Научная статья на тему 'Проблемы миграции населения России на современном этапе'

Проблемы миграции населения России на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3260
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ / ЭМИГРАЦИЯ И ИММИГРАЦИЯ / ВЫНУЖДЕННЫЕ ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ / ПЕРЕМЕЩЕННЫЕ ЛИЦА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мамедбекова М.О.

В первое десятилетие ХХI века темпы дальнейшего сокращения численности населения стра-ны во многом будут определяться масштабами притока мигрантов. Предлагаются меры по раз-работке соответствующего механизма государственного регулирования процессов трудовой миграции, создания соответствующей инфраструктуры миграции трудовых ресурсов, а также повышения роли трудовой миграции в обеспечении регионального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы миграции населения России на современном этапе»

Мамедбекова М.О.

ПРОБЛЕМЫ МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ

ЭТАПЕ

В первое десятилетие XXI века темпы дальнейшего сокращения численности населения страны во многом будут определяться масштабами притока мигрантов. Предлагаются меры по разработке соответствующего механизма государственного регулирования процессов трудовой миграции, создания соответствующей инфраструктуры миграции трудовых ресурсов, а также повышения роли трудовой миграции в обеспечении регионального развития. Ключевые слова: миграции населения, производительные силы, эмиграция и иммиграция, вынужденные переселенцы, перемещенные лица

Mamedbekova M.O.

THE PROBLEM OF MIGRATION OF THE POPULATION OF RUSSIA AT

THE MODERN STAGE

In the first decade of the XXI century the rate of further reduction of the population of the country in many respects will be determined by the scale influx of migrants. Offered measures on development of the mechanism of state regulation of labor migration processes, the development of appropriate infrastructure migration of labor resources, and to enhance the role of labour migration in the provision of regional development.

Key words: migration of the population, the productive forces, emigration and immigration, forced migrants, internally displaced persons

С приобретением статуса независимого государства и началом социально-экономических преобразований, в условиях возникшего правового и организационного вакуума, Россия лишилась много из того, что создавалось в течение многих поколений, как в дореволюционное, так и советское время.

В негативном направлении изменились традиционные процессы миграции. Более того, возник, в результате действия новых факторов (распад СССР, замена планового размещения производительных сил рыночными механизмами распределения труда и капитала, возникновение межнациональных конфликтов и др.), ряд новых, болевых для государства и драматических для населения, проблем. Все это до сих пор отрицательно влияет на социально-экономическое развитие Российской Федерации. К тому же Россия в очень малой степени использует даже те положительные моменты, которые имеются в новой миграционной, да и демографической ситуации.

В последнюю четверть XX века Россия в миграционном обмене с бывшими союзными республиками постоянно имела прирост населения. Это благоприятно влияло на ее демографическое развитие. Так, численность населения, вследствие превышения числа умерших над числом, родившихся, в эти годы должна была сократиться на 6.8 млн. человек, но благодаря миграции фактически уменьшилась на 3.5 млн. Так, только за 1992-2000 гг. население страны возросло за счет мигрантов из нового зарубежья более чем на 3.3 млн. человек. В числе мигрантов, прибывших из нового зарубежья в последние десять лет, доля лиц моложе 16 лет была на 5 пунктов больше, чем в населении России (примерно 27 и 22 процента). Помимо сдерживания темпов демографического старения, мигранты участвовали и в воспроизводственном процессе. У них в этот период родилось примерно 45-50 тыс. детей, уже граждан России.

В первое десятилетие XXI века темпы дальнейшего сокращения численности населения страны во многом будут определяться масштабами притока мигрантов. Несмотря на снижение численности народов России - русских, татар, коми, кабардинцев и др., оставшихся в новом зарубежье, их миграционный потенциал и в настоящее время достаточно велик (в 1989г. в союзных республиках проживало 28 млн. русских и других народов России, а в настоящее время - примерно 22-23 млн.). Только в Казахстане и Узбекистане русских осталось 6-6.5 млн. Сокращение же масштабов миграции русских и других народов России из этих и ряда других государств нового зарубежья, как и уменьшение миграционного прироста населения России в целом, происшедшие в 90-е годы, вызваны, с одной стороны, либерализацией отношения к русскоговорящему населению (языковые и другие послабления) и, с другой стороны, тем, что на исторической родине мигранты до недавнего времени не встречали должной поддержки, вследствие отсутствия последовательной миграционной политики относительно соотечественников, оставшихся за рубежом. Опыт, например, послевоенных Германии и Франции свидетельствует об огромном политическом и экономическом выигрыше этих стран, вернувших своих соотечественников из оставленных ими территорий.

