Научная статья на тему 'Проблемы мониторинга социальноэкономического развития региона'

Проблемы мониторинга социальноэкономического развития региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
469
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / MONITORING / СИСТЕМА МОНИТОРИНГА / MONITORING SYSTEM / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ / STRATEGIC MANAGEMENT OF REGIONAL DEVELOPMENT / МОНИТОРИНГ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / MONITORING OF REGIONAL DEVELOPMENT / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Брагина Э. Н.

В статье описана необходимость внедрения системы мониторинга социально-экономического развития региона в рамках стратегического управления. Отражено влияние на него изменений законодательства. Представлены основные проблемы существующей системы мониторинга социально-экономического развития региона. Предложены направления повышения эффективности стратегического мониторинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of monitoring of regional socio-economic development

The article discusses the need to implement the monitoring of socio-economic development of a region in the framework of strategic management. The impact of legislation amendments on such monitoring is considered. The author deals with the main problems of the existing system of monitoring of the regional socio-economic development. The areas for enhancement of the strategic monitoring efficiency are suggested.

Текст научной работы на тему «Проблемы мониторинга социальноэкономического развития региона»

УДК 332.145

Брагина Эльвира Николаевна

ассистент кафедры менеджмента в отраслях ТЭК Тюменского государственного нефтегазового университета

ПРОБЛЕМЫ МОНИТОРИНГА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Bragina Elvira Nikolayevna PhD applicant,

Fuel Energy Complex Management Department, Tyumen State Oil and Gas University

THE PROBLEMS OF MONITORING OF REGIONAL SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация:

В статье описана необходимость внедрения системы мониторинга социально-экономического развития региона в рамках стратегического управления. Отражено влияние на него изменений законодательства. Представлены основные проблемы существующей системы мониторинга социально-экономического развития региона. Предложены направления повышения эффективности стратегического мониторинга.

Ключевые слова:

мониторинг, система мониторинга, стратегическое управление региональным развитием, мониторинг регионального развития, социально-экономическое развитие региона.

Summary:

The article discusses the need to implement the monitoring of socio-economic development of a region in the framework of strategic management. The impact of legislation amendments on such monitoring is considered. The author deals with the main problems of the existing system of monitoring of the regional socioeconomic development. The areas for enhancement of the strategic monitoring efficiency are suggested.

Keywords:

monitoring, monitoring system, strategic management of regional development, monitoring of regional development, socio-economic development of the region.

Изменение законодательства Российской Федерации усилило роль стратегического планирования при управлении региональным развитием. Своевременность нововведений определена рядом перманентных факторов:

- необходимостью упорядочить процесс стратегического управления, регионом в том числе, в соответствии со схемой «целеполагание - стратегическое планирование - прогнозирование - программирование», подчиняя текущую деятельность стратегическим целям;

- потребностью объединить стратегическое планирование муниципальных образований, субъектов Федерации и государства в единую логичную систему, координирующую цели развития муниципалитетов и субъектов Федерации с общегосударственными целями;

- необходимостью внедрить систему контроля за развитием территорий в соответствии с установленными стратегическими ориентирами, позволяющую оценить степень достижения стратегических целей, с одной стороны, и эффективность действующей системы стратегического управления - с другой.

Наряду с представленными факторами действуют и несистемные факторы, вытекающие из современной нестабильности национальной экономики:

- необходимость опираться на внутренние факторы развития государства, приводящая к поиску внутренних резервов устойчивости региональных экономик;

- определение места региональной экономики в национальной, то есть поиск оптимальной специализации регионов, приводящей к синергетическому эффекту развития экономики государства.

Результаты функционирования предшествующей системы стратегического планирования социально-экономического развития региональной экономики можно оценить с помощью анализа действующих стратегических документов (табл. 1) [1].

Основные проблемы, снижающие практическую значимость представленных стратегических документов, связаны с отсутствием единых требований к их написанию, что не позволяет осуществлять прежде всего контроль за реализацией прописанных в стратегии положений.

С выходом 28 июня 2014 г. нового закона о стратегическом планировании была обеспечена необходимость унифицировать стратегические документы по следующим положениям [2]:

- установлены состав и наименования стратегических документов;

- установлен срок планирования (среднесрочное - от 3 до 6 лет, долгосрочное - свыше 6 лет);

- введен раздел о стратегическом контроле и мониторинге реализации социально-экономической стратегии развития;

- установлен порядок утверждения стратегических документов;

- определена степень их публичности;

Таблица 1 - Основные формальные характеристики документов долгосрочного развития региона (на примере Юга Тюменской области) и смежных регионов (на примере Тюменской и Курганской областей)

Вид стратегического документа Год принятия Подход к структуризации экономики региона Степень детализации Авторство (разработчики) Система показателей развития региона на конец прогнозируемого периода Временной лаг планирования Состав объекта

Концепция социально-экономического развития Тюменской области на период до 2010 года 2003 Отраслевая структуризация Высокая (более 330 стр.). Есть автореферат Администрация Тюменской области Небольшая система показателей социального развития, два показателя экономики 5 лет Юг Тюменской области

Стратегия развития Тюменской области до 2020 года 2005 Кластерный подход Средняя (около 100 стр.) ФГУП «Российский научно-исследователь-ский и проектный институт Урбанистики», г. Санкт-Петербург Развернутая система показателей по всем направлениям работы администрации региона, но планируемые количественные изменения по ним не представлены 15 лет Вся область, включая автономные округа

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Тюменской области до 2010 года и на перспективу до 2030 года 2009 Структуризация по видам деятельности (отраслевая) Средняя (около 100 стр.) Совет по изучению производительных сил (СОПС) Минэкономразвития России и РАН Развернутая система показателей по всем направлениям работы администрации региона. Количественно представлены их планируемые изменения 20 лет Юг Тюменской области

Стратегия развития Курганской области до 2020 (2030) года 2008 По приоритетным направлениям развития / в рамках направлений - отрасли/ Высокая (около 200 стр.) Государственное научно-исследователь-ское учреждение «Совет по изучению производительных сил» Минэкономразвития России и РАН Развернутая система показателей, по всем направлениям работы администрации региона, с большим количеством планируемых показателей 22 года Курганская область

- охарактеризована схема информационной поддержки формирования и мониторинга реализации стратегических документов и т. п.

