Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ НОРМАТИВНООРГАНИЗАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САМОЗАНЯТЫХ ГРАЖДАН КАК СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ'

ПРОБЛЕМЫ НОРМАТИВНООРГАНИЗАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САМОЗАНЯТЫХ ГРАЖДАН КАК СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
16
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
самозанятость / самозанятые граждане / статус самозанятых лиц / независимые самозанятые / зависимые самозанятые / налоговая система / патентная система / социальное страхование / self-employment / self-employed citizens / self-employed status / independent self-employed / dependent self-employed / tax system / patent system / social insurance

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Александра Александровна Телегина

Отсутствие в законодательстве Российской Федерации норм, четко и конкретно определяющих статус самозанятых лиц, является главной проблемой реализации мер по легализации лиц, осуществляющих самостоятельную трудовую деятельность. В статье проведен анализ мнения экспертов, выявлены основные направления решения проблем нормативно-организационного обеспечения деятельности самозанятых граждан как субъектов предпринимательских отношений. Для эффективного привлечения самозанятых в формальные экономические отношения нужно использовать как правовые, так и экономические механизмы, направленные на устранение проблем, связанных с социальной справедливостью для самозанятых, проблем с заказчиками, четкого определения административно-правового статуса самозанятого. Необходимо отметить, что одним из важных направлений в совершенствовании государственной политики по отношению к самозанятым является правовое регулирования статуса самозанятых, поскольку открытым остается вопрос по «патентной системе» и «регистрации упрощенной форме ИП» для самозанятых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF REGULATORY AND ORGANIZATIONAL SUPPORT FOR THE ACTIVITIES OF SELF-EMPLOYED CITIZENS AS SUBJECTS OF ENTREPRENEURIAL RELATIONS

The lack of norms in the legislation of the Russian Federation that clearly and specifically defines the status of self-employed persons is the main problem in the implementation of measures to legalize persons engaged in self-employment. The article analyzes the opinions of experts, identifies the main directions for solving the problems of regulatory and organizational support for the activities of self-employed citizens as subjects of entrepreneurial relations. To effectively attract the self-employed into formal economic relations, it is necessary to use both legal and economic mechanisms aimed at eliminating problems related to social justice for the self-employed, problems with customers, and a clear definition of the administrative and legal status of the self-employed. It should be noted that one of the important directions in improving the state policy in relation to the self-employed is the legal regulation of the status of the selfemployed, since the question of the «patent system» and «registration of a simplified form of individual entrepreneurship» for the self-employed remains open.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ НОРМАТИВНООРГАНИЗАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САМОЗАНЯТЫХ ГРАЖДАН КАК СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ»

УДК 346.26 ББК 65.29

Александра Александровна Телегина

юрист

ООО «Строительная компания на Московском»

1е1ехапбга 11@mail.ru

443099, г. Самара,

ул. Галактионовская, д. 40

ПРОБЛЕМЫ НОРМАТИВНО-ОРГАНИЗАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САМОЗАНЯТЫХ ГРАЖДАН КАК СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Аннотация. Отсутствие в законодательстве Российской Федерации норм, четко и конкретно определяющих статус самозанятых лиц, является главной проблемой реализации мер по легализации лиц, осуществляющих самостоятельную трудовую

деятельность. В статье проведен анализ мнения экспертов, выявлены основные направления решения проблем

нормативно-организационного обеспечения деятельности самозанятых граждан как субъектов

предпринимательских отношений. Для эффективного привлечения самозанятых в формальные экономические отношения нужно использовать как правовые, так и экономические механизмы, направленные на устранение проблем, связанных с социальной справедливостью для самозанятых, проблем с заказчиками, четкого определения административно-правового статуса самозанятого. Необходимо отметить, что одним из важных направлений в совершенствовании государственной политики по отношению к самозанятым является правовое регулирования статуса самозанятых, поскольку открытым остается вопрос по «(патентной системе» и «(регистрации упрощенной форме ИП» для самозанятых.

