Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА В СИСТЕМЕ МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ПУТЕЙ ИХ РЕШЕНИЯ'

ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА В СИСТЕМЕ МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ПУТЕЙ ИХ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
12
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ / РЕСПУБЛИКА МОЛДОВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кожухар В.Р.

Рассмотрены проблемы обеспечения национальных экономических интересов республики Молдова в системе мирохозяйственных связей в современных условиях. Рассмотрено содержание понятия «национальные экономические интересы» и определены принципы их обеспечения. Предложены пути решения проблемы обеспечения национальных экономических интересов республики Молдова в системе мирохозяйственных связей в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS OF ENSURING NATIONAL ECONOMIC INTERESTS OF THE REPUBLIC OF MOLDOVA IN THE SYSTEM OF WORLD ECONOMIC RELATIONS IN MODERN CONDITIONS AND TO IDENTIFY POTENTIAL WAYS OF THEIR SOLUTION

The article considers the problems of ensuring national economic interests of the Republic of Moldova in the system of world economic relations in modern conditions. Considered the concept of “national economic interests” and sets out the principles for their support. Proposed solutions to the problems of ensuring national economic interests of the Republic of Moldova in the system of world economic relations in modern conditions.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА В СИСТЕМЕ МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ПУТЕЙ ИХ РЕШЕНИЯ»

технического развития будет происходить интеграция российской 'ЭКОНОМИКИ и глобальной мировой экономики.

Во-вторых, развитие научно-технической сферы позволяет осуществлять двустороннее взаимовыгодное взаимодействие на базе интеллектуального капитала, как результирующего фактора производства. и его практического воплощения в высокотехнологичные товары и услуги.

В-третьих, научно-техническая сфера в долгосрочном социально-экономическом развитии страны выступает не только проводником интеграционных процессов в глобальной экономике, но и становится решающим фактором эффективною развития мирового хозяйства, оказывая влияние на глобализацию и интеграцию стран посредством экономики знаний.

В-четвертых, особую актуальность процессу развития научно-технической сферы придают условия роста стоимости энергетических продуктов при исчерпании не возобновляемых их источников, и насыщения мирового рынка материальными продуктами.

Результаты рассмотрения содержания, сущности и базовых принципов формирования стратегии национального экономического развития, а также роли научно-технического развития в стратегии развития национальной экономики, позволяют детально исследовать закономерности и современные тенденций научно-технического развития в системе мирового хозяйства.

Литература:

I. Тебекин A.B., С'еряков I II. Влияние динамики циклов экономической активности на перспективы развития национальной экономики. Проблемы современной экономики. 2015. № 1 (53). С. 34-38.

2. Бетехтина Е.И.. Пойсик М.Д. Мировая практика формиром ния научно-технической политики. - Кишинев: 1999.

3. Иванов 11. Глобализация и проблемы оптимальной стратеге развития. II Мировая экономика и международные отношен*^ 2000. №2

4. Королев И. Интеграция России в мировую экономик) 4| Внешняя политика России. 2004. №1-2.

5. Оболенский B.l I. Глобализация мировой экономики и Рослей //Наследие. 2001. №1.

6. Андрианов В.Д. Россия в мировой экономике: Учебник. - L Владос, 2008.

7. Зверев, A.B. Государственная поддержка ннновашюнив деятельности (зарубежный опыт) / Вестник Финансовой Ati* мни. - 2008. - № 4.

8. Крекова М.М. Теоретические и методологические оснежи регулирования развития человеческих ресурсов при переходе а инновационной экономике. -М.: Рампринт. 2011.

9. Тебекин A.B. Стратегический менеджмент. - М.: Юр.л*. 2016.

10. Хромушниа Ю.А. Влияние государственной ннформашмв ной политики на развитие «новой экономики» Германии // Эк м мика. Предпринимательство. Окружающая среда = ЭПОС [Те>-гв международный журнал / Московская академия экономики и nr-v. - М.: [Б. n.J. - 2008^ - № 3. - С. 117-122.

