Проблемы наследственного правопреемства и очередности наследования Problems of heritage succession and heritage facilities
В.А. Сатюкова.
Вятский государственный университет, Россия, г. Киров, e-mail: satyukova95@mail. ru
V.A. Satyukova.
Vyatka State University, Russia, Kirov, e-mail: [email protected]
Аннотация.
В статье анализируются теоретические и практические вопросы, связанные с определением круга лиц, которые могут призываться к наследованию по закону. В частности, рассматривается целесообразность включения в этот круг родственников наследодателя шестой степени родства; анализируется очередность наследования, установленная действующим законодательством, а также возможность признания наследственных прав за лицами, состоящими в гражданском браке, и за детьми, которые были зачаты после смерти отца.
Annotation.
The article analyzes theoretical and practical issues related to determining the circle of persons who may be called to inherit by law. In particular, the feasibility of including in this circle relatives of the testator of the sixth degree of kinship is considered; The sequence of inheritance established by the current legislation is analyzed, as well as the possibility of recognizing inheritance rights for persons in a civil marriage and for children who were conceived after the death of their father.
Ключевые слова: наследник; наследодатель; родственники; призвание к наследству; фактические супруги; гражданские браки; суррогатное материнство и посмертная репродукция.
Key words: heir; testator; relatives; call to inheritance; actual spouses; civil marriages; surrogacy and posthumous reproduction.
С наследованием имущества и определением порядка его правопреемства может столкнуться любой человек. Очень часть изменение законодательства, в том числе и в сфере регулирования наследственных отношения может привести к правовой неопределенности и изменению порядка возникновения, изменения и прекращения прав участников общественных отношений. Некоторые правовые нормы, касающиеся наследственного правопреемства несовершенны и требуют корректировки.
В настоящее время продолжается реформа наследственного права. Несмотря на внесение в гражданский кодекс РФ изменений и дополнений законодателем планируется дальнейшее реформирование законодательства в сфере наследственных правоотношений. В Государственной Думе Федерального Собрания РФ подготовлен для рассмотрения проект Федерального закона N 567773-6 "О внесении изменений в статью 1145 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации", предусматривающий расширение круга лиц, призываемых к наследованию по закону, до родственников наследодателя шестой степени родства. К этим лицам в законопроекте отнесены дети двоюродных правнуков и правнучек наследодателя (троюродные праправнуки и праправнучки), дети двоюродных племянников и племянниц (троюродные внуки и внучки) и дети двоюродных дядей и тетей (троюродные братья и сестры).
Законопроект разрабатывался с учетом уже проведенных отечественными учеными -правоведами исследований постсоветского законодательства.
Общие тенденции расширения круга наследников по закону отслеживаются в Российском наследственном праве на протяжении почти 40 лет. Несмотря на то, что ГК РСФСР 1964 г., ограничивал круг
наследников по закону двумя очередями, включавшими в себя наиболее близких наследодателю лиц (ст. 532). ученые правоведы продолжали свои изыскания в сторону расширения круга наследников. Ограничения круга наследником были продиктованы явным приоритетом публичных интересов над частными во всех сферах общественной жизни. Указанные выше тенденции объяснялись общими методологическими тенденциями наследственного права которые позиционировали частную собственность в качестве неотъемлемого элемента социалистической собственности. Монитористические экономические концепции требовали от юридической науки в целом и от наследственного права в частности ограничение круга наследников и запрет возможности извлечения нетрудовых доходов (ч. 3 ст. 13 Конституции СССР).
Указанные выше тенденции развития наследственного права сохранялись до принятия закона РСФСР "О собственности в РСФСР" и Конституции РФ, провозгласивших право частной собственности, а также положения о том, что право наследования гарантируется (ч. 4 ст. 35) и что человек, его права и свободы являются высшей ценностью государства, задача которого - признавать, соблюдать и защищать эти права (ст. 2).
На законодательном уровне изменение социальной парадигмы нашло свое отражение только через 10 лет. 14 мая 2001 г. после принятия Федерального закона, расширявшего круг наследников по закону до четырех очередей, включавших родственников наследодателя до третьей степени родства.
