Научная статья на тему 'Государство и молодёжь: взаимные социальные обязательства'

Государство и молодёжь: взаимные социальные обязательства Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1013
249
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / STATE / МОЛОДЁЖЬ / YOUTH / СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА / SOCIAL OBLIGATIONS / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / SOCIAL POLICY / ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PATRIOTIC UPBRINGING / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРАВО / LAW / ПРОБЛЕМЫ / PROBLEMS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Любимов Алексей Павлович

В статье говорится о взаимных социальных обязательствах государства и молодёжи. Отмечается, что социальная политика, воспитание (патриотическое воспитание) и образование это базисные государственные позиции для реализации молодёжной политики. Государственная молодёжная политика опирается на Конституцию Российской Федерации, в которой закреплены права молодых граждан и социальные обязательства государства. При этом автор показывает основные современные проблемы в отношениях молодёжи и общества (государства).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STATE AND YOUTH: MUTUAL SOCIAL OBLIGATIONS

The article goes on to mutual social obligations of the state and the youth. It is noted that social policy, education (Patriotic education) and education is a basic positions for implementing youth policy. State youth policy is based on the Constitution, which enshrined the rights of young citizens and social obligations of the state. The author shows the main contemporary problems in the relations of the youth and society (the state).

Текст научной работы на тему «Государство и молодёжь: взаимные социальные обязательства»

ISSN 1997-ÜSÜ3 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 1 (Б7) январь-февраль ^

Примечания

1. Ариарский М. А. Педагогическая культурология : в 2-х т. Санкт-Петербург : Концерт, 2012. Т. I. 448 с. ; Т. II. 400 с.

2. Ариарский М. А. Социально-культурная деятельность креативно-информационной эпохи. Санкт-Петербург : Концерт, 2013. 248 с.

3. Фельдштейн Д. И. Проблемы психолого-педагогических наук в XXI веке//Педагогика. 2013. № 1. С. 3—17.

4. Ярошенко Н. Н. Развивающая среда и социально-культурная деятельность в контексте педагогики культуры // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 6. С. 130—134.

5. Ярошенко Н. Н. Педагогика и культурология в контексте интеграции и дифференциации научного знания // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 4 (54). С. 76—83.

References

1. Ariarskiy M. A. Pedagogicheskaya kulturologiya [Educational Cultural Studies]. St. Petersburg, Kontsert Publ. [Concert Publ.], 2012.

2. Ariarskiy M. A. SotsiaVno-kuVturnaya deyatePnosf kreativno-informatsionnoy epokhi [Socio-cultural activities creatively-information age]. St. Petersburg, Kontsert Publ. [Concert Publ.], 2013.

3. Fel'dshteyn D. I. Problemy psikhologo-pedagogicheskikh nauk v XXI veke [Problems of psychological and pedagogical sciences in the XXI century]. Pedagogika [Pedagogy], 2013, № 1, pp. 3—17.

4. Yaroshenko N. N. Razvivayushchaya sreda i sotsial'no-kul'turnaya deyatel'nost' v kontekste pedagogiki kul'tury [Developing environment and socio-cultural activities in the context of pedagogy culture]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [The Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts], 2012, № 6, pp. 130—134.

5. Yaroshenko N. N. Pedagogy and cultural studies in the context of integration and differentiation of scientific knowledge. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [The Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts], 2013, № 4 (54), pp. 76—83.

ОСУДАРСТВО И МОЛОДЕЖЬ: ВЗАИМНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

УДК 304:374.3

А. П. Любимов

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье говорится о взаимных социальных обязательствах государства и молодёжи. Отмечается, что социальная политика, воспитание (патриотическое воспитание) и образование — это базисные государственные позиции для реализации молодёжной политики. Государственная молодёжная политика опирается на Конституцию Российской Федерации, в которой закреплены права молодых граждан и социальные обязательства государства. При этом автор показывает основные современные проблемы в отношениях молодёжи и общества (государства).

Ключевые слова: государство, молодёжь, социальные обязательства, социальная политика, воспитание, патриотическое воспитание, образование, право, проблемы.