11. Березина A.A. Структурные изменения в мировой экономия и смена технологических укладов [текст] / A.A. Березина// Меж* народная экономика. - М.. 2010. - №9. - с. 26-32.

12. Гусарова М.И. Императивы инновационной экономная формирование научно-технической интеллигенции в соврсмеюн России (1991-2009). II Российская история. 2010. №2. С. 73-80 ]

УДК 338

ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА В СИСТЕМЕ МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ

ПУТЕЙ ИХ РЕШЕНИЯ

Кожухар В.Р., аспирант Дипломатической академии при МИД РФ

Рассмотрены проблемы обеспечения национальных экономических интересов республики Молдова в системе мирохтяйственнщ связей в современных условиях. Рассмотрено содержание понятия «национальные экономические интересы» и определены принцип » обеспечения. Предложены пути решения проблемы обеспечения национальных экономических интересов республики Молдова в систсщ мирохозяйственных связей в современных условиях.

Ключевые слова: проблемы обеспечения, национальные экономические интересы, республика Молдова.

THE PROBLEMS OF ENSURING NATIONAL ECONOMIC INTERESTS OF THE REPUBLIC OF MOLDOVA IN THE SYSTEM OF WORLD ECONOMIC RELATION4 IN MODERN CONDITIONS AND TO IDENTIFY POTENTIAL WAYS OF THEIR

SOLUTION

Ko/hukhar V., ihe post-graduate student. Diplomatic Academy umler the MFA of the Russian Federation

The article considers the problems of ensuring national economic interests of the Republic of Moldova in the system of world economic relaiiau in modern conditions. Considered the concept of "national economic interests " and sets out the principles for their support. Proposed solution a the problems of ensuring national economic interests of the Republic of Moldova in the system of world economic relations in modern conditk-я

Keywords: problems of security, national economic interests, the Republic of Moldova.

Одной из центральных проблем глобализации в мировой экономике является обеспечения национальных экономических интересов страны в системе мирохозяйственных связей.

Движение мировой экономики к глобальному экономическому кризису 2020-х годов, обусловленному, в первую очередь, динамикой больших циклов экономической активности 11.Д.Кондратьева[27], ужесточает рыночную борьбу на всех уровнях, в том числе на межгосударственном уровне.

Ужесточение рыночной борьбы на фоне глобального экономического спада в мировой экономике порождает проблемы формирования иолнцентричной модели мироустройства. Интересанты моноцентричной модели мировой экономики зачастую нагнетают процессы, приводящие к росту экономической и социально-

политической нестабильности в мире. Это приводит к росту vpo»J хаоса на региональном уровне, индуцирующему элементы »тс«* хаоса на мировое экономическое пространство.

На фоне спада мировой экономики усилилась борьба меж^1 государствами и крупными компаниями за места в различиJ сегментах региональных рынков. 'Зачастую эта борьба далее от принципов здоровой конкуренции, носит недобросовестные подчас агрессивный характер. В результате дестабнлизир\кггсв социально-экономические и политические процессы в регионах ■ к зонам многолетних конфликтов добавляются новые, в том чися в европейской части света.

Стремление моноцентристов сохранить мировое лидерстя любой ценой приводит к тому, что в ход идут не только экономя

ческие п политические, но и другие, в том числе силовые методы воздействия на ситуацию в мире. Следствием этих воздействий ¡вляется появление все новых очагов напряженности на Ближнем Востоке (Ливня. Сирия. Ирак), в Северной Африке (Тунис. Ливия. Египет), в Западной Африке (Нигерия), в Центральной Азии (Пакистан, Афганистан). Юго-восточной Азии (Малайзия, Индонезия. Филиппины), в Восточное Европе (Украина) и др.

Во всех событиях, происходящих в очагах напряженности в чире в той или иной форме достаточно четко просматриваются попытки сторонников однополярного мира любой ценой добиться своего единовластного доминирования на международной арене. Как следствие, народам и государствам извне навязываются через ангажированные местные (национальные) группы соответствующие подходы и взгляды. Фактически это не что иное, чем вмешательство во внутренние дела других государств, в первую очередь с целью >становления удобного и управляемого извне режима власти.

