Научная статья на тему 'МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ И ИХ РОЛЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ'

МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ И ИХ РОЛЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
739
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
личность / духовность / «бездуховность» / культура / идентичность / ценности / толерантность / семья / этическое невежество / глобализация / personality / spirituality / "lack of spirituality" / culture / identity / values / tolerance / family / ethical ignorance / globalization

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Тарарина Т.Н., Абдулаева И.А.

В данной статье автор рассматривает духовность и нравственность как решающие начала, способные повлиять на социокультурную обстановку в России, считает, что нужно бороться с идейной агрессией, имеющей целью навязать ложные ценности, пропитанные невежеством и направленные на провоцирование потребительских инстинктов. Нравственность необходимо понимать как абсолютную ценность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORAL VALUES AND THEIR ROLE IN MODERN SOCIETY

In this article, the author considers spirituality and morality as crucial principles that can influence the socio-cultural situation in Russia, believes that it is necessary to fight ideological aggression aimed at imposing false values imbued with ignorance and aimed at provoking consumer instincts. Morality must be understood as an absolute value.

Текст научной работы на тему «МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ И ИХ РОЛЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»

УДК 159.9

Тарарина Т.Н. студент

филологический факультет филиал ФГБОУ «Дагестанский государственный университет»

Россия, г. Кизляр Абдулаева И.А., кандидат философских наук

доцент

преподаватель ДГУг. Кизляра

МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ И ИХ РОЛЬ В СОВРЕМЕННОМ

ОБЩЕСТВЕ

Аннотация: в данной статье автор рассматривает духовность и нравственность как решающие начала, способные повлиять на социокультурную обстановку в России, считает, что нужно бороться с идейной агрессией, имеющей целью навязать ложные ценности, пропитанные невежеством и направленные на провоцирование потребительских инстинктов. Нравственность необходимо понимать как абсолютную ценность.

Ключевые слова: личность, духовность, «бездуховность», культура, идентичность, ценности, толерантность, семья, этическое невежество, глобализация.

Tararina T. N.

2nd year student philological faculty

branch of FEDERAL state budget institution "Dagestan state

University"

Russia, Kizlyar Abdulayeva I.A., candidate of philosophy

associate professor teacher of the DSU of Kizlyar

MORAL VALUES AND THEIR ROLE IN MODERN SOCIETY

Abstract: in this article, the author considers spirituality and morality as crucial principles that can influence the socio-cultural situation in Russia, believes that it is necessary to fight ideological aggression aimed at imposing false values imbued with ignorance and aimed at provoking consumer instincts. Morality must be understood as an absolute value.

Keywords: personality, spirituality, "lack of spirituality", culture, identity, values, tolerance, family, ethical ignorance, globalization.

Современная обстановка характеризуется тем, что повсеместно происходит процесс глобализации, становление целостной мировой общественной системы, разрушение «старой», при этом налицо отсутствие «новой» морали - моральных ценностей единого человечества. Ценностная структура общества необычайно сложна, и ее элементы по-разному влияют на динамику развития общества - или консолидируют социальные процессы, или революционизируют их.

Мораль в общественной жизни является одним из путей и способов адаптации индивидов к жизни в обществе и соединения свободы личности с общественной необходимостью, а также ответственностью, разрешения противоречия между ними. Исторически мораль первична в процессе социализации человека. Она входит во внутренний мир человека, и для ее функционирования достаточно собственной власти человека над собой

Основы нравственности относятся к эпохе родового общественного строя. Для этого периода характерна власть природы, чувственного опыта, особенность понятийного мышления и осмысление действительности фантастическим образом. Существуют различные виды магии, тотемизм, фетишизм, система запретов, определенные обряды, ритуалы, мифология[1]. Общепризнано, что кровнородственные отношения были организационными и нормативными принципами в первобытном обществе.

