несоблюдения принципа социального равенства - основного критерия правовой аксиологии, а также анализ концептуальной антитезы «человек-власть» и последствий этого противоположения. Следует иметь в виду, что ценностная ориентация на «равенство всех» преобладает у маргинальных групп. Вот почему важно учитывать исторический опыт в регламентации правового положения одних групп, умаления или, напротив, - установления привилегированного статуса других и т.д.

Не менее востребованным в изучении сложных социально-правовых феноменов является принцип историзма. В широком смысле историцизм - как стратегия гуманитарного познания в контексте философской доктрины понимания природы человека и общества, представляет собой квинтэссенцию знания о закономерностях и особенностях развития государственности и искомого феномена в этом процессе. Как в социуме, так и за его пределами, наиболее полное понимание исторической картины изучаемого явления, а также эволюции правовых механизмов, регулирующих процессы маргинализации, складывается при помощи способов познания, используемых в исторической науке, постулируемое знание в которой и в значительной степени объективно, и известным образом субъективно, и, в целом, - контекстуально. Используемый в данном исследовании исторический опыт познания российской действительности, представленный в научных трудах Л. Н. Гумилева, И. А. Ильина, Н. М. Карамзина, В. О. Ключевского, С. М. Соловьева, а позднее - в работах А. Б. Истилеевой, А. Н. Зорина, Е. Г. Лысенко, Н. И. Павленко, Ф. Я. Полянского, Ю. М. Полянской, С. В. Юшкова и многих других, способствует достижению поставленной нами цели - объяснить причинность формирования сущностных характеристик и свойств маргинальности. Кроме того, исследования зарубежных ученых (А. Антоновски, Г. Гурунга, И. Кланфера, Ч. Ломброзо, Н. Лумана, В. Манчини, Р. Мертона, Р. Парка, Е. Стоунквиста, М. Фуко и мн. других), российских философов и правоведов (И. Ильина, Н.М. Коркунова, А.А. Пионтковского и др.) оказывают содействие в познании процессов правогенеза в сфере регулирования поведения, обусловленного маргинальностью, а также последствий влияния этого феномена на социальное равновесие в обществе.

Представляется, что получение знаний при помощи совокупности гносеологического, онтологического, аксиологического - посредством исторического подходов в изучении парадигмы такого сложного социального явления и научного междисциплинарного понятия как маргинальность, должно в полной мере способствовать его наиболее объективному научному осмыслению. В свою очередь, полученные научные представления об истории формирования, становления и развития (генезисе) общеправовой теории

маргинальности должны, на наш взгляд, способствовать объективации концепции права - как идее формального равенства, справедливости и свободы; права одного быть другим и, наконец, как общей взаимной ответственности друг перед другом в нашем сложном, изменяющемся мире.

Список литературы:

www.mvd.ru [Электронный ресурс: 26.02.12]

Literature list:

www.mvd.ru [electronic resource: 26.02.12]

Отзыв

на научную статью кандидата юридических наук Р.Ф. Степаненко «Проблемы общеправовой теории марги-нальности»

Статья Степаненко Р.Ф. посвящена проблематике построения и изучения общеправовой теории марги-нальности, обуславливающей, по мнению автора, предрасположенность индивидов, находящихся в отчужденном положении от нормативно-ценностной системы, к совершению правонарушений, в т.ч. преступлений.

Р.Ф. Степаненко дает обзор предварительного опыта, накопленного в зарубежной и отечественной сфере маргиналистики, объясняющего социально-негативную значимость рассматриваемого феномена для правового пространства. Особый интерес автора обращен к взаимосвязи и взаимодействию маргинальности с правовыми установлениями.

Кроме того, сферу интересов общеправовой теории маргинальности составляют онтологическое, гносеологическое и аксиологическое содержание искомого феномена через историцизм рассматриваемого процесса маргинализации определенной части населения как зарубежного, так и российского общества.

Выдвигаемые автором проблемы и гипотезы, составляющие содержание выстраиваемой концепции, представляют научный интерес как для теоретикоправовой науки, так и социогуманитаристики в целом. В связи с чем, статья может быть рекомендована для публикации в открытой печати в журнале «Черные дыры в Российском Законодательстве».

Рецензент

Зав. кафедрой уголовного права ФГАОУ ВПО КФУ, доктор юридических наук, профессор М.В. Талан

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.