Указанный характер событий существенно увеличил степень по-лрнзацин подходов к ключевым вопросам миропорядка и тем самым усилил напряженность в системе международных отношений.

Полномасштабный (политический, экономический, социальный) кризис на Украине сегодня также был инспирирован извне .1 используется Западом, в первую очередь США, с целью дестабилизации ситуации в Восточной Европе, и затруднения развития крупнейшего государства России через односторонние политические решения, экономические санкции, интенсивное информационное воздействие, превратившееся в информационную войну, а также продолжающееся наращивание военного присутствия сил НАТО у границ РосснйскойФедераипн. И это при том. что урон от подобного противостояния в условиях глобализации несет не только страна-инициатор и страна-объект воздействия, но и другие страны, в первую очередь расположенные в регионе воздействия.

В этих условиях особенно остро встает проблема обеспечения национальных экономических интересов в системе мирохозяйственных связей. Ее решение связано с проведением активной внешней политики государства, направленной на улучшение международного климата и оздоровление на этой основе международной обстановки.

11аряду с выстраиванием коллективных действий, направленных на поиск решений глобальных и региональных проблем, государства, находящиеся в зонах нестабильности, вынуждены предпринимать необходимые усилия по защите своего суверенитета, реализовы-вать комплекс мер по обеспечению своей безопасности, включая отстаивание национальных экономических интересов в системе мирохозяйственных связей.

Экономика Молдавии сегодня переживает непростые времена.

Даже руководство Совета Европы признает, что последствия кризиса безопасности, угрожающего Молдавии, могут выйти далеко и пределы этой страны [ I ].

Сегодняшние проблемы Молдавии очень схожи с проблемами современной Украины и других стран, переживших цветные революции.

Многие специалисты как в самой Молдавии, так и в Европе признают, что прозападные политические силы, пришедшие в Мол-давни к власти еще в 2009 году, сделали недостаточно для развития экономики страны, для большей открытости ее государственных институтов.

IIa фоне последних событий, происходящих в республике Молдавия особую актуальность, приобретает проблема обеспечения ее национальных экономических интересов в системе мирохозяйственных связей.

Вопросы обеспечения национальных экономических интересов были и остаются в центре внимания ученых и специалистов практиков, в их числе:

- исследования наиболее общих проблем развития мирохозяйственных связей Авдокушкнным Е.Ф. [3], ЛиндертомИ.Х. [17]. Ломакиным В.К. [18]и др.:

- исследования проблем развития национальных экономик отдельных стран в системе мирохозяйственных связей Ворониной Л.А., Егоровой Е.М. [9], Тебекиным A.B.. Мантусовым В.Б. [28]. Кудровым В.М. [16]и др.:

- исследования проблем межстанового взаимодействия и обеспечения национальных экономических интересов Днепровской И В [II]. Жулановым Е.Е. [13]. Арсеньевой В.А. [4]и др.

В то же время проблема оптимизации обеспечения национальных экономических интересов в системе мирохозяйственных связей

треоует оолее летального изучения.

В частности, самостоятельного рассмотрения требует исследование проблем обеспечения национальных экономических интересов республики Молдова в системе мирохозяйственных связей в современных условиях с целью определения путей их решения.

Отдельного изучения требует анализ вероятных сценариев обеспечения национальных экономических интересов государства Молдова в системе мирохозяйственных связей, осуществляемый с учетом:

- анализа влияния системы мирохозяйственных связей на национальные экономические интересы государства Молдова;

- анализа сильных и слабых сторон национальной экономики государства Молдова в разрезе возможностей и угроз в системе мирохозяйственных связей.

Принципиального решения требует вопрос разработки технологии оптимизации обеспечения национальных экономических интересов государства Молдова в системе мирохозяйственных связей.

При исследовании теоретико-методологических основ обеспечения национальных экономических интересов в системе мирохозяйственных связей на первом этапе были рассмотрены вопросы, касающиеся национальных экономических интересов государства, включая: содержание, сущность, принципы формирования и отстаивания национальных интересов в системе мирохозяйственных связей.

