Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОСТИ В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА'

ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОСТИ В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
342
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / НРАВСТВЕННОСТЬ / МОРАЛЬ / ЭТИКА / НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Буряк Н.Ю.

В статье рассмотрены основные проблемы нравственности в культуре современного общества. Определенны специфические взаимосвязи морали и культуры через общность факторов духовной детерминации. Указаны основные этапы становления нравственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF MORALITY IN THE CULTURE OF THE MODERN SOCIETY

The article deals with the main problems of morality in the culture of modern society. Specific interrelations of morality and culture are determined through the commonality of the factors of spiritual determination. The main stages of the formation of morality are indicated.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОСТИ В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА»

5. Е.С. Жигарев. Административная деликтность несовершеннолетних: понятие, виды и профилактика. - М.,1992.

6. Сведения статистики ПДН МО МВД России «Усольский» по итогам 2015 года.

УДК 008

Буряк Н.Ю., кандидат культурологии

доцент

кафедра технологий сервиса и деловых коммуникаций Академия маркетинга и социально-информационных технологий -

ИМСИТ

Российская Федерация, г. Краснодар ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОСТИ В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОГО

ОБЩЕСТВА

Аннотация: В статье рассмотрены основные проблемы нравственности в культуре современного общества. Определенны специфические взаимосвязи морали и культуры через общность факторов духовной детерминации. Указаны основные этапы становления нравственности.

Ключевые слова: Культура, нравственность, мораль, этика, нравственные ценности, культурные ценности.

Buriak N. Y.

PhD in Cultural Studies

Assistant Professor of Service Technologies and Business Communication Department, Academy of Marketing and Social Technologies (IMSIT)

Krasnodar city, Russia PROBLEMS OF MORALITY IN THE CULTURE OF THE MODERN SOCIETY

Abstract: The article deals with the main problems of morality in the culture of modern society. Specific interrelations of morality and culture are determined through the commonality of the factors of spiritual determination. The main stages of the formation of morality are indicated.

Key words: Culture, morality, ethics, moral values, cultural values.

Культура - это понятие, которое имеет большое количество значений в различных сферах человеческой жизнедеятельности. Римский философ Цицерон понимал под понятием «культура» возделывание, взращивание, вскармливание, воспитание. А. Швейцер утверждал, что «культура - это совокупность человеческого прогресса во всех направлениях, которое направлено на духовное совершенствование общества»[3]. Если рассматривать культуру со стороны социологии, то культура - это система духовных и материальных ценностей, подчиняющая себе жизнь людей. Материальная культура - это результат производства и освоения предметов

и явлений материального мира. По мнению философа Вильгельма фон Гумбольдта «духовная культура - это система знаний и определенных мировоззрений, которые присущи данному народу или всему человечеству» [2].

Элементом духовной культуры является мораль. Мораль - это система норм и правил, которые регулируют общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов. Она организует справедливое мирное сожительство людей и гарантирует равную меру свободы участникам общественных отношений. Так же мораль определяют как достигнутый человеком и обществом уровень человечности и гуманизма.

Мораль и культура имеют общую духовную природу, у них один идеал и единые ценности. Взаимосвязь морали и культуры образуется через общность факторов духовной детерминации, которая исторически выражается в единой религиозной почве.

Существует различие родственных по смыслу, но не тождественных понятий: « нравственность», «мораль» и « этика». Под «нравами» понимают местные обычаи. Понятие «нравственность» определяет организованность и поведение человека с точки зрения общества и его традиций. Следовательно, нравственность - это как бессознательное так и сознательное навязывание и принятие внешних запретов, ограничений и рекомендаций, которые создают рамки приемлемого поведения, которое гарантирует и способствует достижению общего блага. «Этика» - это наука, которая изучает нравственное поведение и помогает формулировать принципы морали. Этика занимается нравственностью и моральностью отдельного человека или людей в целом.

Анализируя зарождение нравственности у древних народов, можно отметить, что у честного и самоотверженного человека, который способен на самопожертвование, в сотни раз меньше шансов передать данные качества своим детям, так как они умирают раньше, чем успевают воспитать ребенка. С другой стороны такие качества положительно влияют на социальную общность. А примеры героизма, которые сохранены в памяти культуры, составляют ценностный багаж для воспитания будущего поколения. Только к концу XX века постепенно формируются представления об общей человеческой морали. Конечно, в теории эти идеи сказывались уже Кантом, но до массового сознания они начинают доходить только сегодня, и то с большим трудом.

