Научная статья на тему 'Проблемы музеефикации традиционных обрядов народов Притомья'

Проблемы музеефикации традиционных обрядов народов Притомья Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
188
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРЯД / ТРАДИЦИЯ / МУЗЕЙ / МУЗЕЕФИКАЦИЯ / АКТУАЛИЗАЦИЯ / НАРОДЫ ПРИТОМЬЯ / RITUAL / TRADITION / MUSEUM / MUSEUMIFICATION / ETHNIC COMMUNITIES FROM THE SURROUND-INGS OF TOM' RIVER

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Глушкова П.В.

Рассмотрены некоторые проблемы фиксации и включения в музейные коллек-ции объектов нематериального наследия традиционных обрядов народов Притомья (шорцев, телеутов). Характеризуется место и роль традиционного обряда в современной культуре, значе-ние его актуализации в пространстве музейной коммуникации. Обозначаются некоторые способы музеефикации обряда, этапы его приведения в музейное состояние. На основе анализа материалов из собраний ряда музеев России выявлены музеефицированные обряды жизненного цикла, сезонные и окказиональные. Определена стратегия презентации обряда в условиях современного музейного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSEUMIFICATION OF TRADITIONAL RITUALS OF ETHNIC COMMUNITIES FROM THE SURROUNDINGS OF TOM’ RIVER

The paper considers issues of recording of traditional rituals of ethnic communities from the surroundings of Tom’ river (Shors, Teleuts) which are objects of intangible heritage, and issues of inclusion them into local museums collections. The author characterizes the role that a traditional ritual plays in context of the modern culture, clarifies the significance of its transfer into space of museum communication. Also, the author names several ways of museumification a ritual, stages of its conver-sion into a museum object state. Several rituals of vital rhythm, seasonal and occasional rituals that are included in today’s Russian museums collections are showed up. The strategy of a ritual presentation in a contemporary museum space is chosen.

Текст научной работы на тему «Проблемы музеефикации традиционных обрядов народов Притомья»

Раздел 4

ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ, СОХРАНЕНИЯ И ТРАНСЛЯЦИИ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО И ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ

УДК 025.179:391.2: 316.614.5(571.17)(=512.1)

П. В. Глушкова, кандидат культурологии Кемеровский государственный институт культуры (Кемерово, Россия)

polina-glushkova@mail .ru

ПРОБЛЕМЫ МУЗЕЕФИКАЦИИ ТРАДИЦИОННЫХ ОБРЯДОВ НАРОДОВ ПРИТОМЬЯ

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 17-11-42003

Аннотация. Рассмотрены некоторые проблемы фиксации и включения в музейные коллекции объектов нематериального наследия - традиционных обрядов народов Притомья (шорцев, телеутов). Характеризуется место и роль традиционного обряда в современной культуре, значение его актуализации в пространстве музейной коммуникации. Обозначаются некоторые способы музеефикации обряда, этапы его приведения в музейное состояние. На основе анализа материалов из собраний ряда музеев России выявлены музеефицированные обряды жизненного цикла, сезонные и окказиональные. Определена стратегия презентации обряда в условиях современного музейного учреждения.

Ключевые слова: обряд, традиция, музей, музеефикация, актуализация, народы Притомья.

Проблема актуализации нематериального культурного наследия становится одной из наиболее значимых на сегодняшний день, так как нематериальные объекты или утрачены полностью, или руинируются в среде бытования. Оптимальным способом актуализации объектов историкокультурного наследия является музеефикация, предполагающая фиксацию объекта и его презентацию в музейном пространстве. В том случае, если объект перестал функционировать в среде бытования, музеефикация становится единственно возможным способом его сохранения.

Актуализация нематериальных объектов культурного наследия осуществляется как в экспозиционном пространстве музея, так и посредством реализации форм культурно-образовательной деятельности. На основе таких методов как фиксация (трансляция традиции её носителем), моделирование (воспроизведение объекта на основе гипотез и аналогий), реконструкция (воссоздание объекта на основе исчерпывающих данных), интерпретация посредством материальных носителей (трансляция информационных полей музейных предметов) обряд может презентоваться в музейном пространстве. Однако первым этапом музеефикации должно стать его выявление в среде бытования и включение в материалы музейного собрания.

