А.В. Щербаков*
ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Ключевые слова: безопасность, общественная безопасность, безопасность личности, национальная безопасность, принцип обеспечения безопасности, безопасность уголовно-исполнительной системы, угрозы безопасности, совершенствование организации исполнения наказаний.
A.V. Scherbakov. The Problem of Security Provision in Penitentiary System
Basic definitions that are concerned to the problem of security provision are given in this article. The author throws light on improvement of the organization executing punishment as one of the main priorities of the state in the sphere of international security. In the area of penitentiary system security provision basic tasks are being defined.
Прежде чем рассматривать безопасность уголовно-исполнительной системы, определимся с понятием безопасности.
Иоанн Павел II справедливо отметил, что современному человеку постоянно угрожает то, что является делом его же рук, результатом деятельности его же ума, устремлений, его воли. В этом и состоит трагедия человеческого существа в его широком смысле.
Проблема обеспечения безопасности личности, государства всегда волновала ученых и практиков. Ей посвящены труды Аристотеля, Ф.А. Брокгауза, Н.Н. Васильева, И.И. Веремеенко, Н.С. Глазунова, Т. Гоббса, М.А. Громова, Г.И. Демина, И.А. Ефрона, Б.Б. Казака, М.П. Киреева, Б.П. Кондрашова, И.Е. Ложкина, Макиавелли, А.В. Мелехина, А.Г. Перегудова, Ж.-Ж. Руссо1 и других исследователей.
Одна из наиболее опасных угроз общественной безопасности в настоящее время - терроризм, который характеризуется значительным количественным и качественным ростом своего потенциала, угроз и амбиций. Кроме того, претерпели изменения и террористические структуры, которые сумели приспособиться к
усложняющейся для них обстановке во многих государствах мира, использовать в
*
Канд. юрид. наук, заместитель начальника по строевой части Псковского юридического института ФСИН России. [[email protected]]
1 См.: Макиавелли Н. Государь. М., 1990. С. 55; Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Сочинения. В 2-х т. Т. 2. М., 1991. С. 129; Казак Б.Б. Уголовно-исполнительная система в механизме обеспечения внутренней безопасности общества (теоретические и организационно-правовые аспекты): дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2000. С. 24; Кондрашов Б.П. Общественная безопасность и административно-правовые средства ее обеспечения. М., 1998. С. 6; Глазунов Н.С. Служба безопасности в исправительно-трудовых колониях (правовые и организационные вопросы): автореф. дис. . канд. юрид. наук. Рязань, 1996. С. 8.
своих целях происходящие процессы глобализации, а также научно-технический прогресс1. Для многих людей терроризм стал способом решения различных проблем (политических, национальных, религиозных, личных)2.
В Концепции национальной безопасности Российской Федерации 2000 г. написано, что основными причинами внутренних и внешних угроз национальной безопасности в нашей стране являются неудовлетворительное состояние экономики, несовершенство системы государственной власти и гражданского общества, социально-политическая поляризация российского общества и криминализация общественных отношений, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма, обострение межнациональных и осложнение международных отношений. Мы согласны с авторами, считающими, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей способствуют усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и центра, представляя собой угрозу федеративному устройству и социально-экономическому укладу России3.
«Демографический кризис с наметившимся подрывом генофонда в результате повального пьянства и стремительной наркотизации, роста суицида, сердечных и нервно-психических заболеваний, появления огромной массы безнадзорных и беспризорных детей и даже детей-маугли дополняют картину криминальной деградации общества»4.
В начале XXI в. проблема преступности настолько обострилась, что многие исследователи ставят ее в один ряд с глобальными проблемами человечества -угрозой ядерного конфликта, экологическим кризисом, демографической опасностью, проблемой духовной деградации5.
Не вызывает сомнений тот факт, что преступление так же вечно, как смерть и болезнь, наказание никогда не исчезнет, меры предупреждения никогда не победят, точно так же, как величайшее развитие гигиены никогда не победит смерти и болезней6. Криминологи указывают на появление новых видов преступлений и усугубление целого ряда его опасных тенденций7. Так, одной из основных форм социально-криминальной организации жизни, по мнению
1 См.: Добаев И.П., Немчина В.И. Новый терроризм в мире и на Юге России / под ред. А.В. Малашенко. Ростов-н/Д., 2005. С. 3.
