Г.Ю. Чурин, Н.Н. Маковская
Проблемы образования и культуры в дискурсе публичной политики в Санкт-Петербурге
В современном российском обществе, в котором новые информационные технологии соседствуют с глубоким культурным и нравственным кризисом, публичная политика является инструментом формирования и управления общественным мнением, а также манипулирования им. Важность изучения политического дискурса продиктована необходимостью понимания подлинных интенций и скрытых приемов манипулирования. Чем более открыта и демократична жизнь общества, тем больше внимания уделяется языку политики и вводимых реформ образования и культуры во всевозможных формах дебатов и иных видах обсуждений.
Ключевые слова: политический дискурс, публичная политика, реформы образования и культуры, дебаты, манипулирование, общественное мнение, взаимоотношения между властью и обществом.
В современном российском обществе, в котором новые информационные технологии соседствуют с глубоким культурным и нравственным кризисом, публичная политика является инструментом формирования и управления общественным мнением, а также манипулирования им. В таких условиях отнесение образования не к базовой основе развития общества, личности, нации, страны, а к сфере услуг является неслучайным. Недаром даже президент РФ В.В. Путин в последнем своем обращении к российским гражданам сказал, что мы все столкнулись лицом к лицу с «культурной нищетой», с потерей нацией «собственного культурного лица», а это облегчает возможности манипулирования обществом1.
Конкретизируя вышесказанное, стоит заострить внимание на все более растущей власти СМИ и коммуникационных технологий в российской публичной сфере. При этом в таком развитии событий довольно много преимуществ перед архаичностью так называемой ельцинской эпохи, когда информатизация в РФ пребывала в зачаточном состоянии. Однако и поныне письма, обращения рядовых граждан (даже от представителей науки и культуры), адресованные политикам и государственным учреждениям, ходят «по кругу», не принимаются во внимание в этих государственных учреждениях должным образом и потому не влияют на
векторы развития российского общества, образования и культуры в той мере, в какой могли бы повлиять.
В сфере публичной политики, внимание которой обращено на российские образовательные учреждения и институты, по-прежнему велик круг сложившихся проблем. Эти проблемы во многом напрямую увязаны с такими ключевыми моментами современной российской жизни, как ЕГЭ, слияние ВУЗов, федеральные образовательные стандарты, потери научного потенциала ведущих научно-технических направлений (например, электроники) и др. Понятно также, что за этими проблемами скрывается отсутствие гражданской позиции и адекватных представлений относительно критериев научной объективности и глубины научных исследований у многих представителей российского научного сообщества и тем более - среди российских чиновников. Среди последних политический дискурс в виде публичных выступлений, заседаний и т.п., распространяемый посредством прессы, телевидения, радио, интернета, зачастую направлен лишь на карьерный рост, а потому необходимо дескриптивно и критически подходить к изучению способов, с помощью которых российская политическая власть осуществляет свое господство в обществе.
Важность изучения политического дискурса продиктована необходимостью понимания подлинных интенций и скрытых приемов манипулирования. Чем более открыта и демократична жизнь общества, тем больше внимания уделяется языку политики и вводимых реформ образования и культуры во всевозможных формах дебатов и иных видах обсуждений. К примеру, из множества подобных дебатов, проводившихся в российском медиа-пространстве в последние годы, стало понятно, что оптимальной формой реформирования российского библиотечного фонда является модернизация библиотек и их техническое переоснащение в культурные центры нового типа.
При отсутствии гражданского общества в стране и пренебрежении к мнениям профессионального учительского и культурного сообществ, при непрозрачности политики, политического дискурса, когда невозможно вскрыть механизм сложных взаимоотношений между властью и обществом, педагогическому сообществу были предложены государством якобы «новые подходы» для реализации государственных образовательных стандартов, такие как введение так называемых универсальных учебных действий (УУД) в средней школе, например: формирование умения учиться, представлять себя в качестве «архитекторов и строителей» образовательного процесса и т.д. Вполне возможно посчитать все это неким суррогатным заменителем на фоне потери в средней школе литературы (2 часа в неделю вместо 5), физики (2 часа вместо 6) и других предметов, превращенных в придатки менее существенных, скорее вспомогательных школьных дисциплин.
