НАМ ПИШУТ
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2014 УДК 614.2:008
В.М. ЧЕРЕПОВ, О.В. СОБОЛЕВСКАЯ, Л.ГАНАНЬИНА, А.А. ХМЕЛЬ
Проблемы модернизации здравоохранения Российской Федерации
(по результатам опроса специалистов-организаторов здравоохранения)
ФГБУ ВПО "Государственный университет управления" Министерства образования и науки РФ, 109542, Москва
Проводимый курс на модернизацию здравоохранения РФ выдвигает новые требования к уровню знаний и информированности специалистов-организаторов здравоохранения по основным направлениям модернизации. С целью определения уровня информированности специалистов проведен анкетный опрос 142 специалистов в области организации здравоохранения, обязательного медицинского страхования и практических врачей в четырех городах РФ. Полученные результаты показали наличие ряда проблем в информационном обеспечении и могут быть использованы в образовательной деятельности, проведении программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов.
Ключевые слова: здравоохранение; модернизация; обязательное медицинское страхование;
финансирование; управление качеством; стандартизация; информатизация; компьютеризация
THE PROBLEMS OF MODERNIZATION OF PUBLIC HEALTH IN THE RUSSIAN FEDERATION (ACCORDING TO RESULTS OF SURVEY OF SPECIALISTS-PUBLIC HEALTH ORGANIZERS)
VM. Cherepov, O.V Sobolevskaya, L.G. Anan'ina, A.A. Khmel'
The state university of management of the Ministry of education and science of the Russian Federation,
109542 Moscow, Russia
The implemented course of modernization of public health ofthe Russian Federation inputs new requirements to the level of knowledge and awareness of specialists-public health organizers concerning main directions of modernization. The survey of 142 specialists in the field public health organization, mandatory medical insurance and clinical practice was organized and implemented in four cities of the Russian Federation. The results of survey demonstrated presence of number of problems concerning information support. The results can be used in education activities, implementation of programs of professional retraining and advanced training of specialists.
Keywords: public health; modernization; mandatory medical insurance; financing; quality manage-
ment; standardization; informatization; computerization
В настоящее время здравоохранение РФ находится на пути модернизации. С целью законодательного обеспечения проводимого курса в 2010—2012 гг. принят ряд федеральных законодательных актов, среди которых федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", федеральный закон от 21 ноября 2011 г № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". В 2012 г. принята государственная программа "Развитие здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г.". Разработаны и реализуются региональные программы развития и модернизации здравоохранения.
Успех проводимого курса на модернизацию в значительной степени определяется подготовленностью управленческих кадров в области организации здравоохранения и медицинского страхования. Одним из главных факторов успешной управленческой деятельности, необходимой для проведения реформ, является высокий уровень информированности специалистов-организаторов здравоохранения и практических врачей о законодательных, финансово-экономических и организационно-структурных основах проводимого курса на модернизацию. Важно также учитывать мнения руководителей и практических
врачей о полезности и перспективности различных направлений модернизации здравоохранения.
В связи с этим следует считать актуальным проведение исследований подготовленности специалистов в области организации здравоохранения и системы обязательного медицинского страхования (ОМС), а также их точки зрения по основным направлениям проводимой реформы.
В 2012 г. коллектив кафедры управления в здравоохранении и индустрии спорта ГБОУ ВПО Государственный университет управления провел анкетный опрос 142 специалистов в области организации здравоохранения, ОМС и практических врачей в четырех городах РФ: Москве, Казани, Магадане, Мурманске. Цель анкетного опроса — оценить уровень информированности респондентов, а также их мнение по таким вопросам, как: необходимость модернизации здравоохранения; наличие предпосылок для проведения модернизации здравоохранения, в том числе готовность материально-технической, нормативноправовой и финансово-экономической базы, кадрового обеспечения; отношение населения к модернизации здравоохранения; основные направления модернизации здравоохранения; региональные направления модернизации, включая вопросы законодательного обеспечения и финан-
Контактная информация: Черепов Виктор Михайлович; e-mail: [email protected]
56
сирования; роль частного здравоохранения в модернизации здравоохранения; ожидаемые результаты, в том числе и на региональном уровне.
Анкета также включала вопросы об общем и профессиональном стаже и опыте работы, а также занимаемой должности специалиста.
Полученные в ходе опроса данные позволили определить, что среди опрошенных респондентов руководители и специалисты системы ОМС составили 26,05%, руководители учреждений здравоохранения — 14,7%, руководители и специалисты органов управления здравоохранением — 4,9%, практические врачи — 42,9%.
Подавляющее большинство респондентов имеют большой жизненный и профессиональный опыт работы в организациях здравоохранения. Так, 30,2% опрошенных находятся в возрасте от 40 до 50 лет, 38% — старше 50 лет. Общий профессиональный стаж 10—20 лет имели 30,2% опрошенных, а более 20 лет — 59,1%. Общий медицинский стаж до 10 лет имели 9,8%, 10—20 лет — 26,7%, более 20 лет — 45,7%. Стаж работы в организациях здравоохранения до 10 лет имели 26,7% респондентов, 10—20 лет — 21,8%, более 20 лет — 28,8%.
