УДК 338 Чернышова К.М., Толмачева А.Р., Фролов В.В.
Чернышова К.М.
студент кафедры «Отраслевое управление и экономическая безопасность» Саратовский государственный технический университет
(г. Саратов, Россия)
Толмачева А.Р.
студент кафедры «Отраслевое управление и экономическая безопасность» Саратовский государственный технический университет
(г. Саратов, Россия)
Научный руководитель: Фролов В.В.
доктор биологических наук, профессор кафедры «Отраслевое управление и экономическая безопасность» Саратовский государственный технический университет
(г. Саратов, Россия)
ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕГИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ НА ПРИМЕРЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Аннотация: актуальность данного исследования подтверждается важностью взаимодействия регионального и федерального уровней власти в борьбе за рациональное природопользование и сохранение окружающей среды ввиду достижения интересов общей экономической безопасности государства. Целью исследования, в свою очередь, является выявление основных проблем обеспечения экологической безопасности на региональном уровне. Приведенные сведения и их последующий анализ позволит определить эффективность применяемых на сегодняшний день механизмов государственного контроля в области охраны окружающей среды. Для достижения цели автором рассмотрены
информационные Интернет-ресурсы, включающие в себя статистическую и аналитическую информацию, а также иные опубликованные научные статьи по аналогичным вопросам. Стоит отметить, что совершенствование государственного регулирования сферы экологической безопасности позволит не только улучшить экологическую ситуацию в долгосрочном периоде, но и создать предпосылки для устойчивого социально-экономического развития государства.
Ключевые слова: экономическая безопасность, экологическая безопасность, окружающая среда, природа, государство.
Экономическую безопасность государства стоит рассматривать в совокупности отдельных направлений, важнейшим из которых является экологическая безопасность.
Известно, что благоприятная окружающая среда, а также ее сохранность является правом и обязанностью любого гражданина Российской Федерации, о чем свидетельствуют положения высшего законодательного акта страны. Помимо этого, понятие экологической безопасности отдельно закреплено в Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ [4]. Общая формулировка рассматриваемого термина сводится к состоянию защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.
Законодательное закрепление многогранных положений относительно экологической безопасности позволяет не только осуществлять стратегическое государственное планирование и корректировку проводимой внутренней политики, но и применять соответствующие меры по предупреждению и наказанию противоречащих правовым основам нарушений, в частности, связанных с техногенным воздействием.
Очевидно, что основное обеспечение охраны окружающей среды находится под контролем государства, однако, достижение единой цели по предотвращению и ликвидации внутренних и внешних угроз экологической безопасности возможно при совместной работе федерального центра и
региональных властей, которые, как принято считать, более осведомлены о проблемах своих территорий.
Вместе с этим, важно отметить, что степень воздействия человека на окружающую среду зависит от уровня развития производственно-технического потенциала конкретного региона, общественного сознания населения и его потребительского отношения к природным комплексам как к объектам получения определенных благ для своего существования [3].
Ввиду этого, деятельность региональных властей должна быть сконцентрирована на соответствии комплексного решения местных проблем и принятой стратегии национальной безопасности страны.
Зачастую, экологические проблемы субъектов РФ схожи между собой, поскольку во многих городах постоянно увеличивается количество отходов производства и потребления, от выбросов автотранспорта и промышленных предприятий происходит загрязнение воздуха и водных объектов и т.д. При этом, степень ожидаемой опасности от экологических проблем может быть разной и преобладать и том или ином регионе в зависимости от его географических и антропогенных особенностей [1].
Так, к примеру, расположение Саратовской области в непосредственной близости с бассейном одной из крупных рек страны - Волги подразумевает бережное отношение к водным и прибрежным зонам. В частности, к водопользователям и собственникам водных объектов выдвигаются следующие требования:
- поддержание в исправном состоянии водоочистных сооружений,
- своевременное информирование органов государственной власти о чрезвычайных ситуациях,
- соблюдение охраны водных биологических ресурсов при строительстве и эксплуатации гидротехнических сооружений и т.д.
Однако, стоит отметить, что загрязнение Волги и ее притоков, происходящее из-за слива бытовых и промышленных нечистот и отходов, становится серьезной экологической проблемой, решение которой не
ограничивается вынесением предупреждений и наказаний для виновных лиц, поскольку причинение ущерба исчисляется не только денежными средствами, но и гибелью речной флоры и фауны.
Также, с учетом агропромышленного потенциала Саратовской области, происходит регулярное использование плодородной почвы, что, в свою очередь, объясняет возникновение иных экологических проблем. К примеру, проявление резких климатических изменений даже в летний период вынуждает многих фермеров злоупотреблять использованием удобрений и пестицидов, что также приводит к гибели наземной флоры и фауны. Ярким подтверждением отрицательного воздействия агрохимикатов является ухудшение жизнедеятельности пчел и их полная гибель, о чем свидетельствуют многократные заявления пасечников, открыто выражающих опасение насчет соблюдения норм и учета классов опасности пестицидов в результате сельскохозяйственных работ.
Наряду с проблемами загрязнения почвы и воды, уместно отметить проблемы загрязнения атмосферного воздуха, качество которого зависит не столько от антропогенных факторов, сколько от плотности застройки и степени озеленения населенных пунктов.