При определении методики актуализации нематериальных объектов стоит базироваться на таких факторах как: функционирование объекта в естественной социокультурной среде (степень его сохранности), принадлежность к той или иной категории объектов нематериального наследия, сущностные характеристики объекта. Под обрядом понимается «исторически сложившаяся или социально учрежденная стереотипизированная форма массового поведения, выражающаяся в повторении стандартизированных, связанных с определенными датами действий, форма поведения,

которая имеет своим истоком трудовую деятельность людей, обусловленную космическим ритмом природы, временами года» [9, с. 7-8].

Обряд играл ключевую роль в культуре этноса и выполнял ряд основополагающих функций: способствовал регулированию внутриэтнических связей и трансляции культурного опыта, выполнял функцию воспроизводства этнической специфики [6, с. 134]. Ритуал выполнял в традиционной культуре такие значимые функции как социализирующую, интегрирующую, коммуникативную, воспроизводящую и др. [5, с. 30-32]. В традиционном обществе обряд определял жизнь, выступал её регулятором и обеспечивал развитие общества, способствовал стабилизации коллективных связей [1, с. 64-65].

Обряд символичен по своей природе, он представляет собой последовательное воплощение символичности [5, с. 16]. Ритуал не имел практического значения [2, с. 97]. Однако выступал в качестве коммуникативного комплекса, в котором полностью изменяется реальная картина мира, объекты окружающей действительности наделяются новыми смыслами, которые являются единственно верными в глазах участников ритуалов. В ритуале все вещи и предметы становятся знаками. Для его проведения выбираются знаковые точки пространства и времени. Таким образом, ритуал представляет собой набор символов и действий. Данные символы необходимо расшифровать и интерпретировать [4, с. 40]. Следовательно, при музеефикации обряда основной целью становится сохранение и интерпретация данных культурных кодов, их последующая трансляция. При реконструкции обрядов, в первую очередь, необходимо правильно интерпретировать те символы, которые заключены в обрядовых действиях.

Под музеефикацией понимается приведение объекта в музейное состояние. Музейное состояние подразумевает способность объекта аккумулировать и транслировать культурно-значимую информацию. В техническом аспекте музеефикация предполагает включение объекта в материалы музейного собрания, его атрибуцию, на основе чего осуществляется презентация в экспозиционно-выставочной и культурно-образовательной деятельности, а также за счет публикации информационных полей в издательской деятельности музея или в виртуальном пространстве.

Таким образом, музеефикация нематериального объекта культурного наследия реализуется в несколько этапов: 1) выявление объекта музейного значения в среде бытования; 2) его фиксация на материальном носителе; 3) изъятие из среды бытования материальных предметов, связанных с нематериальном объектом, и включение их в фонд музея; 4) презентация объекта.

Так как обряд представляет собой единство символических действий, вербальной составляющей и материального компонента, то его фиксация должна осуществляться в нескольких плоскостях. Символические действия фиксируются посредством этнографического описания или видеофиксации, вербальная составляющая может фиксироваться посредством записей или аудиофиксации, а материальная составляющая - за счет включения в музейное собрание предметов музейного значения, фотофиксации. Ограниченно фотофиксация позволяет запечатлеть акциональ-ную сторону обряда, однако, исключительно на основе фотоисточников не представляется возможным реконструировать обряд. Кроме того, при музеефикации обряда необходимо также зафиксировать те символические значения, которыми наделяются ритуальные действия, слова, предметы, место проведения обряда.

Проблема музеефикации заключается в том, что необходимо, чтобы в момент фиксации обряда он еще функционировал в среде бытования, в противном случае мы имеем возможность лишь очень условно восстановить обряд. Также необходимо осуществлять фиксацию обряда одновременно несколькими способами. Оптимальный способ - видеофиксация, однако, относительно традиционного обряда народов Притомья, данный метод практически неприменим, так как на момент появления доступных видеозаписывающих устройств, которые могли применяться участниками этнографических экспедиций, обряды в среде бытования были уже полностью утрачены. Удалось осуществить фиксацию данным способом обряда лечения больного слабой шаманкой «шабынчи» В. М. Кимееву в 1990-е годы. Видеофиксация также должна сочетаться с этнографическим описанием, позволяющим комментировать зафиксированные обрядовые действия, раскрывать их знаковую природу.

Существуют различные основания для классификации обрядов: по функциональному назначению, по составу участников и т. д. В зависимости от времени, события, в рамках которых

совершался обряд, обряды делятся на сезонные, жизненного цикла и окказиональные. Сезонные обряды приурочивались к солнцеворотам, смене циклов, к началу или окончанию сезонных работ. Обряды жизненного цикла связаны с основными вехами бытия человека: рождением, свадьбой и смертью. Окказиональные обряды совершались при возникновении непредвиденной ситуации, призваны были её устранить.

