Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗОВ КУЛЬТУРЫ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ'

ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗОВ КУЛЬТУРЫ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗЫ КУЛЬТУРЫ / МОТИВАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / РЫНОК ТРУДА / СТУДЕНТ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СФЕРА / UNIVERSITIES OF CULTURE / MOTIVATION / PROFESSIONAL MOTIVATION / LABOR MARKET / STUDENT / SOCIO-CULTURAL SPHERE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тельманова Анастасия Сергеевна, Баутина Виктория Александровна

Введение. В статье представлено исследование по проблеме управления процессами профессиональной мотивации студентов вузов культуры с целью дальнейшего трудоустройства по получаемой профессии. Цель статьи - выявление и ранжирование факторов мотивации студентов вузов культуры к профессиональной деятельности в социально-культурной сфере. Методология. Исследование проводилось на основе методов анализа, синтеза, аналогии, конкретизации, измерения. Результаты исследования заключаются в выявлении приоритетных побудительных мотивов будущей профессиональной деятельности у студентов вуза культуры. На основе диагностики разработаны рекомендации для педагогов по управлению образовательным процессом в аспекте формирования устойчивого положительного отношения к будущей профессиональной деятельности по выбранному направлению подготовки. Заключение. Авторами отмечается, что процесс управления профессиональной мотивацией студентов вузов культуры является ответственным и длительным процессом с включением в него не только педагогических, но и управленческих практик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тельманова Анастасия Сергеевна, Баутина Виктория Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF MOTIVATION OF STUDENT UNIVERSITIES OF CULTURE TO PROFESSIONAL ACTIVITIES IN THE SOCIAL AND CULTURAL SPHERE

Introduction. The article presents a study on the problem of managing the processes of professional motivation of students of cultural universities for further employment in the profession. The purpose of the article is to identify and range the factors of motivating students of cultural universities to professional activity in the social and cultural sphere. Methodology. Methods of analysis, synthesis, analogy, specification, measurement were used as the basis for the research. Results. The results of the research consist in identifying the priority motives of future professional activity among students of a higher educational institution of culture. Based on the diagnostic results, recommendations for teachers on the management of the educational process in the aspect of building a positive attitude towards future professional activity in the chosen direction of training were developed. Conclusions. The authors note that the process of managing the professional motivation of students of higher educational institutions of culture is a responsible and long-term process, which includes of not only pedagogical, but also managerial practices.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗОВ КУЛЬТУРЫ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ»

H3blK_n03HAHME_K0MMyHM^Mfl (accessed 18.10. 2020). (In Russian).

Karasik V. I. Struktura institutsional'nogo diskursa [The structure of institutional discourse]. Problems of speech communication. Interuniversity collection of scientific papers. Saratov, 2000, pp. 25-33. (In Russian).

Petrov V. V., Karaulov Yu. N. Vstupitel'naya stat'ya [Introductory article]. Dijk T. A. van. Language. Cognition. Communication. Moscow, 1989, pp. 5-11. (In Russian).

Phillips L. J., Jorgensen M. V. Diskurs-analiz: teoriya i metod [Discourse analysis: theory and method]. Kharkov, 2008, 526 p. (In Russian).

7. Chernyavskaya V. E. Diskurs vlasti i vlast' diskursa: problemy rechevogo vozdejstviya [Power discourse and discourse power: problems of speech impact]. Moscow, 2012, 128 p.(In Russian).

8. Shapinskaya E. N. K metodologii issledovaniya kul'tury: diskursivnyy analiz [On the methodology of cultural research: discourse analysis]. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n7k-metodologii-issledo-vaniy-kultury-diskursivnyy-analiz (accessed 18.10.2020). (In Russian).

9. Stubbs M. Discourse analysis: the sociolinguistic analysis of natural language. Chicago, University of Chicago Press, 1983, pp. 272. (In English).