ЛЮБИМОВ АЛЕКСЕЙ ПАВЛОВИЧ — доктор юридических наук, профессор, проректор по международным связям и социально-воспитательной деятельности Московского государственного университета культуры и искусств

LYUBIMOV ALEKSEY PAVLOVICH — Full Doctor of Laws, Professor, Vice-Rector for International Relations and socio-educational activities, Moscow state University of culture and arts

e-mail: prorektor.mguki@gmail.com © Любимов А. П., 2014

Культурная политика и культурная среда

A. P. Lyubimov

Moscow State University of Culture and Arts, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, Khimki city, Moscow region, Russian Federation, 141406

THE STATE AND YOUTH: MUTUAL SOCIAL OBLIGATIONS

The article goes on to mutual social obligations of the state and the youth. It is noted that social policy, education (Patriotic education) and education is a basic positions for implementing youth policy. State youth policy is based on the Constitution, which enshrined the rights of young citizens and social obligations of the state. The author shows the main contemporary problems in the relations of the youth and society (the state).

Keywords: state, youth, social obligations, social policy, education, Patriotic upbringing, education, law, problems.

Социальная политика, воспитание (патриотическое воспитание) и образование — это базисные государственные позиции для реализации молодёжной политики.

Молодёжь — это специфическая социально-демографическая группа, которая имеет общие социально-психологические особенности, обусловленные характером социальных отношений на определённом этапе общественного развития. Однако молодёжь не является однородным социальным пластом, несмотря на некоторые общие социально-психологические особенности. Внутри неё есть группы с характерными социальными ценностями, ориентирами. Духовные ценности, ориентиры молодёжи, её нравственный облик оказывают всё более заметное влияние на общество, и родители, образовательные учреждения призваны вносить положительные коррективы в формирование достойного облика подрастающего поколения.

Государственная молодёжная политика опирается на Конституцию Российской Федерации, в которой закреплены права молодых гра ж дан и соци аль ные обя затель ст ва государства: на образование (ст. 43); свободу творчества, участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры (ст. 44); право на замену военной службы альтернативной гра ж данской службой (ст. 59) и др.

Молодёжь как социальная группа отличается тем, что она испытывает серьёзные трудности на этапе жизненного старта, в первую очередь с получением образования в соответствии со своими способностями и наклонностями, дальнейшим трудоустрой-ст вом, перед молодё жью ост рее сто ят жилищные и материальные проблемы. На со-вре мен ном эта пе ус лож ни лись про бле мы психологической адаптации молодёжи, затруднены механизмы вовлечения молодёжи в систему социальных взаимосвязей. Молодёжь как социально-демографическая группа имеет целый ряд отличительных особенностей — она является наиболее подвижной частью общества, группой, которая наиболее восприимчива к новым явлениям действительности, к новым знаниям, новым представлениям о мире. Но в то же время молодёжи присущи черты маргинальное™. Она легче поддаётся манипулированию, у неё не сформированы устойчивые представления и убеждения, ещё затруднена политическая и социальная ориентация. В политической культуре молодёжи значительную роль играют элементы «субкультуры», «контркультуры» или «культуры протеста».

Исходя из трудностей, которые встают на пути становления молодой личности, государство взяло на себя определённые обязательства, в том числе и в сфере образования: Конституцией РФ гарантировано право

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 1 (57) январь-февраль ^

Ф

каждого на получение образования, общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, право на конкурсной ос но ве бес плат но по лу чить выс шее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Работа с молодёжью при получении высшего специального образования должна строить ся, по на ше му мне нию, с учё том необходимости решения следующих задач:

• обеспечение преемственности поколений, сохра не ние и раз ви тие на ко п лен ных науч ных зна ний и на циональной культу ры, воспитание у молодёжи бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

• разностороннее и своевременное развитие молодых людей, их творческих способностей, навыков самоорганизации, са-мореа лизации лич ности, умения от стаивать свои пра ва, участвовать в дея тельности общественных объединений;

• становление у молодых граждан положительной трудовой мотивации, высокой деловой активности, успешного владения принципами профессионализации, навыков эффективного поведения на рынке труда;

• формирование у них целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;

• воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, спо собных к социа ли за ции в ус лови ях гра-ж данского общества, ува жающих пра ва и свободы личности, использующих возможности правовой системы, обладающих высокой государственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, ува жи тель ное от ношение к язы кам, тра ди-циям и культуре других народов, толерантность к ду хов ному мнению, уме ние ис кать и

находить содержательные компромиссы;

• формирование культуры мира и межличностных отношений, неприятия силовых методов разрешения политических конфликтов внутри страны, го товности за щи-щать её от агрессии.

