РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА
Проблемы набора студентов и пути их решения
Н.Н. МАЛИВАНОВ, профессор Н.В. ФИЛОНОВ, доцент Д.М. ОСАДЧАЯ, доцент, руководитель отделения СПО
Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева
Обсуждается проблема набора студентов в условиях демографического спада и возможные пути ее решения. Предлагаются три направления работы вуза по повышению уровня знаний абитуриентов и студентов первого курса.
Ключевые слова: проблемы набора, абитуриент, уровень знаний, ответственность вуза, проходной балл, аккредитационный показатель, профориентация, выравнивающие курсы.
Чтобы «обезопасить» себя от влияния последствий демографического спада, выполнить план приема и улучшить свое финансовое состояние, высшие учебные заведения вынуждены идти на снижение уровня требований на этапе зачисления на первый курс, доводя проходной балл до минимально возможного. Формально приемные комиссии вузов выполняют тем самым свою главную задачу - отобрать лучших абитуриентов из числа подавших заявление. В то же время, понижая планку и принимая лиц, по существу, не готовых к получению высшего образования, вузы фактически берут на себя моральные и юридические обязательства перед абитуриентами и их родителями за качественную подготовку специалистов с объявленным уровнем знаний. Поэтому организация обучения в современном высшем учебном заведении должна строиться на принципах «гарантированной профессии»: каждый поступивший должен гарантированно получить профессию в соответствии со своими интеллектуальными способностями и/или социальными возможностями, а также иметь возможность продолжить обучение с любого прерванного по тем или иным причинам этапа образовательной траектории. Система образования должна способствовать максимальной реализации личностью своего творческого потенциала, обеспечивая при этом ее социальную защищенность.
В свете ФГОС выпускник должен, как известно, обладать вполне определенными компетенциями. В каждом вузе сложился соответствующий традиционный для него уровень требований по основным дисциплинам каждой специальности или направлению подготовки. И этот уровень на сегодняшний день, как правило, никоим образом не коррелирует с понижающимся уровнем подготовки абитуриентов. В результате уже после первой сессии становится очевидным ответ на вопрос, кто хочет и может продолжить обучение в высшем учебном заведении.
Таким образом, с учетом сложившихся в университетах требований к уровню подготовки студентов реальным проходным баллом должен стать не «проходной балл», назначенный при зачислении, а наименьшая сумма баллов по экзаменационным предметам или по профильному предмету, набранная предыдущим набором студентов в первую сессию. Проходной балл, устанавливаемый вузом, в следующем году не должен быть ниже. И, кроме того, он должен быть «закреплен» нормативными документами как один из показателей при аккредитации. Только в таком случае может включиться механизм заинтересованности вуза - с одной стороны, в возможно большем привлечении абитуриентов, с другой - в работе с ними уже в качестве студентов для достижения тре-
Обсуждаем проблему
151
буемого уровня знаний и выполнения взятых на себя обязательств.
По существу, зачисление на первый курс в состав студентов есть лишь необходимое условие для подготовки специалиста; условием достаточным является способность студента к освоению образовательной программы и, как следствие, успешное преодоление первой сессии. Что же необходимо сделать, чтобы достаточное условие выполнялось? Однозначного ответа на поставленный вопрос, видимо, не существует. Тем не менее, как подсказывает опыт нашего университета, пути, которые помогут найти ответ, все-таки есть.
Как нам представляется, поиск можно вести в трех направлениях. К первому следует отнести работу по привлечению школьников в профильные классы и творческие кружки. Интерес школьников необходимо рассматривать через «призму» самых востребованных на современном этапе областей знаний или специальностей высшего профессионального образования. Например, в КГТУ им. А.Н. Туполева действуют круглогодичная компьютерная школа и летний компьютерный лагерь для школьников 9-10-х классов «Интеллект». Учащиеся школ города и Республики Татарстан совмещают отдых в спортивно-оздоровительном лагере для студентов «Икар» с изучением современных информационных технологий. Через компьютерные технологии молодые люди приобщаются к различным областям знаний. В результате университет ежегодно «получает» 80-100 профильно-ориентированных абитуриентов для нескольких своих институтов и факультетов.