10. Fairclough N. Language and Power. London, Longman, 1989, 259 p. (In English).

УДК/UDC 378

А. С. Тельманова, В. А. Баутина A. Telmanova, V. Bautina

ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗОВ КУЛЬТУРЫ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ

PROBLEMS OF MOTIVATION OF STUDENT UNIVERSITIES OF CULTURE TO PROFESSIONAL ACTIVITIES IN THE SOCIAL AND CULTURAL SPHERE

Введение. В статье представлено исследование по проблеме управления процессами профессиональной мотивации студентов вузов культуры с целью дальнейшего трудоустройства по получаемой профессии. Цель статьи - выявление и ранжирование факторов мотивации студентов вузов культуры к профессиональной деятельности в социально-культурной сфере.

Методология. Исследование проводилось на основе методов анализа, синтеза, аналогии, конкретизации, измерения.

Результаты исследования заключаются в выявлении приоритетных побудительных мотивов будущей профессиональной деятельности у студентов вуза культуры. На основе диагностики разработаны рекомендации для педагогов по управлению образовательным процессом в аспекте формирования устойчивого положительного отношения к будущей профессиональной деятельности по выбранному направлению подготовки.

Заключение. Авторами отмечается, что процесс управления профессиональной мотивацией студентов вузов культуры является ответственным и длительным процессом с включением в него не только педагогических, но и управленческих практик.

Introduction. The article presents a study on the problem of managing the processes of professional motivation

of students of cultural universities for further employment in the profession. The purpose of the article is to identify and range the factors of motivating students of cultural universities to professional activity in the social and cultural sphere.

Methodology. Methods of analysis, synthesis, analogy, specification, measurement were used as the basis for the research.

Results. The results of the research consist in identifying the priority motives of future professional activity among students of a higher educational institution of culture. Based on the diagnostic results, recommendations for teachers on the management of the educational process in the aspect of building a positive attitude towards future professional activity in the chosen direction of training were developed.

Conclusions. The authors note that the process of managing the professional motivation of students of higher educational institutions of culture is a responsible and long-term process, which includes of not only pedagogical, but also managerial practices.

Ключевые слова: вузы культуры, мотивация, профессиональная мотивация, рынок труда, студент, социально-культурная сфера.

Keywords: Universities of culture, motivation, professional motivation, labor market, student, socio-cultural sphere.

Введение

Развитие качественной системы профессионального образования обусловлено изменениями, которые происходят в различных сферах деятельности человека. Выдвигаемые требования к будущим сотрудникам различных сфер производства актуализируют интеграционные практики организации профессионального обучения на уровне как научно-исследовательских подходов, так и внедрения в образовательный процесс. Если рассматривать современного выпускника в ракурсе компетентностного подхода, то он должен обладать не только специальными знаниями, умениями и навыками, обусловленными получаемым образованием по профессии, но и ощущать в себе потребность в достижениях и успехе, знать, что он будет востребован на рынке труда.

Исходя из этого необходимо уделять особое внимание задачам, которые ставятся перед студентом на первом этапе его учебной деятельности и решаются в процессе обучения и овладения профессией. Они должны стать для него понятными, он должен их внутренне принять, что будет способствовать формированию значимости выбранной профессии для него лично и для общества в целом. Данное положение подчеркивает основную проблему мотивов обучения современной молодежи и особым образом активизирует перспективу дальнейшего трудоустройства в сфере получаемого профессионального образования.

Проблематика исследования лишь подчеркивает его актуальность, так как затрагивает современные трансформации мотивов получения высшего образования у молодежи. Инфляция образования оказывает колоссальное влияние на ценности и жизненные ориентиры молодежи в процессе обучения. Можно сказать, что в сложившихся условиях на первый план должна выходить мотивация профессиональной деятельности, которая принимает иную структуру и направленность, а значит, возникает необходимость ее изучения. В настоящее время все большую ценность имеет получение высшего образования как такового, но не дальнейшая профессиональная деятельность в выбранной сфере. Таким образом, возникает необходимость пристального внимания к формированию особых условий развития профессиональной мотивации у студентов в ходе получения высшего образования и к разработке положений рекомендательного характера, направленных на перспективное создание полноценной системы управления мотива-ционной сферой профессиональной деятельности.

Цель исследования заключалась в выявлении и ранжировании факторов мотивации студентов вузов

культуры к профессиональной деятельности в социально-культурной сфере. Проблематика мотивацион-ного поведения человека рассматривалась с разных сторон. В процессе развития теорий мотивации сформировались достаточно устойчивые подходы в направлении научного изучения мотивации как одного из основных показателей в системе управления.