Среди основных этапов становления нравственности можно выделить следующие:

- Основы нравственности, которые формируются в рамках древнего мифологического сознания, первоначально имели распространение лишь на узкий круг «своих». Мифологическое сознание четко разделено на «своих» и «чужих». Если убить «своего» - это преступление, а если «чужого» - это

подвиг.

- Развивались отношения с чужими на основе вражды или торговли, которые строились на справедливости и соразмерности (« око за око»).

- Возникло «золотое правило нравственности»: поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.

- «Все люди свои». Именно это правило сформировалось на данный момент в результате полной глобализации, когда происходит взаимодействие культур, религий, ценностей. Каждый человек не зависимо от цвета кожи, вероисповедания и уровня культуры может рассчитывать на человеческое отношение к себе.

Ю.А. Шрейдер задавал вопрос: «Ограничивает ли мораль свободу?» [4]. С одной стороны, свобода является условием возможности морали. В случае, если поступки человека определяются чужой волей, насилием, то и ответственность за них должен нести тот, кто является побудителем этих действий. Только свободный человек может быть субъектом нравственного поведения. Но, с другой стороны, мораль, конечно, накладывает свои ограничения, запреты и предписания на поведение человека. Важную роль при этом играют табу.

Внутренние ограничения связаны с такими факторами, как совесть, честь, долг и стыд. Данные ограничения направлены на уменьшения ущерба, который приносится людям и уменьшение зла.

У Ницше есть одно хорошее высказывание: «Все добрые люди слабы: они добры, потому что недостаточно сильны для того, чтобы быть злыми». Объясняется это тем, что в основе действия людей лежит принцип эгоизма и самозащиты, поэтому люди склоны в первую очередь удовлетворять свои потребности, а потом уже думать о других. Так же злые люди не ограничены запретами и нравственными нормами. Для того чтобы все разрушить требуется меньше сил, чем для того, чтобы все воссоздать.

На сегодняшний день проблемы нравственных оснований культуры стали очень актуальными. Все человечество находится в полном нравственном кризисе. Доказательством этого являются почти ежедневные террористические акты, политические конфликты и войны, техногенные и экологические катастрофы. Основным признаком является изменение отношений людей друг к другу, проявление агрессии, жестокости, равнодушия, а ложь и лицемерие стали нормой общественного поведения. Среди основных причин, вызывающих данные проблемы необходимо выделить следующие:

1. Снижение ценностных и нравственных оснований культуры;

2. Идеалистическое противостояние различных культур;

3. Снижение запретов и нравственных норм;

4. Такие понятия как «честь», «совесть», «достоинство»,«порядочност ь», «благородство» потеряли свой смысл;

5. Разрушение семейных ценностей;

6. Рост насилия, агрессивности и жестокость, обесценивание человеческой жизни;

7. Первое место в жизни людей стали занимать материальные блага и карьера;

8. Снижение уровня интеллекта и общего уровня образованности. Следует отметить, что большинство стран уже начали принимать

меры, которые направлены на возрождение нравственной культуры. Одним из примеров является Международная общественная организация «За нравственность!», в ее состав входят люди из 50 различных стран.

Таким образом, нравственную культуру можно смело трактовать, как изучение индивидом общественного морального опыта и выражение моральных принципов в собственном поведении и общении. Она проявляется в контроле и самообладании над собой и своими эмоциями в различных ситуациях. Она очень тесно связана с нашим внутренним и внешним миром, так как у каждого из нас свои идеалы, ценности и принципы. Все это влияет на то, как мы ведем себя в дружбе, любви и просто в общении. Формирование основ нравственной культуры - это не заучивание норм, правил и показная воспитанность, а внутреннее принятие моральных ценностей и уважение других людей и их свободы [1].

Использованные источники:

1. Буряк Н.Ю. Лингвопедагогическая культура: Учебное пособие. -Краснодар: Издательский дом «ХОРС», 2013. - 422 с.

2. Гумбольдт В. Язык и философия культуры. М., 1985.

3. Швейцер А. Культура и этика. М., 1992.

4. Шрейдер Ю. А. Этика: Введение в предмет. М., 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.