Третья часть ГК РФ была принята через полгода после расширения круга наследников, и она расширила круг наследников по закону до восьми очередей, включая родственников наследодателя до пятой степени родства (ст. ст. 1142 - 1148). Расширение круга наследников свело практически на нет возможность перехода частной собственности в государственную, поскольку наследственными правами стали наделены условно находящиеся в состоянии родства и свойства с наследодателем люди, что ранее было недопустимо по закону.
Подобные изменения в законодательстве вызвали бурное обсуждение в научных кругах с целью установления баланса частных и публичных интересов. Основные споры были вызваны многонациональностью жителей РФ у восточных народностей родственники 5 степени родства состоят в тесных социальных связях между собою, у жителей Европейской части эти же родственники фактически утратили социальные связи.
Альтернативой актуализированной модели было ограничение круга наследников до третьей степени родства и последующее за этим признание наследственного имущества выморочным с переходом права собственности в собственность субъектов Федерации, названных в ст. 1151 ГК РФ. Несмотря на логическую оправданность и рациональную обоснованность указанная выше тенденция развития наследственного права не нашла своего законодательного подтверждения.
В настоящее время предполагаемая тенденция расширения круга наследников до 9 очередей, а родственников наследодателя - до 6 степени родства продиктована общими гуманистическими концепциями развития законодательства.
Несмотря на общие гуманистические тенденции, установленная в Российском праве очередности призвания к наследованию, (ст. ст. 1142 - 1145), требует корректировки с учетом особенностей национального законодательства. В соответствии с п. 3 ст. 1145 ГК РФ пасынки и падчерицы, отчим и мачеха наследодателя призываются к наследованию друг после друга как наследники седьмой очереди (а с принятием обсуждаемых дополнений в данную норму они будут передвинуты в 8-ю очередь), т.е. они могут вступить в права наследования только при отсутствии наследников предыдущих шести (в будущем - семи) очередей.
Несмотря на спорные моменты рассматриваемой правовой очередности, хотелось бы отметить, что субъективные права и охраняемые законом интересы граждан, состоящих в повторных браках, и их детей, проживающих с мачехой или отчимом гарантируются только наследованием по завещанию, поскольку при наследовании по закону имущественные права наследодателя к ним фактически не перейдут. Для восстановления
баланса прав и обязанностей совместно проживающих лиц и фактически ведущих совместное хозяйство необходимо изменить установленную в ст. ст. 1143 - 1145 ГК РФ очередность наследования и установить право на наследство отчима и мачехи, падчериц и пасынков наследодателя в качестве наследников по закону третьей очереди вместо полнородных и неполнородных братьев и сестер родителей наследодателя и их детей, наследующих по праву представления, переместив названных лиц в четвертую очередь наследования с соответствующими изменениями в очередности других наследников по закону.
Установленная современным законодательством очередность наследования, требует дополнительных пояснений или корректировки и с других аспектов. Например, А.Ю. Касаткина отмечает, что "законодательство РФ по меньшей мере несправедливо определяет размер доли ребенка при наследовании по закону, уравнивая его с пережившим супругом, который привлекается к наследованию независимо от времени пребывания в браке". Полагая, что в последние годы получили широкое распространение мошеннические, мнимые и фиктивные браки, одной из целей которых является наследование после смерти супруга, автор предлагает "для восстановления справедливости наделить пережившего супруга правом на призвание к наследованию по закону I очереди лишь в случае пребывания в браке не менее 10 лет и закрепить, что во всех других случаях переживший супруг должен привлекаться к наследованию в качестве наследника шестой очереди".
Подобные взгляды не в полной мере соответствуют презумпции добросовестности участников общественных отношений и их дальнейшее развитие может привести к дискриминационному подходу в определении доли наследуемого имущества.
Кроме того к настоящему времени остается нерешенной проблема граждан находящихся в сожительстве в незарегистрированном браке и фактически ведущих совместное хозяйство, поскольку по мнению демографов, постепенное вытеснение официальных браков гражданскими союзами становится общей тенденцией.
