Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ В ЗАРУБЕЖНЫХ ТЕОРИЯХ ЛИЧНОСТИ'

ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ В ЗАРУБЕЖНЫХ ТЕОРИЯХ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY-NC-ND
1502
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ЛИЧНОСТЬ / ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ / MOTIVATION / PERSONALITY / PERSONALITY THEORY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Алтунина Инна Р.

В статье рассматриваются зарубежные авторские психологические теории личности с точки зрения постановки и решения в них вопросов, относящихся к области мотивации поведения человека. Представлены в основном такие теории, которые обычно присутствуют как в монографиях, посвященных теоретическим вопросам психологии личности, так и в книгах, чье назначение состоит в том, чтобы осветить мотивационную проблематику. Раскрываются и обсуждаются положения этих теорий, относящиеся к тематике мотивации. Особое внимание обращено на отсутствие четких научных критериев отнесения той или иной теории к личностной или мотивационной проблематике, хотя фактически мотивация - это только частный аспект психологии личности. В заключение делается вывод о том, что в современных теориях личности вопросы мотивации поведения человека раскрыты достаточно полно и разносторонне, однако до сих пор не существует единой, целостной психологической теории мотивации и четкого разделения теорий на личностные и мотивационные. Это же утверждается и относительно тех психологических теорий личности, которые значительно отличаются друг от друга по терминологии, рассматриваемым в них проблемам и предлагаемым ими научным решениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATION PROBLEMS IN FOREIGN PERSONALITY THEORIES

Foreign author’s psychological theories of personality from the point of view of formulating and solving issues related to the field of motivation of human behavior are examined in the article. The theories are mainly presented, which are usually considered both in monographs devoted to theoretical issues of personality psychology, and in books, the purpose of which is to illuminate motivational issues. The provisions of these theories related to the topic of motivation are revealed and discussed. Particular attention is paid to the lack of clear scientific criteria for classifying a particular theory as a personal or motivational problem, although in fact motivation is only a particular aspect of personality psychology. In conclusion, the point is made that in modern theories of personality, the issues of motivation of human behavior are disclosed quite fully and versatile, however, there is still no unified, holistic psychological theory of motivation and a clear division of the theory into personal and motivational. The same is stated with regard to psychological theories of personality, which differ significantly from each other in terms of terminology, problems considered in them and scientific solutions offered to them.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ В ЗАРУБЕЖНЫХ ТЕОРИЯХ ЛИЧНОСТИ»

Тематические сообщения

УДК 159.9

Б01: 10.28995/2073-6398-2020-4-12-28 Проблемы мотивации в зарубежных теориях личности Инна Р. Алтунина

Московский институт психоанализа Москва, Россия, [email protected]

Аннотация. В статье рассматриваются зарубежные авторские психологические теории личности с точки зрения постановки и решения в них вопросов, относящихся к области мотивации поведения человека. Представлены в основном такие теории, которые обычно присутствуют как в монографиях, посвященных теоретическим вопросам психологии личности, так и в книгах, чье назначение состоит в том, чтобы осветить мотивационную проблематику. Раскрываются и обсуждаются положения этих теорий, относящиеся к тематике мотивации. Особое внимание обращено на отсутствие четких научных критериев отнесения той или иной теории к личностной или мотивационной проблематике, хотя фактически мотивация - это только частный аспект психологии личности. В заключение делается вывод о том, что в современных теориях личности вопросы мотивации поведения человека раскрыты достаточно полно и разносторонне, однако до сих пор не существует единой, целостной психологической теории мотивации и четкого разделения теорий на личностные и мотивационные. Это же утверждается и относительно тех психологических теорий личности, которые значительно отличаются друг от друга по терминологии, рассматриваемым в них проблемам и предлагаемым ими научным решениям.

Ключевые слова: мотивация, личность, теории личности

Для цитирования: Алтунина И.Р. Проблемы мотивации в зарубежных теориях личности // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2020. № 4. С 12-28. DOI: 10.28995/2073-6398-2020-4-12-28

© Алтунина И.Р., 2020

Motivation problems in foreign personality theories Inna R. Altunina

Moscow Institute of Psychoanalysis Moscow, Russia, [email protected]

Abstract. Foreign author's psychological theories of personality from the point of view of formulating and solving issues related to the field of motivation of human behavior are examined in the article. The theories are mainly presented, which are usually considered both in monographs devoted to theoretical issues of personality psychology, and in books, the purpose of which is to illuminate motivational issues. The provisions of these theories related to the topic of motivation are revealed and discussed. Particular attention is paid to the lack of clear scientific criteria for classifying a particular theory as a personal or motivational problem, although in fact motivation is only a particular aspect of personality psychology. In conclusion, the point is made that in modern theories of personality, the issues of motivation of human behavior are disclosed quite fully and versatile, however, there is still no unified, holistic psychological theory of motivation and a clear division of the theory into personal and motivational. The same is stated with regard to psychological theories of personality, which differ significantly from each other in terms of terminology, problems considered in them and scientific solutions offered to them.

