Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2024. № 1. С. 278-282 State and Municipal Management. Scholar Notes. 2024;(1):278-282
Научная статья УДК 323
https://doi.org/10.22394/2079-1690-2024-1-1-278-282
Слово молодым ученым
EDN TVXHDE
Экологическая безопасность
как приоритет внутренней политики РФ
Албег Маратович Газданов
Северо-Осетинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова, Владикавказ, Россия, [email protected]
Аннотация. В настоящей работе рассмотрена актуальная тема обеспечения экологической безопасности. Автором рассматриваются процессуальные проблемы обеспечения должной экологической безопасности в Республике Северная Осетия-Алания, так как для республики актуальность улучшения экологической обстановки связана с нарастанием социально-экологической напряженности, увеличением заболеваний, естественной убылью населения. Автором отмечает, что обеспечение экологической безопасности является основным механизмом функционирования правового государства, которое выступает гарантом сохранения окружающей среды. Ключевые слова: экологическая безопасность, экология, политико-правовые аспекты, внутренняя политика, глобальная проблема
Для цитирования: Газданов А. М. Экологическая безопасность как приоритет внутренней политики РФ // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2024. № 1. С. 278-282. https://doi.org/10.22394/2079-1690-2024-1-1-278-282. EDN TVXHDE
Environmental safety as a priority of the internal policy of the Russian Federation
Albeg M. Gazdanov
North Ossetia State University after K.L. Khetagurov, Vladikavkaz, Russia, [email protected]
Abstract. The current topic of ensuring environmental safety is considered in this paper. The authors consider the procedural problems of ensuring proper environmental safety in the Republic of North Ossetia-Alania, since the relevance of improving the environmental situation for the republic is associated with the increase in socio-ecological tension, an increase in diseases, and the natural decline of the population. The author notes that ensuring environmental safety is the main mechanism of functioning of the rule of law, which acts as a guarantor of environmental conservation.
Keywords: environmental safety, ecology, political and legal aspects, domestic policy, global problem For citation: Gazdanov A. M.. Environmental safety as a priority of the internal policy of the Russian Federation. State and Municipal Management. Scholar Notes. 2024;(1):278-282. (In Russ.). https://doi.org/10.22394/2079-1690-2024-1-1-278-282. EDN TVXHDE
В настоящее время, не только наша страна, но и вся планета находится на пороге глобальных угроз человечеству.
Угрозой, нависшей над всем человечеством, является опасность начала третьей мировой войны, которая может вспыхнуть между мусульманским и христианским миром. Демографический спад, которому способствует ухудшение экономической ситуации. Наравне с угрозой мировой войны, стоит и экологическая катастрофа, возникшая в результате человеческого вмешательства в экосистему.
Young scientists
Original article
© Газданов А. М., 2024 27S
Слово молодым ученым
Газданов А. М. Экологическая безопасность как приоритет внутренней политики РФ
Производственная деятельность человека привела к глобальным экологическим проблемам. Каждый год усилиями человека из недр извлекается более 210 млрд т. горных пород. Условного топлива сжигается 10 млрд т. 6 млрд т. пестицидов и других ядовитых веществ, используемые для уничтожения вредителей и возбудителей болезней растений рассеиваются на полях. И это лишь малая доля проблем, которые накопились со времени появления человека на земле.
Данные проблемы к сожалению, не решаются, наоборот, с каждым новым днем, эти проблемы усиливаются. И однозначных путей решения этих проблем не существует.
Именно поэтому в своем выступлении на форуме в Валдае Владимир Путин подчеркнул, что несмотря на то, что происходящие в мире политические события вышли на первый план, вопросы касаемо экологических проблем не исчезли, а наоборот, они с каждым днем становятся более актуальными1. Такое заявление президента подчеркивает важность экологической проблемы, и она не должна теряться на фоне политических событий.
Всё перечисленное лишний раз подтверждает, что в процессе обеспечения экологической безопасности, роль государства в разы повышается. Именно государство выбирает приоритетные направления в деле обеспечения экологической безопасности, принимает законы, позволяющие осуществлять деятельность - не причиняя вред природе. Также государство обеспечивает финансирование мероприятий, направленных на сохранение окружающей среды. Все эти функции являются обязанностью государства и прописаны в статье 42 Конституции РФ, согласно которой каждый гражданин имеет право жить в благоприятной окружающей среде.