Ключевые слова: самозанятость, самозанятые граждане, статус самозанятых лиц, независимые самозанятые, зависимые самозанятые, налоговая система, патентная система, социальное страхование.

AA

Lawyer,

LLC "Construction company on Moskovsky"

telexandra11 @mail.ru 40 Galaktionovskaya st, Samara, 443099

PROBLEMS OF REGULATORY AND ORGANIZATIONAL SUPPORT FOR THE ACTIVITIES OF SELF-EMPLOYED CITIZENS AS SUBJECTS OF ENTREPRENEURIAL RELATIONS

Annotation. The lack of norms in the legislation of the Russian Federation that clearly and specifically defines the status of self-employed persons is the main problem in the implementation of measures to legalize persons engaged in self-employment. The article analyzes the opinions of experts, identifies the main directions for solving the problems of regulatory and organizational support for the activities of self-employed citizens as subjects of entrepreneurial relations. To effectively attract the self-employed into formal economic relations, it is necessary to use both legal and economic mechanisms aimed at eliminating problems related to social justice for the self-employed, problems with customers, and a clear definition of the administrative and legal status of the self-employed. It should be noted that one of the important directions in improving the state policy in relation to the self-employed is the legal regulation of the status of the self-employed, since the question of the «patent system» and «registration of a simplified form of individual entrepreneurship» for the self-employed remains open.

Key words: self-employment, self-employed citizens, self-employed status, independent self-employed, dependent self-employed, tax system, patent system, social insurance.

Понятие «самозанятость» появилось в законодательстве с 2017 года. Самозанятыми лицами считаются граждане, которые самостоятельно на свой риск осуществляют деятельность по оказанию услуг, выполнению работ для физических лиц направленную на систематическое получение прибыли, основанную на личном трудовом участии, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей и не имеющие наемных работников [3, с. 109]. В этой связи. Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 27.11.2018 г подписан пакет законов, определяющих принципы налогообложения для самозанятых граждан.

Анализ действующего законодательства о самозанятых позволяет сделать положительный вывод относительно реализации норм, регулирующих данный институт и переводе деятельности самозанятых граждан в правовую экономику. Кроме того, по мнению экспертов, основным преимуществом здесь являются низкие налоговые ставки. Лица, работающие самостоятельно, могут открыто войти в систему формальной экономики, уплачивая за это небольшие налоги. Преимуществом также является упрощенный документооборот при взаимодействии с налоговыми органами [2, с. 235-236]. Однако и здесь не

обходится без отрицательных последствий из-за того, что возможно снижение бюджетных доходов.

Нельзя не отметить и некоторый негатив преобразований в сфере самозанятых лиц, а именно, зачастую сами граждане не хотят вставать на налоговый учет и регистрироваться в качестве лиц, участвующих в эксперименте. Всем известно, что в России не существует тотального контроля в сфере налогообложения. Наоборот, налоговые органы могут тщательно проводить проверки лиц, которые зарегистрированы в налоговых органах, но в отношении лиц, которые избегают этого делать, проверки не проводятся [8, с. 62].

Отсутствие в законодательстве Российской Федерации норм, четко и конкретно определяющих статус самозанятых лиц, является главной проблемой реализации мер по легализации лиц, осуществляющих самостоятельную трудовую деятельность. В действующем эксперименте по легализации таких лиц, требуется формирование их гражданско-правового и административно-правового статуса самозанятого. В концепцию официального трудового права с течением новых реалий должны входить новые формы занятости. Гражданское право не может полностью защитить права этой группы работников, т.к. для этого недоступны необходимые правовые инструменты [7, с. 106].

Индивидуальные предприниматели относятся к самозанятому населению, их административно-правовой статус определен законами, но цель эксперимента вывести из тени тех самозанятых, которые осуществляют свою трудовую деятельность в неформальной экономике. Именно они не платят налоги, не имеют должного социального обеспечения, в том числе пенсионного и медицинского. Большое внимание уделяется выводам о том, что такие лица не имеют официального правового статуса и они вынуждены скрыть свои доходы и уклоняться от уплаты налогов. При этом они пользуются большим перечнем социальных благ, например, в виде бесплатного медицинского обслуживания. Но, тут имеется коллизия, которая говорит о том, что законодательными актами регламентирован перечень «самозанятых», которых государство готово вывести из тени. Этот установленный круг является очень узким. И что делать лицам, которые хотят выйти из тени, но их деятельность не входит в установленный законом перечень лиц, которые могли бы получить статус самозанятых.

