ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ
Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами
АПК и сельское хозяйство
УДК 338.24 БАЛИЯНЦ КАРИНА МИХАИЛОВНА
научный сотрудник ФГБУН «Институт социально-экономических исследований ДНЦ РАН»,
e-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ:
РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Аннотация. Целью работы является исследование уровня обеспеченности населения региона продуктами питания в целом, собственного производства, оценка питательной ценности рационов. Исследование основывается на общенаучной методологии, которая предусматривает применение системного подхода к решению проблем. Основой данной работы являются фундаментальные труды отечественных и зарубежных учёных по проблемам продовольственной безопасности страны и регионов, В условиях, когда экономика, в т. ч. и сельское хозяйство и другие отрасли АПК находятся в нестабильной ситуации, проблема продовольственного обеспечения населения преимущественно собственными продуктами питания и независимости от международных поставок продовольствия выходит на первый план. Приоритетными направлениями в этой сфере, влияющими не только прямо, но и косвенно на улучшение ситуации по продовольственному обеспечению региона, являются: разработка Программы или Концепции развития импортозамещения РД; внесение программы по импортозамещению в сферах АПК в республиканские программы эффективности АПК; развитие службы хранения произведенной продукции сельского хозяйства; повышение производства продукции сельского хозяйства, в которой наблюдается дефицит для республики; разработка единого регламента предоставления господдержки для формирования оптимальных цен на продовольствие, производимое в регионе; максимальное использование территориальных преимуществ региона с целью снижения расходов на логистику; контроль безопасности агропромышленной продукции, формирование эффективной системы отслеживания качества продукции АПК. Результаты проведенного исследования могут использоваться органами управления АПК при формировании системы управление инновационным развитием региональных агропромышленных комплексов и другими заинтересованными управленческими структурами Республики Дагестан. Для стабильного и безопасного развития регионального общества необходимо не только достаточное по медицинским нормам количество продовольствия во все сезоны года в Республике, но и экономическая способность населения эти продукты приобретать в необходимом количестве.
Ключевые слова: региональная продовольственная безопасность, недоедание населения, импортозамещение, экономическая доступность продовольствия.
BALIYANTS KARINA MIKHAILOVNA
Research Associate of FSBIS "Institute of Social-Economic Research of DSC of RAS',
e-mail: [email protected]
PROBLEMS OF ENSURING FOOD SECURITY: THE REGIONAL ASPECT
Abstract. The goal of the study is researching the level of providing the population of the region with food products on the whole, food products that are self-produced, and evaluating the nutri-
tional value of diets. The study is based on the general scientific methodology that uses a systemic approach to solving problems. The foundation of this study are landmark books of domestic and foreign scientists on the issues of food security of the country and the regions. In the conditions when the economics, including agriculture and other industries of the AIC are in an unstable situation, the problem of food provision of the population by prevalently self-produced food products and independence from international food deliveries are advancing to the forefront. The priority area of focus in this sphere that are impacting not only directly but also indirectly the improvement of the situation of the food provision of the region are the following: developing a Program or Concept of development of import substitution of the Republic of Dagestan; placing the program of import substitution in the AIC spheres into republican programs of effectiveness of the AIC; developing a service of storage of produced agricultural goods; improving the production of agricultural products that the Republic is in deficit for; developing a joint standing order of providing governmental support when forming the optimal prices on food products produced in the region; the maximum use of territorial advantages of the region in order to reduce expenses on logistics; control of security of agro-industrial products, forming an effective system of following the quality of products of the AIC. The results of the study performed may be used by the management authorities of the AIC when forming a system of management of innovative development of regional agro-industrial complexes and other interested administrative structures of the Republic of Dagestan. For stable and secure development of the regional society it is necessary not only to have SUFFICIENT according to medical standards amount of food for all seasons of the year in the Republic, but also AN ECONOMIC CAPABILITY of the population to purchase products in the necessary amount.
Keywords: regional food security, malnutrition of the population, import substitution, economic accessibility of food.
Продовольственная безопасность является неотъемлемой частью национальной безопасности. Улучшение обеспечения населения продуктами питания представляет собой важную социально-экономическую задачу, решение которой имеет огромное значение как для развития государства, так и каждого конкретного региона.
В России разработку проблемы продовольственного обеспечения начали осуществлять в начале XX в. Н. Кондратьев, А. Чаянов, Н. Бухарин и др., в 60-х гг. прошлого столетия этим проблемам уделяли внимание В.Ф. Майер, В.М. Рутгайзер, В.Н. Сергиевский, И.С. Шевцов. В период 1994-1997 гг. вышел ряд научных публикаций по указанной проблеме Е.Н. Борисенко, В.В. Милосердова, Ю.С. Хромова, А.И. Алтухова, Д.Ф. Вермеля, Р.Р. Гумерова, В.В. Милосер-дова, И.Г. Ушачева и др.
Сегодня понятие продовольственной безопасности трактуется неоднозначно в нормативных и научных источниках и является сложной и многоаспектной категорией.
