Научная статья на тему 'Классификация электросетевых инвестиционных проектов'

Классификация электросетевых инвестиционных проектов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
492
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / КЛАССИФИКАЦИЯ / ЭЛЕКТРОСЕТЕВОЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОЕКТЫ / СОЦИАЛЬНООРИЕНТИРОВАННЫЕ ПРОЕКТЫ / ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ПРОЕКТЫ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ / НИОКР / INVESTMENT / GRID INVESTMENT PROJECT / STATE GRID INVESTMENT PROJECT / INFRASTRUCTURAL GRID INVESTMENT PROJECT / SOCIAL GRID INVESTMENT PROJECT / TECHNOLOGICAL GRID INVESTMENT PROJECT RD GRID INVESTMENT PROJECT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воробьева Наталья Юрьевна

Предложена новая классификация электросетевых инвестиционных проектов (ЭИП), которая разработана с учетом источников финансирования проектов, целесообразности планируемых инвестиционных затрат, а также новых уточнений понятия риска. Усовершенствованная классификация подразумевает выделение пяти типов ЭИП: общегосударственные, социально-ориентированные, инфраструктурные, технологические и проекты НИОКР. Усовершенствованная классификация ЭИП позволит проанализировать источники финансирования произведенных инвестиций и оценить целесообразность планируемых инвестиционных проектов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Classification of Grid Investment Projects

This article is devoted to propose a new classification of grid investment projects. Grid investment projects are classified on the base of their purpose of implementation, finance resources and risks types. According to the new classification there are five types of grid investment projects: nation-wide projects, social oriented projects, infrastructural projects, technological projects and research-and-development projects. The new classification provides an opportunity to analyze the financial resources of investments to electric grid construction and to evaluate the feasibility of the grid investment projects

Текст научной работы на тему «Классификация электросетевых инвестиционных проектов»

Экономические науки

УДК 330.322.01

Воробьева Наталья Юрьевна Natalja Vorobyeva

КЛАССИФИКАЦИЯ ЭЛЕКТРОСЕТЕВЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

CLASSIFICATION OF GRID INVESTMENT PROJECTS

Предложена новая классификация электросетевых инвестиционных проектов (ЭИП), которая разработана с учетом источников финансирования проектов, целесообразности планируемых инвестиционных затрат, а также новых уточнений понятия риска. Усовершенствованная классификация подразумевает выделение пяти типов ЭИП: общегосударственные, социально-ориентированные, инфраструктурные, технологические и проекты НИОКР. Усовершенствованная классификация ЭИП позволит проанализировать источники финансирования произведенных инвестиций и оценить целесообразность планируемых инвестиционных проектов

Ключевые слова: инвестиции, классификация, электросетевой инвестиционный проект, общегосударственные проекты, социально-ориентированные проекты, инфраструктурные проекты, технологические проекты, НИОКР

This article is devoted to propose a new classification of grid investment projects. Grid investment projects are classified on the base of their purpose of implementation, finance resources and risk's types. According to the new classification there are five types of grid investment projects: nation-wide projects, social oriented projects, infrastructural projects, technological projects and research-and-development projects. The new classification provides an opportunity to analyze the financial resources of investments to electric grid construction and to evaluate the feasibility of the grid investment projects

Key words: investment, grid investment project, state grid investment project, infrastructural grid investment project, social grid investment project, technological grid investment project RD grid investment project

Инвестирование является важнейшим видом деятельности в электроэнергетике, обеспечивающим стратегическую устойчивость и надежность энергоснабжения. В настоящее время наблюдается масштабная недостаточность инвестиционных ресурсов для развития электросетевой инфраструктуры, что было отмечено на совещании по инновационному развитию агропромышленного и топливно-энергетического комплексов [ 1 ], состоявшемся 17 августа 2012 г. Причиной данной проблемы названа низкая энергетическая и экономическая