Рассмотрение вопросов, касающихся национальных экономических интересов государства (включая: содержание, сущность, принципы формирования и отстаивания в системе мирохозяйственных связей) базировалось на известных научных наработках в этой сфере, получивших отражение в трудах Барра Р. [5]. Таранова П.В. [26]. Кличевой Н.В. [15], Мазуровой Е.К. [20]. Дорониной Н.Г. [12]. Филипповой И.А. [29], Власовой Е.В. [7], Исаева Б.А. [14],Сенчагова В.К. [24], Лукьяновой A.A. [19], Делягина М.Г. [10]. Фомина С.А. [30], Ведуты E.H. [6] и др.

Проведенные исследования позволили определить сущность понятий «национальные интересы», «национальные экономические интересы» и «отстаивание национальных экономических интересов государствав системе мирохозяйственных связей».

В общем случае под национальными интересами (national interesl)nomiMaioTcfl объективно значимые цели и задачи национального государства как целого.

Результаты анализа основных вариантов трактовки понятия «национальные интересы» представлены ниже.

ТакОсадчая И.М. [211 считает, что национальные интересы

это:

- во-первых, интересы государства, обычно определяемые его правительством:

- во-вторых, предмет апелляции для политиков, желающих получить поддержку своим действиям, исходя из того, что люди привержены национальной идее как социальной и политической общности. Поэтому декларируемая забота о национальных интересах представляет собой мощное средство для получения поддержки:

- в-третьих, понятие особенно действенное в вопросах внешней политики, т.к. вызывает у многих образ нации (или национального государства - nation state), защищающей свои интересы, которым угрожает опасность в анархичной международной системе;

- в-четвертых, средство анализа внешней политики, подразумевающее реализацию наиболее благоприятной для страны системы отношений с другими государствами.

Коновалов В.Н.рассматривает национальные интересы как[23]:

- осознанные потребности государства, определяемые экономическими и геополитическими отношениями данного государства в данную эпоху, культурно-историческими традициями, необходимостью обеспечения безопасности, защитой населения от внешней угрозы и внутренних беспорядков, экологических катает -роф и т.д.:

- обобщающий интерес, который снимает противоречие между интересами государства и гражданского общества:

- совокупность внешнеполитических интересов государства, которые различаются по своей важности для его жизнедеятельности. Различается фиксированное (неизменное постоянное) и перемен ное содержание национального интереса. Неизменная часть включает »дачу обеспечения внешней безопасности государства. Переменное же содержание рассматривается через призму национальных традиций, личностных качеств политических руководителей, тенденций в

эконо-мнческой, социальной сферах общественной жизни и т.д.

При этом Коновалов В.II.выделяет два уровня национальных интересов государства: уро^вень главных внешнеполитических интересов и уровень специфических ннтересов[23].

11ервый связан с обеспечением его безопасности и целостности как социально-экономической, политической, национально-исторической и культурной общности, с защитой экономической и политической независимости государства. Главные интересы государс-тво обеспечивает всеми военными, экономическими, дипломатическими и идеологическими средствами.

Второй уровень охватывает отдельные, относительно частные, хотя и важные сами по себе интересы государства в сфере международных отношений.

Санжаревский И.И. считает, что национальные интересы это интересы национальной общности или группы, объединенной специфическими связями и взаимоотношениями генетической и культурной гомогенности, воплощающиеся в стремлении представителей одной национальноеги к кооперации и объединению на основе общности культуры, выражающейся в языке, семенных, религиозных, моральных традициях и обычаях, способах рекреации, политических системах и поведении [22).

Рогозин Д.О. рассматривает национальные интересы как [8|:

- совокупность духовно нравственных, политических, социальных. экономических, других потребностей нации, имеющих приоритетное значение для ее существования, развития и воспроизводства. Национальные интересы исходят из представлений о целях (миссии) нации и ее духовно-нравственных ценностей. Важнейшими национальными интересами являются защита суверенитета и территориальной целостности государства и защита обусловленного традицией национального уклада;

- потребность в существовании устойчивого конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности сформированного нацией государства как главный показатель его жизненной силы.

