Научная статья на тему 'Проблемы музыкального воспитания, образования и просвещения и предлагаемый путь их решения'

Проблемы музыкального воспитания, образования и просвещения и предлагаемый путь их решения Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
526
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — С В. Белецкий

В основе статьи лежит текст выступления автора на парламентских слушаниях проекта федерального закона "о дополнительном образование"

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы музыкального воспитания, образования и просвещения и предлагаемый путь их решения»



ОБРАЗОВАНИЕ

С.В.БЕЛЕЦКИЙ Омская экспериментальная детская музыкальная школа

к 8! X м э и

X

А

Н >>

С >3

я

и <

и <

§

и

О)

в

И

а ы и

и о

а, ЕЗ

к

I <

т о о

га о

к

X <

н

П

и о И

о

¡4

о в л

а

£0

£

3

г

и

4 ш о п. с

ПРОБЛЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ, ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯ И ПРЕДЛАГАЕМЫЙ ПУТЬ ИХ РЕШЕНИЯ

В ОСНОВЕ СТАТЬИ ЛЕЖИТ ТЕКСТ ВЫСТУПЛЕНИЯ АВТОРА НА ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЯХ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «о ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИЕ

17 сентября с.г. в городе Омске СОСТОЯЛИСЬ парламентские слушания "проекта федерального закона "О дополнительном образовании". В проекте обсуждаемого закона государство гарантирует детям возможность бесплатного получения дополнительного образования, в том числе и

музыкального и художественного. Не будь это декларацией, такой подход был бы поистине государственным решением, предоставляющим возможность гармонического развития личности и решения проблемы досуга (статистика показывает, что среди учащихся музыкальных и художественных школ практически нет наркоманов и лиц, совершающих правонарушения).

Как преподавателю музыки мне очевидна прямая связь между стремительным экономическим взлетом Японии, Южной Кореи, Китая и тем, что в этих странах каждые восемь из десяти детей учатся играть на музыкальных инструментах (газета "Известия" за 3 сентября 1999 года). В Японии, например, начиная с детского сада и заканчивая последним классом школы, на предметы эстетического цикла еженедельно отводится 12 часов, 8 из которых занимает музыка. (Нет смысла сравнивать этот факт с существующим положением в нашей общеобразовательной школе, которая имеет один час урока музыки и отсутствие результативной программы, методик, учебных пособий и технических средств).

Не нужно доказывать, что индивидуум видит, слышит, чувствует мир соответственно своему уровню воспитания и развития, от чего зависит качество выполняемой им работы. Это очевидно, однако я хотел бы обратить ваше внимание на тот факт, какой объем времени в приведенном примере отводится музыке - 8 часов (!). Это говорит не столько о щедрости государства, выделяющего по понятным причинам огромные средства на музыкальное воспитание, но также, и этп я хочу подчеркнуть особо, о сложности этого процесса.

Социологические исследования, проводимые в свое время в СССР, говорят о том, что"... из 100 детей, принятых а музыкальную школу на основе вступительных экзаменов, 70 бросают ее, не выдержав борьбы с нотами и мук предмета сольфеджио. Лишь только 2% окончивших ее и не избравших музыку своей профессией, продолжают в дальнейшем свое общение с музыкальным инструментом. Остальные навсегда "закрывают крышку рояля...". Почему столь сложен музыкальный язык? Почему в приведенном примере Японии именно музыка поглощает львиную долю времени? Почему, имея свидетельство об окончании му-

зыкальной школы (да и не только школы I), ее выпускник боится сесть в компании за музыкальный инструмент и не может подобрать на слух простейшую мелодию?

Задавшись вопросами, автор этих строк сделал попытку выяснить причину такого положения дел, чем и хотел бы поделиться с вами.

