Научная статья на тему 'Проблемы нарушений в сфере миграции в России'

Проблемы нарушений в сфере миграции в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
миграция / иностранные граждане / права человека / migration / foreign citizens / human rights

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сергей Юрьевич Андрейцо

В статье рассматривается проблема незаконной миграции как на федеральном уровне, так и с учетом региональной специфики. Анализируется реализация миграционной политики в исследуемой сфере. Дан ряд рекомендаций по совершенствованию законодательства, а также правоприменительной практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of violations in the field of migration in Russia

The article examines the problem of Illegal migration both at the federal level and taking Into account regional specifics. The implementation of migration policy in the studied area is analyzed. A number of recommendations are given to improve legislation, as well as law enforcement practice.

Текст научной работы на тему «Проблемы нарушений в сфере миграции в России»

Закон и право. 2024. № 12. С. 69-71. Law and legislation. 2024;(12):69-71.

Научная статья УДК 342.724

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-12-69-71 NIION: 1997-0063-12/24-604

EDN: https://elibrary.ru/NZDBIE MOSURED: 77/27-001-2024-12-804

Проблемы нарушений в сфере миграции в России

Сергей Юрьевич Андрейцо

Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, Санкт-Петербург, Россия, [email protected]

Аннотация. В статье рассматривается проблема незаконной миграции как на федеральном уровне, так и с учетом региональной специфики. Анализируется реализация миграционной политики в исследуемой сфере. Дан ряд рекомендаций по совершенствованию законодательства, а также правоприменительной практики. Ключевые слова: миграция, иностранные граждане, права человека.

Для цитирования: Андрейцо С.Ю. Проблемы нарушений в сфере миграции в России // Закон и право. 2024. № 12. С. 69—71. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-12-69-71 ЕБЫ: https://elibrary.ru/NZDBIE

Original article

Problems of violations in the field of migration in Russia

Sergey Yu. Andreitco

St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation, St. Petersburg, Russia, [email protected]

Abstract. The article examines the problem of illegal migration both at the federal level and taking into account regional specifics. The implementation of migration policy in the studied area is analyzed. A number of recommendations are given to improve legislation, as well as law enforcement practice.. Keywords: migration, foreign citizens, human rights.

For citation: Andreitco S.Yu. Problems of violations in the field of migration in Russia // Law and legislation. 2024;(12):69—71. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-12-69-71 EDN: https://elibrary.ru/NZDBIE

Рассматривая влияние незаконной миграции на внутреннюю политику, следует отметить неготовность принимающих стран эффективно защищать права иностранных граждан. Более приоритетной задачей видится борьба с незаконной миграцией. Распространено мнение, состоящее в том, что защита прав иностранных граждан может привести к появлению социального иждивенчества, росту незаконной миграции. Представляется, что подобного рода мнения не всегда аргументированы.

Сегодня сложилась ситуация, когда занятые с нарушениями в трудовой миграции иностранные граждане становятся практически бесправны. В их отношении осуществляется трудовая эксплуатация. Зачастую мы имеем дело с тяжелыми, криминальными формами трудовой эксплу-

© Андрейцо С.Ю. М., 2024. LAW & LEGISLATION • 12-2024

атации, включающей ограничение свободы и физическое насилие. Можно упомянуть изъятие документов и многое другое.

Также стоит отметить, что, несмотря на угрозы, миграция восполняет дефицит рабочей силы, является ресурсом и для развития. Более того, можно для предотвращения ошибок анализировать просчеты других государств, которые необходимо принимать во внимание. Ключевым фактором, способствующим трудовой миграции, является разница в условиях оплаты труда здесь и в стране исхода.

Можно говорить о законе сообщающихся сосудов: пока в России можно будет легко находить более высокооплачиваемую работу, чем в странах бывшего Советского Союза, миграция будет носить массовый характер. И России остается только получать максимальную прибыль от подобной ситуации. При этом нужно отметить, что возмож-

ности, предоставляемые иностранным гражданам, зачастую предполагают предоставление аналогичных прав и гражданам России.

Так, в рамках создания Таможенного союза и единого экономического пространства у Беларуси, Казахстана, Киргизии и Армении, у российских граждан также появилась возможность осуществлять трудовую деятельность без оформления соответствующих разрешений.