При этом различают внутренние и внешние национальные интересы.

Внутренние национальные интересы выражаются в стремлении нации защищать свой общественный строй и правопорядок, создавать основу для эффективного экономического развития и обеспечения социального прогресса общества, повышать культурно-духовный. нравственно-патриотический и научно-технический потенциал государства.

Внешние национальные интересы направлены на обеспечение внешней безопасности государства, достижение им выгодных позиций в вопросах международного экономического, экологического, культурного сотрудничества. Выражаются комплексомего дипломатических. политических, экономических, военных, информационных устремлений и усилий.

Сфера внешних национальных интересов может быть:

-глобальной, т.е. распространяться на весь мир или большую его часть:

-региональной, связанной с укреплением политических,экономических и военных позиций государства, ег о влияния в отдельных, прежде всего сопредельных, регионах мира (континентах, акваториях морей и океанов).

Фуко М характеризует национальные интересы как объективно значимые цели и задачи национального государства как целого [31).

Крысько В.Г. рассматривает национальные интересы как общественно-политический и психологический феномен, отражающий ценности национальной общности, служащие сохранению ее единства и целостности [32]. Они проявляются в чувствах патриотизма. гордости за свой народ, его культуру, традиции, чу вствах симпатии по отношению к представителям своей нации и являются важнейшей движущей силой поведения и деятельности как отдельных личностей, так и нации, государства в целом. Попытка ущемить национальные интересы всегда рассматривается ее членами как покушение на их свободу и жизненные права.

Обладая развитым национальным самосознанием, представители этнических общностей стремятся к единству, не поступаются своими национальными интересами, защищая их всеми возможными средствами, не только политическими, но и правовыми, а также вооруженным путем.

A.A. Грицанов, B.J1. Абушенко. Г.М. Евелькин. Г.Н. Соколова, О.В.Терещенкорассматривают национальные интересы [25]:

- как категорию, отражающую меру самосознания и еамовы-

34 INNOVATIVE ECONOMY | №2 2016 |

ражения народа, характеристика общественного единства, по. ческнй принцип и социальное чувство;

- как активный фактор объединения этносов, конфесс граждан, обеспечивающий духовную целостность общее способствующий развертыванию интеллектуального и морал потенциала нации:

- как результат осмысления истории, действительного по.-ния и перспективной цели развития нации.

При этом они считают, что на уровне государственной тики национальные интересы являются важным государстве ресурсом, действенным фактором модернизации страны, ус." и предпосылкидпя решения внешнеполитических задач и п~ развития страны в качестве субъекта мировой истории.

Таким образом, по мнению А. А. Грицанова. В Л. Абушенко. Евелькина. Г.Н. Соколовой. О.В.Терещенконацнональныеннте являются основой патриотизма и канализированных эмоций(л к Родине, исторический оптимизм, вера в будущее и др.).

В словаре терминов МЧСнациональные интересы расе ваются как совокупность сбалансированных интересов лич общества и государства в экономической, политической, социа международной, информационной, военной, пограничной, эк ческой и др. сферах[2].

Результаты обобщения основных вариантов трактовки нятия «национальные интересы» позволяют сделать вывод, это интегральное понятие, объединяющее в себе, с одной совокупность внутренних и внешних потребностей госуда обеспечении защищенности и устойчивого развития, а. с стороны, национальные интересы нацелены на обеспечение с дсния интересов личности, общества и государства одноврем

Проведенные исследования понятий «национальные и сы». рассмотренные разными авторами, показали, что оси принципы формирования и отстаивания национальных инт заключаются в следующем.

Во-первых, это принцип формирования имиджа национал интересов государства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Во-вторых, это принципы обеспечения независимости и реннтета государст ва.

В-третьих, это принципы прагматизма при формирована отстаивании национальных интересов.

