Научная статья на тему 'Проблемы обеспечения эффективности работы предприятий розничной торговли'

Проблемы обеспечения эффективности работы предприятий розничной торговли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
568
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Губанова И.Р.

В настоящее время товарные запасы размещены таким образом, что большая их часть сосредоточена в розничном звене торговли. Такое положение сужает возможность маневрирования товарными запасами, приводит к выполнению розничной торговлей несвойственных ей функций по хранению запасов, повышает затраты, связанные с товарными запасами. Основная причина этого − недостаточный пока уровень развития материально-технической базы оптовой торговли. На этой и других смежных проблемах заостряет внимание автор статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы обеспечения эффективности работы предприятий розничной торговли»

ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ

И.Р. ГУБАНОВА,

кандидат экономических наук, старший преподаватель Уфимского государственного авиационного технического университета

Нормальное функционирование торговли требует оптимальных запасов товаров. Оптимальный запас — это их совокупный размер, обеспечивающий, с одной стороны, все более полное удовлетворение спроса населения, с другой стороны, — практически бесперебойную и наибольшую продажу товаров, приносящих торговому предприятию максимально возможную прибыль и минимальный уровень затрат на их образование, хранение, обработку, перемещение. Рациональное соотношение запасов во всех звеньях товародвижения гарантирует гибкость маневрирования и управление ими в соответствии с изменяющимся спросом.

В настоящее время товарные запасы размещены таким образом, что большая их часть сосредоточена в розничном звене торговли. Такое положение сужает возможность маневрирования товарными запасами, приводит к выполнению розничной торговлей не свойственных ей функций по хранению запасов, повышает затраты, связанные с товарными запасами. Основная причина этого — недостаточный пока уровень развития материально-технической базы оптовой торговли.

Процесс торговли весьма динамичен, соответственно изменчива и величина оптимального запаса. Это обусловливает необходимость регулирования периодичности и размеров партий завоза, входящих потоков товаров в каждом звене (складе, магазине) и в системе товародвижения в целом, необходимость управления запасами.

Как правило, проблема управления запасами актуальна главным образом на сравнительно недорогие товары высокой оборачиваемости, а также устойчивого, массового спроса, который относительно легко прогнозировать. Товаров дорогих, медленной оборачиваемости или же имеющихся в запасах в единицах (антиквариат, ювелирные изделия, дорогие меха и т. д.) это касается в меньшей степени.

Существует множество фирм-консультантов по организации управления. Они заключают контракты с любыми фирмами в любой отрасли производства на разработку автоматизированных систем управления (АСУ) [3]. Введение систем управления запасами, предусматривающих управление с использованием ЭВМ, повышает точность и надежность получаемой информации, улучшает стиль работы, сокращает сроки обработки документов, обеспечивает бесперебойность торговли, своевременное выявление товаров, не пользующихся спросом, и в целом ускоряет оборачиваемость средств в запасах.

Разработка теории и практических методов управления запасами, их оптимизация весьма сложна. Пока нет единой, стройной, во всех деталях разработанной теории, позволяющей рекомендовать готовые рецепты. Имеются только некоторые элементы, модели, годные для определенных условий. Чаще всего разработка и внедрение системы управления (СУ) товарными запасами включает в себя следующие этапы (рис. 1).

1) Изучение предъявляемого спроса и установление товарной единицы управления запасами (ТЕУЗ), их состава.

Управление запасами товаров предполагает их дифференциацию, установление учетных признаков, по которым оно будет вестись, а также их состава. Например, мужские сорочки размеров 40 — 41 пользуются большим спросом, чем размера 45. Необходимость бесперебойной продажи сорочек в полном ассортименте по размерам требует завоза их в разных количествах или с различной периодичностью. Следовательно, управление запасами, а значит, и изучение спроса должно осуществляться по размерам. Такие же особенности могут быть установлены по тканям, расцветке, цене. Из этого следует, что ТЕУЗ мужских сорочек — это размер, вид ткани, расцветка, цена.