Проблемой реализации эксперимента является факт того, что в нем могут принять участие и индивидуальные предприниматели, что приводит к тому, что многие лица, которые могли бы стать самозанятыми не видят различия между индивидуальными предпринимателями и самозанятыми. Поэтому не спешат участвовать в эксперименте, продолжая ждать, к чему он приведет.

Проблемой также является то, что эксперимент позволяет самозанятому выполнять работу юридического лица. Этот факт использовали предприимчивые работодатели, которые перевели своих работников на самозанятость. Негативный эффект от этих действий налицо: лица, ранее состоявшие в трудовых отношениях, потеряли ряд социальных гарантий, которые им предоставляло трудовое законодательство. В этих схемах правовой статус работников настолько занижен и запутан, что приходится говорить о том, является ли он вообще работником.

Самозанятые могут быть зависимыми и независимыми. Деятельность первой категории самозанятых регулируется ст. 23 ГК РФ. Они оказывают услуги конкретным лицам. Независимые самозанятые осуществляют свою деятельность на рынке так же, как и индивидуальные предприниматели. Этим их деятельность очень похожа. Для регулирования деятельности независимых самозанятых на ближайшее время проводится эксперимент по введению налога на профессиональный доход с целью вывода их из «тени». Но, как говорилось выше, законодатель к эксперименту по введению налога на профессиональный доход подвел и индивидуальных предпринимателей, что с нашей точки зрения, делать категорически нельзя, поскольку стирается грань между индивидуальным предпринимательством и самозанятостью. Поэтому целесообразней было запретить индивидуальным предпринимателям применять налог на профессиональный доход.

Казалось бы, почему это необходимо сделать? Ответ прост. Индивидуальный предприниматель участвует в экономике страны: платить налоги, производит отчисления во внебюджетные фонды, укрепляя при этом экономику страны. Самозанятый может оказывать услуги, в том числе единичные и не на постоянной основе.

Проблемой является также решение вопроса о социальном страховании независимых самозанятых. Законодатель предоставил им возможность участия в добровольном социальном страховании, что, по мнению многих экспертов, никак не решает проблему обеспечения самозанятых медицинским и пенсионным обеспечением, а также обеспечением другими социальными гарантиями [9, с. 27].

Представляется, что проблема схожести зависимых самозанятых с работниками должна решаться следующим образом. Первое направление — сделать зависимых самозанятых отдельным нетипичным субъектом трудового права. МОТ обозначает правовой статус зависимых самозанятых в виде нестандартных форм занятости, завуалированных трудовых отношений.

Второе направление касается возможности установления зависимым самозанятым двойного правового статуса — гражданско-правового и трудового.

Это решит проблему самозанятых, которые работают по гражданско-правовым договорам, на которые не распространяются трудовые гарантии, предусмотренные ТК РФ (например, продолжительность рабочего дня не более восьми часов).

Факт обеспечения самозанятых социальным страхованием является довольно проблематичным. Государство стремиться создать для граждан определенный уровень социальной защиты. Для этого необходим рост доходов бюджета, который, в свою очередь, пополняется и за счет налоговых отчислений лиц, получивших статус самозанятых. Государство уже пошло на большие уступки самозанятым, предоставив им, кроме возможности уплаты низких налогов, возможность добровольной уплаты взносов во внебюджетные фонды. Но, законодатель не учел менталитет российских граждан — они попросту не готовы, да и не хотят платить за себя страховые взносы добровольно.