Результатами такой политики становится то, что ВУЗы принимают на обучение «неучей», происходит закрытие профильных школ, лицеев, гимназий и др., не удовлетворяющих новым государственным образовательным стандартам, и иными путями искусственно создаются условия деградации современного российского общества. А ведь нельзя экономить на будущем нации!
С другой стороны, в школах необходимо не «пережевывать» старые представления и приемы, а помогать оборудованием учителям - новаторам, энтузиастам, внедряющим новую технику в каждый школьный урок, и тогда скучные задачки по механике в физике, решенные на ПК с помощью программы Mathсad и других программ, превратятся в настоящие исследования. Тогда и не нужно будет тратить огромные средства на рекламу интеллектуальной деятельности, ведь интерес к ней детерминируется самим ходом общественного развития. Многие сами захотят работать по рабочей сетке. А учителей, действительно предлагающих новые универсальные учебные действия с использованием ИКТ, станет гораздо больше, и доля молодых учителей в школе возрастет.
Отрицательным явлением в педагогическом сообществе стала аттестация учителей, руководителей образовательных учреждений города.
В Санкт-Петербурге аттестация не отражает истинного положения учителя в коллективе, его достижений. Проводится аттестация по формальному признаку, по бумажкам, которые собирают учителя, тратя драгоценное время на «макулатуру» вместо своего совершенствования и отдыха. Проведение подобным образом оценки деятельности педагогических работников окончательно разрушило слабые проявления демократии, уважительного отношения к учителю, которые хоть и слабо, но были при прежних механизмах аттестации в районах в прошлые учебные годы. Только свой район, коллектив образовательного учреждения может оценивать работу учителя. Огромные толстые папки вернули механизм аттестации к допотопному началу 90-х годов, когда никто и никого не знает, а судит об учителе по бумагам. Положение по аттестации введено без обсуждения в педагогическом сообществе, не прислушиваясь к мнению учителей, тайком и не называя имен ответственных за создание нормативных документов. Называется только Комитет образования, а кто конкретно - ответа нет. Подобного нет в Ленинградской области, в Москве, где механизмы аттестации щадящие для учителя.
Печально, но в ВУЗах оплата преподавателей еще меньше, чем в школах. Труд педагогического работника стал неуважаем в стране. Постоянные разговоры о поддельных диссертациях, закрытие и слияние ВУЗов также делается в отрыве от педагогической общественности. И причина в этом одна - неспособность общества к дискуссии, неправильные акценты в переоценке значимости политиков, бизнесменов и превознесении и оплате труда госслужащих, т. е. буржуазной бюрократии, а не
ученых и талантливых педагогов страны приводит к перекосам в оценке значимости каждого индивидуума. Власть доллара оказалась сильнее достоинства ума, знаний, таланта, образования, науки.
Минобрнауки не рассматривает работу частных ВУЗов, которые могут выдавать дипломы за короткий срок обучения, не лишает диссертаций бюрократов, политиков, которые незаслуженно получили их. Слаба оказалась «кишка» лишить диссертаций властных политиков уже в доказанных случаях плагиата. И вот эта несправедливость для русского человека страшнее многого. Именно это могут сгладить журналисты, социологи, педагоги. Власть не должна опираться и «заигрывать» с «нуворишами» XX и XXI веков при сомнительно созданных капиталах. Дискурс, диалог, честное телевидение, а не закрытие популярных каналов «Совершенно секретно», Евро-ньюс. Поиски путей взаимодействия должны быть взаимными.
В прозрачности политики, в политическом дискурсе, в открытости власти и общества возможно и восстановление единства духа нации. Образованию и науке, культуре необходимо другое финансирование, оборудование и переоборудование новой техникой. К тому же российским чиновникам от образования стоило внимательнее отнестись к продемонстрированному российскими учителями и преподавателями опыту внедрения инноваций в образовательной сфере: уже сейчас проводят телемосты в ооУоо между образовательными учреждениями различных типов, учащиеся обучаются дистанционно по программе МООБЬБ, создаются новые образовательные, учебные и рабочие программы. Многие учителя создают сайты, видеостраницы, имеют блоги, активно общаются, создают собственные электронные образовательные ресурсы (ЭОР).
