Алиева Айгюн Сейфаддин кызы
ПРОБЛЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МИРОВОЙ .
УДК 378:14
ПРОБЛЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МИРОВОЙ ПРАКТИКЕ
© 2016
Алиева Айгюн Сейфаддин кызы, научный сотрудник научно-технической лаборатории
компьютеризации библиотек Бакинский государственный университет, Баку (Азербайджан)
Аннотация. В современный период, называемый веком знаний образ жизни меняется очень быстро. Для успешного приспособления к постоянным изменениям, происходящим в обществе, прежде всего в экономической жизни, необходимо получать знания через систему непрерывного образования. В основе этих изменений лежат идеи динамичности человеческого познания и образования, принцип перехода от одноразового образования к непрерывному. Информатизация и демократизация общества, повышение роли образования, интеграция каждого государства в мировую систему образования требует от каждого человека приспособления к быстро меняющимся обстоятельствам и получения непрерывного образования. В связи с этим проблема непрерывного образования стала одной из самых актуальных проблем современного мира. Следует отметить, что непрерывное образование, как объект исследования исследован достаточно обширно. В докладе Европейской Комиссии по качественным показателям непрерывного образования при объяснении данного явления дают достаточно подробное толкование. Идеи, выдвинутые ЮНЕСКО в связи с непрерывным образованием, уже применяются во многих странах. Одновременно в статье уделено пристальное внимание приоритетам непрерывного образования в ряде стран, в том числе в Германии, Швеции, Англии, Франции, а также США, подчеркнута роль библиотек в рациональной организации вопроса непрерывного образования.
Ключевые слова: непрерывное образование, образование взрослых, профессиональное образование, дистанционное образование, электронные библиотеки, образование за рубежом.
ISSUES OF CONTINUOUS EDUCATION IN WORLD PRACTICE
© 2016
Aliyeva Aygun Seyfaddin gizi, scientific specialist of the scientific-technical laboratory
of library computerization Baku State University, Baku (Azerbaijan)
Abstract. In the modern times, called the century of knowledge, the lifestyle is changing very rapidly. In order to successfully adapt to the constant changes taking place in society, especially in the economic life, it is necessary to acquire knowledge through a system of continuous education. At the heart of these changes there are dynamic ideas of human knowledge and education, the principle of a transition from one-time to continuous education. Computerization and democratization of society, enhancing the role of education, integration of countries into the global educational system requires every person to adapt to rapidly changing circumstances and to obtain continuous education. In connection with this, the issue of continuing education has become one of the most urgent problems of the modern world. It should be noted that continuing education has been investigated quite extensively. The report of the European Commission on quality indicators of continuous education provide detailed interpretation of the given phenomenon. The ideas put forward by UNESCO in connection with continuing education, are already used in many countries. At the same time the article pays attention to priorities of the continuous education in several countries, including Germany, Sweden, England, France, and the United States, emphasizing the role of libraries in the rational organization of the issue of continuing education.
Keywords: Continuing education, lifelong learning, adult education, professional education, distance education, electronic library.
Начиная с середины ХХ века в развитых и развивающихся странах стали проводиться реформы, которые положили конец традиционному одноразовому образованию и заложили основу для перехода к модели непрерывного образования. Основная идея здесь - развитие человека как личности, как субъекта деятельности. Следует отметить, что нет точных сведений о том, когда впервые стало употребляться выражение «непрерывное образование». Вместе с тем известно, что в Великобритании на одном из сайтов, который существовал уже с 1994 года, группа педагогов отмечала, что непрерывное образование как идея, зародилась впервые в 1929 году была отмечена в книге под одноименным названием ведущего специалиста по образованию взрослых Бейзла Лекслина.
