Научная статья на тему 'Проблемы обеспечения безопасности га'

Проблемы обеспечения безопасности га Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
317
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ / CIVIL AVIATION / БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТОВ / FLIGHT SAFETY

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Антипин В. А., Акзигитов А. Р.

Рассматриваются некоторые проблемы безопасности полетов и пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Антипин В. А., Акзигитов А. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF SAFETY PRECAUTIONS OF CIVIL AVIATION

The article is concerned with some problems of flight safetyand their solutions.

Текст научной работы на тему «Проблемы обеспечения безопасности га»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2015. Том 1

УДК 629.73.07

ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ГА

В. А. Антипин Научный руководитель - А. Р. Акзигитов

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: [email protected]

Рассматриваются некоторые проблемы безопасности полетов и пути их решения.

Ключевые слова: гражданская авиация, безопасность полетов.

PROBLEMS OF SAFETY PRECAUTIONS OF CIVIL AVIATION

V. A. Antipin Scientific Supervisor -A. R. Akzigitov

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: [email protected]

The article is concerned with some problems of flight safetyand their solutions.

Keywords: civil aviation, flight safety.

В настоящее время ГА считается наиболее безопасным транспортом. Однако катастрофы и происшествия - одна из наиболее обсуждаемы тем в СМИ, что провоцирует боязнь к полетом у некоторых людей.

В своей статье я бы хотел выделить самую большую опасность полета и привести пути её решения.

По статистике, большинство авиакатастроф связано с заходом на посадку авиационного средства. Основными причинами таких катастроф являются следующие факторы:

• неисправность и неустойчивая работа навигационного оборудования;

• ошибки пилотов (особенно в сложных метеоусловиях).

Стоит дать ответ на следующий вопрос: «В чём же состоит проблема посадки самолета?».

Пилотирование- это очень сложный процесс, потому что воздух имеет низкую плотность. Да и сам самолет довольно хрупкая конструкция. При заходе на посадку самолет должен очень точно следовать посадочной глиссаде, чтобы он смог попасть в начало взлетной полосы с определённым курсом и скоростью. Недолет - повреждение шасси самолета, а следовательно и катастрофа. Перелет -появляется риск не остановки самолета вовремя, что также приводит к катастрофе. Также приземление может осуществляться в плохих метеоусловиях [1].

Для обеспечения безопасности полетов вблизи земли и захода на посадку были разработаны такие системы как:

1. TAWS (Система предупреждения о приближении к земле).

2. Курсо-глиссадные системы- ILS (метрового диапазона), MLS (сантиметрового диапазона).

3. Радионавигационные системы - VOR/DME (западная) и РСБН (советская).

Системы ILS и MLS являются наиболее продвинутыми и позволяют совершать [2] посадку при отсутствии видимости.

Существует множество проблем применения различных систем — зависимость от действий человека, выход из строя аппаратуры (как наземной, так и бортовой), помехи и т. д.

В 80-е аэронавигационная аппаратура и системы управления были новинкой, сейчас же считаются надёжным и традиционным решением. ГА - довольно консервативная отрасль, где на первом месте стоит надёжность и безопасность. Это, несомненно, правильно, но в последнее время это ско-

Секция «Техническая эксплуатация электросистем и авионики»

рей стало оправданием для сохранения статус-кво на рынке изделий для авиации. Требует больших затрат пройти сертификацию.

Современное развитие техники и программного обеспечения позволяет создать малогабаритную и легкую аппаратуру, которая может позволить значительно повысить безопасность полетов гражданской авиации.

Для этого нужно обеспечить следующее:

1. точность наведения;

2. помехозащищенность;

3. необходимые массогабаритные показатели;

4. надежность наведения.

Для привода самолета на глиссаду и посадки можно осуществлять навигацию по GPS (приведение в необходимую точку для начала снижения), по системам с наземными излучателями (типа ILS), также в перспективе можно оборудовать полосу аэропорта пассивными радиоотражателями в определенной конфигурации и по отраженному сигналу с борта самолета осуществлять посадку (при этом возможность менять частоту и знание спектральной характеристики посылаемого сигнала обеспечивает очень высокую помехозащищенность данной системы) [3].

Имея на борту собственную РЛС (современные самолеты оснащены ими), мы можем решать также множество сопутствующих задач: если разместить на самолете те же радиоотражатели, можно в автоматическом режиме разводить встречные самолеты (столкновения в воздухе не так уж и редки). Естественно, для решения этих задач на самолете должна быть РЛС с курсовой фазированной антенной решеткой высокого разрешения.

Также довольно много катастроф произошло из-за ошибок пилотов. Применение биометрических устройств для контроля состояния экипажа может быть одним из выходов. В состоянии усталости, растерянности, паники, значительно замедляется реакция, идёт ухудшение координации и т. п. Перехват управления, в таком случае, может быть хорошим выходом.

Примененяя инфракрасные камеры, разместив на полосе нагревательные элементы и передавая изображение на монитор в кабине пилота можно улучшить точность посадки.

Используя радиоотражатели на полосе, волны миллиметрового диапазона, адаптивные передатчики на борту можно построить систему, позволяющую осуществить посадку в любых метеорологических условиях в любое время суток.

Разработка программного обеспечения для таких систем - одна из самых тяжелых задач. Если с железом все более-менее хорошо и наработано, то модульность программного обеспечения может быть как достоинством, так и недостатком. В этой области много вопросов, но убедительных ответов мало. И это еще одна из причин, по которым создание гибкой и безопасной системы управления полетом откладывается.

Библиографические ссылки

1. Артюхович М. В., Феоктистова О. Г. Роль инженерно-технического персонала в обеспечении безопасности полетов // Научный вестник МГТУГА. 2014. № 204(6).

2. Спиченко И. В. Сравнительный анализ отечественных и иностранных эксплуатационных показателей надежности для воздушных судов // Научный вестник МГТУГА. 2014. № 209(11).

3. Гаранина О. Д., Наумова Т. В. Экологическая безопасность: некоторые аспекты концептуализации понятия // Научный вестник МГТУГА. 2014. № 209(11).

© Антипин В. А., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.