Научная статья на тему 'Разработка методов и способов оперативного обновления аэронавигационных баз данных'

Разработка методов и способов оперативного обновления аэронавигационных баз данных Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
265
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЭРОНАВИГАЦИЯ / NAVIGATION / БАЗЫ ДАННЫХ / DATABASE

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Фирер П.О., Шинкевич С.М., Акзигитов А.Р.

Рассматриваются оценка возможности оперативного обновления бортовых баз аэронавигационных данных и данных рельефа местности по ЛПД в КВ и УКВ диапазонах радиоволн, а также в системах спутниковой связи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Фирер П.О., Шинкевич С.М., Акзигитов А.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF TIMELY UPGRADE METHODS FOR THE AIR NAVIGATION DATABASES

The article deals with assessment of capability for timely upgrade of the on-board air-navigation and local topography databases by using thedata link in shortwave and ultra-shortwave bands and in satellite communication systems.

Текст научной работы на тему «Разработка методов и способов оперативного обновления аэронавигационных баз данных»

Секция ««Техническая эксплуатация электросистем и авионики»

УДК 656.7.022; 656.7.05

РАЗРАБОТКА МЕТОДОВ И СПОСОБОВ ОПЕРАТИВНОГО ОБНОВЛЕНИЯ АЭРОНАВИГАЦИОННЫХ БАЗ ДАННЫХ

П. О. Фирер, С. М. Шинкевич Научный руководитель - А. Р. Акзигитов

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: pnk-sibsau@mail.ru

Рассматриваются оценка возможности оперативного обновления бортовых баз аэронавигационных данных и данных рельефа местности по ЛПД в КВ и УКВ диапазонах радиоволн, а также в системах спутниковой связи.

Ключевые слова: аэронавигация, базы данных.

THE DEVELOPMENT OF TIMELY UPGRADE METHODS FOR THE AIR NAVIGATION DATABASES.

P. O. Firer, S. M. Shinkevich Scientific supervisor - A. R. Akzigitov

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: pnk-sibsau@mail.ru

The article deals with assessment of capability for timely upgrade of the on-board air-navigation and local topography databases by using thedata link in shortwave and ultra-shortwave bands and in satellite communication systems.

Keywords: navigation, database.

В настоящее время в связи с бурным развитием цифровых технологий и внедрении их в авиацию появляется всё больше возможностей повысить безопасность полётов [1-3].

Спутниковые GPS-приёмники довольно прочно обосновались на воздушных судах. Все те российские воздушные суда гражданской авиации, которые выполняют полёты на международных авиалиниях, используют стационарные GPS-приёмники. Так, к примеру, авиакомпании использует приёмники GPS таких производителей как «Trimble», «Honeywell», «Garmin», «Litton».

Использование спутниковых навигационных систем (СНС) облегчает навигацию воздушных судов на маршруте, а в последнее время появилась аппаратура, обеспечивающая координированный заход на посадку.

Но в то же время появилась проблема повышенного доверия к СНС, а также отсутствия навыков с некоторыми GPS-приёмниками в связи с их сложностью управления: «При наличии СНС на борту экипажи воздушных судов становятся смелее и при наличии ограниченной видимости продолжают полёт, иногда несанкционированно спрямляют маршрут, не зная безопасной высоты, и даже пытаются выполнить заход на посадку. Несмотря на многочисленные требования и указания, экипажи продолжают проявлять полное доверие этой навигационной единице». И этому есть масса примеров. Катастрофа вертолёта Ми-2 29 ноября 2001 г. На маршруте Валёк-Пилятка (полёт экипажа с нарушением метеоминимума); авиапроисшествие в августе 2002 г. В Приморской крае (экипаж ошибочно ввёл данные торца ВПП) и т. д.

Экипажам действительно удобно работать с GPS-приёмниками, а высокое доверие к этим системам говорит о необходимости их дальнейшего совершенствования. К сожалению, существующие GPS-приёмники, которые отвечают необходимым требованиям, достаточно дороги, чтобы их могли

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2015. Том 1

устанавливать на свои воздушные суда развивающиеся авиакомпании. А обеспечивать безопасность полётов на высшем уровне необходимо уже сейчас [4; 5].

Ко всему прочему постоянно ужесточаются требования к качеству работы навигационных систем. Непрерывный рост объёмов авиаперевозок предъявляет постоянно возрастающие требования к пропускной способности воздушного пространства и обусловливает необходимость его оптимального использования. Эти факторы, в том числе возможность обеспечения эксплуатации за счёт использования спрямлённых маршрутов, а также повышенная точность современных навигационных систем, предопределили появление концепции RNP (Required Navigation Performance), то есть требуемые навигационные характеристики. Определены четыре типа RNP при маршрутных полётах: RNP1 соответствует половине полосы, внутри которой с вероятностью 95 % должно оставаться воздушное судно, в 1,85 км (1 морская миля), RNP4 - в 7,4 км (4 морских миль), RNP12,6 - в 23,3 км (12,6 морских миль), RNP20 - в 37,0 км (20 морских миль).

Помимо спутниковых навигационных систем на воздушных лайнерах последнего поколения для безопасной точной навигации используются вычислительные системы самолётовождения, а также системы раннего предупреждения близости земли.