Так, к примеру, в Приморском районе Санкт-Петербурга за последние годы оперативно были организованы опытно-экспериментальные площадки по созданию собственных образовательных эксклюзивных электронных ресурсов, в частности при школе № 596 уже 2 года работает площадка по подготовке лаборантов-физиков. В подобных образовательных учреждениях учащиеся имеют все базовые возможности приобретения навыков сборки схем, организации новых опытов, лабораторных работ и экспериментов2.
Объединение учителей словесности города на базе школ №№ 618, 582, 74, гимназии № 2, ГБОУ № 303 им. Ф. Шиллера, по использованию интерактивного устройства М1М1О привело не только к повышению качества обучения, но и к совершенствованию механизма новых универсальных учебных действий (УУД), когда ученику интересен каждый миг урока. Увлекателен эксперимент на 144 часа (72 часа аудиторных и 72 часа практики) в Приморском р-не Санкт-Петербурга профессора словесности Свириной Натальи Михайловны и методиста ИМЦ Приморского р-на Сапегиной Людмилы Анатольевны с обучением литературе учителей
и учащихся всего города «Развитие творческих способностей и художественных представлений на уроках литературы и МХК».
Для поддержки статуса школьного предмета «Литература», который с 2009 года, с вводом ЕГЭ по выбору, постепенно умирает, в городе (в Приморском районе) не только введен для детей курс лекций по литературе, практические занятия по исследовательским работам. Желающих заниматься исследовательской работой с каждым годом становится все меньше и меньше. «Нестандартно мыслящих детей, - сказал ректор МГУ Садовничий В. А. об абитуриентах 2012 года, - заметно и значительно убавилось».
Слова Д.А. Медведева, сказанные им об образовании в канун Нового 2013 года: «Любые изменения, которые происходят в этой сфере, а изменения всегда необходимы, должны быть понятны для общества, для людей, для тех, кому служат учителя»3.
И совершенно непонятно, зачем и с какой целью уничтожается школьный предмет - литература.
Перспективен для участия в дискурсе СПбГУ, обладающий большими возможностями и достижениями4. Программой развития Санкт-Петербургского государственного университета до 2020 года определены 5 приоритетных направлений образовательной и научной деятельности:
- нанотехнологии и материаловедение;
- биомедицина и здоровье человека;
- информационные системы и технологии;
- экология и рациональное природопользование;
- управленческие кадры и технологии.
Этот факт не является предметом дискурса в обществе, что жаль! Федеральное финансирование этих направлений, предусмотренное программой развития СПбГУ до 2020 года, на первые три года составляет 5 млрд рублей. На эти средства создается система междисциплинарных ресурсных центров Санкт-Петербургского университета, оснащенных ультрасовременным оборудованием, - центров коллективного пользования, предназначенных для образовательной деятельности и проведения научных исследований. В октябре 2011 года Вычислительный центр СПбГУ впервые оказался в списке топ-50 самых мощных компьютеров СНГ. В настоящее время в Университете уже работают несколько междисциплинарных ресурсных центров:
- Междисциплинарный ресурсный центр по направлению «Нанотехнологии»;
- Центр коллективного пользования «Хромас»;
- Междисциплинарная лаборатория «Ресурсный центр микроскопии и микроанализа»;
- Научно-исследовательский центр «Динамика».
Лаборатории оснащаются самым современным оборудованием и ориентированы на получение научных результатов, значимых для России и мирового сообщества, а также на подготовку высококвалифицированных специалистов по соответствующим предметным областям. Вызывает обеспокоенность постоянный отток молодых ученых на Запад. Что можно изменить для закрепления в РФ, требуется обсуждать и менять.
В Университете успешно действуют ресурсные центры гуманитарной направленности, среди которых:
- Рериховский центр Санкт-Петербургского государственного университета, общественный научный центр СПбГУ, основными целями которого являются художественное освоение, сохранение и популяризация наследия семьи Рерихов;
- Центр изучения Германии и Европы, деятельность которого посвящена социальным наукам и направлена на содействие научному сотрудничеству между Германией и Россией в научной и образовательной сферах;
- Научно-исследовательский экспертный Центр по изучению проблем экстремизма, основная миссия которого заключается в проведении информационно-аналитической, научно-методической и экспертной работы в сфере социальных, культурных, политических, правовых и иных аспектов жизни гражданского общества.
