Научная статья на тему 'Проблемы молодого поколения в контексте использования современной коммуникационной среды'

Проблемы молодого поколения в контексте использования современной коммуникационной среды Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
471
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / ИНТЕРНЕТ / КИБЕРБУЛЛИНГ / ТРАВЛЯ / ПРОБЛЕМА ДОВЕРИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / SOCIAL NETWORK / INTERNET / CYBERBULLYING / BULLYING / TRUST PROBLEM / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ищукова Евгения Александровна, Толоманенко Екатерина Александровна, Салманов Вячеслав Дмитриевич

В работе представлены результаты работы по исследованию влияния среды Интернет на формирование личности современных подростков. Актуальность проекта обусловлена стремительным развитием современных технологий, что приводит к бесконтрольному использованию коммуникационных сред подростками. Рассматривается уровень вовлеченности современных подростков в Интернет и социальные сети. Отдельное внимание уделено проблеме, с которой по результатам данного исследования сталкивается более 50 % опрошенных подростков проблеме кибербуллинга (интернет травли).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ищукова Евгения Александровна, Толоманенко Екатерина Александровна, Салманов Вячеслав Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF YOUNG GENERATION IN THE CONTEXT OF USING A MODERN COMMUNICATION ENVIRONMENT

The paper presents the research results of the Internet environment influence on the personality formation of modern adolescents. The relevance of the project is due to the rapid development of modern technologies, which leads to uncontrolled use of communication media by adolescents. The level of involvement of modern adolescents in the Internet and social networks is considered. Special attention is paid to the problem that, according to the results of this study, more than 50% of the teenagers surveyed are faced with the problem of cyberbullying (Internet bullying).

Текст научной работы на тему «Проблемы молодого поколения в контексте использования современной коммуникационной среды»

УДК 316.775

DOI 10.23672/SAE.2020.2.56075

Ищукова Евгения Александровна

кандидат технических наук, Институт компьютерных технологий и информационной безопасности, Южный федеральный университет uaishukova@sfedu.ru

Толоманенко Екатерина Александровна

аспирантка,

Институт компьютерных технологий и информационной безопасности, Южный федеральный университет kat.tea@mail.ru

Салманов Вячеслав Дмитриевич

студент,

Институт компьютерных технологий и информационной безопасности, Южный федеральный университет 8_Д_1__М_Д_М_0_У@ mail.ru

Evginiya A. Ishchukova

Candidate of Technical Sciences, Institute of Computer Technologies and Information Security Southern Federal University uaishukova@sfedu.ru

Ekaterina A. Tolomanenko

Graduate student,

Institute of Computer Technologies

and Information Security

Southern Federal University

kat.tea@mail.ru

Vyacheslav D. Salmanov

Student,

Institute of Computer Technologies and Information Security Southern Federal University S_A_L_M_A_N_O_V@ mail.ru

Проблемы

молодого поколения в контексте использования современной

коммуникационной среды

Problems

of young generation in the context of using a modern communication environment

Аннотация. В работе представлены результаты работы по исследованию влияния среды Интернет на формирование личности современных подростков. Актуальность проекта обусловлена стремительным развитием современных технологий, что приводит к бесконтрольному использованию коммуникационных сред подростками. Рассматривается уровень вовлеченности современных подростков в Интернет и социальные сети. Отдельное внимание уделено проблеме, с которой по результатам данного исследования сталкивается более 50 % опрошенных подростков - проблеме кибербуллинга (интернет травли).

Ключевые слова: социальная сеть, Интернет, кибер-буллинг, травля, проблема доверия, информационно-коммуникационные технологии.

Annotation. The paper presents the research results of the Internet environment influence on the personality formation of modern adolescents. The relevance of the project is due to the rapid development of modern technologies, which leads to uncontrolled use of communication media by adolescents. The level of involvement of modern adolescents in the Internet and social networks is considered. Special attention is paid to the problem that, according to the results of this study, more than 50% of the teenagers surveyed are faced with - the problem of cyberbullying (Internet bullying).

Keywords: social network, Internet, cyberbullying, bullying, trust problem, information and communication technologies.