2 См.: Ансимов Ю.Н., Алтунин В.Н. Террористическая деятельность и борьба с экстремизмом: опыт, организация, правовая основа. Майкоп, 2003. С. 13.
3 См.: КиреевМ.П., МорозовВ.М. Организация борьбы с терроризмом в современной России. Владимир, 2004. С. 7.
4 Овчинский В.С. Информационное воздействие и организованная преступность. М., 2007. С. 31-32.
5 См.: Морозов В.М. Международный опыт борьбы с организованной преступностью и терроризмом. Владимир, 2003. С. 3.
6 См.: Лист Ф. Задачи уголовной политики. М., 2004.
7 См.: Преступность в изменяющемся мире и проблемы оптимизации борьбы с ней / под ред. А.И. Долговой. М., 2006. С. 3.
В.С. Овчинского, является организованная преступность1, безуспешная борьба с которой в России обусловлена не столько слабостью правоохранительных органов, сколько недостаточным криминологическим и уголовно-правовым обеспечением этого направления их деятельности2. Мировое сообщество столкнулось со взрывом со стороны организованного криминала, возможно, поэтому во всех работах, посвященных отдельным видам преступной деятельности, указывается на глобальный характер угрозы, исходящей от нее3.
Право каждого лица на жизнь охраняется законом. Никто не может быть умышленно лишен жизни иначе как во исполнение смертного приговора, вынесенного судом за совершение преступления, в отношение которого законом предусмотрено такое наказание4. В соответствии со ст. 3 Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г.) каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность. Статья 6 Международного пакта о гражданских и политических правах (1966 г.) гласит, что «право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека. Это право охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни»5.
Конституция Российской Федерации признает человека, его права и свободы высшей ценностью. Их признание, соблюдение и защита - обязанность государства (ст. 2).
Применительно к деятельности уголовно-исполнительной системы в настоящее время в числе задач Федеральной службы исполнения наказаний -обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и в следственных изоляторах, обеспечение безопасности содержащихся под стражей, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений и следственных изоляторов6.
Обратимся к Европейским пенитенциарным правилам. В соответствии с ними должны быть разработаны процедуры, обеспечивающие безопасность заключенных, персонала пенитенциарного учреждения и всех посетителей и снижающие до минимума риск насилия и других событий, которые могут поставить под угрозу безопасность (ч. IV, пр. 52)7.
1 См.: Овчинский В.С. XXI век против мафии. М., 2001.
2 См.: ШульгаВ.И. Системный подход к оценке организованной преступности в России // Проблемы преступности: традиционные и нетрадиционные подходы. М., 2003. С. 5.
3 См., напр.: Ковалев Н., Куликов А. XXI век против глобализации преступности // Моск. новости. 2000. № 3. С. 4; Репецкая А.Л. Транснациональная организованная преступность. М., 2001. С. 3; Кувалдин В. Глобализация - светлое будущее всего человечества? // НГ - сценарии. 2000. № 9. С. 13.
4 См.: Конвенция о защите прав человека и основных свобод. М., 2007. С. 4.
5 Документы ООН, касающиеся заключенных: сборник. М., 2000. С. 11, 21.
6 Указ Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний».
7 См.: Рекомендация Rec(2006)2 Комитета министров Совета Европы к государствам-членам.
В ст. 10 УИК РФ указано, что Россия уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. Кроме того, в законодательстве имеются группы специальных норм, ориентированных на регулирование вопросов безопасности лиц, содержащихся в исправительных колониях. Таким образом, в пределах компетенции уголовного права законодатель обеспечивает безопасность осужденных от произвола со стороны персонала исправительных учреждений1.
Что такое «безопасность»? В Законе Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности» она определялась как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. При этом жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. Основные объекты безопасности: личность - ее права и свободы; общество -его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность (ст. 7). Угроза безопасности - совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства (ст. 3). Соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства; законность; взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности; интеграция с международными системами безопасности - вот основные принципы обеспечения безопасности.