2) Прогнозирование спроса.

3) Установление критерия оптимальности и анализ функционирующей СУ запасами, размера ассортиментной структуры запасов, их оборачиваемости, периода и партии завоза, затрат на функционирование системы, в частности на заказ, завоз и хранение товаров, потерь от дефицита, имеющихся ограничений (складских площадей, емкостей, оборотных средств, моментов представления заказа и завоза товаров, уровня обслуживания и др.).

4) Построение модели управления запасами.

5) Расчет параметров модели, установление порядка снабжения товарами, пополнения запасов с учетом ограничений.

6) Разработка информационного обеспечения, системы сбора, обработки, хранения и выдачи по мере необходимости информации о состоянии запасов.

7) Разработка математического обеспечения.

8) Моделирование процесса управления запасами, его имитация на ЭВМ.

9) Контроль за функционированием СУ запасами, текущее ее регулирование, периодическое уточнение параметров модели управления запасами, состава ТЕУЗ в соответствии с изменениями условий, выявление и изъятие из запасов товаров, не пользующихся спросом, расширение ассортимента товаров, пользующихся спросом, внедрение новых товаров [4].

Товарные единицы управления запасами могут быть разновидностями или группами не взаимозаменяемых по спросу товаров. Если единица управления представляет собой группу товаров, то в ее пределах все товары и их разновидности взаимозаменяемы, следовательно, дифференциация ТЕУЗ, их состав обусловлены различием спроса на те или иные разновидности или группы товаров. В связи с этим управление запасами начинается с изучения спроса и выявления указанных различий.

Управление запасами должно быть оптимальным. Это значит, что оно должно обеспечивать минимальные затраты по функционированию сис-

темы. В затраты включаются не только издержки, связанные с формированием и хранением запасов, но и потери от отсутствия товарных запасов, приводящие к снижению товарооборота, ухудшению снабжения населения.

Управление запасами обычно осуществляется при определенных ограничениях, связанных с товарными, транспортными, складскими, трудовыми и другими ресурсами. Поэтому должна использоваться такая система управления, которая была бы оптимальной не вообще, а с учетом имеющихся ограничений по ресурсам. Наиболее часто в задачах управления запасами встречаются ограничения по общему объему запасов, поскольку товарные запасы должны быть не больше имеющихся для их размещения складских емкостей.

Другое ограничение относится к объему или весу товаров при очередной поставке. Необходимость учитывать последнее обстоятельство связана с условиями доставки товаров — грузоподъемностью вагонов, емкостью контейнеров и т. д. Устойчивость работы любой СУЗ усиливается введением в нее страхового запаса, т. к. не все параметры, характеризующие спрос в будущем, известны и определены. При управлении страховыми запасами нужно учитывать ограничения по вероятности возникновения дефицита. Типичным ограничением, часто встречающимся на практике, является ограничение по времени подачи заказа и сроку его исполнения. Вообще следует отметить, что ограничения не универсальны и исследуются при решении конкретной задачи управления запасами.

Изучение спроса (сбор Прогнозирование Установление Анализ функционирующей

информации о продаже спроса целевой функции, системы управления

товаров, обусловливающих критерия запасами, структуры

его изменение), оптимальности запасов, периодов и партии

установление ТЕУЗ, их управления завоза товаров, выявление

состава запасами имеющихся ограничении

1 Г 1 Г 1 г

Построение модели управления запасами

Т

Расчет параметров модели управления

т

Создание информационного и математического обеспечения

Моделирование процесса управления запасами, его имитация на ЭВМ

т

Контроль системы управления запасами, ее регулирование: - изменение параметров модели управления, обусловленное изменением условий; - изменение состава ТЕУЗ; - изъятие из ассортимента товаров, не пользующихся спросом, внедрение новых товаров

Рис. 1. Схема разработки и внедрения системы управления запасами

Для описания процессов управления запасами удобно пользоваться графическим представлением уровня запасов Q в зависимости от времени t. На рис. 2 Q1 представляет собой начальный запас, а Q2 — конечный через интервал времени T.

