УДК 325.14 Прыткова Юлия Игоревна
аспирантка факультета международных отношений Нижегородского государственного университета им. Лобачевского тел.: (961) 265-16-20
ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ НОВОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РФ
Prytkova Yulia Igorevna
post-graduate student of the faculty of international relations, Nizhny Novgorod State University tel.: (961) 265-16-20
PROBLEMS OF MODERNIZATION OF NEW MIGRATION POLICY OF RUSSIAN FEDERATION
Аннотация:
Данная статья посвящена вопросам реформирования миграционной политики РФ на современном этапе. Автор рассматривает политику трудовой миграции с учетом разработки иммиграционного законодательства, обеспечивающего селективный отбор мигрантов и их закрепление в России, а также совершенствование и упрощение процедур привлечения временной иностранной рабочей силы, защиту социальных прав временных мигрантов.
Ключевые слова:
вопросы миграционной политики, многонацио-нальность, трудовая миграция, временная рабочая сила, социальные права временных мигрантов.
The summary:
This article is devoted to the problems of reformation of the immigration policy in Russian Federation at present-day situation. It gives special attention to the politics of labour migration, taking into account working out of migration law that secure the control of migration streams and those migrants that fastened in Russia, as well as modernization and simplification of procedures of foreign labour force’s attraction, protection of social rights of acting migrants.
Keywords:
problems of migration policy, multinationality, labour migration, temporary labour force, social rights of acting migrants.
Миграционная политика, которую с начала 2000-х гг. последовательно проводит действующее руководство страны, опирается на ряд тезисов, которым правящей элитой де-факто присвоен статус «прописных истин».
Перечислим эти тезисы:
1) Миграционные процессы в России имеют ту же природу, что в Европе, США и других развитых странах.
2) Низкий уровень рождаемости в России остро ставит вопрос о дефиците «рабочих рук», главный (если не единственный) источник которых — население стран СНГ.
3) Иммигранты не занимают чужие рабочие места, а делают ту работу, от которой отказываются избалованные местные жители.
4) Выходцы из стран СНГ являются для коренного населения России «соотечественниками»: родились с ними в одном государстве (СССР), владеют русским языком, имеют сходный менталитет, бытовые привычки и т.д. [1, с. 16].
Согласно точке зрения адептов расширенной иммиграции (имеющей сторонников в различных эшелонах российской власти), основная проблема заключается в том, что действующие иммиграционные законы неадекватно жестки и буквально вынуждают как российских работодателей, так и иностранных рабочих обходить их. Соответственно, решение видится на путях либерализации миграционного законодательства [2, с. 24].
Из выступления В.В. Путина на Конгрессе соотечественников 24 октября 2006 г.: «Будем бороться с нелегальной трудовой миграцией. В то же время будем упрощать процедуры легализации тех, кто живет и работает на территории РФ. Упрощать им возможности трудиться и жить здесь легально» [3, с. 7].
Дальнейшее рассмотрение основ российской миграционной политики требует ответа на вопрос: есть ли в России в данный момент дефицит рабочих рук? В современной России наблюдается острый дефицит рабочих мест, а вовсе не рабочих рук. Об этом свидетельствует, в частности, уровень безработицы. Даже по официальным данным (методика подсчета которых постоянно корректируется в сторону занижения) в России сегодня более 5 млн. безработных [4, с. 167].
Выдвигается тезис «обеспечения промышленного роста в среднесрочной и долгосрочной перспективе»: якобы ожидающая Россию «демографическая яма» уже в ближайшем будущем сделает невозможным промышленный рост в виду дефицита «рабочих рук» [5, с. 58].
Нельзя не признать, что эта концепция противоречит экономической политике, которая последовательно проводится теми же самыми идеологами миграционного либерализма и в це-
лом руководством страны. Однозначная ставка на сырьевой сектор, доктрина «легкого пути», вызванная к жизни высокими ценами на углеводороды, свела шансы на быстрый индустриальный рост практически к нулю [6, с. 31-33].
В любом случае, прежде чем ставить в повестку дня вопрос о недостаточности трудовых ресурсов современной России для тех или иных индустриальных нужд, необходимо обеспечить устойчиво широкую занятость ее коренного населения [7, с. 12].
Далее необходимо сказать несколько слов о качестве въезжающей на территорию России рабочей силы. Не секрет, что качество это крайне низкое. Согласно данным, приведенным в специальном исследовании ведущего научного сотрудника Лаборатории социальной демографии Института социально-экономических проблем народонаселения РАН Е. Тюрюкановой:
- 40 % трудовых иммигрантов не имеют профессионального образования;
- 20 % — не имеют вообще никаких специальных навыков;
- оставшиеся редко работают по специальности [8, с. 25].
В российском истеблишменте сложилось две точки зрения на роль миграционных потоков на современный политический процесс. Первая - консервативная, озвучиваемая рядом радикальных политиков. Они связывают трудовую миграцию исключительно с негативными последствиями для социально-экономической и политической жизни страны. Они утверждают, что нет жесткой потребности в трудовых мигрантах, указывая на негативные последствия присутствия мигрантов на территории России. Миграционную политику они предлагают направить на выявление нелегальных мигрантов, их депортацию, усиление контроля на границах.
Вторая точка зрения - либеральный миграционный проект. Он основан на идее, что Россия обречена на использование и привлечение иностранной рабочей силы. Главная причина -невозможность удовлетворить потребности экономики страны в трудовых ресурсах. Сторонники данного подхода отрицают необходимость существования квот на привлечение иностранной рабочей силы. При этом трудовая миграция при всех положительных эффектах имеет массу культурных, социальных и политических последствий, которые могут стоить государству дороже, чем «дешевые» рабочие руки.
