Научная статья на тему 'Проблемы мотивации студентов неорганических специальностей к изучению органической химии'

Проблемы мотивации студентов неорганических специальностей к изучению органической химии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
271
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ / МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кондратова Н. А., Ефимова Н. С.

В статье рассмотрены проблемы учебной мотивации студентов с учетом специальности и специфики органической химии. Определены мотивы, влияющие на поведение студентов неорганических специальностей в процессе обучения. Даны рекомендации преподавателям для повышения эффективности преподавания органической химии.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кондратова Н. А., Ефимова Н. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n paper educational motivation problems of students taking into account specialty and specifics of organic chemistry are considered. The motives influencing behavior of students of inorganic specialties in the course of training are defined. Recommendations to teachers for increase of efficiency of teaching of organic chemistry are made.

Текст научной работы на тему «Проблемы мотивации студентов неорганических специальностей к изучению органической химии»

сопровождается подробной инструкцией, затем последовательно появляются задания, многие из них сопровождены иллюстративным материалом, а по окончанию - выдается оценка, с указанием числа правильных ответов. По окончании тестирования приводятся правильные ответы на задания, в которых была допущена ошибка. При создании теста была учтена возможность возвращения к пропущенному вопросу в конце теста.

Таким образом, на основании имеющегося банка были выбраны тестовые задания, соответствующие тематике лабораторных работ. Проведена апробация тестовых заданий, и по ее результатам были внесены необходимые изменения в тестовые задания. Созданы компьютерные тесты для контроля знаний студентов при защите лабораторных работ.

УДК547.587.51:[547.553+547.556.8] Н.А. Кондратова, Н.С. Ефимова

Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия

ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ К ИЗУЧЕНИЮ ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ

В статье рассмотрены проблемы учебной мотивации студентов с учетом специальности и специфики органической химии. Определены мотивы, влияющие на поведение студентов неорганических специальностей в процессе обучения. Даны рекомендации преподавателям для повышения эффективности преподавания органической химии.

In paper educational motivation problems of students taking into account specialty and specifics of organic chemistry are considered. The motives influencing behavior of students of inorganic specialties in the course of training are defined. Recommendations to teachers for increase of efficiency of teaching of organic chemistry are made.

Переход отечественной высшей школы, в соответствии с Болонским соглашением, на модульно-рейтинговую систему поставил преподавание фундаментальных дисциплин в весьма сложное положение. Особенно трудно решать возникшие проблемы кафедрам, где преподаются такие дисциплины как химия, физика и т.п., где овладение основами требует не только формирование у студентов теоретических компетенций, но и выработки навыков экспериментальной работы. Не достаточный уровень усвоения дисциплины химия в школе приводит к несоответствию между запросом на качественное образование и недостаточной мотивацией студентов на получение данного образования. Таким образом, очевидно, что одной из задач современного преподавателя становится мотивация студентов на получение качественного образования.

Выделяют следующие мотивы обучения:

■ социальные - (долг, ответственность, понимание значимости обучения для всего общества);

■ познавательные - (стремление больше знать, стать эрудированным);

■ профессионально-ценностные (расширение возможностей устроиться на перспективную и интересную работу);

■ эстетические (от обучения получается удовольствие, раскрываются свои скрытые способности и таланты);

■ коммуникативные (возможность расширения своего кругу общения через повышение своего интеллектуального уровня и новых знакомств),

■ статусно-позиционные (стремление через учение или общественную деятельность утверждается в обществе);

■ традиционно-исторические (установленные стереотипы, которые возникли в обществе и укрепились с течением времени);

■ утилитарно-познавательные (стремление усвоить отдельный интересующий предмет и научиться самообразованию);

■ неосознанные мотивы (полное непонимание смысла получаемой информации и полное отсутствие интереса к познавательному процессу).

Мотивационная сфера учебной деятельности студентов имеет иерархическую структуру. Доминирующее положение в ней занимают мотивы, которые при ранжировании получают первые места. Для диагностики учебной мотивации студентов нами использована методика A.A. Реана, В.А. Якунина в модификации Н.Ц. Бадмаева [1]. Данная методика позволяет определить мотивы, влияющие на поведение студентов в процессе обучения.

Студентам предъявлялся список мотивов учебной деятельности, каждый из которых, ему предлагалось оценить по 5-бальной системе. В результате при обработке анкеты формировались следующие шкалы: коммуникативные мотивы, мотивы избегания, престижа, профессиональные, творческой самореализации, учебно-познавательные и социальные мотивы.

