Научная статья на тему 'Проблемы научно-методического сопровождения введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования'

Проблемы научно-методического сопровождения введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пантюхина Н. Н.

На основе теоретического анализа научной литературы, интернет-источников и изучения практики введения образовательного стандарта автор раскрывает задачи, направления и формы научно-методического сопровождения данного процесса, его основные проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пантюхина Н. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF THE SCIENTIFIC-METHODICAL ACCOMPANIMENT OF THE INTRODUCTION OF FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS FOR GENERAL EDUCATION

Based on theoretical analysis of scientific literature, Internet sources and study of educational standard author reveals tasks, directions and forms of scientific-methodical accompaniment of the process, its main problem.

Текст научной работы на тему «Проблемы научно-методического сопровождения введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»

1997. - 136 с.

8. Атаманчук П.С. Целевой принцип построения учебника: Материалы Международной научной конференции ["Учебники естественонаучного цыкла в системе среднего и высшего образовании"] / П.С. Атаманчук. — Могилев, 2012. — С3-8.

9. Атаманчук П.С. Яшсть освгги як проблема дидактики ф1зики: Педагопка i психолопя / П.С. Атаманчук, О.1. Ляшенко. — Педагопчна преса, 2011. - Вюник НАПН Украни. № 4 (73). - С. 8-12.

10. Атаманчук П.С. Основы управления процессами компетентностного становления будущего педагога / П.С.Атаманчук, А.Н. Кух, В.П. Атаманчук, Р.Н. Билык, А.М Николаев, О.Н. Семерня // Harmonious personal development problem in relation to specifi city of modern education and socialization processes». Peer-reviewed materials digest (collective monograph) published following the results of the CXXXI International Research and Practice Conference and III stage of the Championship in Psychology and Educational sciences (London, October 5 - October 11, 2016)/International Academy of Science and Higher Education; Organizing Committee: Т. Morgan (Chairman), B. Zhytnigor, S. Godvint, A. Tim, S. Ser-dechny, L. Streiker, H. Osad, I. Snellman, K. Odros, M. Stojkovic, P. Kishinevsky, H. Blagoev - London: IASHE, 2016. - P. 16-20.

11. Атаманчук П.С. Поеднання двох начал тзнавально1 активносл як зааб компетентнюних досягнень iндивiда / П.С. Атаманчук, В.П. Атаманчук // XII Международная конференция «Стратегия качества в промышленности и образовании» (20 мая - 2 июня 2016 г., Варна, Болгария): Международный научный журнал Acta Universitatis Pontica Euxinus (Cпециальный выпуск) / [упорядники: Хох-лова Т.С., Хохлов В.О., Юмстач Т.В.]. - Дншропет-ровськ - Варна, 2016. - 728 с. - С. 317-320.

12. Атаманчук П. С., Кух А. М. Узгодження нормативних критерпв оцшювання навчальних до-

сягнень учшв з вимогами особиспсно opieHTOBa-ного навчання фiзики / П.С. Атаманчук, А.М. Кух.

- Фiзикa та aстpoнoмiя в школ^ 2002. - № 1. - С. 17-20.

13. Мендерецький В.В. Навчальний експери-мент в CTCTeMi тдготовки вчителя фiзики : моно-гpaфiя / В.В. Мендерецький. - Кам'янець-Подшьсь-кий : Кам'янець-Подшьський державний ушверси-тет, редакцшно-видавничий вщдш, 2006. - 256 с.

14. Атаманчук П. С.. Управление процесом ста-новлення будущего педагога. Методологические основы: Монография. - Издатель: Palmarium Academic Publishing ist ein Imprint der, Deutschland, 2014. - 137 p. (ISBN:978- 3-639-84513-6; email: info@palmarium-publishing.ru).

15. Атаманчук П.С. . Яшсть навчання та прогноз його результапв як феномен управлшня цими процесами / П.С. Атаманчук. - Фiзикa та астро-нoмiя в шкoлi, 2010, № 11-12. - С. 3-9.

16. Atamanchuk P.. Важные предпосыпки компетентностного становления будущего педагога / P. Atamanchuk , V. Atamanchuk, R. Bilyk.

- "Issues of upbringing and teaching in the context of modern conditions of objective complication of the person's social adaptation processes". Peer-reviewed materials digest (collective monograph) published following the results of the CXXXVIII International Research and Practice Conference and I stage of the Championship in Psychology and Educational sciences (London, February 9 - February 15, 2017) / International Academy of Science and Higher Education; Organizing Committee: Т. Morgan (Chairman), B. Zhytnigor, S. Godvint, A. Tim, S. Serdechny, L. Streiker, H. Osad, I. Snellman, K. Odros, M. Stojkovic, P. Kishinevsky, H. Blagoev - London: IASHE, 2017. - 82 p. - P. 10-13.