Расходование запаса в общем случае здесь происходит скачкообразно и неравномерно (случайным образом). В простейших моделях эту скачкообразную функцию для удобства аналитического решения обычно заменяют прямой линией (на рис. 2 выделена штриховой линией) или какой-либо кривой, исходя из существа решаемой задачи.

Рассмотрим основные принципиальные системы управления запасами.

Их различают несколько в зависимости от характера создания запасов:

1) Системы с фиксированным интервалом времени между заказами.

Заказы делаются в строго определенные моменты времени, которые отстоят друг от друга на равные интервалы. Определить их можно с учетом оптимального размера заказа. Интервал времени между заказами [5]:

N ■ ОРЗ

I =

S

где N — количество рабочих дней в году, дни; ОРЗ — оптимальный размер заказа, шт; S — потребность в заказываемом продукте, шт.

Момент заказа заранее определен и не меняется, постоянно пересчитываемым параметром является размер заказа. Его вычисление основы-

Q

01

¿2 ¿3 ¿4

Рис. 2. График движения запасов

б

Qmax

Рис. 3. График движения запасов в системе с фиксированным интервалом времени между заказами

вается на прогнозируемом уровне потребления до момента поступления заказа на склад розничной организации.

Размер заказа рассчитывается таким образом, что при условии точного соответствия фактического потребления за время поставки ожидаемому поставка пополняет запас на складе до максимального уровня. Действительно, разница между максимальным и текущим запасом определяет величину заказа, необходимую для восполнения запаса на момент расчета, а ожидаемое потребление за время поставки обеспечивает это восполнение в момент осуществления поставки.

Допустим, что время от момента заключения договора на поставку запаса до получения равно нулю. Тогда система функционирует следующим образом: в начальный момент создается максимальный запас Q max, который расходуется в течение фиксированного промежутка времени Т, в конце которого запас снова пополняется до максимального уровня, и процесс повторяется вновь. Графически процесс представлен на рис. 3.

Регулирующие параметры такой системы — максимальный уровень запасов Qmax и продолжительность периода повторения заказа Т. Эти параметры постоянны, управление запасами осуществляется лишь размером партии поставки. В случае, если существует задержка в пополнении запасов, т. е. пополнение запасов происходит через время т после заключения договора, процесс происходит так, как показано на рис. 4.

Время задержки т здесь постоянно и не зависит от размера пополнения запаса. В этой ситуации заказ на пополнение запаса происходит через время Т, однако чтобы пополнить запас до максимального уровня Q max, необходимо знать расходование запаса за время т от То до Т. Это вызывает необходимость заранее прогнозировать расход запаса на время задержки, что усложняет управление.

Такая система эффективно функционирует, когда имеется возможность пополнять запасы в любых размерах. Достоинством ее является то, что нет необходимости вести постоянный учет на складах. Необходима лишь периодическая проверка к моменту заказа. Система не гарантирует

Q2

t

T

0 ' 0 тах

наличия товара, т. е. существует определенный риск исчерпания запаса. Если оно связано с большими потерями, то такая система управления не применима.

2) Система с фиксированным размером заказа. Размер заказа строго зафиксирован и не меняется ни при каких условиях работы. Определение размера заказа поэтому является первой задачей, которая решается при работе с этой системой управления запасами.

В отечественной практике зачастую возникает ситуация, когда размер заказа определяется по каким-либо частным организационным соображениям. Например, удобство транспортировки или возможность загрузки складских помещений. Между тем в системе с фиксированным размером заказа объем закупки должен быть не только рациональным, но и оптимальным, т. е. самым лучшим. Здесь критерием оптимизации должен быть минимум совокупных затрат на хранение запасов и повторение заказа. Данный критерий учитывает три фактора, действующих на величину названных совокупных затрат:

— используемая площадь складских помещений;

— издержки на хранение запасов;

— стоимость оформления заказа.

