Научная статья на тему 'Проблемы мистицизма и харизматического движения в современном католицизме'

Проблемы мистицизма и харизматического движения в современном католицизме Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
747
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / СОВРЕМЕННЫЙ КАТОЛИЦИЗМ / МИСТИЦИЗМ / ХАРИЗМАТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / ХАРИЗМА / РЕЕВАГЕЛИЗАЦИЯ / ИНКАРНАЦИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Маргитич О. И.

В статье с теологических, философских и религиоведческих позиций анализируются природа, история и проблемы мистицизма и харизматического движения в современном католицизме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы мистицизма и харизматического движения в современном католицизме»

Серия Философия. Социология. Право. 2014. № 22 (193). Выпуск 30

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ И СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

УДК 261.6: 281.5: 282

ПРОБЛЕМЫ МИСТИЦИЗМА И ХАРИЗМАТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ КАТОЛИЦИЗМЕ

О. И. МАРГИТИЧ

Прикарпатский национальный университет им. В. Стефаника

е-mail: m_oles@ukr.net

В статье с теологических, философских и религиоведческих позиций анализируются природа, история и проблемы мистицизма и харизматического движенияв современном католицизме.

Ключевые слова: религия, современный католицизм, мистицизм, харизматическое движение, харизма, реевагелизация, инкарнация.

В современном католицизме ярким выразителем мистицизма выступает харизматическое движение, которое является малоисследованной областью, как в теологии, так и в религиоведении. Некоторые современные исследования этого движения, которое существует более двадцати лет, предприняли попытки сравнения раннего христианства и его современного «обновленного» состояния в Католической церкви. С момента возникновения в Берлине в 1972 году движение харизматического обновления распространилось во всей Католической церкви, в результате которого возникли харизматические молитвенные группы. Первые группы послужили сигналом к образованию таких же групп по всей Германии, Австрии и Швейцарии. Спустя три года в Германии уже насчитывалось 150 групп с более чем 6 тыс. членов, которые причисляли себя к движению католическо-харизматического обновления.В отличие от того, как это происходило в США, руководство движением в Германии находилось с самого начала в руках священников или мирян-богословов. Это было гарантией того, что движение не будет развиваться вне Церкви, а тем более против Церкви, и будет направлено на создание «харизматически обновленной Церкви», поскольку, как заметил на заседании конференции епископов Германии-профессор Г. Мюлен, «Католичество харизматического обновления проявляется не в последнюю очередь в том, что отдельные группы и лица являют готовность представить свой духовный опыт на суд всей Церкви. Нетрезвых тенденций к разрыву с Церковью или выделения в секту в католических молитвенных группах не наблюдается»1.

В Европе и США с момента появления харизматического движения, в основе которого лежит мистическое движение за обновлением христианства в Святом Духе, и до принятия так называемых «Документов с Малинес»2 происходило глубокое критическое исследование данного феномена в жизни Церкви. Благодаря авторитету авторской груп-

1Бюне В.«Игра с огнем». Харизматическое обновление в католической церкви / Вольфганг Бюне // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.reformed.org.Ua/2/373/24/B%C3%BChne.

2Примечание: «Документы с Малинес» - официальные документы о движенииобновления в Святом Духе в Католической церкви, появившиеся в 1975 году в г. Малинес (Бельгия)подназванием «Теологические и душпастырские указания, касающиесяхаризматическогообновления в Католическойцеркви».

Серия Философия. Социология. Право. 2014. № 22 (193). Выпуск 30

пы, подготовившей эти документы, а именно известных католических теологовотца Ива Конгара ОР, кардиналовЙосифа Ратцингера, будущего папы Бенедикта XVI, и Леона Иосифа Суэненса, отцов Раньери Канталамессы и Гериберта Мюлена, документыс Ма-линес и сегодня является основополагающими в католицизме.

