Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВУЗОВ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА'

ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВУЗОВ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
51
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ / ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ / ИЗМЕРЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Балганова Е.В., Климова Э.Н.

Авторы, обращаясь к тенденциям развития современного рынка образовательных услуг, ставят проблему оценки конкурентоспособности вузов и их образовательных продуктов в текущих условиях сложной геополитической обстановки и происходящих кардинальных изменений в отечественном образовательном пространстве. В основу анализа критериев оценки конкурентоспособности вузов положены институциональный и системный подходы. В работе рассмотрены вопросы присутствия отечественных вузов на мировом рынке образовательных услуг и содержание предлагаемых ими образовательных продуктов, особенности показателей рыночной конкурентоспособности, а также вопросы актуальности применения существующих критериев оценки конкурентоспособности вузов и их образовательных программ с учётом влияния внешних политических и экономических факторов. Авторы обращают внимание на несовершенство существующих оценочных методик, зачастую зависящих от сиюминутных политических конъюнктур, и обозначают проблемные вопросы, с которыми придется в ближайшее время столкнуться вузам на этом направлении деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENSURING COMPETITIVENESS OF UNIVERSITIES IN A CRISIS

The authors refer to the development trends of the modern market of educational services and state the problem of assessing the competitiveness of universities and their educational products in the current difficult geopolitical situation and ongoing fundamental changes in the domestic educational space. The authors consider the issues of the presence of Russian universities in the world market of educational services and the content of the educational products they offer, the features of indicators of market competitiveness, as well as the relevance of existing criteria for assessing the competitiveness of universities and their educational programs, taking into account the influence of external political and economic factors. The authors pay attention to the imperfection of existing assessment methods, which often depend on momentary political conditions, and identify the problematic issues that universities will have to face in this area of activity in the near future.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВУЗОВ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА»

Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 4. С. 165-169. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2022. No. 4. P. 165-169.

Научная статья УДК 378.1

https://doi.org/10.24158/spp.2022.4.26

Проблемы обеспечения конкурентоспособности вузов в условиях кризиса

Елена Владимировна Балганова12, Эльвира Николаевна Климова3

■^Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия, 2Сибирский институт управления, филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Новосибирск, Россия 1balganova-ev@ranepa.ru, https://orcid.org/0000-0001-5633-2416 3elvira.dafna@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-6136-5148

Аннотация. Авторы, обращаясь к тенденциям развития современного рынка образовательных услуг, ставят проблему оценки конкурентоспособности вузов и их образовательных продуктов в текущих условиях сложной геополитической обстановки и происходящих кардинальных изменений в отечественном образовательном пространстве. В основу анализа критериев оценки конкурентоспособности вузов положены институциональный и системный подходы. В работе рассмотрены вопросы присутствия отечественных вузов на мировом рынке образовательных услуг и содержание предлагаемых ими образовательных продуктов, особенности показателей рыночной конкурентоспособности, а также вопросы актуальности применения существующих критериев оценки конкурентоспособности вузов и их образовательных программ с учётом влияния внешних политических и экономических факторов. Авторы обращают внимание на несовершенство существующих оценочных методик, зачастую зависящих от сиюминутных политических конъюнктур, и обозначают проблемные вопросы, с которыми придется в ближайшее время столкнуться вузам на этом направлении деятельности.

Ключевые слова: рынок образовательных услуг, образовательная программа, конкурентоспособность образовательных программ, показатели эффективности образовательных программ, измерение конкурентоспособности

Для цитирования: Балганова Е.В., Климова Э.Н. Проблемы обеспечения конкурентоспособности вузов в условиях кризиса // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 4. С. 165-169. https://doi.org/10.24158/spp.2022.4.26.

Original article

Ensuring competitiveness of universities in a crisis

Elena V. Balganova12, Elvira N. Klimova3

^Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, Russia

2Siberian Institute of Management, branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Novosibirsk, Russia 1balganova-ev@ranepa.ru, https://orcid.org/0000-0001-5633-2416. 3elvira.dafna@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-6136-5148

Abstract. The authors refer to the development trends of the modern market of educational services and state the problem of assessing the competitiveness of universities and their educational products in the current difficult geopolitical situation and ongoing fundamental changes in the domestic educational space. The authors consider the issues of the presence of Russian universities in the world market of educational services and the content of the educational products they offer, the features of indicators of market competitiveness, as well as the relevance of existing criteria for assessing the competitiveness of universities and their educational programs, taking into account the influence of external political and economic factors. The authors pay attention to the imperfection of existing assessment methods, which often depend on momentary political conditions, and identify the problematic issues that universities will have to face in this area of activity in the near future.

