Bulletin of Research Center of Corporate Law, Management and Venture Investment of Syktyvkar State University. 2022. V. 2. № 2
ЭКОНОМИКА НАРОДОНАСЕЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКА ТРУДА POPULATION ECONOMICS AND LABOR ECONOMICS
Дискуссионная статья
DOI: 10.34130/2070-4992-2022-2-2-157 УДК 311.33
Проблемы миграции населения приграничного региона в условиях институционального развития территории
Алферов Александр Еремеевич1, Кремлев Николай Дмитриевич2
курганский филиал Института экономики Уральского отделения Российской Академии наук,
Курган, Россия, e-mail:[email protected] 2Курганский филиал Института экономики Уральского отделения Российской Академии наук, Курган, Россия, e-mail:[email protected]
Аннотация. Целью исследования является определение основных проблем миграции населения приграничного региона в условиях институционального развития территории. Актуальность исследования связана с вопросами управления миграционными процессами, которые оказывают негативное влияние на качество жизни населения и устойчивость регионального развития. Исследование проблемы администрирования миграционных процессов в условиях трансформации институциональной системы предполагает решение широкого круга вопросов в области статистики, экономики, культуры, политологии и иных смежных областей знаний. Методами исследования являются теория и методология статистики, системный, институциональный и деятельност-ный подходы, в том числе индексный и табличный метод, группировки данных, рядов динамики и сравнительных оценок. Авторами приведена оценка динамики миграционных процессов в приграничном регионе за период 2016-2020 гг.
Результаты исследования. Миграционный процесс - это социально-экономический феномен, который последовательно проходит три фазы: «формирование миграционных установок», «совершение миграционного перемещения (миграция)» и «адаптация, обустройство, приживаемость» к новым условиям жизни. Предложена типизация проблем и схема развития, согласно которой миграция осуществляется по шести этапам: возникновение идеи — принятие решения — социальная смерть — социализация в новом обществе,утверждение в новом обществе и вариантный этап: изгой или полноправный член общества. Однако во многих регионах страны, в том числе в Курганской области, происходит значительный миграционный отток и снижение численности населения, медленно увеличиваются реальные доходы граждан и производство продукции, что влияет на устойчивость регионального развития.
Заключение. Использование статистического подхода позволяет сделать вывод, что экономика регионов РФ объективно требует притока мигрантов; определить не только результативность системы управления миграционными процессами, но и качество принимаемых решений органами управления. Установлено, что мигранты быстрее адаптируются к новым условиям жизни при снижении социальной напряженности и увеличении поддержки людей в кризисных ситуациях.
Ключевые слова: миграция, население, статистика, адаптация, институциональная экономика, механизмы, регион, типизация проблем, устойчивое развитие, благосостояние, результативность управления
Финансирование. Научное исследование проведено в рамках плана НИР ФГБУН «Институт экономики УрО РАН» на 2021-2023 гг.
Для цитирования: Алферов А. Е., Кремлев Н. Д. Проблемы миграции населения приграничного региона в условиях институционального развития территории // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2022. Т. 2. Вып. 2. С. 157-168. https://doi.org/10.34130/2070-4992-2022-2-2-157
Discussion article
Problems of migration of the border region in the conditions of institutional development of the territory
Alferov Alexander Yeremeyevich1, Kremlev Nikolay Dmitrievich2
JKurgan Branch of the Institute of Economics of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences,
Kurgan, Russian Federation, e-mail:[email protected] 2Kurgan Branch of the Institute of Economics of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Kurgan, Russian Federation, e-mail:[email protected]
Abstract. The purpose of the study is to identify the main problems of migration of the population of the border region in the conditions of institutional development of the territory. The relevance of the study is related to the issues of managing migration processes that have a negative impact on the quality of life of the population and the sustainability of regional development. The study of the problem of the administration of migration processes in the context of the transformation of the institutional system involves the solution of a wide range of issues in the field of statistics, economics, culture, political science and other related fields of knowledge. The research methods are theory and methodology statistics, system, institutional and activity approaches, including index and tabular methods, grouping of data, series of dynamics and comparative estimates. The authors estimate the dynamics of migration processes in the border region for the period 2016-2020. The results of the study: It seems that the migration process is a socio-economic phenomenon that consistently goes through three phases: "formation of migration attitudes", "making migration movement (migration)" and "adaptation, arrangement, survival" to new living conditions. A typification of problems and a development scheme is proposed, according to which migration is carried out in six stages (the emergence of an idea — decision-making — social death — socialization in a new society, approval in a new society and a variant stage: an outcast or a full member of society). However, in many regions of the country, including the Kurgan region, there is a significant migration outflow and population decline, real incomes of citizens and production are slowly increasing, which affects the sustainability of regional development. Conclusion: the use of a statistical approach allows us to conclude that the economy of the regions of the Russian Federation objectively requires an influx of migrants and to determine not only the effectiveness of the migration management system, but also the quality of decisions made by management bodies. It has been established that migrants adapt faster to new living conditions, while reducing social tension and increasing support for people in crisis situations.