Примерно в это же время в 1926 году в США вышла книга Эдуарда Линдемана «Смысл образования взрослых». Здесь вместо слов «формальные учебные заведения и учебные заведения» используются словосочетания «образование - это жизнь», «вся жизнь есть обучение, и потому у образования нет границ». Предлагалось их использовать в дальнейшем [13]. В ряде исследований подчеркивается, что именно английские и американские ученые принимали непосредственное участие в формировании интеллектуальной основы непрерывного образования. Официально закрепленную концептуальную идею непрерывного образования впервые выдвинул видный теоретик П.Ленгранд, на конференции ЮНЕСКО в 1965 году [6. s.152]. На основе его сведений были подготовлены рекомендации и мнения. В середине 1970 - х
годов идея непрерывного образования стала ведущей в реформировании образования во многих странах. В 1972 году в ЮНЕСКО под руководством Э.Фора был сделан доклад комиссии «Учиться, чтобы жить» [7. s.106].
Впервые в крупных международных организациях - Организация экономического сотрудничества и развития, ЮНЕСКО и Совет Европы - было выражено беспокойство по поводу создаваемых формально ограничений в возрасте для получения той или иной ступени образования.
На повестку дня выходит обеспечение образования тех, кто не смог получить необходимое образование в детские и юношеские годы или же тех, кто не удовлетворен своим образованием. Это - хороший шанс. Вместе с тем следует досконально изучить положение системы непрерывного образования в зарубежных странах, историю ее образования и механизм функционирования.
Следует отметить, что непрерывное образование явилось объектом исследования многих ученых, среди них следует отметить заслуги российского исследователя В.И.Турченкова. Исследователь считает, что «непрерывное образование - это получение на протяжении всей своей жизни в систематизированном, целенаправленном виде новых знаний, умений, навыков, нравственных норм» [10. с.17]. С этой точки зрения система непрерывного образования включает в себя совершенствование общеобразовательной системы, базовой профессиональной системы образования и самообразования. Это означает, что процесс непрерывного образования начинается с момента, когда человек научился читать и писать и
Алиева Айгюн Сейфаддин кызы ПРОБЛЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МИРОВОЙ ...
продолжается всю его сознательную жизнь. В конечном счете система непрерывного образования - это система, требующая приобретение необходимых знаний для развития общества. Э.М.Ибрагимов справедливо отмечает, что непрерывность есть последовательное развитие событий: «на определенном этапе количественные изменения переходят в новое качество, что способствует дальнейшему преобразованию непрерывности» [2]. Другие исследователи уделяют внимание развитию индивидуальной деятельности индивида, а также развитию таких составных форм непрерывного образования, как общеобразовательных, профессиональных, экономических, политических и культурных. Следовательно, непрерывное образование оценивается как необходимый элемент гармонического формирования личности.
Еще один специалист по проблеме непрерывного образования В.Онучкин делит систему развития непрерывного образования на четыре части: первый этап охватывает период 50-х годов и начала 60-х годов, и он понимается как период непрерывного образования или образования взрослых для приобретения дополнительных знаний, для заполнения пробелов, оставленных на той или иной ступени образования. Второй этап охватывает период 60-х годов, когда непрерывное образование рассматривалось в связи с работой специалиста как необходимость повышения квалификации, а иногда рассматривалась как абсолютная, незаменимая форма. Третий этап - это конец 60-х и начало 70-х годов; здесь на непрерывное образование смотрели уже не только как на обязательный период переподготовки, но и улучшение качества работы, приобретение новой специальности. Наконец, в середине 70-х годов (четвертый период) непрерывное образование приобретает новый статус в системе обязательного образования и получает социальную значимость, и смотрят как на событие, которое рассматривается как улучшение образа жизни [1. с.36].
Р.Давен считает, что непрерывное образование - это знания, получаемые в течение всей жизни индивида для комплексного развития личного, социального и профессионального статуса, формальными, неформальными, информальными (кино, радио, видео, телевидение и др.) путями. Оно имеет всесторонний характер, охватывает систему улучшения образования в общеобразовательной школе, социальной жизни и на рабочем месте, с помощью средств массовой информации и других структур. Подобное непрерывное образование должно дать возможность улучшения качества жизни для тех, кто развивает свою личность, стать хорошо образованным человеком.
