The problems of waste management of mining enterprises in the Russian Federation and
foreign experience Shurpo A. (Russian Federation)
Проблемы обращения с отходами горнорудных предприятий в Российской
Федерации и зарубежный опыт Шурпо А. П. (Российская Федерация)
Шурпо Александр Петрович / Shurpo Alexander - магистр, кафедра управления инновациями и организации производства,
Вологодский государственный университет, г. Вологда
Аннотация: проанализирована динамика образования отходов, инвестиций в основной капитал и текущих затрат на охрану окружающей среды от отходов добывающего сектора экономики. Рассмотрены вопросы регулирования образования и размещения таких отходов, сделан вывод о необходимости гармонизации национального законодательства с международными нормами и разработки нормативного правового акта, регламентирующего обращение с отходами добывающих и связанных с ними перерабатывающих производств.
Abstract: the dynamics of waste generation, the investment in fixed capital and current expenditure on environmental protection waste from the extractive sector of the economy. They discussed the issues of regulation of formation and placement of such wastes, the conclusion about the necessity of harmonizing domestic legislation with international norms and the development of a normative legal act regulating the management of waste from extractive and related processing industries.
Ключевые слова: отходы, обращение с отходами, горнодобывающее производство, горнорудные предприятия, совершенствование нормативно-правовой базы.
Keywords: waste, waste management, mining, mining companies, improving the regulatory framework.
Предприятия, относящиеся по ОКВЭД [11] к предприятиям добычи полезных ископаемых, образуют около 90 % всех отходов. На предприятия, выполняющие добычу торфа, бурого и каменного угля, приходится более 66 % (95 % - предприятия по добыче каменного угля), часть предприятий добычи металлических руд 27 %, отходы при добыче угля и сланцев 64.4 % всех образующихся отходов добывающей промышленности, а доля отходов добычи рудных полезных ископаемых 19.4 % (99.4 % отходов добывающей промышленности отнесены к V классу опасности).
Число размещённых отходов добывающей промышленности в 2011 году составило более 60 % от образованных, а годовой прирост за 2011 год на объектах хранения более 1.5 млрд тонн.
Размещение отходов добычи и обогащения руд производится на специализированных объектах, доля которых причисляются к опасным производственным объектам, регулирование эксплуатации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Федеральным законом от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» [6, 1].
Объём инвестиций на охрану окружающей среды (далее - ООС) приходится 20 %, часть горнорудных производств находится на уровне 2-3 %.
Инвестиции, направляемые на решение проблем в области обращения с отходами, не превышают 10 % (рисунок 1).
Затраты на природоохранную деятельность относительно объёмов отгруженных товаров и величина удельного показателя инвестиций для предприятий добычи полезных ископаемых больше, чем среднероссийский (рисунок 2).
Инвестиции в основной капитал, направленные на ООС, 2014 г.
■ Добыча полезных ископаемых
■ Добыча топливноэнергетических полезных ископаемых
Рис. 1. Инвестиции в основной капитал, направленные на ООС, 2014 г.
Доля инвестиций в основной капитал, направленных на ООС, от объёма отгруженных товаров,2014 г.
0,35
0,3
0,25
0,2
0,15
0,1
0,05
0
I I I
Добыча
Добыча полезных
Добыча топливно- ископаемых, Добыча
Всего по РФ полезных энергетическ кроме металлическ
ископаемых их полезных топливно- их руд
ископаемых энергетическ
их
■ % 0,21 0,29 0,3 0,27 0,2
Рис. 2. Доля инвестиций в основной капитал, направленных на ООС, от объёма отгруженных товаров, 2014 г.
Для предприятий добычи полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических, затраты на ООС от влияния отходов производства и потребления превосходят затраты на охрану атмосферного воздуха, в отличие от предприятий добычи топливно-энергетических полезных ископаемых.
На рисунке 3 показана динамика затрат на ООС от влияния отходов, которые обладают тенденцией к росту.
Сравнивая размеры затрат и инвестиций на ООС от отходов, наблюдаем, что затраты заметно превосходят инвестиции (рисунок 4).
Деятельность по обращению с отходами добывающих производств сопутствуется значительными затратами, как капитальными, так и текущими.