95,7% участников опроса заявили, что владеют информацией о модернизации здравоохранения. 92,8% считают, что проведение модернизации здравоохранения и необходимо и своевременно. Вместе с тем при ответе на вопрос: "Существуют ли объективные предпосылки для проведения модернизации?" — мнения разделились. Только 51,4% участников опроса считают, что материально-техническая база здравоохранения готова стать фундаментом для проведения модернизации здравоохранения. Дали отрицательный ответ 35,2%.
Готовность кадрового состава системы здравоохранения к проведению модернизации положительно оценивают 54,2% респондентов. 53,5% опрошенных считают, что для проведения намеченного курса достаточно финансово-экономических ресурсов. Только 41,5% участников опроса полагают, что существующая нормативно-правовая база готова для проведения модернизации здравоохранения.
Среди основных направлений модернизации здравоохранения, известных респондентам, 46,5% указали на развитие стандартизации и информатизации; 43,6% — на совершенствование материально-технической базы здравоохранения; 14,8% выразили надежду на повышение зарплаты и улучшение условий труда; 11,9% — на увеличение доступности медицинской помощи; 6,3% отметили совершенствование кадровой политики. Только 0,7% среди направлений указали модернизацию первичного звена здравоохранения. К сожалению, 7,7% респондентов заявили, что не владеют какой-либо информацией или вовсе не ответили на поставленный вопрос.
Результаты исследования показали, что участники опроса недостаточно хорошо представляют себе законодательные основы здравоохранения. В основном ответы были не точны. Так, на вопрос: "Известно ли вам на каких законодательных актах базируется модернизация здравоохранения?" — только 16,1% опрошенных отметили закон № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"; 6,3% — проект Концепции развития здравоохранения на период до 2020 г. (опрос проводился до принятия государственной программы "Развитие здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г."), 4,2% — закон № 323ФЗ "Об охране здоровья граждан". 1,4% участников опроса просто указали на то, что модернизация здравоохранения будет происходить на основе региональных и территориальных программ развития здравоохранения вообще без упоминания каких-либо законодательных актов.
На вопрос анкеты: "Какие основные направления включает программа модернизации здравоохранения вашего региона?" — 25% опрошенных отметили введение стандартов оказания медицинской помощи, 25,3% — укрепление материально-технической базы, 16,8% — повышение доступности медицинской помощи, 9,8% — развитие информатизации и компьютеризации в медицине, 6,3% — повышение заработной платы. Таким образом, среди направлений модернизации здравоохранения страны (см. выше) и региона основное, на что обращают внимание участники опроса, — это развитие материально-технической базы здравоохранения, стандартизация и повышение доступности медицинской помощи.
Значительное внимание в проведенном исследовании было уделено оценке знаний респондентов в области финансовых аспектов модернизации, и прежде всего источников финансирования, а также роли ОМС как основного источника внебюджетных средств.
На вопрос: "Считаете ли вы, что закон № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании граждан в Российской Федерации" создал финансовую базу для проведения модернизации здравоохранения?" — только 28,8% опрошенных ответили положительно. Отрицательный ответ дали 40,8% респондентов, еще 43 (30,2%) не ответили на этот вопрос или (с их слов) не знают. Данное обстоятельство следует считать весьма тревожным. Опрошенные специалисты, по-видимому, пока не убеждены в правильности реформирования системы ОМС в соответствии с новым законом.
На вопрос о структуре источников финансирования региональных программ модернизации здравоохранения 37,3% участников опроса указали на федеральный бюджет, 28,8% — на региональный и местный бюджет, 28,8% — на федеральный фонд ОМС, а 20,4% — на территориальные фонды ОМС.
Участники опроса разделились в своем отношении к роли частного здравоохранения в модернизации. На вопрос "считаете ли вы целесообразным участие частного здравоохранения в модернизации регионального здравоохранения?" — "да" ответили 44,3% респондентов, в то же время отрицательный ответ дали 40,8%. 15% на вопрос не ответили.
Таким образом, результаты проведенного опроса показали, что руководители здравоохранения и системы ОМС, а также практические врачи считают назревшим проведение модернизации здравоохранения и полагают, что владеют необходимой информацией по данному вопросу. Вместе с тем многие с осторожностью оценивают готовность материально-технической нормативно-правовой и финансовой базы, а также кадров системы здравоохранения к проведению курса на модернизацию. Мнения участников опроса следует учитывать при разработке планов и программ модернизации отрасли. Вместе с тем ответы респондентов не в полной мере отразили основные направления модернизации здравоохранения на федеральном и региональном уровне и механизмы ее реализации. Также не в полном объеме участники опроса представляют себе возможные преимущества реализации реформы. В целом это свидетельствует о недостаточной информированности специалистов-организаторов здравоохранения. Кроме того, выявленные в ходе опроса факты недостаточной информированности специалистов указывают на то, что в ходе прохождения программ профессиональной переподготовки по организации здравоохранения и общественному здоровью, сертификационных циклов и других форм повышения квалификации необходимо уделять повышенное внимание вопросам современного законодательного, организационного, финансово-экономического обеспечения проводимого курса на модернизацию здравоохранения.
Поступила 20.06.13