Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ НАРОДОВЛАСТИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ПРИНЦИПА ДЕМОКРАТИИ'

ПРОБЛЕМЫ НАРОДОВЛАСТИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ПРИНЦИПА ДЕМОКРАТИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
789
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАРОДОВЛАСТИЕ / СУВЕРЕНИТЕТ / НАРОД / ДЕМОКРАТИЯ / ВЛАСТЬ / ВЫБОРЫ / РЕФЕРЕНДУМ / ПУБЛИЧНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ПРАВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мысовских Станислав Александрович

В данной статье проанализированы проблемы народовластия в Российской Федерации. Автор рассматривает понятие «народ», формы народовластия, участие граждан РФ в формировании органов государственной власти и причины пассивного участия населения в выборах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мысовских Станислав Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ НАРОДОВЛАСТИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ПРИНЦИПА ДЕМОКРАТИИ»

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ РАБОТЫ

ПРОБЛЕМЫ НАРОДОВЛАСТИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ПРИНЦИПА ДЕМОКРАТИИ

ВЕСТНИК НАУКИ Мысовских Станислав Александрович, Тюменский государственный университет, г. Тюмень E-mail: StasAndAnn@mail.ry

И ТВОРЧЕСТВА

Аннотация. В данной статье проанализированы проблемы народовластия в Российской Федерации. Автор рассматривает понятие «народ», • формы народовластия, участие граждан РФ в формировании органов государственной власти и причины пассивного участия населения в выборах.

Ключевые слова: Народовластие, суверенитет, народ, демократия, власть, выборы, референдум, публичные мероприятия, избирательные права.

Народовластие в нашем государстве имеет глубокие корни в истории. Так, например, вече- народное собрание на Руси, которое собиралось для решения общественных дел. Вече, являлось древней формой прямой демократии в древнерусском государстве [1]. Под словом «Демократия» мы понимаем форму политической организации общества, основанную на признании народа источником власти, его права в решении государственных дел в сочетании с широким кругом прав и свобод. Одним из принципов демократии является народовластие. Под словом «народовластие» можно подразумевать власть народа в управлении государством непосредственно или через своих представителей, в соответствии с законами государства, таким образом, народ сам определяет судьбу своего государства. Все это отражает принципы демократического государства. Народовластие подразумевает суверенитет народа, то есть волю народа, выраженную в юридически релевантных формах, являющееся подлинным и единственным базисом государства, от нее исходит мандат на устройство и любые формы государственной власти [2]. Цицерон сказал, что «Только то общество, в котором народ пользуется верховной властью, есть истинное вместилище свободы». Согласно ст. 3 Конституции РФ: «Носителем

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Чтобы поставить преграду попыткам узурпации власти и ущемления воли народа, Конституция фиксирует четкий принцип: «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону». Возникает вопрос: «А кто такой народ, и каждый ли гражданин может быть источником власти». По форме народовластие делится на непосредственную (прямую) демократию и представительную (косвенную). Непосредственное народовластие подразумевает волеизъявление народа участвовать в управлении государством через референдумы, выборы, мирные собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования, обращения в органы местного самоуправления и т.д. Высшей формой демократии являются референдум и свободные выборы. С помощью свободных выборов граждан происходит формирование органов государственной власти[4]. Так, например, граждане РФ выбирают главу государства- Президента РФ и депутатов Государственной Думы путем прямого всеобщего тайного голосования. Но каждый ли может выбирать и быть избранным? В Российской Федерации не • имеют права избирать и быть избраны граждане, не достигшие 18 летнего возраста; граждане иностранных государств; граждане, признанные судом недееспособными и находящиеся в местах лишения свободы. Целью публичных мероприятий (митингов, демонстраций, шествий и т.д.) является обсуждение проблем, представляющих общие интересы, выражение поддержки политики властей или протеста против нее, стремлением сделать свою позицию по тому или иному вопросу достоянием общественности [1]. Организаторами могут стать граждане, достигшие 18 лет (митинги и собрания с 16 лет), политические партии или др. общественные организации. Публичные мероприятия должны быть санкционированными (законными), участники которых обязаны соблюдать общественный порядок и регламент публичного мероприятия. Участники не вправе скрывать свое лицо, иметь при себе оружие, боеприпасы и др., быть в состоянии опьянения, согласно ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Итак, не каждый гражданин РФ может пользоваться своими политическими правами и свободами, выражать свою волю и реализовывать свои избирательные права. Таким образом, правильнее было бы считать источником власти не весь народ, а лишь ту его часть, которая именуется избирателями.