Активное и плодотворное участие сотрудников и студентов Санкт-Петербургского университета в международных научно-исследовательских проектах и программах академической мобильности является одним из приоритетных направлений развития Университета.
Партнерами СПбГУ являются более 300 зарубежных вузов из 70 стран мира. Наибольшее число вузов-партнеров - из США, Германии, Франции, Финляндии, Японии, Республики Корея и Китая.
Сегодня в Университете совместно с зарубежными вузами-партнерами реализуется 17 образовательных программ; на 11 образовательных программах обучение ведется полностью на английском языке.
Ежегодно на базе Санкт-Петербургского университета проводится более 25 международных летних и зимних школ, в которых принимают участие студенты и преподаватели из разных университетов мира. Санкт-Петербургский университет сохраняет традицию публичных лекций, в рамках которой выступают знаменитые ученые, политики, деятели культуры и искусства. Университет выступает в роли организатора и активного участника общественно значимых международных мероприятий: дискуссионных форумов «Петербургский диалог» (проводимый в формате ежегодных встреч представителей общественности России и Германии); форум гражданских обществ «Диалог Россия - Республика Корея» и другие. Подобные общественно значимые мероприятия способствуют диалогу, развитию и консолидации общества.
Однако на фоне многочисленных новаций, модернизаций, инноваций, таких нововведений, как ЕГЭ, когда оценивается только результат, а сам механизм оценки мешает развитию ребенка, повышению его творческого и интеллектуального потенциала, понижается доверие общества к предлагаемым механизмам и повышается одновременно градус общественного реагирования и состояния общества. Трудно становится достучаться до отдельных граждан сообщества, когда возникает обстановка всеобщего недоверия друг к другу, диалог становится сомнительным. Следовательно, именно дискурс, внимание к острым проблемам, смелость в их обсуждениях и реально современная реакция на события могут изменить негативные тенденции развития современного общества.
Особенно благотворна поддержка научного сообщества, единения ВУЗов города и страны. Всегда умное и научное обоснование жизненных явлений для умных граждан РФ является предпочтительным вранью или конъюнктурному предложению карьеристов. Честный дискурс является открытой дорогой к успеху каждого гражданина страны.
В РФ, в дореволюционной России столетиями завоевывался авторитет академического сообщества. РАН существует с 1924 года (Фортов В.Е. президент) и ошибочно, что такие важные для общества нововведения, как ЕГЭ, модернизация образования, реформы происходят без экспертного участия академиков РАН, а силами временных госслужащих, их экспертами, и иногда с сомнительной репутацией. РАН является достоянием страны и мнение ее, дискурс могло изменить ситуацию с ЕГЭ.
Прошло несколько лет, не работают чиновники, начавшие процедуру ЕГЭ, и нет ответственных за глобальный для общества эксперимент. А эксперимент происходит на самом дорогом для общества - детях. Не обсуждался он и родительским сообществом. Родители вообще мало информированы и отстранены от решающих заключений. Мнение их не звучит, да и никого не интересует. Даже простое поступление в школы, постоянно меняющиеся правила делают его мучительным для родителей. Редко издаваемые родительские газеты вызывают раздражение бюрократии от образования. Уже не говоря о получении места в детских садиках, что проблемно для любой семьи. Нет дискурса и нет тенденций к началу его проведения.
А знает ли родительское сообщество, что результат ЕГЭ по русскому языку при абсолютной безграмотности сдающего снижается всего на 6 баллов? Кому нужны такие абитуриенты? Не развивается в школе интуи-ционная грамотность, природная, чем славилась советская Россия.
Характерно, что последние годы появилась тенденция понижения статусности РАН РФ и преимущества Академии естественных наук (РАЕН), особенно в педагогическом сообществе. Мотивируется это якобы
западными тенденциями развития академической науки, где многие основополагающие законы спорны.
Педагогическое сообщество также разрознено, попытки создания учительских клубов проваливаются. Связано это с многочисленными обязанностями учителей, постоянно увеличивающимися с компьютеризацией. Первоначальное мнение, что компьютер «разгрузит» учителя, обернулось поздней работой учителя в школе и ночной дома. Система отчетности ежегодно усложняется и увеличивается. Педагоги заняты систематизацией, мониторингом, статистикой, отчетностью. Какой уж тут дискурс! Произошла подмена целей, понятий, заданий, ориентиров. Вместо движения вперед, совершенствования педагогики, развития учителями мозговых и творческих способностей ученика, педагоги заняты несвойственными профессии бумажными делами, в ряде случаев «макулатурными».
