Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ПРОПАГАНДЕ ИДЕЙ ЭКСТРЕМИЗМА В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И ЭЛЕКТРОННЫХ КОММУНИКАЦИЯХ'

ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ПРОПАГАНДЕ ИДЕЙ ЭКСТРЕМИЗМА В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И ЭЛЕКТРОННЫХ КОММУНИКАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
120
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ЗАКОН / ИНТЕРНЕТ / США / ГЕРМАНИЯ / ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Галицкая Н.В.

Проблемы появления и распространения экстремизма в Интернете угрожают безопасности российского общества, поэтому не теряют своей актуальности. Целью статьи являются анализ российского и международного законодательства, регулирующего противодействие экстремизму, оценка рисков перехода интернет-экстремизмов из виртуального пространства в реальную жизнь россиян и разработка рекомендаций по усовершенствованию законодательства. Методами исследования стали правовой анализ и синтез существующих экстремистских деяний. В статье изучены проблемы и пробелы российских законов, направленных на предотвращение и пресечение экстремизма, а также сделаны предложения по изменению ситуации с ростом подобных преступлений и правонарушений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS OF ENSURING SECURITY IN COUNTERING THE PROPAGANDA OF IDEAS OF EXTREMISM IN THE MEDIA AND ELECTRONIC COMMUNICATIONS

The problems of the emergence and spread of extremism on the Internet threaten the security of Russian society, therefore they do not lose their relevance. The purpose of the article is to analyze Russian and international legislation regulating countering extremism, assess the risks of Internet extremism moving from the virtual space to the real life of Russians, and develop recommendations for improving legislation. The methods of research were legal analysis and synthesis of existing extremist acts. The article examines the problems and gaps of Russian laws aimed at preventing and suppressing extremism, and also makes proposals to change the situation with the growth of such crimes and offenses.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ПРОПАГАНДЕ ИДЕЙ ЭКСТРЕМИЗМА В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И ЭЛЕКТРОННЫХ КОММУНИКАЦИЯХ»

УДК 342.78

DOI: https://doi.Org/10.17308/law/1995-5502/2022/2/139-147

ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ПРОПАГАНДЕ ИДЕЙ ЭКСТРЕМИЗМА В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И ЭЛЕКТРОННЫХ КОММУНИКАЦИЯХ

Н. В. Галицкая

Научный центр правовой информации при Министерстве юстиции Российской Федерации Поступила в редакцию 10 апреля 2022 г.

Аннотация: проблемы появления и распространения экстремизма в Интернете угрожают безопасности российского общества, поэтому не теряют своей актуальности. Целью статьи являются анализ российского и международного .законодательства, регулирующего противодействие экстремизму, оценка рисков перехода интернет-экстремизмов из виртуального пространства в реальную жизнь россиян и разработка рекомендаций по усовершенствованию законодательства. Методами исследования стали правовой анализ и синтез существующих экстремистских деяний. В статье изучены проблемы и пробелы российских законов, направленных на предотвращение и пресечение экстремизма, а также сделаны предложения по изменению ситуации с ростом подобных преступлений и правонарушений.

Ключевые слова: экстремизм, средства массовой информации, социальные сети, безопасность, закон, Интернет, США, Германия, Великобритания.

Abstract: the problems of the emergence and spread of extremism on the Internet threaten the security of Russian society, therefore they do not lose their relevance. The purpose of the article is to analyze Russian and international legislation regulating countering extremism, assess the risks of Internet extremism moving from the virtual space to the real life of Russians, and develop recommendations for improving legislation. The methods of research were legal analysis and synthesis of existing extremist acts. The article examines the problems and gaps of Russian laws aimed at preventing and suppressing extremism, and also makes proposals to change the situation with the growth of such crimes and offenses. Key words: extremism, mass media, social networks, security, law, Internet, USA, Germany, UK.

139

Информационные технологии прочно вошли в жизнь современного человека. Поиск информации уже давно происходит не в библиотеках, а в поисковых лентах Интернета. Человеческое общение переместилось на форумы и в социальные сети. Теперь, не выходя из дома, люди могут найти единомышленников по всему миру. Однако, несмотря на все плюсы развития интернет-коммуникаций и слияния каждого отдельного человека с глобальным мировым интернет-пространством, есть здесь и определенные минусы. Дело в том, что такая интеграция делает общество уязвимым, дает экстремистским организациям возможность мани-

© Галицкая Н. В., 2022

пулировать сознанием молодых пользователей интернетом, бросает тем самым вызов безопасности личности, общества и государства. Как представляется, безопасность при противодействии пропаганде идей экстремизма в СМИ и электронных коммуникациях подразумевает свободное от призывов к насилию, сепаратизму, возбуждению расовой, социальной и религиозной ненависти интернет-пространство, в котором права человека неукоснительно соблюдаются всеми пользователями.

