Научная статья на тему 'Проблемы обоснования и направления повышения инвестиционной привлекательности проектов, реализуемых на принципах государственночастного партнерства'

Проблемы обоснования и направления повышения инвестиционной привлекательности проектов, реализуемых на принципах государственночастного партнерства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
85
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ПРОЕКТ / PROJECT / УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОМ / PROJECT MANAGEMENT / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА / INVESTMENT PROJECT ATTRACTIVENESS / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА / INVESTMENT PROJECT EFFECTIVENESS / ПРОЕКТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / PROJECT FINANCING / ПЛАТА ЗА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ПРИСОЕДИНЕНИЕ / TECHNOLOGICAL CONNECTION PAYMENT / ТАРИФ НА ПЕРЕДАЧУ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ / ELECTRICITY TRANSMISSION TARIFF / МЕТОД ДОХОДНОСТИ ИНВЕСТИРОВАННОГО КАПИТАЛА / REGULATORY ASSET BASE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кабанова Т. В.

В статье представлены вопросы обоснования инвестиционной привлекательности инфраструктурных инвестиционно-строительных проектов с точки зрения взаимоувяжи интересов государства, компаний-реализаторов проектов и финансирующих банков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS OF PROVING AND WAYS OF INCREASING THE INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF THE PROJECTS REALIZED ON THE PRINCIPLES OF THE STATE-PRIVATE PARTNERSHIP

The author deals with the issues of grounding the investment attractiveness of infrastructure investment and construction projects from the viewpoint of observing the interests of the state, project implementation companies and financing banks

Текст научной работы на тему «Проблемы обоснования и направления повышения инвестиционной привлекательности проектов, реализуемых на принципах государственночастного партнерства»

4/2011 ВЕСТНИК _7/202J_МГСУ

ПРОБЛЕМЫ ОБОСНОВАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ

ПРОЕКТОВ,

РЕАЛИЗУЕМЫХ НА ПРИНЦИПАХ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

THE PROBLEMS OF PROVING AND WAYS OF INCREASING THE INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF THE PROJECTS REALIZED ON THE PRINCIPLES OF THE STATE-PRIVATE PARTNERSHIP

Т. В. Кабанова

T.V. Kabanova

ГОУ ВПО МГСУ

В статье представлены вопросы обоснования инвестиционной привлекательности инфраструктурных инвестиционно-строительных проектов с точки зрения взаимоувязки интересов государства, компаний-реализаторов проектов и финансирующих банков

The author deals with the issues of grounding the investment attractiveness of infrastructure investment and construction projects from the viewpoint of observing the interests of the state, project implementation companies and financing banks

В условиях динамичного развития экономики России одной из ключевых задач становится обеспечение надежного электроснабжения с учетом снижения риска возникновения перегрузок. При этом состояние электроэнергетической системы свидетельствует об увеличении энергодефицитности, что обусловлено отставанием ввода электросетевых объектов от роста энергопотребления.

Достижение развития электроэнергетической системы может быть обеспечено выполнением мероприятий по строительству понижающих электроподстанций высокого напряжения, преобразующих первичное напряжение электрической сети в более низкое вторичное напряжение с целью присоединения непосредственных потребителей мощностей.

Реализация таких крупномасштабных инфраструктурных проектов обоснованно требует привлечения внебюджетных источников финансирования. Учитывая социальную значимость развития электросетевого хозяйства, реализация инвестиционных программ должна контролироваться государством с целью их взаимоувязки с комплексным развитием города. Таким образом, и для города, и для компаний инвесторов-заказчиков, а также финансирующих банков выгодна совместная работа по реализации проектов, что находит отражение в такой форме совместной деятельности, как государственно-частное партнерство.

Механизмы государственно-частного партнерства сегодня находятся в стадии своего становления. На законодательном уровне понятие «государственно-частное партнерство» как таковое фактически отсутствует.

Реалии свидетельствуют о том, что для электросетевой организации инвестора-заказчика, привлекающей в банке кредит с целью проектного финансирования капитальных затрат на строительство электросетевых объектов инвестиционной программы, первоочередными становятся задачи обоснования инвестиционной привлекательности проектов. Решение данных задач является достаточно сложным и, как показывает практика, не всегда реализуемым процессом, и может поставить под угрозу реализацию самого проекта в случае недостижения государственно-частного партнерства.

Данная статья посвящена постановке проблемных вопросов обоснования инвестиционной привлекательности проектов строительства электроподстанций с точки зрения взаимоувязки интересов государства, частных инвесторов и финансирующих банков в условиях действующего законодательства, а также разработке направлений их возможного решения.

Проекты строительства электросетевых объектов уникальны и обладают рядом специфических особенностей:

- Во-первых, это инфраструктурные инвестиционно-строительные проекты, реализуемые с использованием мероприятий и процедур «проектного управления» (Project Management). Финансирование данных проектов является классическим примером «проектного», и является относительно новой для России формой долгосрочного банковского кредитования.

