health expectancy by educational attainment in Austria in 1981— 2006. Vienna Yearbook Popul. Res. 2010; 8: 139—74.
8. Luy M., Giulio P.D., Caselli G. Differences in life expectancy by education and occupation in Italy, 1980-94. Indirect estimates from maternal and paternal orphanhood. Popul. Stud. (Camb.). 2011; 65(2): 137—55.
9. Андреев Е.М., Добровольская В.М. Социальная дифференциация смертности в России. Здравоохранение Российской Федерации. 1993; 9: 18—21.
10. Shkolnikov V.M., Leon D.A., Adamets S., Andreev E.M., Deev
A. Educational level and adult mortality in Russia: an analysis of routine data 1979 to 1994. Soc. Sci. and Med. 1998; 47(3): 357—69.
11. Школьников В., Андреев Е., Малева Т., ред. Неравенство и смертность в России. Московский центр Карнеги. М.: Сиг-налъ; 2000. 107 c.
12. Архангельский В.Н., Иванова А.Е., Рыбаковский Л.Л., Рязан-цев С.В. Демографическая ситуация в Москве и тенденции ее развития. Рыбаковский Л. Л., ред. М.: Центр социального прогнозирования; 2006; 264 с.
13. Константинов В.В., Шальнова С.А., Киреев С.В., Тимофеева Т.Н., Шестов Д.Б., Капустина А.В. и др. Относительный риск смертности среди женского населения в связи со статусом курения, употреблением алкоголя и уровнем образования. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2007; 6(3): 100—5.
14. Иванова А.Е., Семенова В.Г. Новые явления российской смертности. Народонаселение. 2004; 3: 85—93.
15. Иванова А.Е., Сабгайда Т.П., Семенова В.Г., Антонова О.И., Никитина С.Ю., Евдокушкина Г.Н. и др. Смертность российских подростков от самоубийств. М.: ЮНИСЕФ; 2011. 131 с.
16. Иванова А.Е., Сабгайда Т.П., Семенова В.Г., Запорожченко
B.Г., Землянова Е.В. Никитина С.Ю. Факторы искажения структуры причин смерти трудоспособного населения России. Социальные аспекты здоровья населения [Электронный научный журнал]. 2013;32(4). URL: http://vestnik.mednet.ru/ content/view/491/30/lang.ru/ (дата обращения 14.08.2013).
REFERENCES
1. Kitagawa E.M., Hauser Ph.M. Differential mortality in the United States: A study in socioeconomic epidemiology. Cambridge, MA: Harvard University Press; 1973.
2. KunstA.E., Groenhof F., Mackenbach J.P. EU Working Group on Socioeconomic Inequalities in Health. Mortality by occupational class among men 30—64 years in 11 European countries. Soc. Sci. Med. 1998; 46(11): 1459—76.
3. Huisman M., Kunst A.E., Andersen O., Bopp M., Borgan J.-K., Borrell C. et al. Socioeconomic inequalities in mortality among
elderly people in 11 European populations. J. Epidemiol. Commun. Health. 2004; 58(6): 468—75.
4. Mishra G.D., BallK., DobsonA.J., Byles J.E. Do socioeconomic gradients in women's health widen over time and age? Soc. Sci. Med. 2004; 58(9): 1585—95.
5. CutlerD., Deaton A., Lleras-MuneyA. The determinants of mortality. J. Econom. Perspect. 2006; 20(3): 97—120.
6. Valkonen T. Social inequalities in mortality. In: Graziella Caselli, Jacques Vallin, Guillaume Wunsch, eds Demography: analysis and synthesis. Vol. 2. Amsterdam: Elsevier; 2006: 195—206.
7. Klotz J. Convergence or divergence of educational disparities in mortality and morbidity? The evolution of life expectancy and health expectancy by educational attainment in Austria in 1981— 2006. Vienna Yearbook Popul. Res. 2010; 8: 139—74.
8. Luy M., Giulio P.D., Caselli G. Differences in life expectancy by education and occupation in Italy, 1980-94. Indirect estimates from maternal and paternal orphanhood. Popul. Stud. (Camb.). 2011; 65(2): 137—55.
9. Andreev E.M., Dobrovolskaya V.M. Zdrsvookhraneniye Rossiys-koy Federatsii. 1993; 9: 18—21.
10. Shkolnikov V.M., Leon D.A., Adamets S., Andreev E.M., Deev A. Educational level and adult mortality in Russia: an analysis of routine data 1979 to 1994. Soc. Sci. and Med. 1998; 47(3): 357—69.