Что касается научных подходов к категории «продовольственная безопасность региона», то существует несколько мнений (табл. 1). Ряд ученых считает некорректным употребление понятия «продовольственная безопасность» в отношении регионов в силу единства продовольственного рынка страны и отсутствия барьеров в сфере перемещения продовольствия между регионами, следовательно, в этом случае речь о региональных особенностях обеспечения продовольственной безопасности России.
Вторая точка зрения по данному вопросу состоит в том, что в отношении регионов необходимо рассматривать состояние продовольственной безопасности так же, как и применительно к отдельно взятой стране, а продовольственная безопасность региона формируется и функционирует на основе тех же объективных законов, что и продовольственная безопасность страны в целом: вывоз продовольствия в другие регионы и страны способствуют повышению качества жизни и исключают возможность возникновения локальных проявлений голода.
Мы будем рассматривать под продовольственной безопасностью региона такое состояние системы АПК Дагестана, которое способно бесперебойно обеспечивать население региона качественными продуктами питания преимущественно собственного производства не ниже принятых медицинских норм с учетом экономической доступности продовольствия для населения региона.
Таблица 1
Толкование термина «продовольственная безопасность» научными школами
Автор Сущность п подо вольет вечной безопасности
В И МшдонкФ [33] Дин раскрытий Сущности продокольетваннОи биоЛйЭНССТи иСГ)0ЛьЗу(ТСа СнОПмнЫй ПОдчид Продовольственная бтмииОСТк из к система Htflujiíiíl в себя несколько кодеке тчн: — продовольственную независимость (способность страны удоилетвор«ть внутренние продовольственные потребности за счет внутренние жч источников); — социальную стабильность (возможность доступа к продовольствию веек социальных групп населения}: — демографическую стабильность (здоровье общества, зависящее от уровня питания и продовольственного обеспечения): сферу производстве л родо вольет вив (основу есего жизнеобеспечения мае в ления).
Е й Сарой [75] Ур06£нь ДС>С1уПл[]СТ11 лпй еж:-инкнсИ чЯС i и н^^ЛфнцЯ С'^рЗН-Ы HfiHijiyK i |>п питания, iiouí^AkiMiiix дни №ДнпрндмцК нормального образа жмзни Безопасность нации, в той числе и продоиильс г вон пая. повышайся при расширении международный торговые связей и о(?щсй взаимозависимости стран Продовольственная же безопасность чаще всего -связана не непосредственно с arpo п ро до в ольСтмн ным п ро из воде т в ом в нутр и стрдны. а о общ и М ЭКОНО м и-ческим положением.
М. Грэйси IS3J Продовольственная безопасность является аргументом е пользу мер, направленных н,ч защиту отечественного производства продуктов питания
И.Г. Ушачав |£И| S понятии «продовольственная безопасность» можно выделить дее состае-ляющив: — обеспечение физической и экономической доступности продовольствия для любого человека е соответствии о рациональными нормами здорового питания в объемам, достаточным для поддержания активной жизни. — высокое качество и безопасность потребляемых продуктов питания. QCe задачи л^лжн ы решаться при лвобых изменениях внешний и внутренним условий, причем без сокращения размеров государственного продоволь сгвенного резерв». Г.ез собственного отечественного продовольствия вое составляющие национальном безопасности сводятся к нулю
Согласно Доктрине национальной продовольственной безопасности, для оценки состояния продовольственной безопасности в качестве критерия определяется удельный вес отечественной сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов (с учетом переходящих запасов) внутреннего рынка соответствующих продуктов, имеющих следующие пороговые значения (шапка табл. 2) [21]:
Таблица 2
Продовольственная независимость России по основным продуктам питания, % (расчеты произведены без учета запасов) [1, 8]
Зерно > 95% Сахар > 80% Растительное масло > 80% Мясо и мясопродукты > 85% Молоко и молокопродукты > 90% Рыбная продукция > 80% Картофель > 95% Соль пищевая > 85%
1990 89,9 53,8 76,5 88,2 88,2 105,4 53,8
1995 99,8 66,6 138,9 73,4 86,8 104,0 66,6
2000 95,9 118,5 94,9 69,1 88,6 101,2 118,5
2005 117,5 103,6 126,2 62,0 82,3 102,0 103,6
2010 122,4 58,0 93,8 72,4 80,6 101,0 58,0
2013 128,9 82,3 132,4 78,4 77,7 104,6 82,3
2014 142,2 84,2 133,5 83,6 78,5 102,4 84,2
2015 - - 89 80,4 - 105,1 -
Одним из инструментов реализации программы продовольственной безопасности является импортозамещение.
Для наиболее эффективной реализации импортозамещения необходимым условием является разработка соответствующих нормативных актов, в т. ч. программ развития импортозамеще-ния, как на уровне федерации, так и на уровне каждого отдельного региона (субъекта РФ).