Всего в опросе приняли участие 64 студента неорганических специальностей: 23 студента второго курса факультета ФИХ, 20 студентов второго курса - ТНП и ФМ, 21студент 3 и 4 курса (в основном ФИХ и ФИТУ), сдавшие данную учебную дисциплину на втором курсе._

Диаграмма 1. Значимые мотивы.

□ ФИХ-2-курс

□ ТНП и ФМ -2 курс

□ 3,4-курс

■ все студенты

Диаграмма 2. Незначимые мотивы

Шкала 1. Коммуникативные мотивы. Шкала 2. Мотивы избегания. Шкала 3. Мотивы престижа. Шкала 4. Профессиональные мотивы.

Шкала 5. Мотивы творческой самореализации.

Шкала 6. Учебно-познавательные мотивы. Шкала 7. Социальные мотивы.

Как видно из приведенных диаграмм 1, 2 для каждой студенческой группы есть свой преобладающий вид мотивации. Так для студентов неорганического факультета на первом месте стоят социальные мотивы, а на втором профессиональные. Для студентов второго курса факультета инженерной химии движущей силой являются профессиональные мотивы, а на

втором месте коммуникативные мотивы. У студентов старших курсов выражены профессиональные мотивы.

Для опрашиваемых студентов значимыми мотивами являются: профессиональные, коммуникативные и социальные мотивы; незначимыми мотивы: престижа, мотивы творческой самореализации. При этом учебно-познавательные мотивы для опрошенных студентов малозначимы.

Опираясь на современные исследования психологов, нами была разработана анкета для студентов и преподавателей, цель которой выявить основные причины снижения успеваемости студентов по курсу органической химии.

По результатам опроса оказалось, что предмет интересен для 73% опрошенных. Если уровень сложности предмета преподаватели оценивают как средний, то студенты считают его достаточно сложным.

Преподаватель как носитель знаний играет важную роль в процессе обучения. На вопрос: Какими качествами должен обладать преподаватель? -ответили студенты и преподаватели. Мнение по первым двум позициям одинаково - это компетентность и доброта. Также совпадают: умение систематизировать и доносить информацию, терпение и строгость. Отличие наблюдается в распределении позиций. Так в ответах преподавателей строгость заняла последнюю позицию, студенты строгость выбирают даже чаще, чем умение заинтересовать. Если сравнивать ответы по группам, то каждая группа опрошенных делает определенный акцент на качествах преподавателя:

• 3,4-курс выделяет компетентность и умение заинтересовать;

• ТНП и ФМ - компетентность и коммуникабельность;

• ФИХ - компетентность, строгость и терпение.

Все преподаватели единодушно считают, что хвалить студентов надо - это им приятно и стимулирует к обучению, и только 75% - считают, что ругать нужно, но только за непосещение и плохое отношение к учёбе. 60% опрошенных студентов считают, что похвала преподавателя не сказывается на их успеваемости, а 65% студентов считают, что студентов надо «конструктивно критиковать» - это повышает результативность и стимулирует лучше похвалы. Цитируем студентов: «В меру ругать всегда необходимо, иначе учить не будем». Хотя соотношение ответов по группам различно, так для студентов ФИХ похвала будет стимулом, а для студентов факультета ТНП и ФМ уже нет.

Таким образом, каждая группа имеет свой «характер, и соответственно похвала может стать как стимулом, так и антистимулом, а у преподавателей же существует стереотипное восприятие всех групп.

да нет безразлично

Диаграмма 3. Ответы студентов.

да нет безразлично

Диаграмма 4. Ответы преподавателей

Порядок параметров: условия проживания, наличие интернета, условия обучения, отношения с одногрупниками

15-

10-

5

0

При рассмотрении причин неподготовленности студентов к занятиям мы выделили четыре позиции, которые чаще всего приводятся в качестве причины не подготовки, как студентами, так и преподавателями (Диаграммы 3,4).

Преподаватели склонны переоценивать сложности студенческой жизни в виде условий проживания в общежитии. По мнению студентов, для усвоения и понимания курса им не хватает аудиторных занятий. Так оптимальным распределением часов, по результатам опроса: еженедельные лекции и еженедельные семинары, лучший вариант соотношение лекция семинар 1 к 2. Также студенты единодушны в необходимости лабораторного практикума, причём «чем больше, тем лучше», и выделяют лабораторные работы в качестве одного из лучших мотивов обучения.