Вычислительная система самолётовождения (ВСС на отечественных воздушных судах, FMS/FMC - на зарубежных) воздушных судов последнего поколения является основной системой для осуществления координированного полёта в комплексе с инерциальной навигационной системой и спутниковой навигационной системой. ВСС на современных отечественных самолётах (таких как Ил-96-300, Ту-214, Ту-204-300, Ан-148 и др.) в комплексе с ИНС и СНС обеспечивает достаточно точное вождение ВС, чтобы удовлетворять требованиям ICAO RNP по зональной навигации [6; 7].

Система раннего предупреждения близости земли (СРПБЗ на отечественных воздушных судах, EGPWS - на зарубежных) - это логичное развитие системы сигнализации опасности столкновения с землей (ССОС). СРПБЗ является обязательной системой, устанавливаемой на воздушные суда для осуществления наблюдения за подстилающей поверхности земли и предупреждения столкновения с искусственными препятствиями в районе аэропортов, а также с другими возвышениями природного образования.

С точки зрения технической эксплуатации таких систем как ВСС, СНС и СРПБЗ их объединяет одна особенность: наличие базы данных. Данные, записываемые в базы данных этих систем постоянно изменяются, а соответственно должны своевременно обновляться сами базы данных. Конечно, для разных типов баз данных установлены разные сроки их обновления, так как, скажем, природный рельеф поверхности земли изменяется не так быстро, как искусственные препятствия в районе аэропортов, которыми могут служить строительные краны, осветительные вышки, радиомаяки и др. Но сама необходимость производить обновление баз данных в этих системах становится настоящей проблемой для персонала, эксплуатирующего авиационную технику. Причиной тому служит разнообразное расписание движения воздушных судов (для отдельно взятой авиакомпании), составляемое для удовлетворения нужд потребителя, которому необходимо перемещаться из любой точки мира в любую точку мира. Специфичность работ по обновлению этих систем и не совпадение периодичности их проведения с основными видами регламентных работ по обслуживанию воздушного судна не всегда позволяет обеспечить возможность проведения этой работы (обновление баз данных) в любом месте, где окажется воздушное судно.

Для зарубежных магистральных самолётов фирм Boeing и Airbus фирмой Jeppesen (она же Boeing) производит совершенно новую систему - электронный бортовой портфель EFB (Electronic Flight Bag), который помимо множества функций также имеет несколько типов баз данных (навигационные данные, руководство по технической эксплуатации ВС, а также руководство по лётной эксплуатации ВС). Но пока такая система является необязательной, к СНС не привязана, как ВСС и СРПБЗ, и обновление баз данных, соответственно, не регламентировано. Такая система заслуживает отдельного внимания и поэтому в данной работе рассматриваться не будет.

В связи с тем, что на ВС последнего поколения ВСС выполняет функции штурмана, в состав экипажа штурман теперь не входит. На второго пилота накладываются дополнительные функции, такие как оперирование ВСС и СРПБЗ. Соответственно повышаются требования к квалификационному уровню экипажа.

Таким образом, благодаря увеличившейся нагрузке на экипаж ВС, создаются предпосылки к сбою в работе экипажа из-за человеческого фактора, так как обязанности штурмана по поиску, расчёту и созданию альтернативного маршрута при возникновении ситуации сложного характера технического плана или для обхода сложных метеоусловий и других ситуаций возлагаются на второго

Секция «Техническая эксплуатация электросистем и авионики»

пилота. Для успешного осуществления оперативного планирования маршрута при возникновении сложных ситуаций, а также при появлении новой информации об изменениях в аэронавигационных данных или осуществлении полёта в момент смены циклов Л1ЯЛС (каждые 28 дней ровно в 0:00 иТС) необходимо оперативно получать аэронавигационную информацию. Помимо практической необходимости оперативного снабжения бортовых систем ВС обновлённой информацией существует вероятность сбоя или появления ошибки в работе базы данных ВСС, СРПБЗ или СНС. В этом случае оперативное обновление бортовой базы данных также является важным параметром при обеспечении безопасности полётов.

Библиографические ссылки

1. Скляр Б. Цифровая связь. Теоретические основы и практическое применение. Изд. 2-е, испр. / пер. с англ. М. : Вильямс, 2003. 1104 с.: ил. Парал. тит. англ.

2. Радиосистемы передачи информации : учеб. пособие для вузов / В. А. Васин, В. В. Калмыков, Ю. Н. Себекин, А. И. Сенин, И. Б. Федоров / под ред. И. Б. Федорова, В. В. Калмыкова. М. : Горячая линия - Телеком, 2005. 472 с.: ил.

3. Соловьев Ю. А. Спутниковая навигация и её приложения. М. : Эконтрендз, 2003. 326 с.: ил.

4. Гоголь В. А. Основные системы спутниковой навигации : учеб. пособие. Красноярск 2001.

84 с.

5. Кириллов В. И. Многоканальные системы передачи : учебник. 2-е изд. М.

6. Ломовицкий В. В. Основы построения систем и сетей передачи данных. М.

7. Беспроводные линии связи и сети. М. : Вильямс, 2003.

© Фирер П. О., Шинкевич С. М., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.