Решая данную проблему, законодатель должен предусмотреть интересы всех граждан и самого государства тоже. Имеется две точки зрения на эту проблему. Некоторые авторы считают, что государство должно предоставить ряд преференций самозанятым, в том числе и в сфере пенсионного законодательства. Это необходимо сделать из-за того, что самозанятые вышли из тени. Они видят решение проблемы в субсидированном подходе по уплате самозанятыми взносов во внебюджетные фонды. Эти эксперты считают, что способ вменяемого принуждения со стороны государства не является эффективным из-за высокой степени латентности деятельности самозанятых в теневой экономике.

Другие эксперты, считают, что решить проблему сможет усиление роли государства в выявлении самозанятых. Именно этим и живет весь цивилизованный мир. Именно поэтому там такой низкий процент неучтенных самозанятых. Сама система построена таким образом, что гражданам самим не нравится, что существует часть граждан, которые неплохо живут, имея социальные гарантии со стороны государства, пользуются ими, а также общественными благами в виде чистых улиц, безопасного нахождения в общественных местах, общественным транспортом, льготами, которые им предоставляет государство, но при этом не хотят платить налоги. Налоговая система многих развитых государств построена таким образом, что учтенными остаются все денежных средств и их движение. Отчасти этому способствует и переход от наличности в приобретении услуг и товаров на их оплату банковскими картами.

В России нет централизованной системы контроля за движением денежных средств, действующей по всей стране. Такая система ограничивается регионом. Внедрение централизованной налоговой системы поможет отследить перемещение лиц из одного региона в другой и получение ими доходов в других

регионах. Для налоговых органов должно быть подозрительным то, что вроде бы человек нигде не работает, не получает доходы, а построил дом, платит за обучение своих детей, ездит отдыхать за границу [1, с. 349].

Следующим направлением в государственном регулировании положения самозанятого населения является введение патентной системы для самозанятого населения, призванной облегчить процесс их легализации. Очевидно, это будет определяться на региональном уровне. Вместе с тем планируется, что стоимость патента не будет превышать 5% от минимального размера оплаты труда в месяц. В него будут заложены отчисления в Пенсионный фонд 3% и Фонд обязательного медицинского страхования 2%. Средняя цена патента на год будет варьироваться в пределах 20 000 рублей. Патент можно будет приобрести на год или на несколько месяцев, причем не только в начале года, а в любое удобное для самозанятого время. Открытым остается вопрос о принципе выдаче патента либо по предоставляемым услугам, либо по профессиям. Такая форма легализации самозанятого позволит ему:

— официально отстаивать свои интересы в суде;

— легально заключать договора на предоставление услуг;

— напрямую рекламировать свои услуги;

— освободит от любого рода проверок со стороны налоговой службы.

Важным направлением государственной политики в сфере самозанятости

населения является политика в сфере субсидирования предпринимательской деятельности, осуществляемая на основе Федеральной программы поддержки малого и среднего бизнеса и Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»1 и других законодательных актов. Основными направлениями финансовой помощи самозанятым являются:

— «грант для самозанятости» (сумма, выдаваемая по гранту на открытие своего дела официально зарегистрированным безработным гражданам, зависит от трудового стажа и заработной платы на последнем месте работы, в среднем около 58 тыс. руб.);

— «компенсация суммы, затраченной на различных этапах регистрации своего дела» (в некоторых случаях). Например, может быть возвращена сумма, уплаченная в качестве госпошлины за регистрацию, компенсированы услуги нотариуса, возмещены средства, потраченные на изготовление печати, закупку бланков, консультации юристов и т.д.;

1 Федеральный закон от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (ред. от 02.07.2021) // Российская газета. — №164. — 31.07.2007.

— «компенсация части затрат на уплату кредита» (в частности, на покупку техники или выплату по договору лизинга, по программе поддержки государство компенсирует 1/3 или 2/3 процента от ставки рефинансирования, т.е. 2,75-5,5% годовых. Возмещение оплачивается по факту и в обязательном порядке при предоставлении документов об оплате установленного платежа по кредиту);

— «субсидирование две трети затрат на участие в выставках и ярмарках» (на аренду оборудования, регистрационные взносы, а также на доставку оборудования и продуктов бюджет государства выделяет до 300 тыс. руб.).