В-четвертых, это принцип транспарентности, означа ясность и доступность информации о национальных инте государства.

В-пятых, это принцип миоговекторностн формирования циоиальных интересов.

В-шестых, это принцип предсказуемости формирования t> станвання национальных интересов.

В-седьмых, это принцип неконфронгационного (компро ного) отстаивания национальных интересов.

При рассмотрении производственных, торговых, вал финансовых, социальных, научно-технических, экологичест иных аспектов республики Молдова как субъекта мирохозян ных процессов в системе мирохозяйственных связей, закон ностей интернационализации и глобализации экономиче отношений республики Молдова и механизмы их регулирова национальном и региональном уровнях, за основу принята еле щая гипотеза научного исследования.

При включении страны в систему мирохозяйственных с часто считается, что национальной экономике достаточно адаптироваться к наднациональному региональному или ми экономическому образованию. Однако такой путь приемлем при наличии примерно равного уровня социально-экономиче развития и соответствующего наднационального формирован« противном случае попытки адаптировать национальную экон к наднациональному экономическому образованию стано тщетными. Пример участия в ЕС Греции, Румынии, ряда стран наглядное тому подтверждение.

Такую гипотезу (пассивной адаптации) будем рассматри качестве нулевой, и подлежащей опровержению.

11редлагаемая альтернативная гипотеза, нуждающаяся в д тельстве, подразумевает, что государство при вхождении в эко чес кое наднациональное формирование должно проводить пол активного обеспечения национальных экономических интере системе международных хозяйственных связей, оптимизируй собственные устремления в развитии с возможностями, пред ляемыми внешней средой (экономическим наднациональным

Я^ШШЯ

мированием) за счет нейтрализации слабых сторон национального жономического развития с учетом возможных угроз, обусловленных вступлением в наднациональное формирование.

Для определения технологий обеспечения национальных экономических интересов республики Молдова на основе оптимизации процессов ее взаимодействия в системе мирохозяйственных связей с другими государствами требуется решение следующей совокупности логически взаимосвязанных научных задач:

- определение содержания, сущности и принципов формирования и отстаивания национальных экономических интересов государства в системе мирохозяйственных связей;

- определение тенденций и перспектив развития современных мирохозяйственных связей;

- выявление проблем обеспечения национальных экономических интересов республики Молдова в системе мирохозяйственных свяли в современных условиях и определение потенциальных путей их решения:

- анализ влияния системы мирохозяйственных связей на национальные экономические интересы государства Молдова;

- анализ сильных и слабых сторон национальной экономики государства Молдова в разрезе возможностей и угроз в системе мирохозяйственных связей;

- анализ вероятных сценариев обеспечения национальных экономических интересов государства Молдова в системе мирохозяйственных связей:

- разработка критериев эффективности обеспечения национальных экономических интересов в системе мирохозяйственных связей:

- синтез технологии оптимизации обеспечения национальных экономических интересов в системе мирохозяйственных связей;

- разработка методических рекомендаций по оптимизации обеспечения национальных экономических интересов государства Молдова в системе мирохозяйственных связей.

Литература:

1. Bring Moldova Back From the Brink. By THORBJORN JAGL.AND. The New York Times.AUG. 10. 2015.

2. EdwART. Словарь терминов МЧС. 2010.

3. Авдокушкнн Е.Ф. Международные экономические отношения. - М.: II ВЦ «Маркетинг», 2002.

4. Арсеньева В.А. Основные направления обеспечения экономического роста в процессе межстранового администрирования налоговых систем. // Управленческий учет. 2012. № 2.

5. Барр Р. Политическая экономия: В 2-х тт. Т. I: Пер. с фр. М.: Международные отношения. 2007. - 608 с.

6. Ведута E.H. Стратегия и экономическая политика государства.

М.: Академический Проект. 2010. -456 с

7. Власова Е В. Функция российского государства по защите национальных интересов страны в области экономики. Диссертация кандидата экономических наук: 08.00.05. Московская академия экономики и права - Москва. 2010,- 189 с.