11. Shkolnikov V., AndreevE., Maleva T., ed. Carnegie Moscow Center. Inequality and mortality in Russia: Multi-author book. Moscow: Signal; 2000; 107 p. (in Russian).
12. Arkhangelskiy V.N., Ivanova A.E., Rybakovskiy L.L., Ryazantsev S.V. Demographic situation in Moscow and trends of its development. Rybakovskiy L.L., ed. Moscow: 2006; 264 p. (in Russian).
13. Konstantinov V.V., Shalnova S.A., Kireev S.V., Timofeeva T.N., ShestovD.B., KapustinaA.V. et al. Relative risk of mortality depending upon smoking habits, alcohol use and educational level. Cardiovasculyarnaya terapiya i profilaktika. 2007; 6(3): 100—5 (in Russian).
14. Ivanova A.E., Semynova V.G. New phenomena in Russian mortality. Narodonaselenie. 2004; 3: 85—93 (in Russian).
15. Ivanova A.E., Sabgaida T.P., Semyonova V.G., Antonova O.I., Nikitina S.Yu., Evdokushkina G.N. et al. Mortality of Russian adolescents from suisides. Moscow: UNICEF; 2011; 131 p. (in Russian).
16. Ivanova A.E., Sabgaida T.P., Semynova V.G., Zaporozhchenko V.G., Zemlyanova E.V., Nikitina S.Yu. Factors distorting death causes structure in working population in Russia. Sotsial'nye aspekty zdorov'ya naseleniya [serial online]. 2013 [cited 2013 Aug 14]; 32(4). Available from: http://vestnik.mednet.ru/content/ view/491/30/lang,ru/ (In Russian).
Поступила 07.10.13
© А. А. ШАБУНОВА, Н.А. КОНДАКОВА, 2014 УДК 614.2:008
А.А. ШАБУНОВА, Н.А. КОНДАКОВА
Региональный опыт реализации программы модернизации
здравоохранения
ФГБУН «Институт социально-экономического развития территорий» Российской академии наук, 160014, г Вологда
Снижение количества и качества человеческих ресурсов представляет серьезную угрозу для общества в современных условиях. Для повышения качества и доступности медицинских услуг и улучшения здоровья населения реализуется Программа модернизации здравоохранения. В статье рассматриваются основные проблемы системы здравоохранения и оценки реализации Программы модернизации населением Вологодской области и медицинскими работниками.
Ключевые слова: здоровье населения; модернизация здравоохранения; удовлетворенность медицинской помощью; оценка проводимых реформ.
Контактная информация: Шабунова Александра Анатольевна, д-р эконом. наук; e-mail: [email protected]
THE REGIONAL EXPERIENCE OF IMPLEMENTATION OF PROGRAM OF OF HEALTH CARE
MODERNIZATION
A.A. Shabunova, N.A. Kondakova The institute of social economic development of territories of the Russian academy of sciences,
160014 Vologda, Russia
The decreasing of quantity and quality of human resources represents a serious menace for society in actual conditions. To increase quality and accessibility of medical services and to improve population health the program of health care modernization is implemented. The article considers main issues of health care system and evaluation of realization of the program by population of Vologodskaya oblast and medical personnel.
Keywords: population health; health care modernization; satisfaction of medical care; evaluation of implemented reforms.
Актуальность исследования хода реализации целевых программ здравоохранения на региональном и федеральном уровне обусловлена, с одной стороны, устойчивыми негативными тенденциями демографического развития российских территорий, а с другой - необходимостью повышения эффективности расходования выделяемых средств в здравоохранении.
Понимание необходимости преобразований, направленных на сохранение численности населения и его качественных характеристик, в первую очередь здоровья, дает анализ тенденций изменения общественного здоровья и демографических трендов.
В Вологодской области за два последних десятилетия численность населения уменьшилась на 11% (составив в 2011 г. почти 1,2 млн человек), что превосходит темпы снижения по России в целом (3,3%). Имея сходные тенденции в показателях рождаемости (которые не обеспечивают даже замещения новыми поколениями родительских когорт)1 естественная убыль населения Вологодской области превышает средний уровень по стране в 3 раза вследствие более высоких показателей смертности (табл. 1).