Ни один из субъектов СКФО не имеет собственной утвержденной Программы или Концепции развития импортозамещения. Планы по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности с установленными мерами по содействию импортозамещения разработаны в Кабардино-Балкарской Республике, Республике Северной Осетии-Алании, Ставро-
польском крае. План по содействию импортозамещению или «дорожные карты» разработан в Чеченской Республике. Республика Дагестан и Карачаево-Черкесская Республика таких документов не имеют.
В Республике Дагестан реализуется Государственная программа РД «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014-2020 гг.» и принят ряд ведомственных целевых программ, направленных на повышение эффективности в производстве и переработке сельскохозяйственного сырья, а также реализацию приоритетного проекта развития РД «Эффективный АПК».
Рассмотрим, в какой мере Республика Дагестан покрывает свои потребности по основным продуктам питания. При расчетах будем опираться на нормы, обозначенные в Приказе Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 2 августа 2010 г. N 593н «Об утверждении рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающим современным требованиям здорового питания» [21] (табл. 3-4).
Таблица 3
Рекомендуемые объемы потребления пищевых продуктов [21]
Группы продуктов Рекомендуемые объемы
Хлебобулочные и макаронные изделия в пересчете на муку. Мука, крупы, бобовые, всего 95-105 кг/год/чел.
Картофель 95-100 кг/год/чел.
Овощи и бахчевые 120-140 кг/год/чел.
Фрукты и ягоды 90-100 кг/год/чел.
Мясо и мясопродукты, всего 70-75 кг/год/чел.
Молоко и молочные продукты в пересчете на молоко, всего 320-340 кг/год/чел.
Яйца 260 штук
Рыба и рыбопродукты 18-22 кг/год/чел.
Сахар 24-28 кг/год/чел.
Масло растительное 10-12 кг/год/чел.
Соль 2,5-3,5 кг/год/чел.
Таблица 4
Сравнение расчетных показателей потребления продуктов питания РД и их собственного производства* [21]
Продукт Хлеб Картофель, Овощи и бахчевые Мясо Молоко Яйца
Удельный вес отеч. продукции, % > 95% > 95% нет > 85% > 90% нет
Год Произведено, тыс т Потреблено, тыс т Обеспеченность, % Произведено, тыс т Потреблено, тыс т Обеспеченность, % Произведено, тыс т Потреблено, тыс т Обеспеченность, % Произведено, тыс т Потреблено, тыс т Обеспеченность, % Произведено, тыс т Потреблено, тыс т Обеспеченность, % Произведено, тыс. шт Потреблено, тыс шт Обеспеченность, %
2005 312 324 96 333 225 148 786 541 145 69 79 87 372 385 96 305 330 92
2010 209 366 57 307 262 117 948 601 157 87 104 83 591 590 100 212 423 50
2013 270 364 74 335 272 123 1117 684 163 105 119 88 755 720 104 188 418 45
2014 311 370 84 359 281 127 1293 705 183 120 131 91 791 762 104 218 463 47
2015 341 376 90 382 295 129 1352 720 187 125 132 95 820 786 104 230 479 48
2016 209 302* 69* 396 294* 134* 1644 392* 419* 126 218* 57* 845 995* 85* 241 784* 30*
*Расчеты автора.
Не производятся в республике и полностью покрывают потребности за счет ввоза — сахар и растительное масло, ягоды, морепродукты.
В 2016 г. по расчетам Минсельхозпрода РД индекс самообеспеченности продукцией собственного производства по видам продукции по республике составил в процентах: хлеб и хлебобулочные изделия — 69,5; картофель — 134,7; овощи и бахчевые — 419,4; плоды, ягоды — 97,7; молоко и молокопродукты — 84,9; кондитерские изделия — 23,5; мясо и мясопродукты — 58,0; рыба и рыбопродукты — 14,8; яйцо куриное — 30,7.
Из вышеуказанного видно, что только по двум позициям (по производству картофеля и овощам с бахчевыми) мы обеспечиваем свою потребность на 100 и более процентов.
Таблица 4
Сравнение расчетных показателей потребления продуктов питания РД и их собственного производства (продолжение)*
Продукт Плоды и ягоды Виноград Плоды, ягоды виноград, всего Рыба и рыбопродукты
Год Произведено, тыс т Потребность плоды годы виноград, тыс т Обеспеченность по плодам и ягодам, % Произведено, тыс т Потребность, тыс т Обеспеченность, % Произведено, тыс т Потребность, тыс т Обеспеченность, % Произведено, тыс т Потребность, тыс т Обеспеченность, %
2010 109 268 40 127 - - 236 268 88 4,8 53 8
2013 120 266 45 136 - - 256 266 103 3,4 53 6
2014 108 266 40 137 - - 245 266 92 2,4 53 4
2015 128 269 48 147 - - 275 269 102 4 53 7
2016 131 271 48 148 279 271 102 4,8 54 9
*Расчеты автора.