Сохраняется достаточно высокая степень ответственности для самих иностранных граждан, в особенности в основных регионах нахождения иностранных трудовых мигрантов: в Москве и Московской области, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

При этом проведенные исследования [1; 2; 4; 6] позволяют говорить о высоких коррупционных рисках, которые сопровождают привлечение к ответственности работодателя. Сегодня реальные получатели услуг труда иностранных граждан могут уйти от ответственности через сеть других фирм, заемный труд, который российским законодательством запрещен.

Однако зачастую подобный запрет работодателями обходится. Более того, установлены весьма высоких штрафы для работодателей — до миллиона рублей за каждого иностранного гражданина, работающего без разрешительных документов.

Здесь еще раз укажем на риск коррупции. В связи с этим необходимо переходить к максимальной прозрачности миграционного контроля и привлекать на проверочные мероприятия представителей контрольно-надзорных органов, аппарата уполномоченного по правам человека, представителей институтов гражданского общества. Контролировать механизм привлечения к ответственности работодателя, безусловно, необходимо.

Мы пришли к выводу о необходимости чаще применять практику административного приостановления деятельности юридических лиц, что сейчас в рамках борьбы с нарушениями в сфере трудовой миграции практически не используется.

И сам вопрос миграции, и его освещение в медиа в 2024 г. стали более жесткими. Этому в большой степени способствовал теракт в Крокусе. Участники различных программ, депутаты и иные лица широко высказывались по этой теме, она выглядела как одна из основных в общественной дискуссии. Официальные лица делали упор на контроль, регуляцию, ограничения, защиту интересов страны. Интонация «дать или не давать», «разрешить или запретить» превалировала.

Активно заговорили о законодательных изменениях, которые наконец наведут полный порядок в миграции. Так, отдельные депутаты высту-

пили с рядом инициатив, касающихся миграции. Концепция миграционной политики активно критиковалась со стороны гражданского сектора, и власть, вероятно, ставила перед собой задачу показать, что работа в этом направлении идет.

В целом эти эпизоды свидетельствуют о том, что разговор о мигрантах в российских СМИ стал более жестким.

Одной из проблем взаимодействия правоохранительных органов в сфере борьбы с незаконной миграцией является отсутствие определения понятия «незаконная миграция».

Вместе с тем криминогенный потенциал незаконной миграции проявляется в том, что она всегда сопровождается широчайшим спектром различных по тяжести противоправных деяний, наносящих вред или создающих угрозу такого вреда порядку управления в стране, общественной и экономической безопасности. Иностранные граждане и лица без гражданства выступают и субъектами названных деяний, и потерпевшими от них.

С точки зрения М.В. Роенко, криминальная миграция — это социальное, относительно массовое, общественно опасное явление, проявляющееся в территориальном перемещении лиц в целях совершения преступлений, а также перемещение криминальных технологий. Как видно из этого определения, оно выделяет не только субъектов и цели миграции, но и возможные криминальные предметы миграции [5, с. 73].

Часто эксперты отмечают некомпетентность большинства пишущих о миграции. Создаются вредные мифы, преодолеть которые никакими аргументами потом бывает невозможно.

Впрочем, это естественно, что мифы создают те, кто знает ситуацию понаслышке, а люди, живущие и работающие рядом с мигрантами, видят в них людей и относятся по-человечески. Очень жаль, что в сегодняшней журналистике командировки и вообще непосредственное общение с теми, о ком предстоит писать, считаются необязательными. Все по верхам, преобладает отношение к человеку, как к некой абстракции, персонажи нужны автору лишь для того, чтобы подтвердить какую-то заранее заготовленную схему.

Об этой выхолощенности современной журналистики с горечью писал В.И. Переведенцев. Он недоумевает: почему журналисты не хотят узнать мнение ученых? Почему в газетах почти не приводятся цифры, добытые путем исследований? «Может быть, в редакциях есть такая установка — не доверять цифрам?» [цит. по: 3, с. 27].

«В миграции так много естественных сенсаций, так ценимых журналистами и таких важных в нынешних условиях острой конкуренции за

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2024

читателей». Переведенцев поражается лености и нелюбопытству журналистов. Уже тогда, в 2000-м, ученый призывал «прекратить нагнетать мигрантофобию, перестать представлять мигрантов как угрозу национальной безопасности страны». Тогда проблема миграции, особенно трудовой, была для России новой.