Keywords: migration, population, statistics, adaptation, institutional economy, mechanisms, region, typification of problems, sustainable development, welfare, management effectiveness.
Funding. The research was carried out within the framework of the research plan of the Federal State Budgetary Institution "Institute of Economics of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences" for 2021-2023.
For citation: Alferov A.E., Kremlev N. D. Problems of migration of the border region in the conditions of institutional development of the territory. Corporate governance and innovative development of the Economy of the North: Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Investment Syktyvkar State University. 2022. Vol. 2. Issue 2. Рр. 26-37. https://doi.org/10.34130/2070-4992-2022-2-2-26
Введение
Актуальность темы исследования. Целью статьи является определение основных проблем миграции населения приграничного региона в условиях институционального развития территории, которые влияют на проведение качественного анализа социально-экономических и политических процессов в регионах страны. Однако на практике отсутствуют эффективные институциональные механизмы управления миграционными процессами, что является проблемой для администрирования миграции населения в условиях трансформации институциональной системы и решения широкого круга вопросов в области
статистики, экономики, культуры, политологии и иных смежных областей знаний. Актуальность исследования связана с вопросами повышения эффективности управления миграционными процессами, которые оказывают негативное влияние на качество жизни населения и устойчивость регионального развития.
Анализ имеющейся современной литературы показывает, что многие научные работы в основном раскрывают отдельные вопросы миграционных процессов и государственной политики органов управления. Так, Ю. И. Чернов и О. Д. Шепелева предлагают решать проблемы регулирования трудовой миграции в российских регионах [1, с. 300-304], Р. А. Долженко и Д. А. Антонов заостряют внимание на проведении анализа результативности программы содействия миграции в регионах соотечественников, проживающих за рубежом [2, с. 175-189]. В. А. Логинова и Е. В. Мурашова изучали вопросы внутренней миграции регионов [3, с. 109-120], Е. Б. Бедрина и А. Р. Фаизова рассматривали вопросы бедности и возможности их решения с помощью миграции [4, с. 30-39], Е. В. Ренкас вывел организацию незаконной миграции в ранг государственной, поскольку неэффективность борьбы с ней демонстрирует населению беспомощность государственного аппарата [5, с. 218-220].
А. С. Прудников раскрывает основные проблемы и противоречия законодательства в сфере миграции, особенности миграционной политики Российской Федерации на современном этапе и предлагает пути совершенствования законодательства в сфере миграции с помощью установления единых основ государственного регулирования миграционных процессов [6, с. 58-60]. Б. Б. Логинов рассматривал проблемы и противоречия международной статистики по миграции [7, с. 106-112], Ю. Г. Голоктионова изучала современные проблемы международной миграции [8, С. 11-13]. А. Т. Мовсисян и А. В. Зубач предлагали исследовать проблемы миграции в странах евразийского экономического союза [9, с. 262-267].
Ряд зарубежных авторов изучали миграционный кризис в Европе и его уроки для азиатско-тихоокеанского региона [10, с. 28-40], Ле Дюк А. провел демографическое исследование на тему «Реакция европейских стран на миграционный кризис и его последствия для Вьетнама» [11, с. 19-27]. К. Бодаухан, А. К. Джуссибалиева и Б. Ж. Болатова изучали вопросы внутренней миграции и занятости в аграрном секторе Республики Казахстан [12, с. 170-178]. Г. C. Кафарова и И. B. O. Мамедов предлагали учитывать влияние миграционных процессов в странах Западной Европы на половозрастной состав населения [13, c. 54-58].
Однако в работах отечественных и зарубежных авторов недостаточно разработаны проблемы к институциональному и социально-управленческому воздействию на миграционные процессы. Слабо проработанными остаются вопросы: институциональных механизмов адаптации и сокращения оттока из регионов РФ квалифицированных мигрантов; снижения социальной напряженности и повышения уровня экономического самочувствия мигрантов в первые годы после изменения страны пребывания; формализации основных проблем мигрантов в регионах РФ с целью институционального воздействия на них; разработки сравнительно автономного механизма социально-экономического регулирования миграционных процессов в условиях повышения темпов турбулентности; инструментального обеспечения процесса управления миграционными процессами институциональных секторов экономики региона.
