Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕВЕРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ РОССИИ С ОГРАНИЧЕННОЙ ТРАНСПОРТНОЙ ДОСТУПНОСТЬЮ.'

ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕВЕРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ РОССИИ С ОГРАНИЧЕННОЙ ТРАНСПОРТНОЙ ДОСТУПНОСТЬЮ. Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
149
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
районы Крайнего Севера / северный завоз / правовое регулирование / транспортная инфраструктура / природные ресурсы. / regions of the Far North / northern delivery / legal regulation / transport infrastructure / natural resources.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Матвеев Александр Сафронович, Матвеев Дмитрий Олегович, Матвеев Олег Александрович

Статья посвящена процессам решения задач по специальному правовому регулированию завоза продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сро-ками завоза грузов (далее – северный завоз) для обеспечения государственной поддержки завоза в эти районы продуктов, товаров первой необходимости. Анализ законодательного и нормативно-правового регулирования механизма закупки и поставки товаров в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов в период рыночных реформ показал, что пока не уда-лось создать новой эффективной системы осуществления северного завоза. Решение этих задач должен обеспечить разработанный по поручению главы государства Министерством по развитию Дальнего Востока и Арктики Российской Федерации проект федерального закона «О северном завозе». Целью проекта является создание правовых и организационных основ для осуществления завоза продукции в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF PROVIDING THE NORTHERN TERRITORIES OF RUSSIA WITH LIMITED TRANSPORT ACCESSIBILITY.

The article is devoted to the processes of solving problems on the special legal regulation of the delivery of products (goods) to the regions of the Far North and equated areas with limited terms for the delivery of goods (hereinafter referred to as northern delivery) to provide state support for the delivery of products, essen-tial goods to these regions. An analysis of the legislative and regulatory framework for the procurement and delivery of goods to the regions of the Far North and equated areas with limited delivery times during the pe-riod of market reforms showed that so far it has not been possible to create a new effective system for the im-plementation of northern delivery. The solution to these problems should be ensured by the draft federal law “On Northern Delivery” developed by the Ministry for the Development of the Far East and the Arctic of the Russian Federation on behalf of the head of state. The aim of the project is to create a legal and organization-al basis for the delivery of products to the regions of the Far North and equivalent areas with limited delivery times.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕВЕРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ РОССИИ С ОГРАНИЧЕННОЙ ТРАНСПОРТНОЙ ДОСТУПНОСТЬЮ.»

30

ECONOMIC SCIENCES / «ШУШШШМ-ШГМак» #2(161), 2023

движении материальных ценностей не было выявлено, не обнаружены факты несвоевременного и неполного оприходования материалов, вследствие соблюдения сохранности запасов, не было необходимости раскрывать причины о не сохранности запасов.

Также был выявлен факт не постоянного проведения ревизионных проверок и, особенно, документальных проверок между отчетами и первичными документами. Рекомендуется обратить на это внимание и внести изменения в систему внутреннего контроля, чтобы данные проверки осуществлялись регулярно и подробно.

Таким образом, был проведен тщательный анализ ведения ООО «Газпром добыча Оренбург» бухгалтерского учета в части запасов, выявлены недочеты и сформированы рекомендации.

Список литературы

1. Алексеев М.А. Проведение инвентаризации учета материально-производственных запасов по МСФО и РСБУ/ Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых- 2019 Г. - С.

946-948/Режим доступа:

https://elibrary.ru/item.asp?id=41521762

2. Зеленкова М.А., Мигунова М.И. Совершенствование бухгалтерского учета материально-производственных запасов/ Зеленкова М.А., Мигу-нова М.И.// МОЛОДЕЖНАЯ НАУКА Труды XXIV Всероссийской студенческой научно-практической конференции: в 4-х томах. - 2020 г.-№17- 88-92

3. Кочергина Д.Е. Теоретические подходы учета материально-производственных запасов в коммерческой организации/ Современные инновационные технологии и проблемы устойчивого развития в условиях цифровой экономики : сб. ст. XV междунар. науч.-практ. конф. (Минск, 24 июня 2021 года) /Минский филиал РЭУ им. Г. В. Плеханова; редкол.: А. Б. Елисеев, И. А. Маньковский (гл. ред.) [и др.]. - Минск : БГАТУ, 2021. - С.180-181

4. Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 5/2019 «Запасы» от 15.11.2019 № 180н