В центре занятости начинающего предпринимателя проконсультируют по всем основным юридическим вопросам открытия бизнеса, предоставят возможность посещения бизнес-тренингов, помогут с составлением бизнес-плана и иногда даже с арендой помещения, плата за которую будет ниже средней рыночной стоимости по региону [4, с. 41].

Основным механизмом привлечения безработных граждан признано направление — «грант для самозанятости». Но существуют определенные условия для его получения самозанятым населением: возрастной ценз — не старше 30 лет; выпускник высшего учебного заведения (дипломированный специалист); одинокие родители; инвалидность, которая бы не ограничивала работоспособность.

Согласно условиям участия в данной программе необходимо:

1. Составить бизнес-план, который проверяется контролирующими лицами и защищается перед комиссией. В случае успешной защиты дается разрешение написать заявление на получение денежной помощи. К заявлению прилагаются бизнес-план и остальные необходимые документы. Если проект одобряется, интервьюируемого приглашают на подписание договора (контракта).

2. Зарегистрировать официально ИП и оплатить государственные пошлины.

3. Получить денежный перевод на счет ИП

4. Составить отчет и приложить к отчету документы, подтверждающие целевое использование средств [6, с. 378].

При всех очевидных достоинствах программа финансовой помощи самозанятым имеет и ряд недостатков. Так, во-первых, предлагаемая сумма может оказаться недостаточной для организации масштабных видов деятельности, что снижает степень ее привлекательности для самозанятых. Во-вторых, статус самозанятых на сегодняшний день не имеют четкого оформления в правовом поле. Получая статус самозанятого при личном уведомлении и

постановке на учет в таком статусе в УФНС, человек не проинформирован о перспективах развития ситуации. В-третьих, грант может получить только официально признанный безработным гражданин прошедший регистрацию как ИП. В-четвертых, пока нет патента для частного лица на оказание услуг и производство товаров, невозможно заранее определить систему налогообложения [5, с. 113].

Таким образом, еще раз почеркнем, что одним из важных направлений в совершенствовании государственной политики по отношению к самозанятым является правовое регулирования их статуса, поскольку открытым остается вопрос по «патентной системе» и «регистрации упрощенной форме ИП» для данной категории граждан.

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Буторина Г.Ю. Эксперимент по введению налога на профессиональный доход на территории Российской Федерации // Финансовая экономика. — 2020. — № 1. — С. 349.

2. Васильева О.Н., Дахненко С.С. Самозанятые граждане и их правовое положение в России // Сборник материалов межвузовской научной конференции и круглого стола «Экономика отраслевых рынков: формирование, практика и развитие. Самозанятость населения: правовое и экономическое регулирование». Науч. ред. И.А. Меркулина, М.А. Пономарева. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2017. — С. 235-238.

3. Грабова О.Н., Суглобов А.Е. Проблемы выхода «из тени» самозанятых лиц в России: риски и пути их преодоления // Экономика и управление. — №6. — 2017. — С. 108-116.

4. Мастеров А.И. Проблемы налогообложения самозанятых граждан в России и пути их решения // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. — 2021. — №16 (520). — С. 41.

5. Мишин М.В. Анализ факторов, влияющих на реализации эксперимента по установлению специального налогового режима для самозанятых в регионах РФ // Финансовый бизнес. — 2021. — №2 (212). — С. 113.

6. Плотников И.Н. «Самозанятость» — одна из причин кризиса в России // Образование и право. — 2021. — №6. — С. 378.

7. Савенко Н.Е. Экономический анализ законодательства о самозанятых гражданах // Законы России: опыт, анализ, практика. — 2021. — № 8. — С. 106.

8. Семенова Л.И. Работа с самозанятыми: нюансы налогообложения // Бухгалтерский учет. — 2021. — №1. — С. 62.

9. Чесалина О.В. К вопросу о незыблемости правового статуса работника и правового статуса самозанятого лица // Трудовое право в России и за рубежом. — 2020. — №1. — С. 27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.