Введение. В последние годы стремительно развиваются информационно-коммуникационные технологии. Наряду с этим, они становятся все более доступными широким массам пользователей. Если несколько лет назад интернет на мобильном устройстве был дорогим удовольствием и использовался только при необходимости, то сейчас - это норма жизни. Смартфоны покупаются детям (или выдаются в пользование) с самого раннего возраста. Пока ребенок маленький, родители имеют возможность контроля

контента, который просматривает ребенок, Но чем старше он становится, тем сложнее отследить его действия. Этому способствует наличие свободного шиА во многих публичных местах, включая транспорт. По разным оценкам экспертов подростки проводят до 9 часов в сутки на социальных платформах. При этом около 30 % времени у них уходит на общение [1]. Крупное исследование о поведении подростков в социальных сетях в феврале 2018 года представил профессор факультета психологии МГУ В. Собкин на

Межрегиональной научно-практической конференции «Поколение Ъ. цифровая культура поведения и безопасность». В своем сообщении он представил результаты опрошенных подростков из г. Москва и Подмосковья. Всего было опрошено 2000 респондентов. Оказалось, что 90 % из них зарегистрированы в социальных сетях, а те, кто не зарегистрирован, но регулярно их посещает, составляют еще около 4 %. Кроме того, более 40 % опрошенных подростков проводят более 5 часов в соцсетях ежедневно, многие это делают даже во время уроков [4].

Важно отметить, что детская психика зачастую не способна справиться с теми опасностями, которые им могут встретиться при использовании современных социальных сетей.

Основные опасности в современной информационно-коммуникационной среде.

Для детей и подростков можно выделить следующие основные опасности, подстерегающие их в Интернете [2, 3].

1. Интернет травля (или кибербуллинг).

2. Влияние на сознание подростков и детей через Интернет, в том числе, через социальные сети.

3. Общение с незнакомцами с соцсетях, которые втираются в доверие детей и используют это в своих интересах.

4. Кража личных и персональных данных с использованием технических средств, последующее распространение полученных данных в открытых источниках.

6. Посещение сайтов, предназначенных только для категории совершеннолетних пользователей.

7. Вовлечение в азартные онлайн игры, с настоящими денежными ставками.

По данным исследователей, к 2018 году уровень онлайн агрессии в интернете вырос в 5,5 раз по сравнению с 2010-м годом [4]. Наибольшей популярностью пользуется социальная сеть ВКон-такте. Согласно исследованиям, именно в этой социальной сети подростки наиболее часто сталкиваются с кибертравлей (кибербуллингом) Из всех зафиксированных случаев около 30 % приходится на эту соцсеть [4]. Согласно источнику [4], исследование сотрудников Фонда развития Интернет обнаружило, что 26 % подростков получали сообщения интимного характера, около 20 % получали сообщения с просьбой сделать и прислать свое фото без одежды, 17 % получали письма с угрозами, 10 % подростков сталкивались с тем, что мало знакомые люди приглашали их вступить в экстремистские группы, связанные с терроризмом, самоубийством и религиозными сектами, еще 10 % интернет-террора было связано с распространением непристойной информации о пользователях социальной сети. Важно отметить тревожный факт, согласно которому родители подростков существенным образом не

дооценивают опасность этой ситуации. Опрос родителей показывает оценку угроз в несколько раз меньше , чем дают их дети .

Психологи выделяют признаки изменения в поведении, по которым можно предположить негативное влияние контента социальной сети на состояние ребенка [3]. Если быть внимательным и вовремя подметить эти признаки, то можно вовремя успеть оказать подростку помощь, тем самым предупредив негативные последствия влияния на него Интернета. Так, за очень короткое время (с конца 2015 г. по начало 2016 г.) в России было совершено 130 детских самоубийств под влиянием сети «Синий кит» (согласно данным расследования «Новой газеты») [5].

Наряду с этим ведутся параллельные исследования в области влияния социальных сетей на формирование морально-нравственных и духовно-культурных ценностей современных подростков [6-11].

Цель исследования состояла в анализе воздействия на подростка современных коммуникационных сред.