Проблемы эффективности регулирования миграционными потоками определяются периодом становления институтов и механизмов. На данный момент на государственном уровне проводится политика иммиграционной открытости и, соответственно, делается выбор в пользу модели России как иммигрантского общества. В силу этого растущие в политически активной части общества антииммиграционные настроения носят по преимуществу деструктивный характер. Под влиянием процессов глобализации регулирование миграционных потоков становится одним из важных инструментов государственной политики. Отсутствие сбалансированной комплексной концепции миграционной политики служит препятствием гармоничному развитию общества.
В качестве рекомендаций можно предложить следующее:
- Необходимо определение статуса соотечественника, в соответствии с которым правом на репатриацию и получение российского гражданства будут наделены представители коренных народов России.
- Тотальная легализация нелегальных иммигрантов, находящихся в настоящее время на территории РФ, недопустима и должна рассматриваться как преступление против России, русского народа.
- В перспективе значительными полномочиями в вопросе определения конкретных параметров пребывания мигрантов должны быть наделены власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления.
- Необходимо введение уголовной ответственности за содействие нелегальной иммиграции и, в частности, использование труда нелегальных мигрантов.
- Россия должна сохранить и/или установить безвизовый режим для стран, связанных с нашей страной специальными Соглашениями о стратегическом партнерстве (ССП, см. также концепцию Содружества стран-союзников России, СССР).
- Необходимо активизировать геоэкономическое сотрудничество со странами-союзниками России для поддержания в них устойчивого спроса на избыточную рабочую силу и для закрепления позиций России в соответствующих регионах.
Вопросы миграционной политики находятся в зоне приоритетного общественного внимания, и это связано не столько с информационной конъюнктурой, сколько с их объективной значимостью для нашей страны и ее граждан. Для сегодняшней России эти вопросы являются не техническими — требующими лишь управленческой оптимизации, — а политическими вопросами, требующими принципиального исторического выбора. На данный момент на государственном уровне проводится политика иммиграционной открытости и, соответственно, де-факто, делается выбор в пользу первой модели (иммигрантского общества и анклавной глобализации). Под влия-
нием процессов глобализации регулирование миграционных потоков становится одним из важных инструментов государственной политики. Отсутствие сбалансированной комплексной концепции миграционной политики служит препятствием гармоничному развитию общества.
Ссылки: References (transliterated):
1. Герасимова Т.В., Шилова Т.В. Потенциальная мобильность мигрантов ближнего зарубежья // Социологические исследования. 1994. № 7. С. 15-19.
2. Колосов В.А., Криндач А.Д. Россия и бывшие союзные республики: проблемы нового пограничья // Политические исследования. 2000. № 4. С. 23-25.
3. Орлова И.Б. Современная миграционная ситуация в России // Социально-политический журнал. 2003. № 7. С. 7-8.
4. Рыбаковский Л.Л. Миграция населения: прогнозы, факторы, политика. М., 2004.
5. Политическая наука. Политический дискурс: История и современные исследования. Сб. Научных трудов / отв. ред. Герасимов В.И., Ильин М.В. М., 2002.
6. Тюрюканова С.А. Политико-правовые аспекты миграционной политики ЕС // Международное публичное и частное право. 2004. № 5. С. 31 -33.
7. Черненко А. Нельзя, чтобы иммигранты чувствовали себя в России изгоями, но и мириться с миграционной вседозволенностью недопустимо // Человек и Труд. 2005. № 7. С. 11-12.
8. Перспективы социально-экономического развития Российской Федерации (анализ проекта Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005-2008 годы) / Аналитический вестник Совета Федерации фС РФ. 2005. № 04 (256).
1. Gerasimova T.V., Shilova T.V. Potentsial'naya mo-bil'nost' migrantov blizhnego zarubezh'ya // Sotsiolog-icheskie issledovaniya. 1994. No. 7. P. 15-19.
2. Kolosov V.A., Krindach A.D. Rossiya i byvshie so-yuznye respubliki: problemy novogo pogranich'ya // Politicheskie issledovaniya. 2000. No. 4. P. 23-25.
3. Orlova I.B. Sovremennaya migratsionnaya situatsiya v Rossii // Sotsial'no-politicheskiy zhurnal. 2003. No. 7. P. 7-8.
4. Rybakovskiy L.L. Migratsiya naseleniya: prognozy, faktory, politika. M., 2004.
5. Politicheskaya nauka. Politicheskiy diskurs: Istoriya i sovremennye issledovaniya. Collection of scientific works / executive eds. Gerasimov V.I., Il'in M.V. M., 2002.
6. Tyuryukanova S.A. Politiko-pravovye aspekty mi-gratsionnoy politiki ES // Mezhdunarodnoe publichnoe i chastnoe pravo. 2004. № 5. S. 31-33.
7. Chernenko A. Nel'zya, chtoby immigranty chuvstvo-vali sebya v Rossii izgoyami, no i mirit'sya s mi-gratsionnoy vsedozvolennost'yu nedopustimo // Che-lovek i Trud. 2005. № 7. S. 11-12.
8. Perspektivy sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii (analiz proekta Programmy sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na srednesrochnuyu perspektivu (2005-2008 gody) / Analiticheskiy vestnik Soveta Federatsii FS RF. 2005. No. 04 (256).