Keywords: motivation, personality, personality theory

For citation: Altunina, I.R. (2020), "Motivation problems in foreign personality theories", RSUH/RGGU Bulletin. "Psychology. Pedagogy. Education" Series, no. 4, pp. 12-28, DOI: 10.28995/2073-6398-2020-4-12-28

Введение

В современной зарубежной психологии одной из наиболее активно разрабатываемых проблематик является психология личности и мотивации ее поведения. Одних только теорий личности создано уже более четырех десятков, и почти в каждой из них ставятся и решаются вопросы мотивации. На русский язык за последние годы было переведено немало книг, в которых представлены обзоры соответствующих теорий [Первин, Джон 2001; Франкл 2004; Холл, Линдсей 2000; Хьел, Зиглер 2003], но все эти теории имеют один общий недостаток. Он заключается в том, что проблемы личности и мотивации в них четко между собой не разграничены и, как правило, обсуждаются в совокупности.

В основе этого могут лежать несколько причин. Во-

первых, тем, что в состав личности входят психологические образования, объясняющие поведение человека. Во-вторых, такие мотивационные факторы, как потребности, мотивы, цели, интересы и другие, одновременно выступают и как свойства (черты) личности, и как мотивы поведения. В-третьих, понятие «личность» традиционно служит психологам основой для истолкования действий и поступков людей.

Поэтому в психологии не существует четкого раззделения теорий личности и теорий мотивации. Зачастую к тем и другим относят одни и те же теории, например, теории А. Маслоу, Г. Маррея, К. Левина [Маслоу 2012; Хьел, Зиглер 2003; Левин 2011] можно встретить как в изданиях по теориям личности, так и по теориям мотивации.

Однако в связзи с тем, что в современной психологии проблемы личности и мотивации уже четко разделены, имеется необходимость провести такое же разграничение и внутри существующих теорий с помощью выделения и отдельного обсуждения мотива-ционной проблематики в том ее виде, в каком она раскрыта в существующих психологических теориях личности.

Наша статья решает эту ззадачу и восполняет дефицит информации на данную тему. В ней представлен анализ многих теорий личности, созданных за рубежом, но с акцентом на имеющуюся в них мотивационную проблематику. Соответственно, при описании теорий личности они в статье излагаются не полностью, а только те их составляющие, которые имеют отношение к мотивационной проблематике. (Фамилии авторов соответствующих теорий выделяются петитом, а далее рассматриваются отдельные положения разработанных ими теорий, объясняющие поведение человека или его мотивации.)

Среди многих вопросов, которые ставятся и решаются в современных зарубежных теориях личности, есть два, напрямую связзанных с мотивацией. Это, прежде всего, структура личности. Она дает представление о системе устойчивых психологических образований, характерных для человека и управляющих его поведением. Это также способ объяснения поведения человека, его мотивация, представленная в рамках данной научной теории.

Структура личности в различных научных теориях

В состав личности, по Джемсу [Первин, Джон 2001] входят такие устойчивые психологические образования, как ценности, мораль, жизненные цели, мотивы поведения, чувства, отношения, привычки и воля. Все перечисленные психологические свойства человека как личности также используются в научных объяснени-

ях поведения людей с позиций данной научной теории. Их, следовательно, можно отнести к мотивационным понятиям1.

Структура личности, по Маслоу [Маслоу 2012], представляет собой иерархизированную систему потребностей, в которой предпочтение в плане их возникновения, актуализации и значения для характеристики человека как личности отдается потребностям более высокого уровня. Они же характеризуют достигнутый уровень психологического развития человека. Отсюда следует, что потребности человека и их иерархия являются главными мотивационными факторами, управляющими поведением людей согласно данной теории.

Одной из важнейших характеристик человека как личности по теории Роджерса [Холл, Линдсей 2000], является Я-концепция, сформировавшаяся на основе жизненного опыта человека. Она представляет собой динамичную, изменяющуюся часть самосознания человека. Жизненный опыт человека также является важной составляющей его личности. Уникальный для каждого человека опыт содержит в себе все, что происходило раньше или происходит с ним сейчас и вокруг него. Согласно теории Роджерса, Я-концепция - это главное, чем мотивируется поведение человека и от чего зависят совершаемые им действия и поступки. Приобретаемый жизненный опыт, с одной стороны, изменяет и обогащает его Я-концепцию, а с другой стороны, соответствующим образом меняет его поведение в обществе.

Главное в личности, по В. Франклу [Франкл 2004], это смысл жизни, а также связанный с ним мотив смыслообразования, выражающий стремление человека к осознанию и пониманию (осмыслению) своей жизни, приданию ей определенного, ценного для него как личности смысла («воля или стремление к смыслу» -в интерпретации самого Франкла). Данный мотив поведения не сводится к имеющимся у человека потребностям, не выводится из них непосредственно. Он сознательно и целенаправленно определяется для себя самим человеком, и данный процесс происходит непрерывно в течение жизни. Из этого следует, что для того, чтобы понять и предсказать поведение человека, надо знать, какой смысл для него имеет собственное существование и роль, какую соответствующая та или иная форма поведения играет в практической реализации смысла жизни конкретного человека.