Эти факторы тесно взаимосвязаны, причем само направление их взаимодействия не одинаково в разных случаях. Желание максимально снизить затраты на хранение, на повторение заказа приводит к потерям, связанным с содержанием излишних складских помещений. При максимальной загрузке складских помещений значительно увеличиваются затраты на хранение запасов, более вероятен риск появления неликвидных запасов.

Использование критерия минимизации совокупных затрат на хранение и повторный заказ не имеет смысла, если время исполнения заказа чересчур продолжительно. Это вероятнее всего приведет к невозможности непрерывного обслуживания потребителя. Во всех других ситуациях определение оптимального размера заказа обеспечивает уменьшение издержек на хранение запасов без потери качества обслуживания. Размер заказа рассчитывается [5]:

Т0 т

Рис. 4. График движения запасов в случае задержки пополнения в системе с фиксированным интервалом времени между заказами

продукте, шт.; i — затраты на хранение единицы заказываемого продукта, руб. /шт.

Затраты включают:

— стоимость транспортировки заказа;

— затраты на разработку условий поставки;

— стоимость контроля исполнения заказа;

— стоимость форм документов.

Если пополнение запаса на складе производится за некоторый промежуток времени, вводится коэффициент к, учитывающий скорость этого пополнения [1]:

ОРЗ =

2 АЯ

ОРЗ =

2 АЯ гк '

где А — затраты на поставку единицы заказываемого продукта, руб.; S — потребность в заказываемом

Процесс управления запасами в такой системе происходит следующим образом: имеющийся запас Q расходуется до некоторого минимального уровня Qm¡n (критической точки или точки заказа, после чего всегда осуществляется заказ на поставку заказа в размере Qg. Интервалы пополнения Т могут быть различными в зависимости от расходования запаса в предыдущем периоде. Процесс в такой системе с учетом различной временной задержки в пополнении запасов т. представлен на рис. 5.

Такая система характеризуется двумя регулирующими параметрами: минимальным уровнем запаса Q|n¡n, при достижении которого организуется исполнение заказа, и размером заказа Qg, являющимся постоянной величиной. Максимальный уровень запаса в такой системе уже не является постоянным, а колеблется в зависимости от расходования в период, предшествующий заказу.

Система с фиксированным уровнем заказа требует постоянного учета наличия запаса, и в такой системе риска его исчерпания практически не существует. Поэтому она может быть рекомендована для управления системами, в которых потери из-за дефицита недопустимы.

Рассмотренный метод управления запасами часто называют методом двух складов, а саму систему

г

б

е

шт

'0

'0

0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Т Т2 Т3

Рис. 5. График движения запасов в системе с фиксированным размером заказа

двухбункерной. Запас как бы хранится в двух складах (бункерах): первый склад расходует свой запас, вступает в действие второй склад (бункер), и тогда посылается заказ на пополнение запаса. На втором складе запас составляет величину точки заказа.

Сравнение рассмотренных систем управления запасами приводит к выводу о наличии у них взаимных недостатков и преимуществ. Так, система с фиксированным размером заказа требует непрерывного учета текущего запаса на складе. Это можно рассматривать как основной недостаток. Напротив, отсутствие постоянного контроля за текущим запасом в системе с фиксированным интервалом времени между заказами является ее основным преимуществом.

Следствием этого является то, что в системе с фиксированным размером заказа максимальный запас всегда имеет меньший размер, чем в другой системе. Это приводит к экономии на затратах по содержанию запасов на складе за счет сокращения площадей, занимаемых запасами, что, в свою очередь, составляет преимущество системы с фиксированным размером заказа перед системой с фиксированным интервалом времени между заказами.

Рассмотренные выше системы управления запасами базируются на фиксации одного из двух возможных параметров — размера заказа или интервала времени между заказами. При отсутствии отклонений от запланированных показателей и равномерного потребления запасов, для которых разработаны основные системы, такой подход является вполне достаточным. Однако на практике чаще встречаются более сложные ситуации.