На наш взгляд, следует разграничить понятия «продовольственная безопасность» и «продовольственная необходимость», так как понятие «продовольственная безопасность» значительно более широкое и включает не только уровень пороговых значений по обеспечению продовольствием, но и экономическую доступность и питательную ценность рационов.
Только тогда в должной мере будет обеспечена продовольственная безопасность населения как главной составляющей государства.
В Доктрине экономическая доступность определена как «возможность приобретения пищевых продуктов по сложившимся ценам в объемах и ассортименте, которые не меньше установленных рациональных норм потребления». Продовольственная безопасность считается достигнутой тогда, когда для каждого человека обеспечена возможность потребления по рациональным нормам. Доступность продовольствия для жителей региона оценивается путем сопоставления рациональной нормы по группам продуктов и общей стоимости продуктового набора.
Для того чтобы сделать общий вывод о степени удовлетворенности потребности населения региона в основных продуктах питания, расчет сделан по следующей методике [14]:
1. В бюджетных обследованиях берем стоимость потребленных продуктов в рыночных ценах. Делим эту сумму на количество потребленных продуктов по видам. Получаем текущую цену для каждого вида продуктов питания.
Перемножение текущих цен и объема продовольствия по рекомендованным (медицинским) нормам дает стоимость по видам и в целом рекомендуемого набора.
Отношение стоимости фактически потребленного продовольствия к стоимости набора по медицинской норме в текущих ценах покажет, насколько сложившиеся расходы на питание могут обеспечить потребление по рациональной норме.
После этого рассматриваем получившийся общий коэффициент. Если стоимость потребленного набора равна или больше стоимости набора по медицинским нормам (К>100%), то в среднем житель региона имел возможность обеспечить себе потребление по рациональным нормам.
Чем больше коэффициент отклоняется от 100% в меньшую сторону, тем меньше возможность достижения потребления по медицинским нормам на сумму сложившихся расходов на питание (табл. 5).
По данным Росстата, с выполненными расчетами автора, по соотношению стоимости фактического и рекомендованного рационов питания в 2011 г. РФ имела показатель 93%, в 2013 г. — 95%, в 2015 г. — 98%.
Таблица 5
Коэффициент обеспечения населения продуктами питания в Республике Дагестан по рациональной норме, %*
Наименование продуктов Годы
2011 2013 2015
мин макс мин макс мин макс
Хлеб и хлебные продукты 1,53 1,38 1,3 1,18 1,4 1,26
Картофель 0,59 0,56 0,51 0,49 0,66 0,62
Овощи и бахчевые 0,75 0,64 0,77 0,66 0,88 0,76
Фрукты и ягоды 0,57 0,52 0,67 0,61 0,86 0,77
Мясо и мясные продукты 0,91 0,85 0,83 0,77 1,01 0,94
Молоко и молочные продукты 0,81 0,76 0,71 0,66 0, 79 0,75
Яйца 0,7 0,7 0,58 0,58 0,69 0,69
Рыба и рыбные продукты 0,81 0,66 0,92 0,75 0,91 0,74
Сахар и кондитерские изделия 1,35 1,15 1,25 1,07 1,42 1,21
Масло растительное и другие жиры 1,6 0,97 1,07 0,89 1,14 0,95
Общий по всему набору 0,88 0,8 0,84 0,76 0,97 0,88
*Расчеты автора.
Данные расчетов означают, что в среднем житель республики экономически не дотягивает рацион питания до минимальной нормы: в 2015 г. на 3%, до максимальной — 12% в целом по группе продуктов.
Данные табл. 5 о недостатке в рационе определенных веществ подтверждаются и данными табл. 6:
Таблица 6
Состав пищевых веществ в потребленных продуктах питания 2015 г. на чел./сут [22]
Регион Всего В т. ч. в продуктах животного происхождения
Белки, г Жиры, г Углеводы, г Килокалории Белки, г Жиры, г Углеводы, г Килокалории
РФ 77,1 104,6 328,4 2575,1 48,8 65,6 15,6 852,3
СевероКавказский федеральный округ 80,4 98,3 386,2 2763,1 44,7 55,4 12,7 731,6
Республика Дагестан 80,9 87,4 412,5 2770,8 43,1 46,8 11,6 644
Республика Ингушетия 86,6 93,6 469,2 3074,5 39,2 45 4,5 581,9
Кабардино-Балкарская Республика 91,8 111,7 451,9 3194,4 48,2 57,8 16 782,5
Карачаево-Черкесская Республика 84,9 104,8 397,5 2885,6 50,1 61,1 15,6 816,9
Республика Северная Осетия - Алания 72,4 90,7 318,1 2391,6 42,4 56,9 9,6 725,2
Чеченская Республика 85,5 101,3 423,5 2960,8 45,6 51,6 15,3 712,5
Ставропольский край 74,3 106,3 322,8 2556,7 45,3 66 13,2 831,1
Одним из важных показателей по питательной ценности рациона является достаточный уровень белков животного происхождения. Из табл. 6 следует, что в 2015 г. по потреблению белков животного происхождения РД занимала 5-е из 7-го место в СКФО, а по калорийности пищи животного происхождения — 6-е место из 7-го и 5-е место из 7-го по общей калорийности рациона.