Экзистенциальные теории личности. В этих теориях подход к личности осуществляется не с психологической, а с философской точки зрения. Понятие личности раскрывается их авторами через

1 Это замечание относится ко всем рассматриваемым далее теориям личности и поэтому повторяться не будет.

понятия, заимствованные из экзистенциальной философии, включая такие, например, как «модусы существования», «свобода», «ответственность», «становление», «трансценденция», «пространственность», «темпоральность» и другие. Такое представление о личности, с одной стороны, затрудняет поиск точного психологического объяснения тех или иных конкретных действий и поступков человека, с другой стороны, указывает на недостаточность исключительно психологического понимания личности, но на необходимость междисциплинарного подхода при изучении мотивации и поведения человека с учетом сложившихся в философии идей и традиций. Базисом для создания всеобъемлющей, системной теории мотивации поведения человека должны послужить исследования не только в области психологии -она должна стать результатом интеграции представлений о человеке, разрабатываемых разными науками, включая философию.

Согласно учению Э. Фромма [Фромм 1990], структура личности представляет собой взаимосвязанную совокупность черт социального характера, то есть такого характера, который формируется под влиянием общества и реализуется в разнообразных социальных действиях и поступках человека. У него, утверждает Фромм, имеются специфические, отличающие его от животных экзистенциальные потребности. Одна из них -потребность в установлении благоприятных взаимоотношений с людьми. Другая - желание человека совершенствовать себя как личность, подняться над пассивным и случайным повседневным существованием, переместиться «в царство целеустремленности и свободы». Третья - потребность в самоукоренении. Она направлена на то, чтобы сделать для человека окружающий мир своим домом, установить тесные связи с другими людьми. Четвертая -обретение человеком чувства самоидентичности. Такое стремление, в свою очередь, базируется на желании человека понять и осознать себя как отдельно существующую, самостоятельную, своеобразную и уникальную личность. Пятая - потребность в обладании системой ценностей, которая позволяет человеку иметь собственное мнение, ориентироваться в мире, предлагать личные, продуманные и взвешенные оценки всему, что происходит в этом мире. Согласно учению Фромма, поведение человека в обществе мотивируются всеми перечисленными выше потребностями. В отличие от А. Маслоу, у которого потребности человека выступают как иерархизированные, для Э. Фромма все экзистенциальные потребности имеют равное значение и все их для нормального, благополучного существования человека в современном обществе необходимо удовлетворять.

Структура личности по Фрейду [Фрейджер, Фейдимен 2004]

включает в себя три части: бессознательное (Ид), самосознание (Эго) и сверхсознание (Супер-эго). В состав бессознательного входят два основных инстинкта: инстинкт жизни (Эрос) и инстинкт смерти (Танатос). Кроме них в состав личности также включаются защитные психологические механизмы. Мотивация поведения человека согласно такому представлению о личности является многоуровневой и системной. Главный мотивирующий фактор - это бессознательное (Ид). Оно присутствует всегда и везде и управляет практически всеми формами поведения человека. На втором месте по активности участия в мотивации поведения находится сверхсознание (Супер-его). На третьем месте стоит Эго. Его задача заключается в том, чтобы непротиворечивым образом, с использованием разнообразных психологических защитных механизмов, объединить мотивационные тенденции, действующие со стороны Ид, Эго и Супер-его.

Личность, по Юнгу [Юнг 1998], имеет следующие составляющие: эго, персона, тень, анима (у мужчин), анимус (у женщин) и самость. Все они являются архетипами. Эго - это своеобразный центр сознания личности и, вместе с тем, один из главных архетипов. Персона - внешнее проявление того, чем на самом является человек, или то, что он сознательно предъявляет окружающему миру. В состав персоны входят социально приемлемые, положительные черты характера, социальные роли и одобряемые в обществе формы поведения. Персона - это «я для других», или маска, за которой человек может скрывать свое истинное лицо. Тень представляет собой архетипическое образование, включающее часть психики человека, подавленную его сознанием. В тени наличествует то, что психологически несовместимо с персоной, противоречит принятым человеком социальным, моральным и этическим нормам. (Тень включает в себя то, что фактически совпадает с бессознательным у З. Фрейда.) Анима или анимус - это архетипические структуры, которые выступают как составные части персоны и по-разному представлены в психологии и поведении мужчин и женщин. Анима или анимус, в конечном счете, интегрируются в персоне человека, определяя те жизненные роли, которые он берет на себя. Самость - главный архетип, определяющий психологический строй и целостность данной личности. Он обеспечивает единство сознания и бессознательного. У большинства людей эта часть их психологии не развита, и они о ней почти ничего не знают.