Глубокое и всестороннее рассмотрение различных аспектов экстремистской деятельности в социальных сетях содержится в научных трудах российских ученых, которые позволяют лучше понять правовую сущность такого явления, как экстремизм в интернет-пространстве. Они придерживаются позиции, что при исследовании экстремизма следует обращать внимание исключительно на поступки, а не на человека (имя, внешность, политические взгляды)1. С этой позицией полностью соглашаются и другие ученые, настаивая на том, что нельзя однозначно определить человека или группу людей как экстремистов, так как для кого-то они могут быть борцами за независимость и свободу, а для кого-то преступниками2. Отметим, что среди правоведов не существует единообразного понимания сути явления экстремизма и способов противодействия ему. Со всей определенностью можно сказать, что экстремизм — явление сложное и многогранное. Его можно классифицировать по различным основаниям, например по религиозным, возрастным, расовым, национальным, социальным, идеологическим3. Так, деяния, характеризующие экстремизм, ученые классифицируют следующим образом: 1) нацеленные на изменение конституционного строя; 2) оправдывающие терроризм и направленные на совершение терактов; 3) деяния экстремисткой направленности, затрагивающие права и свободы граждан, в зависимости от националь-

041 ности, религиозной принадлежности; 4) деяния, финансово и технически 01 4 поддерживающие экстремизм4.

^ Экстремизм постоянно меняется и саморазвивается. Приходится при-§ знать, что его проявления можно встретить практически во всех сферах 041 жизни общества, во всех населенных пунктах страны. Как правило, к

_экстремизму приобщаются лица, недовольные своей жизнью и винящие

140 в этом власть. Изучив данные с сайта Федеральной службы статистики _ за 2020—2021 гг., можно сделать вывод о критической ситуации с занятостью молодежи на рынке труда и растущей безработицей, а как известно, каждый процент роста безработицы дает два процента роста преступно-

1 См.: Паин Э. А. Социальная природа экстремизма и терроризма // Общественные науки и современность. 2002. № 4. С. 113—124.

2 См.: Козлов А. А. Об определении экстремизма // Экстремизм в среде петер-буржской молодежи : анализ и вопросы профилактики. СПб., 2003. С. 558.

3 См.: Зубок Ю. А., Чупров В. И. Молодежный экстремизм. Сущность и особенности проявления // Социологические исследования. 2008. № 5. С. 37—47.

4 См.: Костюк М. Ф. Правовые основы противодействия экстремизму // Евразийская адвокатура. 2017. № 4 (29). С. 86-89.

сти5. Именно чувство невостребованности в работе, неоцененности и обиды толкает будущих экстремистов в социальные сети в поисках единомышленников, разделяющих их взгляды и находящихся в конфликтной

ситуации с властью. В не меньшей мере способствуют появлению экстре- .

мистских течений социальные проблемы и экономические трудности в со

обществе: обманутые ожидания молодежи, игнорирование чиновниками —

потребностей населения, непродуманная молодежная политика. Все эти и

факторы способствуют поддержке экстремистских призывов в Интерне- К

те. Первопричиной экстремистской деятельности в социальных сетях с

В. В. Котлярова, М. М. Шубина и О. Н. Сысоева считают «девальвацию ^

ценностных ориентиров личности»6. о

Правовые основы противодействия экстремизму в Интернете заложе- л

ны в ст. 13 Конституции РФ7, которая гласит: м

О"

1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. о

2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государ- е

ственной или обязательной. 3

е

3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

4. Общественные объединения равны перед законом.