- Во-вторых, порядок обоснования инвестиционной привлекательности таких проектов отличен от традиционных инвестиционно-строительных проектов в силу государственного регулирования деятельности в сфере электроэнергетики.

Обозначенные в данной статье вопросы обоснования инвестиционной привлекательности проектов строительства электросетевых объектов имеют место преимущественно в условиях проектного финансирования, при котором сам проект является единственным способом обслуживания долговых обязательств. Вследствие этого данный вид финансирования может применяться только в отношении тех проектов, которые в состоянии доказать свою рентабельность в долгосрочном плане.

Несмотря на большое количество методической литературы и научных трудов, посвященных вопросам оценки эффективности проектов, в настоящее время не выработан единый методический подход к оценке эффективности уникальных и обладающих специфическими особенностями проектов строительства электросетевых объектов, реализуемых в условиях проектного финансирования.

По нашему мнению, алгоритм оценки эффективности проекта строительства электроподстанций можно укрупнено разбить на следующие этапы (рис. 1).

Детального пояснения требуют отдельные этапы представленного Алгоритма.

4/2011

ВЕСТНИК .МГСУ

Относительно этапа 3 Алгоритма следует отметить, что с 1 января 2011 г. введена в действие поправка в ст. 23.2 Федерального закона от 26 марта 2003 г. №35-Ф3 «Об электроэнергетике», в соответствии с которой инвестиционная составляющая (капитальные затраты на строительство электроподстанции, за исключением капитальных затрат на строительство объектов распределительной сети) не включается в состав платы за технологическое присоединение.

Федеральная служба по тарифам РФ и Министерство энергетики РФ совместно с Региональной энергетической комиссией Москвы и Топливно-энергетическим комитетом Московской области организуют перевод электросетевых организаций на новый метод регулирования тарифов- метод доходности инвестированного капитала (ЯаЪ), который подразумевает перенос инвестиционной нагрузки в тариф на передачу электроэнергии.

С целью определения показателей, в наибольшей степени подходящих для оценки эффективности проекта строительства электроподстанций (этап 5 Алгоритма) с учетом особенностей проекта, автором проведен сравнительный анализ преимуществ, недостатков и особенностей применения существующих показателей оценки эффективности проекта, отраженных в Методических рекомендациях по оценке эффективности инвестиционных проектов. По результатам анализа сделан вывод о том, что большинство этих показателей ориентированы на достижение целевой функции управления любого хозяйствующего субъекта - получение прибыли.

Однако проект строительства электроподстанций высокого напряжения имеет свою специфику. В частности, в плату за технологическое присоединение потребителей входят только произведенные затраты на строительство питающего центра, и не включается прибыль предприятия как таковая. Поэтому показатели чистого дисконтированного дохода, внутренней нормы доходности и др. не показательны при оценке эффективности проекта. Для оценки эффективности проекта на этапе технологического присоединения может быть использован «срок окупаемости», отражающий количество лет, необходимых для полного возмещения первоначальных затрат.

В связи с тем, что в состав тарифа на передачу электроэнергии входит прибыль в виде дохода на инвестированный капитал, на этапе передачи электроэнергии для оценки эффективности проекта могут быть использованы показатели, ориентированные на получение прибыли.

Выбор источника возвратности кредитных ресурсов (этап 6 Алгоритма) в виде платы за технологическое присоединение или тарифа на передачу электроэнергии существенным образом зависит от ограничений, накладываемых финансирующими банками на срок возвратности кредитных ресурсов (срока окупаемости проекта) в пределах от 7 до 10 лет.

Плата за технологическое присоединение позволяла окупить затраты электросетевой компании на строительство питающего центра ориентировочно за 7-10 лет в зависимости от наличия потребителей мощностей электроподстанций и сроков действия договоров технологического присоединения. Что касается тарифа на передачу электроэнергии, рассчитываемого с использованием метода доходности инвестированного капитала (метода ЯаЪ), вводимого в действие с 1 января 2011 г., то законодательство закрепляет период возвратности инвестированного капитала на протяжении 35 лет. То есть тело кредита, привлеченного с целью финансирования капитальных затрат на строительство электросетевого объекта, может быть возмещено финансирующему банку в течение 35 лет с момента ввода электросетевого объекта в эксплуатацию.

4./2011 ВЕСТНИК _4/20|Т_МГСУ

Очевидно, что единственным источником возвратности кредитных средств в проекте строительства электроподстанций в условиях использования механизмов проектного финансирования могла быть плата за технологическое присоединение.

Закономерным представляется вопрос, как введенные в действие изменения в ст. 26 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» соотносятся с ограничениями финансирующих банков по срокам возвратности кредитных ресурсов, и к каким последствиям приведет переход электросетевых организаций на метод Rab. Совершенно очевидно, что в условиях кризиса экономики России коммерческие банки, целью деятельности которых является извлечение прибыли, нацелены на финансирование проектов, способных принести максимальную прибыль в минимально короткие сроки. Возможность профинансировать проект строительства электросетевых объектов со сроком возвратности в 35 лет сводится к нулю.