С точки зрения теоретических и методологических подходов можно выделить группу ученых, которые посвятили свои труды формированию мотива-ционных теорий поведения человека. К ним относятся А. Н. Леонтьев [7], Л. С. Выготский [5] и др. Вопросами содержания мотивации, факторами мотивированного поведения, выявлением и анализом мотивационных проявлений занимались ученые-психологи А. Маслоу, Д. Макклелланд, Х. Хекха-узен, обосновавшие мотивацию как поведение индивида, исходящее из ожидаемых последствий [16]. Мотивацию в контексте концепций управления (процессный подход) рассматривали В. Г. Асеев [1], В. Врум, Е. П. Ильин, М. Магур и др. Главной задачей этих исследователей было определение структуры мотивации человека, противоречия мотивации, истоков формирования специфических человеческих побуждений [1, с. 39-41]. При этом необходимо отметить, что именно в работах этих авторов рассматриваются проблемы прикладной мотивации, связанные с практикой воспитания и руководства.

При дальнейшем рассмотрении основ мотива-ционного поведения ученые стали интегрировать результаты предшествующих исследований в различные сферы жизнедеятельности человека, в частности в образовательную среду, на основании чего появились и теории мотивации учебной деятельности (Л. И. Божович [4], Д. И. Фельдштейн [15]). Мотивационными компонентами учебно-профессиональной деятельности занимались А. А. Бодалев [3], В. А. Ильин, В. И. Ковалев, В. А. Якунин и др.

В настоящее время необходимо отметить, что сложилась тенденция к формированию достаточного пласта научно-исследовательских работ, которые содержат не только теоретико-методологические подходы к изучению вопросов мотивации, но и практические рекомендации по оптимизации процессов мотивации как на производстве, так и в сфере получения образования, на различных уровнях и в разном возрасте.

В контексте нашего исследования мы отметили, что большинство научных изысканий сегодня посвящены именно мотивации студентов к успешному обучению, а вопросы будущего трудоустройства по профессии рассматриваются через при-

зму уровня освоения компетенций и соответствия выпускника предъявляемым профессиональным стандартам [8; 11; 12; 18].

Методология

На основе методов анализа и синтеза проходило исследование теоретико-методологических подходов к проблемам мотивации. Мы выявили, что мотивация в большей степени является сферой интереса отечественной и зарубежной психологии, с точки зрения изучения личностной оценки форм и видов поведения человека, его побудительных мотивов. Термин «мотивация» образован от слова «мотив» (фр. - motif), которое, в свою очередь, произошло от латинского moveо - двигаю. Таким образом, по мнению психологов, именно мотив заставляет человека определять порядок его действий и выбирать соответствующие для этого формы.

Ряд исследователей считает, что в качестве мотивов могут выступать все актуальные личностные потребности (достижения, лидерство, признание) [4; 5; 7; 15]. Следовательно, процесс актуализации личностных потребностей и перспектива их адекватности и достижимости, а также их стимулирование внутренними и внешними ресурсами и является мотивацией [7, с. 74]. Таким образом, мотивация - это своеобразная система стимулов, побуждающих человека к выполнению действий.

Еще В. Г. Асеев отмечал, что нельзя рассматривать мотивацию только с точки зрения механического или метафизического понимания, а необходимо обращать внимание на многоплановость человеческой мотивации, на ее противоречивую структуру. Мотивация, по его мнению, является не только динамическим процессом физиологической природы человека, который управляется психикой самой личности, но и детерминацией поведения, которая формируется макросредой личности [1, с. 5-7].

В данном исследовании под понятием «мотивация» мы подразумеваем именно процесс побуждения человека к действию на основании внутренних стимулов и при условии формирования внешних способствующих факторов и благоприятной среды для реализации активности человека. Именно такое понимание мотивации является применимым к педагогическому процессу.

В контексте проблематики нашего исследования мы обратились к вопросам мотивации обучения. Именно в педагогической практике мотивация рассматривается с двух сторон - внешней и внутренней. Внешние условия мотивации создаются как раз макросредой

личности, а внутренние обусловлены высшим уровнем потребностей человека - самоактуализацией.