17. Atamanchuk P., Menderetsky V., Nikolaev A., Chornaia O. The competence of the future expert status. - Scientific Light, 2017. - VOL 1, No 5. -Wroclaw, Poland. P. 84-92.

ПРОБЛЕМЫ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Пантюхина Н.Н.

Министерство образования Московской области, первый заместитель министра образования,

Красногорск

PROBLEMS OF THE SCIENTIFIC-METHODICAL ACCOMPANIMENT OF THE INTRODUCTION OF FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS FOR GENERAL

EDUCATION

Pantjuhina N.N.

Ministry of education, Moscow region, first Deputy Minister of education, Krasnogorsk

АННОТАЦИЯ

На основе теоретического анализа научной литературы, интернет-источников и изучения практики введения образовательного стандарта автор раскрывает задачи, направления и формы научно-методического сопровождения данного процесса, его основные проблемы.

ABSTRACT

Based on theoretical analysis of scientific literature, Internet sources and study of educational standard author reveals tasks, directions and forms of scientific-methodical accompaniment of the process, its main problem.

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, общее образование, научно-методическое сопровождение введение образовательного стандарта.

Keywords: Federal State educational standard, education, scientific and methodological support for the introduction of the educational standard.

Введение Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) в системе российского общего образования является сложным и многоплановым процессом, требующим системной деятельности органов управления образования, методических служб, образовательных организаций, четкой программы действий с учетом имеющихся ресурсов -нормативных, кадровых, научно-методических и пр.

Информационный массив выявления проблем научно-методического сопровождения введения ФГОС был составлен на основе анализа:

- практики сопровождения процессов введения ФГОС общего образования на уровне функционирования муниципальных методических служб и образовательных организаций (всего - 16 субъектов

РФ);

- материалов всероссийских и региональных научно-практических конференций по вопросам введения ФГОС;

- материалов научных исследований и электронных ресурсов.

Анализ научно-педагогических и нормативно -правовых источников, информационных ресурсов показал, что при введении ФГОС происходят серьезные изменения в образовательной системе школы на всех уровнях, а именно: изменяются образовательные цели; содержание образовательных программ; структура и условия образовательного процесса; технологии обучения и воспитания; организационные механизмы контроля качества образования; содержание и формы методической работы. Соответственно в субъектах РФ проведена значительная работа: создана разветвленная инфраструктура поддержки введения ФГОС; определены новые направления в работе научных и методических структур по обновлению содержания образования и педагогических технологий; сформированы пакеты нормативных и организационно-методических материалов; выявлено состояние готовности школ к введению ФГОС, разработаны и апробированы алгоритмы его введения; выявлены пути оптимизации условий организации образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС; приобретен опыт функционирования новой системы оценки и мониторинга качества образования; созданы методические рекомендации и программы дополнительного профессионального образования для учителей и руководителей школ по различным аспектам реализации ФГОС.

В результате анализа было установлено, что научно-методическое сопровождение введения ФГОС направлено на решение следующих задач: систематизацию нормативных документов, методических материалов и средств обучения; повышение профессионализма и развитие творческого потенциала педагогов; интенсификацию образовательного процесса; интегрирование, дифференцирование и профилизацию образовательных программ; внедрение современных образовательных технологий.

Научно-методическое сопровождение, как правило, включает в себя необходимую информацию, учебно-методические комплексы, разнообразные методические средства, обеспечивающие эффективную реализацию ФГОС и постоянный доступ всех субъектов образования к информации об условиях, качестве и результатах реализации основной и дополнительных образовательных программах.

Научно-методическое сопровождение введения ФГОС разрабатывается на различных иерархических уровнях системы образования: федеральном, региональном, муниципальном и уровне образовательной организации, каждый из которых имеет свою специфику. На федеральном уровне разрабатываются основные нормативно-правовые, организационные и методические документы (приказы, методические письма и рекомендации, регламенты и пр.). На региональном уровне создаются группы по внедрению и разработке основных образовательных программ различных уровней образования; организуется апробация федеральных методических рекомендаций на пилотных площадках; проводятся совещания, семинары, научно-практические конференции; разрабатываются планы-графики повышения квалификации. На муниципальном уровне осуществляется: методическое сопровождение разработки и реализации основных образовательных программ; методическая работа с педагогическими кадрами; поддержка образовательных организаций, их взаимодействия друг с другом и социальными партнерами; информационное сопровождение муниципальной системы образования и ОО. На уровне образовательных организаций происходит: формирование банка нормативно-правовых документов и локальных актов; разработка и реализация планов методического сопровождения введения ФГОС; непрерывное повышение квалификации педагогических работников через систему внутреннего обучения, проведение

инструктивно-методических совещаний; разработка образовательной программы и модели организации образовательного процесса; работа творческих и исследовательских групп педагогов.