Польские специалисты З.Людкевич и Ю.Пульти-жицкий пишут, что что непрерывность состоит в исследовании системы образования с точки зрения преследуемых целей по элементам различных задач и образования. Это, в свою очередь, способствует достижению максимальной эффективности и значимости итогов, достигнутых на основании отдельных элементов образования. Если будет лостигнуто это требование, то тем самым будет реализован принцип непрерывности в системе образования. Некоторые исследователи (к примеру, А.С.Владиславлев) характеризуют понятие непрерывности образования как принцип непрерывности его.
Непрерывность в образовании означает индивидуализированное и усовершенствованное образование, в соответствии с жизненными ступенями человека, полное, всеохватное, и т.д. оно актуально для каждой страны, независимо от уровня развития этой страны. К примеру, в современной Европе наука и технология развиваются с такой скоростью, что информация ежегодно теряет свою актуальность на уровне 20%, таким образом, каждые 5-8 лет содержание профессионального знания полностью устаревает. Не случайно, что в рамках стратегии Европы по занятости непрерывное образование определено как всесторонний процесс обучения, предполагающий наращивание новых знаний, умений и навыков на протяже-
нии всей жизни. Сегодня в странах Европы наблюдается формирование новой парадигмы как для основного, так и дополнительного профессионального знания. Сегодня человека не обучают, он обучается сам. В рамках этой парадигмы человек учится всю жизнь. Именно этот подход определяет собой содержание будущего образования.
В 1996 году организация экономического сотрудничества и развития выдвинула перед Министерством Образования идею «непрерывное образование - для каждого!», как цель политики образования, для тех, кто хочет повысить уровень своих знаний и в той или иной форме совершенствовать свою профессиональную подготовку. Если присмотреться к смыслу выражений, связанных с понятиями пожизненного обучения, непрерывного образования, принятых в Европейской комиссии, то в ее докладе о качественных показателях в системе непрерывного образования, смысл данного понятия раскрывается следующим образом: «формальное и неформальное претворение в жизнь целенаправленной деятельности с целью совершенствования знаний, умений и навыков». Подобное утверждение позволяет думать, что принятое в западных странах выражение «пожизненное обучение» есть эквивалент для принятого в других регионах планеты выражения «непрерывное образование».
Следовательно, непрерывность в образовании означает индивидуализированное и приспособленное к условиям обучения получение человеком образования, причем полного и всестороннего. Согласно сведениям ЮНЕСКО, к понятию непрерывного образования имеет отношение примерно 20 наименований. В зарубежной литературе указывается примерно 30 определений [8]. Среди них есть такие выражения, как устойчивое образование, пожизненное образование, образование взрослых, последипломное образование (обучение), компен-саторское образование (обучение) и т.д. В международном толковом словаре по образованию приводится примерно 10 объяснений этого термина. Их сравнение показывает, что есть сходство между некоторыми токованиями. Причем в разных странах отдают предпочтение разным терминам. [8]. В США используют термин пожизненное образование, в Англии - устойчивое образование, в Швеции - вновь начатое образование и т.д. В нашей же стране в связи с указанной проблемой применяются термины непрерывное образование, пожизненное образование, образование взрослых, профессиональное (специальное) образование, дополнительное образование и т.д.
Концепция пожизненного образования основывается на принципе мотивации и направленности на непрерывное обучение на протяжении всей жизни. Пожизненное обучение понимается как обучение, которое получает человек на протяжении всей своей жизни, причем получал его как информальными, так и формальными способами. Здесь также предполагается получение образования преимущественно формальным методом или способом. Мотивация к образованию означает, что человек сознательно стремится к получению образования всегда, в любом возрасте.
Образование взрослых является составной частью системы образования, помогает гражданам приспособиться к тем изменениям, которые постоянно происходят в обществе, прежде всего, в экономике. Для этого создаются учебные программы, по которым и проходит это специализированное обучение. Согласно нормативам Международной Организации Труда и Европейского Союза, под основным контингентом взрослых понимают возраст 25-60 лет. Между образованием взрослых и традиционным образованием есть определенные различия. Если задача традиционного обучения состоит в подготовке кадров достойного гражданина для общества и необходимого кадра для экономики, то конкретно в образование взрослых входит привлечь к обучению тех
Алиева Айгюн Сейфаддин кызы педагогические
ПРОБЛЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МИРОВОЙ ... науки
граждан, кто уже завершил традиционную ступень обучения и стремится обеспечить себе возможность приспособиться к постоянно меняющимся условиям окружающего социума.