В частности, при значительных колебаниях спроса основные системы управления запасами не в состоянии обеспечить бесперебойное снабжение

потребителя без значительного завышения объема запасов. При наличии систематических сбоев в поставке и потреблении основные системы управления запасами становятся неэффективными. Для таких случаев проектируются иные системы управления.

Каждая из основных систем имеет определенный порядок действий. Так, в системе с фиксированным размером заказа последний производится в момент достижения порогового уровня запаса, величина которого определяется с учетом времени и возможной задержки поставки. В системе с фиксированным интервалом времени между заказами размер последнего определяется исходя из наличных объемов запаса и ожидаемого потребления за время поставки. Различное сочетание звеньев основных систем управления запасами, а также добавление принципиально новых идей в алгоритм работы приводит к возможности формирования по сути дела огромного числа систем управления запасами, отвечающими самым разнообразным требованиям.

Таковой является система «Минимум-максимум» [6]. Она содержит в себе элементы основных систем управления запасами и ориентирована на ситуацию, когда затраты на учет запасов и издержки на оформление заказа настолько значительны, что становятся соизмеримы с потерями от дефицита запасов. Поэтому в рассматриваемой системе заказы производятся не через каждый заданный интервал времени, а только при условии, что запасы на складе в этот момент оказались равными или меньше установленного минимального уровня. В случае выдачи заказа его размер рассчитывается так, чтобы поставка пополнила запасы до максимального уровня. Таким образом, данная система работает лишь с двумя уровнями запасов — минимальным и максимальным, чему она и обязана своим названием.

Исходными данными для расчета параметров такой системы являются:

— потребность в заказываемом продукте, шт.;

— интервал времени между заказами, дни;

— время поставки, дни;

— возможная задержка поставки.

В данной системе максимальный Q запас выполняет роль «максимального» уровня. Его

г

размер учитывается при определении размера заказа. Он косвенно (через интервал времени между заказами) связан с наиболее рациональной загрузкой площадей склада при учете возможных сбоев поставки и необходимости бесперебойного снабжения потребления. Постоянно рассчитываемым параметром системы «Минимум-максимум» является размер заказа. Как и в предыдущих системах управления запасами, его вычисление основывается на прогнозируемом уровне потребления до момента поступления заказа на склад розничного предприятия.

В системе «Минимум-максимум» можно выделить две разновидности:

1) Система с двумя фиксированными уровнями запасов и фиксированной периодичностью заказов. Управление запасами характеризуется максимальным уровнем запаса и минимальным (точка заказа). Обычно система функционирует как система с фиксированной периодичностью заказа: пополнение запаса до максимального уровня происходит через фиксированные промежутки времени. Если запас достиг уровня точки заказа до истечения периода заказа, то пополнение запаса до максимума осуществляется внеочередной партией.

2) Система с двумя фиксированными уровнями запасов без постоянной периодичности заказа. По сравнению с предыдущей системой запасы здесь пополняются только в случае, когда их уровень снизился до точки заказа, т. е. периодичность заказа в такой системе не является постоянной.

Система характеризуется постоянными параметрами Q и Q . , переменными величинами — размером заказываемой партии поставки и моментами заказа.

Помимо рассмотренных систем регулирования запасов существуют другие, учитывающие стохас-тичность процесса расходования товаров, изменяющиеся условия потребления и другие факторы.

Продолжая сравнение этих систем, необходимо отметить, как учитывают они сбои в поставках и потреблении.

Основные системы управления запасами разработаны для условий, когда отсутствуют отклонения от запланированных параметров поставки и потребления. Этими параметрами являются:

— размер заказа, шт.;

— интервал времени между заказами, дни;

— время поставки, дни;

— возможная задержка поставки;

— ожидаемое дневное потребление;

— прогнозируемое потребление до момента

поставки.