На территории современной Кемеровской области до прихода русских проживали тюркоязычные шорцы и телеуты. Культура русских оказала существенное влияние на культуру коренных народов. Значимую роль в трансформации традиционной обрядности сыграло также принятие христианства шорцами и телеутами в ходе деятельности Алтайской духовной миссии. Однако традиционные обряды коренных народов сохранялись в среде бытования вплоть до 1930-х годов, пережитки некоторых обрядов функционировали у шорцев до 1980-х годов, у телеутов - до сегодняшнего дня.

Интерес к изучению и сохранению традиционной культуры шорцев отмечается в начале XX века. В эти годы совершаются этнографические экспедиции, осуществляется комплектование фондов музеев предметами музейного значения, а также параллельно фиксируются объекты нематериального наследия. Н. П. Дыренковой удалось осуществить этнографическое описание сезонного обряда «шачыг», фотофиксацию обряда «кочо-кан», окказионального обряда - лечение ребенка, камлания шамана. Шаманские обряды, в том числе по случаю болезни, фиксировались И. Д. Старынкевич [7, 11]. К. А. Евреинов примерно в это же время зафиксировал обряды «шаа-чен» (шачыг), осуществил зарисовку сезонного обряда «сом», описал обряд перевода духов на новый бубен [12].

Свадебная и погребальная обрядность шорцев были описаны и зафиксированы посредством фото Н. П. Дыренковой и И. Д. Старынкевич [7, 11], семейная обрядность телеутов описана А. Ефимовой [8] и Л. А. Каруновской [10]. В коллекциях музеев России имеются культовые предметы, овеществленные компоненты обряда, среди которых наиболее распространены изображения духов-покровителей рода, атрибуты шамана, реже - ритуальные чашки, ложки и туеса, имеются достаточно редкие предметы - «кара умай», культовый предмет, используемый для лечения ребенка; ритуальный фаллос «кочо», используемый в обряде «кочо-кан» [13].

Сложнее обстоят дела с фиксацией традиционной обрядности русских Притомья (в данном случае имеется в виду территория современной Кемеровской области). До второй половины XX в. нематериальное наследие русских Притомья не представляло интереса для этнографов и музееведов. Объекты начали изучаться и фиксироваться в тот период, когда большая часть была уже утрачена в среде бытования. Материалы музейных собраний практически не располагают материалами по традиционной обрядности. В ходе полевых экспедиций историко-культурного и природного музея-заповедника «Томская Писаница» фиксировались сведения о традиционных праздниках, но уже в 1980-2000 гг., когда обряды подверглись существенным модификациям [3]. Также достаточно незначительное количество предметов - овеществленных компонентов обрядов имеется в музейных фондах. Среди подобных предметов можно выделить свадебные полотенца, пояса, реже парочки, имеющиеся в коллекциях краеведческих музеев, в Кемеровском областном краеведческом музее имеется ритуальное свадебное блюдо. Однако большую часть коллекций составляют предметы утилитарные. Многие музеи вообще не располагают материалами об обрядности русских, однако активно презентуют обряды в рамках культурно-образовательной деятельности, что противоречит принципам музейной работы - презентоваться в музейном пространстве может и должен объект, выявленный в среде бытования и включенный в материалы музейного собрания. Т. е. музеи должны сохранять и актуализировать подлинные традиции. Допустима актуализация обрядов, зафиксированных и включенных в материалы собраний других музеев, реконструкция обрядовых действий на основе данных материалов с привлечением научной литературы. В качестве материализованной стороны обрядов могут использоваться как подлинные музейные предметы, так и их воспроизведения. Стоит отметить, что многие ритуальные предметы и объекты уничтожались по завершении обряда: например, святочные маски ряженых - «шулюканов», ритуальное свадебное жилище шорцев «одаг» и др. Следовательно, презентоваться могут только их воспроизведения, изготовленные на основе фото-, видео, этнографических описаний и зарисовок.