Продолжающийся приток русскоязычного населения из нового зарубежья в текущее десятилетие может при соответствующей миграционной политике России составить от 3-х до 5-ти млн. человек. Этот приток мигрантов из нового зарубежья существенно замедлит сокращение численности населения России. В последующие годы миграционный потенциал может быть полностью исчерпан. Постаревшее и перешедшее в разряд пенсионеров население и те лица, которые родятся и пройдут социализацию вне исторической родины, вряд ли будут в сколько-нибудь значимых масштабах эмигрировать в Россию.

Россия в отличие от Советского Союза - страна открытых границ и свободных миграционных перемещений. Это придало внешним миграциям со странами старого зарубежья характер <миграционного насоса>. Произошедшие изменения, прежде всего, упрощение порядка въезда в Россию, <прозрачность> государственных границ, привели к резкому увеличению масштабов иммиграции, прежде всего нелегальной. Основная масса иммигрантов прибывает в Россию из государств старого зарубежья (Африка, Ближний и Средний Восток, Юго-Восточная Азия). Отсутствие эффективного иммиграционного контроля за въездом и выездом иностранцев из России не позволяет назвать сколько-нибудь точную цифру нелегальной миграции. Имеющиеся оценки, отличаются друг от друга на порядки. Все они далеки от истины. Ряд соседних с Россией государств негласно поощряют увеличение в её приграничных районах своих диаспор. Иммигранты, прибывшие в качестве туристов, по приглашениям и т.д., затем переходят на нелегальное положение. Возрос и незаконный приток иностранных граждан, часть которых использует Россию в качестве перевалочной базы для последующей иммиграции в государства старого зарубежья. Считается, что около 40% иммигрантов - это транзитники.

В настоящее время, нелегальная иммиграция оказывает существенное воздействие на экономическую ситуацию в России, её социальную сферу. Незаконные мигранты преимущественно заняты в теневой экономике, пополняют криминальные структуры, уклоняются от уплаты налогов, оказывают, вследствие бесправного положения и заниженных заработков, давление на рынок труда, ухудшают эпидемиологическую ситуацию.

Обострение проблем иммиграции, в т.ч. и нелегальной, во-первых, связано с отсутствием, адекватной российским реалиям правовой базы по регулированию, как это принято во всех развитых странах, объемов иммиграции (квотирование), пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории страны, их законному так называемому выдворению или интеграции в российское общество. Во-вторых, проникновение иностранцев на территорию России облегчается тем, что значительная часть государственной границы со странами нового зарубежья открыта, отсутствует визовый режим и не отрегулировано в рамках СНГ законодательство по борьбе с незаконной иммиграцией. Въезду в страну из слаборазвитых стран в основном неквалифицированных иммигрантов с несвойственной России этнокультурой противостоит другой поток: эмиграция из страны преимущественно в США, Германию и Израиль высококвалифицированного молодого населения, значительную долю среди которого составляет техническая и творческая интеллигенция. Так, в 1992-2000 гг. из России эмигрировало в старое зарубежье 849 тыс. человек. Помимо демографических и интеллектуальных потерь, это и утечка капиталов. Но даже не это - главное. В населении России, в первую очередь среди молодежи, студенчества и молодых специалистов, формируется <синдром эмиграции>. Многие мечтают покинуть родину и уехать на запад. Это для государства может быть страшнее потери сотен млн. и даже млрд. долларов. Поэтому исправить ситуацию с иммиграцией здесь на наш взгляд можно путем резкого усиления международной трудовой миграции. Необходимо, сокращая иммиграцию, прежде всего, нелегальную, стимулировать привлечение и использование в России труда иностранных граждан. То ежегодное число иностранных граждан, которое по трудовым договорам привлекается в народное хозяйство, не влияет на уровень российской безработицы. Общее число официально зарегистрированных иностранных работников не превышает полпроцента от совокупной численности занятых в экономике страны. Правда считается, что объем нелегальной трудовой миграции составляет от 3.5 до 5 млн. человек. Но кто входит в это число, трудно сказать.