Непрерывное обеспечение потребности в каком-либо товаре связано с определенными трудностями. Прежде всего это возможность появления различных отклонений в значениях перечисленных выше показателей как со стороны потребителя запаса, так и со стороны исполнителя заказа. Кроме того, вполне вероятны ошибки исполнителей, которые приводят к нарушению нормального функционирования системы управления запасами. Возможны следующие отклонения запланированных и фактических показателей:

— изменение интенсивности потребления в ту или иную сторону;

— задержка или ускорение поставки;

— поставка незапланированного объема заказа;

— ошибки учета фактического запаса, ведущие к неправильному определению размера заказа.

Довольно часто имеют место многообразные сочетания возмущающих воздействий, отклоняющих систему управления запасами от нормального функционирования. В таблице в левом столбце перечислены возмущающие воздействия, приводящие систему в состояние дефицита запасов. В правом столбце — возмущающие воздействия, приводящие к возможному дефициту складских площадей. Более вероятно разнообразное сочетание воздействий, названных в правом и левом столбцах. Эта вероятность зависит от конкретных условий функционирования системы управления запасами.

Условия возникновения дефицита запаса и складских помещений

Увеличение потребления Сокращение потребления

Задержка поставки Ускоренная поставка

Неполная поставка Поставка завышенного объема

Занижение размера заказа Завышение размера заказа

В рассмотренных ранее системах управления запасами, несмотря на ориентацию их на стабильные условия функционирования, предусмотрена возможность сглаживания сбоев поставки и потребления. Так, система с фиксированным размером заказа учитывает одно из восьми возмущающих воздействий, а именно задержку поставки. Это воздействие снимается введением в систему параметра гарантийного запаса. Он позволяет обеспечивать потребность на время предполагаемой задержки поставки. Если возможная задержка поставки будет представлять собой максимально возмож-

ную задержку, то механизм системы предохранит потребителя от дефицита.

Второй расчетный параметр системы, пороговый уровень, обеспечивает поддержку системы в бездефицитном состоянии. Период же времени, через который происходит пополнение гарантийного запаса до расчетного объема, зависит от конкретных значений исходных и фактических параметров системы.

В системе с фиксированным интервалом времени между заказами возмущающее воздействие задержки поставки снимается также параметром гарантийного запаса. Восполнение его до расчетного объема производится во время последующих поставок через перерасчет заказа таким образом, чтобы его поставка увеличила запас до максимального уровня. Если прогноз потребления до момента будущей поставки был точным, механизм системы предохранит потребителя от дефицита товаров при сбоях поставки.

Система «Минимум-максимум» ориентирована на ситуацию, когда затраты на учет запасов на складе и издержки на оформление заказа настолько значительны, что становятся соизмеримы с потерями от дефицита запасов. Это единственная из рассмотренных систем, допускающая дефицит запасов по экономическим соображениям. Тем не менее и эта система учитывает возможность задержки поставки через параметр гарантийного запаса [2].

Таким образом, рассмотренные системы управления запасами применимы лишь к весьма ограниченному спектру условий функционирования и взаимодействия поставщиков и потребителей, оперируют ограниченным числом параметров, характеризующих систему управления запасами, не рассматривают взаимосвязи между имеющимися складскими площадями, выручкой, получаемой с единицы свободной складской площади, объемом спроса на тот или иной вид товара, размером партии товара и структурой ассортимента.

Повышение эффективности использования систем управления запасами привело к необходимости разработки оригинальной системы, соответствующей требованиям внешней и внутренней среды предприятия розничной торговли. Это система, которая позволяет определить оптимальные размеры партий и оптимальную ассортиментную структуру хранимого товара с учетом функций спроса и ограниченности складских помещений, определить моменты пополнения запасов, минимизировать потери от нереализованного спроса, рационально использовать складские площади.