Вторым направлением работы может стать создание при университетах гимназий (лицеев) и школ-интернатов для одаренных детей из малых городов и сельской местности. Это направление может быть эффективным в крупных городах, где возможен наибольший в количественном отношении прием в гимназию для обучения в 9-11-х
классах. Прием в школу-интернат и гимназию должен составлять, на наш взгляд, порядка 25% плана приема университета на места, финансируемые за счет средств федерального бюджета. Кроме того, обучение в гимназии и (или) школе-интернате по дисциплинам, соответствующим общему профессиональному образованию, должно отличаться профильностью - ориентацией на направления и специальности подготовки вуза, то есть должно быть с элементами профориентации. В настоящее время во многих вузах открыты или открываются отделения среднего профессионального образования. Как правило, эти специальности СПО являются профильными по отношению к специальностям и направлениям подготовки высшего профессионального образования университетов. Однако выпускники отделения не могут заменить выпускников гимназии при университетах потому, что у них другой багаж знаний, иные потенциальные способности и цели. Наличие гимназии при университете позволит решить еще одну немаловажную задачу -открыть заочную физико-математическую школу. И гимназия, и заочная физико-математическая школа могут работать с использованием единого учебно-методического комплекса.
Первое и второе направления не охватят весь контингент абитуриентов. Для уменьшения доли неуспевающих студентов по итогам первой сессии целесообразно воспользоваться третьим механизмом. Назовем его условно «выравнивающими курсами по ключевым дисциплинам учебных планов основных образовательных программ». Необходимо подчеркнуть, что к такого рода курсам не относятся дополнительные занятия, подготовительные занятия, идущие параллельно основному курсу (на них «отбираются» наименее подготовленные студенты). Выравнивающий курс -это учебный курс по дисциплинам учебного плана с увеличенным числом аудиторных занятий, сопровождающихся большим числом контрольных, диагностирующих ме-
152 Высшее образование в России • № 10, 2010
роприятий. На основе результатов конт- В случае необходимости в выравнивающий
рольных мероприятий принимаются реше- курс могут включаться материалы из
ния об объемах корректирующих курсов. школьной программы.
MALIVANOV N, FILONOV N, OSADCHAYA D. PROBLEMS OF STUDENTS’ SELECTION AND WAYS OF THEIR SOLUTION
The problems of students’ enrolment in conditions of continuous deterioration of their entry educational level are discussed. The authors suggest the ways of solving the problem.
Keywords: students’ enrolment, entrant, knowledge level, lowest passing score, career-guidance, leveling course.
Ф.А. БЛЯХМАН, профессор В.А. ТЕЛЕШЕВ, доцент. Уральская государственная медицинская академия
Преподавание физики в медицинском вузе: системный подход
В статье представлено описание методологического подхода к преподаванию физики в медицинском вузе, обеспечивающего решение ряда важных задач образования и базирующегося на системности преподавания и повышении мотивации студентов к обучению.
Ключевые слова: высшее медицинское образование, преподавание физики, системный подход.
Преподавание естественно-научных дисциплин, в частности физики, в медицинских вузах осуществляется на первом-втором курсах. Недавние выпускники школ, решившие посвятить себя медицинским специальностям,ориентированы на освоение врачебных, но никак не естественнонаучных знаний, изучение которых они надеялись завершить с окончанием школы. Поэтому естественно-научные дисциплины зачастую рассматриваются студентами как проходной этап, о котором можно будет забыть на старших курсах. Отношение профессорско-преподавательского состава медицинских вузов к фундаментальным знаниям, к сожалению, лишь укрепляет подобную установку.
Между тем функционирование живых систем, равно как и принципы работы оборудования и методы лечения, основаны на физических явлениях и законах. За последние несколько десятилетий в медицине произошли значительные перемены, связанные прежде всего с достижениями в области фундаментальных наук и инженерных зна-
ний. На сегодняшний день медицинская отрасль объективно приобрела выраженные черты наукоемкости и высокотехноло-гичности.
В то же время наблюдается явное противоречие между тенденциями развития медицины и уровнем фундаментальных знаний практикующих врачей. Такие знания необходимо заложить студентам в самом начале их обучения в вузе, с тем чтобы последующие специальные медицинские дисциплины воспринимались через призму естественно-научного мировоззрения.
Подготовка специалистов в медицинских вузах в сфере естественных наук не претерпела каких-либо значительных преобразований за последние двадцать лет. К примеру, рекомендованные программы по физике датированы началом 1990-х гг. Преподаванию этого предмета отведено незначительное количество часов, в рамках которых изучается материал, косвенно связанный с будущей профессией.
В настоящей работе мы хотим поделиться своим опытом преподавания физики,