Несмотря на прописанные в Конституции РФ истины, существуют проблемы в виде экологических угроз, которые препятствуют созданию механизма, способствующего обеспечению экологической безопасности, которое является главной составляющей устойчивого развития. Чтобы обеспечить функционирование такого механизма, государство должно снизить техногенную нагрузку на природу путем применения новых, природоохранных технологий.
В системе международных отношений внешняя политика всех государств придерживается принципов устойчивого экологически безопасного развития. Это касается вопросов отношений в области национальной, региональной и глобальной безопасности [1].
Чтобы добиться устойчивого экономико-политического развития нужно координировать три главных фактора:
первый фактор - экономический рост;
второй фактор - социальная интеграция;
третий фактор - охрана окружающей среды.
Наше государство занимает ведущие позиции в политике экологической безопасности в системе международных отношений и это несмотря на то, что большинство глав субъектов РФ, не придерживаются в своей работе принципов экологически безопасного развития. Для решения этой проблемы, главы регионов должны контролировать работу ведомств, ответственных за экологическую безопасность. За невыполнение своих должностных обязанностей соответствующие лица должны нести правовую ответственность.
На сегодняшний день большинство ученых пришли к выводу, что говорить о самовосстановлении биосферы нет смысла, а степень воздействия человека на природу с каждым днем возрастает, что приведет к необратимым процессам.
Обеспечение экологической безопасности в интересах будущего нашей страны является основной задачей внутренней и внешней политики нашего государства. Основными задачами, стоящими перед государством для соблюдения экологической безопасности, являются:
- усовершенствование законодательной системы в области природоохраны;
- процесс построения экологической политики согласно международным нормам и принципам.
Все вышесказанное подчеркивает актуальность правового обеспечения экологической безопасности [2].
1 Пленарная сессия заседания Международного дискуссионного клуба «Валдай». 05.10. 2023 // http://www.kremlin.ru/ events / president/ news/72444
Young scientists
GazdanovA. M.. Environmental safety as a priority of the internal policy of the Russian Federation
Понятие «экологическая безопасность» дано в Федеральном законе Российской Федерации «Об охране окружающей среды», в соответствии с которым это «... состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий»1.
Несмотря на различное толкование данного определения среди ученых-цивилистов нет единого мнения. Большинство исследователей склоняются к мнению, что на практике это определение не оказывает юридической поддержки. Многие авторы акцентируют внимание на ошибках исследователей, объясняя их тем, что нельзя конкретизировать такие правовые термины как: «защищенность природной среды», «жизненно важные интересы человека», «негативное воздействие хозяйственной и иной деятельности» [2]. Исходя из этого, можно сказать, что в современной научной литературе нет единого мнения, связанного с определением термина «экологическая безопасность».
Проанализировав различные подходы ученых к данному понятию, можно сделать вывод о том, что к такому термину, как «экологическая безопасность» существует много подходов, но в большинстве случаев это понятие употребляется учеными при взаимодействии человека с окружающей средой.
Исходя из Указа Президента РФ «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года», можно смело сказать, что это единственный документ, из которого ясно видно, что экологическая безопасность РФ является составной частью национальной безопасности2.
На протяжении нескольких десятилетий ученые отмечают глобальные климатические изменения, происходящие не только в нашей стране, но и в мире. Это таяние ледников не только в Арктике, но и в Северной Осетии (Геналдонское ущелье); уменьшение на пахотных угодьях плодородной почвы; сокращение лесов и т.д.
Несмотря на все катаклизмы, люди не всегда осознают возникшие экологические угрозы и по-прежнему относятся к природе как потребители. И все это происходит в стране, где больше 25 % территорий не соответствуют экологическим стандартам.
В таком субъекте, как Республика Северная Осетия-Алания, вопросы, касающиеся улучшения экологической обстановки, стоят на первом месте, так как это напрямую связано с нарастанием социально-экологической напряженности, увеличением заболеваний, естественной убылью населения.