В структуре причин смертности 59% занимают болезни системы кровообращения, 14% - новообразования, 11% - несчастные случаи, травмы и отравления [1]. Анализ половозрастных коэффициентов позволил выделить следующие закономерности. Для российских территорий характерны высокие показатели смертности детей до года. И хотя в последнее время наблюдаются позитивные изменения в динамике младенческой смертности (в Вологодской области: снижение с 17,4 случая на 1000 родившихся живыми в 1995 г. до 7 случаев в 2011 г.)2, ситуацию нельзя считать удовлетворительной, поскольку ее уровень остается в 1,5 раза выше, чем в экономически развитых странах Европы3.
'Для простого замещения поколений требуется примерно 2,12,15 рождения на каждую женщину репродуктивного возраста. Фактически в 2009 г суммарный коэффициент рождаемости в Вологодской области и России составлял 1,5 (источник: В.Г. До-брохлеб. Динамика и структура населения России в будущем // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2010. - № 4. - С. 62—70).
2Данный показатель соответствует предельно допустимому значению, установленному Европейским бюро Всемирной организации здравоохранения, а именно 10 детей на 1000 родившихся живыми.
3В 2010 г. минимальные значения показателя младенческой смертности были отмечены на Кипре - 2,24 (на 1000 детей, родившихся живыми), в Финляндии - 2,26, Швеции - 2,54, Чехии -2,67, Люксембурге - 2,72, максимальные - в Литве (4,29), Польше (4,98), Латвии (5,72). В целом для ЕС в 2010 г. - 4,1 случая на 1000 родившихся живыми. Источник: Демографический ежегодник России. 2001, 2009: стат. сб. / Росстат. - М., 2002, 2010, 2011.; Здоровье для всех: Европейская база данных ВОЗ. - URL: http://data.euro.who.int/hfadb.
Следующей проблемой современной демографической ситуации в России является высокая смертность населения в трудоспособном возрасте. По данным Всемирной организации здравоохранения, в 2009 г. в России данный показатель составил 269 человек на 1000 населения, тогда как в Швейцарии и Италии - 58 и 59 соответственно, в Швеции и Норвегии - 61 и 67, в Германии, Австрии и Греции - 76, во Франции - 85 человек [2].
Одновременно с этим ухудшается здоровье, в том числе за счет роста сочетанной заболеваемости и распространения хронических болезней. Так, за период с 1995 по 2011 г. уровень первичной заболеваемости в Вологодской области вырос на 19% и составил 882 случая на 1000 человек. При этом наблюдается превышение первичной заболеваемости относительно общероссийского уровня (797 случаев) [3]. Постоянный рост заболеваемости населения, с одной стороны, можно объяснить более эффективной выявляемостью заболеваний, с другой - ухудшением здоровья населения и неэффективностью системы профилактики и лечения заболеваний.
Сложившаяся ситуация создает реальную угрозу формированию качественных трудовых ресурсов в ближайшей и отдаленной перспективе и предъявляет высокие требования к системе здравоохранения как институту поддержания здоровья. Вместе с тем нельзя обойти вниманием и финансовую ограниченность социальной сферы в Российской Федерации, в том числе и системы здравоохранения.
По уровню финансирования здравоохранения Россия заметно уступает западно-европейским странам. Даже в период кризиса 2008 г. общие расходы на здравоохранение в РФ составляли 5,4% ВВП, тогда как в европейских странах - 8—11% [2]. Государственные расходы на отрасль тоже существенно меньше: например, в 2010 г. их доля в ВВП страны составила 3,7%. Проблема недофинансирования отрасли характерна для большинства регионов России.
По рекомендациям ВОЗ, норма общественных расходов на здравоохранение должна составлять не менее 5% от ВВП страны. Несмотря на то что общие затраты на финансирование российского здравоохранения формально удовлетворяют установленному нормативу, мнения экспертов по их оценке разнятся. Одни считают, что выделяемых средств недостаточно, так как значительную часть общих расходов составляют расходы населения, а не государства; другие подчеркивают, что полученные государственные средства необходимо просто более эффективно использовать [4, 5].