Мотивация обучения - это средство побуждения обучающегося к активной и продуктивной познавательной деятельности с целью освоения содержания образования и перспектив дальнейшего применения полученных знаний [9, с. 62]. Следовательно, если мотивация обучения является двусторонним процессом (педагог/макросреда - ученик/микросреда), в котором макросреда (субъект управления) может воздействовать на микросреду (объект управления) с целью обеспечения требуемого поведения или характеристик, то мы получаем в результате процесс управления мотивацией.

В современной науке управления наиболее популярными являются следующие теории мотивации: теория содержания, теории процесса, теории, основанные на отношении человека к труду. Если рассмотреть содержательные теории мотивации, то можно отметить, что здесь на первое место выходит понимание деятельности человека (в частности трудовой деятельности) как способа удовлетворить неудовлетворенные потребности. Данные теории основаны на выявлении потребностей, влияющих на трудовое поведение, и определении путей, способов, условий их удовлетворения. Именно эта последовательность действий в сфере управления трудовыми ресурсами и является процессом мотивации.

Американский психолог А. Маслоу изобразил теорию потребностей человека в виде пирамиды потребностей. В своих исследованиях он классифицировал и ранжировал человеческие потребности, определив их виды и иерархию. Виды потребностей по А. Маслоу представлены физиологическими потребностями, потребностями в безопасности, социальными потребностями, потребностями в уважении и потребностями в самоактуализации. Заслугой А. Маслоу является иерархия данных потребностей [10, с. 39]. Данный порядок потребностей подразумевает значение пер-востепенности, второстепенности и третьестепенно-сти их удовлетворения. И. П. Поварич и О. К. Слинкова отмечают, что сам А. Маслоу не утверждал такую строгую иерархию [13, с. 127]. Такой подход А. Маслоу сформирован психологическим характером моти-вационной сферы человека, способного осознанно определять личностные стремления и оценивать собственные силы. При этом многие исследователи подвергают критике жесткую иерархию потребностей по А. Маслоу и последовательность их удовлетворения - удовлетворение одной потребности ведет к мотивации удовлетворения другой, снизу - вверх.

Данный скептицизм позволяет интерпретировать, дорабатывать и научно обосновывать мотивацию как категорийную единицу теоретико-методологических основ теорий управления.

К. П. Альдерфер объединил группы потребностей в теорию ERG, где еxistence - потребности существования, relatedness - потребности связи с обществом, growth - потребности в личностном росте. Пирамида потребностей А. Маслоу и группы потребностей К. Альдерфера очень похожи между собой, но принципиальным отличием является то, что К. Альдерфер подчеркивает, что не существует строгой последовательности, определяющей пути удовлетворения потребностей, движение от одной потребности к другой может происходить не только снизу вверх, но и в обе стороны [13, с. 120].

Одной из наиболее известных теорий мотивации является теория ожидания В. Врума. В своей теории В. Врум акцентирует внимание на том, что потребности и мотивация не связаны напрямую друг с другом [14, с. 108-109]. На первый план он выносит уверенность в ожидаемом эффекте. Именно этот подход лег в основу современного менеджмента организаций, основанного на материальных и нематериальных методах вознаграждения за проделанную работу.

С точки зрения менеджмента реализация стратегических задач и краткосрочных планов подразумевает выполнение определенных действий, которые можно назвать производственными функциями. В то же время эффективность работы конкретного работника зависит не только от его способности выполнять требуемые функции, а в первую очередь от качества их выполнения. Поэтому мы можем говорить о том, что именно сочетание мотивации и профессионального мастерства может обеспечить достижение желанного результата.

К мотивам трудовой деятельности относятся следующие группы побудительных причин:

1. Побуждения общественного характера. Данная группа побуждений направлена на реализацию потребностей общественного признания, общественной полезности человека, осознания «правильности», необходимости трудовой деятельности.

2. Получение определенных материальных благ для себя и семьи. Данная группа побуждений характеризуется стремлением к созданию условий и возможностей удовлетворения собственных материальных, духовных потребностей и потребностей ближнего окружения.