Непосредственно под сознанием в структуре личности располагается бессознательное, состоящее из тех психологических образований, которые связаны с приобретенным в процессе жизни опытом человека. Этот уровень недостаточно глубок и потенциально доступен осознанию. В нем находятся комплексы, которые в

сознании человека проявляются в виде доминирующих идей. Бессознательное, в свою очередь, делится на личное и коллективное. В личном бессознательном представлены переживания, когда-то находившиеся в сознании человека, но со временем вытесненные из него, подавленные, забытые или игнорируемые. Многие из них являются слишком слабыми для того, чтобы стать осознанными.

Ниже уровня личного бессознательного базируется коллективное бессознательное, содержащее аккумулированный тысячелетиями обобщенный опыт прошлых поколений людей. Коллективное бессознательное является глубинной основой личности человека. Это продукт родовой истории человека, своеобразное духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся, по мнению К. Юнга, в структуре мозга каждого индивидуума. Коллективное бессознательное состоит из влиятельных и устойчивых психических образов, или архетипов. Они представляют собой врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и определенным образом реагировать на события в их жизни. Каждый архетип связан с тенденцией человека специфическим способом выражать свои чувства в отношении соответствующего события, объекта или ситуации. Сознание и бессознательное в структуре личности не конфликтуют между собой, а дополняют друг друга, образуя некоторого рода единство. Ведущие комплексы берут на себя функцию контроля над личностью человека, определяя его психологию и поведение.

Таким образом, Юнг не только среди психоаналитиков, но также и психологов разработал самую сложную, многокомпонентную и системную теорию личности и мотивации поведения человека, и согласно ей поведением человека управляют все, перечисленные выше психологические образования. Однако многие вопросы, связанные с мотивацией поведения человека, в теории Юнга до сих пор остаются без четких, удовлетворительных ответов. Среди них следующие:

1. Отсутствие точного, операционализированного и верифицированного определения перечисленных выше психологических образований (в данном случае и далее под операционализацией и верификацией будет пониматься наличие валидных и надежных психодиагностических методик, позволяющих изучать и точно оценивать соответствующие явления).

2. Неясность того, как эти психологические образования связаны друг с другом, какой конкретный вклад каждое из них вносит в реальную мотивацию поведения человека.

В состав личности, по А. Адлеру [Адлер 2011], входят такие психологические свойства, как комплекс неполноценности,

компенсация, индивидуальная творческая сила (творческое Я), целостность, жизненные цели, целеустремленность, стиль жизни, социальные интересы, стремление к превосходству и фиктивный финализм. Переходя от структуры личности к мотивации ее поведения, можно констатировать следующее. Некоторые из используемых в теории Адлера понятий, такие, например, как стиль жизни, социальные интересы, комплекс неполноценности являются операционализированными и верифицированными. Следовательно, для их изучения и оценки можно разрабатывать и использовать соответствующие, валидные и надежные психодиагностические методики. Другие понятия этим требованиям не соответствуют. Пользуясь ими, о мотивации поведения человека можно рассуждать в общем плане на уровне теории и строить предположения, не проверяемые опытным или экспериментальным путем.

Личность, по К. Хорни [Холл, Линдсей 2000], включает перманентное, ставшее чертой характера человека, состояние тревоги, сопровождающееся хроническим беспокойством, постоянной неудовлетворенностью человека собой и стремлением от нее избавиться, а также индивидуальные и межличностные защитные стратегии поведения, связанные с решением этой задачи. Хотя тревога и тревожность являются в психологии опе-рационализированными и верифицированными понятиями, но в теоретическом плане не вполне удовлетворительной выглядит попытка сведения всей мотивации поведения человека только к состоянию тревоги. Поэтому теория личности Хорни не может быть признана полноценной теорией личности и мотивации. Она представляет собой только один, частный аспект в мотивации поведения человека, зависящий от ситуационного или личностного тревожного состояния.

В структуру личности Г. Салливана [Холл, Линдсей 2000] прежде всего входят различные потребности. Они, согласно данной теории, порождаются дисбалансом между человеком и средой. Потребности, свою очередь, имеют циклический характер. Они возникают периодически, выстраиваются по степени своей значимости и напряженности в иерархические ряды. Среди них особо выделяется так называемая «межличностная потребность», которая определяется как потребность в добрых отношениях человека с окружающими людьми.

Помимо потребностей, в структуре личности имеются дина-мизмы (по-другому - черты личности, или привычки). Существуют две группы динамизмов. Первая относится к отдельным участкам тела человека, включая рот, анус, гениталии, а вторая содержит в себе три вида динамизмов: рассогласовывающие, изолирующие и

согласовывающие. Рассогласовывающие динамизмы относятся к деструктивным способам поведения, связанным, например, с озлобленностью; изолирующие динамизмы включают образцы поведения, не связанные с межличностными отношениями; согласовывающие динамизмы представляют собой полезные образцы поведения человека. В качестве центрального динамизма, обеспечивающего нормальное существование и развитие человеческой личности, выступает Я-система. Она возникает, формируется и развивается в процессе общения человека с другими людьми, является наиболее устойчивой частью его личности и может играть в его жизни как положительную, так и отрицательную роль.

