Научная статья на тему 'Сравнительный анализ разных систем оплаты труда учителя'

Сравнительный анализ разных систем оплаты труда учителя Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3105
364
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОПЛАТЫ ТРУДА / ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА / СИСТЕМА ОПЛАТЫ ТРУДА ОСНОВАННАЯ НА ЕДИНОЙ ТАРИФНОЙ СЕТКЕ / НОВАЯ СИСТЕМА ОПЛАТЫ ТРУДА / ФОНД ОПЛАТЫ ТРУДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Окшина Е. В.

В данной статье рассматриваются системы оплаты труда учителей образовательных учреждений. Проводится сравнительный анализ данных систем с использованием трех укрупненных подходов, таких как процессуальный подход, содержательный подход и функциональный подход. На основе сравнительного анализа формулируются выводы о состоятельности Новой системы оплаты труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ разных систем оплаты труда учителя»

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАЗНЫХ СИСТЕМ ОПЛАТЫ ТРУДА УЧИТЕЛЯ

Е.В. ОКШИНА

В данной статье рассматриваются системы оплаты труда учителей образовательных учреждений. Проводится сравнительный анализ данных систем с использованием трех укрупненных подходов, таких как процессуальный подход, содержательный подход и функциональный подход. На основе сравнительного анализа формулируются выводы о состоятельности Новой системы оплаты труда.

Ключевые слова: система оплаты труда, заработная плата, система оплаты труда основанная на единой тарифной сетке, Новая система оплаты труда, фонд оплаты труда.

Для учителей муниципальных образовательных учреждений оплата труда, с одной стороны, является основным источником дохода и, именно, от ее величины зависит уровень жизни учителей. С другой стороны, оплата труда - это оплата за результат труда и поэтому она должна мотивировать учителей на качественное выполнение своих должностных обязанностей. Поэтому вопросы, связанные с организацией оплаты труда учителей сегодня, когда модернизация образования - один из приоритетов развития российского государства, являются одними из наиболее актуальных как для самих учителей, для их работодателей, так и для общества в целом.

Для лучшего понимания вопроса обратимся к терминологии.

Что же понимается под терминами «оплата труда»?

Трудовой кодекс Российской Федерации в ст. 129 дает определение данного термина. Под оплатой труда понимается система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.[4, с. 46].

Как видно из данного определения, понятие «оплата труда» достаточно широкое понятие. Оплата труда включает не только систему расчета заработной платы, но и используемые режимы, правила использования и документального оформления рабочего времени, используемые

нормы труда, сроки выплаты заработной платы.

На протяжении последнего десятилетия в сфере образования осуществлялся поиск универсальной системы оплаты труда, отвечающей этим требованиям.

В образовании до недавнего времени действовала система оплаты труда основанная на Единой тарифной сетке. Данная система оплаты труда основывалась на тарифной системе дифференциации заработной платы учителей. [3, с. 78].

С 2007 года в регионах Российской Федерации началось введение Новой системы оплаты труда. Новая система оплаты труда учителей призвана решить проблемы предыдущей системы, а также повысить уровень оплаты труда, мотивации учителей, качество предоставляемых услуг и качество образования в целом.

Для наглядности и общего понимания систем оплаты труда проведем сравнительный анализ данных систем. Существует большое количество различных подходов, которые можно использовать для сравнения. Однако, на наш взгляд, достаточность и полноту сравнения можно получить, используя три укрупненных подхода, в рамках которых система оплаты труда будет рассматриваться как процесс (процессуальный подход), результат (содержательный подход), функция управления (функциональный подход). [2, с. 16].

1. Процессуальный подход. При данном подходе рассматривается организация процесса формирования заработной платы по различным параметрам, представленных в таблице 1.

Таблица 1. - Процессуальный подход

Параметры сравнения Системы оплаты труда

Система оплаты труда на основе ЕТС Новая система оплаты труда

1.Модель заработной платы Единая тарифная сетка; 18 разрядов Базовый оклад + повышающие коэффициенты НСОТ

2.Схема формирования заработной платы Тариф по ЕТС + доплаты + премии Базовый оклад + повыш. коэф. НСОТ + компенсац. выплаты (до 100%) + стимулир. выплаты (до 100% надбавки + до 100% доплаты + до 100% пре-мии+надбавка за стаж)

З.Гарантированный уровень оплаты труда Минимальная «тарифная заработная плата» на одну ставку равна разряду - 2172руб. Максимальная «тарифная заработная плата» на одну ставку равна разряду - 3953 руб. Базовый оклад устанавливается в образ. учреждении (зависит от имеющегося фонда оплаты труда, на момент перехода на НСОТ не должен быть меньше, чем соотв. разряд по ЕТС) + повыш. коэффициенты

4.Формирование стимулирующего фонда Надтарифный фонд = 25% тарифного фонда зарплаты по ЕТС. Фонд оплаты труда - гарантированный уровень оплаты труда (устанавливается образ. учреждением)