Ограниченное финансирование стало причиной формирования ряда острых проблем, которые оказывают непосредственное влияние на эффективность функцио-
Естественное движение населения в Вологодской области и Российской Федерации*
Год Численность населения, тыс. человек Общий коэффициент рождаемости, %0 Общий коэффициент смертности, %0 Естественная убыль (прирост), %0
РФ ВО РФ ВО РФ ВО РФ ВО
1995 2000 2005 2010 2011
148 514,7 148 459,9 143 474,2
141 914,5
142 865,4
1 349,7 1 299,6 1 245,5 1 213,7 1 201,2
9,3 8,7 10,2
12.5
12.6
8.7
8.8 10,5 12,5 13,0
15.0 15,3
16.1 14,2 13,5
*Источники: Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/ dbscripts/Cbsd/DBInet. cgi?pl=2415019; Демографический ежегодник Вологодской области: стат. сб. / Вологдастат. - Вологда, 2012. - 83 с.; Россия в цифрах 2012: стат. сб. / Росстат. - М., 2012. - 572 с.
нирования отрасли, а также на доступность и качество предоставляемых населению услуг.
1. Дефицит квалифицированных врачебных кадров. В Вологодской области за период с 2000 по 2011 г. обеспеченность населения врачами всех специальностей увеличилась на 2%, а обеспеченность средним медицинским персоналом сократилась на 5%. Однако уровень обеспеченности врачами в регионе заметно ниже, чем по России в целом (табл. 2).
По данным Департамента здравоохранения Вологодской области, на начало 2012 г. учреждения здравоохранения были укомплектованы врачами на 87,5%, специалистами со средним медицинским образованием - на 93,2%. Одной из причин дефицита врачей является отсутствие в регионе высших медицинских учебных заведений. Поэтому для решения кадровой проблемы Департамент здравоохранения области проводит работу по организации взаимодействия с медицинскими академиями и университетами городов Ярославля, Санкт-Петербурга, Архангельска, Иванова, Кирова, Твери. Кроме того, разработан проект ведомственной целевой программы «Кадры системы здравоохранения Вологодской области на 2013 - 2015 гг.» [6].
2. Низкий уровень заработной платы в сфере здравоохранения. Несмотря на значительный рост, ее уровень на 30% ниже, чем по экономике в целом (табл. 3).
3. Значительный износ высокотехнологичного медицинского оборудования и дефицит площадей помещений учреждений первичного звена. Эта проблема особенно актуальна для Вологды и Череповца. Так, в Вологде есть примеры совмещения в одном здании взрослых и детских поликлиник (БУЗ ВО "Вологодская городская поликлиника № 3", БУЗ ВО "Вологодская городская поликлиника № 4"), создающего трудности для обслуживания постоянно растущего приписного населения.
Для решения имеющихся в здравоохранении проблем и улучшения демографической ситуации была разработана Программа модернизации здравоохранения в Вологодской области в 20112012 гг. (далее - Программа модернизации). Основанием для ее разработки стал Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ (глава 11, ст. 50) [7].
Целью Программы модернизации являлось улучшение качества и обеспечение доступности медицинской помощи населению Вологодской области. Разработчиками были выделены три основные задачи: 1) укрепление материально-технической базы государственных и муниципальных учреждений здравоохранения; 2) внедрение современных информационных систем; 3) внедрение стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами [7].
Общий объем финансирования Программы модернизации за 2011 - 2012 гг. составил около 5 млрд руб., в
Таблица 2
Обеспеченность населения врачами и средним медицинским персоналом (на 10 тыс. населения)*
16,4 16,0 18,8 16,8 15,7
-5,7 -6,6 -5,9 -1,7
-0,9
-7,7 -7,2 -8,3 -4,3 -2,7
Год Место,
Территория занимаемое в
2000 2005 2008 2009 2010 2011 РФ в 2011 г.
Обеспеченность населения врачами всех специальностей, чел. на 10 тыс. нас. Российская Федерация 46,8 48,8 49,6 50,1 50,1 51,2 Вологодская область 34,1 35,3 36,1 35,5 34,6 34,8 76
Обеспеченность населения средним медицинским персоналом, чел. на 10 тыс. нас. Российская Федерация 107,6 107,7 105,9 106,2 105,6 107,0 Вологодская область 120,2 119,7 119,2 116,5 115,9 114,4 40
*Источники: Демографический ежегодник Вологодской области: стат. сб. / Вологдастат, 2012. - С. 58; Россия в цифрах. 2012: стат. сб. / Росстат, 2012. -С. 158.; Социально-экономические показатели Российской Федерации в 1991-2011 гг. (приложение к стат. сб. "Российский статистический ежегодник. 2012"). - URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/ doc_1270707126016.