Анализируя иерархические уровни системы образования (от федерального до уровня образовательной организации), было выявлено, что в структуре научно-методического сопровождения проявляются инвариантный и вариативный блоки. Инвариантный блок представляет собой поступательное, вертикально-ориентированное (сверху - вниз) движение процесса разработки регламентирующей документации, научно-методических материалов и организационных мероприятий. Разработка вариативного блока имеет нелинейный характер и динамическую структуру, которые обуславливаются разноуровневыми взаимодействиями субъектов образовательного процесса на муниципальном уровне. Причем, чем ниже иерархический уровень - тем больше возможностей для вариативности появляется, вплоть до уникальности научно-методического сопровождения профессиональной деятельности отдельного педагога.

Анализ практики разработки научно-методического сопровождения введения ФГОС на муниципальном уровне позволил выделить четыре направления, по которым эта деятельность осуществляется:

- научно-методическое сопровождение разработки и реализации основных образовательных программ, которое предполагает решение нормативно-правовых, методических, информационных, консультационных, экспертных задач.

- научно-методическая работа с педагогическими кадрами, обеспечивающими введение ФГОС, решающая задачи обеспечения эффективности системы непрерывного профессионального развития педагогов с использованием современных технологий управления человеческими ресурсами и гибких вариативных способов освоения новых компетенций, как по запросам личности, так и по заказу общества.

- поддержка образовательных организаций, их взаимодействия друг с другом и социальными партнерами, включая создание и сопровождение сетевых методических структур и муниципальных ста-жировочных площадок.

- создание в муниципальном пространстве единой информационной образовательной среды для доступа к информации всех субъектов образовательного процесса.

Проведенный анализ позволил установить ряд проблем, связанных с инновационным характером ФГОС, устойчивостью и консерватизмом педагогической среды, сформированным за долгие годы функционирования системы общего образования в «знаниевой» парадигме:

• недостаточную разработанность образовательных программ в части формирования универсальных учебных действий обучающихся (УУД) и их преемственности на ступенях начальной, основной и старшей школы;

• преобладание традиционных подходов к

организации образовательного процесса не только у опытных, но и у молодых педагогов (ориентация педагогов на предметные результаты);

• отсутствие у многих учителей мотивации и готовности к конструированию структурных компонентов основной образовательной программы и использованию новых педагогических технологий;

• неразработанность механизмов, методик диагностики и оценки достижений требований ФГОС во взаимосвязи личностных, метапредметных и предметных результатов (результаты опроса учителей показали, что, несмотря на практически 100% курсовую переподготовку или повышение квалификации учителей по проблемам ведения ФГОС, именно вопросы формирования и оценки УУД являются для них наиболее сложными);

• косность системы профессиональной переподготовки, повышения квалификации руководящих и педагогических кадров, ориентированной преимущественно на обеспечение теоретической подготовки и не предполагающей посткурсовое сопровождение педагогов;

• нарушение оптимального равновесия между традициями и новациями, внедрение новаций без необходимого уровня научно-методической подготовки учителя и пр.

Решить названные и некоторые другие проблемы возможно, если организовать целенаправленное, системное и систематическое научно-методическое сопровождение всех субъектов образования: руководителей образовательных организаций, педагогических кадров, родителей, общественности. Однако контент-анализ публичных отчетов образовательных организаций, сайтов муниципальных методических служб и органов управления образования свидетельствует о том, что системы научно-методического сопровождения введения ФГОС на уровнях муниципальных методических служб и общеобразовательных организаций пока не сложилось. Выявленное проблемное поле актуализирует необходимость:

• разработки моделей научно-методического сопровождения преемственности содержания и технологий обучения в соответствии с требованиями ФГОС начального, основного и среднего общего образования;

• разработки моделей научно-методического сопровождения преемственности программ развития УУД в процессе реализации ФГОС;

• разработки системы мониторинга урочных и внеурочнх достижений обучающихся, методик проведения стартовой и итоговой диагностики уровня сформированности УУД, оценки качества образования, проведения образовательной рефлексии.