Keywords: market of educational services, educational program, competitiveness of educational programs, performance indicators of educational programs, measurement of competitiveness

For citation: Balganova, E.V. & Klimova, E.N. (2022) Ensuring competitiveness of universities in a crisis. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (4), 165-169. Available from: doi:10.24158/spp.2022.4.26 (In Russian).

В современных кризисных условиях, затронувших все общественно-экономические отношения, деятельность большинства вузов, стремившихся на протяжении длительного времени

© Балганова Е.В., Климова Э.Н., 2022

интегрироваться в международный образовательный рынок, требует смены акцентов и перестройки моделей взаимодействия. Создавая отечественное образовательное пространство, включающее рынки дошкольного, общего среднего и среднего профессионального, высшего и дополнительного профессионального образований, российская система образования подстраивалась под европейскую модель.

В последние несколько лет на рынок образовательных услуг вышло много различных проектов отечественных компаний («Умназия», Lectera, StudyFree, SkyEng и т. д.) с революционными образовательными технологиями, использующими искусственный интеллект, машинное обучение, обращение к большим данным, игровые механики, позволяющими расширить пространство возможностей современного образовательного процесса (Абрамова, Балганова, 2021). Данное направление сегодня имеет своих лидеров и до обострения текущего кризиса являлось инвестиционно привлекательным. Крупные рыночные игроки (Яндекс, Сбер, Mail.ru Group и т. д.) большое внимание уделяют выводу на рынок своих образовательных продуктов-экосистем, а также, в свете последних событий, созданию совместных с компанией «Ростелеком» отечественных платформ для видеосвязи (аналоги Zoom)1.

С каким потенциалом на данный момент вышли на рынок образовательных услуг вузы? Основным образовательным продуктом вуза выступают образовательные программы, представляющие собой основные характеристики образования, такие как объем, содержание и планируемые результаты, а также организационно-педагогические условия. Данный комплекс характеристик представляется в виде учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин, модулей, иных компонентов, оценочных и методических материалов и т. д.

Предлагаемый спектр образовательных программ вуза разнообразен и зависит в своей основе от его специализации, вида собственности, но главное, от видения существующих в обществе потребностей в образовании, профессиональной подготовке и переподготовке. На удовлетворении этих потребностей, как правило, и акцентирует свою деятельность вуз.

Конкурентоспособными являются образовательные программы, отражающие до недавнего времени тренды развития мирового сообщества, например: цифровизация экономики и социальной сферы; введение в различные сферы жизнедеятельности общества технологий с использованием искусственного интеллекта; непрерывное образование (в том числе дистанционное) для профессионалов, желающих оставаться конкурентоспособными в своей среде; повышение роли самообучения ввиду наличия у обучающихся инструментов для самостоятельного поиска информации и получения знаний; персонализированное обучение, адаптированное, в отличие от индивидуального, к интересам каждого обучающегося.

Очевидными факторами повышения конкурентоспособности программ являются предоставление образовательных услуг в инновационном формате с использованием последних достижений образовательных технологий, а также создание и поддержание статуса образовательной программы как некой «торговой марки». При оценке конкурентоспособности программ учитывается то, что отдельные образовательные услуги, имеющие значение для вуза, не в полной мере востребованы потребителями. Это касается государственных вузов, имеющих государственный и региональный заказы. Потребители в своём выборе руководствуются не только исторически сложившимся брендом, но и качеством предложенной образовательной программы. При этом в основу выбора входит именно наличие передовых образовательных технологий.

В настоящий период конкурентное преимущество остается за теми вузами, которые учитывают в своей работе быстро меняющуюся конъюнктуру развития современного общества и внедряют на своей платформе передовые технологии образования. Игнорирование данных процессов негативно сказывается на рейтинге даже брендового учебного заведения. Важным фактором долгосрочной конкурентоспособности образовательного продукта для вуза является прогнозирование спроса на рынке образовательных услуг в зависимости от складывающейся социально-политической и экономической обстановки в стране и мире, умение диктовать передовые методы и технологии образования. Это имеет большое значение, так как конкурентоспособность вуза в немалой степени складывается из конкурентоспособности образовательных программ, выводимых им на рынок образовательных услуг, сбалансированных в рамках академической и экономической успешности.