Профессиональное образование является подсистемой непрерывного образования. Эта подсистема содержит в себе процесс получения базового образования, повышение квалификации, дистанционное образование и должна быть мобильной, исходя из требований общества к постоянному обновлению науки и знаний, повышению профессиональных навыков и т.д.
Указанные понятия, хотя и близки друг другу, выполняют разные задачи с точки зрения непрерывного образования. Следует также отметить, что формирование и функционирование системы непрерывного образования в рамках одной страны приводит к образованию новых понятий и расширению и видоизменению выполняемых функций. К примеру, на сегодняшний день есть несколько терминов, имеющих примерно одинаковый смысл: непрерывное образование (continunig education), образование взрослых (adult education), периодическое образование (recurrent education), устойчивое образование (permanent education), пожизненное образование (lifelong learning).
В зарубежных странах интерес к проблеме непрерывного образования все время растет. Современное экономическое развитие требует от исполнителей постоянного обновления знаний и умений, как с точки зрения карьерного роста, так и развития самого производства. На сегодняшний день в развитых европейских странах 30-40% занятого населения имеет высшее образование. Их уровень доходов в 1,5-2 раза выше, чем у тех, кто имеет среднее образование. Для того, чтобы нормально участвовать в социальной деятельности, современному поколению следует 4 раза поменять сферу профессиональной деятельности. Те же, кто трудятся на одном месте, должны не менее трех раз в год повысить свою квалификацию.
В настоящее время ряд высших школ Европы заинтересованы в том, чтобы перейти к системе непрерывного образования. Так, примерно с середины 80-х годов прошлого столетия в этих странах, наряду с демографическим ростом населения начался рост и развитие образовательных систем. Молодое поколение стремилось в большей мере получить высшее образование, что способствовало экстенсивному росту числа вузов и завершилось увеличение расходов на образование как со стороны государства, так и частного сектора. Наряду с этим следует отметить, что в большинстве случаев их спонсирует Организация Экономического Развития и Сотрудничества (Европа). Сейчас, когда за студенческий контингент разворачивается борьба и конкуренция, в условиях уменьшения роста населения и повышения платы за обучение на рынке труда падает потребность в деятельности вузов и уменьшаются дотации со стороны государства.
Следует отметить, что идеи ЮНЕСКО относительно непрерывного образования приняты и поддерживаются во многих странах. Так, в Германии непрерывное образование стало одним из основных приоритетов государства. Ведется работа по привлечению населения к продолжению образования, людей психологически ориентируют на получение такого образования, формируется и совершенствуется правовая база, расширяется сеть организаций в сфере непрерывного образования с тем, чтобы обеспечить в этом все потребности взрослого населения страны. Материальная сторона также стабильно обеспечивается, поскольку выгоды здесь большие.
Согласно законодательству тем, кто вне работы ходит на дополнительные курсы обучения, выдаются земельные наделы. В университетах разработано свыше тысячи программ относительно непрерывного образования. Здесь приняты несколько форм непрерывного образования: общее и профессиональное. Первый вид об-110
разования направлена на удовлетворение потребностей граждан в обшем образовании. В качестве примера можно показать образовательные курсы только для взрослых или только для женщин. Второй вид образования связан с организацией профессионального образования граждан. Именно этот тип образования является существенной частью образования, и длительность подобных курсов бывает от двух дней до двух лет. Одновременно используются возможности дистанционного образования и модульного принципа организации курсов. В Германии и Австрии организация подобных курсов для взрослого населения поощряется особой системой грантов. В указанных странах учебные программы для взрослых разрабатываются и апробируются.