Мораль можно определить как особую форму нормативно-оценочной ориентированности людей в обществе и как важнейшую форму общественной воли. Чувства долга, совести, чести формируются в обществе, и через общественные отношения они становятся достоянием человека в процессе социализации. Мораль регулирует поведение и сознание людей во всех сферах жизни - экономической, политической, социальной и духовной, она определенным образом обусловлена типом общества.

Первобытное мышление было иррациональным и основывалось на вымыслах и суеверии. Современным языком можно охарактеризовать ментальность того периода такими понятиями, как «коллективная совесть», «коллективное бессознательное». Все это понимается как совокупность чувств, представлений, присущих всем членам данного сообщества. Очень интересно описывал архаическую психику К. Юнг. «Архаическая психика -это коллективная психика, надличностная душа, вполне реальная и наделенная божественной, творческой энергией, которая несопоставима с "униженной душой" современного человека»[2]. Общинные нормы поведения в этом обществе воспитывали коллективизм и солидарность. Здесь можно говорить о механической солидарности, существующей между людьми. В первобытном обществе не было ни религиозной морали, ни основных моральных норм. Они появились к финалу родового строя, к периоду патриархата. Тогда складываются примитивные нормы нравственности: запрет на каннибализм и кровосмешение, повиновение старшим, достойный труд. Эти моральные нормы осуществляли

нормативную регуляцию, как если бы они были изданы определенным государственным институтом. Хотя «моральные требования родового общества обеспечивались не только общественным мнением, а также индивидуальным сознанием, но и в немалой степени деятельностью учреждений родов и племен (советы рода, племенные собрания, советы старейшин)» [3].

Новые нравственные нормы появились в патриархальном обществе. Укрепились роль авторитета мужчины - главы семьи, верность жены, запрет на ложь, кровная месть. Для этого периода характерна тождественность моральной нормы обычной норме. Система запретов (табу) очень важна. Именно они формируют сознание и волю индивидов. Распространяется архаичное представление о справедливости - талион -принцип равного воздаяния, кровной мести. Этот обычай характерен для «всех народов на ступени их родового примитивного уровня развития, не позволяющего им вступать в отношения господства и подчинения» [4]. Зрелые общинно-племенные отношения привели к появлению классового государства, и хотя этот строй опирался на общинный традиционный уклад, он всеми силами боролся с ним и вытеснял его. Появляются государственные институты, они вне общины и над ней, возникают древнейшие своды законов - законы Хаммурапи, царя Вавилона (II до н. э.), законы Ману (I в. до н. э.) и другие.

Остановлюсь на законах Хаммурапи. Они относятся к эпохе раннего рабовладельческого строя и отличаются от религиозных и этических норм общинного патриархального устройства.

Посягательство на частную собственность, воровство запрещены законом и караются смертью [5]. Законом определяются семейные отношения (заключение и расторжение брака, признание отцов--ства, повторные браки и т. д.). Законы предусматривали смерть за воровство, за ложь, если она не доказана в суде. Другой мерой наказания было членовредительство (обрезание ушей, пальцев и т. д.). Конфликты решались посредством талиона. Очевидно, что в то время не было ни всеобщих императивов, ни абстрактных моральных ценностей, не было и индивидуальной нравственной мотивации, хотя многие моральные нормы (запреты) общинного уклада перешли в правовой кодекс и религиозные положения. Классовая рабовладельческая мораль иная - она опирается на идеи права.

Мораль - это человечность, достойное отношение к другому человеку, это первичное, самое элементарное человеческое отношение, предшествующее всем остальным.

Качественное изменение европейской нравственности, культуры произошло в эпоху Нового времени. Именно в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. было провозглашено, что только права и свободы другого человека определяют границы того, что человек должен делать и чего не должен. Здесь не просто отвлеченные моральные принципы или

религиозные фантазии, а реальное провозглашение того, что нравственный долг человека - это самостоятельно строить свою жизнь, не нарушая прав других.

У И. Канта именно свобода и равенство являются определяющими признаками содержания категорического императива: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человеку и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству» [6].