В ходе формирования рыночных отношений в Российской Федерации возникли проблемы миграции населения во многих регионах, которые оказывают существенное негативное влияние на качество жизни населения и устойчивость регионального развития. Исследование проблемы администрирования миграционных процессов в условиях трансформации институциональной системы в государстве предполагает решение широкого круга вопросов в области статистики, экономики, культуры, политологии и в иных смежных областях знаний. Основной результат реализации соответствующих институциональных механизмов мы видим в преобразовании миграционных потоков в соответствии не только с сугубо экономическими приоритетами, но и с перспективными целями институционального развития определенного региона страны.
Научная новизна проведенного исследования заключается в том, что разработана типизация проблем миграции населения по пяти институциональным секторам экономики региона (домашним хозяйствам; некоммерческим организациям обслуживающих ДХ; нефинансовым предприятиям; финансовым учреждениям; государственного управления) в связи с отсутствием эффективных институциональных механизмов управления миграционными процессами. Отсутствие данных механизмов является проблемой для качественного анализа социально-экономических и политических процессов в регионах страны. Во-первых, оказывается под угрозой сам факт существования государства как социального образования. Эта проблема становится все более актуальной в силу стойкой депопуляции коренного этноса. Во-вторых,
углубляется проблема формирования поколенческого разрыва между трудовыми ценностями и поселенческими предпочтениями, что приводит к необходимости говорить не о коррекции существующей, а о разработке принципиально иной государственной политики управления миграционными процессами.
В рамках проводимого исследования принципиально важным считаем сконцентрировать внимание не только на вопросах институционального изменения динамики и структуры миграционных процессов, но и на их социокультурной и экономической составляющих. Эти вопросы должны выполнять классическую для русского этноса ассимилирующую, а не трансформирующую функцию. Управленческие механизмы должны не повышать негативные социально-экономические процессы, происходящие в российском обществе, а обеспечивать сохранение эволюционности социального развития Российской Федерации. Изменение миграционной управленческой парадигмы требует решения сложных и системных задач на всех уровнях администрирования. Нарастание турбулентности социально-экономических процессов делает статические миграционные модели и программы (в рамках жесткой государственной политики) архаичными и теряющими практическую ценность. Как следствие, возникает потребность в гибких, це-леориентированных (в том числе локальных) миграционных программах, ориентированных на амбивалентность интересов мигранта и принимающей стороны. Однако как в теории, так и в практике отечественного социально-экономического управления подобные концепции практически полностью отсутствуют.
Теоретическая база исследования
Различные аспекты управленческого воздействия на миграционные процессы рассматривались в трудах многих зарубежных и отечественных ученых, однако институциональная природа миграционных процессов рассматривалась Т. И. Заславской в иной социально-экономической формации [14, с. 48]. Указанные изменения, полностью изменившие всю систему социально-экономических связей в обществе, требуют на современном этапе коренного пересмотра как в теоретическом, методологическом, так и в институциональном плане.
Рассматривая генезис знаний о миграции, следует отметить ряд отечественных и зарубежных авторов. Системные исследования миграции и миграционных процессов начались со сформулированных в 1885 г. Э. Г. Равенштайном законов миграции [15, с. 241-305]. Знаковыми стали теории «взаимодействия подвижности и расстояния» Самуэля Стоффера [16, с. 845-867]. Среди зарубежных авторов, изучавших вопросы государственной миграционной политики, можно выделить Рейнера Мюнза, который отмечал, что «миграционная политика должна быть направлена на сокращение прямых и косвенных издержек миграции при одновременном максимальном увеличении возможных выгод от миграции» [17]. Можно упомянуть Эс-Джей Льюиса, проанализировавшего связь между миграционной политикой и состоянием здоровья [18, с. 305-311]. Кристиано Кодагнон [19, с. 263-288] изучал вопросы миграции и электронное правительство. При этом крайне сложно отделить публикации институционального, экономического, административно-управленческого и социотехнологичного характера, поскольку задачами всех являются привнесение общественно необходимых социально-экономических изменений в существующую реальность.
В России проблемы миграции раскрыли такие ученые, как В. Волох [20, с. 263-288], В. Малахов [21, с. 217], О. Воробьева, А. Топилин [22, с. 364], Л. Рыбаковский [23, с. 59-65], С. Градировский [24, с. 309]. В. Малахов [25, с. 272], В. Н Пономарева, Е. А. Пронина [26, с. 241-243], А. А. Дивакова [27, с. 15-20], Т. А. Ряб-чикова, С. С. Шмарловская [28, с. 23-34]. Поэтому предлагается систематизировать проблемы миграции населения принимающей стороны, которые являются менее изученными и требуют определенной типизации (табл.1).