8. Война и мир в терминах и определениях. Под общей редакцией Д.О. Рогозина. 2014.

9. Воронина Л.А., Егорова Е.М. Формы международного взаимодействия России со странами мира в инновационной сфере и механизмы его регулирования. Сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции 11етанья: ЮИМ, 2012. - Ч. 2.

10. Делягин М.Г. Основы внешней политики России: матрица интересов / М. Г. Делягин. - М.: ИНФРА-М, 2007. -80 с.

11. Днепровская И В. Эволюция ГАТТ/ВТО как история создания

мощнейшего института глобализации И.В. Днепровская Молодежь иэкономика: Новые взгляды и решения: межвуз. сб. науч. тр. 'ВолгГТУ.—Волгоград. 2004,- С.8-11.

12. Доронина Н. I Актуальные проблемы защиты интересов государства в экономических отношениях. // "Журнал российского права". 2005. N 12.

13. Жуланов Е.Е. Моделирование развития национальной социально-экономической системы под влиянием регулирования условий внешнеэкономической деятельности регио- ноль ной промышленности // Экономические и гуманитарные науки. - 2014.

- №4(267). - С. 95 - 104.

14. Исаев Б.А. Национальные нужды, национальные интересы и авторитет государств. М. 2003.

15. Клнчева Н.В. Валютное регулирование в обеспечении финансово-экономической безопасности государства в системе мирохозяйственных связей: автореф. дне. на соиск. учен. степ, канд. экон. наук: специальность 08.00.14 <Мировая экономикам Российский государственный торгово-экономический университет.

- Москва, 2006. - 26 с.

16. Кудров В.М. Мировая экономика: - М.: БЕК, 2000.

17. Лнндерт П.Х. Экономика мирохозяйственных связей. Перевод с англ. М.: Республика. 2003.

18. Ломакин В.К. Мировая экономика. М.: ЮПИТИ. 2000.

19. Лукьянова A.A. Национальные интересы как основа устойчивого развития российской экономики. // Факторы устойчивого развития экономики России на современном этапе: Межвузовский сборник научных трудов Пенза: Г1ГПУ. 2005. С. 89-94.

20. Мазурова Е.К. Международные экономические организации в системе регулирования мирохозяйственных связей. Специальность 08.00.14 — Мировая экономика. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Москва

- 2003.

21. Политика. Толковый словарь. — М.: "ИНФРА-М". Издательство "Весь Мир". Д. Андерхилл, С. Барретт. 11. Бернелл. II. Бернем. и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М., 2001.

22. Политическая наука: Словарь-справочник. Сост. С'анжарев-ский И.II..2010.

23. Политология. Словарь. М: РГУ. В.II. Коновалов. 2010.

24. Сенчагова В.К. Экономическая безопасность России: Общий курс. 2-е изд. - М.: Дело.2005. - 896 с.

25. Социология: Энциклопедия. A.A. Грицанов. B.J1. Абушенко. Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова. О.В.Терещенко. Минск: Интерпрсс-сервис: Книжный Дом. 2003.

26. Таранов П.В. Трансформация национальных интересов в условиях переходной экономики России (вопросы теории и методологии): Монография/ Таранов, Петр Владимирович. - Ростов н/Д: Изд-во РГЭУ "PillIX". 2000. - 220 с.

27. Тебекин A.B. Стратегический менеджмент. М.: Юрайт. 2015.

28. Тебекин A.B.. Мантусов В.Б. Экономические аспекты европейской и евразийской интеграции. Вестник Российской таможенной академии. 2015. № 3 (32). С. 28-35.

29. Филиппова И. А. Современные внешнеэкономические связи.

- Ульяновск: Ул1ТУ. - 159 е.. 2011.

30. Фомин С. А. Обеспечение национальной безопасности. М.: Флинта, 2007. - 224 с.

31. Фуко М. Политическая технология индивидов. // Интеллектуалы и власть. М.. 2002.

32. Этнопсихологнческийсловарь. — М.:МГ1С'И. В.Г. Крысько. 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.