5.Формирование фонда оплаты труда в образовательном учреждении Тарифный фонд (по тарификации в соответствии с учебным планом, тарифной сеткой, штатным расписанием) + надтарифный фонд (25% тарифного фонда) В соответствии с нормативноподушевым финансированием (зависит от количества обучаемых и норматива на одного обучающегося)

б.Нормативно-правовое обеспечение Коллективный договор; приказы директора по тарификации; Положение о стимулировании работников Коллективный договор; Положение об оплате труда работников образ. учреждения; трудовое соглашение с работником

7.Участие общественности в распределении стимул. выплат Согласование с профсоюзной организацией Согласование с проф. организацией, согласование с общественностью

Новая система оплаты труда с позиции процессуального подхода в большей степени направлена на мотивацию учителей к качественному труду, так как стимулирующая часть значительно больше, чем при системе оплаты труда на основе Единой тарифной сетки. Новая система оплаты труда позволяет управлять заработной платой по договору с работниками. Она направлена на оптимизацию бюджетных средств. Также, в отличие от системы оплаты труда на основе Единой тарифной сетки, при Новой сис-

теме оплаты труда в процесс начисления заработной платы учителей привлекаются участники образовательного процесса: учителя, профсоюз, родительская общественность, социальные партнеры и т.д.

2. Содержательный подход. При данном подходе рассматриваются количественные и качественные характеристики эффективности работы учителя. При этом данные характеристики рассматриваются с точки зрения экономических и социальных результатов.

Таблица 2. - Содержательный подход (Экономические результаты)

Параметры сравнения Системы оплаты труда

Система оплаты труда на основе ЕТС Новая система оплаты труда

1.Эффективное управление фондом оплаты труда Образовательное учреждение не заинтересовано в эффективном управлении фондом оплаты труда Образ. учреждение заинтересовано в эффективном управлении фондом оплаты труда, т.к. фонд оплаты труда зафиксирован нормативом подушевого финансирования

2. Кокурентоспособность учреждения Система оплаты труда не влияет на конкурентоспособность учреждения, так как одинакова для всех образовательных учреждений Система оплаты труда влияет на конкурентоспособность учреждения, так как зависит от результатов деятельности учреждения

З.Достаточность стимулир. фонда для достойного вознаграждения Образ. учреждение не имеет возможности влиять на формирование стимулирующего фонда Образ. учреждение самостоятельно формирует стимулирующий фонд

4.Гибкость системы оплаты труда Работники разделены на квалификационные категории (по разрядам), каждому из которых соответствует определенный набор характеристик (требований) Индивидуальные характеристики работника учитываются посредством введения коэф. уровня образования, стажа, квалификации, специфики и условий труда, занимаемой должности.

5.Справедливость начисления заработной платы В большей степени учитывается количество проведенных учителем уроков, не учитываются результаты работы учителя, методическая, внеклассная деятельность учителя, работа с родителями Учитывается не только количество проведенных учителем уроков, но результаты работы, другая деятельность учителя

б.Дифференциация в зависимости от производительности труда Практическое отсутствие дифференциации заработной платы от уровня образования, квалификации, условий и специфики труда работников, качества выполняемых работ Обеспечение зависимости величины зарплаты от квалификации работников, сложности выполняемых работ, количества и качества затрач. труда без ограничения ее макс. размером

Таблица 3. - Содержательный подход (Социальные результаты)

Параметры сравнения Системы оплаты труда

Система оплаты труда на основе ЕТС Новая система оплаты труда

1.Удовлетворенность системой оплаты труда У учителя есть возможности повысить свою зарплату только при увеличении недельной нагрузки Величина заработной платы учителя зависит от качества его работы

2. Понятность и честность системы оплаты труда Формирование зарплаты учителя по формальным признакам, учитель не может влиять на формирование собственной зарплаты Учитываются все виды деятельности учителя, учитель может влиять на формирование собственной заработной платы

3. Степень зависимости при установлении зарплаты от руководителя учреждения Установление зарплаты зависит от разряда ЕТС, установление разряда ЕТС зависит от руководителя оУ. Установление надбавок и доплат из надтарифного фонда — зависит от руководителя, Положения о распределении надтарифного фонда, согласования с профсоюзным комитетом Установление оклада работника не зависит от руководителя. Установление стимулирующих выплат зависит от комиссии по распределению стимулирующих выплат, профсоюзного комитета, Совета учреждения, Положения об оплате труда в образовательном учреждении

4.Психологический климат в образовательном учреждении Система оплаты труда не влияет на психологический климат в образовательном учреждении Дифференциация заработной платы может влиять на психол. климат в образ. учреждении как позитивно, так и негативно

5.Коллективные конфликты Отсутствие конфликтов, так как оплата труда зависит только от формальных показателей Возможность конфликтов, так как необходимо учитывать индивидуальные показатели работы