Вскоре, после принятия документа на между епархиальном уровне был создан координационный центр, назначением которого было «заботиться о новой поросли, беречь её и способствовать, чтобы она передавала импульсы и информацию дальше». Координационный центр заботился также и о единстве между отдельными молитвенными группами католиков-харизматиков, об организации встреч по стране и поддерживал постоянную связь с епископатом. Таким образом, обеспечивались взаимосвязь харизматических групп и их вживание в Католическую церковь3. Поэтому католическо-харизматическое обновление подчиняется указаниям Церкви и попытки выйти из-под этого влияния были почти исключены.

В тоже время в Украине исследуемая проблематика освещалась лишь в единичных статьях священников - лидеров отдельных групп этого движения, или на официальных сайтах католических общин.

Широкое распространение харизматического движения в католицизме стало возможным благодаря заинтересованности и одобрению его идей со стороны Католической церкви. Второй Ватиканский собор, папа Павел VI и папа Иоанн Павел II, а также многочисленные епископские конференции, проявили положительное и конструктивное отношение Церкви к этому движению, которое получило «право гражданства» после Второго Ватиканского собора, поскольку оно стало «плодом Второго Ватиканского собора» и отражением его решений4. Собор был призван оживить церковные таинства, христианскую жизнь и применения сверхъестественных даров Святого Духа. Поэтому главным фактором становления харизматического движения является «открытие» верующихдея-нию Святого Духа и новое переживание евангельской традиции через новую евангелиза-цию - реевангелизацию.Но Католическая церковь уже с самого начала этого движения была и остается осторожной и пристальной к нему, поскольку это движение кое-где выявляет определенные признаки недомогания и неуверенности. В частности, актуальным вопросом сегодня является поиск связи движения харизматического возрождения с церковной властью, чтобы это движение не оказался на обочине церковной жизни или вообще без Церкви, или вне Церкви.

Поскольку харизматическое движение в католицизме призвано быть новым зарядом для оживления религиозности, то это означает, что здесь речь идет не о новых богослужениях, не об отказе от крещения детей, не об ограничении и понижении власти Церкви, но об обновлении христианских таинств и о повышении эффективности влияния Церкви на движение.

Поэтому главной задачей нашего исследования является анализ исходных мистических проявлений в католицизмекак Откровения Бога посредством «обновленияв Святом Духе» его верующих. Все это приводит христианина к определенной активизации его внутренних духовных потребностей, которые обуславливают не только становление личности, но и формирование социально-нравственных факторов человеческого созидания.

С целью объективного раскрытия рассматриваемой проблемы, целесообразно углубиться в сущность мистики, в частности, в этимологию данного понятия и основные его проявления. Так, выдающийся католический теолог ХХ в. Карл Ранер определяет мистику как «испытание внутренней объединяющей встречи человека с божественной бесконечностью, которая поддерживает и человека, и другие проявления бытия. Мистика также означает попытку научного объяснения размышлений над таким опытом, т.е. означает отдельную научную дисциплину. В христианской мистике (как и в мусульманстве и иудаизме) говорится о встрече с личностным Богом»5. В данном определении понятия мистики речь идет о инкарнационной сущности христианства (благодаря воплощению

3Бюне В. «Игра с огнем». Харизматическоеобновление в католической церкви / Вольфганг Бюне // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.reformed.org.Ua/2/373/24/B%C3%BChne.

4Cantalamessa R. OFMCap. PiesnDuchaSwiftego/ Raniero Cantalamessa. - Warszawa, 2003. - S. 3.

5РагнерК., Фор^млерГ. Короткий теолопчний словник / Карл Рагнер, Герберт Фор^млер. -Л^в, 1996. -С. 275.