Рассмотрим долю расходов на питание в потребительских расходах семьи (табл. 7).
Таблица 7
Структура потребительских расходов домашних хозяйств [23]* (по итогам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, в %)
Регион Доля расходов Доля расходов Доля расходов
на покупку продуктов питания в потребительских расходах на покупку продуктов питания в потребительских расходах на покупку продуктов питания в потребительских расходах
2011 2013 2015
Российская Федерация 29,5 27,7 32,1
Северо-Кавказский федеральный округ 40,7 38,8 42,2
Республика Дагестан 54 55,3 58,7
Республика Ингушетия 65,4 64,5 44,7
Кабардино-Балкарская Республика 38,3 32,4 39,8
Карачаево-Черкесская Республика 40,2 40,6 38,5
Республика Северная Осетия- Алания 34,9 31,7 35,8
Чеченская Республика 56,9 50,3 40,4
Ставропольский край 32,5 27,9 32,7
*Включая питание вне дома.
Данные табл. 7 позволяют сделать следующие выводы.
Из всех регионов СКФО у Дагестана самая худшая динамика по итогам 2015 г., так как доля расходов на питание имеет неуклонный рост за предшествующие 5 лет. При этом население не дотягивает до медицинских норм потребления по основному показателю питательной ценности рациона — белкам животного происхождения (см. данные предыдущей таблицы), и калорийность рациона в основном поддерживают растительными углеводами, сахаром, растительными жирами (хлеб, сахар, растительное масло), в то время как белки, жиры и углеводы животного происхождения в рационе питания остаются в недостатке (мясо, молоко, яйца, рыба).
Следующим показателем рассмотрим долю расходов на продовольствие в потребительских расходах семьи в разрезе домохозяйств и сравним имеющиеся данные.
Согласно методике продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН — ФАО, семьи, тратящие на продовольствие более 40% всех потребительских расходов, относятся к бедным и уязвимым [20].
Исходя из данных табл. 8, можно сделать вывод, что Республика Дагестан имеет саму плохую из регионов СКФО динамику по данному показателю, так как он неуклонно растет по периодам за последние пять лет и по итогам 2015 г. является самым высоким по федеральному округу — 72,8%. Если мы будем рассматривать этот показатель для семей с уровнем расходов на продовольствие свыше 40%, то он увеличится до 90,5 %. Это очень высокий, критический показатель.
Оценивая уровень продовольственной безопасности региона, следует отметить возможные риски.
Таблица 8
Распределение домашних хозяйств по удельному весу расходов на покупку продуктов питание в потребительских расходах, % *
Регион Годы
2011 2013 2015
до 50,0 св. 50% до 50,0 св. 50% до 50,0 св. 50% св. 40%
Российская Федерация 76 24 79,2 20,8 75,1 24,9 46,1
Северо-Кавказский федеральный округ 60,6 39,4 61,6 38,4 59,5 40,5 63
Республика Дагестан 36,1 63,9 39,8 60,2 27,2 72,8 90,5
Республика Ингушетия 12,6 87,4 16,1 83,9 44,8 55,2 77,1
Кабардино-Балкарская Республика 77,1 22,9 84,3 15,7 70,5 29,5 55,9
Карачаево-Черкесская Республика 63 37 62,5 37,5 67,1 32,9 60,3
Республика Северная Осетия- Алания 71,4 28,6 75,7 24,3 74,4 25,6 52,1
Чеченская Республика 25,9 74,1 36 64 56,9 43,1 64,5
Ставропольский край 76,2 23,8 80,9 19,1 79,2 20,8 44,8
* Расчеты автора.
1. В России нет проблемы голода: это видно по всем показателям, опубликованным в российских и международных источниках. Однако в ежегодном докладе ФАО ^АО — организация по сельскому хозяйству и продовольствию при ООН) за 2013 г. выделен российский регион — Кавказ, положение в котором вызывает опасения. Республика Дагестан является одним из важных регионов Северного Кавказа, поэтому требует существенного внимания относительно проблем продовольственного обеспечения.
2. Недоедание населения — фактор, провоцирующий конфликты. Угрозу безопасности страны представляют обширные группы людей, испытывающих ограничения в экономическом доступе к полноценному питанию. Опасность увеличивается, если эти группы составляют значительную часть населения густонаселенных районов. Из статистических данных видно, что население региона (РД) не имеет экономической (денежной) возможности получать полноценный рацион питания и фактически недоедает. Из республик СКФО худшая ситуация наблюдается только в Ингушетии, на третьем месте Чеченская Республика.