Образование является важнейшим механизмом, выравнивающим изначальное социальное неравенство молодых людей. Оно обеспечивает их продвижение вверх по социальной лестнице и интеграцию. Однако осуществляемая реформа образования в Рос сии вне сла су ще ст вен ные про ти воре чия в этот процесс. Законодательно принятое понижение планки обязательного обучения, разрушение инфраструктуры всеобщего государственного образования и его коммерциализация в условиях стремительного имущественного расслоения населения существенно ограничили социальное продвижение ряда групп молодого поколения [1].

Падает престиж работы школьных учите лей и препода вате лей учебных за ведений. Патриотическое воспитание подзабыто, учительство забывает своё высокое предназначение: Всемирный День учителя Россия, который празднуется с 5 октября 1994 года, потерялся в суете реформ. Международные и российские рейтинги свидетельствуют: наша высшая и средняя школа теряют авторитет. Вместе с тем, в своём Послании федеральному Собранию Президент Российской Федерации В. В. Путин подчеркнул: «Система образования должна строиться вокруг сильного, одарённого учителя ... качественное обучение без воспитания невозможно» [3, с. 6].

Реформа образования затянулась, на неё наложилась реформа научной сферы, и, как следствие, наблюдаются падение качества нашего образования и отрыв от этого процесса науки!

В результате наша молодёжь выезжает за границу учиться, сокращается поток абитуриентов и количество стран, которые раньше традиционно направляли к нам учиться своих предста ви телей.

Ф

Культурная политика и культурная среда

Ф

Ещё начиная с времён Петра I, наши граждане (служащие) учились во Франции, Германии, Австрии, Италии, Голландии и др. странах, но тогда никто это «утечкой мозгов» не считал, практически все возвращались, потому что были воспитаны как патриоты. Так что проблема не в том, где учиться, а в том, какие условия созданы для реа-ли за ции по лу чен ных зна ний, как вос пи та на молодёжь и на что она ориен ти рова на.

«Железный занавес» ушёл в историю. В современном мире некоторое кадровое дви же ние и пере ме щение моз гов туда и обратно — это нормальное явление. Важно полноценно встроиться в мировое интеллектуальное пространство с минимальными потерями. Международная интеграция требует постоянного сотрудничества: необходимо обмениваться информацией, знаниями, учиться в лучших мировых учебных заведениях и смелее приглашать к нам иностранцев для учёбы и работы. На этом держится весь передовой мир.

Осмысливая роль и значение молодёжи в современных условиях, следует отдавать себе отчёт в том, что молодёжь может явить собой не только потенциал позитивных перемен, но и возможный фактор социальной нестабильности.

Именно поэтому роль государства в осуществлении молодёжной политики является определяющей. За контроль над её формированием и осуществлением идёт борьба партий, общественно-политических движений и дру гих ор га ни зо ван ных об ще ст венных сил. Стоит вспомнить историческую роль молодёжи в индустриализации нашей страны. В современных условиях поиск путей повышения молодёжного потенциала в инновационном пути развития нашей страны дол жен стать пер во сте пен ной за дачей государственной молодёжной политики.

Ос нов ные совре мен ные про бле мы в от ношениях молодёжи и общества (государства) видятся следующим образом:

• в части социальной политики в образовании у нас образовался крен в сторону

платных услуг. Излишняя коммерциализация образования привела к тому, что малообеспеченные слои населения фактически оказались отрезаны от возможности получения образования высокого уровня, соответствующего современным требованиям;

• недостаточно эффективная система преподавания в ряде образовательных учре-ж де ний, вы зван ная во мно гом низ ким уровнем оплаты труда большинства школьных учи те лей и препода вате лей вузов. Зарплата преподавателя, который учит молодёжь, не отвечает должному статусу в обществе, многие вынуждены заниматься подработкой, в том числе студенты дневной формы обучения, так как стипендии не хватает, а это при водит к пони же нию уров ня препо давания и обучения;

