ториальных органов внутренних дел, а, следовательно, улучшение их качественных и профессиональных показателей.
Активное участие гражданского населения в осуществлении содействия органам милиции и уголовного розыска делало их деятельность еще более открытой и публичной, что в свою очередь, повышало доверие граждан к деятельности органов внутренних дел. Таким образом, можно сделать вывод о том, что подобная форма осуществления общественного контроля за деятельностью милиции была весьма эффективной как в сфере осуществления контрольных функций общества над государством, так и в сфере борьбы с преступностью. На основании вышеизложенного можно предположить, что такая форма взаимодействия гражданского общества и полиции была бы актуальна и практически полезна в наши дни.
Список литературы:
1. Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 г. № З-ФЗ [Электронный ресурс] // Гарант: справочная правовая система. Сетевая версия. - М.: НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 1990. - Режим доступа: свободный.
2. Федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» от 21.07.2014 г. № 212-ФЗ [Электронный ресурс] // Гарант: справочная правовая система. Сетевая версия. - М.: НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 1990. - Режим доступа, свободный.
3. Работа полиции и отношение к полицейским [Электронный ресурс] // Фонд «Общественное мнение». Сетевая версия. 2003-2015 Фонд Общественное Мнение. - Режим доступа: http://fom.ru/Bezopasnost-i-pravo/11784.
4. Об обществах содействия милиции и уголовного розыска: Постановление СНК РСФСР от 25.05.1930 // СУ - 1930. - № 25. - С. 324.
5. Говоров И.В., Ремнева С.В. Из истории развития общественных формирований по содействию органам милиции в СССР в 20-80-е годы // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2007. - № 4 (36). - С. 26.
ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА РОССИИ
© Козлов Д.В.*
Юридический институт Красноярского государственного аграрного университета, г. Красноярск
Статья проводит анализ эволюции политики государства по отношению к коренным малочисленным народам Севера России в области традиционного природопользования, представляет основанные ме-
* Аспирант кафедры Теории и истории государства и права.
роприятия направленные на реализацию прав и законных интересов коренных малочисленных народов Севера в сохранении территорий традиционного природопользования и традиционных способов жизнеобеспечения этих граждан.
Ключевые слова: права и законные интересы; коренные малочисленные народы Севера России; территории традиционного природопользования; традиционные способы жизнеобеспечения.
Россия, единственная страна, которая сохранила коренные малочисленные народы Севера с их традиционным образом жизни и хозяйствования в классическом виде, их обычаи, культуру, язык. Естественная природа, для этих народов, является средой их обитания и проживания, в исторически сложившемся укладе. Коренные малочисленные народы Севера остро чувствуют дисбаланс последствий от промышленной разработки территорий традиционного проживания и хозяйствования. Основной угрозой законным интересам коренных малочисленных народов Севера является и в ближайшей перспективе останется, интенсивное освоение природных ресурсов и соответствующая производственная деятельность транснациональных и российских нефте-, газо- и горнодобывающих компаний.
Законные интересы свидетельствуют о больших возможностях и резервах, заложенных в отечественном праве, их многообразии [5, с. 530]. В литературе законный интерес трактуется по-разному. Более удачное, на наш взгляд, определение законного интереса, раскрывающее его правовую природу, можно встретить в работе Н.И. Матузова, который приходит к выводу, что «законный интерес - это юридически значимый интерес, основанный на законе, вытекающий из него, одобряемый и защищаемый им, хотя и не закрепленный в конкретных правовых нормах» [6, с. 119]. Законный интерес может быть гарантирован государством лишь в определенной степени, и обратиться за его защитой в суд или в другой компетентный орган можно лишь в некоторых случаях, а именно тогда, когда законный интерес по своему характеру весьма близок к субъективному праву, является наиболее существенным и когда его нарушение повлекло, или могло повлечь серьезные негативные последствия [5, с. 537].