В состав личности, по Салливану, также входят знания различных уровней: прототаксический, паратаксический и синтаксический. Прототаксический уровень представляет собой знания, связанные с ранними, примитивными переживаниями младенца. У взрослых людей - это кратковременные ощущения, образы, чувства, настроения и впечатления. Паратаксический уровень представляет знания, касающиеся причинно-следственных связей и отношений. Они являются случайными, неточными, искаженными, предшествуют возникновению строгой и последовательной логики мышления. Синтаксический уровень знаний - это высший уровень, связанный с логикой, характерной для взрослого, интеллектуально развитого человека.

Человека как личность, по Салливану, также характеризуют персонификации - мысленные образы себя и других людей, которые у данного человека формируются, начиная с детства. Они могут быть адекватными или неадекватными. Персонификации могут со временем закрепляться в сознании человека форме стереотипов и оказывать влияние на его межличностные отношения. Наконец, существенную роль в представлении человека как личности, согласно теории Салливана, играют его взаимоотношения с другими людьми, которые складываются на разных этапах индивидуального развития, включая детство и взрослость.

Переходя к характеристике мотивационной проблематики в теории личности Салливана, мы сталкивается с попыткой включить в нее как можно больше разнообразных личностных психологических образований и, следовательно, использовать все личностные понятия для объяснения поведения человека. С одной стороны, такое стремление можно оценить как заслуживающее поддержки, так как реальная мотивация поведения человека действительно чрезвычайно сложна и зависит от всех личностных особенностей человека. Однако полноценная реализация этой идеи предполагает, во-первых, наличие точных научных определений, операционализацию и верификацию всех личностных понятий,

во-вторых, существование общей мотивационной теории, объединяющей психологические понятия, использованные в теории личности Салливана. В ней, к сожалению, недостает ни того, ни другого. Анализ теории личности Салливана показывает, кроме того, что в ней заимствованы и эклектически используются термины из самых разных областей психологии: общей, социальной, возрастной и дифференциальной, которые по своему объему и содержанию друг с другом не соотнесены.

Личность в теории Э. Эриксона [Эриксон 2006] главным образом представляется через понятие идентичность. Она, в свою очередь, раскрывается с помощью терминов, используемых для описания восьми стадий психосоциального развития, через которые последовательно проходит человек в течение его жизни Это, например, полоролевая идентификация, жизненное самоопределение, экспериментирование и другие. Общую, единую теорию мотивации поведения человека на базе теории личности Эриксона разработать трудно, так как на разных стадиях личностного развития этот процесс в его теории представляется и описывается по-разному.

Основу личности в теории Г. Маррея [Хьел, Зиглер 2003] составляют потребности, способности и достижения человека. Потребности, в свою очередь, делятся на первичные и вторичные, висцерогенные и психогенные, открытые и скрытые, фокальные и диффузные, реактивные и проактивные, процессуальные и результативные (эффектные). В структуре личности также выделяются осознаваемые и неосознаваемые психологические образования. Маррей известен в психологии тем, что еще в первые десятилетия ХХ века (тридцатые годы) представил и описал систему потребностей человека, впервые включив в нее социальные потребности. Будучи сторонником психоанализа, он большое внимание уделял бессознательному в личности человека и в связи с этим предложил тест для опытного изучения бессознательного в личности человека - Тематический Апперцептивный Тест (ТАТ). Поведения человека, по Маррею, является двояко мотивированным: со стороны сознания и бессознательного. Главными мотивационными образованиями, управляющими поведением людей, выступают потребности.

Основными составляющими личности, по Г. Оллпорту [Оллпорт 1998], являются осознание и ощущение человеком собственного тела, чувство самоидентичности, самоуважение, то, что человек считает своим, принадлежащим ему, рациональное понимание себя. Все это, вместе взятое, объединяется понятием «черты личности». Система черт, имеющихся у данного человека и характеризующих его как личность, представляет общую характеристику его личности.

Двумя основными составляющими таким образом понимаемой личности являются «личностные диспозиции» и «проприум». Третья, дополнительная составляющая - сама осознающая себя личность, или то, что обозначается термином «самоидентичность».

Проприум включает в себя больше, чем просто представление человека о себе. Он выступает как своеобразный целостный субъект познания и чувственных переживаний. В состав проприума входят ценности, идеалы, нормы морали, идентификация, самооценка, самосознание, самоуважение и многое другое. Личностные диспозиции представляют собой трехуровневое, иерархизированное образование. В соответствующую структуру личности входят «кардинальные диспозиции», «центральные диспозиции» и «вторичные диспозиции». Все диспозиции можно разделить на мотивационные (побуждающие) и инструментальные (стилистические).