В 1 квартале 2016 г. 86, 5% домохозяйств Республики Дагестан оценили свое финансовое положение — как денег хватает только на еду, одежду, но не могут позволить себе товары длительного пользования, квартиру, машину. Такое положение усиливает также препятствия в реализации и других необходимых потребностей — безопасность, стабильность, социальную востребованность и значимость, развитии и самореализации, что снижает безопасность региона и страны в целом.
3. Высокая доля важных пищевых веществ для полноценного рациона потребляется в республике за счет ввозимых продуктов (мука, рыба, мясо, молоко, яйцо, фрукты и ягоды, растительное масло). Например, такая продукция, как плоды и виноград собственного производства, продается только в сезон.
В случае прекращения или уменьшения этих поставок жители республики не умрут от голода, но рационы сильно пострадают по питательности по медицинским требованиям и нормам, что в результате приведет к ухудшению здоровья всех категорий населения, как следствие, к снижению качества трудовых ресурсов и повышению уровня заболеваемости и смертности.
Выводы и предложения. Регионы России в силу своих природных и других потенциальных возможностей должны занять свое место в решении продовольственной проблемы по
объемным, качественным и ценовым показателям. Особая роль отводится Южному и СевероКавказскому федеральным округам страны. Сегодня Республика Дагестан как один из крупнейших регионов Северного Кавказа с развитым сельским хозяйством и перерабатывающей промышленностью занимает особое место в обеспечении продовольственной безопасности страны.
Следует выделить следующие направления для повышения продовольственной безопасности региона:
1. Увеличить эффективность планирования, четких и структурированных целей и соответствующих мероприятий, необходимых для реализации государственных программ.
Республика Дагестан не имеет не только собственной утвержденной Программы или Концепции развития импортозамещения, но даже специального Плана по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности с установленными мерами по содействию импортозамещения в отличие от Кабардино-Балкарской Республики, Республики Северной Осетии-Алании, Ставропольского края.
Поэтому необходимо в республиканские программы эффективности АПК внести программы по импортозамещению (в виде программы, подпрограммы, плана и т. п. — в наиболее подходящей форме), что позволит более полно скоординировать госпрограммы по всем ключевым показателям, в т. ч. источникам финансирования. Браться за те проекты, срок окупаемости которых минимален при наиболее вероятной полноте финансирования.
2. Рассмотреть возможность строительства новых предприятий и повысить эффективность имеющихся в республике предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, а также служб хранения произведенной продукции сельского хозяйства с целью формирования запасов собственной продукции для питания населения в любой сезон года.
3. Повысить производство продукции сельского хозяйства, в которой наблюдается дефицит для республики, при этом средства, направляемые на закупку этой продукции из других регионов, вкладывать в собственное региональное производство, что позволит увеличить доходы населения путем создания рабочих мест, увеличит экономическую доступность и питательную ценность рациона жителей республики, что снизит уровень конфликтности и улучшит социальную и продовольственную безопасность региона.
Одними из направлений может являться введение в сельскохозяйственный оборот заброшенных пахотных земель с быстрейшим использованием пригодных из них для ускоренного развития промышленного виноградарства, садоводства и овощеводства; перспективным направлением производства продукции является рыбоводство, для которого имеются необходимые природные условия и высокая пищевая потребность в регионе.
4. Повышать квалификацию имеющихся и улучшать подготовку кадров для сельхозпроиз-водства.
5. Разработать единый регламент предоставления господдержки для формирования оптимальных цен на продовольствие, производимое в регионе.
6. Рассмотреть возможности создания государственных предприятий в агропромышленном комплексе с назначением государственных управляющих, разработать систему критериев для оценки их труда и выполнения поставленных руководством республики задач.
7. Максимально использовать территориальные преимущества региона с целью снижения расходов на логистику.
8. Контролировать безопасность агропромышленной продукции, формируя эффективную систему отслеживания качества продукции АПК.
Как результат — реализация инвестиционных проектов поможет высвободить денежные средства, улучшится питание населения, снизятся цены на продовольствие вне сезона; увеличатся доходы населения путем создания рабочих мест, следовательно, можно добиться увеличения экономической доступности и питательной ценности рациона жителей республики, что снизит уровень конфликтности и улучшит социальную и продовольственную безопасность региона.
Литература
1. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс]. — URL : http://www.mcx.ru/documents/document/v7_show_print/14857.19.htm (дата обращения 08.07.2017).
2.Аджиев, А. М., Ахмедуев, А. Ш., Контаев, И. А. Проблемы и пути обеспечения продовольственной безопасности в условиях глобализации мировой экономики //Вопросы структуризации экономики. 2008. № 4. С. 8-11.
3.Ашинова, М. К., Хут, С. Ю., Ешугова, Ф. Р. Импортозамещение как инструмент решения актуальных проблем АПК региона // ^вые технологии. 2016. № 1. С. 52-57.
4.Вартанова, М. Л. Продовольственная безопасность как составная часть экономической и национальной безопасности государства // Продовольственная политика и безопасность. 2016. Т. 3. № 3. С. 145-162.
