Научная статья на тему 'Проблемы новой системы оплаты труда учителей общеобразовательных школ'

Проблемы новой системы оплаты труда учителей общеобразовательных школ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
118
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОПЛАТЫ ТРУДА / ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА ПЕДАГОГОВ / РЕФОРМА СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА / РАБОТНИКИ БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы новой системы оплаты труда учителей общеобразовательных школ»

Список литературы

Bay ruh, Ю.В. Обстоятельства, исключающие преступность деяния. -Харьков. 1991.

Бастрыкин, А.И. Уголовное право России. Практический курс. - М.,

2007.

Гаухман, Л.Д. Уголовное право часть общая часть особенная. Учебник -М., 1999.

Дмитренко, А.П. Место обстоятельств, исключающих преступность деяния, в системе юридических фактов, порождающих уголовно-правовые отношения // Российский криминологический взгляд. 2009. № 3.

Иногамова-Хегай, Л.В. Рарог, А.И. Уголовное право. Общая часть. - М.,

2005.

Кузнецова, Н.Ф., Тяжкова, И.М. Курс уголовного права. Общая часть. Том 1. Учение о преступлении. - М., 2002.

Прохоров, JI.A. Уголовное право. - М., 1999.

Таганцев, Н.С. Русское уголовное право. Лекции. - СПб. 1902.

Хохлова O.A., исторический факультет Научный руководитель: к.ю.н., доцент Н.В. Новикова

Проблемы новой системы оплаты труда учителей общеобразовательных школ

Согласно ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в федеральных государственных учреждениях, государственных учреждениях субъектов РФ, в муниципальных учреждениях.

В настоящее время в большинстве учреждений образования используется система оплаты труда на основе ETC, поэтому начисление заработной платы педагогическим работникам будет рассмотрено именно с этих позиций.

По общему правилу заработная плата педагогов состоит из:

а) основной части, включающей должностной оклад, установленный в соответствии с разрядом ETC с учетом его повышения за особые условия труда, за специфику работы в отдельных образовательных учреждениях (например, за работу в сельской местности, школе-интернате, гимназии и

др-);

б) дополнительных выплат (Зернова, 2007).

Локальными актами могут быть определены условия и установлены размеры доплат:

- за работу в ночное время, во вредных условиях, за работу, не входящую в должностные обязанности, в том числе связанную с

образовательным процессом (классное руководство, проверка письменных работ, заведование кабинетами и др.).

- надбавки за высокое качество, напряженность и интенсивность труда (если они установлены работнику). Например, выплата денежного поощрения лучшим учителям осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ за счет субсидий, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, по результатам конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями.

- премии и другие выплаты стимулирующего и компенсационного характера. Каждое образовательное учреждение вправе самостоятельно устанавливать виды и размеры надбавок, доплат и иных стимулирующих выплат, к числу которых относятся и премии.

- выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда (районный коэффициент).

другие выплаты, предусмотренные действующим законодательством.

Хотелось бы отметить, что на сегодняшний день происходит модернизация системы оплаты труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений в соответствии со ст. 144 ТК РФ.

С этой целью на территории Пермского края и г. Перми были приняты следующие нормативные правовые акты:

1. Постановление Правительства Пермского края от 5 марта 2008 г. № 43-п «О реализации комплексного проекта модернизации образования»;

2. Постановление Правительства Пермского края от 5 июня 2008 г. № 145-п «О пилотном проекте «Внедрение новой системы оплаты труда в общеобразовательных учреждениях» (далее по тексту Положение № 145-п). Остановимся на его содержании подробнее.

П. 1.2. постановления говорит о том, что новая система оплаты труда приметается в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования, и применяется в отношении педагогических работников, непосредственно осуществляющих учебный процесс (учителей, преподавателей), директоров и заместителей директоров и главных бухгалтеров общеобразовательных учреждений г. Перми.

Формирование фонда оплаты труда образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, осуществляется в рамках муниципального задания в пределах объема бюджетных средств на очередной финансовый год и плановый период, рассчитанного в установленном порядке и доведенного до учреждения исходя из:

стоимости услуги на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в общеобразовательных учреждениях на 1 ребенка в год.

Заработная плата педагогических работников, непосредственно осуществляющих учебный процесс, устанавливается с учетом государственных гарантий по оплате труда, стоимости ученико-часа и дето-дня (Постановление администрации г. Перми от 20.10.2009г. №705).