Таким образом, музеефикация традиционного обряда как коммуникативного знакового комплекса предполагает фиксацию различными способами ритуальных действий, вербальной и материализованной его составляющих, а также символических их значений. Основная задача

при музеефикации обряда - фиксация, интерпретация и трансляция культурных кодов, заключенных в нем. Традиционная обрядность коренных народов Притомья фиксируется с начала XX века, когда многие обряды функционировали в среде бытования. Поэтому собрания музеев России располагают этнографическими описаниями, зарисовками, фотографиями, культовыми предметами, характеризующими сезонные, окказиональные и обряды жизненного цикла. Традиционная обрядность русских, проживавших на территории современной Кемеровской области, привлекает внимание этнографов и музееведов только со второй половины XX в., когда традиционные обряды были уже или утрачены, или сильно модифицированы. Поэтому материалы музейных собраний, отражающих данный пласт нематериального наследия, более чем ограничены, что осложняет процесс актуализации данных объектов.

Список литературы

1. Абрамян, Л. А. Первобытный праздник и мифология. - Ереван : Изд-во АН Арм. ССР, 1983. -231 с.

2. Арутюнов, С. А. Обычай, ритуал, традиция // Советская этнография. - 1981. - № 2. - С. 97-99.

3. Архив музея-заповедника «Томская Писаница». Ф. 3. Оп. 1. Д. 43. Л. 33-62.

4. Байбурин, А. К. Ритуал в системе знаковых средств культуры // Этнознаковые функции культуры : сб. науч. ст. - Москва : Наука, 1991. - С. 23-43.

5. Байбурин, А. К. Ритуал в традиционной культуре: структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов : моногр. - Санкт-Петербург : Наука, 1993. - 240 с.

6. Бромлей, Ю. В. Очерки теории этноса : моногр. - Москва : Наука, 1983. - 412 с.

7. Дыренкова, Н. П. Тюрки Саяно-Алтая: статьи и этнографические материалы. - Санкт-Петербург :

Изд-во Музея антрополог. и этногр. Рос. академии наук, 2012. - 408 с. - (Кунсткамера - Архив ; т. 6) ; То же [Электронный ресурс] / Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Рос. академии наук. - Электрон. дан. - Санкт-Петербург, 1998-2018. - Режим доступа :

http://kunstkamera.ru/lib/rubrikator/03/03_03/978-5-02-038314-2 (дата обращения: 22.04.2018).

8. Ефимова, А. Телеутская свадьба [Электронный ресурс] / Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Рос. академии наук. - Электрон. дан. - Санкт-Петербург, 1998-2018. -Режим доступа : http://web1.kunstkamera.ru/siberia/Texts/Efimova-Svadba.pdf (дата обращения: 22.04.2018).

9. Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии: годовой цикл / [Р. Ш. Джарылгасинова, В. В. Малявин, Ю. В. Ионова [и др.] ; отв. ред. Р. Ш. Джарылгасинова, М. В. Крюков]. - Москва : Наука, 1989. - 359 с.

10. Каруновская, Л. А. Из алтайских верований и обрядов, связанных с ребенком [Электронный ресурс] / Музей антрополог. и этнограф. им. Петра Великого (Кунсткамера) Рос. академии наук. - Электрон. дан. - Санкт-Петербург, 1998-2018. - Режим доступа : http://web1.kunstkamera.ru/siberia/Texts/Karunovskaya-Rebenok.pdf (дата обращения: 22.04.2018).

11. Фотоколлекция [Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук] [Электронный ресурс] / Музей антрополог. и этнограф. им. Петра Великого (Кунсткамера) Рос. академии наук. - Электрон. дан. - Санкт-Петербург, 1998-2018. - Режим доступа : http://www.kunstkamera.ru/kunst-catalogue/index.seam?path=62 %3A3495183 %3A3495393&c=PHOTO&cid= 54159 (дата обращения: 22.04.2018).

12. Рукопись К. А. Евреинова, 1935 г. // Архив НКМ. Д. 6. Оп. 1. Л. 1.

13. Шорцы : каталог этнографических коллекций музеев России : в 4 т. / Департамент культуры Администрации Кемер. обл. [и др.] ; сост. Т. И. Кимеева. - Кемерово : Кузбассвузиздат, 1999. - Ч. 4 : Одежда и украшения. - 168 с.

Polina V. Glushkova, Ph. D. in Cultural Studies Kemerovo State Institute of Culture (Kemerovo, Russia)

polina-glushkova@mail .ru

MUSEUMIFICATION OF TRADITIONAL RITUALS OF ETHNIC COMMUNITIES FROM THE SURROUNDINGS OF TOM’ RIVER

The reported study was funded by Russian Fund of Basic Research according to the research project № 17-11-42003

Abstract. The paper considers issues of recording of traditional rituals of ethnic communities from the surroundings of Tom’ river (Shors, Teleuts) which are objects of intangible heritage, and issues of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.