Если рассматривать теорию личности Оллпорта как теорию мотивации, то в ее адрес можно высказать примерно такие же замечания, которые выше были сформулированы относительно теории личности Г. Салливана. Правда, если теория личности Салливана, как показала история психологии, не получила широкого признания и дальнейшего развития в области мотивации, то теория Оллпорта оказала существенное влияние на целое современное направление в изучении личности и мотивации, получившее название «факторно-аналитический подход к изучению личности». Его представителями являются Р. Кеттелл и Г. Айзенк, чьи теории личности обсуждаются далее.

Структура личности, по Р. Кеттеллу [Кеттелл 2007], включает систему факторов - базисных черт личности, выявленных методом факторного анализа. Это 16 «глубинных» факторов, которые соответствуют 171 так называемым «поверхностным» чертам личности, предварительно определенным идеографическим способом через анализ языка при исключении синонимов из названий различных черт личности. Все черты личности делятся на общие и индивидуально своеобразные (уникальные), базисные и поверхностные, темпераментальные и мотивационные, динамические черты и черты - способности. Кроме того, черты личности могут быть положительными и отрицательными, нормальными и аномальными. Некоторые черты личности не имеют подходящих для них названий в повседневном языке и обозначаются как аттитюды, эрги и семы.

Использование представлений Кеттелла о личности в психологическом учении о мотивации поведения человека сталкивается со следующими трудностями, а именно, факторы, которые выделены методом факторного анализа, не имеют точной

и однозначной психологической интерпретации. Их сложно соотносить с такими, принятыми в психологии мотивации понятиями, как потребность, мотив, цель, инстинкт и многие другие. На основе выделенных факторов трудно предсказывать или прогнозировать поведение человека.

Личность по Г. Айзенку [Холл, Линдсей 2000] также представляет собой сложную, взаимосвязанную систему черт личности. Существуют три основных типа личностей, и, соответственно, три измерения, ориентируясь на которые, человека можно отнести к тому или иному типу. Параметры, в соответствие с которыми личность относится к определенному типу, представлены следующими полярно организованными «суперчертами»: интроверсией - экстраверсией, нейротизмом (эмоциональной неуравновешенностью) и психотизмом (эмоциональной уравновешенностью). Поведения каждого такого типа личности и его мотивация в теории Айзенка представляются и описываются по-разному, но близко к тому, как это делается в теории Кеттелла.

В состав теории личности, разработанной А. Бандурой [Бандура 2002], входят когнитивные образования такие, например, как образы, ожидания и ценности. Важной составляющей личности являются потребности человека, которые определяют набор вариантов поведения, способных, по его мнению, привести к достижению поставленной цели. Среди основных человеческих потребностей, определяющих социальное поведение людей, находятся потребности в признании, получении высокого социального статуса, защите, власти, независимости, любви (привязанности) и физическом комфорте.

Все психологические образования, которые в своей теории выделяет и приписывает человеку как личности Бандура, имеют значение для понимания и объяснения поведения человека. Но они лишь частично представляют мотивацию человека, поскольку в данной теории не учитываются многие другие личностные образования, от которых может зависеть его поведение, в частности те, которые вошли в состав других, рассмотренных выше теорий личности.

Структуру личности по Дж. Келли [Келли 2000] представляют личностные конструкты. Они фактически заменяют в его теории все свойства личности, встречающиеся в других теориях. Личностные конструкты существуют в виде системы, которая находится в процессе развития, происходящего под влиянием вновь приобретаемого человеком опыта. Помимо различий между людьми, касающихся многообразия и содержания личностных конструктов, имеются индивидуальные различия, относящиеся к

способам комбинирования личностных конструктов, их объединения в индивидуально своеобразную систему.

Поведение, мотивированное личностными конструктами - это не конкретные действия и поступки человека, а только его общая направленность на человека как главного источника или на не зависящие от данного человека обстоятельства. Поэтому эта теория личности не может претендовать на статус общей психологической теории мотивации.

Обратимся к тому, как в разных зарубежных теориях личности представлен сам процесс мотивации, то есть к способам объяснения поведения.

Способы объяснения поведения человека в различных теориях личности

Поведение человека в теории У. Джемса объясняется, исходя из его привычек. Они, в свою очередь, определяют типичные для данного человека формы поведения в различных жизненных ситуациях. В рамках данной теории поведение также можно объяснить при помощи других, перечисленных выше составляющих личности по У. Джемсу. В теории А. Маслоу объяснение поведению человека дается на основе имеющейся у него иерархизированной системы потребностей. К. Роджерс объясняет поведение людей на базе Я-концепции и жизненного опыта, но, в конечном счете, сводит его к представлению человека о себе (Я-концепции). В. Франкл объясняет поведение человека, исходя из смысла жизни. Из него выводятся или к нему сводятся практически все совершаемые человеком действия и поступки.