В Англии существенную роль в организации пожизненного образования играют университеты. Среди них следует выделить деятельность факультета непрерывного образования в Кембриджском университете. Ежегодно на этом факультете проходят обучение около 15 тысяч человек, причем некоторые обучаются сразу на двух или трех курсах. Среди слушателей, наряду с теми простыми гражданами, кто хочет изучить какую-либо сферу деятельности, есть также и представители бизнеса и профессиональных организаций, а также международных групп, которые также повышают свою квалификацию на различных курсах.
Во Франции действует государственная система в сфере совершенствования знаний и навыков граждан. Ведущую роль в организации непрерывного образования играют университеты и соответственно функционируют при них факультеты непрерывного образования. На сегодняшний день в большинстве вузов Франции организованы различные курсы для взрослых. Среди слушателей 80% работает, ищут работу 10%, все они вернулись за парту после большого перерыва. Во Франции есть ри категории учебных программ по непрерывному обучению: кратковременные курсы, где не дают официального документа, но вручают сертификат, краткосрочные курсы, которые завершаются вручением диплома, курсы, достигающие требуемого национального уровня [13].
В Швеции повышением квалификации занимаются частные вузы, вместе с тем ведущей организацией является Объединение по повышению квалификации, которое функционирует с 1951 года. Здесь работает 420 человек. Наряду с этим повышением квалификации занимаются независимые группы (в особенности в сфере здоровья и культуры).
Можно подытожить, что в зарубежных странах проблемы в непрерывном образовании есть, и они следующие:
1. Системный подход: всесторонне учитываются специфические цели и задачи, предложение и спрос, формальные и неформальные методы в каждой сфере образования.
2. Сосредоточение внимания на слушателе: переход от предложения к спросу, от формального образования к реальному, на основе спроса слушателя.
3. Развитие мотивации как фундаментальной основы непрерывного образования.
4. Разнообразие в образовании: индивидуальное развитие, то есть приобретение новых знаний, как экономических, социальных, культурных целей.
Поскольку в обществе, в особенности в экономической жизни происходят стремительные изменения, непрерывное образование необходимо не только для отдельных лиц, но и для тех, кто владеет различными профессиями и тем, кто находится на государственном обеспечении. Наряду с этим повышение квалификации выступает не только как средство решения экономических проблем. К примеру, таких, как безработица. В целом повышение квалификации имеет большие перспективы в плане развития как индивидов, так и всего общества.
Одной из организаций, которая способствует после-Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 2(15)
Алиева Айгюн Сейфаддин кызы
ПРОБЛЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МИРОВОЙ ...
довательному усвоению знаний, участвует в системе образования как его составной элемент, помогает систематизировать знания, умения и навыки каждого обучающегося лица, каждому из участников образовательного процесса, начиная от школьника, кончая студентом и взрослыми, обучающихся в системе непрерывного образования, является библиотека [4, с.3]. Известно, что библиотеки имеют большое значение в эффективной организации учебного процесса. В зарубежных странах библиотеки играют незаменимую роль в организации системы непрерывного образования. Как отмечают специалисты, библиотеки являются естественным фокусом в умении координировать усилия всех человеческих ресурсов. Следует отметить, что американские библиотековеды считают, что система непрерывного образования есть основа для организации массового библиотечного дела. Библиотеки в США являются первыми организациями в стране, которые стали оплачиваться налогоплательщиками. Причем они были своего рода неформальным учебным заведением для продолжения образования у взрослых, т.е. непрерывного образования. Все это служит развитию народного образования. В 40-е годы в библиотеках США были созданы информационные центры, которые играли координирующую роль в системе библиотек. Они обеспечивали желающих информацией в первую очередь о возможностях обучения и специальностях на курсах, которые организовывали различные организации. Они помогали потенциальным слушателям сделать правильный выбор.
Современные ИКТ сделали возможным оснащение учебных заведений США и Европы, вернее, их библиотек, электронным каталогом, электронными учебниками, полнотекстовыми ресурсами, возможностями электронных документов, веб-сайтов, мульти-медиа, и проч. Обычно библиотеки вузов развитых зарубежных стран -самые богатые и развитые. Они принимают близкое участие в организации системы непрерывного образования. В качестве примера можно привести деятельность библиотек Немецкого независимого университета, а также Оксфордского и Эдинбургского в Великобритании.