Тема дискурса, его важность в современном обществе, необходимость социологических исследований является фундаментом развития личности и общества. Настораживает появление невежественных высказываний о незначительности социологии в обществе и даже о несущественности гуманитарных наук в ВУЗах. Также вызывает беспокойство понижение уровня образованности общества, даже в культурном Санкт-Петербурге.
В малообразованном, малоинформированном обществе легко «морочить» голову. Например, часто можно услышать о полиграфе, как детекторе лжи. Это только слова, которые не подтверждаются, если знать глубже вопрос, участвуя в его разработке вместе с группой врачей-психиатров, психологов, математиков, инженеров в больнице им. Скворцова-Степанова в 70-х годах ХХ века, при содействии института мозга Н. Бехтеревой (братья В.В. Дубикайтис) и под руководством бывшего главного врача Конрада Карловича Поппе, затем В.Г. Агишевым5,6. Служить это может только оценочным и очень приблизительным средством, не может стоить больших денег (до 500 тысяч рублей) и не может являться доказательством в суде. Это уже не дискурс, а умышленное введение граждан в заблуждение.
Слабо обсуждается проблема падения культурного уровня, начиная со школы, перенаполненной жителями южных регионов, не встраивающихся в культурные особенности нашего региона, и заканчивая проблемами появления новых предметов в школе. Даже простой вопрос: почему в школах изучается только мировая художественная культура, когда имеется много других культурологических направлений, и они стали особенно беспокоить жителей Санкт-Петербурга. Несомненно, музейная педагогика развивает ученика. Но появляются предметы, явно не способствующие развитию мыслительных и художественных способностей.
Особенно настораживает насильственное внедрение в школы религии, проводимое людьми, бывшими в недавнем прошлом воинствующими атеистами. Современное религиоведение рассматривает разнообразные религии как важный компонент единой культуры человечества, анализирует причины возникновения, становления и развития религий в контексте их взаимодействия с различными цивилизационными и социально-политическими процессами.
Подобные превращения вызывают недоверие в обществе, что чревато его неуправляемостью. Еще недавно были в разработке теории устойчивого развития в Администрациях районов Санкт-Петербурга, выполнение договоренностей в Рио-де-Жанейро, программы устойчивого развития регионов и др.7
Элементами дискурса, единения жителей города в культурной сфере стало празднование 26 мая 2013 года 310-летнего юбилея со дня основания города. Уже много лет не было такого по-настоящему интеллигентного, «питерского» проведения юбилея города. Такие действия руководителей города, его губернатора Полтавченко Г.С. позволяют надеяться на благоприятное взаимодействие жителей и руководителей города.
Примечания
1. Заседание президентского совета по культуре и искусству 25 сентября 2012 г. URL: http: // state.kremlin.ru / face / 16530 (дата обращения: 26.06.2013).
2. Чурин Г.Ю., Маковская Н.Н. Проблемы инноваций в теории и практике Российского постдипломного образования // Постдипломное образование. Ресурсы инновационного развития. СПб.: СПбАППО, 2013. С. 77-78.
3. Совещание в Кремле 30 декабря 2012 г. URL: http: // www.kremlin.ru / transcripts / 17231 (дата обращения: 26.06.2013).
4. Информация для абитуриентов СПбГУ. URL: http: // www.edu.spbu.ru (дата обращения: 26.06.2013).
5. Бехтерева Н.П., Дубикайтис В.В. и др. Пособие по клинической энцефалопатии // Физиология человека. 1975. № 5. С. 771-782.
6. Маковская Н.Н., Чурин Г.Ю. Экология - методическая тема современной вечерней школые // Открытая школа. 2003. № 3 // Надежда Маковская: личный сайт. URL: http://kledij.narod.ru (дата обращения: 26.06.2013).
7. Концепция устойчивого развития: Материалы конференции ООН по окружающей среде и развитию. Рио-де-Жанейро, 1992 г. URL: http: // www.un.org / ru / documents / decl_conv / declarations / riodecl.shtml (дата обращения: 26.06.2013).