эффективность отрасли и отсутствие рычагов оценки и управления эффективностью инвестиционных проектов. Следовательно, необходимо вывести систему реализации инвестиционных проектов на качественно новый уровень, который предполагает наглядность и достоверность оценки инвестиционных проектов и принципиально новую схему управления их рисками. Последнее указывает на необходимость построения классификации электросетевых инвестиционных проектов с учетом новых уточнений понятия риска [2]. Возрастание требо-

ваний энергопотребителей к объективности и прозрачности инвестиционных расходов предполагает внесение изменений в классификацию электросетевых проектов, представленную в инвестиционной программе на 2010-2014 гг. Действующая классификация не позволяет проанализировать ис-

точники финансирования произведенных инвестиций и целесообразность планируемых инвестиционных проектов. Данные требования учтены нами при разработке новой классификации электросетевых проектов (см. рисунок).

Классификация электросетевых инвестиционных проектов

Внедрение предложенной классификации является нецелесообразным без определения категории электросетевого инвестиционного проекта. Так как в нормативно-правовой базе отсутствуют определения электросетевого инвестиционного проекта, нами предложено следующее его определение. Электросетевой инвестиционный проект — комплексный план мероприятий, включающий проектирование, строительство, а также приобретение технологий и оборудования, направленных на создание нового или модернизацию, реконструкцию или инновацию действующего электросетевого хозяйства с целью повышения эффективности электроэнергетики и обеспечения бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики для удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей.

Рассмотрим подробнее каждый из элементов классификации. Начнем с общегосударственных, или имиджевых проектов. В энергетической стратегии России на период до 2030 г. [3] подчеркивается, что необходимо увеличить вклад энергетического сектора страны, электросетевого сектора в том числе, в повышение эффективности

внешнеэкономической деятельности страны и усиление позиций России в мировой экономической системе. Поэтому в составе общегосударственных ( имиджевых) электросетевых проектов целесообразно рассматривать не только создание сетевой инфраструктуры для удовлетворения экспортных нужд, но и развитие сетевой инфраструктуры для надежного энергоснабжения мероприятий, обозначенных как приоритетные в Концепции внешней политики России [4].

Сл едовательно, общегосударственный (имиджевый) электросетевой инвестиционный проект можно определить как комплексный план мероприятий, включающий проектирование, строительство, а также приобретение технологий и оборудования, направленных на создание нового или модернизацию и реконструкцию действующего электросетевого хозяйства с целью обеспечения бесперебойного и надежного энергоснабжения потребителей, необходимого для улучшения или поддержания имиджа государства на мировой арене. В свою очередь, имидж государства ( в соответствии с социально-информационным подходом) [5] — это совокупность пред-

ставлений о стране в основных сферах её жизнедеятельности — политической, социальной, экономической, экологической, научной, культурной, спортивной. Исходя из определения общегосударственного (имиджевого) электросетевого инвестиционного проекта, заинтересованными сторонами реализации данного типа проектов являются государство и непосредственно компания, чьи активы будут задействованы в организации имиджевых мероприятий.

От того, как воспринимается страна мировым сообществом, зависит её место и значимость в системе международных отношений и её инвестиционная привлекательность, что в конечном итоге приводит к росту валового национального продукта страны и повышению уровня жизни населения. На повышение уровня жизни населения страны также косвенно воздействует реализация электросетевых инвестиционных проектов, а именно проектов социально-ориентированной направленности.

Важной характеристикой социально-ориентированных инвестиций является их нацеленность на увеличение человеческого капитала, повышение уровня и качества жизни населения посредством создания новых технологий и механизмов удовлетворения их материальных и духовных потребностей [6].

Таким образом, социально-ориентированный электросетевой инвестиционный проект можно определить как комплексный план мероприятий, включающий проектирование, строительство, а также приобретение технологий и оборудования для создания нового или модернизации действующего электросетевого хозяйства, с целью повышения эффективности электроэнергетики и обеспечения бесперебойного и надежного энергоснабжения потребителей, направленного в конечном итоге на ускоренное социально-экономическое развитие регионов реализации проекта и всей страны в целом.