Объем работ по формированию системы стратегического планирования достаточно велик и разделен на 3 этапа таким образом, что полное завершение ожидается к 1 января 2017 г. [3].

Методическое обеспечение формирования документов стратегического планирования, а также системы стратегического контроля и мониторинга реализации стратегии социально-экономического развития закреплено за соответствующими структурами федерального уровня, что обеспечит унификацию создания документов и системы отслеживания на территории всей Российской Федерации и снизит затраты времени на их разработку представителям региона [4; 5; 6].

Эффективность предлагаемой новым законом технологии стратегического планирования можно будет оценить лишь спустя некоторое время. На данный момент можно предположить о ряде упущений:

- заявленное «управление по целям» необходимо доработать до «управления по результатам» (рис. 1), в этом случае можно будет говорить об эффективности стратегического управления, а не только о степени достижения целей;

Стратегический мониторинг

Программно-целевой подход

Рисунок 1 - Неиспользованные возможности мониторинга развития экономики региона

- цели необходимо описывать рядом универсальных показателей, которые можно будет рассчитать для любого региона, для этого рекомендуется использовать систему показателей, характеризующую развитие экономического пространства региона [7].

Ссылки:

Брагина Э.Н. Мониторинг результативности стратегии социально-экономического развития региона // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы устойчивого развития российских регионов». Тюмень, 2015. Федеральный закон Российской Федерации от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2014/07/03/strategia-dok.html (дата обращения: 10.08.2015).

Постановление Правительства Тюменской области от 10.10.2014 № 517-п «Об утверждении плана подготовки документов стратегического планирования Тюменской области» (в ред. постановления от 20.07.2015 № 322-п) [Электронный ресурс]. URL: http://admtyumen.ru/ogv_ru/finance/economics/prognosis/more.htm?id=11316521@cmsArticle (дата обращения: 10.08.2015).

Закон Тюменской области от 25.02.2015 № 13 «О стратегическом планировании социально-экономического развития Тюменской области» [Электронный ресурс]. URL: http://admtyumen.ru/ogv_ru/finance/economics/progno-sis/more.htm?id=11316521 @cmsArticle (дата обращения: 10.08.2015).

Постановление Правительства Тюменской области от 11.06.2015 № 246-п «О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга реализации прогноза социально-экономического развития Тюменской области на среднесрочный период» [Электронный ресурс]. URL: http://admtyumen.ru/ogv_ru/finance/economics/progno-sis/more.htm?id=11316521 @cmsArticle (дата обращения: 10.08.2015).

Постановление Правительства Тюменской области от 11.06.2015 № 247-п «О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга реализации прогноза социально-экономического развития Тюменской области на долгосрочный период» [Электронный ресурс]. URL: http://admtyumen.ru/ogv_ru/finance/economics/progno-sis/more.htm?id=11316521 @cmsArticle (дата обращения: 10.08.2015).

Бияков О.А. Теория экономического пространства: методологический и региональный аспекты. Томск, 2004. 152 с.

References:

1. Bragina, EN 2015, 'Monitoring the effectiveness of the strategy of socio-economic development of the region', Proceedings of the All-Russian scientific-practical conference "Problems of sustainable development of Russian regions", Tyumen.

2. Federal Law of 28 June 2014 № 172-FZ "On the strategic planning in the Russian Federation" 2014, retrieved 10 August 2015, <http://www.rg.ru/2014/07/03/strategia-dok.html>.

1. 2.

3.

4.

5.

6. 7.

3. The decision of the Government of the Tyumen region from 10.10.2014 № 517-p "On approval of the plan for the preparation of strategic planning documents of the Tyumen region" (in ed. Decree of 20.07.2015 № 322-p) 2014, retrieved 10 August 2015, <http://admtyumen.ru/ogv_ru/finance/economics/prognosis/more.htm?id=11316521@cmsArticle>.

4. The Law of the Tyumen region from 25.02.2015 № 13 "On the strategic planning of socio-economic development of the Tyumen region" 2015, retrieved 10 August 2015, <http://admtyumen.ru/ogv_ru/finance/economics/progno-sis/more.htm?id=11316521@cmsArtide>

5. Resolution of the Government of the Tyumen region from 11.06.2015 № 246-p "On the order of development, adjustment, monitoring the implementation of socio-economic development of the Tyumen region in the medium term" 2015, retrieved 10 August 2015, <http://admtyumen.ru/ogv_ru/finance/economics/prognosis/more.htm?id=11316521 @cmsArticle>.

6. Resolution of the Government of the Tyumen region from 11.06.2015 № 247-p "On the order of development, adjustment, monitoring the implementation of socio-economic development of the Tyumen region in the long term" 2015, retrieved 10 August 2015, <http://admtyumen.ru/ogv_ru/finance/economics/prognosis/more.htm?id=11316521@cmsArticle>.

7. Biyakov, OA 2004, The theory of economic space: the methodological and regional aspects, Tomsk, 152 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.