Таблица 3
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников в системе здравоохранения и предоставления социальных услуг*
Территория Год
2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников в системе здравоохранения и предоставления социальных услуг, руб.
Российская Федерация
Вологодская область
1333,3 5905,6 8060 10037 13049 14820 15724 17545
1842 6408 7612 9519 12627 12181 12934 14411
Соотношение номинальной начисленной заработной платы в системе здравоохранения и по экономике в целом, %
Российская Федерация
Вологодская область
60,0
71,9
69,0 75,8 73,8
75,5
79,5
72,6 71,4 73,7 78,4 73,5
75,0
69,8
75,1
71,2
*Источники: Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru; Труд и занятость в России. 2011: стат. сб. / Росстат, 2012. - С. 566.; Труд и занятость в Вологодской области: 2007 - 2011 гг.: стат. сб. / Вологдастат, 2012. - С. 120.
том числе федеральных средств - 2,6 млрд руб. (52%). За успешную реализацию данной программы Вологодская область в 2011 г. дополнительно получила из федерального бюджета 678,7 млн руб. Основным источником финансирования Программы модернизации стали средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования: за период действия программы они составили 84% от объема всех затрат, бюджетные средства -только 12%.
В рамках реализации Программы модернизации здравоохранения большая часть денежных средства была потрачена на укрепление материально-технической базы учреждений (71% от всех расходов), на стандартизацию и доступность амбулаторно-поликлинической помощи - 25%, на информатизацию - 4% [6].
Об изменениях в деятельности системы здравоохранения позволяют судить оценки населением доступности и качества медицинской помощи. Согласно данным, полученным в ходе социологических исследований, ежегодно за медицинской помощью обращается около 70% населения Вологодской области, в том числе более 20% — 1 раз в 3 мес и чаще. В 2012 г. доступностью медицинской помощи полностью и в основном удовлетворены были 42% жителей области, 35% удовлетворены частично, 23% — высказались на этот счет отрицательно4. Это в целом соответствует уровню 2008 г.
Анализ динамических рядов показывает, что проводимые в отрасли преобразования положительно отразились на организации работы учреждений здравоохранения. Однако практически половина жителей области отмечает такие негативные явления, как очереди в медицинских учреждениях и невозможность попасть на прием к врачу в удобное время (табл. 4). Существенной остается и кадровая проблема, требующая пополнения штатного состава медицинских работников квалифицированными специалистами (34% в 2012 г.). Заметное место, по оценкам населения, занимает проблема медицинской этики, т. е. неуважительное отношение к пациентам (18% населения).
Кроме того, население недовольно удаленностью медицинских учреждений от места проживания (10—13% в крупных городах и 22% в сельской местности); недостаточной квалификацией специалистов (42%) и плохим качеством медицинского оборудования (36%).
Оценивая изменения, произошедшие в системе здравоохранения за последние 5 лет (табл. 5), жители городов указывают на заметное улучшение технического оснащения медицинских учреждений (37%). В целом горожане в большей степени заметили и некоторое улучшение качества и доступности медицинского обслуживания, а у сельчан по подавляющему большинству позиций доля оценок «снизилось» преобладает над долей оценок «повысилось». Следует подчеркнуть, что значительная часть опрошенных (до 54%) каких-либо изменений в сфере здравоохранения за обсуждаемый период не отмечает.
4Опрос проводится ИСЭРТ РАН ежегодно, начиная с 1999 г., в апреле - мае, на территориях Вологды, Череповца и восьми районов Вологодской области. Объем выборки - 1500 респондентов. Выборка целенаправленная, квотная. Репрезентативность выборки обеспечена соблюдением следующих условий: пропорций между городским и сельским населением, пропорций между жителями населенных пунктов различных типов (сельские поселения, малые и средние города), пропорций половозрастной структуры взрослого населения области. Ошибка выборки не превышает 3%. Техническая обработка информации производится в программах SPSS и Excel.
Негативные явления в деятельности медицинских учреждений Вологодской области (в процентах от числа граждан, обращавшихся в ЛПУ и выбравших вариант ответа «удовлетворяет частично», «в основном не удовлетворяет», «полностью не удовлетворяет»)*
Негативное явление 20022006 гг. 2008 г. 2010 г. 2012 г.