За счет увеличения масштабов международной трудовой миграции граждан России может быть улучшена ситуация с эмиграцией. В 1994-2000гг. объем трудовой миграции по контролируемым государством каналам возрос примерно в 5 раз. Тем не менее, он остается примерно вдвое меньшим, чем объем эмиграции. Очевидно, что при активной поддержке государства трудовая миграция может стать противовесом безвозвратной эмиграции россиян. Однако в настоящее время государство слабо контролирует деятельность организаций по найму работников для осуществления трудовой деятельности, не противодействует нарушениям прав граждан России во время их пребывания за рубежом. Во внутрирос-

сийских миграциях с начала 90-х годов прошлого столетия стали преобладать негативные тенденции. Сотни лет богатые природными ресурсами и занимающие выгодное геополитическое положение районы азиатской части страны последовательно заселялись. Так, в 90-е годы, в результате устранения государства от регулирования миграции, началось сокращение численности и плотности населения этих территорий. Если в прошлом население Европейского севера, Сибири и Дальнего Востока постоянно росло темпами более высокими, чем население страны в целом (между переписями 1979 и 1989гг. темпы прироста населения в указанных регионах превышали среднереспубликанские в 2 раза), то в 90-е годы темпы сокращения численности населения этих четырех экономических районов были выше, чем в целом по России почти в 6 раз. За десятилетие население северных и восточных районов сократилось на 1.1 млн. человек. Кроме того, так за последние десять лет только Европейский Север и Северо-Восток потеряли в результате миграции свыше 900 тыс. человек. За этой цифрой стоит разрушение демографического и трудового потенциала, создававшегося из многих поколений мигрантов, которые прошли трудную медико-биологическую адаптацию и приобрели опыт работы в экстремальных условиях. Говоря же о нашей стране, за последние 10 лет миграционная убыль населения в полосе от Читинской области до Приморского края составила 200 тыс. человек. Выбывающее население замещается иммигрантами из соседних стран. Пока этот нерегулируемый процесс находится в начальной стадии, но его возможное завершение можно предугадать, обратившись к истории бывших мексиканских территорий, ставших штатами США.

До настоящего времени крайне острыми остаются проблемы вынужденной миграции. В стране насчитывается примерно 300 тыс. вынужденных переселенцев, имеющих российское гражданство и право на государственную поддержку. Две трети из них стоят в очереди на жилье и одна треть - на получение беспроцентной возвратной ссуды для его строительства. Ежегодно помощь на обустройство получают не более 1/3. Нерешенность проблем приема, содержания, адаптации, оказания помощи и поддержки вынужденным переселенцам порождает у них негативное отношение к государственной власти и сдерживает приток мигрантов из нового зарубежья. Особого внимания требует решение затянувшихся вопросов возвращения перемещенных лиц из Чеченской республики и некоторых других зон конфликтов на Северном Кавказе. Это не масштабная, но болезненная, несущая горе и несчастье людям, проблема.

Оздоровление миграционной ситуации, придание миграционным процессам позитивной направленности невозможно без принятия в этой сфере жизнедеятельности российского общества законодательными и исполнительными органами власти ряда неотложных мер. На наш взгляд, эти меры должны быть направлены на следующее:

а/ стимулирование притока мигрантов из нового зарубежья и поддержка, прежде всего в правовой сфере, оставшихся там соотечественников;

б/ регулирование иммиграции из старого зарубежья (квотирование, иммиграционный контроль, выдворение из страны, создание правовых и экономических условий интеграции иммигрантов в российское население);

в/ управление трудовой миграцией, включающей как тех, кто прибывает на временные работы в Россию из зарубежья, так и российских граждан, работающих по контрактам за пределами страны;

г/ проведение политики протекционизма в отношении потоков (масштабов и мест выхода), структуры (в первую очередь этнической) и расселения мигрантов в приграничных и тех северных территориях, отток населения из которых противоречит национальным интересам страны;

д/обоснование границ допустимости формирования в приграничных, стратегически важных районах, диаспор из соседних стран;

е/ установление условий и сроков решения проблем вынужденных переселенцев, беженцев и перемещенных лиц: обустройство на новых местах, возвращение в места постоянного проживания, привлечение к решению этих вопросов стран нового зарубежья, откуда прибыли в Россию вынужденные мигранты и др.

Миграция населения - один из самых многоаспектных социальных процессов, стала одним из характерных признаков современного образа жизни, его неотъемлемой чертой, его необходимым элементом. Она выполняет громадной важности общественные функции: не только перераспределения трудовых ресурсов, но и трансляции культуры, преодоления существенных различий между городом и селом, сближения народов и т.д. Наиболее важный вопрос для многих стран в настоящее время - способствует или препятствует миграция их дальнейшему развитию.

Все это говорит о приоритетности задач по разработке соответствующего механизма государственного регулирования процессов трудовой миграции, создания соответствующей инфраструктуры миграции трудовых ресурсов, а также о высокой роли трудовой миграции в обеспечении регионального развития. На уровне страны, в условиях ограниченности трудовых ресурсов, повысить трудовую мобильность населения, а это необходимо для преодоления массовой бедности и экспансии иностранной рабочей силы, освоения территорий, богатых природными ресурсами, можно при гарантиях государства по выполнению положений договора (контракта), привлекательности условий труда, его оплаты и жизнедеятельности населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.