5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений,

со

цели или действия которых направлены на насильственное изменение о

=1

основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Фе- С дерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных фор- ° мирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиоз- и ной розни. сс

Думается, угрожать безопасности государства могут только внутренние процессы, способствующие развитию экстремистских течений экономического, образовательного и социального разложения общества. Для борьбы с подобными негативными явлениями еще в 2002 г. был принят Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности», закрепивший правовые основы противодействия экстремистским орга-низациям8. Согласно закону к экстремистской деятельности относятся: насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение территориальной целостности Российской Федерации, публичное оправдание терроризма, возбуждение социальной, расовой, национальной или

141

5 См.: Статистические данные Федеральной службы статистики по занятости населения за 2020-2021 гг. иКЬ: https://rosstat.gov.ru/labour_force?print=1 (дата обращения: 11.12.2021).

6 Котлярова В. В., Шубина М. М., Сысоева О. Н. Молодежный экстремизм в социальных сетях : специфика и теоретическое осмысление // Вестник высшей школы. 2016. № 5. С. 95-99.

7 Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (в ред. от 04.07.2020) // Рос. газета. 1003. 25 дек. ; Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. № 4. Ст. 445.

8 О противодействии экстремистской деятельности : федер. закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 30. Ст. 3031.

религиозной розни, пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной принадлежности, нарушение прав человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, воспрепятствование законной деятельности органов власти, соединенное с насилием либо угрозой его применения, использование нацистской атрибутики или символики, публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения, финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации.

Принятая в 2020 г. Стратегия противодействия экстремизму в России привлекает особое внимание к очагам экстремизма, появившимся на территории Ближнего Востока и Северной Африки и распространяющим через Интернет и социальные сети свою пагубную идеологию на росси-ян9. В качестве мер обеспечения безопасности населения от негативного воздействия экстремистских организаций Стратегия закрепляет эффективную работу правоохранительных органов по выявлению и пресечению экстремизма. Отметим, что задачами государственной политики в сфере противодействия экстремизму являются: создание единой государственной системы мониторинга в сфере противодействия экстремизму, совершенствование законодательства Российской Федерации и правоприменительной практики в сфере противодействия экстремизму, консолидация усилий субъектов противодействия экстремизму, институтов гражданского общества и иных заинтересованных организаций, организация в средствах массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть «Интернет», информационного сопрово-041 ждения деятельности субъектов противодействия экстремизму, а также 2 реализация эффективных мер, направленных на информационное про-^ тиводействие распространению экстремистской идеологии10. § Функции по противодействию интернет-экстремистам возложены на 041 МВД России, СК России, Роскомнадзор, Минюст России, прокуратуру РФ

_и суды РФ. Так, СК России и МВД России занимаются выявлением экс-

142 тремистской деятельности в Интернете в соответствии с закрепленными _ за ними законодательством полномочиями. Данные правоохранительные ведомства возбуждают уголовные и административные дела, привлекают к административной и уголовной ответственности экстремистов. Большую роль в борьбе с экстремизмом играет антиэкстремистская деятельность Минюста России. В ст. 13 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» за Минюстом закрепляются обязанности по ведению и опубликованию федерального списка мате-

9 Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года : указ Президента РФ от 29 мая 2020 г. № 344 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2020. № 22. Ст. 3475.

10 См.: Там же.

риалов, носящих экстремистский характер. По данным сайта Минюста России по состоянию на конец декабря 2021 г., в перечне видеофайлов, аудиофайлов и текстовых файлов, признанных экстремистскими, содержится список из 5253 материалов11. .

В свою очередь российские суды принимают решения о признании вы- со

явленных МВД России и Роскомнадзором материалов экстремистскими. —

Такие решения принимаются судами только на основании представле- и

ний, сделанных прокуратурой Российской Федерации. Роскомнадзор осу- К

ществляет блокировку сайтов с экстремистским содержанием. В 2021 г. с

были внесены изменения в ст. 15.3 Федерального закона «Об информа- ^

ции, информационных технологиях и о защите информации», которые о

позволили во внесудебном порядке по решению Генерального прокурора л

или его заместителей обращаться в Роскомнадзор и его территориальные м

О"

органы для блокировки и удаления информации экстремистского содер- о

жания12. е

Сложность и многогранность борьбы с экстремизмом, а также невоз- 9

можность разрешения проблем экстремизма только правоохранитель- ч

ными ведомствами привели к образованию Межведомственной комис- и

сии по противодействию экстремизму в Российской Федерации. В состав комиссии вошли руководители 21 ведомства (МВД, ФСБ, Минобороны, 3 Генпрокуратуры и др.). Комиссия занимается формированием политики о и совершенствованием законодательства в области противодействия экс- С тремизму13. о

