УДК 343.263
ПРОБЛЕМЫ НАЗНАЧЕНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ
THE PROBLEMS OF ASSIGNMENT AND EXECUTION OF INPRISONMENT Т.В. НЕПОМНЯЩАЯ (T.V. NEPOMNYATSHAYA)
Рассматриваются вопросы, связанные с законодательной регламентацией, назначением и исполнением наказания в виде ограничения свободы.
Ключевые слова: наказание, виды наказаний, ограничение свободы, назначение наказания, исполнение наказания.
The article is about the questiones connected with legislative regulation, assignment and execution of inprisonment.
Key words: punishment, kinds of punishment, inprisonment, assignment of punishment, execution of punishment.
В связи с принятием Федерального закона от 27 декабря 2009 г. № 377-ФЗ с 10 января 2010 г. в нашей стране введены в действие положения Уголовного и Уголовноисполнительного кодексов РФ о наказании в виде ограничения свободы. При этом введенное наказание принципиально отличается от одноименного наказания, ранее закрепленного в УК и УИК РФ.
Ограничение свободы как вид наказания сейчас представляет собой комплекс устанавливаемых судом ограничений и обязанностей, исполняемых осужденным без изоляции от общества под надзором специализированного государственного органа - уголовно-исполнительной инспекции.
Данный вид наказания как альтернатива лишению свободы широко применяется в Польше, Казахстане, Беларуси и некоторых других государствах. Его аналогами являются домашний арест с электронным мониторингом в США, запрет осужденному покидать в определенные часы установленное место проживания (включающий электронное наблюдение) в Англии, режим полусво-боды во Франции и т. д.
В соответствии с действующей редакцией ст. 53 УК РФ, назначая данное наказание,
© Непомнящая Т.В., 2010
суд может возложить на осужденного пять ограничений'. 1) не уходить из дома (квартиры, иного жилища) в определенное время суток, 2) не посещать определенные места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования,
3) не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования,
4) не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях, 5) не изменять место жительства или пребывания, место работы и (или) учебы без согласия уголовно-исполнительной инспекции. Суд также может возложить на осужденного обязанность являться в уголовно-исполнительную инспекцию от одного до четырех раз в месяц для регистрации. При этом установление судом осужденному ограничений на изменение места жительства или пребывания без согласия уголовноисполнительной инспекции, а также на выезд за пределы территории соответствующего муниципального образования является обязательным.
Ограничение свободы может назначаться судом как основной вид наказания на срок от 2 месяцев до 4 лет за совершение преступлений небольшой и средней тяжести и как
дополнительный вид наказания к лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ на срок от 6 месяцев до 2 лет.
Ограничения, предусмотренные в действующей редакции ст. 53 УК РФ, могут быть применены в полном объеме или в какой-либо части. По характеру налагаемых судом ограничений и с учетом сроков их назначения наказание является довольно серьезным, поскольку ограничивает права и свободы человека на его перемещение, посещение определенных мест, использование определенных форм досуга, выбор места работы, учебы. При этом данные ограничения обеспечиваются угрозой замены ограничения свободы реальным лишением свободы из расчета два дня ограничения свободы за один день лишения свободы.
Необходимо отметить, что в связи с принятием Федерального закона от 27 декабря 2009 г. № 377-ФЗ из системы наказаний, предусмотренной для несовершеннолетних (ст. 88 УК РФ), исключен арест и введено наказание в виде ограничения свободы. Данная законодательная новелла представляется своевременной и целесообразной. Во многом это связано с тем, что перспективы реального применения на практике ареста как вида наказания не велики из-за того, что у государства нет средств на строительство арестных домов. Большинство наказаний, не связанных с лишением свободы, предусмотренных ст. 88 УК РФ в отношении несовершеннолетних (штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью, обязательные и исправительные работы), на практике практически не применяются. Одним из наиболее распространенных наказаний, назначаемых судами несовершеннолетним, является лишение свободы. Поэтому у ограничения свободы есть реальные перспективы стать альтернативой лишению свободы в отношении этой категории осужденных. Важно и то, что по объему и характеру карательных ограничений этот вид наказания представляется достаточно целесообразным в отношении несовершеннолетних и более перспективным, чем обязательные и исправительные работы, а тем более штраф и лишение права заниматься определенной деятельностью.
Важное значение имеют также изменения, внесенные в санкции норм Особенной части Уголовного кодекса РФ, поскольку они способствуют реализации принципов дифференциации уголовной ответственности и наказания и справедливости. Кроме того, до принятия Федерального закона от 27 декабря 2009 г. многие санкции устанавливали за совершение преступлений наряду с лишением свободы ограничение свободы и (или) арест (ч. 2 ст. 108, ч. 3 ст. 109, ст. 110, ч. 1 ст. 112, ч. 2 ст. 114 УК РФ и др.). А поскольку последние два вида наказания реально на практике не применялись, эти санкции фактически утрачивали свой альтернативный характер и предусматривали только лишение свободы.
По мнению начальника Отдела исполнения уголовно-правовых мер Управления организации исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества ФСИН РФ Т. Никитиной, «приблизительное количество осужденных к ограничению свободы в 2010 году составит 76 тысяч. В следующем, 2011 году, эта цифра удвоится, поскольку средний срок такого наказания составляет два года, а значит, количество осужденных в следующем году прибавится к соответствующему числу уже отбывающих такое наказание. В дальнейшем ежегодное количество осужденных к ограничению свободы существенно вряд ли изменится и будет составлять примерно 150 - 160 тысяч человек. Этот прогноз основан на анализе судебной статистики по преступлениям средней тяжести, таких, например, как кража» [1].