Исторически сложилось так, что, опираясь на 12-ступенный темперированный строй, музыкальное образование во всем мире пользуется известными всем с детства семью слогами - До Ре Ми Фа Соль Ля Си. Они служат именами и ЗВУКАМ, и КЛАВИШАМ, и НОТАМ. Несоответствие количества имен с количеством самих звуков в октаве разрешается путем их переименования. Во избежание путаницы используют корректирующие добавления (диез, бемоль, дубль диез, дубль бемоль). Однако при прочтении (пении) музыки эти добавления, в целях сохранения ритма, не произносятся. В результате одним и тем же слогом именуют пять звуков различной высоты. Например: Ре (дубль бемоль), Ре (бемоль), Ре, Ре (диез), Ре (дубль диез) и, соответственно, одна и та же высота звука может иметь несколько имен, например, Си (дубль диез) = До (диез) = Ре (бемоль). Выбор имени звука при восприятии его на слух или при записи музыки, зависит от многих факторов и закономерностей, ориентация в которых невозможна без знания огромного количества правил теории музыки. Ввиду большого объема информации изучение этих правил разнесено программой на все годы обучения в музыкальной школе.

Мышление ребенка при познании мира опирается на простую и ясную конкретику и логику. Это прекрасно раскрыто К.И.Чуковским в его гениальной книге «От 2 до 5»: «Я палец задверил», «Клевачий петух» , и т.д. Абстрактное мышление, а именно такое мышление требуется для ориентации в правилах и закономерностях переименований звуков, формируется в более позднем возрасте и недоступно логике детского восприятия. В этом суть и первопричина столь многотрудного пути к овладению языком музыки. Поэтому-то его познание и начинается с нотной графики, помогающей на начальном этапе ребенку сориентироваться в именах. Однако путь этот ведет к тому, что звуковая материя языка музыки (а звук есть ни что иное, как фонема музыкальной речи) познается не на фонетической основе, а посредством раскодирования нотных символов - графем совершенно новой для ребенка системы записи. Такэрение становится основой восприятия «бумажной музыки», а слух и мышление искусственно тормозятся в своем развитии.

В 1996 году автором этой статьи был предложен иной, фонетический, путь познания музыкальной речи. Он основан на количественном соответствии имен и звуков темперированного строя (12=12). Каждый звук (клавиша) хроматического звукоряда октавы темперированного строя получил свое собственное имя путем добавления к семи известным - 5 новых слогов (До, Ту, Ре, Мо, Ми, Фа, Зу, Соль, Ло, Ля, Цу, Си). Благодаря этому решению, получившему название "хроморяд Белецкого" (патент РФ № 2121717), человечество входит в эпоху методологической и технологической революции в деле музыкального воспитания, образования и просвещения.

На основе этого открытия сегодня разработана программа и методика донотного периода обучения музыке, а также система графической записи музыки на родном языке пользователя, в том числе и в системе Луи Брайля, т.н. "слогопись музыки" (патенты РФ №№ 2132087, 2137205). Международная патентная заявка, поданная автором на метод обучения и на вытекающие из него образовательные технологии закрепила приоритет Омской области и России во всем мире. А это и поющие именами звуков музыкальные инструменты, и различные аудио-, аудиовизуальные,

аудиотастильные технические средства обучения.

Хроморяд положил начало созданию технологий XXI века, технологий, открывающих страницу общедоступности музыкального воспитания, образования и просвещения. Разработан интерактивный учебно-игровой аудиокомпью-тер Школа музыки С.Белецкого", сольфеджирующий диктанты и музыкальные произведения репертуара ДМШ в любых тональностях и темпах. Он был удостоен почетных дипломов на I выставке изобретений и новых технологий (пОмск, 1997 г.) и на Международной выставке "ПРОМТЕХЭКСПО-99*. В ноябре 1999 года в Омске начнется производство (под заказ) принципиально нового технического средства обучения. Это "ВИДЕОШКОЛА МУЗЫКАЛЬНОЙ РЕЧИ'. Данное устройство, как видеомагнитофон, подключается к телевизору или, для работы в больших залах, к вцдеопроекш-ру. Видеошкапа может иметь любой банк данных музыкальных произведений (например, пьесы из репертуара музыкальной школы: И.С.Бах, В.Моцарт; Гендель, Гайдн, Пероепп, Скарлатти, русские народные песни, эстрадные и т.д. и т.п.).