Они отличаются своей подвижностью, мобильностью, умением идти в ногу со временем, стремлением приносить больше пользы. В Дортмундском университете в Германии библиотека работает круглые сутки, в итоге студенты могут заниматься здесь в любое время суток, удобное для них. Кроме того, положительно влияет на численность посетителей то, что книги в целом стоят достаточно дорого, имеются ограничения в копировании. В этом отношении фонды массовых библиотек и электронные ресурсы дают много шансов для нормальной самоподготовки студентов и слушателей курсов. Помимо этого, использование новейших ИКТ (Интернет и проч.) значительно расширили возможности библиотек. Их применение привело к тому, что появились веб-серверы, возможности использования отдаленных данных, электронных библиотек, цифровых медиатек и пинакотек. Новые эффективные технологии, в том числе применение дистанционного образования широко применяются в вузовских библиотеках.
Дистанционное образование является основной составной частью образования. Эта форма обучения значительно развита в европейских странах. Кстати, эта форма обучения дороже, чем другие. Во Франции 70% обучающихся предпочитают этот вид обучения. Это связано с тем, что дистанционное обучение дает возможность учиться без отрыва от производства. Причем можно учиться по разным специальностям и в разных вузах. Независимо от географического расстояния обучение осуществляется через Интернет. Оно становится общемировым. Это образование носит гуманитарный характер и предоставляется всем людям, независимо ни от чего. Следует отметить, что дистанционное образование проводится вжизнь без помощи учителя. Электронную информацию используют визуально.
С этой целью применяют технологии мультимедиа, видео-уроки, обучающие программы, интеллектуальные тесты. Информационное обеспечение дистанционной формы обучения заставило библиотеки перейти к современной электронной форме, т.е. создаются виртуальные библиотеки, системы корпоративных библиотек. Здесь уделяется внимание полноте и содержательности информации.
В настоящее время во многих странах создаются собственные модели дистанционного образования. Стремительно растет число образовательных учреждений разного профиля, а число обучающихся здесь взрослых уже опережает число студентов или школьников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Агамалиев Р., Кязымзаде А. Говоря о непрерывном образовании.../ // журнал «Азербайджанская школа», 200б, №1, с. 28-39 (на азербайджанском языке)
2. Бахшалиев В.И. Образование взрослых как требование времени // газета «Тахсил», 21 декабря 2004 года (на азербайджанском языке)
3. Меморандум Европейского Союза о непрерывном образовании. Лиссабон. Декабрь, 2000 // www. sciencedirect.com/science/article
4. Халафов А.А. Социальные функции современных библиотек // Библиотековедение и библиография. Научно-теоретический и практический журнал, 1999, № 2, c.3-33 (на азербайджанском языке)
5. Гамбургская декларация об образовании взрослых. Июнь 1997 года // www.un.org/ru/documents/decl_ conv/declarations/hamburg_decl.shtml
6. Герман М.В. Непрерывное образование: эволюция развития, объективная реальность // Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2012. № 2 (18) С.147-154.
7. Зайцева О.В. Непрерывное образование: основные понятия и определения. Вестник ТГПУ. 2009. Выпуск 7 (85), c.106-109
8. Иванова Л. А. История возникновения идеи непрерывного образования и современное состояние проблемы // Образование: исследования в мире [Электрон. ресурс]. M.: http://www.oim.ru/
9. Кузьмичева Е.И. Непрерывное образование взрослых для устойчивого развития общества. // Евразийская интеграция: Экономика, право, политика. 2010, № 7
10. Нгуен Тхи Донг. Создание системы непрерывного профессионального образования // Научные и технические библиотеки. №10, 2007, с.15-22
11. Сорокоумова Г.Д. Развитие теории непрерывного образования. - М.: 1982. - 314 с.
12. Чикуров О. Образование взрослых и занятость в Германии. М.: // Новые знания. №3, 2004, s.42-44
13. Непрерывное образование // http//Ecsoman.hse.ru