Невозможность попасть на прием в удобное время, большие очереди 58,1 56,7 59,4 49,7
Отсутствие нужных специалистов — 24,9 34,8 34,3
Невнимательное отношение медработников — 18,0 24,2 23,5
Хамство, неуважительное отношение к пациентам 15,2 11,5 12,5 18,3
Недостаток информации о работе специалистов 21,0 14,7 23,5 18,2
Необходимость оплачивать медицинские услуги, которые должны предоставляться бесплатно 16,9 9,9 14,5 17,2
*Источник: данные опроса ИСЭРТ РАН, 2002—2012 гг.
Таблица 5
Распределение ответов на вопрос: «Как изменились доступность и качество медицинских услуг за последние 5 лет?» (в процентах от числа ответивших)*
Вариант ответа
Вологда
Череповец
Районы
Область
Техническое оснащение
Повысилось 36,9 37,4 11,0 22,9
Не изменилось 32,5 32,9 42,8 38,3
Снизилось 8,4 9,3 18,8 14,3
Затрудняюсь ответить 22,2 20,4 27,3 24,5
Доступность медицинской помощи
Повысилось 19,7 21,1 7,0 13,2
Не изменилось 55,2 56,0 52,1 53,7
Снизилось 12,3 16,1 21,8 18,6
Затрудняюсь ответить 12,8 6,8 19,1 14,4
Качество обслуживания
Повысилось 20,2 16,6 5,4 11,0
Не изменилось 44,8 47,7 46,1 46,4
Снизилось 16,7 22,9 26,5 23,9
Затрудняюсь ответить 18,2 12,8 22,0 18,6
Квалификация медицинских работников
Повысилось 17,2 15,3 5,8 10,4
Не изменилось 47,3 53,3 48,6 49,8
Снизилось 19,2 16,6 22,5 20,2
Затрудняюсь ответить 16,3 Обеспеченность 14,8 кадрами 23,1 19,5
Повысилось 19,2 14,3 5,1 10,0
Не изменилось 32,5 40,5 41,0 39,5
Снизилось 26,6 26,9 29,6 28,3
Затрудняюсь ответить 21,7 18,3 24,3 22,1
*Источник: данные опроса ИСЭРТ РАН, 2012 г.
Таким образом, в ответах населения на вопрос о качестве и доступности медицинских услуг нет однозначной оценки результатов Программы модернизации здравоохранения, что обусловлено непродолжительностью периода ее реализации.
Одним из важных направлений социальной политики, осуществляемой в сфере здравоохранения, должно быть обеспечение диалога разработчиков программ с медицинским профессиональным сообществом по поводу целей, задач и хода реализации мероприятий, предусмотренных программами. Эффективность реализации существующей политики зависит от того, насколько сами участники этого процесса видят происходящие преобразования. Поэтому, на наш взгляд, представляется актуальным анализ информированности работников лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) о целях, задачах и ходе реализации Программы модернизации здравоохранения Вологодской области в 2011-2012 гг.
С этой целью в ходе исследования было проведено анкетирование работников ЛПУ Вологодской области5. Большинство опрошенных (82%) являются врачами, 13% - заведующими отделениями, 4% - работниками администрации ЛПУ, менее 1% составили медсестры и работники вспомогательных служб (бухгалтерия, отдел кадров и др.). Распределение работников ЛПУ по пятилетним группам стажа работы (не более 5 лет, от 10 до 15 лет, от 15 до 20 лет и т. д.) равномерное (от 12 до 17%), стаж свыше 35 лет имеет 5% опрошенных [8].
Большинству (72%) респондентов хорошо известно о реализации Программы модернизации здравоохранения на территории области, 26% только «слышали», 2% оказались незнакомы с данным направлением. Положительную оценку влияния Программы модернизации на развитие ЛПУ, в котором трудятся респонденты, дал 51% сотрудник; 40% ответили, что она «не оказывает существенного влияния»; 4% дали отрицательную оценку.
Интересна зависимость уровня осведомленности работников медицинских учреждений о действии Программы модернизации и оценки ими ее влияния на развитие ЛПУ, в котором они работают. Так, 64% работников, хорошо осведомленных о реализации Программы модернизации, увидели улучшение положения дел в ЛПУ, а 28% не почувствовали заметных улучшений (табл. 6). В то же время 64% опрошенных среди тех, кто не слышал о проводимых изменениях, считают, что Программа модернизации «не оказывает существенного влияния на положение дел в ЛПУ, в котором я работаю», и 14% отметили, что она «ухудшает существующее положение дел в ЛПУ, в котором я работаю». Это подтверждает гипотезу о том, что эффективность реализации преобразований зависит от того, насколько сами участники процесса осведомлены о них и включены в процесс реализации нововведений.