Серия Философия. Социология. Право. 2014. № 22 (193). Выпуск 30

Бога - Иисуса Христа), то естьОткровение Бога реализуется и утверждается в самом человеке. Благодаря этому дару (именуемому в теологии самоуделением Бога) происходит активизация христианина путем реализации им на практике сверхъестественных даров Святого Духа, то есть это ведет к непосредственному свершения воли Создателя: «Я пошлю то, что мой Отец обещал. Оставайтесь в городе, пока не оденетесь силою свыше»6. Главная духовная активизирующая сила раннего христианства как раз и проявлялась через эту силу - третье лицо Бога, Святого Духа. Поэтому харизматическое движение в католицизме, которое сегодня называют «движением за обновление в Святом Духе», осуществляется при условии полной активизации Божьей милости (харизмы), что является источником нового мистицизма, который проявляется не только в созерцательной (кон-темплятивной - от латинского слова «соМешрМю») функции, но и включает в себя существенный аспект многогранной деятельности Христа. Отсюда «созерцание» -(лат.:«соМешрМю» - буквально «внимательное присматривание к чему-либо») есть разновидностью мысленной молитвы, в ходе которой размышления и воображение менее активны, а верующие с любовью созерцают Бога и на молитвенном уровне углубляются в Тайну Божию. Отсюда созерцание, котороеявляется следствием пристального упражнения, определяемого как «данного свыше». Поскольку оно дается человеку как особый дар, который исходит от Бога, его называют в теологии «снизошедшим» от Бога7. Это личностное самопредставление Бога в харизматическом движении проявятся в так называемом «падении в благодать» - в «отдыха в Духе», как проявлении переполненности Божественной благодатью. Этот термин был введен кардиналом Леоном И. Суэнен-сом для раскрытия главных факторов проявления данного феномена. В частности «VI документ с Малинес» (один из выше упомянутых документов обновления Церкви в Святом Духе) показывает физиологическое, психическое и непосредственно контемплятив-ное (созерцательное) проявления феномена «падения в благодать», его Божественные черты, новместе в тем и симуляцию8. При этом данный феномен, который приводит человека к личному созерцания Христа как живого лица, может проявляться в нескольких стадиях: а) мистификация освобождения (физического падения и освобождения субъекта); б) «дар творения чудес» - сверхъестественное укрепление человека в вере в Бога; в ассоциирование падения с духовно-психологическим (изредка - физическим) оздоровлением человека9.

Вместе с тем, данный факт падения не может ассоциироваться с действием гипноза, ведь субъект остается в полном сознании, переживая «религиозный экстаз», потому это проявление обычно имеет место при молитвах о покровительстве и считается свидетельством личного присутствия Бога, а также является средством утверждения христианина в полноте веры.

Описанное состояние «падения в благодать» является характерным явлением, которое получило многочисленные подтверждения в течение многих веков в духовном опыте католических мистиков. Мистика в христианской философии, в частности в католицизме, за двухтысячелетнюю историю прошла непростой путь становления, всегда выступая источником великодушной любви к ближнему, глубоких духовных практик и свидетельством присутствия Бога в жизни христиан10. Это засвидетельствовано, прежде всего, в мистических концепциях и в мистическом опыте.

Основой как восточной, так и западной мистических концепций является принцип о том, что познание Бога - Мирового Разума, а через него - сущности мира, возможно лишь путем мистического опыта непосредственного, «живого общения», личностного контакта с Богом, который рассматривается как «единение», «растворения» или «погру-

6Святе Письмо Старого та Нового Завггу. - Ктв: Украшське Бiблiйне Товариство. - 1992. -С. 111.

Ю'Колшз Д. Малий теолопчний словник / Джеральд О'Колшз, Едуард Фаруджi . - 1вано-Франювськ: Вид-во 1ФТКД1, 1997. - С. 153.

8KardynalLeon J. Suenens. «Spoczynek w Duchu», kontrowersyjnezjawisko /Kardynal Leon J. Suenens.

- Krakow, 2005. - S. 40.

9KardynalLeon J. Suenens. «Spoczynek w Duchu», kontrowersyjnezjawisko / KardynalLeon J. Suenens.

- Krakow, 2005. - S. 48.

10О'Колшз Д. Малий теолопчний словник / Джеральд О'Колшз, Едуард Фарудж1 . - 1вано-Франювськ: Вид-во 1ФТКД1, 1997. - С. 189-190.