5. Электронный ресурс ООО «Газпром добыча Оренбург»/ Режим доступа: http://orenburg-dobycha. gazpro т. т/аЬоШ:/

Матвеев Александр Сафронович,

д.э.н., ИГСУ РАНХиГС директор Центра социального развития российского Севера

Матвеев Дмитрий Олегович,

Магистерская программа «Инвестиции и финансы» Лондонского университета королевы Марии

Матвеев Олег Александрович д.э.н., Фонд поддержки социальных инициатив народов Севера DOI: 10.24412/2520-6990-2023-2161-30-33

ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕВЕРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ РОССИИ С ОГРАНИЧЕННОЙ

ТРАНСПОРТНОЙ ДОСТУПНОСТЬЮ.

Matveev Alexander Safronovich,

Doctor of Economics, IGSU RANEPA Director of the Center for Social Development of the Russian North

Matveev Dmitry Olegovich,

Master's Program in Investment and Finance, Queen Mary University of London

Matveev Oleg Alexandrovich

Doctor of Economics, Foundation for Support of Social Initiatives of the Peoples of the North

PROBLEMS OF PROVIDING THE NORTHERN TERRITORIES OF RUSSIA WITH LIMITED

TRANSPORT ACCESSIBILITY.

Аннотация.

Статья посвящена процессам решения задач по специальному правовому регулированию завоза продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов (далее - северный завоз) для обеспечения государственной поддержки завоза в эти районы продуктов, товаров первой необходимости. Анализ законодательного и нормативно-правового регулирования механизма закупки и поставки товаров в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов в период рыночных реформ показал, что пока не удалось создать новой эффективной системы осуществления северного завоза. Решение этих задач должен обеспечить разработанный по поручению главы государства Министерством по развитию Дальнего Востока и Арктики Российской Федерации проект федерального закона «О северном завозе». Целью проекта является создание правовых и организационных основ для осуществления завоза продукции в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов.

Abstract.

The article is devoted to the processes of solving problems on the special legal regulation of the delivery of products (goods) to the regions of the Far North and equated areas with limited terms for the delivery of goods (hereinafter referred to as northern delivery) to provide state support for the delivery ofproducts, essential goods to these regions. An analysis of the legislative and regulatory framework for the procurement and delivery of

«ШШЭШШМ-ШГМаи #2«!)), 2023 / ECONOMIC SCIENCES

31

goods to the regions of the Far North and equated areas with limited delivery times during the period of market reforms showed that so far it has not been possible to create a new effective system for the implementation of northern delivery. The solution to these problems should be ensured by the draft federal law "On Northern Delivery" developed by the Ministry for the Development of the Far East and the Arctic of the Russian Federation on behalf of the head of state. The aim of the project is to create a legal and organizational basis for the delivery of products to the regions of the Far North and equivalent areas with limited delivery times.

Ключевые слова: районы Крайнего Севера, северный завоз, правовое регулирование, транспортная инфраструктура, природные ресурсы.

Keywords: regions of the Far North, northern delivery, legal regulation, transport infrastructure, natural resources.

Несмотря на то, что Россия, как крупнейшая по территории страна мира, занимает огромные пространства от полярных льдов на севере до субтропиков на юге, её не случайно называют "северной страной". Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000г.№402 "Об утверждении перечня районов Крайнего Севера и приравненных ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов (продукции)" (с изменениями и дополнениями) [1] 25 северных субъектов Российской Федерации отнесены по своим природно-климатическим особенностям к северным. Эти районы занимают практически две трети территории России, они играют стратегически важную роль в развитии Российской Федерации, являются основной кладовой минерально -сырьевых ресурсов страны. Здесь по имеющимся оценкам сосредоточено до 80 % полезных ископаемых России, основные запасы углеводородного сырья (газ, нефть), производится свыше 20% валового внутреннего продукта субъектов Российской Федерации [9]. И одним из основных направлений государственной поддержки является государственная поддержка завоза в эти районы Севера продуктов, товаров первой необходимости, лекарств, строительных материалов так как здесь практически нет собственной производственной базы большинства промышленных товаров, многих сельскохозяйственных продуктов, необходимых для жизнеобеспечения населения и функционирования экономики, уровень развития транспортной инфраструктуры исключительно низкий. Поэтому необходимо специально обеспечить правовое регулирование завоза продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов (далее - северный завоз).