Материалы и методы. Исследование заключалось в проведении социологического опроса в период с сентября 2019 года по февраль 2020 года. В нем принимали участие подростки и молодые люди в возрасте от 10 до 22 лет. Для сбора информации был использован один их самых распространенных методов социологического исследования - метод анкетирования, которое проводилось в анонимной форме с использованием сайта https://cyberpatronus.ru/ [12]. В анкете содержится 15 вопросов и имеется дополнительное поле, в котором опрашиваемый имеет возможность оставить комментарий в свободной форме. К настоящему моменту опрос прошли 2255 человек из различных регионов Российской Федерации.

Результаты социологического опроса. Результаты, полученные в результате социологического опроса, были подвергнуты качественному и количественному анализу. Все респонденты были разделены на 4 возрастные категории: до 14 лет, от 15 до 16 лет, от 17 до 18 лет и старше 19 лет. Предварительно таблица с ответами была обработана следующим образом: из нее были исключены все ответы, для которых в поле «Дополнительный комментарий» содержалась ненормативная лексика, оскорбительные и нечитаемые в ы сказывания. Те, кто оставляет подобные комментарии, скорее всего, безответственно относится к проводимому анкетированию и может давать заведомо ложные ответы, поэтому авторы исследования посчитали правильным исключить подобные ответы из общего пула. Таким образом, общее число обрабатываемых сообщений сократилось на 5 %. В таблице 1-3 представлены основные результаты проведенного опроса. Все таблицы содержат сведения по каждой возрастной группе, а также статистику по общему числу полученных ответов.

В таблице 1 приведены статистические данные по вовлеченности современных подростков в современные информационно-коммуникативные технологии. Можно видеть, что абсолютное большинство опрошенных (83,88 %) очень часто

Вовлеченность подростков в

пользуются Интернетом и социальными сетями. При этом пик активности наблюдается в возрасте 17-18 лет. В этом возрасте только 0,4 % опрошенных ответили, что не используют Интернет и социальные сети.

Таблица 1

Интернет и социальные сети

Ответы Ответы ауди- Ответы ауди- Ответы ауди- Процент

аудитории в тории в воз- тории в воз- тории в воз- ответов от

возрасте расте от 15 расте от 17 расте 19 лет общего числа

до 14 лет, % до 16 лет, % до 18 лет, % и старше, % ответов,%

Как часто Вы пользуетесь Интернетом и социальными сетями?

Очень часто 76,03 83,12 85,37 87,2 83,88

Иногда 15,7 14,29 12,6 6,64 11,74

Очень редко 3,31 0,65 1,63 3,32 2,19

Не пользуюсь 4,96 1,94 0,4 2,84 2,19

Для каких целей Вы используете Интернет?

Общение 72,73 91,56 86,59 81,52 83,88

Просмотр новостей 29,75 59,09 68,7 72,99 61,48

Просмотр видео 52,89 68,83 67,48 60,66 63,39

Просмотр фильмов и сериалов 44,63 72,08 71,95 65,88 65,71

Самообразование 40,5 67,53 75,61 71,09 66,8

Только для учебы 12,4 15,58 9,76 12,32 12,16

Какие Инте рнет-ресурсы для Вас наиболее популярны?

Вконтакте 61,98 92,21 89,84 79,15 82,65

Инстаграм 34,71 55,19 51,63 53,55 50,14

Твиттер 5,79 7,14 8,54 9,95 8,2

Фэйсбук 11,57 2,6 4,07 13,27 7,65

УоиТиЬе 70,25 85,06 82,11 72,99 78,14

Сайты онлайн игр 21,49 10,39 8,94 11,85 12,16

Есть ли у Ваших родителей доступ к социальным сетям?

Да 57,02 65,58 65,29 60,19 63,52

Нет 42,98 34,42 31,71 39,81 36,48

Чувствуете ли Вы себя в безопасности, находясь в Интернете?

