Научная статья на тему 'Проблемы нарушений в сфере миграции в контексте прав человека в России'

Проблемы нарушений в сфере миграции в контексте прав человека в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
164
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
миграция / иностранные граждане / права человека / migration / foreign citizens / human rights

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сергей Юрьевич Андрейцо

В статье рассматривается проблема регулирования правового статуса мигрантов с неурегулированным статусом (незаконных мигрантов) в России. Анализируются особенности привлечения к ответственности, деятельность органов государственной власти. Рассмотрены ключевые акты, регламентирующие статус беженцев. Дан ряд рекомендаций государственным органам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of migration violations in the context of human rights in Russia

The article considers the problem of regulating the legal status of migrants in an irregular status (illegal migrants) in Russia. The peculiarities of accountability, the activities of state authorities are analyzed. Key acts regulating the status of refugees are considered. A number of recommendations have been made to public authorities.

Текст научной работы на тему «Проблемы нарушений в сфере миграции в контексте прав человека в России»

Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 1. С. 46 — 48. Education. Science. Scientific personnel. 2022;(1): 46 — 48.

ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ

Научная статья

УДК 342.724 NIION: 2007-0062-1/22-008

doi: 10.24411/2073-3305-2022-1-46-48 MOSURED: 77/27-004-2022-01-208

Проблемы нарушений в сфере миграции в контексте прав человека в России

Сергей Юрьевич Андрейцо

Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, Санкт-Петербург, Россия, andreytso@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается проблема регулирования правового статуса мигрантов с неурегулированным статусом (незаконных мигрантов) в России. Анализируются особенности привлечения к ответственности, деятельность органов государственной власти. Рассмотрены ключевые акты, регламентирующие статус беженцев. Дан ряд рекомендаций государственным органам.

Ключевые слова: миграция, иностранные граждане, права человека

Для цитирования: Андрейцо С.Ю. Проблемы нарушений в сфере миграции в контексте прав человека в России // Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 1. С. 46 — 48. doi: 10.24411/2073-3305-2022-1-46-48.

PUBLIC LEGAL (STATE LEGAL) SCIENCES

Original article

Problems of migration violations in the context of human rights in Russia

Sergey Yu. Andreitco

St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation, St. Petersburg, Russia, andreytso@mail.ru

Abstract. The article considers the problem of regulating the legal status of migrants in an irregular status (illegal migrants) in Russia. The peculiarities of accountability, the activities of state authorities are analyzed. Key acts regulating the status of refugees are considered. A number of recommendations have been made to public authorities. Keywords: migration, foreign citizens, human rights

For citation: Andreitco S.Yu. Problems of migration violations in the context of human rights in Russia // Obrazo-vaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2022;(1): 46 — 48. (In Russ.). doi: 10.24411/2073-3305-2022-1-46-48.

Сегодня проблемы миграции продолжают сохранять свою актуальность. При этом особое внимание стоит обращать на группу мигрантов с неурегулированным правовым статусом, так называемых незаконных мигрантов. Представители рассматриваемой категории иностранных граждан в России являются особо уязвимыми, что ставит как их, так и общество в целом перед рядом угроз.

Имеющиеся в научной литературе определения явления «незаконная миграция» содержат указания на такое условие, как пересечение границы, однако история России советского и дореволюционного периода предусматривала ограничение свободы передвижения, жесткий паспортный

© Андрейцо С.Ю., 2022

режим, институт прописки. В силу этого незаконной миграцией была и миграция подданных (граждан), нарушающая соответствующие нормы.

По мнению К.В. Ивахнюк, под нелегальной (незаконной) миграцией следует понимать «въезд граждан одной страны в другую на неопределенное время, как правило, с целью нелегального в ней трудоустройства» [5, с. 101]. На наш взгляд, указанное определение не учитывает внутренней миграции в рамках территории государства, которая также может носить незаконный характер. Это объясняется тем, что в исторические периоды, в которые отсутствовала свобода передвижения, незаконной миграцией являлась не только миграция иностранных граждан и лиц без гражданства, но и миграция собственных граждан (под-

Публично-правовые (государственно-правовые) науки

данных) внутри государства в случаях, когда такие перемещения были запрещены законом.