Деятельность предприятий розничной торговли связана с приобретением и реализацией товаров, имеющих спрос у населения. Экономическая эффективность этой деятельности, ее прибыльность определяются множеством различных факторов, среди которых существенными являются умение разумно распоряжаться оборотными средствами предприятия, система управления товарными запасами, предвидение спроса на товары, затраты на приобретение и хранение запасов товаров, рациональное использование складских площадей. Предприятие розничной торговли реализует не одно, а множество различных товаров определенного ассортимента, каждый товар обеспечивает свой вклад в рентабельность торговой деятельности, имеет свою удельную стоимость приобретения и свою цену продажи, обладает определенным спросом и т. д. Эти обстоятельства обусловливают существование задачи эффективного использования оборотных средств предприятия при приобретении товаров для продажи.

Розничная торговля невозможна без товарных запасов, которые требуют помещений, микроклимата в них, что связано с заметными затратами. Потребные объемы запасов не постоянны, они изменяются, и на каждом отрезке времени существует по каждому виду товара свой разумный объем. Товарными запасами нужно управлять. Задача заключается в выборе моментов пополнения запасов с учетом интенсивности реализации товаров, заданного уровня страхового запаса, размеров партий и других факторов.

Успешное управление запасами, результативная торговля возможны лишь при условии предвидения спроса на товары. Прогнозирование надо осуществлять построением аналитической функции, так как в этом случае возможно построение модели эффективности использования оборотных средств предприятия. Задача состоит в разработке аналитического метода прогнозирования на основе изучения статистики прежних продаж.

Хранение запасов связано с существенными затратами, влияющими на прибыльность коммерческой деятельности торговых предприятий. Нужна методика прогнозной оценки убытков, которые учитывали бы ожидаемую тенденцию динамики изменения запасов.

На убытки от хранения запасов влияет разумность выбранной схемы размещения товаров в соответствующих объемах и на площадях. Это — задача направленного перебора, ее решение связано с выработкой определенных правил действий.

Все перечисленные задачи актуальны для предприятий розничной торговли и представляют собой фрагменты единой системы обеспечения экономической эффективности их деятельности.

Важным элементом успешной работы является формирование оптимального ассортимента товаров в магазине. Продажа товаров должна обеспечивать ритмичное снабжение потребителей товарами, отвечающими по ассортименту, количеству и качеству спроса. Деятельность предприятий розничной торговли, подверженных сезонности спроса, определяет необходимость управления их товарными запасами.

Одной из главных задач управления товарными запасами является обеспечение ускоренной оборачиваемости средств, вложенных в товары. Товар представляет главную статью дохода предприятия в том случае, если он удовлетворяет потребительскому спросу. Поэтому необходимо постоянно изучать рынок и покупательную способность для правильного регулирования товарных запасов.

Планирование и осуществление закупок товарных запасов должны способствовать увеличению прибыли предприятия. Общим ориентиром для предприятий розничной торговли в управлении запасами является их минимизация, цель которой — ускорение оборота собственных и привлеченных средств, повышение на этой основе конкурентоспособности, упрочение и расширение своей ниши на рынке.

Проблема теории и практических методов управления запасами, их оптимизация сложна. Ею занимаются специалисты не только в нашей стране, но и за рубежом. Анализ существующих систем управления товарными запасами показал, что нет единой, стройной, во всех деталях разработанной теории, позволяющей рекомендовать готовые рецепты. Имеются только некоторые элементы, модели, годные для определенных условий.

Сейчас, когда предприятия получили права на самостоятельное заключение сделок как на внутреннем, так и на внешнем рынке, на использование финансовых ресурсов, они должны подумать о повышении эффективности функционирования через минимизацию затрат на различные операции с товарными запасами. Это позволит, с одной стороны, получить наибольшую прибыль с вкладываемых средств (что очень важно, если они получены в коммерческих банках под очень высокие проценты), с другой — максимально удовлетворить спрос потребителей.