Одним из направлений Программы модернизации являлось внедрение стандартов оказания медицинской помощи, в рамках которого предусматривалось повышение заработной платы работников системы здравоохранения. Согласно результатам исследования, только 12% опрошенных отметили значительное повышение заработной платы, почти половина (47%) - незначительное
Зависимость осведомленности работников о ходе реализации Программы модернизации здравоохранения и оценки ее влияния на ЛПУ (в проценте от числа опрошенных)*
Ответы на вопрос: «Как Вы считаете, Программа модернизации здравоохранения оказывает влияние на учреждение, в котором Ответы на вопрос «Знаете ли Вы о том, что на территории Вологодской области реализуется Программа модернизации здравоохранения?»
Вы работаете?» да, знаю хорошо слы-шал(а) нет, я не в курсе
Улучшает существующее положение дел в ЛПУ, в котором я работаю 64,3 20,3 7,1
Не оказывает существенного влияния на положение дел в ЛПУ, в котором я работаю 28,3 66,3 64,3
Ухудшает существующее положение дел в ЛПУ, в котором я работаю 3,2 4,7 14,3
Затрудняюсь ответить 1,9 3,5 7,1
Учреждение (отделение), в котором я работаю, не участвует в Программе модернизации здравоохранения Вологодской области 1,5 5,2 7,1
Обеспечивает дополнительный 0,9 0 0
объем работы с бумагами и отчетами, не связанный с лечением пациентов
5Опрос проводился Вологодским государственным техническим университетом в июле 2012 г. на территории гг. Вологды, Череповца и районных центров области. Объем выборки составил 656 респондентов, которые являются работниками лечебно-профилактических учреждений Вологодской области. Техническая обработка информации произведена в программах SPSS и Excel.
*Источник: данные опроса работников ЛПУ по Программе модернизации здравоохранения, 2012 г.
ее повышение, для трети (31%) она осталась на том же уровне. Повышение заработной платы в большей степени ощутили работники городских ЛПУ, чем сельских.
Повышение заработной платы в рамках Программы модернизации здравоохранения произошло, по мнению работников медицинских учреждений, не только за счет увеличения финансирования (так отметили 40% опрошенных), но и за счет увеличения нагрузки на сотрудников ЛПУ (27%).
Следующим направлением Программы модернизации было обновление материально-технической базы здравоохранения. За период реализации Программы на территории Вологодской области отремонтировано 210 объектов (отделений, кабинетов учреждений здравоохранения) в 66 учреждениях здравоохранения, закуплено 662 единицы медицинского оборудования, в том числе 66 автомашин санитарного транспорта. Все машины скорой медицинской помощи и дежурно-диспетчерские службы оснащены компьютерным оборудованием системы ГЛОНАСС, которая позволяет отследить маршрут передвижения автомобиля с целью выбора оптимально короткого маршрута до места вызова [6].
Несмотря на большой объем проделанной работы, все же следует отметить, что не все учреждения здравоохранения имели возможность участвовать в реализации мероприятий Программы модернизации. Это учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь (противотуберкулезные, психоневрологические, наркологические диспансеры), медицинские училища, дома ребенка и др.
В ходе анкетного опроса работникам медицинских учреждений был задан вопрос: «Заметили ли Вы, что лечебное учреждение, в котором Вы работаете, оснащается новым оборудованием, проводятся капитальные
ремонты?». Анализ результатов опроса показал, что почти половина (43%) опрошенных отметила проведение капитальных ремонтов и оснащение новым оборудованием учреждений, в которых они работают, 26% -не заметили никаких изменений. При этом в сельской местности в большей степени наблюдается проведение капитальных ремонтов (71% опрошенных), чем приобретение нового оборудования (7%). В районных центрах более половины (63%) опрошенных отметили реализацию обоих направлений Программы модернизации, тогда как для городских ЛПУ характерен более критический подход к поставленному в анкете вопросу: 33% опрошенных не увидели никаких изменений; 35% - отметили приобретение нового оборудования и проведение капитальных ремонтов, 16% - только проведение капитальных ремонтов.
Третьим направлением, особо выделенным в Программе модернизации, было внедрение современных информационных технологий в здравоохранении (в частности, возможность электронной записи к врачу). Как свидетельствуют результаты анкетного опроса, более половины (64%) опрошенных работников ЛПУ отметили, что данное направление модернизации реализовано не полностью.