В плановой экономике реализовывался комплекс ежегодных государственных мероприятий, направленных на обеспечение территорий Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченным сроком завоза грузов основными жизненно важными товарами, поставки грузов в труднодоступные северные районы. Госпланом СССР осуществлялись планирование, Госснабом СССР определялись логистические центры сосредоточения ресурсов для поставки и обеспечивался при централизованном финансировании завоз нефти, нефтепродуктов, топлива и продовольствия в районы Севера. Государство поддерживало по-

ставку ресурсов необходимых для жизнеобеспечения населения и функционирования объектов народного хозяйства.

В трансформационный период рыночных реформ с ликвидацией централизованных поставок продукции в регионы Крайнего Севера и усилением рыночных отношений проблема северного завоза превратилась в одну из острейших экономико-социальных проблем страны. Проявилась устойчивая тенденция к снижению объемов и сокращению ассортимента поставляемых товаров, что привело к существенному снижению качества продовольственного обеспечения, закрытию многих производств и другим негативным экономическим, социальным, демографическим последствиям. Регионы Крайнего Севера, в подавляющем большинстве испытывающие увеличивающиеся потребности в финансировании социальных программ, поддержании инфраструктуры, объемов производства, объективно не могли решать вопросы северного завоза за собственный счёт. Для решения острейших проблем завоза продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов Правительством Российской Федерации был утверждён Порядок организации поставки и перевозки продукции (товаров) для обеспечения народного хозяйства и населения районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. (Постановление Правительства Российской Федерации от 6 марта1993 года № 207 «Об утверждении Порядка организации поставки и перевозки продукции (товаров) для обеспечения народного хозяйства и населения районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей») [2]. Порядком были предусмотрены планирование поставок и перевозок, размещение государственных заказов, обязательное заключение договоров с потребителями, осуществление смешанного (железнодорожно-водного) сообщения, а также перечень лиц, которые уполномочены на организацию поставок и перевозок. Государственная поддержка завоза продукции в районы Севера предусмотрена также Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 2000 года № 198 «О Концепции государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера» [3].

Действовавшим до 2005 года Федеральным законом от 19 июня 2000 года № 78-ФЗ «Об основах государственного регулирования социально-эконо-

ЕСОШМТС 8С1Е1ЧСЕ8 / «ШШШШШУМ-ШУГМак» #2(161), 2023

32

мического развития Севера Российской Федера-ции»[4] были определены система поддержки завоза продукции (товаров) в районы с ограниченными сроками завоза продукции (товаров), порядок организации поставок, схемы завоза продукции, условия предоставления финансовых средств.

Однако с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов „О внесении изменений и дополнений в федеральный закон „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федера-ции"[5] все обязанности по финансированию и проведению северного завоза перешли к органам местного самоуправления, а Федеральный закон № 78-ФЗ утратил силу. Это привело к ухудшению жизнеобеспечения отдельных труднодоступных северных территорий, а также к значительному удорожанию завозимых туда товаров.

В этой связи в 2007 году в Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» были внесены изменения, позволяющие консолидировать на уровне субъекта Российской Федерации закупку товаров и услуг в целях осуществления северного завоза[6].

Кроме того, в 2014 году в Бюджетный кодекс Российской Федерации были внесены изменения, позволившие субъектам Российской Федерации, на территориях которых расположены районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченным сроком завоза грузов, предоставлять юридическим лицам бюджетные кредиты за счет средств региональных бюджетов для целей закупки и доставки топлива[7]. В 2016 году это положение было дополнено возможностью предоставлять такие кредиты для закупки и доставки муки и других товаров по перечню, утверждаемому Правительства Российской Федерации [10].

Вместе с тем практика показывает, что в настоящее время пока не удалось создать новой эффективной системы осуществления северного завоза. Существующая сегодня межведомственная разобщенность, а также отсутствие в законодательстве четкого определения понятия «северный завоз» и его механизмов, которые отвечали бы современным условиям, не позволяют сформировать единый алгоритм для осуществления поставки грузов в удаленные районы Крайнего Севера. На это обратили особое внимание участники парламентских слушаний, проведенных в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера и считают, что для совершенствования системы обеспечения поставок продук-

ции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченным сроком завоза грузов требуется принятие ряда мер [10].