• разработки научно-методических рекомендаций по вопросам совершенствования управления образовательной организацией в условиях преемственной реализации ФГОС;

• диссеминации опыта работы общеобразовательных организаций по реализации ФГОС;

• информационного сопровождения реализации ФГОС в муниципальных системах образования, используя Интернет-ресурс, федеральные и региональные научно-методические журналы и СМИ, информационно-выставочные залы и др.;

• создания условий для повышения мотивации профессионального самосовершенствования руководителей и педагогов школ;

• проведения практикумов с учителями с привлечением педагогических работников школ по вопросам проектирования рабочих программ учебных предметов обязательных предметных областей учебных планов и различных учебно-методических материалов в соответствии с ФГОС.

Анализ показал, что наиболее проблемным является разработка качественного методического сопровождения и обеспечения обновления содержания и технологий образования в условиях реализации ФГОС на муниципальном уровне, наиболее приближенном к практике образования. Зачастую научно-методическое сопровождение данного уровня отсутствует или дублирует региональный (федеральный уровень).

В условиях введения ФГОС ООО и СОО особенно актуальны вопросы мотивационно-психоло-гической и методической готовности учителей. С этой целью в общей системе научно-методического сопровождения должен занимать приоритетное место блок мероприятий по сопровождению педагогов. Положение усугубляется тем, что в настоящее время школьным учителям приходится работать в ситуации высокой неопределенности, основными источниками которой, по справедливому мнению авторского коллектива под руководством М.Н. Пе-взнера, являются: динамика внешней среды; развитие школы как организации; изменение технологий педагогической деятельности; личностный рост и развитие ребенка, динамика его индивидуального опыта, расширение жизненного пространств [1].

Естественно, что эффективность деятельности учителя неизбежно будет зависеть от степени неопределенности, которая является одной из характеристик введения ФГОС. Чем выше неопределенность, тем в большей степени учитель может и должен принимать собственные решения, проявлять креативность в решении возникающих проблемных ситуаций, преодолевать стандартные модели поведения и деятельности, делать профессионально-педагогический выбор, брать на себя ответственность.

С другой стороны, неопределенность неизбежно будет ограничивать возможности прогнозирования результатов образовательной деятельности, что необходимо в условиях введения ФГОС. Очевидно, что действие в условиях высокой неопределенности имеет, как следствие, значительную степень риска в достижении планируемых в стандарте результатов.

Это обстоятельство требует определенных действий по сопровождению учителя, оказанию ему необходимой психологической, методической помощи. Причем формы этой помощи должны не только уменьшать степень профессионального риска при решении задач введения ФГОС, но и поддерживать творческое начало, стимулировать инновационную деятельность как учителя, так и в целом школы.

Проведя теоретическое исследование, мы пришли к выводу, что научно-методическое сопровождение реализации ФГОС можно рассматривать с двух позиций: как процесс и как результат. Как процесс, научно-методическое сопровождение введения ФГОС - это планирование, разработка, создание и освоение субъектами образования оптимальной системы учебно-методической документации, научно-методических материалов, средств обучения и контроля, необходимых для эффективной организации образовательного процесса в рамках времени и содержания, определяемых соответствующей образовательной программой. Как результат - это совокупность нормативно-правовых документов, учебно-методических и научно-методических материалов (планов, программ, методик, учебных пособий и т.д.), представляющих собой системное описание процесса введения ФГОС, которые должны быть освоены и реализованы субъектами образования на практике. В этом смысле научно-методическое сопровождение является дидактическим средством управления, комплексной информационной моделью образовательной системы, задающей структуру и отображающей определенным образом ее элементы.

Литература

1. Певзнер, М.Н. Развитие креативности в педагогической среде и создание условий для адресного научно-методического сопровождения педагогов в системе ПКРО [Текст] / М.Н. Певзнер, Е.Е. Шестернинов // Завуч. - 2004. - №5. - с. 11 - 18.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом МОН РФ от 06.10.2009г. №373 в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 №1241, от 22.09.2011 №2357, от 18.12.2012г. №1060). [Электронный ресурс].- URL: http ://standart.edu. ru/catalo g. aspx?Catalo gId=959 .

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом МОН РФ от 17 декабря 2010г. №1897). [Электронный ресурс]. - URL: http ://standart.edu. ru/catalo g.aspx? Catalo gId=2588.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утвержден приказом МОН РФ от 6 октября 2009 г. № 413, в редакции Приказа Минобрнауки России от 29.12. 2014 № 1645) [Электронный ресурс]. - URL: http ://standart.edu. ru/catalo g.aspx? Catalo gId=2588.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.