Говоря о соотношении терминов «незаконная миграция» и «нелегальная миграция», отметим, что при их очевидной близости более употребляемым является термин «незаконная миграция».

Для любого иностранца, есть у него виза или нет, в случае пересечения границы России национальным законодательством установлена обязанность встать на миграционный учет. Данная обязанность по постановке на миграционный учет по месту пребывания, исходя из Федерального закона от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ, лежит и на иностранцах, которые постоянно живут в России. Действующим российским законодательством установлен порядок и сроки постановки на миграционный учет, для чего можно обратиться в почтовое отделение, миграционную службу, администрацию гостиницы или в МФЦ, так как такая постановка носит уведомительный характер. Отметим, что только соблюдение требований миграционного законодательства позволяет мигранту пребывать в России на законных основаниях.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ (ст. 33) определил, что иностранцы за совершаемые противоправные действия несут ответственность на общих основаниях с россиянами; гл. 6 этого Закона закрепила начала их административной, уголовной и материальной ответственности.

Административное наказание представляет собой установленную государством меру ответственности за совершение административного правонарушения [6, с. 47]; ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ закрепила его основные цели — предупреждение совершения новых административных правонарушений правонарушителем и иными лицами. Часть 1 ст. 3.2 КоАП РФ конкретизировала виды административных наказаний, которые применяются сегодня к административным правонарушителям, — их десять. В литературе отмечается, что данная система административных наказаний отражает законодательное мнение по поводу места и роли административной ответственности в процессе борьбы с административными правонарушениями [4, с. 72]. При этом Б.Н. Габричидзе указывает, что правовая значимость системы административных наказаний определена адекватностью ее понимания законодателем и правоприменителем [3, с. 112].

За совершение административных правонарушений в сфере миграции КоАП РФ установил лишь три вида административных наказаний:

■ административный штраф;

■ административное выдворение иностранца за пределы территории России;

■ административное приостановление деятельности для виновных юридических лиц.

Часть 1 ст. 3.3 КоАП РФ определила, что административный штраф и административное приостановление деятельности назначаются лишь как основные наказания, тогда как административное выдворение устанавливается и применяется и как основное, и как дополнительное наказание (ч. 2 ст. 3.3 КоАП РФ).

Очевидно, что сегодня в России сложилась непростая ситуация, связанная с привлечением на строительные объекты мигрантов, в том числе нелегалов, что в массовом порядке происходит по всей стране. Нужно сказать, что низкий уровень их квалификации приносит вред рынку труда России. Как представляется, связано это с тем, что нелегалы соглашаются практически на любые предлагаемые условия труда, в том числе на низкую заработную плату. Это приводит к тому, что такое массовое применение дешевой рабочей силы нелегалов, в своей массе не способных к сложным операциям, снижает производительность труда и приводит, помимо прочего, к примитивизации самого производства. При строительстве многих крупных объектов сегодня используются западные технологии, требующие, в свою очередь, высокой квалификации от рабочих. В вопросе с нелегалами складывается ситуация, в которой применение такой дешевой рабочей силы приводит к технологическим нарушениям в строительстве разных объектов, что в результате отражается на технологической безопасности.

В демократическом правовом государстве меньшинства, прежде всего этнические, религиозные, сексуальные, социальные (прежде всего инвалиды) являются предметом особой защиты государства, поскольку презюмируется их дискриминация и заранее неравноправное положение по отношению к большинству. В известной мере это определяется, с одной стороны, реальной практикой серьезной дискриминации, имеющей место в отношении определенных групп в прошлом, с другой стороны, реальной ксенофобией по отношению к этим группам, которая фиксируется в той или иной стране сейчас. В связи с этим уязвимая группа — это группа, которая находится в заведомо неравноправном в силу своего социального статуса и наличия предубеждений положении [1, с. 30].

Специфика защиты прав так называемого незаконного мигранта заключается в том, что зачастую ему отказывают в надлежащем уровне правовой защиты. При этом упускается из вни-

2022 / № 1 Е^оайоп. Бйепое. БаепйЛс регэоппе!