Что до недавнего времени определяло качество и эффективность образовательных программ на мировом рынке образовательных услуг? Во-первых, привлекательность: средний балл

1 Никогда образование так сильно не пахло деньгами: как 2020 год изменил рынок обучения [Электронный ресурс] // Forbes. URL: https://www.forbes.ru/karera-i-svoy-biznes/416709-nikogda-obrazovanie-tak-silno-ne-pahlo-dengami-kak-2020-god-izmenil (дата обращения: 08.04.2022).

ЕГЭ бюджетных и платных студентов; конкурс на одно место; доля олимпиадников, доля платных студентов (Романов, 2019). Во-вторых, интернационализация: доля иностранных студентов; доля платных студентов среди иностранных студентов; доля студентов - участников исходящей международной мобильности; доля иностранных преподавателей на программе (Шакирова и др., 2016). В-третьих, внешнее признание: наличие партнерских соглашений (с вузами, научными и производственными объединениями, организациями); наличие профессионально-общественной аккредитации; наличие профессиональных сертификаций1. В-четвертых, качество образования: оценка качества реализации дисциплин студентами; победы студентов на региональных, национальных и международных конкурсах и олимпиадах; процент «выживаемости студентов»; использование ДОТ (Blended learning). В-пятых, качество бизнес-процессов: выполнение сроков предоставления учебной документации; своевременное размещение документов на сайте; наличие актуальных договоров об организации практик по профилю программы; финансовая устойчивость (доходность-убыточность) программы.

В отличие от показателей эффективности образовательных программ, принятых в экспертном сообществе, показатели рыночной конкурентоспособности имеют ряд особенностей. Потребителя, наравне с вышеуказанными показателями, дополнительно, а в ряде случаев и в первостепенном порядке, интересуют:

а) общие показатели: долговременные, отражающие в себе ориентированность программ на глобальные тенденции в развитии общества; краткосрочные, учитывающие действующую быстро меняющуюся конъюнктуру социальных, политических и экономических процессов в обществе;

б) качественные показатели: соответствие программ требованиям международных и федеральных нормативных правовых актов в области образования; обеспеченность программ кадрами, способными реализовывать их на высоком профессиональными уровне, заниматься научно-исследовательской деятельностью; обеспеченность материально-технической базой современного уровня; уровень применения передовых образовательных технологий; учёт потребностей мирового и регионального рынков труда, реагирование на требования и пожелания работодателей;

в) экономические показатели: возможность обучения в своём регионе и наличие удобной социальной инфраструктуры; продолжительность образовательных программ и распределение учебного времени; связи образовательных программ с действующими программами вуза, а также программами других образовательных учреждений; стоимость обучения, условия оплаты, скидки, а также стабильность ценообразования на протяжении всего срока обучения; для инвесторов - стоимость программ, их окупаемость и рентабельность инвестиций.

Конкуренция образовательных программ на рынке образовательных услуг требует от вуза в условиях воздействия внешних и внутренних факторов прогнозирования перспектив внедрения новых и реинжиниринга действующих образовательных продуктов с учётом применяемых показателей качества, эффективности и конкурентоспособности. Возможность вуза реагировать на изменения рынка позволяет ему находиться в одной парадигме с тенденциями развития современного образования, планировать свою деятельность на длительную перспективу, формировать интеллектуальный потенциал, необходимый для осуществления успешной деятельности.

Современные мировые кризисные политические и экономические процессы, несомненно, уже внесли свою лепту в изменение существующих правил конкуренции вузов в системе международного образовательного пространства.

Какие же нас ждут возможные изменения в отечественной и международной конкурентной образовательной среде?

По инициативе рядя государств Евросоюза имеет место тенденция прекращения или ограничения взаимодействия и сотрудничества отдельных зарубежных образовательных организаций, научных сообществ и международных фондов с отечественными вузами на фоне экономических санкций, введённых против нашей страны.

Вероятно свертывание отдельных программ международного студенческого обмена и возможности получения российскими студентами зарубежных стипендий и грантов, а также ограничение мест для студентов из России в американских и европейских вузах. Как следствие, число россиян, желающих поступить в престижные отечественные вузы, увеличится.

С большой долей вероятности изменится география иностранных студентов, обучающихся в наших вузах, в сторону увеличения представителей регионов Азии, Африки и Латинской Аме-

1 Предметный рейтинг по результатам профессионально-общественной аккредитации [Электронный ресурс] // Национальный центр профессионально-общественной аккредитации. URL: https://ncpa.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=759%3A2021-03-25-08-22-10&catid=37%3A2011-05-17-07-00-52&Itemid=378&lang=ru (дата обращения: 08.04.2022).