Зная трудности связанные с распределением аудиторной нагрузки, связанной с переходом на систему бакалавр-магистр, было предложено ответить на вопросы по поводу введения современных средств обучения. Так большинство преподавателей либо затруднились ответить на данный вопрос, либо считают, что это будет бесполезно. Мнение студентов 3,4-курса совпало с мнением преподавателей, зато студенты второго курса настроены более оптимистично. Из современных средств обучения 33% опрошенных считают необходимым использовать на лекциях презентации с демонстрацией опытов и моделей соединений и реакций, но ни в коем случае не самой лекции. 29% отметили он-лайн тестирования. Олимпиады, конкурсы, викторины и т.д. для большинства опрошенных не влияют на усвоение курса органической химии.

Студенты высказались за необходимость консультационного дня, когда дежурный преподаватель отвечал бы на вопросы любого студента с любого потока. Система обязательного домашнего контроля помогла бы улучшить успеваемость только для студентов 2-курса ФИХа, тогда как все остальные опрошенные считают, что эта система малоэффективна. Контроль знаний, по результатам опроса студентов, должен быть после каждой пройденной темы, в отличие от рекомендованной системы трёх рейтинговых точек.

Форма проведения экзамена (письменная), существующая в настоящее время удовлетворяет как студентов, так и преподавателей. 40% опрошенных предпочли бы комбинированную форму, которая, позволила бы при дополнительном опросе повысить оценку письменной работы, что было бы выгодно как для сильных, так и слабых студентов (3, 4-курс).

В качестве причин мешающих успешному усвоению органической химии одной из главных выделена - лень. На втором месте у студентов количество других предметов. Из общих ответов можно выделить, что школьная подготовка в настоящее время не на должном уровне (не научили учиться, не дали основ). Для успешного обучения отмечены желание учиться и современные учебники по предмету. Но также с обеих сторон прозвучал ответ - «халява», пока будет ощущение возможности «халявы» (что дают бесконечные хвостовые сессии), лень победить будет невозможно.

На вопрос: «Как мотивировать студента неорганической специальности к изучению органической химии?» студенты отвечают: • «интересные занятия»;

• «никак и не нужно вообще, студент сам должен понять, что ему необ-

ходимо»;

• «рассказать о связи органической химии с выбранной специальностью»;

• «больше опытов и лабораторных работ».

У преподавателей менее оптимистичный взгляд на проблему мотивации: «Если студент не хочет учиться, то все ухищрения преподавателя значения не имеют». Также преподаватели считают, что студентам постоянно надо показывать связь предмета с выбранной специальностью и проводить больше опытов и лабораторных работ.

Результаты исследования были сообщены на одном из заседаний кафедры органической химии. По результатам приведенного опроса преподавателям для повышения эффективности процесса обучения органической химии были даны следующие рекомендации:

- иллюстрировать материал примерами из практики;

- использовать психологические знания о «портрете группы» с целью определения педагогической стратегии для учебной работы со студенческой группой;

- преподавателям необходимо более тесно сотрудничать с деканатами по проблемам посещаемости студентами занятий;

- увеличить количество часов на семинарские и лабораторные работы;

- во вводной лекции показывать взаимосвязи органической химии со спецификой будущей профессии;

- поддерживать и расширять имеющуюся систему он-лайн тестирования;

- разработать видеоматериалы с демонстрацией простых опытов, трёхмерных моделей и иллюстрирующих презентаций для курса органическая химия;

- ввести на кафедре консультационный день (или часы) для всех студентов, нуждающихся в помощи в усвоении сложных тем по органической химии;

- предоставить студентам выбор формы сдачи экзамена: письменный или комбинированный (с разной формой билета).

Проблема мотивации может решаться с учетом психологических особенностей учащихся и спецификой предмета. Поэтому современный преподаватель должен не только хорошо знать свой предмет и уметь его доступно объяснять своим ученикам, ему необходимо знать психологические особенности студентов, опираться на развитие их когнитивных процессов, знать особенности направленности и движущие мотивы личности, а также владеть современными педагогическими технологиями. Поэтому проблема мотивации студентов тесно связана с профессионализмом самого преподавателя.

Библиографические ссылки

1. Методика для диагностики учебной мотивации студентов (A.A. Ре-ан и B.A. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаева) // Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2004 - 280 с. С. 151-154.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.