Нельзя сказать, что за прошедшие 24 года пресса осознала сложности проблемы и набралась профессионализма. Наоборот, в угоду популизму нагнетание миграционных ужасов доходит порой до состояния какой-то истерии.

Что касается деятельности федеральных законодательных органов, то здесь стоит отметить зачастую несистемный характер изменений, вносящихся в действующее законодательство. Устранение выявленных недостатков происходит иногда лишь спустя несколько лет после их выявления правоприменителем.

В качестве примера можно вспомнить ситуацию, когда из-за недостатка в системе миграционного учета существовала ситуация (до 2018 г.), когда фактически юридические лица, ставящие иностранных граждан на миграционный учет том месте, где они фактически не проживали, не могли быть привлечены к административной ответственности, что порождало массовое применение схемы фактической покупки миграционного учета при невозможности привлечения к ответственности. Несмотря на то что данный недостаток законодательства был выявлен практически сразу, изменения законодательства были проведены с огромным запозданием.

Аналогично не решалась ситуация, связанная с содержанием в центрах содержания иностранных граждан для выдворения и депортации иностранных граждан и лиц без гражданства, которые фактически не могли быть выдворены и депортированы.

Следует упомянуть также законопроект об адаптации и интеграции, проект закона об убежище, которые так и не были приняты.

С учетом важности миграционной проблематики для Российской Федерации требуется кардинальный пересмотр политики законодательных органов, связанной с совершенствованием законодательства о защите прав иностранных граждан.

И наконец, переходя к уровню субъектов Рос-

нии полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ отсутствует четкость. Это порождает многочисленные сложности.

Список источников

1. Жеребцов А.Н. Миграционное право в системе административного права Российской Федерации: место и значение // Юрид. вестник Кубанского гос. ун-та. 2020. № 4. С. 84—89.

2. Метелев С.Е. Международная трудовая миграция в условиях глобализации и нелегальная миграция в России. М., 2006.

3. Образование для всех и миграция: Сб. матер. М.: Изд. ИП Матушкина И.И., 2012. 108 с.

4. Орешкин В. Россия и международная миграция трудовых ресурсов / / Мировая экономика и междунар. отн. 2004. № 2. С. 78—83.

5. Роенко М.В. Актуальные вопросы законодательного регулирования незаконной деятельности мигрантов // Наука. Инновации. Технологии. 2012. № 2. С. 71—75.

6. Стельмах С.А., Аверин A.ff, Омельченко И.В., Семеренко А. С. Миграционные потоки в Российской Федерации // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2021. № 1. С. 58—62.

References

1. Zherebtsov A.N. Migration law in the system of administrative law of the Russian Federation: place and significance / / Legal Bulletin of the Kuban State University. 2020. № 4. Pp. 84—89.

2. Metelev S.E. International labor migration in the context of globalization and illegal migration in Russia. M., 2006.

3. Education for all and migration: Collection of materials. Moscow: Publishing house of Individual entrepreneur Matushkin I.I., 2012. 108 p.

4. Oreshkin V. Russia and international migration of labor resources // World economy and international relations. 2004. № 2. Pp. 78—83.

5. Roenko M.V. Topical issues of legislative regulation of illegal activities of migrants // The science. Innovation. Technologies. 2012. № 2. Pp. 71—75.

6. Stelmakh S.A., Averin A.N., Omelchenko I. V., Semerenko A.S. Migration flows in the Russian Federation // Humanities, socio-economic and social sciences. 2021. № 1. Pp. 58—62.

сийской Федерации, стоит отметить, что в разделе-

Информация об авторе

Андрейцо С.Ю. — кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры публичного права Статья поступила в редакцию 09.10.2024; одобрена после рецензирования 08.11.2024; принята к публикации 14.11.2024.

Information about the author

Andreitco S.Yu. — candidate of legal sciences, associate professor, associate professor of the department of public law The article was submitted 09.10.2024; approved after reviewing 08.11.2024; accepted for publication 14.11.2024.

LAW & LEGISLATION • 12-2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.