Пьесы из видеошколы также можно воспроизводить в любых тональностях и темпах звуками рояля и / или женским голосом (сольфеджио). В границах певческого диапазона голос поет именами звуков мелодическую линию произведения.

Используемый в видеошколе принцип "КАРАОКЕ" дает возможность проследить на экране момент звучания музыки. Учащиеся не только слышат имена звуков мелодии, но и видят последовательность графических символов звуков rio тексту слоговой или нотной записи ее мелодии. Слогопись или нотопись воспроизводимой мелодии подготавливают к восприятию традиционной нотной записи. Благодаря этому в сознании обучаемого устанавливается взаимосвязь имени и высоты звука, т.е. формируется память на высоту звука, так называемый "абсолютный слух", позволяющий распознавать музыку как простую человеческую речь.

Выбор пьес, варианта их воспроизведения, повторение мелодического оборота ("бесконечная" реприза), смену темпа, изменение тональности, "перемотку" по фразам вперед/назад осуществляют с любого расстояния посредством пульта дистанционного управления.

В руках педагога "ВИДЕОШКОЛА МУЗЫКАЛЬНОЙ РЕЧИ' становится универсальным средством обучения и развития музыкальных способностей ВСЕХ без исключения учащихся. Процесс разучивания музыкального произведения теперь разбит на две составляющие:

1) разучивание наизусть его текста, в качестве слов музыкальной речи; ,

2)работа (самостоятельная или с педагогом в классе по специальности) за музыкальным инструментом над технологией выразительности исполнения выученного (динамика, штрихи, аппликатура итд.).

Используя видеошколу можно проводить занятия с неограниченным количеством обучаемых - от класса общеобразовательной школы до концертного зала или стадиона. процесс освоения музыкальной речи строится на основе непроизвольного восприятия и запоминания информации - в нем участвуют все присутствующие, независимо от возраста и уровня подготовки. Урок может быть превращен в увлекательнейшие состязания между классом и педагогом, между группами учащихся, результатом которого станет многоголосное сольфеджирова-ние музыки и ее адекватное восприятие.

Подобно тому, как в жизни ребенок вначале учится говорить, повторяя за взрослыми слова, а только потом читать и писать, так и в предлагаемом методе обучения освоение музыкальной речи строится на фонетическом уровне, что ведет к быстрому накоплению «словарного» запаса (так, например, для разучивания мелодии русской народной песни "Коробейники" необходимо 2-3 минуты). У ребят, изначально обладающих чистой интонацией, формируется абсолютный слух. Все это способствует развитию музыкальной памяти и формированию музыкально-логического мышления, как способности говорить и думать, оперируя именами звуков, а также адекватно, как простую человеческую речь, воспринимать мелодическую линию музыки. Такая способность была свойственна великим музыкантам и композиторам, таким, как И.- С. Бах, В.-А. Моцарт, Д. Д. Шостакович.

И такой подход ни в чем не противоречит традиционному музыкальному образованию и не отрицает его. Совместимость 12- слоговой системы мышления с традиционной нотной графикой достигается путем отделения наименований звуков (клавиш) от наименований нот. При сольфеджировании нотного текста произносят слоговое имя звука, но не ноты. Так, например, любую из нот: Си

диез, До, Ре дубль бемоль читают (поют) как звук До, ноты Си дубль диез, До диез, Ре бемоль как звук Ту и так далее. (Вопрос к детям ставят так: "Какой звук записан нотой?"). При записи музыки наоборот, имена звуков в соответствии с правилами теории музыки, "переводят" в имена нот ("Какой нотой запишем звук?").