Да 40,5 50,65 37,8 39,81 41,53

Нет 22,31 15,58 22,76 33,65 24,32

Не знаю 37,19 33,77 39,44 26,54 34,15

При этом только 12,16 % опрошенных пользуются Интернетом для выполнения учебных задач. Преимущественно Интернет используется для общения (82,65 %) и для просмотра развлекательного контента в виде видео, фильмов. Следует отметить и тот факт, что многие (66,8 %) респонденты используют Интернет для саморазвития, что, на взгляд авторов, является хорошим знаком. Абсолютным лидером по использованию продолжает оставаться социальная сеть Вконтакте (82,65 %). При этом статистика показывает, что между возрастными группами до 14 лет и 15-16 лет наблюдается 30 % рост интереса к данной соцсети. То есть, в этот период времени происходит активное вовлечение школьников в социальные сети. Также популярным являются Инстаграм и УоиТиЬе. Твиттер и Фэйсбук являются не столь популярными, видимо, в силу того, что большинство аудитории данных сетей является англоязычной. Согласно опросу, около трети родителей не имеют собственных аккаунтов в социальных сетях, а значит - не могут видеть активность своих детей в социальных сетях (хотя бы там, где аккаунты социальных сетей являются открытыми). В опросе мы спрашивали ребят, насколько они чувствуют себя защищенными, находясь в Интернете. Так вот, только 41,5 % опрошенных ответили утвердительно. Остальные ответили

или нет (24,32 %) или не знаю (34,15 %). При этом процент ответов остается примерно одинаковым для всех возрастных групп, что означает только одно: использование Интернета не приводит к росту 1Т-грамотности среди населения, и многие используют современные 1Т-технологии, не понимая, какую опасность для пользователей они могут в себе таить, и какими способами от нее можно защититься.

Второй частью опроса мы хотели определить круг общения и уровень доверия для современной молодежи. Подавляющее большинство опрошенных используют социальные сети для общения с друзьями (80,87 %) и родственниками (47,81). Однако настораживает тот факт, что около 10 % контактируют со случайными незнакомцами. Этот -именно тот фактор, который в итоге может привести к вышеописанным опасностям Интернета. Большинство опрошенных общается в социальных сетях с ровесниками (78 %). Также явно видно, что подростки больше предпочитают общаться с более старшими по возрасту людьми (старше на 3-5 лет), чем с более младшими. Скорее всего, это связано с поиском подростками более опытных друзей, которые в какой-то степени являются авторитетами и даже могут влиять на их мысли и поступки, что в свою очередь может приводить к плохим последствиям.

Чуть больше 50 % опрошенных подростков готовы обсуждать свои проблемы с родителями или друзьями, но около 20 % ответили, что никогда и ни с кем своими проблемами не делятся. И если подросток из этой категории респондентов попадет в тяжелую ситуацию, связанную, например, с кибербуллингом, то отследить это, а, тем более, своевременно помочь ему, будет затруднительно.

Также в анкете был задан вопрос о том, как пользователи реагируют на подозрительный контент в Интернете. Данный вопрос не предполагал множественного выбора. И результаты показывают, что 44 % могут отличить спам от полезной информации и еще 48 % игнорируют подозрительный контент. Авторам исследования кажется, что в силу юношеского максимализма, респонденты переоценивают свои силы в знании всех уловок современных компьютерных преступников, и поэтому точные показатели в ответе на данный вопрос должны определяться не субъективным мнением респондента, а путем прохождения специального теста на определение уровня 1Т-гра-мотности. Третий блок вопросов был посвящён исследованию вопросов, связанных с проблемой кибербуллинга (табл. 3). И результаты данного

Круг общения и

исследования отражают очень тревожную картину. Около 50 % всех респондентов были, тем или иным образом, вовлечены в процесс кибер-буллинга (подвергались травле, участвовали в травле или были свидетелем травли).

В опросе мы пытались выявить, какую форму помощи подростки предпочли бы получить, если они оказались бы в подобной ситуации. И больше 56 % ответили, что не стали бы обращаться за помощью. При этом по сравнению с ответами в таблица 2, где было показано 20 % тех, кто никогда ни с кем не хочет обсуждать свои проблемы, здесь процент нежелания обращаться за помощью увеличивается на 36 %! Скорее всего, это связано с тем, что кибербуллинг затрагивает очень глубокие и личные чувства. Обидчики, как правило, стараются задеть за живое, поэтому поделиться своими переживаниями подростку может быть, например, стыдно. На вопрос «Хотели бы Вы помочь человеку, попавшему в трудную ситуацию, если бы имели такую возможность?» большинство из тех, кто указал, что участвовал в травле других в Интернете, выбирали ответы «Скорее нет», «Нет» или «Мне все равно».