Ответственность за противоправные деяния экстремистского характе- и ра предусмотрена ст. 5.26, 17.2, 20.1, 20.2 и 20.3 Кодекса РФ об админи- с стративных правонарушениях. Если нарушителей антиэкстремистского законодательства оставлять безнаказанными, то их деятельность может усугубиться и перерасти в преступную. Согласно санкциям ст. 282, 282.1, 282.2, 357 Уголовного кодекса РФ за совершение преступлений экстремистского характера преступников ждут: штрафы, принудительные работы, аресты и лишение свободы14. Несмотря на неблагоприятные для экстремистов последствия, предусмотренные КоАП и УК, статистика не утешительная. По данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ, количество привлекаемых к административной ответственности за распространение экстремизма в социальных сетях увеличилось. Так, в

143

11 См.: Министерство юстиции Российской Федерации. Экстремистские материалы. иКЬ: https://minjust.gov.ru/ru/extremist-materials/?page=53& (дата обращения: 29.12.2021).

12 Об информации, информационных технологиях и о защите информации : федер. закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 31 (ч. 1). Ст. 3448.

13 О Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации : указ Президента РФ от 26 июля 2011 г. № 988 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 31. Ст. 4705.

14 Уголовный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954.

2019 г. таких правонарушителей было выявлено и привлечено к ответственности 1591 человек, а в 2020 г. число экстремистов-правонарушителей уже выросло до 1826 человек15. Согласно официальным данным, размещенным на официальном сайте МВД России, с января по ноябрь 2021 г. посредством использования информационных телекомуникаци-онных технологий совершено 331 преступление экстремистской направленности, в стране зарегистрировано «свыше 450 молодежных группировок экстремистской направленности общей численностью около 20 тысяч человек»16. Из них 147 группировок причисляют себя к движению «скинхеды», 72 - к футбольным фанатам, 31 - к Российскому национальному единству, 18 — к реперам, 8 — к национал-большевистской партии; также по данным МВД, более 80 % преступлений экстремистской направленности совершается именно в Интернете17. Думается, если государство не сможет купировать распространение экстремизма в виртуальном мире социальных сетей, то существует вполне обоснованный риск распространения и разрастания экстремизма в реальной жизни россиян, а самое опасное — это возможность перерастания экстремизма в терроризм. Чтобы из правонарушителей-экстремистов не выросли преступники-экстремисты, государству необходимо бросить все силы на правовое воспитание населения, выявление, предупреждение, профилактику экстремизма, на изучение его природы и зарубежный опыт противодействия экстремизму в социальных сетях и Интернете.

В Великобритании с 1990 г. действует закон «О неправомерном использовании компьютеров», запрещающий незаконное использование Интернета в целях проведения хакерских атак на сайты органов власти, для распространения недостоверной или экстремистской информации. В 2016 г. в закон внесли изменения, теперь компьютерные преступле-см ния наказываются пожизненным заключением в случае, если преступен I ник причинил значительный ущерб людям и безопасности государства18. Властями туманного Альбиона создана эффективная доктрина противодействия экстремизму и терроризму в интернет-сети, в ней закреплены сч полномочия Британского агентства по борьбе с экстремизмом в Интернете и возможность обращаться к населению с просьбой информирования агентов об экстремистских материалах19. С целью упрощения информи-

15 См.: Данные судебной статистики за 2020 г. URL: http://cdep.ru/index. php?id=79&item=5671 (дата обращения: 11.12.2021).

16 Сайт Министерства внутренних дел. Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь-ноябрь 2021 г. URL: httpsV/мвд. рф/reports/item/27566319/

17 См.: Ильиных О. В. Не допустить ненависти и вражды // Объединенная редакция МВД России. Полиция России. 2019. № 9. URL: https://old.mvdmedia.ru/ pubs/101/to-prevent-hatred-and-enmity// (дата обращения: 12.24.2021).

18 См.: Computer Misuse Act 1990. URL: https://www.legislation.gov.uk/ukp-ga/1990/18/contents (дата обращения: 29.12.2021).