В нормативных правовых актах, регулирующих отношения по обеспечению безопасности, применяется конструкция «личность, общество и государство». Так, Л.А. Тихомиров отмечал, что «права и обязанности личности вытекают в первичном источнике из естественного права, прирожденного, связанного с самой природой личности, общества и государства»2, производная от нее формула «безопасность личности, общества и государства» широко используется в современной научной и учебной литературе3.
Мы согласны с авторами, утверждающими, что понятие безопасности, ее объектов и субъектов содержит некоторую неопределенность4: 1) личность,
1 См.: Казак Б.Б. Службы безопасности исправительных колоний: современное состояние функционирования и перспективы / под общ. ред. С.Х. Шамсунова. 2-е изд., испр. Псков, 2007. С. 32.
2 Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. М., 1998. С. 569.
3 См.: Безопасность личности, общества, государства и спецслужбы России: рабочие материалы науч.-практ. конф. 5-7 апреля 1994 г. В 4-х т. М., 1994; Карпов В.И., Павлов Д.Б. Основы обеспечения безопасности личности, общества и государства. М., 1999; Тюгашев Е.А. Концептуальные основания конструкции «безопасность личности, общества и государства» // filosof10.narod.ru> (дата обращения -апрель 2010 г.).
4 См.: Тюгашев Е.А. Указ. соч.
общество и государство рассматриваются и как объекты безопасности, и как субъекты ее обеспечения, без уточнения и конкретизации специфики модусов объектного и субъектного существования; 2) объекты безопасности определяются не только как личность, общество и государство, но и как права и свободы личности, ценности общества, конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность государства; 3) как объекты безопасности рассматриваются интересы (потребности) личности, общества и государства.
В литературе также встречается термин «личностная безопасность»1.
Субъектом личностной безопасности являются люди, а не государства или общественные группы; хотя интенсивность различных угроз личностной безопасности варьируется, они остаются угрозами для всех; компоненты личностной безопасности взаимозависимы; основной упор эта концепция делает на безопасность и свободу, а не на более широкую концепцию развития.
В общем виде личностная безопасность определяется как свобода от угроз жизни отдельного индивида и ее качеству при одновременном создании условий для его свободного развития и реализации его прав и возможностей участвовать в общественной жизни (как на национальном, так и глобальном уровне)2. При этом все, что снижает это качество, считается угрозой безопасности; напротив, все, что может повысить это качество, увеличивает личностную безопасность.
Ряд отечественных авторов, исходя из приоритета прав человека, считают необходимым опережающее обеспечение безопасности личности, имея в виду физических лиц3. Так, Ю.Н. Степанов отмечал: «Нельзя обойти вниманием и подход о признании верховенства прав человека, когда государство и общество выступают лишь средством для достойного существования человека. Безопасность личности, то есть обеспечение безопасности жизни и собственности, в этом случае выступает основой и целью национальной безопасно-сти»4. В.А. Ларин полагал, что личность есть ведущий объект безопасности, а обеспечение ее безопасности - приоритетная задача государства, ибо без безопасности личности не может быть ни безопасности общества, ни безопасности государства5. В связи с этим основой национальной безопасности и ее целью должно быть обеспечение безопасности личности посредством укрепления общественной и государственной безопасности6. Вместе с тем «безопас-
1 См.: Балуев Д. Понятие Human security в современной политологии // www.intertrends.ru> (дата обращения - апрель 2010 г.).
2 См.: Там же.
3 См., напр.: Рыжов Ю.А. Сверх всего - личности // Международная жизнь. 1990. № 9.
4 Обеспечение безопасности страны и права человека: Материалы круглого стола. Новосибирск, 1992. С. 4.
5 См.: Ларин В.А. Анализ положения личности как объекта безопасности: учеб.-метод. пос. Новосибирск, 1996. С. 20.
6 См.: Ларин В.А. Проблемы безопасности страны и права человека. Новосибирск, 2000. С. 102; Тюгашев Е.А. Указ. соч.