В экзистенциальных теориях личности утверждается, что в человеческом поведении (бытии, существовании) не существует причинно-следственных связей и отношений, подобных тем, которые существуют в неживой природе. В жизни человека имеется лишь определенная последовательность событий, а в его поведении - распределенная во времени совокупность действий. Из этой последовательности событий или совокупности действий невозможно получить представление об их причинах. Вместо каузальности - причинно-следственной обусловленности - для объяснения поведения человека здесь предлагается пользоваться понятием «мотивация», под которой понимается сложный психологический процесс, не имеющий четко определенного начала и конца и приводящий человека, в конечном счете, к совершению того или иного поступка.

Э. Фромм объясняет поведение человека двояким образом: через особенности общества, в котором человек рождается,

живет и развивается, и через социальный характер, тесным образом связанный с соответствующим обществом. Способы объяснения поведения в учении З. Фрейда основаны на трех составляющих личности: Ид, Эго и Супер-эго, а также на защитных психологических механизмах. Актуальное поведение человека по Юнгу мотивировано выделенными им структурными составляющими личности, сознанием и глубинными процессами, происходящими в бессознательном. В теории К. Хорни способы объяснения поведения почти исключительно основаны на базаль-ном чувстве тревоги и на стремлении человека избавиться от него.

По А. Адлеру, поведение человека зависит от того, как складываются обстоятельства его жизни, которые по-разному воспринимаются и оцениваются различными людьми. У каждого человека имеется индивидуально своеобразная картина мира, и от нее зависит то, как он будет себя в том или ином конкретном случае вести. Люди, к тому же, действуют не только на базе того, как они воспринимают и понимают окружающий мир, но и на основе собственных убеждений. Все, что человек делает, формируется и направляется характерным для него стилем жизни. Он определяет, каким сторонам жизни человек будет уделять особое внимание. Стилем жизни также объясняется направленность или ориентация личности по отношению к окружающему миру.

По А. Маслоу, существуют две группы качественно различных и по-разному влияющих на поведение человека потребностей: дефицитарные потребности и потребности развития. Дефицитар-ные потребности представляют собой нужды человека в чем-либо конкретном - в том, чего ему недостает в данный момент времени для полноценной жизни и для сохранения достигнутого уровня развития. Удовлетворение таких потребностей не определяет психологическое развитие личности и только создает условия для него. Потребности развития, напротив, связаны с дальнейшим личностным развитием человека.

Нормальные, психически здоровые взрослые люди, по Г. Ол-лпорту, хорошо осознают, что и по какой причине они делают. Такие люди не только сознательно реагируют на внешние воздействия, но способны порождать и использовать новые, ранее не применявшиеся ими «мотиваторы» собственного поведения, изменять окружающую среду таким образом, чтобы не они к ней приспосабливались, а она подстраивалась под них.

Согласно учению А. Бандуры, человек, оказавшись в определенной ситуации, всегда воспринимает ее под специфическим углом зрения - так, как это лично его устраивает. Активную роль в этом процессе играет мышление, в частности - способность человека оперировать символами, а также ставить и решать

задачи, планировать свое поведение, предвидеть ход событий. Поведение является результатом взаимодействия всех социальных и психологических факторов, включая познание и мышление, влияния окружающей среды и действия, предпринимаемые человеком. Существенную роль в сохранении стабильности, целенаправленности и последовательности поведения играет система «Я», под которой понимается набор когнитивных структур, характерных для данного человека. Она позволяет человеку представлять собственное поведение и оценивать его. Самоэффективность - это еще один важный психологический фактор, участвующий в мотивации поведения.

По Д. Роттеру, поведение человека определяется ожиданием того, что предпринимаемые им действия приведут к необходимому результату. Социальные подкрепления играют важную роль в управлении поведением. Его мотивация также зависит от значимости (ценности) потребности, связанной с данной формой поведения, возможности ее удовлетворения в сложившейся ситуации, и свободы выбора. Поведение человека определяется характерным для данного человека локусом контроля. По мнению Дж. Келли, поведение людей зависит от того, как они воспринимают себя и окружающий мир. Для понимания и объяснения поведения человека не обязательно знать, как на самом деле устроен мир, насколько восприятие человеком ему соответствует. Достаточно знать, как данный человек воспринимает и представляет мир и себя в этом мире. Таковы представления о мотивации, сложившиеся в когнитивной психологии личности.

Подводя итог проведенному анализу мотивационных идей, содержащихся в зарубежных теориях личности, можно констатировать, что в них достаточно полно, но фрагментарно представлена мотивация поведения человека. Если все психологические образования, выделенные и описанные в этих теориях, действительно входят в структуру личности - а в этом не приходится сомневаться, - то из представленных выше рассуждений можно сделать, как минимум, три вывода, касающиеся общепсихологических, «личностных» представлений о мотивации поведения людей:

1. Каждое из предложенных авторами теорий личности объяснений человеческого поведения, в общем правильное, но частичное, недостаточное для полного понимания мотивации поведения человека, так как в нем не учитываются многие объяснения, содержащиеся в разных теориях личности.