3. Удовлетворение потребности в самоактуализации и общественном признании. Данная группа моти-

вов характеризует непосредственно внутреннее, личностное стремление человека продемонстрировать собственное «Я», тот багаж талантов, способностей, знаний и умений, который позволит ему развиваться и двигаться вперед по карьерной лестнице. Зачастую исследователи определяют данную группу мотивов как потребности власти [13].

Сознательный выбор профессии начинается с ориентации человека на имеющиеся у него социальные и культурные ценности. Именно в этот период взросления «сталкиваются» макросреда личности и ее микросреда. Но если говорить о процессе мотивации в данном контексте, то необходимо отметить, что с личности процесс мотивации начинается и заканчивается. Личность является объектом и субъектом мотивации [7, с. 52-53].

Анализ теоретико-методологических подходов определения факторов мотивации к дальнейшей профессиональной деятельности по выбранному направлению подготовки показал, что под мотивацией понимается побуждение человека к деятельности, создание конкретного состояния личности, определенная цель. Метод аналогии позволил определить сходство профессиональной мотивации в процессах обучения и непосредственного труда.

Профессиональные качества специалиста, помимо самой профессиональной подготовки, требуют ряда других качеств, которые имеют внепро-фессиональный или околопрофессиональный характер, но однако необходимы каждому специалисту. К тому же важно учитывать особенность современного мира профессий, который характеризуется сменой монопрофессионализма полипрофессионализмом, заменой традиционных способов производства инновационными. Это в свою очередь требует от будущих работников готовности к непрерывному обновлению знаний и умений, которые получены в процессе профессионального обучения, чтобы оставаться конкурентоспособными на рынке труда [18, с. 71].

Выше мы определили, что мотивы являются и причиной заинтересованного отношения к учебной деятельности как основе будущей профессиональной деятельности. По мнению О. В. Юрьевой и А. Р. Хазиева, основу мотивации студентов составляют мотивы познания, которые включают в себя познавательные мотивы, мотивы добывания знаний, мотивы самообразования, позволяющие определить личностный смысл обучения, его действенность и перспективность с точки зрения дальнейшей профессиональной деятельности [18, с. 71].

Метод конкретизации применялся в определении характеристик современной социально-культурной сферы как рынка труда и будущей профессиональной деятельности выпускников вузов культуры.

В современных условиях перманентной потребностью в новых специалистах характеризуется рынок труда социально-культурной сферы, учреждений любых форм собственности и организационно-правовых форм. Однако востребованность и реальное трудоустройство специалистов социально-культурной сферы оказываются на практике полярными явлениями, которые в негативной форме сказываются на самой деятельности учреждений и организаций данной сферы. Специалисты отмечают ряд факторов, отрицательно влияющих на трудоустройство и профессиональный рост специалистов данной сферы.

1. Невысокая заработная плата работников государственных учреждений социально-культурной сферы.

2. Недостаточный практический опыт предпринимательской деятельности в сфере культуры, искусства, досуга.

3. Низкий общественный престиж профессии [11, с. 360].

На наш взгляд, данные факторы отрицательным образом сказываются на будущем трудоустройстве студентов, получающих образование в сфере культуры и искусства. При этом необходимо отметить, что данная сфера занимает значительное место в жизни каждого человека, соответственно, всегда нуждается в новых специалистах как сферы культуры и искусства, так и сферы досуга. С. И. Худяков утверждает, что культура воздействует и на образ мыслей людей, и на характер поведения, на социальные отношения и является сегодня «главным источником всех изменений и выбора путей организации общественной жизни, политического и экономического укладов» [17, с. 90].

Данное противоречие между пониманием значимости специалиста социально-культурной сферы и отсутствием адекватных условий для его профессиональной деятельности следует учитывать при формировании содержания сопутствующих дисциплин и организации профориентационной работы в вузе культуры. Каждый студент, потенциальный выпускник, еще до окончания вуза культуры проводит самостоятельный мониторинг рабочих мест через прохождение учебных и технологических практик, личного посещения учреждений культуры города и региона и составляет для себя определенную картину собственного трудоустройства.