Еще одной проблемой является ограниченность народовластия в формировании государственных органов власти. Согласно ст. 10 Конституции РФ государственная власть делится на законодательную, исполнительную и судебную. Народ осуществляет свою власть через представительные органы

64

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

государственной власти и местного самоуправления. Сущность проблемы заключается в том, что граждане РФ не могут и не имеют права избирать представителей исполнительной, судебной власти и частично законодательной (Совета Федерации). Так, Председателя Правительства назначает Президент РФ с согласия Государственной Думы, народ никак не может повлиять на избрание министров. Судьи Конституционного, Верховного Суда назначаются Советом Федерации по представлению главы государства. Генерального прокурора и судей других федеральных судов назначает Президент РФ. Народ не избирает депутатов Совета Федерации, в который входит по два представителя от каждого субъекта РФ и представители, назначаемые Президентом РФ. Граждане могут избирать только Президента РФ, депутатов Государственной Думы и представителей органов местного самоуправления. Возникает то самое противоречие, как народ может быть источником власти, если у него нет права выбора, он не участвует в формировании Правительства РФ, Совета Федерации, в выборе судей. Именно избрание органов публичной власти (должностных лиц) и, следовательно, их ответственность перед народом являются ключевыми элементами в механизме непосредственной демократии. Участие граждан в • формировании органов публичной власти политически мобилизует их позволяет им осознавать себя значимой частью политической системы общества [3]. Проблемой является большой объем полномочий Президента РФ, а в частности его право формировать государственные органы и должностных лиц, тем самым, ограничивая избирательные права граждан.

Актуальной проблемой является и пассивное участие граждан в выборах. Причиной тому может служить неправильное понимание места института выборов в демократическом государстве, недоверие к выборам, отсутствие интереса к политике, а также отсутствие кандидата, который бы импонировал им. Казалась бы, в выборах должен принимать участие каждый гражданин, которому не безразлична судьба своей страны и своего народа [5]. Как сказал В. Распутин «Ничто так не опасно для любой страны, как равнодушие народа». Граждане, которые не пользуются своими избирательными правами, не принимают участия в выборах, не осознают, что их мнение и голос необходимы государству. Все это подчеркивает низкий уровень правосознания у граждан в РФ. Если избиратели не принимают участие в тех или иных формах демократического управления государством, то процент населения, который может принимать те или иные решения, становится не таким уж и большим[3]. Стоит заметить, что референдумы и выборы проходят не так уж и часто. Последний референдум в России состоялся 25 апреля 1993 года. Так, например, не было референдума в РФ о вопросе вхождение Автономной Республики Крым в состав РФ. Вхождение Крыма, произошло без согласия на то субъектов РФ.

65

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Таким образом, существует ряд проблем, связанных с народовластием: редкое проведение выборов и референдумов в РФ, проблема ограниченного выбора и избирательного права в органы государственных ветвей власти, проблема пассивного участия в выборах населения. Эти проблемы необходимо решать, государство должно разработать специальную концепцию по решению этих проблем, должно замотивировать граждан участвовать в выборах. Необходимо внести поправки в Конституцию о расширении избирательных прав граждан. Суверенитет народа нуждается в защите от различных угроз, связанных с установлением единой идеологий, радикализмом, культом личности и т.д., и эта защита должна обеспечиваться всем конституционным строем государства.

Литература:

1. Костомаров Н.И. Русская республика. Севернорусские народоправства во времена удельно-вечевого уклада.

2. Конституционное право Российской Федерации: учебник / М.В. Баглай. - 10^ изд., изм. и доп. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 784 с. •

3. Авдеев Д.А. Избиратели как источник власти, или юридическое измерение категории «народ» // Современное право. - 2015. - № 11. - С. 25-30.

4. И.Т. Беспалый. Государственное право Российской Федерации. Учебное пособие. Часть 1. Изд-во "Самарский университет". - Самара, 2004. С. 1-40

5. Ясыр А.Н. Почему люди не ходят на выборы?

66

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.