Текущие затраты на ООС от отходов производства и потребления
■ Добыча полезных ископаемых, кроме топливноэнергетических
■ Добыча топливноэнергетических полезных ископаемых
Рис. 3. Текущие затраты на ООС от отходов производства и потребления
Затраты на ООС при добыче полезных ископаемых
80000
70000
■ Текущие затраты на ООС
■ Инвестиции в ООС
Рис. 4. Затраты на ООС при добыче полезных ископаемых
Регулирование образования и размещения отходов добывающего сектора осуществляется в общем порядке в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» [8]. Связи, появляющиеся в связи с использованием отходов горнодобывающего и перерабатывающих производств, регулируются Законом РФ «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1 (ред. от 30.12.2012) [2].
Подзаконные акты, изданные в развитие Закона РФ «О недрах» содержат требования, связанные с обращением с отходами. Постановлением ВС РФ «О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами» от 15.07.1992 № 3314-1 [4] предусмотрено включение в лицензию на пользование недрами объёмов и видов сбрасываемых в недра отходов производства и промышленных сточных вод. В «Правилах охраны недр при переработке минерального сырья», утверждённых Постановлением Госгортехнадзора РФ от 06.06.2003 № 70 [10], установлены требования к проектной документации перерабатывающих производств, она должна содержать обоснования и технические решения природоохранного характера, в том числе связанные с обращением с отходами:
• наилучшее извлечение основных полезных компонентов, обеспечивающее их минимальные потери с отвальными продуктами;
• применение отходов перерабатывающего производства (закладка горных выработок, рекультивация земельных участков и др.);
• обезвреживание или захоронение вредных отходов производства, рекультивация нарушенных земельных участков.
Документацией обосновывается и уточняется допустимое содержание основных полезных компонентов в отходах переработки (нормативы потерь).
Законодательство об отходах [8] применительно к отходам добывающих производств определяет требования к их классификации, к плате за размещение отходов, установлению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, мониторингу состояния и загрязнения окружающей среды в районе расположения объектов, экспертизе проектной документации на объекты размещения отходов, инвентаризации объектов размещения отходов.
В РФ классификация отходов связана с ответственностью собственника отходов вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, если отходы направляются на размещение. Нормативы платы за размещение отходов установлены Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 [3], в котором для отходов добывающей промышленности, отнесённых к V классу опасности для окружающей среды, установлена величина базового норматива 0.4 руб./т, для отходов перерабатывающей промышленности - 15 руб./т, для прочих отходов - 8 руб./т.
Выделение отходов добывающей промышленности в отдельную группу по нормативу платы исполнено исключительно для отходов V класса опасности, более 10 млн тонн размещаемых отходов добычи отнесены к IV классу опасности.
В действующих нормативных правовых актах отсутствует дефиниция терминов «промышленность», «добывающая промышленность» и «перерабатывающая промышленность», а также критерии, разрешающие устанавливать принадлежность отходов к группам как отходы добывающей промышленности, отходы перерабатывающей промышленности и другие отходы. Вопросы правомерности применения норматива платы за размещение отходов, образующихся при добыче и обогащении полезных ископаемых, вызывают споры. Они появляются при рассмотрении процессов обогащения полезных ископаемых. Споры обусловлены и тем фактом, что отношения, связанные с использованием отходов горнодобывающего и перерабатывающих производств, регулируются единым законом - Законом РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» [2].
Взгляды федеральных органов исполнительной власти относительно отнесения отходов к отходам добывающей, перерабатывающей промышленности и прочим отходам изложены в письме Ростехнадзора от 26.12.2008 № НФ-48/1400 «О применении нормативов платы за негативное воздействие на окружающую среду» [5], согласно которой норматив платы 0.4 руб./т может быть применён при размещении отходов, непосредственно образованных вследствие деятельности по добыче сырья и топлива из недр, водных объектов, лесов и пр. Отходы, образованные вследствие преобразования материала, сырья в процессе работы в какой-либо продукт, изготовление чего-либо из какого-либо материала, сырья, по мнению Ростехнадзора, надлежит причислять к отходам перерабатывающей промышленности, поскольку «в ходе переработки существенным образом меняется химический состав материалов, их агрегатное состояние и физико-химические свойства». Соответственно, при расчёте платы за размещение отходов обязан использоваться базовый норматив платы 15 руб./т, если эти отходы отнесены к V классу опасности, или 248.4 руб./т, если эти отходы отнесены к IV классу опасности.
Данная статья посвящена оценке обоснованности отнесения отходов обогащения железных руд к отходам добывающей промышленности. В процессе выполнения работы, действующие нормативные акты были рассмотрены во взаимосвязи с национальными стандартами и общероссийскими классификаторами технико-экономической и социальной информации.
Использование общероссийских классификаторов информации для идентификации объектов правоотношений допустимо на основании Постановления Правительства РФ от 10.11.2003 № 677 «Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социальноэкономической области» [7].