Работникам ЛПУ было рекомендовано высказать свои предложения по поводу осуществляемой на территории Вологодской области Программы модернизации здравоохранения. Наиболее популярным (16%) стало предложение о продолжении реализации Программы в тех ЛПУ, которые уже задействованы в этом, и в тех, которые она не затронула. Только 11% опрошенных указали на необходимость повышения окладов, 3% - сокращения отчетной документации.
Несмотря на то что всего 30% работников ЛПУ высказали пожелания в отношении Программы модернизации, на наш взгляд, руководителям Департамента здравоохранения Вологодской области следует учитывать их мнение при дальнейших разработках мероприятий в рамках программ, осуществляемых на территории региона. Так, важными представляются следующие предложения: «ликвидация зависимости заработной платы врача от работы всего отделения», «учет потребностей ЛПУ при реализации направлений Программы модернизации», «модернизация стационарной помощи (например, не сокращение коечного фонда, а создание лечебно-охранительного режима для больных)».
Таким образом, исследования показали, что за период реализации региональной Программы модернизации здравоохранения оценки населением доступности медицинских услуг в целом не изменились. Жители городов чаще отмечали улучшение работы служб здравоохранения. Например, судя по их оценкам, заметно улучшилось техническое оснащение медицинских учреждений (37%); положительные изменения произошли в организации работы здравоохранительных учреждений (снизился удельный вес населения, недовольного очередями и невозможностью попасть на прием к врачу в удобное
время, - с 59 до 50%).
Медицинские работники как заинтересованная сторона - исполнители проекта - более осведомлены о сути преобразований, но их оценки неоднозначны. Положительно оценили изменения в деятельности ЛПУ, произошедшие в ходе реализации Программы модернизации, 52% сотрудников; 40% ответили, что она «не оказывает существенного влияния».
Подводя итог, отметим, что обозначившиеся векторы улучшения деятельности учреждений здравоохранения Вологодской области требуют подкрепления и дальнейшего продолжения мероприятий по модернизации региональной системы здравоохранения. Для увеличения эффективности проводимых программ необходим мониторинг как статистических и финансовых индикаторов, так и оценок населением и медицинскими работниками происходящих преобразований.
ЛИТЕРАТУРА
1. Демографический ежегодник Вологодской области: Статистический сборник Вологда: Вологдастат, 2012.
2. World health statistics. - Geneva: WHO, 2011. 171 p.
3. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Available at: http://www.gks.ru.
4. Калашников К.Н., Шабунова А.А., Дуганов М.Д. Организационно-экономические факторы управления региональной системой здравоохранения. Монография. Вологда: ИСЭРТ РАН; 2012.
5. Шабунова А.А. Здоровье населения в России: состояние и динамика. Вологда: ИСЭРТ РАН; 2010.
6. Публичный доклад о результатах деятельности Департамента здравоохранения Вологодской области за 2012 г. Вологда; 2013.
7. О Программе модернизации здравоохранения в Вологодской области в 2011-2012 гг.: Постановление Правительства Вологодской области от 04.03.2011 г. № 183.
8. Шабунова А.А., Асташов В.Н., Кондакова Н.А., Шкаревская С.М. Модернизация здравоохранения в оценках населения и медицинских работников. Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2013; 2: 87-100.
REFERENCES
1. Demographic year-book of the Vologda region. Vologda: Volog-dastat, 2012 (in Russian).
2. World health statistics. - Geneva: WHO, 2011. 171 p.
3. Official site of Federal State Statistics Service. Available at: http://www.gks.ru (in Russian).
4. KalashnikovK.N., ShabunovaA.A., DuganovM.D. Organizational economic factors of management of regional health system: monography. Vologda: ISERT RAN; 2012. (in Russian)
5. Shabunova A.A. Population health in Russia: condition and dynamics. Vologda: ISERT RAN; 2010 (in Russian).
6. The public report on results of activity of Department of health care of the Vologda region for 2012. Vologda; 2013 (in Russian).
7. About the modernization Program health care in the Vologda region in 2011 - 2012: Resolution of the Government of the Vologda region 04.03.2011 No. 183 (in Russian).
8. Shabunova A.A., Astashov V.N., Kondakova N.A., Shkarevskaya S.M. Health care modernization assessed by population and health workers. Ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz. 2013; 2: 87—100 (in Russian).
Поступила 11.09.13