19 См.: STOP Terrorist & Extremist Online Presence 15/16 April 2016 .Communications Plan. URL: http://www.members.wokinghamccg.nhs.uk/images/docman-files/

рования на сайтах предусмотрена кнопка «стоп», нажатие на которую перенаправляет на сайт агентства и позволяет анонимно занести адрес веб-страницы с экстремистским материалом. У агентства 36 часов на проверку и удаление материалов экстремистского содержания. Активность . участия населения в работе с агентством с каждым годом увеличивает- со ся, поскольку правительством Великобритании ведется и информацион- —, но-пропагандистская работа в данном направлении. и

В Германии принят и успешно действует закон, запрещающий реги- К стрироваться в социальных сетях и электронной почте под вымышлен- с ными именами, такие деяния квалифицируются как преступления, а ^ следит за этим специальный отдел правоохранительных органов, он же О выявляет случаи экстремизма в Интернете и социальных сетях. Начиная л с 2017 г. вступили в силу нормы закона, предусматривающие штрафы на м сумму 50 млн евро, за несвоевременное удаление экстремистских материалов в социальных сетях «Facebook», «Twitter», «Instagram»,«TikTok», е «YouTube»20. 0

В Соединенных Штатах Америки власти также рассчитывают на ак- ч

тивную позицию граждан. Там реализуется программа «Награда за спра- и

ведливость». Вознаграждение может получить любой гражданин, свое- *

временно передавший ставшую ему известной информацию о деятель- 3

ности экстремистов21. В общественных местах (школы, вузы, библиотеки) о

органичен доступ к интернет-ресурсам сомнительного содержания, а с С

2001 г. действовал «Патриотический акт», который допускал по письмен- °

ному запросу ФБР доступ к конфиденциальным данным о пользователях U

социальных сетей, без информирования об этом22. В 2015 г. электронную с слежку запретили и заменили «Патриотический акт» на «Акт о свободе», теперь информацию об интернет-активности лица органы власти получают только с одобрения суда, при наличии оснований для подозрений в экстремистской деятельности и ее радикальной форме — терроризме23.

Приходится признать, что международный опыт не всегда активно перенимается Россией. Думается, необходимо активно использовать успешные механизмы привлечения населения к выявлению экстремизма в Интернете. В Российской Федерации по-прежнему напряженная

--145

southreading/Newsletters/2016/18April2016/CTIRU-Comms-Plan-11.04.16.pdf (дата-

обращения: 29.12.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20 См.: Act to Improve Enforcement of the Law in Social Networks. URL: https://

www.bmj.de/SharedDocs/Gesetzgebungsverfahren/Dokumente/NetzDG_engl.pdf?_

blob=publicationFile&v=2 (дата обращения: 29.12.2021).

21 См.: Орлов А. А. Международный опыт в сфере противодействия идеологии терроризма и экстремизма. URL: https://mgimo.ru/upload/docs_6/Mezhdunarodny-opyt-v-sfere-protivodeystviya-ideologii-terrorizma-i-ekstremizma.pdf (дата обращения: 29.12.2021).

22 См.: An official website of the United States Government. URL: https://www.fin-cen.gov/resources/statutes-regulations/usa-patriot-act (дата обращения: 29.12.2021).

23 См.: USAfreedomact 2015. URL: https://www.congress.gov/bill/114th-congress/ house-bill/2048/text (дата обращения: 29.12.2021).

ситуация с пресечением экстремизма в социальных сетях. В качестве выхода видятся два направления в деятельности властей. Во-первых, должна проводиться работа, нацеленная на предупреждение экстремизма в социальных сетях. Осуществить превентивные меры можно через вовлечение молодежи в общественную и политическую жизнь государства. Следует учитывать мнение молодежи, считаться с ней, показать, что молодые люди могут влиять на свою жизнь и политику легальным путем. Важно организовывать досуг молодежи и помогать с трудоустройством, стимулировать молодое поколение сотрудничать с властями. Например, стоит прописать в Федеральном законе «О противодействии экстремизму» такую возможность. Следует дополнить данный нормативный правовой акт статьей следующего содержания: «За предоставление ссылок на экстремистские сайты в органы власти (Роскомнадзор и МВД России), а также за сообщение о любой информации, содержащей призывы к экстремистской деятельности в Интернете, лицу полагается вознаграждение в размере, установленном законодательством». Следует не только наказывать за правонарушения штрафами, но и поощрять денежным вознаграждением за общественно полезную деятельность — работу на государство в интересах общества. Вторым направлением должен стать запрет на установку в устройствах, имеющих возможность выхода в Интернет и продаваемых на территории России, программ VPN. Такие программы используются для скрытия выходящих в Интернет ip адресов (ip адрес — это уникальный номер, идентифицирующий устройство). Проясним, почему такой запрет необходим. Дело в том, что после блокировки экстремистского контента специалистами Роскомнадзора, он перестает быть виден российским пользователям Интернета. Однако хозяева ресурса могут зарегистрировать новый сайт на иностранных облачных см серверах и предложить своим приверженцам продолжать знакомиться ся с экстремистской информацией, используя программы, шифрующие ip адреса. Получается, что Роскомнадзор бессилен, так как пока существуют VPN программы, блокировка экстремистских сайтов бесполезна. см Она только затрудняет получение информации, но не лишает доступа к ней. Таким образом, в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»24 предлагается добавить 146 статью следующего содержания: «На территории Российской Федерации запрещается использовать программы, скрывающие ip адреса». Ответственность нарушителя закона нужно установить в Кодексе РФ об административных правонарушениях в виде административного штрафа.