Результаты работы позволили отнести процесс образования отходов обогащения железных руд:
• к добывающей промышленности по ОКОНХ [14];
• к добыче железных руд как экономическому виду деятельности по ОКВЭД [11];
• к горнодобывающей промышленности по ОКДП [12];
• к горнодобывающему производству по ОКПД [13].
Отсутствуют единые подходы, и это показывает назревшую потребность совершенствования законодательства по обращению с отходами добычи и обогащения полезных ископаемых.
Обращаясь к европейскому опыту Европейским парламентом и Советом Европейского Союза для целей управления отходами добывающей промышленности, принята Директива № 2006/21/ЕС «Об управлении отходами добывающей промышленности и о внесении изменений в Директиву 2004/35/ЕС» [9]. Директива № 2006/21/ЕС принята в связи со спецификой управления отходами добывающей промышленности. В документе определена область его применения, выполнены отсылки к другим директивам, которые могут содержать нормы, связанные с объектами регулирования. Понятийный аппарат позволяет дифференцировать понятия как «опасные отходы», «инертные отходы», «незагрязнённые почвы». Основным инструментом регулирования, согласно Директиве, должно быть разрешение, выданное оператору органом государственной власти. Особое внимание в Директиве уделяется Плану управления отходами, который разрабатывается на пять лет.
В Директиве рассмотрены вопросы предупреждения аварийных ситуаций, строительства, закрытия объектов размещения отходов, меры по ООС в период эксплуатации и постэксплуатационный период. В Директиве отмечается, что потенциал реализации деятельности по обращению с отходами должен
поддерживаться наличием финансовых гарантий, которые должны обеспечить выполнение всех условий, указанных в разрешении.
Согласно Директиве, обязательному учёту обязаны подлежать объекты размещения отходов, выведенные из эксплуатации, в связи с их негативным воздействием на окружающую среду.
Положения Директивы отлично корреспондируются с нормами действующего российского законодательства в части регулирования обращения с отходами, однако, в отличие от него, позволяют учесть специфику данного сектора экономики, причём в рамках одного документа.
Представляется целесообразным, принимая во внимание европейский опыт, разработать нормативный правовой акт, регламентирующий обращение с отходами добывающих и перерабатывающих производств.
Литература
1. О безопасности гидротехнических сооружений. [Электронный ресурс]: КонсультантПлюс. URL: http://base.consultant.m/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=156787 (дата обращения: 14.02.2015).
2. О недрах. [Электронный ресурс]: КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/popular/nedr/66_1.html (дата обращения: 14.02.2015).
3. О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления. [Электронный ресурс]: КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172885/ (дата обращения: 14.02.2015).
4. О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами.
[Электронный ресурс]: КонсультантПлюс. URL:
http://base.consultant.m/cons/cgi/online.cgi?base=LAW&n=157249&req=doc (дата обращения: 14.02.2015).
5. О применении нормативов платы за негативное воздействие на окружающую среду. [Электронный
ресурс]: КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.m/document/cons_doc_LAW_85886/ (дата
обращения: 14.02.2015).
6. О промышленной безопасности опасных производственных объектов. [Электронный ресурс]: КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173548/ (дата обращения:
14.02.2015) .
7. Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социальноэкономической области. [Электронный ресурс]: КонсультантПлюс. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_152204/ (дата обращения: 14.02.2015).
8. Об отходах производства и потребления. [Электронный ресурс]: КонсультантПлюс. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_166431/ (дата обращения: 14.02.2015).
9. Об управлении отходами добывающей промышленности и о внесении изменений в Директиву 2004/35/ЕС. [Электронный ресурс]: Право. URL: http://docs.pravo.ru/document/view/27494297/27618198/ (дата обращения: 14.02.2015).
10. Об утверждении «Правил охраны недр при переработке минерального сырья». [Электронный ресурс]: КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42809/ (дата обращения:
14.02.2015) .
11. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности. [Электронный ресурс]:
КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144138/?frame=98 (дата
обращения: 14.02.2015).
12. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг. [Электронный ресурс]: КонсультантПлюс. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=law&n=143095&req=doc (дата обращения: 14.02.2015).
13. Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности. [Электронный
ресурс]: КонсультантПлюс. URL:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=LAW&n=143149&req=doc (дата обращения: 14.02.2015).
14. Общесоюзный классификатор «Отрасли народного хозяйства» (ОКОНХ). [Электронный ресурс]:
КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_26764/ (дата обращения:
14.02.2015) .