Серия Философия. Социология. Право. 2014. № 22 (193). Выпуск 30

жение» в Бога11. Приготовлением к мистическому соединению с Богом выступает аскетизм, который служит предпосылкой формирования христианской мистики как «мистики бесконечности», которая имеет христоцентрический характер. Эта христоцентрич-ность мистики заключается в реализации опыта подготовки мира Иисусом Христомпо-средством любви к встрече с личным Богом, который выступает живым опытом в распознавании лица и троичного бытия Бога12.

Становление и развитие мистики связано с Лионским собором (1274) Католической церкви. Этот собор подтвердил активный рост в католицизме мистицизма, что было обусловлено, в частности, ростом числа монашеских общин во второй половине XIII в., которые унаследовали мистический опыт, как ранней Церкви, так и отцов раннего средневековья (святых Августина, Бенедикта, Григория Великого, Доминика, Франциска Ассизского и др.), что способствовало появлению первых мистических концепций.

В христианской философии мистику принято определять как «философию сердца», причем в схоластикеонаименуется как «философия разума». Схоластика, как и мистика, имеет свою монастырскую (монастическую) традицию, основанную на размышлениях над Священным Писанием, но все же определяющей для схоластикибыла академическая (обучающая) природаосмысления и систематического истолкования истины веры, основанная на аристотелевской и платоновской философии. Опираясь на учение католического святого Августина с Гиппона (354-430), Боэция (около 490-524) и других ученых-теологов, схоластика, как отдельная наука, всё же берет свое начало от святого Ансельма Кентерберийского (1033-1009) и его программного изречения о вере: «Вера ищет понимания». Наиболее известными представителями схоластики были: святой Тома Аквин-ский (1225-1274), святой Бонавентура (1217-1274) и также Дунс Скот (1266-1308). Интерпретация веры Ансельма Кентерберийского гласит, что примат веры противоречит независимым поискам ума, потому задачей разума не является судить об истинах веры, поскольку, по мнению ученого, этой задачи разум не смог бы выполнить, потому что он к этому не приспособлен. Св. Ансельм подчеркивал, что разум должен искать то, что любит: чем больше любит, тем настойчивее стремится познать13. Если кто живет ради истины, тот стремится к форме познания через любовь и именно эта особенность взглядов ученого сближала его с опытом мистиков, в основе которого было духовное соединение с Богом посредством любви. В центре их духовной жизни была любовь к страданиям Христа и его Святого Сердца, а также почитание Девы Марии.

Именно такими яркими творцами католического мистицизма конца XIII в. были немецкие мистики из монастыря Гельфты, в частности, святые Мехтильда Магдебургская (+1297) и Матильда Хакеборнская (+1299) , Гертруда (+1302), а также святаяБригитта Шведская (1303-1373) и другие, которые достигли высот мистического состояния, имели дар ясновидения, описав в своих произведениях свой мистический опыт. В его основе было экстатическое соединения с Богом в форме диалога их душ с Христом через освобождение от всего земного14.

Достижения немецкого, а также - английского мистического опыта были развиты католическими мистиками последующих веков. Так, св. Екатерина Сиенская (+1380) с большой ясностью и точностью описала мистическое общение с Богом и его присутствие в душе, которое проявлялась в её постоянном молитвенном единении с Богом. Именно этот мистический опыт молитвы в дальнейшем стал основой ведущей методики мистики ХV-ХХ вв. -методики медитации, основанной св. Томой Кемпийским (+1274) и развитым св. Игнатием Лойолой (+1556).

Игнатий Лойола усовершенствовал предыдущий опыт медитации, предоставив духовным упражнениям новую форму - форму специальных духовных упражнений, назы-

"Релтезнавчий словник / за ред. проф. А. Колодного i Б. Лобовика. - К.: Четверта хвиля, 1996. -

С. 197.

12Рагнер К., Фор^млер Г. Короткий теолопчний словник / Карл Рагнер, ГербертФор^млер. -Л^в, 1996. - С. 277.

13Енциклжа „FidesetRatio" святшого Отця 1вана Павла II до епискотв Католицько1 Церкви про ствввдношення вiри й розуму. - Ктв - Л^в: Кайрос - Свiчадо, 2000. - С. 52.