Фонд оплаты труда общеобразовательного учреждения состоит из частей:

I. базовая часть (ее доля планируется в размере 70 % от фонда оплаты труда общеобразовательного учреждения). Объем базовой части оплаты труда доводится до общеобразовательного учреждения исходя из нормативного подушевого принципа финансирования. Базовая часть фонда оплаты труда обеспечивает гарантированную заработную плату указанных выше субъектов.

Базовая часть заработной платы рассчитывается как сумма следующих расчетных показателей:

1. расчетная стоимость аудиторной нагрузки, определяемая в разрезе городской и сельской местности и в разрезе ступеней обучения по предмету в каждом классе, в котором ведется преподавание. Она определяется следующим образом: ставка 12-го разряда тарифной сетки, утвержденной постановлением Правительства Пермского края делится на произведение количества часов в неделю на среднее количество недель в месяце (4,348) и на нормативную наполняемость класса (село/город). Полученная расчетная стоимость аудиторной нагрузки умножается на фактическое количество учащихся по предмету в каждом классе и умножается на среднее количество недель в месяце (4,348);

2. сумма следующих величин: 1 + коэффициент, учитывающий квапификацию педагогического работника, непосредственно осуществляющего учебный процесс (значение коэффициента устанавливается приказом Министерства образования Пермского края) + коэффициент, учитывающий сложность предмета (значение коэффициента сложности предмета устанавливается приказом Министерства образования Пермского края) + доплата за ученую степень доктора наук (0,2), кандидата наук (0,1), почетное звание СССР или РФ, соответствующее профилю выполняемой работы (0,1), орден СССР или РФ (0,1) + коэффициент, учитывающий сложность работы в коррекционном классе (0,5);

3. доплата за классное руководство. Доплата устанавливается в размере 1000 рублей за осуществление классного руководства в одном классе;

4. доплаты, учитывающие работу по руководству школьных методических объединений, устанавливается для руководителей методических объединений в размере 500 рублей (П. 3.1. Постановление Правительства Пермского края от 5 июня 2008 г. № 145-п).

И. стимулирующая часть (ее доля планируется в размере 30 % от фонда оплаты труда общеобразовательного учреждения). Объем стимулирующей части оплаты труда доводится до общеобразовательного

учреждения исходя из принципа выполнения показателей результативности работы общеобразовательного учреждения.

Стимулирующая часть фонда оплаты труда распределяется следующим образом:

- на 1-м этапе распределение осуществляется Министерством образования Пермского края по рейтингу оценки муниципальных образований Пермского края, выстроенному на основании выполнения показателей результативности.

- на 2-м этапе распределение осуществляется органом управления образования Пермского края между общеобразовательными учреждениями по рейтингу оценки деятельности общеобразовательных учреждений, выстроенному на основании выполнения показателей результативности.

- на 3-м этапе распределение в общеобразовательном учреждении по оценке деятельности работника осуществляется по показателям, установленным локальными актами учреждения (уставом, коллективным договором, положением и т.п.), с учетом Методических рекомендаций по распределению стимулирующей части фонда оплаты труда на уровне общеобразовательного учреждения, утвержденных приказом Министерства образования Пермского края от 11.06.2008 г.

Приказом Министерства образования Пермского края от 11 июня 2008 г. № СЭД-26-01-04-51 «О распределении стимулирующей части фонда оплаты труда» утверждены следующие показатели результативности работы муниципального образования:

а) доля учащихся, совершивших преступления в период обучения в общеобразовательных учреждениях и в течение 3 лет после окончания учреждения;

б) средний балл, полученный при сдаче ЕГЭ;

в) доля учащихся, ставших победителями и призерами российских и региональных предметных олимпиад (конкурсов);

г) средний балл по обязательным предметам итоговой (государственной) аттестации учащихся 9-го класса;

д) доля учащихся, принявших участие в добровольном тестировании по употреблению психоактивных веществ от общего количества учащихся;

е) показатели, определяемые муниципальным органом управлении образования (не более 5 показателей), согласованные с Министерством образования Пермского края.

Хотелось бы остановиться на таких показателях базовой и стимулирующей части заработной платы учителя, как коэффициент наполняемости и доля учащихся, совершивших преступления в период обучения в общеобразовательных учреждениях и в течение 3 лет после окончания учреждения.