Результат реализации инвестиционных социально-ориентированных проектов отслеживается посредством выполнения следующих задач:

1) обеспечение качества уровня жизни населения регионов, в которых реализуется инвестиционный проект;

2) ликвидация территорий децентрализованного энергоснабжения;

3) снижение сетевых ограничений для потребителей.

Следовательно, участниками социально-ориентированного электросетевого инвестиционного проекта являются:

1) государство в лице федеральных, региональных или муниципальных органов власти;

2) организации, чьи активы участвуют в реализации данного типа проектов;

3) население региона или иного территориального образования, в котором осуществляется реализация данного типа проектов.

Согласно Энергетической стратегии России на период до 2030 г. [3], необходимыми условиями устойчивого социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу с учетом системообразующей роли в российской экономике ее энергетического сектора являются развитие и территориальная диверсификация энергетической инфраструктуры не только для стимулирования социально-экономического развития региона, но и для удовлетворения потребностей промышленности и предпринимательства в качественном и бесперебойном энергоснабжении. Поэтому отсутствие качественной и развитой инфраструктуры оказывает отрицательное влияние на развитие экономики страны. Как было отмечено на заседаниях III Общероссийского форума «Инфраструктурные проекты России: партнерство бизнеса и власти» [7], проходившего 6 октября 2011 г. в Москве, реализация инфраструктурных мегапроектов в области электроэнергетики должна стать приоритетным направлением в комплексном развитии экономики страны.

Таким образом, электросетевой инфраструктурный проект можно определить как комплексный план мероприятий, включающий проектирование, строительство, а также приобретение технологий и оборудования для создания и (или) реконструкции

конкретного объекта или технологического комплекса электросетевой инфраструктуры с целью обеспечения бесперебойного и надежного энергоснабжения заявителей, для которых наличие соответствующей электросетевой структуры является обязательным условием возможности осуществления предпринимательской деятельности. Участниками электросетевых инфраструктурных инвестиционных проектов являются собственник электросетевого хозяйства и заявитель в лице предпринимателя, для которого строительство электросетевой инфраструктуры необходимо для организации и ведения бизнеса.

Электросетевые инфраструктурные инвестиционные проекты носят долгосрочный характер, требуют применения сложных технологий, участия квалифицированного персонала. Результат реализации электросетевых инфраструктурных инвестиционных проектов отслеживается посредством выполнения следующих задач:

1) удовлетворение заявок промышленных предприятий на технологическое присоединение к магистральным сетям Единой Национальной Энергетической Сети;

2) развитие экономики региона на основе реализации электросетевого инфраструктурного инвестиционного проекта, способствующего развитию экономики страны в целом;

3) прибыльность передачи электрической энергии и осуществления технологического присоединения к магистральным сетям ЕНЭС по объектам реализации проекта;

4) расширение рынка сбыта электроэнергии среди коммерческих предприятий.

В своем выступлении на IV Невском международном экологическом конгрессе генеральный директор Российского энергетического агентства Тимур Иванов отметил [8], что ближайшие 10.. .15 лет в России станут временем масштабных инфраструктурных и технологических проектов в энергетике, необходимость которых диктуется задачами замены большого массива оборудования, смонтированного в 60.80-х гг. и отработавшего свой ресурс. Таким

образом, интуитивно у топ-менеджмента энергетических предприятий возникает необходимость в введении понятия «технологический проект в энергетике», однако разработкой понятийного аппарата данной категории, насколько нам известно, никто не занимался.

Реализация технологических электросетевых инвестиционных проектов, в первую очередь, позволяет решить проблему энергетической безопасности страны. Энергетическая безопасность является одной из важнейших составляющих национальной безопасности страны. Энергетическая безопасность [9 ] — это состояние защищенности страны, ее граждан, общества, государства и экономики от угроз надежному топливо- и энергообеспечению.