Для определения мотивов и причин побуждения выбора или отказа от будущей профессиональной дея-

тельности в сфере культуры и искусства нами было проведено исследование, направленное на выявление приоритетных мотивов в выборе профессии у выпускников. Для проведения исследования была выбрана методика А. А. Реана и В. А. Якунина в модификации Н. Ц. Бадмаевой [2], направленная на выявление мотивов получения образования по выбранному направлению подготовки и ранжирующая приоритетные мотивы, определяющие и дальнейшую профессиональную иерархию мотивации. При ответах на вопросы теста студентам необходимо было определить иерархию личностных побудительных мотивов дальнейшей профессиональной деятельности в социально-культурной сфере по шкале от 5 до 1 балла, где 5 - максимальная значимость мотива, а 1 - минимальная.

В исследовании принимали участие студенты 4-го курса ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры» факультета социально-культурных технологий, направления подготовки «Социально-культурная деятельность», профилей «Менеджмент социально-культурной деятельности» и «Технологии досуга в социально-культурной сфере» очной и заочной форм обучения (70 человек).

Результаты

Метод измерения помог выявить, ранжировать профессиональную мотивацию студентов и определить дальнейшие перспективы исследования и разработки стратегии управления профессиональными мотивами студентов вузов культуры. Результаты опроса показали усредненное значение и ранги мотивов опрошенных студентов, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты тестирования студентов Кемеровского государственного института культуры для определения мотивации дальнейшей профессиональной деятельности в социально-культурной сфере (методика А. А. Реана и В. А. Якунина, в модификации Н. Ц. Бадмаевой)

Группа мотивов Средний балл в результате тестирования Ранг

Мотивы престижа 2,5 1

Мотивы творческой самореализации 2,45 2

Мотивы избегания 2,4 3

Профессиональные мотивы 2,25 4

Коммуникативные мотивы 2,2 5

Учебно-познавательные мотивы 2,17 6

Социальные мотивы 2,17 6

Из полученных результатов опроса мы видим, что на первом месте у студентов стоят мотивы престижа, и это объяснимо, ведь перспективно работать на престижной работе, на хорошей должности. На втором месте расположились мотивы творческой самореализации, что вполне ожидаемо от студентов вуза культуры. На третьем месте находятся мотивы избегания неудач, которые могут быть связаны либо с заниженной самооценкой самих обучающихся, либо «инфантильным» восприятием своего будущего, представляемого в идеальном образе. На четвертом месте -профессиональные мотивы, которые и определяют отношение студента к основополагающим целям трудовой деятельности. На пятом месте - коммуникационные мотивы, потребности в общении. На шестом месте расположились мотивы двух групп: учебно-познавательные и социальные. Первая группа мотивов должна лечь в основу мотивации обучения по выбранному направлению с целью дальнейшего трудоустройства. Вторая - определять уровни и виды социального взаимодействия, осознавать личную точку зрения и положение в обществе, уметь выходить из микросреды на уровень макросреды.

Данные опроса показали, что выпускники вуза культуры заинтересованы в престижной, хорошо оплачиваемой трудовой деятельности, способной предоставить им возможности для творческой самореализации. При этом отмечается диссонанс между реальным, по мнению специалистов, положением социально-культурной сферы и ожиданиями будущих специалистов. Именно этот фактор отрицательным образом сказывается на трудоустройстве студентов и их профессиональном росте в сфере культуры и искусства, независимо от первоначальных целей получения профессионального образования именно в этой сфере.

Заключение

Попадая на рынок труда социально-культурной сферы, выпускник оказывается в сфере деловых отношений и принимает участие в профессиональном обмене. Еще на этапе получения образования и формирования универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций у студента должно сложиться устойчивое понимание, что товаром в сфере новых, деловых отношений являются теперь его знания, умения, навыки, компетенции, профессиональная культура. Уровень профессионального роста будет во многом зависеть от понимания значимости цели своей трудовой деятельности по выбранной профессии, оценки собственных возможностей и ресурсов. Выпускнику необходимо ориенти-

роваться на запросы рынка труда в сфере культуры и искусства, проводить мониторинговые исследования вакансий и условий труда. Одним из главных факторов должно являться изучение перспектив развития социально-культурной сферы в регионе с учетом стратегического развития культуры в масштабах государства. Это поможет определить актуальные требования к кадрам и просчитать перспективы личного профессионального развития. Данное исследование является лишь первым этапом в изучении вопросов профессиональной мотивации студентов вузов культуры и требует дальнейшего исследования. По итогам первого этапа нами были разработаны рекомендации, которые в большей степени предназначены педагогическим работникам, осуществляющим процесс обучения студентов в вузах культуры. Так как именно совершенствование подготовки специалистов социально-культурной сферы способствует развитию профессиональной активности выпускника вуза культуры:

1. Преподавателям следует учитывать мотивацион-ную сторону образовательного процесса и создавать условия для формирования профессиональной мотивации у студентов, выявлять мотивы обучения и дальнейшего трудоустройства с целью создания системы управления мотивационной сферой профессиональной деятельности по получаемому образованию.