В начале 90-х годов намечается изменение приоритетов политики государства по отношению к коренным малочисленным народам Севера связанное с признанием их законных интересов в тех или иных формах прав на земли и природные ресурсы. Новый взгляд на проблемы политики государства к коренному малочисленному народу знаменует включение в текст новой Конституции Российской Федерации ст. 69, гарантирующей, в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права и международными договорами Российской Федерации - права коренных малочисленных народов [3]. Данная статья не только обозначила на государственном уровне переход к принципам уважительного отношения к праву на сохранение традиционного образа жизни, методов и способов тради-
ционного природопользования, к праву на владение, пользование и распоряжение землями традиционного природопользования, но и признала их в качестве субъекта международно- и конституционно-правовых отношений, а так же управомочивает РФ и ее субъекты защищать исконную среду обитания, традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера (п. «м» ч.1 ст. 72 Конституции РФ) [1, с. 174]. Анализ российского законодательства свидетельствует о том, что были охвачены все аспекты правового статуса коренных малочисленных народов Севера. В федеральном законодательстве раскрываются основные понятия «коренные малочисленные народы Севера», «традиционный образ жизни», «традиционное природопользование» [15] (Документ утратил силу с 1 января 2005 года в связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2004. -№ 35. - Ст. 3607). Под правовую защиту подпадают природоохранные интересы, традиционный образ жизни и формы хозяйствования [16, 4, 8, 11], учет экономических интересов и компенсационные платежи [10, 12, 19].
На границе тысячелетий были приняты три базовых Федеральных закона:
- «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» [7];
- «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» [14];
- «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» [13].
Реализация прав и законных интересов коренных малочисленных народов Севера, на использование природоресурсов нашла свое обоснование в Декларации о правах коренного малочисленного народа, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 13 сентября 2007 года [2], в которой обозначена связь этих граждан с традиционно принадлежащими им территориями, землями, водными и лесными ресурсами ст. 25, следовательно, коренной малочисленный народ имеет право и законные интересы на указанные территории и природные ресурсы, ч. 1 ст. 26.
Благодаря конституционным нормам, создаются значительные предпосылки для охраны прав и законных интересов коренных малочисленных народов Севера России и развития существующего законодательства.
Важным элементом в мероприятиях, направленных на обеспечение прав и законных интересов коренного малочисленного народа Севера России, в сохранении территорий для традиционного землепользования и жизнеобеспечения этих народов и сохранение экосистемы Севера, необходимо ускорить совершенствование действующего законодательства, в области традиционного землепользования коренных малочисленных народов России, что обеспечит в полной мере права и законные интересы этих граждан, гарантированных Конституцией Российской Федерации, в поддержании традиционной хозяйственной жизнедеятельности.
Список литературы:
1. Аракчаа К.Д. Коренные малочисленные народы России: политика и право // Социология власти. - 2011. - № 3. - С. 172-180.
2. Декларация о правах коренных малочисленных народов принятая Генеральной Ассамблеей ООН 13 сентября 2007 года [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/indi-geшus_rights.shtml (дата обращения: 01.05.2014).
3. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. Лесной кодекс Российской Федерации от 29.01.1997 № 22-ФЗ // СЗ РФ. - 1997. - № 5. - Ст. 610.
5. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: курс лекций. -М.: Норма: ИНФРА-М, 2013. - С. 530-537.
6. Матузов Н.И. Правовая система и личность. - Саратов: Саратовский университет, 1987. - 119 с.
7. О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации: Федеральный закон от 30.04.1999 № 82-ФЗ // СЗ РФ. - 1999. -№ 18. - Ст. 2208.
8. О животном мире: Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ // СЗ РФ. - 1995. - № 17. - Ст. 1462.
9. О континентальном шельфе Российской Федерации: Федеральный закон от 30.11.1995 № 187-ФЗ // СЗ РФ. - 1995. - № 49. - Ст. 4694.
10. О недрах: Закон Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 // «Ведомости СНД и ВС РФ». - 1992, 16.04. - № 16. - Ст. 834.
11. О племенном животноводстве: Федеральный закон от 03.08.1995 № 123-ФЗ // СЗ РФ. - 1995. - № 32. - Ст. 3199.
12. О соглашениях о разделе продукции: Федеральный закон от 30.12.1995 № 225-ФЗ // СЗ РФ. - 1996. - № 1. - Ст. 18.
13. О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: Федеральный закон от 07.05.2001 № 49-ФЗ // СЗ РФ. - 2001. - № 20. - Ст. 1972.
14. Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации: Федеральный закон от 20.07.2000 № 104-ФЗ // СЗ РФ. - 2000. - № 30. - Ст. 3132.
15. Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации: Федеральный закон от 19.06.1996 № 78 ФЗ // СЗ РФ. - 1996. - № 26. - Ст. 3030.
16. Об особо охраняемых природных территориях: Федеральный закон от 15.02.1995 № 33-ФЗ // СЗ РФ. - 1995. - № 12. - Ст. 1024.