Основными проблемами в сфере энергетической безопасности являются:

1) высокая степень износа основных фондов топливно-энергетического комплекса (в электроэнергетике и газовой промышленности — почти 60 %, в нефтеперерабатывающей промышленности — 80 %);

2) низкая степень инвестирования в развитие отраслей топливно-энергетического комплекса (за последние 5 лет объем инвестиций в топливно-энергетический комплекс составил около 60 % от объема, предусмотренного Энергетической стратегией России на период до 2020 г.);

Эти проблемы необходимо решать посредством реализации электросетевых технологических проектов. Электросетевой технологический инвестиционный проект определяется нами как комплексный план мероприятий, включающий проектирование, строительство, а также приобретение технологий и оборудования, направленных на технологическое усовершенствование и ликвидацию физического и морального износа электросетевого хозяйства через модернизацию или реконструкцию действующего оборудования, с целью повышения эффективности электроэнергетики и обеспечения бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики для удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей. Решение данных

задач осуществляется посредством выполнения работ по реконструкции и техническому перевооружению электрических сетей на основе новых электросетевых технологий и современного оборудования, обеспечивающих их надежное и эффективное функционирование. Поэтому участники технологического электросетевого проекта преследуют своей целью повышение надежности электроснабжения посредством масштабного и своевременного обновления электросетевого хозяйства страны. Таковыми, на наш взгляд, являются в первую очередь собственник электросетевого хозяйства и заинтересованное, но косвенно вовлеченное в реализацию данного инвестиционного проекта, население региона.

Грань между технологическим электросетевым инвестиционным проектом и электросетевым проектом НИОКР, безусловно, со временем нивелируется; и эти две категории в силу постоянного и динамичного научно-технического преобразования отрасли следует объединить в один вид электросетевого инвестиционного проекта — НИОКР. С принятием Закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» № 261 [10] инновации в электроэнергетике стали неотъемлемой частью государственной политики, а комплексная модернизация и инновационное развитие отрасли на основе передовых технологий определены как приоритетное направление.

Следовательно, электросетевой ин-нвестиционный проект НИОКР представляет собой комплекс проектной документации научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, организационных, финансовых, ком-

Literatura_

1. Soveshhanie po voprosam innovacionnogo raz-vitiya otraslej jekonomiki: stenogramma // Internet portal Pravitelstva Rossijskoj Federacii, 2012. URL: http://www.government.ru/special/stens/20250/.

2. Badjukov V.F., Belkin K.V. Retrospektivnyj analiz ponjatiya riska i sposoby ego utochneniya // Vestnik HGAJeP. 2011. № 4-5(61). S. 52-65.

мерческих мероприятий, направленных на реализацию концепции инновационного преобразования электроэнергетики с целью резкого повышения энергоэффективности и экономичности функционирования энергосистемы. Он должен обеспечить эффективное решение конкретной научно-технической задачи ( проблемы) , выраженной в количественных показателях и приводящей к инновации.

Результат реализации электросетевых инвестиционных проектов НИОКР отслеживается посредством выполнения задачи развития новых технологий для повышения качества электроэнергии, надежности, безопасности и эффективности функционирования ЕНЭС. Однако в настоящее время процесс управления электросетевыми проектами НИОКР, метод оценки их эффективности практически не проработан, что влечет за собой недостаточно высокий уровень доведения результатов научных исследований и их непосредственного внедрения в практическую деятельность предприятия. И в конечном итоге данный дисбаланс особо серьезно влияет на развитие и экономическую эффективность электросетевой сферы страны.

Однако, несмотря на различие целей и задач электросетевых инвестиционных проектов, их реализация направлена главным образом на решение основной задачи [10] — увеличение эффективности и надежности электроэнергетики за счет повышения качества передаваемой электроэнергии и снижение издержек на ее передачу, что обозначено в Законе «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности».