С точки зрения экономических результатов Новая система оплаты труда повышает конкурентоспособность учреждения, так как данная система оплаты труда не просто учитывает количество проведенных уроков учителем, но и позволяет учитывать индивидуальные характеристики работника, качество его работы, а также другую деятельность учителя, такую как методическую, внеклассную, работу с родителями. Кроме того, в отличие от системы оплаты труда на основе Единой тарифной сетки, Новая система оплаты труда направлена на эффективное управление фондом оплаты труда учреждения. Однако, несмотря на достаточную понятность и честность Новая система оплаты труда увеличивает разрыв в уровне заработной платы учите-

лей образовательного учреждения, что естественно сказывается на психологическом климате в коллективе и на возможности возникновения конфликтов. При новой системе оплаты труда зависимость фонда оплаты труда от норматива подушевого финансирования в отдельных образовательных учреждениях не всегда позволяет выделить достаточный стимулирующий фонд для того, чтобы оценить эффективность и качество труда учителя.

3. Функциональный подход. При данном подходе рассматриваются управление системой оплаты труда и управление производительностью труда учителя посредством управления системой оплаты труда.

Таблица 4. - Функциональный подход

Параметры сравнения Системы оплаты труда

Система оплаты труда на основе ЕТС Новая система оплаты труда

1.Простота администрирования Достаточно проста Сложна, так как необходимо учитывать индивидуальные показатели работы

2.Прозрачность системы оплаты труда «Закрытый подход» — в разрядной сетке ЕТС закрыты характеристики работника, разряды устанавливаются аттестационной комиссией, зависимы от «человеческого фактора». «Открытый подход» - оклад устанавливается по коэффициентам, которые документированы, применяется единый подход к формированию оклада для всех категорий работников образования

З.Подготовленность менеджеров для организации процесса начисления заработной платы Нет необходимости в подготовке менеджеров Необходимо подготовить менеджеров, осуществляющих мониторинг результат. деятельности учителя, представителей общественности, участвующих в распред. стимулирующих выплат

4. Механизм контроля за принятием решения по начислению заработной платы Механизм согласования распределения премиального фонда с профсоюзной организацией Участие педагогической общественности в распред. стимул. фонда. Механизм согласования формирования зарплаты работников с профсоюзной организацией, общественностью

5.Степень зависимости при установлении заработной платы от руководителя учреждения Устан. зарплаты зависит от разряда ЕТС, устан. разряда ЕТС зависит от руководителя ОУ. Устан. надбавок и доплат из надтарифного фонда -зависит от Положения о НТФ Устан. оклада работника не зависит от руководителя. Устан. надбавок и доплат из Фонда стимулирования - зависит от Совета учреждения, Положения об оплате труда

б.Соответствие законодательству Соответствует законодательству Соответствует законодательству

7.Степень влияния системы оплаты труда на кадровую политику Нет зависимости между системой оплаты и кадровой политикой региона. Абсолютная зависимость между системой оплаты и кадровой политикой региона.

Новая система оплаты труда достаточно сложна в администрировании, так как в ней необходимо учитывать индивидуальные показатели работы каждого учителя. Данная система требует подготовки менеджеров для организации процесса начисления заработной платы, разработки механизма контроля со стороны общественности за принятием решений по начислению заработной платы. Эти механизмы разработаны слабо, что делает начисление заработной платы достаточно трудоемким процессом. Кроме того, соблюдение лимитов при начислении заработной платы, которые организованы нормативом подушевого финансирования, провоцируют руководителей образовательного учреждения нарушать некоторые нормы законодательства, такие как предельная наполняемость класса, неправомерное сокращение часов учебного плана, сокращение ставок младшего педагогического персонала (воспитатели, вожатые, социальные педагоги и т.д.). С точки зрения управления производительностью труда учителя по-средствам управления системой оплаты труда можно говорить о том, что в отличие от системы оплаты труда основанной на Единой тарифной сетке, Новая система оплаты труда позволяет выстраивать кадровую политику учреждения, повышать профессиональный уровень работников, привлекать в отрасль высококвалифицированные кадры.

Обе системы оплаты труда разные. И говорить об их эффективности на данный момент достаточно сложно, хотя бы потому, что Новая система оплаты труда еще не прошла проверку временем. Но тем не мене, при всех недоработках Новой системы оплаты труда, данная система уже решила достаточно проблем, существующих при системе оплаты труда основанной на Единой тарифной сетке.

Литература:

1. Адамский А.И. Новые системы оплаты труда в

общеобразовательных учреждениях: модели,

программы, методические рекомендации / А.И. Адамский. М.: Эврика, 2007. 240с.

2. Апенько С.Н. Оценка персонала: Эволюция подходов и технологии их использования: Монография / Под ред. В.С. Половинко.-М.:Информ-Знание, 2004г. 300с.

3. Гендлер Г., Ведерникова Н. Оплата труда в учреждениях бюджетной сферы / Г. Гендлер, Н. Ведерникова. СПб.: Питер, 2006. 250с.

4. Трудовой кодекс Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.