При регулярном мониторинге окружающей среды выявлены экологические проблемы, характерные многим субъектам. К таким проблемам можно отнести: нерешенные вопросы утилизации отходов производства и потребления, загрязнение атмосферного воздуха, особенно в крупных населенных пунктах, загрязнение водных объектов неочищенными и недостаточно очищенными сточными водами, рост антропогенного воздействия на биоразнообразие, высокая заболеваемость и естественная убыль населения.
Наличие в пределах населенных пунктов несанкционированных свалок является также одной из важных экологических проблем. Поэтому на уровне правительства вынесено решение к 2026 г. ликвидировать их большую часть, площадь которых составляет более 160 гектаров3.
В связи с этим участились экологические катастрофы не только мирового, но и регионального масштаба, что заставило задуматься о сохранении заповедных участков на своих территориях.
На территории Северной Осетии тоже имеется несколько заповедников. Заповедник «Цейский», расположен в Алагирском районе, заповедником признан в 1958 г. В 1968 г. признан Северо-Осе-тинский государственный природный заповедник в том же Алагирском районе, а уже в 1998 г. создан национальный парк «Алания».
1 Федеральный закон от 21.07.2014 N 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации». (дата опубликования: 22.07.2014). [Электронный ресурс].
2 URL:http:///www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165823/3d0cac60971a5.
3 Стратегия экологической безопасности Российской Федерации до 2025 года Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 г. № 176.11280cbba229d9b6329c07731f7/.
2S0
State and Municipal Management. Scholar Notes. 2024;(1)
Слово молодым ученым
Газданов А. М. Экологическая безопасность как приоритет внутренней политики РФ
Территории, признанные заповедными, призваны сохранить в естественных условиях биологическое разнообразие. С помощью этих заповедных зон можно поддержать экологическое равновесие биосферы. В некоторых случаях заповедники служат пристанищем для редких биологических видов, которые, кстати, помогают сохранить экосистему.
На сегодняшний день правительство РСО-Алании также предпринимает все усилия для выявления проблем особо охраняемых природных территорий. Принят ряд мер, способствующих эффективному развитию данных территорий.
Еще одной важной экологической проблемой Северной Осетии является Унальское хвосто-хранилище в виде озера, дно и берега которого являются отходами металлургического комбината, расположенного в поселке Мизур.
Металлургический комбинат в поселке Мизур был построен бельгийцами во второй половине XIX в. Предназначен он был для переработки цинка и свинца, а для отходов на берегу реки Ардон было построено специальное хранилище, куда до 1990-х гг. сбрасывали отходы клинкера. За все время своего существования Унальское хвостохранилище разрослось. На сегодня площадь отходов составляет около 25 гектаров, а вес более четырех миллионов тонн ядовитого вещества [3].
Как вспоминают местные жители, раньше это была курортная зона, куда приезжали больные астмой. На сегодняшний день на берегу озера стоит едкий химический запах. По мнению специалистов, в озере содержится вся таблица Менделеева, а свинец, цинк, кадмий и олово преобладают в составе. Существует вероятность того, что отходы из озера могут попасть в артезианские воды, что может привести к экологической катастрофе.
Больше всего от этого хвостохранилища страдают близлежащие села, люди после ветра чувствуют першение в горле, у детей начинается кашель. а ведь когда-то здесь росли известные на всю страну унальские груши. Большинство фруктовых деревьев теперь стоят голыми, а министерство природных ресурсов и комитет по охране экологии не исключают, что эти процессы взаимосвязаны.
Большинство жителей покинули свои села и перебрались в другие районы, поэтому можно сказать, что загрязнение окружающей среды влияет на миграцию населения. Поэтому решение проблем касающихся экологической безопасности нашей республики, нельзя решить без урегулирования внутренних проблем регионов касаемо обеспечения экологической безопасности.
В Северной Осетии-Алании также остро стоит демографическая проблема, так как отчетливо прослеживается тенденция к снижению численности населения, это связано не только с естественной убылью населения, но и за счет того, что молодежь уезжает из республики в связи с нехваткой рабочих мест. Еще одну экологическую опасность представляет собой Бесланский маисовый комбинат (БМК), когда-то считался одним из самых больших предприятий не только в СССР, но и в Европе. Опасность заключается в том, что на территории обанкротившегося предприятия располагаются огромные запасы соляной кислоты, которая в случае утечки или розлива может нанести существенный ущерб окружающей среде.