Кроме того, высокие риски, связанные с беззалоговым проектным финансированием, вынуждают коммерческие банки устанавливать повышенные процентные ставки за пользование кредитными средствами в размере 13-16% годовых, которые не возможно покрыть за счет единственного источника дохода в составе тарифа на передачу электроэнергии - доходности на инвестированный капитал в размере 6-12%.

Результатом такого реформирования станет вытеснение с рынка электроэнергетики организаций, осуществляющих строительство понижающих электросетевых объектов за счет кредитных ресурсов, привлеченных с использованием механизмов проектного финансирования.

Исключение капитальных расходов на строительство электроподстанций из состава платы за технологическое присоединение фактически избавляет непосредственных потребителей мощностей от платы за тех. присоединение, данные затраты потребители будут оплачивать в течение 35 лет в составе тарифа на передачу электроэнергии. Парадоксально, но данные затраты переносятся на всех потребителей электроэнергии в РФ, что сопровождается ростом тарифа на электроэнергию, который имеет место быть с 1 января 2011 г. При этом политика регулирующих органов в сфере электроэнергетики в настоящее время направлена на сокращение капитальных затрат, предусмотренных инвестиционными программами электросетевых организаций. Это свидетельствует о том, что финансирование электросетевых объектов за счет тарифа на передачу электроэнергии, рассчитанного с использованием метода «Rab», кроме того приведет к сокращению темпов замещения основных фондов в отрасли и нарастанию износа существующих основных фондов.

Одним из примеров проектного финансирования классического образца является финансирование проекта строительства понижающих электроподстанций высокого напряжения на территории Московской области. Функциями инвестора-заказчика наделена компания, специально созданная для реализации данного проекта (special purpose company). Проект реализуется с использованием концепции «проектного управления» и находится в залоге у финансирующего банка до момента полного погашения ссудной задолженности.

Функциями «проект-менеджера» наделена управляющая компания финансирующего банка. С целью подтверждения привлекательности проекта для финансирующего банка как инвестора в ходе разработки ТЭО проекта управляющей компанией было произведено обоснование и осуществлена оценка эффективности проекта. В ходе обоснования инвестиционной привлекательности проекта в условиях проектного финансирования выявлены следующие проблемные вопросы, связанные преимущественно с взаимоувязкой интересов основных участников проекта.

Отлагательным условием открытия проектного финансирования является подтверждение окупаемости проекта и возвратности кредитных ресурсов финансирующему банку. Следует отметить, что проекты строительства электроподстанций в г. Москве могут предусматривать различные механизмы государственно-частного партнерства. В частности, в рамках заключенных инвестиционных контрактов на строительство электросетевых объектов за Правительством Москвы могут быть закреплены обязательства по загрузке мощностей питающих центров и заключения договоров технологического присоединения в случае, если загрузка мощностей не будет обеспечена в полном объеме. Что касается Московской области, то дефицитный бюджет не позволяет Правительству Московской области взять на себя такие финансовые обязательства. А бюджеты муниципальных образований и объем муниципальных гарантий, которые могут быть предоставлены, совершенно несоизмеримы с затратами по договору технологического присоединения. То есть государственно-частное партнерство как таковое при реализации проектов строительства электроподстанций на территории Московской области фактически отсутствует.

Обозначенные проблемы обоснования инвестиционной привлекательности проектов при отсутствии государственно-частного партнерства ставят под угрозу их финансирование и реализацию, результатом может стать увеличение энергодефицитности, обусловленное отставанием ввода электросетевых объектов от роста энергопотребления и увеличение нагрузки на существующие электросетевые объекты до предельной величины и даже перегрузки, что может привести к катастрофическим последствиям, равносильным аварии на подстанции «Чагино».

Решение данной проблемы видится в том, что государство должно выступить с законодательной инициативой в сфере электроэнергетики по обеспечению условий, при которых электросетевые компании окажутся в состоянии привлечь необходимые инвестиции для финансирования таких крупномасштабных инфраструктурных проектов строительства электроэнергетических объектов, либо разработать законодательную основу совместного участия государства и частных инвесторов в реализации таких проектов. Иначе говоря, проекты строительства понижающих электроподстанций высокого напряжения должны стать проектно финансируемыми.

В данной статье лишь обозначены возможные направления развития механизмов государственно-частного партнерства, их детальная проработка станет предметом дальнейших исследований автора.

Ключевые слова: проект, управление проектом, инвестиционная привлекательность проекта, эффективность инвестиционного проекта, проектное финансирование, плата за технологическое присоединение, тариф на передачу электроэнергии, метод доходности инвестированного капитала.

Keywords: project, project management, investment project attractiveness, investment project effectiveness, project financing, technological connection payment, electricity transmission tariff, regulatory asset base.

Моб. телефон автора: 8-915-165-51-52 E-mail автора: [email protected]

Рецензент: Яськова Наталья Юрьевна, доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономика и управление в строительстве» Московского государственного строительного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.