_ Literature

1. Meeting on issues of innovative development of economy's sectors: transcript // Internet-portal the Government of the Russian Federation, 2012. URL: http://www.government.ru/special/stens/20250/.

2. Badyukov V.F., Belkin K.V. A retrospective analysis of the risk concept and methods of its refinement // Vestnik KhGAEP. 2011. № 4-5(61). P. 52-65.

3. «Ob Jenergeticheskoj strategii RF na period do 2030 g.» / Utverzhdena Rasporyazhenie Pravitel-stva Rossijskoj Federacii ot 13.11.2009 g. № 1715-r // Sobranie zakonodatelstva RF. № 4. 2011. st. 622.

4. Koncepciya vneshnej politiki Rossijskoj Federacii / Utverzhdena Ukazom Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 12 iyulya 2008 g. № PR-1440 // Rossijskaya gazeta. 2008. 15 iyulya.

5. Rozhkov I.Ja., Kismereshkin V.G. Brendy i imidzhi. M.:RIP-Holding, 2006.

6. Soboleva I. P. Socialnaja politika kak faktor ustojchivogo razvitiya // Jekonomist. 2003. № 3. S. 65-73.

7. Infrastrukturnye proekty Rossii: partnerstvo biznesa i vlasti: forum // Moskva, 2011. URL: http:// www.talk-s.ru/projects/obscherosiyskiy-forum/in-dex.html.

8. Rossijskoe jenergeticheskoe agentstvo. Gener-alnyj direktor RJeA Timur Ivanov vystupil na Nevskom mezhdunarodnom jekologicheskom kongresse. URL: http://rosenergo.gov.ru/news/3235/.

9. Jenergeticheskaya bezopasnost: Federalnyj portal Protown.ru. URL: http://protown.ru/informa-tion/hide/hide_578.html.

10. Federalnyj zakon ot 23 noyabrya 2009 g. № 261-FZ «Ob jenergosberezhenii i o povyshenii jenergeticheskoj jeffektivnosti i o vnesenii izmenenij v otdelnye zakonodatelnye akty Rossijskoj Federacii» / / Rossijskaya gazeta. № 5050. 2009.

3. «On the Energy strategy of the Russian Federation for the period up to 2030.» / Approved by Decree of the Government of the Russian Federation from 13.11.2009 g. no 1715-R // collected legislation of the Russian Federation. № 4. 2011. article. 622.

4. The foreign policy concept of the Russian Federation / Approved by the decree of the President of the Russian Federation of July 12, 2008. № PR-1440 // the Russian newspaper. 2008. on July 15.

5. Rozhkov I.YA., Kismereshkin V.G. Brands and images. M.:RIP-holding, 2006.

6. Sobolev, I. P. Social policy as a factor of sustainable development // the Economist. 2003. № 3. P. 65-73.

7. Infrastructure projects in Russia: the partnership of business and authorities: forum // Moscow, 2011. URL: http://www.talk-s.ru/projects/ obscherosiyskiy-forum/index.html.

8. Russian energy Agency. The General Director of Rea Timur Ivanov spoke at the Nevsky international ecological Congress. URL: http://rosenergo.gov.ru/ news/3235/.

9. Energy security: Federal portal Protown. ru. URL: http: //protown. ru / information/hide / hide_578.html.

10. Federal law of November 23, 2009. № 261-FZ «on power saving and increase of energy efficiency and introduction of amendments to certain legislative acts of the Russian Federation») / / the Russian newspaper. no 5050. 2009.

Коротко об авторе _

Воробьева Н.Ю., аспирант, каф. «Теория риска и страхование», Хабаровская государственная академия экономики и права, г. Хабаровск lunatik272@rambler.ru

Научные интересы: управление инвестиционной деятельностью предприятий электросетевого комплекса

_ Briefly about the author

N. Vorobyeva, postgraduate, Theory of Risk and Insurance department, Khabarovsk State Academy of Economics and Law, Khabarovsk

Scientific interests: investment management in grid companies

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.