2. Необходимо повышать престиж профессиональной деятельности в социально-культурной сфере с учетом развития общегосударственных и региональных программ.

2. В ходе образовательного процесса необходимо актуализировать уже сложившиеся у студента моти-вационные установки, укреплять и поддерживать.

3. Управление профессиональной мотивацией должно происходить в кооперации преподавателя и студента посредством педагогических, психологических приемов, практико-ориентированных технологий, личных и групповых бесед и т. п.

В перспективе исследования запланирована диагностика студентов Кемеровского государственного института культуры в вопросах дальнейшего изучения вопросов профессиональной мотивации с учетом специфики социально-культурной сферы. Для этого будет использована диагностика самоактуализации личности (А. В. Лазукин, адаптация Н. Ф. Калина), которая позволит выявить стремление студентов к наиболее полному раскрытию и реализации личностного потенциала в условиях профессиональной деятельности в социально-культурной сфере [6].

Необходимо отметить, что профессиональное самоопределение основано на сформированных жизненных

позициях студента, а в сфере профессиональной деятельности к ним добавляется и направленность самой личности. Если выбор профессии они делают во многом под влиянием внешних факторов (макросреда), то решение о трудовой деятельности по выбранной профессии должно отражать осознанную личностную оценку [12, с. 40]. Для современных студентов необходима правильная профессиональная мотивация.

Литература

1. Асеев В. Г Мотивация поведения и формирования личности. М., 1976. 158 с.

2. Бадмаева Н. Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей. Улан-Удэ, 2004. 280 с.

3. Бодалев А. А. Психология о личности. М., 1988. 187 с.

4. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / под ред. Д. И. Фельдштейна. М. ; Воронеж, 1995. 349 с.

5. Выготский Л. С. Психология развития человека. М., 2005. 1136 с.

6. Калина Н. Ф. Психология личности. М., 2015. 216 с.

7. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. 304 с.

8. Мальцева Л. В., Суслова Ю. А. Исследование мотивационной сферы студентов в процессе обучения в вузе // Вестник Курганского государственного университета. 2017. № 3. С. 63-68.

9. Мельников В. Е. Мотивация к обучению студентов в вузе как психолого-педагогическая проблема // Вестник Новгородского государственного университета. Сер.: Педагогические науки. 2016. № 5 (96). С. 61-64.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Мешков Н. Н., Мешков Д. Н. Мотивация личности как ключевая проблема психологии // Интеграция образования. 2015. Т. 19, № 1. С. 37-43.

11. Нюшенкова М. Л. Изучение потребностей рынка труда в менеджерах социально-культурной деятельности // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2010. Т. 12, № 3 (2). С. 359-362.

12. Пец О. И. Профессиональная направленность личности // Современная наука. 2014. № 1. С. 35-41.

13. Поварич И. П., Слинкова О. К. Содержательный подход к исследованию трудовой мотивации // Вестник Кузбасского государственного технического университета. 2005. № 6. С. 116-120.

14. Рогова Д. А. Мотивация труда, как один из факторов повышения использования трудовых ресурсов // Вестник Московского университета имени С. Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. 2018. № 1 (24). С. 108-112.

15. Фельдштейн Д. И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1985. № 6. С. 26-38.

16. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. СПб. ; М., 2003. 860 с.

17. Худяков С. И. Роль культуры в трансформирующемся обществе: от экономцентризма к культуроцентризму // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2010. № 1. С. 89-95.

18. Юрьева О. В., Хазиев А. Р. Профессиональная мотивация как фактор успешного обучения студентов в вузе // Вопросы экономики и права. 2015. № 6 (84). С. 69-73.