Высокий уровень жизни, а также здоровье населения являются показателями прочного, фундаментального экономического развития страны. А без сохранения природной среды и поддержания естественной окружающей среды все это не представляется возможным [4]. Лучшая экологическая обстановка не только в нашей республике, стране, но и в мире будет достигнута тогда, когда не только правительство, но и народ придут к пониманию того, что природу надо беречь и только во взаимодействии можно достичь экологического благополучия.
Чтобы снизить отходы перерабатывающих производств, влияющих на окружающую среду, необходимо совершенствовать современные технологии, от которых зависит уровень воздействия на окружающую среду.
Актуальность улучшения экологической обстановки в РСО-Алании, состоит в том, что нарастает социально-экологическая напряженность, увеличивается рост онкологических заболеваний, растет естественная убыль населения.
Для решения сложившихся проблем следует снизить нагрузку автопромышленного, топливно-энергетического комплекса и других отраслей экономики на окружающую среду и здоровье населения. Эти все проблемы должны решаться совместно, также должны применяться различные технологии, способствующие сохранению окружающей среды.
Young scientists
Gazdanov A. M.. Environmental safety as a priority of the internal policy of the Russian Federation
Для этого необходимо формировать и последовательно реализовывать единую политику в области экологии, направленную на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов.
В заключение хотелось бы отметить, что вопросы, касающиеся природоохраны и природосо-хранности, являются приоритетными в проводимой главой государства политике, так как они обеспечивают переход страны к взятому правительством устойчивому развитию. Поэтому обеспечение экологической безопасности является основным механизмом функционирования правового государства, которое выступает гарантом сохранения окружающей среды. Чем раньше люди поймут, что от их взаимодействия с окружающей средой зависит будущей нашей страны, тем раньше наступит гармония в отношениях человека с природой.
Список источников
1. Глушко О. А. Понятие и содержание концепции экологической безопасности Российской Федерации // Научный журнал КубГАУ. 2015. № 109. С. 887-900.
2. Мустафина С. А., Панова Е., Романченко Н. Проблемы создания экологического кодекса // Концепции устойчивого развития науки в современных условиях: сб. ст. по итогам Междун. науч.-практ. конф. 2017 (Казань, 14.12.2017 г.). Уфа: ООО «Агентство международных исследований», 2017. С. 152-156.
3. Доклад об экологической ситуации в Республике Северная Осетия-Алания в 2022 году. Владикавказ, 2023.
4. Рыбаков М. А. Правовое расширение института экологической безопасности в свете укрепления национальной безопасности // Право и государство: теория и практика. 2021. № 9(201). С. 71-73.
References
1. Glushko O.A. The concept and content of the concept of environmental safety of the Russian Federation. Scientific journal KubGAU. 2015;(109]:887-900. (In Russ.]
2. Mustafina S. A., Panova E., Romanchenko N. Problems of creating an ecological code. In: Concepts of sustainable development of science in modern conditions: collection of articles on the results of the International Scientific and Practical Conference, 2017. (In Russ.]
3. Report on the environmental situation in the Republic of North Ossetia-Alania in 2022. Vladikavkaz; 2023. (In Russ.]
4. Rybakov M.A. Legal expansion of the Institute of Environmental Safety in the light of strengthening national security. Law and the State: theory and practice. 2021;9(201):71-73. (In Russ.]
Информация об авторе
А. М. Газданов- аспирант кафедры философии и общественных наук СОГУ им. К.Л. Хетагурова.
Information about the author
A. M. Gazdanov- Postgraduate Student of the Department of Philosophy and Social Sciences, North Ossetia State University after K.L. Khetagurov.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares that there is no conflict of interest.
Статья поступила в редакцию 09.01.2024; одобрена после рецензирования 26.01.2024; принята к публикации 28.01.2024.
The article was submitted 09.01.2024; approved after reviewing 26.01.2024; accepted for publication 28.01.2024.
282
State and Municipal Management. Scholar Notes. 2024;(l)