Вместе с тем, необходимо выделить механизмы обеспечения экологической безопасности, реализуемые в рамках компетенций региональных властей по Саратовской области.
Так, под контролем Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области находятся вопросы загрязнения атмосферного воздуха, почвы и поверхностных вод подведомственной территории.
В частности, наблюдения за состоянием атмосферного воздуха проводятся Саратовским центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в двух крупных промышленных городах области: в г. Саратове и в г. Балаково. Загрязнение атмосферного воздуха определяется по значениям концентраций атмосферных примесей. Степень загрязнения
оценивается при сравнении концентраций примеси в атмосферном воздухе с предельно допустимыми концентрациями.
Так, на основании данных из доклада Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области, можно сделать вывод о том, что расчет тенденции за пятилетие (с 2019-2023 гг.) показал снижение уровня загрязнения атмосферы города взвешенными веществами, оксидом углерода, окислами азота, фторидом водорода, хлоридом водорода формальдегидом, предельными углеводородами (суммарно), рост уровня загрязнения примесями не был отмечен [2].
Помимо этого, наличие атомной электростанции в г. Балаково подтверждает необходимость оценки радиационной обстановки, а именно мониторинг содержания радионуклидов в объектах природной среды.
Оценка загрязнения поверхностных вод и выявление предельно допустимых концентраций вредных веществ происходит не только в Саратовском и Волгоградском водохранилищах, но и на реках Хопер, Карай, Медведица, Аткара, Большой Иргиз, Большой Узень, Малый Узень. Также в указанных водных объектах проводятся эколого-рыбохозяйственные наблюдения за составом и свойствами воды и донных отложений.
Земли сельскохозяйственного назначения подвергаются ежегодным эколого-токсикологическим обследованиям, к тому же, Управление Роспотребнадзора по Саратовской области оперативно проводит надзор за объектами, являющимися источниками загрязнения почвы на селитебных территориях, в зонах влияния промышленных предприятий, грузонапряженных автомобильных магистралей, сельскохозяйственных угодий [2].
Таким образом, работа региональных властей по охране окружающей среды осуществляется на регулярной основе, благодаря чему обеспечивается необходимый уровень экологической безопасности, исключающий риск возникновения ожидаемых угроз.
Однако, экологическая политика Саратовской области должна предусматривать возникновение чрезвычайных ситуаций. К примеру, в г.
Саратове существует проблема массовой гибели деревьев в черте города, влекущей за собой их последующий спил. При этом, объемы возмещенных зеленых насаждений значительно уступают вырубленным. Однако, для решения данной проблемы необходимо дополнительно углубиться в саму причину болезни и гибели взрослых деревьев. Вероятно, возможность их лечения станет лучшей альтернативой полного уничтожения.
В конечном счете, решение многих экологических проблем области, а также обеспечение охраны окружающей среды зависит и от поддержки федеральных властей, представляющей собой дополнительное финансирование отдельных особо важных статей расходов по вопросам экологической безопасности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Газданов, А.М. Экологическая безопасность как приоритет внутренней политики РФ [Текст] / А.М. Газданов // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. - 2024. - № 1. - С. 278-282;
2. Доклад о состоянии охраны окружающей среды Саратовской области за 2023 год [Электронный ресурс]: Министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области. Режим доступа: URL: https://w.minforest.saratov.gov.ru;
3. Коноваленко, С.А. Роль и значение экологической безопасности в системе обеспечения экономической безопасности государства [Текст] / С.А. Коноваленко // Юг России: экология, развитие. - 2021. - Т.16, № 3. - C. 200-214;
4. Рыбаков, М.А. Правовое расширение института экологической безопасности в свете укрепления национальной безопасности [Текст] / М.А. Рыбаков // Право и государство: теория и практика. - 2021. - № 9(201). - С. 7173.
Chernyshova K.M., Tolmacheva A.R., Frolov V. V.
Chernyshova K.M.
Saratov State Technical University (Saratov, Russia)
Tolmacheva A.R.
Saratov State Technical University (Saratov, Russia)
Scientific advisor: Frolov V.V.
Saratov State Technical University (Saratov, Russia)
PROBLEMS OF ENSURING ECOLOGICAL SAFETY AND ENVIRONMENTAL PROTECTION AT REGIONAL LEVEL USING EXAMPLE OF SARATOV REGION
Abstract: relevance of this study is confirmed by the importance of interaction between the regional and federal levels of government in the struggle for rational environmental management and environmental conservation in view of achieving the interests of the general economic security of the state. The purpose of the study, in turn, is to identify the main problems of ensuring environmental safety at the regional level. The information provided and its subsequent analysis will make it possible to determine the effectiveness of the currently used state control mechanisms in the field of environmental protection. To achieve the goal, the author reviewed Internet information resources, including statistical and analytical information, as well as other published scientific articles on similar issues. It is worth noting that improving state regulation of the sphere of environmental safety will not only improve the environmental situation in the long term, but also create the prerequisites for sustainable socio-economic development of the state.
Keywords: economic security, environmental security, environment, nature, state.