Библиографический список

Зубок Ю. А., Чупров В. И. Молодежный экстремизм. Сущность и особенности проявления // Социологические исследования. 2008. № 5. C. 37—47.

24 Об информации, информационных технологиях и о защите информации : федер. закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 31 (ч. 1). Ст. 3448.

Козлов А. А. Об определении экстремизма // Экстремизм в среде петер-буржской молодежи : анализ и вопросы профилактики. СПб., 2003.

Костюк М. Ф. Правовые основы противодействия экстремизму // Евразийская адвокатура. 2017. № 4 (29). С. 86-89.

Котлярова В. В., ШубинаМ. М., Сысоева О. Н. Молодежный экстремизм в социальных сетях : специфика и теоретическое осмысление // Вестник высшей школы. 2016. № 5. С. 95-99.

Орлов А. А. Международный опыт в сфере противодействия идеологии терроризма и экстремизма. URL: https://mgimo.ru/upload/docs_6/Mezhdunarodny-opyt-v-sfere-protivodeystviya-ideologii-terrorizma-i-ekstremizma.pdf

Паин Э. А. Социальная природа экстремизма и терроризма // Общественные науки и современность. 2002. № 4. С. 113-124.

References

Zubok Yu. A., Chuprov V. I. Youth extremism. The essence and features of the manifestation // Sociological Research. 2008. № 5. Р. 37-47.

Kozlov A. A. On the definition of extremism // Extremism among St. Petersburg youth: analysis and prevention issues. St. Petersburg, 2003.

Kostyuk M. F. The legal foundations of countering extremism // Eurasian Advocacy. 2017. № 4 (29). Р. 86-89.

Kotlyarova V. V., Shubina M. M., Sysoeva O. N. Youth extremism in social networks: specificity and theoretical understanding // Bulletin of the Higher School. 2016. № 5. Р. 95-99.

Orlov A. A. International experience in countering the ideology of terrorism and extremism. URL: https://mgimo.ru/upload/docs_6/Mezhdunarodny-opyt-v-sfere-protivodeystviya-ideologii-terrorizma-i-ekstremizma.pdf

Pain E. A. The social nature of extremism and terrorism // Social Sciences and Modernity. 2002. № 4. Р. 113-124.

Для цитирования:

Галицкая Н. В. Проблемы обеспечения безопасности при противодействии пропаганде идей экстремизма в средствах массовой информации и электронных коммуникациях // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2022. № 2 (49). С. 139-147. DOI: https://doi.org/10.17308/law/1995-5502/2022/2A39-147

Recommended citation: _

Galitskaya N. V. The problems of ensuring security in countering the propaganda of 147 ideas of extremism in the media and electronic communications // Proceedings of Voronezh State University. Series: Law. 2022. № 2 (49). Р. 139-147. DOI: https://doi.org/10.17308/ law/1995-5502/2022/2/139-147

Научный центр правовой информации при Министерстве юстиции Российской Федерации

Галицкая Н. В., кандидат юридических наук, старший научный сотрудник E-mail: naykla@mail.ru

Center for Legal Information under the Ministry of Justice of the Russian Federation

Galitskaya N. V., Candidate of Legal Sciences, Senior Researcher Scientific E-mail: naykla@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.