Таблица 2

у подростков

Ответы аудитории в возрасте до 14 лет, % Ответы аудитории в возрасте от 15 до 16 лет, % Ответы аудитории в возрасте от 17 до 18 лет, % Ответы аудитории в возрасте 19 лет и старше, % Процент ответов от общего числа ответов, %

С кем чаще всего Вы контактируете в социальных сетях?

Близкие 34,71 42,86 49,59 56,87 47,81

Друзья, одноклассники 73,55 89,61 87,4 71,09 80,87

Интернет-друзья, с которыми никогда не встречался в реальной жизни 26,45 27,92 24,8 27,96 26,64

Случайные незнакомцы 9,09 12,34 7,72 10,9 9,84

Редко общаюсь в социальных сетях 9,92 9,09 7,32 10,9 9,15

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Какого возраста Ваши собеседники?

Ровесники 69,42 84,42 85,37 69,67 78,01

Младше на 3-5 лет 7,44 10,39 7,72 12,32 9,56

Старше на 3-5 лет 23,14 34,42 27,24 18,01 25,41

Старше более чем на 5 лет 18,18 7,14 8,54 12,8 11,07

Младше более чем на 5 лет 0 0 0 5,69 1,64

С кем Вы наиболее близки? С кем готовы обсуждать свои проблемы?

Родители 57,02 56,49 54,88 47,39 53,42

Друзья, одноклассники 45,45 61,69 56,91 49,76 53,96

Учителя, психолог 2,48 3,9 4,47 13,27 6,56

Незнакомцы 14,05 3,9 3,25 9 9,83

Ни с кем, я никогда не делюсь своими проблемами 13,22 20,13 19,92 32,22 19,81

Как Вы реагируете на подозрительный контент в Интернете?

Всегда перехожу по всем ссылкам 9,09 0,65 1,22 5,21 3,55

Могу отличить спам от полезной информации 27,27 44,16 50,81 46,92 44,4

Отношусь с недоверием, игнорирую подозрительный контент 58,68 51,3 47,56 41,71 48,5

Не верю, что в Интернете может быть подозрительный контент 4,96 3,9 0,41 6,16 3,55

Таблица 3

Вовлеченность подростков в кибербуллинг

Ответы аудитории в возрасте до 14 лет, % Ответы аудитории в возрасте от 15 до 16 лет, % Ответы аудитории в возрасте от 17 до 18 лет, % Ответы аудитории в возрасте 19 лет и старше, % Процент ответов от общего числа ответов, %

Сталкивались ли Вы каким-либо образом с напа дками и травлей в Интернете?

Да, я подвергался травле или нападкам со стороны других 14,05 5,19 6,1 16,11 10,11

Да, я участвовал в травле или нападках на другого человека 5,79 5,84 3,66 4,27 4,64

Да, я был свидетелем травли других людей, но не смог / не захотел помочь 17,36 13,64 16,67 21,33 17,49

Да, я был свидетелем травли других людей, и пытался / смог помочь 12,4 20,78 15,45 13,27 15,44

Нет, никогда не сталкивался 50,4 54,55 58,13 45,02 52,32

Если бы Вы когда-либо подвергались травле или нападкам со стороны других людей, какую бы Вы хотели получить помощь?

Беседа с психологом, телефон доверия 3,31 2,6 5,69 12,8 6,69

Поделиться проблемами с семьей 15,7 14,94 11,79 10,43 12,7

Поделиться проблемами с друзьями 16,53 20,13 10,16 14,22 14,48

Обсудить проблему с ровесниками в анонимном чате 10,74 5,19 3,66 8,06 6,42

Любая анонимная помощь 9,92 1,95 4,07 7,11 5,46

Я бы не стал обращаться за помощью 61,98 64,94 28,86 79,15 56,42

Хотели бы Вы помочь человеку, попавшему в трудную ситуацию, если бы имели такую возможность?