2. Каждое из этих объяснений, взятое в отдельности, с формально-логической точки зрения рассматриваться и как ошибочное, если при его оценке следовать известному правилу

логики рассуждений, которое заключается в следующем. Если одно и то же явление объясняется разными, альтернативными, взаимоисключающими способами, то ни одно из таких объяснений не может быть признано верным, поскольку оно опровергается другими объяснениями, также признаваемыми правильными.

3. Проблема, которая в связи с этим возникает перед разработчиками теоретических представлений о мотивации поведения человека, заключается в том, чтобы предложить его системное объяснение, соответствующее положениям разных теорий личности. Однако решить эту задачу в настоящее время не представляется возможным, так как для ее решения необходимо иметь в своем распоряжении комплексную, системную теорию личности, которой в психологии не существует до сих пор.

Литература

Адлер 2011 - Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Фонд «За экономическую грамотность», 2011. 232 с.

Бандура 2002 - Бандура А. Теория социального научения. СПб.: Евразия,

2002. 319 с.

Келли 2000 - Келли Дж. Теории личности. СПб.: Речь, 2000.

Кеттелл 2007 - Кеттелл Р.Б. Психология индивидуальности. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. 127 с.

Левин 2011 - Левин К. Динамическая психология. М.: Смысл, 2001. 572 с. Маслоу 2012 - Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2012. 351 с. Оллпорт 1998 - Оллпорт Г. Личность в психологии. М.: КСП+; СПб.: Ювента, 1998. 345 с.

Первин, Джон 2001 - Первин Л., Джон О. Психология личности. Теория и исследования. М.: Аспект Пресс, 2001.

Франкл 2004 - Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 2004. Фрейджер, Фейдимен 2004 - Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. СПб.: Прайм-Еврознак, 2004.

Фромм 1990 - Фромм Э. Иметь или быть. М.: АСТ, 1990.

Холл, Линдсей 2000 - Холл К., Линдсей Т. Теории личности. М.: Эксмо-

Пресс, 2000. 719 с.

Хьел, Зиглер 2003 - Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер,

2003.

Эриксон 2006 - Эриксон Э. Идентичность и кризис. М.: Флинта; МПСИ: Прогресс, 2006. 342 с.

Юнг 1998 - ЮнгК.Г. Психологические типы. М.: «Университетская книга» АСТ, 1998. 716 с.

References

Adler, A. (2011), Praktika i teoriya individual'noi psihologii [Practicc and theory of individual psychology], Foundation for Economic Literacy, Moscow, Russia, 232 p.

Allport, G. (1998), Lichnost' v pshiologii [Personality in Psychology], KSP +, Moscow, Juventa, St. Petersburg, Russia, 345 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Bandura, A. (2002), Teoriyasotsial'nogo obucheniya [Theory of social learning], Eurasia, St. Petersburg, Russia, 319 p.

Erickson, E. (2006), Lichnost' i krisis [Identity and Crisis], Flinta, Moscow, Progress, MPSI, Russia, 342 p.

Frankl, V. (2004), Chelovek v poiske smysla [Man in search of meaning], Progress, Moscow, Russia.

Frager, R. and Feydimen, D. (1990), Lichnost'. Teorii, uprazhneniya, ekspe-rimenty [Personality. Theories, exercises, experiments], Prime-Evroznak, St. Petersburg, Russia.

Fromm, E. (1990), Imet' ili byt' [To have or to be], AST, Moscow, Russia. Hall, K. and Lindsay, T. (2000), Lichnostnye teorii [Personality Theories], Eksmo-Press, Moscow, Russia, 719 p.

Hyell, L. and Ziegler, D. (2003), Lichnostnye teorii [Personality Theories], Piter, St. Petersburg, Russia.

Jung, K.G. (1998), Psihologycheskye tipy [Psychological types], "University Book" AST, Moscow, Russia, 716 p.

Kelly, A.J. (2000), Teorii lichnosti [Theories of personality], Rech, St. Petersburg, Russia.

Kettell, R.B. (2007), Psihologiya lichnosti [Psychology of personality], Prime-Evroznak, St. Petersburg, Russia, 127 p.

Levin, K. (2001), Dinamicheskaya pshiologiya [Dynamic Psychology], Smysl, Moscow, Russia, 572 p.

Maslow, A. (2012), Motivatsya i lichnost' [Motivation and personality], Piter, St. Petersburg, Russia, 351 p.

Pervin, L. and John, O. (2001), Psihologiya lichnosti [Psychology of personality. Theory and research], Aspect Press, Moscow, Russia.

Информация об авторе

Инна Р. Алтунина, доктор психологических наук, Московский институт психоанализа, Москва, Россия; 121170, Россия, Москва, Кутузовский пр-т, д. >34, стр. 14; [email protected]

Information about the author

Inna R. Altunina, Dr. of Sci. (Psychology), Moscow Institute of Psychoanalysis, Moscow, Russia; bld. 34-14, Kutuzovsky Av., Moscow, Russia, 121170; inpsycho@ inpsycho.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.