Обеспечение прибыльности торговой деятельности связано с разработкой экономико-математической модели эффективности использования оборотных средств предприятия. Модели позволяют функционально связать факторы и обстоятельства, влияющие на рентабельность торговли, и способствуют принятию разумных решений.

Список литературы

1. Букан Дж, Кенигсберг Э. Научное управление запасами / Под ред. Гнеденко Б. В. Пер. с англ. Коваленко. М.: Наука, 1967. 252 с.

2. Геджинский А. М. Основы логистики: учебное пособие. М.: Маркетинг, 1996. 257 с.

3. Грызанов Ю. П., Файницкий А. И. Управление товарными запасами в торговле. М.: Экономика, 1983. 215 с.

4. Дарбинян М. М. Товарные запасы в торговле и их оптимизация. М.: Экономика, 1978. 237 с.

5. Неруш Ю. М. Коммерческая логистика. М.: ЮНИТИ, 1997. 315 с.

6. Осипова Л. В., Синяева Ч. М. Основы коммерческой деятельности: учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 1997. 321 с.

Приложение к Приказу Минфина РФ от 22.07.2003 № 67н

БУХГАЛТЕРСКИЙ баланс на 01 января 200 _9_ г.

Фонд исследований и поддержки в сфере общественных Организация_наук «Международная Академия Общественных Наук»

Идентификационный номер налогоплательщика

Научные исследования и разработки в области Ввд деятельности естественных, технических и гуманитарных наук

Юр. лица, являющиеся

Организационно-правовая форма / форма собственности некоммерческими организациями /Частная собственность Единица измерения: тыс. руб. / млн руб. (ненужное зачеркнуть) тыс. руб. Местонахождение (адрес) 119619, г. Москва, ул. Производственная, д. 6, стр. 14

Москва

КОДЫ

Форма № 1 по ОКУД 0710001

Дата (год, месяц, число) 2009 03 20

по ОКПО 77961796

ИНН 7732122225

по ОКВЭД 73.10

по ОКОПФ / ОКФС 88 16

по ОКЕИ 384/385

Дата утверждения Дата отправки (принятия)

АКТИВ Код показателя На начало отчетного года На конец отчетного периода

1 2 3 4

I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ Основные средства 120 327 554

ИТОГО по разделу I 190 327 554

II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ Запасы 210 1 356 2 653

в том числе: сырье, материалы и другие аналогичные ценности 211 1 356 2 653

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) 240 1 211 382

Денежные средства 260 8 325 374

Прочие оборотные активы 270 7 307

ИТОГО по разделу II 290 10 899 3 716

БАЛАНС 300 11 226 4 270

ПАССИВ Код показателя На начало отчетного года На конец отчетного периода

1 2 3 4

III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ Добавочный капитал 420 327 554

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИТОГО по разделу III 490 327 554

V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Кредиторская задолженность 620 1 693 1 942

в том числе: поставщики и подрядчики 621 1 080 1 942

задолженность перед персоналом организации 622 200 -

задолженность перед государственными внебюджетными фондами 623 94 -

задолженность по налогам и сборам 624 319 -

Прочие краткосрочные обязательства 660 9 206 1 774

ИТОГО по разделу V 690 10 899 3 716

БАЛАНС 700 11 226 4 270

Износ по имуществу некоммерческой организации 97 426

Руководитель____ Олейник О.В.__Главный бухгалтер___Сердечная Л.К.

(подпись) (расшифровка подписи) (подпись) (расшифровка подписи)

« 20 » марта 200 _9_ г.

Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности за 2008 г.

По нашему мнению, финансовая (бухгалтерская) отчетность организации Фонд исследований и поддержки в сфере общественных наук «Международная Академия Общественных Наук» отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение на 01 января 2009 г. и результаты финансово-хозяйственной деятельности за период с 01 января 2008 г. по 31 декабря 2008 г. включительно, в соответствии с требованиями законодательства РФ в части подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Директор ООО Аудиторской фирмы «Альтернатива» Корпусова С.М.

20 февраля 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.