К новому виду наказания уже приговорен безработный житель города Тобольска, 1980 г. рождения, укравший мобильный телефон у своей знакомой. Он полностью признал свою вину и раскаялся в содеянном. Мировой суд приговорил его к одному году ограничения свободы. В течение всего срока наказания подсудимый обязуется не покидать постоянного места жительства с 22 часов вечера до 6 часов утра, если отсутствие не будет связано с трудовой деятельностью. Кроме того, осужденный не имеет права появляться в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения, менять прописку и место проживания, а также выезжать за пределы города без согласия специализированного государственно-
го органа, осуществляющего надзор за отбыванием наказания [2].
Для России само по себе введение ограничения свободы как наказания, альтернативного лишению свободы, имеет, несомненно, большое значение. Основное преимущество такого наказания в том, что лицу дается ещё один шанс исправиться и не оказаться под влиянием криминальной среды. Важно, что не разрываются социально полезные связи, не утрачивается место работы.
Но ограничение свободы в том виде, в котором оно закреплено сейчас в УК и УИК РФ, не лишено ряда серьезных недостатков. Во-первых, этот вид наказания весьма сходен с условным осуждением. Правовое положение осужденных к ограничению свободы фактически не отличается от правового положения условно осужденных лиц, о чём свидетельствует сопоставление порядка и условий отбывания ограничения свободы. Во многом совпадают предусмотренные для этих категорий осужденных ограничения: и те и другие осужденные обязаны являться по вызову в уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства, которые осуществляют надзор в отношении них и ведут персональный учет.
Во-вторых, характер и объем правоог-раничений, которые влечет ограничение свободы, не позволяет этому виду наказания занять то место в системе наказаний, которое ему было отведено изначально. В системе уголовных наказаний этот вид наказания должен идти после наказания в виде штрафа или, во всяком случае, до наказания в виде обязательных работ. Но законодатель не изменил место ограничения свободы в системе наказаний. Не изменена и последовательность изложения видов наказаний в санкциях статей Особенной части УК РФ, предусматривающих альтернативные ограничению свободы наказания. Таким образом, нарушается принцип построения системы наказаний от менее строгого к более строгому виду наказания.
В-третьих, основное содержание наказания в виде ограничения свободы заключается, как уже отмечалось, в ряде ограничений. Но всё это имеет смысл только при установлении механизма контроля за исполнением этих ограничений.
В настоящее время Европейской комиссией - проектом ТАСИС - по развитию форм и методов психологического воздействия на преступников и контроля над их поведением нашему государству выделен грант в 3 миллиона евро и на эти деньги закуплены электронные браслеты французско-израильского производства. К браслету в комплекте идут передатчик и стационарное передающее устройство, устанавливаемое по месту отбывания наказания. Стоимость одного такого комплекта - 2 500 евро. Электронные браслеты уже были испытаны на осужденных в колониях-поселениях Московской области, Рязани и Перми. Недавно в колонии-поселении №10 Воронежской области начат эксперимент, в рамках которого электронные браслеты применены к 200 осужденным. Эксперимент продлится три года, и за это время предстоит выяснить: каковы затраты на электронные средства слежения и оборудование; какой должна быть тактика реагирования сотрудников ФСИН на возникающие ситуации; какое влияние браслеты оказывают на психику человека; как работает электроника в условиях российских морозов и многие другие. В 2010 г. планируется также наладить выпуск отечественных электронных браслетов, которые придется носить осужденным к ограничению свободы. Они лучше по техническому состоянию и дешевле иностранных аналогов. Но пока речь идет об опытно-установочных партиях. Всё будет зависеть от того, сколько средств выделят на эти цели.
Контролировать осужденных к ограничению свободы планируется при помощи электронных браслетов, подключенных к системам GPS и ГЛОНАСС, а также с помощью всех средств аудио- и видеозаписи. Сейчас Министерство юстиции и Министерство внутренних дел РФ разрабатывают законопроект о контроле за лицами, осужденными к ограничению свободы.
На наш взгляд, данный вид наказания будет иметь смысл только при хорошо отлаженной системе надзора и контроля над осужденными лицами. В соответствии со ст. 471 УИК РФ, эти функции возложены на уголовно-исполнительные инспекции. Но ввиду большой нагрузки на сотрудников, отсутствия должного финансирования и материаль-
но-технической базы, осуществление полноценного контроля за тем, действительно ли осужденные не уходят из дома в определенное время суток, не посещают места проведения массовых и иных мероприятий, не участвуют в указанных мероприятиях и т. д., практически не возможно. На наш взгляд, без хорошо отлаженного механизма электронного мониторинга с помощью электронных браслетов наказание в виде ограничения свободы вообще не имеет смысла.
Таким образом, несмотря на то, что сам факт введения наказания в виде ограничения свободы как альтернативы лишению свободы
имеет большое значение, этот вид наказания не лишен ряда недостатков. Важно и то, что необходимо скорейшее решение проблемы электронного мониторинга лиц, осужденных к ограничению свободы.
1. Интервью с начальником Отдела исполне-
ния уголовно-правовых мер Управления организации исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества ФСИН РФ Т. Никитиной [www-документ] // Федеральная служба исполнения уголовных наказаний. - иКЬ: http://www.fsin.su/
main.phtml?aid=2611
2. Российская газета. - 2010. - 28 января.