Точно да 50,41 38,31 41,06 38,1 41,18

Возможно, я бы попытался 35,54 54,55 50,41 52,38 49,38

Скорее нет 2,48 1,95 2,85 3,81 2,88

нет 7,44 1,3 2,03 3,81 3,28

Мне все равно 4,12 3,89 3,65 1,9 3,28

Выводы. Проведенное исследование позволило нам выявить ряд проблем, которые имеются в информационно-коммуникативном общении современных подростков. Данные проблемы связаны со стремительным развитием технологий, изменением образа жизни многих людей, переносом общения из реальной среды в виртуальную. Об этих проблемах только начинают говорить, но они требуют постоянного обсуждения и выработки мер по их снижению.

На взгляд авторов опроса, необходимо расширить географию анкетирования и вовлечь в данный процесс как можно больше подростков в возрасте от 10 лет и старше. Для того, чтобы учащимся в школах рекомендовали пройти данный опрос, мы обращались за помощью в Управление образования г. Таганрога, писали письма руководителям колледжей, обращались к коллегам, проводили рекламу в социальных сетях, на радио и т.д. Для привлечения внимания к проблеме ки-бербуллинга и поиска решений помощи жертвам кибербуллинга команда сайта Киберпатронус в настоящий момент организовала и проводит

Литература:

1. Инфографика: сколько времени пользователи проводят в социальных сетях. ЫЯЬ : http://mmr.ua/ 8Иош/т1одгаЛка_8ко1уко_угетет_ту_ргоуосНт_у sotssetyah (дата обращения 17.02.2020).

Всероссийский конкурс творчества молодежи с одноименным названием [12]. Также важно уделять большое внимание вопросам цифровой грамотности. Уроки IT-грамотности должны быть включены в образовательный процесс, начиная с начальных классов, так как абсолютное большинство детей в начальной школе уже является пользователями сети Интернет. Родители и педагоги должны осознать масштаб вовлеченности современных подростков в проблему кибербуллинга. Необходимо быть внимательными в общении с детьми; следить за изменением их настроения; проводить профилактические беседы, чтобы, попав в трудную ситуацию, подростки знали, куда и к кому они могут обратиться за помощью. Тот факт, что при анкетировании (табл. 3) почти 90 % респондентов хотели бы помочь своим друзьям, если бы имели такую возможность, вселяет надежду на то, что проблему кибербуллинга можно будет свести к минимуму, если научить детей с раннего возраста этике поведения в Интернете и правилам использования современных lT-средств.

Literature:

1. Infographies: how much time users spend on social networks. URL : http://mmr.ua/show/info-grafika_skolyko_vremeni_my_provodim_v_sotssety ah (accessed 02.17.2020).

2. Дети и подростки в Интернете. URL : http://www.bizhit.ru/index/internet_i_podrostki/0-342 (дата обращения 17.02.2020).

3. Опасности социальных сетей: как ребенку не стать жертвой. URL : https://inspectsystem.com/ articles/opasnosti-sotsialnyh-setey-dlya-podrostkov/ (дата обращения 17.02.2020).

4. «ВКошмаре» - сетевая травля стала для подростков нормой URL : https://www.pravmir.ru/ vkoshmare-setevaya-travlya-stala-dlya-podrostkov-normoy/ (дата обращения 17.02.2020).

5. «Синий кит»: игра, забирающая жизни детей. URL : https://inosmi.ru/social/20180102/2410945 49.html (дата обращения 17.02.2020).

6. Топюк А.В. Влияние социальных сетей на формирование морально-нравственные, духовные и коммуникативные качества молодёжи // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. III между-нар. студ. науч.-практ. конф. № 3. URL sibac.info/sites/default/files/conf/file/stud_3_3.pdf (дата обращения 03.03.2019) (дата обращения 17.02.2020).

7. Шумских Т.Ю. Влияние сети интернет на процессы социальной адаптации школьников и студентов. URL : http://www.cscb.su/nZ020901/02090 1001 .htm (дата обращения 17.02.2020).