Как и супруги, граждане находящиеся в сожительстве в незарегистрированном браке могут являться собственниками имущества, приобретенного на денежные средства его сожителя, который не входит в круг наследников. Устанавливаемый современным законодательством круг наследников, не распространяется на граждан, с которым умерший состоял в официально не зарегистрированных фактических брачных отношениях. Возникшая правовая ситуация создает дискриминацию в отношении указанной выше категории граждан, поскольку нетрудоспособные иждивенцы наследодателя, указанные в п. 1 ст. 1148 ГК РФ, приобретают права на наследство, при соблюдении годичного срока нахождения на его иждивении, а для нетрудоспособных иждивенцев, указанных в п. 2 той же статьи, достаточно совместного проживания с наследодателем к моменту его смерти независимо от срока. В сложившейся правовой ситуации ведение совместного хозяйства и фактические брачные отношения наследодателя не учитываются законодателем в качестве правообразующего факта.
В сложившейся ситуации сожитель наследодателя может вступить в наследственные права только в случае его нетрудоспособности и только после установления судом факта состояния на иждивении умершего, при этом права и законные интересы трудоспособных сожителей наследодателя законодателем не защищаются, что не соответствует позиции, сформулированной Европейским судом по правам человека, в соответствии с которой "не имеется правовых оснований для различения состоящих в браке лиц и не состоящих в браке сожителей при решении вопроса о выплате компенсации за моральный вред". Приведенный вывод Европейского суда, приравнивающий (правда, в иной сфере) права и законные интересы лиц, состоящих в незарегистрированном браке, к юридическим супругам, имеет весьма важное, принципиальное значение, но он противоречит пронизывающему семейное законодательство России положению о том, что фактическое сожительство мужчины и женщины без государственной регистрации брака в органах загса юридической силы
не имеет и правовых последствий не порождает.
Решение указанной выше проблемы невозможно без соответствующих изменений семейного законодательства, легализующих институт кункубината и церковного брака. Как отмечал И.А. Покровский, "в общем ходе экономического и культурного (можно добавить - и медицинского) развития неизбежно повышается и общий уровень требования личности в данной среде, соответственно чему расширяется общая система субъективных прав, так как новые потребности вызывают и новые формы для их удовлетворения.
Список используемой литературы:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 18.03.2019, с изм. от 03.07.2019).
2. . Федеральный закон от 30 марта 2016 г. N 79-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2016. N 14. Ст. 1909.
3. Федеральный закон от 14 мая 2001 г. N 51-ФЗ "О внесении изменений в статью 532 Гражданского кодекса РСФСР" // СЗ РФ. 2001. N 21. Ст. 2060.
4. Белов В.А. Круг наследников по закону // Вестник Московского университета. 2002. N 1.
5. Блинков О.Е. О расширении круга родственников, призываемых к наследованию по закону // Наследственное право. 2014. N 4.
6. Бунятова Ф.Д. О некоторых новеллах института наследования по закону в Англии // Наследственное право. 2015. N 4.
7. Бурмистрова Е.В. Установление происхождения детей при посмертной репродукции с использованием метода суррогатного материнства // http://jusücemaker.ru/view-artide.php?art=4681&id=18/.
8. Вавилин Е.В. Наследование по закону: очередность и субъектный состав // Наследственное право. 2010. N 1.
9. Долинская В.В. Наследственное право Российской Федерации: Учебное пособие. 2-е изд., изм. и доп. М., 2004.
10. Ильина О.Ю. Проблемы интереса в семейном праве Российской Федерации. М.: Городец, 2007.
11. Касаткина А.Ю. Осуществление наследственных прав ребенка в Российской Федерации: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2014.
12. Михайлова И.А. Новеллы наследственного права: проверка временем // Наследственное право. 2006.
N 1.
13. Пестрикова А.А. О наследственных правах суррогатных детей (постановка проблемы) // Наследственное право. 2007. N 2.
14. Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. М.: Статут, 1998.
15. Солодкова Т.П. Защита прав фактических супругов в наследственных правоотношениях // Наследственное право. 2009. N 2.