14Омэнн Д. Христианскаядуховность в католическойтрадиции / Омэнн Д., ОР. - Рим - Люблин: Изд-во Святого Креста, 1994. - С. 1990-193; См.: Таемниця щастя. Молитви, об'явлення св. Бриг'да 1сусом Христом, про Його муку i пов'язат з цим незвичайт обггнищ. - Л^в: Мгсюнер, 1997. - С. 27-28.

Серия Философия. Социология. Право. 2014. № 22 (193). Выпуск 30

ваемых «реколлекциями», которые стали основополагающей концепцией духовной деятельности не только основанного этим святым ордена иезуитов, но и других католических мистиковпоследующих столетий15. Так, испанские мистики св. Тереза Авильская (+1582) и святой Иоанна отКреста (+1591)в своих трактатах развили практический опыт молитвы через духовно-психологическую интуицию, чем внесли особый вклад в духовно-практическое наполнение мистики, обосновав методы интенсивного досконального и глубокого сочетание души с Богом для ее активного и пассивного очищение. Италийские мистики св. Магдалинаде Пацци (+1607), Екатерина де Риччи (+1590), Филип Нери (+1595), Екатерина Сиенская (+1510) и Франциск Сальский (+1662) положили в основу своего мистического опыта необходимость внутреннего самоумерщвления как действенного средства совершенного соединения с Богом и обретения божественной любви. Этот исторический опыт был развит в XIX веке выдающимися французскими мистиками - св. Иваном Марией Вианней (+1859), св. Доном (Иваном) Боско (+1888), Джоном Генри Ньюменом (+1890) и святой Терезой из Лизье (+1897). Практический духовно-пасторальный характер католической мистики XIX века получил творческое развитие в христианской духовности XX века именно благодаря французским мистикам. Их последователями стали, в частности, польская святая Фаустина Ковальская, которая стала всемирно известной благодаряобъявленному ей Иисусом Христом культу Милосердья Божь-его16. Этот культ любви Бога получил широкое почитание и признание на практике через милосердное служениеБогу и людям, последователями которого стали блаженная Мать Тереза из Калькутты [+1997], а также - отец (падре) Пио (+1968), которого 16 июня 2002 Церковь провозгласила святым. Этот святой является живым свидетельством гармоничного сочетания в современном католическом мистическом опыте его исторических духовных основ - глубокой любви к Христу и креста Господня, которая у святого была засвидетельствована в течение пятидесяти лет стигмами - ранами, как у Иисуса, культом Богородицы и бесконечной преданностью в служении людям17.

Духовные упражнения (реколлекции, в основе которых есть личные и коллективные духовные упражнения - медитации) и мистический духовный опыт католических святых последних восьми веков стали действенным средством духовного возрождения мира и становления современного харизматического движения. Это стало возможным благодаря присутствию в христиан духа Христа при помощи методов духовного самоуглубления и специальной методики умственной молитвы, мысленного и глубокого всестороннего испытания совести, умерщвления телесных страстей, активной евангелиза-ции и апостольского служения ближним18.

Таким образом, проведенный анализ исторического опыта мистицизма и харизматического движения в католицизме показал четкую историческую наследуемостьв нем основных духовных христианских ценностей, существование которых является неотъемлемой частью жизни Католической церкви. Именноэтот мистический опыт утвердил первоначальную общину христиан в целостный институт иблагодаря ему современное движение за обновление в Духе Святом приводит людей к новому переосмыслению Таинств, нового переживания евангельских событий, ведет людей к познанию Бога в Церкви и содержит в себе духовную силу для нового переживания благодати Святого Духа. За последние два века католический мистицизм приобрел новый, актуальныйопыт наполнения и реализации в служении жизненным потребностям людей, что обусловило животворность католического мистицизма и его общественно-практическую значимость и перспективность длясовременногохаризматическое движение, в центре которого всегда присутствуют Христовы заповеди любви.