рики и сокращения их числа из США, Великобритании и стран Евросоюза. Появится необходимость выстраивания взаимовыгодных отношений с крупными научными образовательными центрами Азии по новым правилам.

В рамках нарастающих политических противоречий между Россией и странами Запада существует вероятность умышленного снижения рейтинга российских вузов международными рейтинговыми агентствами, а также запрета на научные публикации в ведущих международных научных изданиях и отказа в признании российских документов об образовании.

Под давлением политического руководства западных стран имеет место одностороннее прекращение сотрудничества отдельных зарубежных онлайн-образовательных платформ с отечественными вузами и гражданами России. Также в связи с неоднократными нарушениями отдельными западными IT-компаниями российского законодательства Роскомнадзор ведёт работу по запрещению или ограничению их деятельность на территории Российской Федерации, что уже повлекло сокращение площадок для онлайн-общения в сети Интернет и побудило образовательные учреждения к поиску и переходу на отечественные образовательные платформы, находящиеся в стадии опытной эксплуатации.

В результате вышеперечисленных факторов и тенденций ряд критериев оценки эффективности и конкурентоспособности отечественных вузов становится неактуальным, а система их международного рейтинга теряет всякое значение.

К примеру, утрачивают смысл спорные критерии, вызывавшие большие вопросы в отечественном научном образовательном сообществе, такие как: наличие публикации в европейском Web of Science и американском Scopus; цитирование в зарубежных журналах; место в международных рейтингах.

Применяющаяся в настоящее время система оценки конкурентоспособности вузов на фоне происходящих в нашей стране и мире кардинальных изменений во всех сферах жизни уже не отвечает складывающимся на наших глазах новым требованиям к отечественному высшему образованию. Появляется необходимость создания новых правил, предусматривающих в первую очередь интересы общества и государства, позволяющих качественно повысить уровень российского высшего образования и, как следствие, создать условия для подготовки высокопрофессиональных кадров, способных встать во главе позитивных процессов развития нашей страны. Начатая Минобрнауки России работа по созданию Национальной системы оценки результативности научных исследований и разработок является началом пути к утверждению собственной, суверенной системы оценки конкурентоспособности отечественных вузов.

Список источников:

Абрамова М.А., Балганова Е.В. Субъективность и объективность оценки конкурентоспособности образовательных услуг // Философия образования. 2021. Т. 21. № 3. С. 88-102. https://doi.org/10.15372/PHE20210306.

Романов Е.В. Оценка эффективности деятельности вузов: противоречия и парадоксы. Ч. I // Образование и наука. 2019. Т. 21. № 9. С. 9-48. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-9-9-48.

Шакирова Ю.А., Щетникова И.Л., Гаряева А.Ф., Шугаепова А.А. Анализ влияния показателей интернационализации на рейтинговые оценки российских вузов // Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 6 (106). С. 111-119.

References:

Abramova, M.A., Balganova, E.V. (2021) Subjectivity and objectivity of assessing the competitiveness of educational services. Philosophy of education. (21: 3). 88-102. Available from: doi:10.15372/PHE20210306. (In Russian).

Romanov, E.V. (2019) Efficiency assessment of higher education institutions: contradictions and paradoxes. Part I. Education and science. (21: 9). 9-48. Available from: doi:10.17853/1994-5639-2019-9-9-48. (In Russian).

Shakirova, Yu.A., Shchetnikova, I.L., Garyaeva, A.F., Shugaepova, A.A. (2016) Analysis of internationalization indicators influence on ranking position of Russian universities. Journal university management: practice and analysis. (6). 111-119. (In Russian).

Информация об авторах

Е.В. Балганова - кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления персоналом, Сибирский институт управления, филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Новосибирск, Россия, доцент кафедры рекламы и связи с общественностью, Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=669183.

Э.Н. Климова - кандидат экономических наук, доцент (ВАК), доцент кафедры рекламы и связи с общественностью, Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=715268.

Information about the authors E.V. Balganova - PhD in Education Science, Associate Professor, Personnel Management Department, Siberian Institute of Management, branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Novosibirsk, Russia; Associate Professor, Advertising and Public Relations Department, Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=669183.

E.N. Klimova - PhD in Economics, Docent, Associate Professor, Advertising and public relations department, Associate Professor, Advertising and Public Relations Department, Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=715268.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 01.03.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 23.03.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 26.04.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.