Считаем, что введение зависимости размера заработной платы учителя от наполняемости класса (групп) является неправомерным и противоречащим основам трудового законодательства. Действительно, сущность заработной пла^ы состоит в том, что она является вознаграждением

за исполнение работником его трудовой функции. Однако выплата учителю заработной платы в уменьшенном размере в случае меньшей наполняемости класса по сравнению с плановой возлагает на работника ответственность за неполную комплектацию класса. В то же время комплектация школьных классов (групп) не входит в должностные обязанности учителя. Более того, исходя из содержательной части трудовой функции учителя, необходимо отметить, что сами по себе трудозатраты на подготовку и проведение урока не зависят от наполняемости класса, т. е., сколько учеников находится в классе на уроке.

Кроме того, считаем нецелесообразным использование в качестве показателя результативности работы учителя долю учащихся, совершивших преступления в период обучения в общеобразовательных учреждениях и в течение 3 лет после окончания учреждения.

Считаем, что применение данного показателя нарушает гарантированное ст. 37 Конституции РФ право педагога на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации.

Устанавливая данный критерий определения размера заработной платы, органы государственной власти и местного самоуправления возлагают ответственность за ненадлежащее воспитание и образование ребенка на учителя в полном объеме в форме сокращения размера оплаты труда, забывая о том, что основное бремя воспитания и образования ребенка лежит все-таки на родителях, а также то, что причиной совершения преступлений в ряде случаев является не только и не столько наличие образования, а иные факторы.

Как видим, реформа системы оплаты труда работников бюджетной сферы экономики потребует немалых организационных усилий и юридических знаний, а при отсутствии таковых ожидаемые новации обернутся немалыми проблемами для лиц, подпадающих под действие реформы. Но самое главное, чтобы итоги ее реализации не вошли в противоречие с конституционными и трудо-правовыми гарантиями и не ухудшили экономическое и иное социальное положение работников. Иначе без трудовых конфликтов и привлечения Конституционного Суда Российской Федерации к анализу актов, изданными органами исполнительной власти, дело не обойдется.

Список источников и литературы

Зернова, И. С. Особенности начисления заработной платы педагогическим работникам // Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение. 2007. № 4. // СПС КонсультантПлюс.

Постановление администрации г. Перми от 20.10.2009г. №705 «Об утверждении положения об оплате труда работников муниципальных учреждений, подведомственных департаменту образования администрации города Перми // Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь. № 81. 23.10.2009.

Постановление Правительства Пермского края от 5 марта 2008 г. № 43-п «О реализации комплексного проекта модернизации образования» // СПС КонсультантПлюс.

Постановление Правительства Пермского края от 5 июня 2008 г. № 145-п «О пилотном проекте «Внедрение новой системы оплаты труда в общеобразовательных учреждениях» // СПС КонсультантПлюс.

Приказ Министерства образования Пермского края «О распределении стимулирующей части фонда оплаты труда» от 11.06.2008 г. № СЭД-26-01-04-51 // СПС КонсультантПлюс.

Вотинова A.C., исторический факультет Научный руководитель: д.ю.н., профессор В.И. Омигов

Проблема коррупции в России: историко-правовой анализ

«...Известно уже по опыту веков, что всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею, и он идет в этом направлении, пока не достигнет

положенного ему предела».

Ш. Монтескье.

Сегодня много говорится о коррупции, статьи многих российских газет пестрят заголовками «коррупция», «коррупционеры», «продажная власть» и др. Люди всерьез обеспокоены этой проблемой, потому что она разрушает наше общество, разбивает все представления о демократическом государстве, которым «является» наша Россия. В наше время ни справедливость, ни заинтересованность в защите прав и интересов граждан, ни обязанность следования законам, ни даже сами законы практически не имеют никакой роли! Имеет значение лишь цена вопроса. Честность попросту неконкурентоспособна, а принципиальность - убыточна. Ряд государственных служащих, сотрудников правоохранительных органов не стыдясь, открыто говорят, «сколько нужно дать, чтобы Ваш вопрос решился», иначе его попросту никто не будет решать. Люди, попав в сложную жизненную ситуацию, просто вынуждены выполнять условия «белых бандитов».

Пораженное коррупцией государство не только тормозит экономический рост, но и порождает проблемы и угрозы для стабильности и безопасности общества, что подрывает демократические институты и ценности, этические ценности и справедливость и наносит ущерб устойчивому развитию и правопорядку. Коррупция также принципиально меняет саму природу предпринимательства. Дальнейший рост коррупции грозит тем, что отнюдь не технологические инновации и не грамотное управление компаниями, а навыки выстраивания и использования связей с чиновниками и силовиками становятся источниками конкурентных преимуществ. В такой ситуации честные предприниматели просто выбывают из игры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.