• несовершенна процедура сдачи ЕГЭ, не-ред ко происходит под го товка специа листов недостаточной квалификации и невостре-бован ных спе ци аль но стей и др.;

• серьёзно стоит вопрос с нерешённой проблемой трудоустройства молодёжи в соответствии с полученной квалификацией;

• наблюдается кризис коллективистских устремлений, происходящий на фоне ценностно-нормативной неопределённости, способст вующий не только раскрепощению личности молодого человека, но и укреп ле нию в его соз на нии ан тисоци аль ных ориентации и противоправного поведения. Это вызвано тем, что классовая и групповая идентификации в среде молодёжи заметно уступили место индивидуальной и корпоративной, приоритетным стал культ потребления, а не ду ховного ста нов ления;

• эпоха информационных технологий породила новую мировоззренческую парадигму, представ ляю щую но вый образ «ев ро пей-ского человека», но он по форме и разработанности остаётся «внешним», «не своим» для российской молодёжи: необходим поиск наглядного, содержательного и духовно адекватного нормативного канона человека антропогенной цивилизации, но российского типа, учитывающего социальную психо-

Ф

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 1 (57) январь-февраль ^

Ф

логию и менталитет россиянина [2].

Сей час много делает ся в части распространения и применения электронной информации, однако у Минобрнауки недоста-точ но современ ных электронных ресурсов, не в полной мере развита информационная образовательная сре да.

Существуют проблемы и на законодательном уровне: принят новый федеральный закон об обра зо ва нии, а под за кон ных ак тов по ря ду вопро сов нет (рас пре де ле ние и итоги конкурса на бюджетные места для приёма в вузы, механизм привлечения иностранных препо да вате лей на рабо ту в ву зы и др.).

Ос новной вы зов со времен но му рос сий-скому обществу связан с незавершённостью созда ния и нестабильностью демократических институтов управления и власти. В России до сих пор нет федерального закона о молодёжи и молодёжной политике, многие законодательные акты не обеспечены механизмами их реализации и не работают. При этом миллионы молодых людей лишены возможности получить конкурентное выс шее и да же пол ное сред нее обра зо ва ние. В то же время современное общество не может про дви гать ся в сторону про грес са без высокообразованных граждан.

Молодёжь не сможет в должной мере решать свои проблемы материального, социального и тем более политического характера без своих общественных объединений. При этом большинство молодых людей устраняются от юношеского движения, не проявляют инициативы самоорганизации, объединения, уходят от политической жизни.

При этом образовательные учреждения востребованы у российской молодёжи, и именно они должны стать местом не только подготовки высококвалифицированных кадров, но и пат рио ти ческого воспи тания под рас таю щего по ко ления.

Кратко остановимся ещё на некоторых нема ло важ ных ас пек тах вза им ных соци аль-ных обязательств молодёжи и государства.

Неоспорим тот факт, что публичные библиотеки, как участники формирования пра-

вовой культуры населения, и в первую очередь молодёжи, крайне валены для формирования облика культурного и высокообразованного человека. Но и здесь существуют про бле мы:

1. Неравные возможности для развития и расширения библиотечного фонда у крупных библиотек (таких, как Российская государственная библиотека, Библиотека иностранной литературы и т.п.) и небольших биб лио тек район ного мас шта ба. Это оп ре-деляется, главным образом, неравенством их финансовых возможностей. При этом значение сельской библиотеки, являющейся, воз мож но, од ним из не мно гих дос туп-ных источников знаний и культурного про-све ти тельст ва, очевидно.

2. Отсутствие необходимой, приоритетной государственной поддержки небольших библиотек, организаций культуры и просвещения в отдалённых от крупных городов районах.

3. Крайне низкая доля участия бизнеса, меценатов, благотворительных организаций в библиотечном деле [4, с. 173-180].

4. Недостаточная возможность библиотек по ор га ни за ции и обес пе че нию дос ту па к правовой информации.

5. Отсутствие опыта работ библиотек в рас про стра не нии пра вовой ин фор ма ции в целях формирования общеправовой культуры населения.