ностью личности государственные органы занимаются ровно настолько, насколько это необходимо для обеспечения безопасности государства»1.
Демократизация российского общества в 1980-1990-е гг. характеризовалась разработкой новых концепций безопасности уголовно-исполнительной системы с целью ее гуманизации. Из концепции реформы уголовно-исполнительной системы вытекают актуальные для обеспечения ее безопасности задачи2: дифференциация условий исполнения уголовных наказаний в соответствии с правовыми и личностными особенностями осужденных, степенью их социально-нравственной защищенности; разработка исправительных программ ресоциализации и личной безопасности осужденных на основе отечественного и зарубежного опыта; нейтрализация влияния на осужденных носителей тюремных традиций и обычаев и формирование взаимопонимания между персоналом учреждения и основной частью осужденных; научное прогнозирование происходящих в местах лишения свободы социальных процессов; организационно-правовое сопровождение проводимых преобразований; создание научных центров на базе мест лишения свободы с целью безопасности осужденных, персонала уголовно-исполнительной системы; расширение прав администрации по изменению условий безопасного содержания в зависимости от категорий осужденных; создание службы постпенитенциарной опеки, возложение на нее функции бытового и трудового устройства; разработка методик правовой, психолого-психиатрической и социальной диагностик осужденных и программ дифференцированного некарательного воздействия на различные категории осужденных.
Впервые на высшем государственном уровне в числе основных государственных приоритетов в сфере обеспечения национальной безопасности обозначено совершенствование организации исполнения наказаний.
Таким образом, государство признает, что в зависимости от эффективности функционирования системы исполнения наказаний она может представлять для государства и общества как потенциальную, так и реальную угрозу. Это, с одной стороны, а с другой - сама уголовно-исполнительная система обеспечивает национальную безопасность по следующим направлениям:
- совместно с другими государственными органами - предотвращение деградации российского общества;
- возвращение обществу законопослушных и дееспособных граждан; принятие соответствующих мер по преобразованию системы исполнения наказаний в реабилитационную систему;
- изоляция особо опасных преступников с помощью средств охраны и надзора;
1 Белая книга российских спецслужб. М., 1995. С. 189.
2 См.: Казак Б.Б. Уголовно-исполнительная система в механизме обеспечения внутренней безопасности общества. Рязань, 2001. С. 130.
- предупреждение рецидивной преступности;
- предупреждение преступности со стороны осужденных и других граждан (общая и частная превенция);
- обеспечение конституционных прав и свобод граждан;
- организация карательно-воспитательного воздействия на осужденных; участие в антитеррористической деятельности;
- содействие противодействию коррупции;
- ресоциализация осужденных, отбывающих уголовные наказания; обеспечение конституционного порядка в отдельных регионах страны;
- возмещение материального ущерба гражданам и государству, причиненного в результате преступлений;
- создание современной эффективной системы альтернативных лишению свободы наказаний;
- использование трудовых ресурсов и производственной деятельности УИС как фактора обеспечения экономической безопасности государства;
- декриминализация общества и исключение практики чрезмерной жестокости, негуманного обращения, неприемлемых с точки зрения закона и морали форм, замена асоциальной субкультуры духовно-нравственным воспитанием.
Е.В. Шашкова*
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОСТПЕНИТЕНЦИАРНОГО КОНТРОЛЯ ЗА РУБЕЖОМ
Ключевые слова: постпенитенциарный контроль, рост преступности, институт контроля, технический прогресс в предупреждении преступности, режим пробации.
E.V. Shashkova. Some Features of Postpenitentiary Control Abroad
As a whole for the foreign states realization ofpostpenitentiary control over the persons who completely have served time in the form of imprisonment isn't characteristic. Such control in the form of postpenitentiary supervision is provided by the criminal legislation only some countries, for example, England, Germany. A mode of postpenitentiary supervision practically identical to a mode probation and its realization is assigned to the same bodies. Besides, in the majority of the states for recidivists "theprolonged" terms of imprisonment or so-called "preventive" imprisonment are established, and also there are special establishments with the semifree mode, called to carry out a role some kind of the centers of social adaptation of the
*Аспирант Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина. [[email protected]]