47

мания принцип равноправия и запрета дискриминации, заложенный ст. 19 Конституции РФ. Следует также учитывать, что часть так называемых незаконных мигрантов сами являются жертвами нарушения со стороны работодателей и иных лиц, осуществляющих трудовую эксплуатацию иностранных граждан.

Это вызывает необходимость поднять проблему защиты прав и этой категории иностранных граждан, в итоге это будет способствовать защите прав иностранных граждан и граждан Российской Федерации в целом. Именно трудовая эксплуатация «нелегальных» мигрантов лежит в основе большой части иммиграционных нарушений и является основанием для критики миграционных процессов в целом.

К специфике защиты прав иностранных граждан с неурегулированным правовым статусом (незаконных мигрантов) следует отнести и то, что эта категория крайне редко обращается за защитой своих прав, что является причиной наиболее тяжелых нарушений именно в этой группе. Трудовая эксплуатация может принимать бесчеловечный характер. В связи с этим необходим пересмотр практики привлечения к уголовной ответственности работодателей и их посредников; необходима активизация борьбы с такими явлениями, как торговля людьми; по данной статье УК РФ дела практически не возбуждаются. При этом сведения, полученные в ходе экспертной оценки, говорят о крайне высоком уровне латентности в указанном виде преступлений. Уголовные дела, которые возбуждаются в сфере торговли людьми, квалифицируется по иным статьям УК РФ, связанным с организацией незаконной миграции, вовлечением в занятие проституцией. Вместе с тем имеются соответствующие наработки по борьбе с торговлей людьми, а также опыт эффективного противодействия торговле людьми, в том числе в странах, граничащих с Россией.

Для указанной категории иностранных граждан необходимы гарантии предоставления необходимой юридической помощи, возможности организации их контролируемого выезда из Российской Федерации за свой счет, для того чтобы снизить расходы из бюджета.

Список источников

1. Алисиевич Е.С. К вопросу об определении понятия «уязвимые группы» в международном праве прав человека / / Евразийский юридический журнал. 2013. №№ 1 (56). С. 29—33.

2. Андрейцо С.Ю. Министерство внутренних дел в регулировании вопросов миграции: проблемы теории и практики: монография. СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2019.

3. Габричидзе Б.Н., Ким-Кимэн А.Н., Чернявский А.Г. Административное право: учебник. М.: ТК Велби, Проспект, 2003.

4. Гречина ЛА. Административное право Российской Федерации. Курс лекций: учеб. пособие. М.: РГ-Пресс, 2016.

5. Ивахнюк КВ. Международная трудовая миграция: учеб. пособие. М.: Экономический факультет МГУ: ТЕИС, 2005.

6. Малышев ЕА. Государственное управление в сфере внешней трудовой миграции: теория и практика: монография. М.: Юстицинформ, 2017.

References

1. Alisievich E.S. On the issue of defining the concept of "vulnerable groups" in international human rights law // Eurasian Law Journal. 2013. No. 1 (56). pp. 29—33.

2. Andreitso S.Yu. Ministry of Internal Affairs in the regulation of migration issues: problems of theory and practice: monograph. St. Petersburg: Publishing House of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2019.

3. Gabrichidze B.N., Kim-Kimen A.N., Chernyavsky A.G. Administrative law: textbook. Moscow: TK Velby, Prospekt, 2003.

4. Grechina LA. Administrative law of the Russian Federation. Course of lectures: textbook. allowance. M.: RG-Press, 2016.

5. Ivakhnyuk K.V. International labor migration: textbook. allowance. Moscow: Faculty of Economics, Moscow State University: TEIS, 2005.

6. Malyshev EA. State administration in the field of external labor migration: theory and practice: monograph. M.: Yustitsinform, 2017.

Информация об авторе

С.Ю. Андрейцо — кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры правоведения и таможенного дела.

Information about the authors S.Yu. Andreitco — candidate of legal sciences, associate professor, associate professor of the department of law and customs.

Статья поступила в редакцию 1 0.02.2022; одобрена после рецензирования 28.02.2022; принята к публикации 14.03.2022.

The article was submitted 10.02.2022; approved after reviewing 28.02.2022; accepted for publication 14.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.