6. Социальное партнёрство публичных библиотек, органов государственной власти, общественных организаций, бизнеса в деле формирования и повышения правовой культуры населения оставляет желать лучше го.

Од ним из приори тет ных на прав ле ний государственной молодёжной политики является развитие студенческого спорта. В свете этого Сове ты прорек торов вузов фе дераль-ных ок ру гов Рос сии (му ни ци пальных образований) приняли концепцию своей работы, направленную на стимулирование студенчества к занятиям физической культурой и спортом, содействие оздоровления моло-

Ф

Ф

Культурная политика и культурная среда

Ф

дё жи, пол ноцен ное и все сторон нее вос станов ление прести жа студен ческого спорта в качестве одного из важных направлений в деле воспитания, формирования идеологии патрио тиз ма подрас таю щего поколения, поднятия общего уровня культуры молодёжи. Ещё в 2007 году Президиум Российского Совета Ректоров своим постановлением № 4 от 26 июня 2007 года обратился в Министерство образования и науки Российской

Федерации с просьбой учитывать при аттестации, государственной аккредитации и лицензировании образовательной деятельности показатели развития спортивной инфраструктуры высших учебных заведений, обеспеченности студентов бесплатным доступом к спортивным объектам [5, с. 18—21]. Студенческий спорт возрождается, и внимание государства к этому вопросу — залог ус пе ха.

Примечания

1. Любимов А. П. [Рецензия] // Представительная власть — XXI век. 2009. № 2—3. — Рец. на кн.: Плаксия С. И. Высшее образование: желаемое и действительное. Москва : Национальный институт бизнеса, 2008.

2. Любимов А. П. Об уровне информационной и правовой культуры в России // Представительная власть — XXI век. 2012. № 2—3.

3. Путин В. В. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации // Представительная власть — XXI век. 2012. № 7—8.

4. Щитова Н. Г. Правовое регулирование меценатства как ресурс социального государства // Третий Международный Молодёжный Форум юристов (межвузовская научно-практическая конференция студентов и профессорско-преподавательского состава), 06 декабря 2011 года «Роль юристов в развитии социального государства»: сборник докладов / под общ. ред. д.ю.н., проф. Е. Г. Багреевой. Москва : ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2011.

5. Щитова Н. Г. Студенческий спорт в России должен возродиться! // Представительная власть — XXI век. 2013. № 4.

References

1. Lyubimov A. P. [Review]. Predstavitel'naja vlast — XXI vek [Representative power — XXI century], 2009, № 2—3. (Recenzija na knigu [Book Review]: Plaksija S. I. Vysshee obrazovanie: zhelaemoe i dejstvitel'noe [Higher Education: the desired and actual]. Moscow, Nacional'nyj institut biznesa Publ. [The national Institute of business Publ.], 2008).

2. Lyubimov A. P. Ob urovne informatsionnoy i pravovoy kul'tury v Rossii [About the level of information and legal culture in Russia]. Predstavitel'naja vlast — XXI vek [Representative power — XXI century], 2012, № 2—3.

3. Putin V. V. Poslanie Prezidenta Rossiyskoy Federatsii Federal'nomu Sobraniyu Rossiyskoy Federatsii [Of the Message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly of the Russian Federation]. Predstavitel'naja vlast — XXI vek [Representative power — XXI century], 2012, № 7—8.

4. Shhitova N. G. Pravovoe regulirovanie metsenatstva kak resurs sotsial'nogo gosudarstva [Legal regulation of philanthropy as a resource of social state]. Tretiy Mezhdunarodnyy Molodezhnyy Forum yuristov (mezhvuzovskaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya studentov i professorsko-prepodavatePskogo sostava) 06 dekabrya 2011 goda «Rol yuristov v razvitii sotsial'nogo gosudarstva» [A collection of papers the Third international Youth Forum of lawyers (interuniversity scientific and practical conference of students and faculty) 06 December 2011 «the Role of lawyers in the development of the welfare state»], ed. by E. G. Bagreeva. Moscow, 2011.

5. Shhitova N. G. Studencheskij sport v Rossii dolzhen vozrodit'sja! [Student sport in Russia should revive!]. PredstaviteVnaja vlast — XXI vek [Representative power — XXI century], 2013, № 4.

Ф

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.