К. Маркс и Ф. Энгельс очень точно и красочно охарактеризовали капитализм: «Буржуазия повсюду, где она достигла господства, разрушила все феодальные, патриархальные, идиллические отношения. Безжалостно разорвала она пестрые феодальные путы, привязывающие человека к его "естественным повелителям", и не оставила между людьми никакой другой связи, кроме голого интереса, бессердечного "чистогана"» [7].

Можно с уверенностью утверждать, что современное капиталистическое общество имеет тенденцию к размыванию моральных ценностей, дегуманизации человека.

Духовная сущность морали проявляется в определенной направленности человека, социальных групп общества на конкретные нравственные ценности, нормы. Особенность нравственных норм состоит в том, что они не закреплены государственными институтами и не являются государственными нормами, как юридические. Они выполняются, так как это внутреннее представление человека о себе, и оценка этого поведения другими - одобрение или осуждение. Без морали жизнь общества невозможна.

Представителем эволюционистской этики был П. А. Кропоткин. Он полагал, что нравственные нормы, например, справедливость, возникают как заимствование опыта животных. Первобытный человек, зависящий от природы, видел поведение животных, которые не убивают друг друга, а оказывают поддержку, и поступал так же.

Что является источником нравственных норм? Им могут быть обычаи, традиции и даже авторитет, то есть сам человек (Сократ, Иисус Христос, Магомет и т. д.). Материальные, объективные условия также являются источниками морали, если они вызвали к жизни моральные нормы. В этике подчеркивается, что нормы морали имеют объективное значение, то есть не зависят от произвола, от объективного мнения. С другой стороны, требования, предписания, содержащиеся в моральных нормах, необъективны по своей природе.

Поведение человека в первую очередь мотивируется природными и социальными потребностями, конкретными обстоятельствами индивидуума.

Очевидно, что общность людей устанавливает нравственные нормы и, как правило, сама исполняет их. Совершенно справедливо утверждение, что мораль есть общественное начало в человеке, она связывает людей воедино до всех прочих связей [8].

Подобные рассуждения об унифицированной новой нравственности абсурдны. Человечество за свою долгую историю выработало моральные ценности, общечеловеческие нормы. Если следовать им, если идентифицировать их с каждым, а не разрушать, не отчуждать от человека, как это происходит сегодня в постиндустриальном обществе, то можно освободить индивидуума от оков аморальности.

Конечно, человека можно научить моральным ценностям и нормам. Он не может не жить осмысленной жизнью. Ведь никто не может придать смысл жизни человеку, кроме него самого. Поэтому, задавая направленность своей жизни, индивид учитывает интеллектуальный и практический опыт окружающих его людей, а также и моральный опыт, и только на самом человеке лежит ответственность за то, что он выбрал.

Все свойства, качества, характеристики, задаваемые общественным нравственным воспитанием, только тогда дают результат, когда они пройдут «через» самого человека и выработаются им в процессе индивидуального и общественного развития.

Использованные источники:

[1] Анализ архаической культуры и нравственности содержится в работах известных авторов: Золотарев А. М. Родовой строй и первобытная мифология. - М., 1964; Леви-Стросс К. Первобытное мышление. - М., 1994 и др.

[2] См.: Юнг К. Архаичный человек / К. Юнг // Проблемы души нашего времени. - М., 1994.

[3] Валеев Д. Ж. Происхождение морали. - Саратов, 1981. - С. 138.

[4] Гусейнов А. А. Социальная природа нравственности. - М., 1974. - С. 6465.

[5] Хрестоматия по истории Древнего Востока / под ред. М. А. Коростовцева. - М., 1980.

[6] Кант И. Соч.: в 6 т. - т. 4. - ч. 1. - М., 1965. - С. 270.

[7] Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч. - т. 4. - С. 426.

[8] См.: Этика: учебник / под общ. ред. А. А. Гусейнова, Е. Л. Дубко. - М.: Гардарики, 1999. - С. 383-391.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.