Для повышения уровня обеспеченности отдельных населенных пунктов жизненно необходимыми грузами и минимизации рисков сбоев в организации их доставок приоритетной задачей является совершенствование системы государственного регулирования северного завоза. Для этого необходимо формирование законодательной базы, определяющей правовой статус северного завоза, распределение полномочий и ответственности по его осуществлению, перечни предметов и территорий снабжения, виды и формы государственной поддержки. Модернизация системы государственного регулирования позволит обеспечить формализацию правоотношений в сфере организации поставок товаров (продукции) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, а также унифицировать механизмы их реализации. Реформирование законодательной базы создаст предпосылки для совершенствования системы северного завоза в целом [8].

13 апреля 2022 года в ходе совещания по вопросам развития Арктической зоны Российской Федерации Президент Российской Федерации В. В. Путин дал поручение разработать специальный федеральный закон о северном завозе, который должен отразить все аспекты, начиная от определения перечня грузов завоза и обеспечения их транспортировки до планирования, реализации и контроля за исполнением всех этих мероприятий [11].

И Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики Российской Федерации внесло в Правительство РФ проект федерального закона «О северном завозе». Целью проекта является создание правовых и организационных основ для осуществления завоза продукции в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов.

Законопроектом предлагается закрепить понятие "северный завоз", разграничить полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в сфере северного завоза, а также определить формы государственной и муниципальной поддержки северного завоза. В соответствии с поручением главы государства предусмотрена принципиально новая комплексная система управления северным завозом, планируется ввести цифровую идентификацию и усовершенствовать механизмы закупки товаров северного завоза, предусмотрены федеральные меры поддержки северного завоза бюджетные кредиты регионам для закупки и доставки приоритетных грузов северного завоза и услуг, связанных с их поставками, а также субсидии для финансирования транспортных затрат.

Законопроектом предлагается определить единым федеральным координатором северного завоза Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики России, утверждение на федеральном уровне порядка планирования северного завоза, определение территорий северного завоза, перечня

«ШУШ(ШШиМ-Ши©Ма1> #2«!)), 2023 / ECONOMIC SCIENCES

грузов, объектов опорной транспортно-логистиче-ской инфраструктуры. А к полномочиям регионов по организации и осуществлению северного завоза отнести утверждение ежегодных 3-летних планов северного завоза, подготовку предложений по формированию перечня территорий северного завоза и объектов опорной транспортно-логистической инфраструктуры, утверждение расширенного регионального перечня грузов для оказания региональных мер поддержки.[12]

Вывод. Переход от плановой к рыночной экономике с ликвидацией централизованных поставок продукции в регионы Крайнего Севера и усилением рыночных отношений проблема северного завоза превратилась в одну из острейших экономико-социальных проблем страны. Анализ законодательного и нормативно-правового регулирования механизма закупки и поставки товаров в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов в период рыночных реформ показал, что пока не удалось создать эффективной системы осуществления северного завоза. Поэтому рассмотрение в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и принятие закона "О северном завозе" позволит обеспечить формализацию правоотношений в сфере организации поставок товаров (продукции) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, а также унифицировать механизмы их реализации. Однако эффективность его реализации может быть подтверждена лишь в процессе правоприменительной практики. Хочется верить, что тогда не потребуется постоянно вносить поправки, которые могут привести к нивелированию предусмотренных в законопроекте мер по эффективной системе осуществления завоза продукции в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов.

Список использованной литературы 1.Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000г.№402 "Об утверждении перечня районов Крайнего Севера и приравненных ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов (продукции)" (с изменениями и дополнениями)

33

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 марта1993 года № 207 «Об утверждении Порядка организации поставки и перевозки продукции (товаров) для обеспечения народного хозяйства и населения районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

3.Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 2000 года № 198 «О Концепции государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера»

4. Федеральный закон от 19 июня 2000 года № 78-ФЗ «Об основах государственной регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации»

5. Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

6. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

7.Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ.

8.Кузнецов М. Е. Управление северным завозом: правовой аспект / М. Е. Кузнецов, М. И. Ники-шова // Russian Journal of Economics and Law. -2022. - Т. 16. - № 3. - С. 548-565

9.Матвеев А. С. Социально-экономическое положение российского Севера: проблемы, пути решения. - М.: Современная экономика и право, 2012. 389 с.

10.[Электронный ресурс] URL:http:// coun-cil.gov.ru/activity/activities/parliamen-tary/100411//(дата обращения: 13.01 2023)

11. [Электронный ресурс] http://www.kremlin.ru/ (дата обращения: 13.01 2023)

12.[Электронный ресурс]: http://www.minvr.ru/(дата обращения: 13.01 2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.