В 1997 году, учитывая огромную значимость работы, проводимой в стенах ЭДМШ, постановлением губернатора Омской области Л. К. Полежаева при школе была открыта экспериментальная лаборатория музыкального образования, что позволило значительно ускорить процесс разработки методологии нового подхода в обучении музыке, его апробацию и передачу накопленного опыта преподавателям Омской области.

Теория музыки теперь проста и доступна, как для восприятия ребенка, так и для педагога в подаче учебного материала. "Впервые за 30 лет работы с радостью иду на урок и детей не могу из класса выгнать!" - так охарактеризовала свое отношение к новой методике преподаватель музыкальной школы Л.И. Архитская из поселка Звездино Москаленского района Омской области.

Практика педагогов, начавших работать по этой методике, показывает, что за один год занятий по программе нового предмета "Основы музыкальной речи", учащиеся осваивают весь объем теоретических знаний, на которые пока музыкальная школа затрачивает семь лет. Сегодня, наряду с музыкальными школами Омской области, опыт и методики ЭДМШ уже используют в тех городах России, чьи педагоги побывали на ее открытых семинарах - практикумах (Калининград, Сочи, Вельск, Челябинск, Екатеринбург, Нижневартовск, Братск, Красноярск, Многовершинный Хабаровского края и многие другие).

Проделанной в Омске работой заложен фундамент грядущей реформы музыкального воспитания, образования и просвещения. Фонетический путь обучения снимает элитарность с начального музыкального образования. Появилась реальная возможность дать музыкальные знания без селекции и отбора всем желающим, как через дополнительное (музыкальное) образование, так и посредством введения в начальных классах каждой общеобразовательной школы нового предмета «Основы музыкальной речи». При этом наибольший эффект в деле воспитания гармонично развитой личности принесет использование новых музыкальных технологий в специализированных учебных заведениях с четкой, организованной системой учебного процесса, таких как, например, Омский кадетский корпус, выпуская из своих стен светски образованных офицеров.

В целях обмена опытом в деле решения проблем музыкального воспитания и широкого ознакомления муэы-кально-педагогической общественности нашей страны с разработками ЭДМШ, Омский госуниверситет в период с 1 по 5 февраля 2000 года на базе факультета культуры и искусств проводит Всероссийскую научно-практическую конференцию «Использование новых технологий в музыкальном образовании и просвещении». Ее проведение послужит основой подготовки открытия в Омске федерального и международного центра подготовки и переподготовки преподавателей музыки учреждений культуры и просвещения.

На пороге нового тысячелетия вопрос общедоступности музыкальных знаний и музыкального воспитания представляется чрезвычайно важным не только для России, но и для мирового сообщества в целом и не может не волновать людей, ответственных за будущее нашей страны. 31 августа сего года Председатель Правительства Путин В. В. подписал распоряжение о разработке проекта глобальной национальной доктрины образования в России. Хочется надеяться, что работая над этим эпохальным документом совместная коллегия Министерств культуры и просвещения рассмотрит вопрос и о всеобщем музыкальном воспитании.

Использование отечественных разработок и новых технологий при минимальных финансовых и временных затратах (в отличие от Японии) даст возможность вести музыкальное воспитание, образование и просвещение подрастающего поколения, формируя тем самым гармонически развитую личность возрождаемой России.

С.В.БЕЛЕЦКИИ, заведующий лабораторией музыкального обраэованияЭДМШ Омской области заслуженный работник культуры РФ.

01.11.99tt.

P.S. Приглашаем к сотрудничеству организации и лиц, заинтересованных в осуществлении проекта "ОТКРОЕМ МУЗЫКУ ДЛЯ ВСЕХ".

Звоните: (3812)31-24-00,31-80-48,

Пишите, наш адрес: 644042, Омск, Иртышская набережная. 26, ЭДМШ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.