References

1. Aseev V. G. Motivaciya povedeniya i formirovaniya lichnosti [Motivation of behavior and personality formation]. Moscow, 1976, 158 p. (In Russian).

2. Badmaeva N. Ts. Vliyanie motivacionnogo faktora na razvitie umstvennyh sposobnostej [Influence of the motivational factor on the development of mental abilities]. Ulan-Ude, 2004, 280 p. (In Russian).

3. Bodalev A. A. Psihologiya o lichnosti [Psychology about personality]. Moscow, 1988, 187 p. (In Russian).

4. Bozhovich L. I. Problemy formirovaniya lichnosti: Izbrannye psihologicheskie trudy [Problems of personality formation: Selected psychological works]. Ed. fl. I. Feldstein. Moscow, Voronezh, 1995, 349 p. (In Russian).

5. Vygotsky L. S. Psihologiya razvitiya cheloveka [Psychology of human development]. Moscow, 2005, 1136 p. (In Russian).

6. Kalina N. F. Psihologiya lichnosti [Psychology of personality]. Moscow, 2015, 216 p. (In Russian).

7. Leontiev A. N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost' [Activity. Consciousness. Personality]. Moscow, 1975, 304 p. (In Russian).

8. Maltseva L. V., Suslova Yu. A. Issledovanie motivacionnoj sfery studentov v processe obucheniya v vuze [Research of the motivational sphere of students in the process of studying at a university]. Kurgan State University Bulletin, 2017, no. 3, pp. 63-68. (In Russian).

9. Melnikov V. E. Motivaciya k obucheniyu studentov v vuze kak psihologo-pedagogicheskaya problema [Motivation to training of university students as psychological and pedagogical problem]. Vestnik NovSU. Issue: Pedagogical Sciences, 2016, no. 5 (96), pp. 61-64. (In Russian).

10. Meshkov N. N., Meshkov D. N. Motivaciya lichnosti kak klyuchevaya problema psihologii [Motivation as the key problem of personality psychology]. Integration of Education, 2015, vol. 19, no. 1, pp. 37-43. (In Russian).

11. Nyushenkova M. L. Izuchenie potrebnostejrynka truda v menedzherah social'no-kul'turnoj deyatel'nosti [The study of labor market needs for social and cultural managers]. Izvestia of Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, 2010, vol. 12, no. 3 (2), pp. 359-362. (In Russian).

12. Pec O. I. Professional'naya napravlennost' lichnosti [Professional orientation of personality]. Modern Science, 2014, no. 1, pp. 35-41. (In Russian).

13. Povarich I. P., Slinkova O. K. Soderzhatel'nyjpodhod k issledovaniyu trudovoj motivacii [Substantial approach to the study of labor motivation]. Vestnik Bulletin of the Kuzbass State Technical University, 2005, no. 6, pp. 116-120. (In Russian).

14. Rogova D. A. Motivaciya truda, kak odin iz faktorov povysheniya ispol'zovaniya trudovyh resursov [Motivation of labor, as one of the factors of increasing the use of labor resources]. Moscow Witte University Bulletin. Series 1: Economics and Management, 2018, no. 1 (24), pp. 108-112. (In Russian).

15. Feldshtein D. I. Psihologicheskie zakonomernosti social'nogo razvitiya lichnosti v ontogeneze [Psychological patterns of social development of personality in ontogenesis]. Voprosy Psychologii, 1985, no. 6, pp. 26-38. (In Russian).

16. Heckhausen H. Motivaciya i deyatel'nost' [Motivation and activity]. St. Petersburg, Moscow, 2003, 860 p. (In Russian).

17. Khudyakov S. I. Rol' kul'tury v transformiruyushchemsya obshchestve: ot ekonomcentrizma k kul'turocentrizmu [The role of culture in transforming society: from economocentrism to culturocentrism]. RUDN Journal of Sociology, 2010, no. 1, pp. 89-95. (In Russian).

18. Yurieva O. V., Khaziev A. R. Professional'naya motivaciya kak faktor uspeshnogo obucheniya studentov v vuze [Professional motivation as a factor in the successful training of studentsin university]. Economic and Law Issues, 2015, no. 6 (84), pp. 69-73. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.