15Шп1длж Т. Духовтсть християнського Сходу. Систематичный виклад. - Л^в: Вид-во ЛБА, 1999.

- С. 5-6.

16Кияк С.Р. Екумешчний аспект в мгстичних традищях католицизму й православ'я / С. Р. Кияк // Вгсник Прикарпатського ушверситету. Фшософсью i психолопчт науки. - Вип. Х1. - 2008. - С. 102-104.

17Святий отець Шо. Щасливого вмм дня! Розважання на кожний день року / Святийотець Шо. -1вано-Франк1вськ, 2005. - С. 28-29.

18Августин И. По великой милости Твоей. Реколлекции, основанные на «ДуховныхУпражнениях» св. ИгнатияЛойолы / Иосиф Августин SJ. - К: Кайрос, 1994. - С. 10.

78 НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ Щ\ Серия Философия. Социология. Право.

ЦШ 2014. № 22 (193). Выпуск 30

Список литературы

1. Августин И. По великой милости Твоей. Реколлекции, основанные на «Духовных Упражнениях» св. Игнатия Лойолы / Иосиф Августин SJ. - К: Кайрос, 1994- - 240 с.

2. Бюне В. «Игра с огнем». Харизматическое обновление в католической церкви / Вольфганг Бюне // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.reformed.org.Ua/2/373/24/B%C3%BChne.

3. Енциклжа „FidesetRatio" святшого Отця 1вана Павла II до епискотв Католицько1 Церкви про стввщношення вiри й розуму. - Кшв - Львiв: Кайрос - Свiчадо, 2000. - 152 с.

4. Кияк С.Р. Екуменiчний аспект в мютичних традицiях католицизму й православ'я / С. Р. Кияк // Вгсник Прикарпатського унiверситету. Фiлософськi i психологiчнi науки. - Вип. XI. - 2008. - С. 100-105.

5. О'Колшз Д. Малий теолопчний словник / Джеральд О'Колшз, Едуард Фарудж . - 1вано-Франгавськ: Вид-во 1ФТКД1, 1997. - 448 с.

6. Омэнн Д. Христианскаядуховность в католическойтрадиции / Омэнн Д., ОР. - Рим -Люблин: Изд-во Святого Креста, 1994. -416 с.

7. Рагнер К., Фор^млер Г. Короткий теолопчний словник / Карл Рагнер, ГербертФор^м-лер. - Львiв, 1996. - 663 с.

8. Релтезнавчий словник / за ред. проф. А. Колодного i Б. Лобовика. - К.: Четверта хвиля, 1996. - 389 с.

9. Святе Письмо Старого та Нового Зав^. - Кшв: Украшське Бiблiйне Товариство. - 1992. -

352 с.

10. Святий отець Шо. Щасливого всiм дня! / Святий отець Шо - 1вано-Франгавськ, 2005. -

168 с.

11. Таемниця щастя. Молитви, об'явлення св. Брш"^щ 1сусом Христом, про Його муку i пов'язаш з цим незвичайнi обггнищ. - Львiв: Мiсiонер, 1997. - 30 с.

12. Шпiдлiк Т. Духовшсть християнського Сходу. Систематичний виклад. - Львiв: Вид-во ЛБА, 1999. - 496 с.

13. Cantalamessa R. OFMCap. PiesnDuchaSwiçtego / RanieroCantalamessa. - Warszawa, 2003. -

502 S.

14. KardynalLeon J. Suenens. «Spoczynek w Duchu», kontrowersyjnezjawisko / KardynalLeon J. Suenens. - Krakôw, 2005. - 95 c.

PROBLEMS OF MYSTICISM AND CHARISMATIC MOVEMENT IN CATHOLICISM

O.I. MARGITYCH In article with theological, philosophical and religions saints of posi-

tions analyzed nature, history and problems of mysticism and charismatic Vasyl Stefanyk Prycarpathian Movement in Catholicism. National University

Key words: Religion, Modern Catholicism, mysticism, charismatic е-ттЪ m_oles@ukr.net Movement, charisma, re-evangelization, incarnation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.