5. Глотов, О. А. Продовольственная безопасность Российской Федерации : риски и угрозы, основные направления государственно-экономической политики [Электронный ресурс]. —URL : https:// cyberleninka.ru/article/n/prodovolstvennaya-bezopasnost-rossiyskoy-federatsii-riski-i-ugrozy-osnovnye-napravleniya-gosudarstvenno-ekonomicheskoy-politiki (дата обращения: 05.09.2017).
6. Дохолян, С. В., Вартанова, М. Л. Обеспечение эффективности функционирования продовольственного рынка региона в условиях конкурентной среды // Российское предпринимательство. 2016. Т. 17. № 17. С. 2153-2178.
7. Казиханов, А. М., Гаджиев, H. Г. Импортозамещение как условие повышения продовольственной безопасности // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 2: Общественные науки. 2016. № 4. С. 6-11.
8. Климова, H. В. Обеспечение продовольственной безопасности России как стратегическая задача государства // Экономика : вчера, сегодня, завтра. 2016. № 2. С. 74-89.
9. Крылатых, Э. H. Hациональная экономика : обеспечение продовольственной безопасности в условиях интеграции : монография / Крылатых Э. H., Мазлоев В. З., Межонова H. В. — М. : HИЦ ИHФРА-М, 2016.
10. Курбанов, К. К., Джабраилов, Р. А., Махмудов, М. К. Использование ресурсного потенциала регионального АПК при решении задач импортозамещения //Региональные проблемы преобразования экономики. 2016. № 9 (71). С. 43-49.
11. Hсхинова, О. Д. Обеспечение продовольственной безопасности депрессивного региона // Механизм экономического обеспечения национальной безопасности : опыт, проблемы, перспективы : материалы Всероссийской научно-практической конференции. — Краснодарский университет МВД России, 2016. С. 59-63.
12. Полонский, И. Сельское хозяйство и продовольственная безопасность : проблемы и перспективы [Электронный ресурс]. —URL : https://topwar.ru/80655-selskoe-hozyaystvo-iprodovolstvennaya-bezopasnost -problemy-i-perspektivy.html (время обращения: 26.09.2017).
13. Пулатов, З. Ф. Интеграционные процессы в региональном агропромышленном производстве — магистральное направление его устойчивого и эффективного развития // Региональные проблемы преобразования экономики. 2016. № 11. С. 51-59.
14. Шагайда, H. И., Узун, В. Я. Продовольственная безопасность в России : мониторинг, тенденции и угрозы. — М. : Изд. дом «Дело» РАHXи ГС, 2015
15. Ушачев, И. Г., Алтухов, А. И., Беспахотный, Г. В., Бондаренко, Л. В., Козлов, А. В., Яковлева, О. А., Клюкач, В. А., Аварский, H. Д., Осипов, А. H., Серегин, С. H., Кузнецов, В. В., Лысенко, Е. Г., Богданов-ский, В. А., Милосердов, В. В., Савченко, Е. С., Серков, А. Ф., Маслова, В. В., Чекалин, В. С., Калашников, В. В., Косолапов, В.М. и др. Импортозамещение в АПК России : проблемы и перспективы ; ответственный за выпуск академик РАH И.Г. Ушачев. — М., 2015.
16. Юнусова, П. С. Продовольственная безопасность региона : концепция, проблемы, механизм обеспечения /Ин-т соц.-эконом, исслед. ДагHЦ РАH. — Махачкала : ИД «Hаука плюс», 2008.
17. Юнусова, П. С. Особенности формирования продовольственной безопасности в региональной экономике //Региональные проблемы преобразования экономики / ИСЭИ ДHЦ РАH. — Махачкала, 2008. № 2. С. 107-116.
18. Ярошенко, Г. В., Цимбал, В. А., Богодистов, А. А. Современные вызовы и угрозы продовольственной безопасности Российской Федерации // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2017. № 2.
19. The Global Food Security Index : официальный сайт [Электронный ресурс]. — URL: http:// foodsecurityindex.eiu.com (дата обращения: 28.02.2016).
20. Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООH (ФАО): официальный сайт [Электронный ресурс]. — URL : http://www.fao.org (дата обращения: 28.02.2016).
21. Система Гарант. [Электронный ресурс]. — URL : http://base.garant.ru/12179471Mixzz4020oCswo (время обращения 05.05.2017).
22. Регионы России. Социально-экономические показатели [Электронный ресурс]. — URL : http:// www.gks.ru/bgd/regl/b15_14p/Main.htm (дата обращения 05.05.2017).
23. Регионы России. Социально-экономические показатели [Электронный ресурс]. — URL : http:// www.gks.ru/bgd/regl/b16_14p/Main.htm (дата обращения 20.09.2017).
References:
1. The doctrine offood security of the Russian Federation [Electronic resource]. — URL : http://www.mcx.ru/ documents/document/v7_show_print/14857.19.htm (Date of circulation 08.07.2017).