8. Социальные сети: возможности и риски для обучения и воспитания: методические рекомендации / Авт.-сост. Н.В. Шпарута, Г.А. Бутакова; Министерство общего и профессионального образования Свердловской области; Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования»; Кафедра информационных технологий. Екатеринбург : ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2017. 60 с

9. Сейедтахер Г.А. Влияние Интернета на морально-духовные и социальные ценности студенческой молодежи : дис. на соиск. ст. канд. пед. наук по специальности. 2013. 13.00.01. 162 с.

10. Шпак Н.О. Воздействие сети интернет на духовно-нравственное развитие молодежи / Н.О. Шпак, В.В. Лихтенфельд // Общество и этно-политика: материалы Международной научно-практической конференции г. Новосибирска, 24-26 сентября. Новосибирск : Изд-во СибАГС, 2015. Ч. 2. 33 с.

11. Данина М.М. Социально-психологический аспект исследования социальных сетей в Интернете / М.М. Данина, А.А. Шаляпин. URL : http://vestnik.journ.msu.ru/books/2012/3/sotsialno-psikhologicheskiy-aspekt-issledovaniya-sotsialnykh-setey-v-internete/ (дата обращения 17.02.2020).

12. Cyberpatronus - борьба с интернет-травлей. URL : https://cyberpatronus.ru/ (дата обращения 17.02.2020).

2. Children and adolescents on the Internet. URL : http://www.bizhit.ru/index/internet_i_podrostki/0-342 (date of access 02.17.2020).

3. The dangers of social networks: how can a child not become a victim. URL : https://inspect-system.com/articles/opasnosti-sotsialnyh-setey-dlya-podrostkov/ (accessed 02.17.2020).

4. «VKoshmar» - network harassment has become the norm for teenagers. URL : https://www. pravmir.ru/vkoshmare-setevaya-travlya-stala-dlya-podrostkov-normoy/ (accessed 02.17.2020).

5. «Blue Whale»: a game that takes the lives of children. URL : https://inosmi.ru/social/20180102/ 241094549.html (accessed February 17, 2020).

6. TopyukA.V. The influence of social networks on the formation of moral, spiritual, and communicative qualities of youth // Scientific community of students: Interdisciplinary research: Sat. Art. by mat. III international Stud. scientific-practical conf. № 3. URL : si-bac.i nfo/sites/defau lt/files/conf/file/stud_3_3.pdf (accessed date: 03/03/2019) (accessed date 02/17/ 2020).

7. Shumskikh T.Yu. The influence of the Internet on the processes of social adaptation of schoolchildren and students / T.Yu. Shumskikh, N.A. Gladskikh, M.V. Budanova. URL : http://www.cscb.su/nZ020901/ 020901001 .htm (accessed February 17, 2020).

8. Social networks: opportunities and risks for training and education: guidelines / autostat N.V. Shparuta, G.A. Butakova. Ministry of General and Professional Education of the Sverdlovsk Region; State Autonomous Educational Institution of Continuing Professional Education of the Sverdlovsk Region «Institute for the Development of Education»; Department of Information Technology; Yekaterinburg : GAOU DPO SO «IRO». 2017. 60 p.

9. SeyedtacherG.A. The influence of the Internet on the moral, spiritual and social values of students : dis. for the degree of cand. of pedagogical sciences, specialty. 2013. 13.00.01. 162 p.

10. ShpakN.O. The impact of the Internet on the spiritual and moral development of youth / N.O. Shpak, V.V. Lichtenfeld // Society and Ethnopolitics: Materials of the International Scientific and Practical Conference of Novosibirsk, September 24-26. Novosibirsk : SibAGS Publishing House, 2015. Part 2. 33 p.

11. Danina M.M. Socio-psychological aspect of the study of social networks on the Interne / M.M. Danina, A.A. Chaliapin. URL : URL : http://vest-nik.journ.msu.ru/books/2012/3/sotsialno-psikholog-icheskiy-aspekt-issledovaniya-sotsialnykh-setey-v-internete/ (accessed 02.17.2020)

12. Cyberpatronus - the fight against Internet bullying. URL : https://cyberpatronus.ru/ (accessed date 02.17.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.