2. Adzhiev, A. M, Akhmeduyev, A. Sh., Kontayev, I. A. Problems and ways of ensuring food security in the globalized world economy // Issues of structuring the economy. 2008. No. 4. P. 8-11.
3. Ashinova, M. K., Khut, S. Yu., Eshugova, F. R. Import substitution as a tool for solving urgent problems of the agro-industrial complex of the region // New technologies. 2016. No. 1. P. 52-57.
4. Vartanova, M. L. Food security as an integral part of the economic and national security of the state // Food policy and security. 2016. T. 3. No. 3. P. 145-162.
5. Glotov, O. Food security of the Russian Federation : risks and threats, the main directions of state economic policy [Electronic resources]. — URL : https://cyberleninka.ru/article/n/prodovolstvennaya-bezopasnost-rossiyskoy-federatsii-riski-i-ugrozy-osnovnye- napravleniya-gosudarstvenno-ekonomicheskoy-politiki (Date of circulation: 09/05/2017).
6. Doholyan, S. V., Vartanova, M. L. Ensuring the effectiveness of the food market in the region in a competitive environment //Russian Entrepreneurship. 2016. No. 17. P. 2153-2178.
7. Kazikhanov, A. M., Gadzhiev, N. G. Import substitution as a condition for increasing food security // Bulletin of the Dagestan State University. Series 2: Social Sciences. 2016. No. 4. P. 6-11.
8. Klimova, N. V. Maintenance offood safety of Russia as a strategic task of the state // the Economy : yesterday, today, tomorrow. 2016. No. 2. P. 74-89.
9. Krylatykh, E. N. National economy : ensuring food security in conditions of integration : Monograph / Kry-latykh, E. N., Mazloev, V. Z., Mezhonova, N .V. — M. : SRCINFRA-M, 2016.
10. Kurbanov, K. K., Dzhabrailov, R. A., Makhmudov, M. K. Use of the resource potential of the regional agribusiness in solving import substitution problems // Regional problems of economic transformation. 2016. No. 9 (71). P. 43-49.
11. Nuskhinova, O. D. Ensuring food security of a depressed region // The mechanism of economic security of national security : experience, problems, prospects : Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference. —Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2016. P. 59-63.
12. Polonsky, I. Agriculture and food security : problems and prospects [Electronic resource]. —URL : https:// topwar.ru/80655-selskoe-hozyaystvo-iprodovolstvennaya-bezopasnost-problemy-i-perspektivy.html. Maturity: 09.26.2017.
13. Pulatov, Z. F. Integration processes in regional agro-industrial production — the main direction of its sustainable and effective development // Regional problems of economic transformation. 2016. No. 11. P. 51-59.
14. Shagaida, N. I., Uzun, V. Ya. Food security in Russia : monitoring, trends and threats. — M. : Publishing House «Delo» RANH and GS, 2015.
15. Ushachev, I. G., Altukhov, A. I., Bespakhotny, G. V., Bondarenko, L. V., Kozlov, A. V., Yakovleva, O. A., Klukach, V. A., Avarsky, N. D., Osipov, A. N., Seregin, S. N., Kuznetsov, V. V., Lysenko, E. G., Bogdanovsky, V. A., Miloserdov, V. V., Savchenko, E. S., Serkov, A. F., Maslova, V. V., Chekalin, V. V., Kalashnikov, V.M., Kosolapov, V. M. and etc. Import substitution in the agrarian and industrial complex of Russia : problems and prospects ; responsible for the issue of the academician of the Russian Academy of Sciences I.G. Ushachev. — Moscow, 2015.
16. Yunusova, P. S. Food security of the region : the concept, problems, mechanism of provision / Institute of Social and Economic Studies, Issled. DaghNTS RAS. — Makhachkala : Science Plus, 2008.
17. Yunusova, P. S. Features of the formation offood security in the regional economy // Regional problems of economic transformation. ISEI DSC RAS. — Makhachkala, 2008. No. 2. P. 107-116.
18. Yaroshenko, G. V., Tsimbal, V. A., Bogodistov, A. A. Modern Challenges and Threats to Food Security in the Russian Federation // Journal of State and Municipal Management, SCAMS Scientific Notes. 2017. No. 2.
19. The Global Food Security Index : official site [Electronic resource]. — URL : http:// foodsecurityindex.eiu.com (reference date: 28.02.2016).
20. Food and Agriculture Organization of the United Nations (FAO) : official website [Electronic resource]. — URL : http://www.fao.org (reference date: February 28, 2016).
21. Garant system [Electronic resource]. — URL : http://base.garant.ru/12179471Mixzz4O20oCswo (reference time 05/05/2017).
22. Regions of Russia. Socio-economic indicators [Electronic resource]. — URL : http://www.gks.ru/bgd/regl/ b15_14p/Main.htm (reference time 05/05/2017).
23. Regions of Russia. Socio-economic indicators [Electronic resource]. — URL : http://www.gks.ru/bgd/regl/ b16_14p/Main.htm (reference time is September 20, 2017).