Таблица 1
Типизация проблем принимающей мигрантов стороны
Table 1
Typification of the problems of the receiving party of migrants
Тип проблем Позитивная составляющая Негативная составляющая
1 2 3
Социальные (занятость, безработица, национальность, образование, деформация Заполнение непопулярных (вакантных) рабочих мест Рост безработицы
Прирост численности замещающего поколения Изменение национального состав в силу разных демографических моделей поведения
Окончание табл. 1 End of Table 1
1 2 3
гражданского общества) Повышение социальной лояльности Маргинализация общества, появление нетипичных практик
Поддержание нормативного пространства, повышение уровня правового регулирования Криминализация общества в отдельных случаях. Рост затрат на поддержание правопорядка
Рост качества человеческого потенциала Проблема качества обучения в силу языковых проблем
Экономические (конкурентные, благосостояние, доходы, производство) Стимулирование трудовых ресурсов к саморазвитию, повышение продуктивности Рост предложения на рынке труда
Стимул развития малого и среднего предпринимательства Рост неформальной занятости
Создает предпосылки облегчению тяжелого труда коренного населения за счет передачи его мигрантам Рост социальных конфликтов в силу неэтичных методов конкуренции
Повышение конкурентоспособности продукции — рост стабильности предприятия Снижение оплаты труда, уменьшение доходов работников (особенно низкой и средней квалификации)
Рост спроса на потребительские товары (в результате снижения цены и роста совокупного спроса). Падение цен на услуги потребительского сегмента Незначительное ухудшение качества жизни за счет падения качества ряда товаров и услуг, производимых мигрантами
Политические (избирательные, военные, безопасности, организационные противоречия) Активизация политических процессов. Рост избирательной активности и политической конкуренции Искривление политического пространства. Постепенный приход ко власти политиков с «иными целями»
Рост мобилизационного потенциала Угрозы национальной безопасности
Снижение преступлений, а также по отношению к мигрантам Рост радикализма, экстремизма и межэтнических конфликтов.
Культурные (противоречия, религиозные, поведенческие) Культурное обогащение социального пространства Культурная деформация принимающей стороны
Обогащение сферы религиозной жизни населения Изменение традиционных религий
Рост заселения сельских территорий (при определенных условиях) Трансформация моделей поведения (сельская модель жизни в мегаполисе)
Рост культурного многообразия Культурная радикализация
Следует отметить, что в табл. 1 перечислены наиболее значимые проблемы, оказывающие деформирующее воздействие на сложившееся социально-экономическое пространство принимающей стороны. В конечном счете указанные проблемы могут характеризовать неэффективность управления миграционного процесса и отсутствие институциональных механизмов адаптации мигрантов к реальной действительности.
Методология научного исследования
Методами исследования являются теория и методология статистики, в том числе индексный и табличный метод, группировки данных, рядов динамики и сравнительных оценок. Инструментально-методический аппарат исследования основан на концепции структурного функционализма. В процессе миграции отмечен двойственный феномен: с одной стороны, миграционная активность имеет феноменологическую природу, в силу чего не может быть полноценно исследована методами эмпирического анализа; с другой стороны, существует феномен трансформации исследовательской парадигмы. В работе реализованы возможности общенаучных подходов — системного, институционального и эволюционного — применительно к развитию отечественного опыта управления миграционными процессами. При моделировании воздействия миграционных процессов на социально-экономическое пространство РФ необходимо учитывать возможности логического метода для разработки институциональных механизмов адаптации населения.
Предлагаемая статистическая методика для оценки проблем миграции населения приграничного региона разработана на примере Курганской области, данный подход может быть использован для любого региона страны, так как выбраны официальные данные Росстата. Сделан также анализ миграции населения по регионам Уральского федерального округа. Данный подход включает 4 количественных (абсолютные, относительные), а также качественные показатели, характеризующие эффективность и интенсивность миграционного процесса и содержит следующие показатели1:
1) число прибывших мигрантов (человек) за текущий год;
2) число выбывших мигрантов (человек) за текущий год;
3) миграционный прирост (убыль) за год;
4) коэффициенты миграции населения.
Авторами приведена оценка динамики миграционных процессов в приграничном регионе за период 2016-2020 годы. Набор данных показателей осуществлен для изучения уровней миграции населения приграничных регионов в соответствии со сложившимися условиями жизнедеятельности населения и социально-экономическим потенциалом конкретной территории.
Результаты исследования
Во многих регионах страны, в том числе в Курганской области, происходит значительный миграционный отток и снижение численности населения, медленно увеличиваются реальные доходы граждан и производство продукции, что влияет на устойчивость регионального развития. Миграционные потоки населения в Курганской области представлены в табл. 2.
Таблица 2
Миграционные потоки населения в Курганской области (человек)
Table 2
Migration flows of the population in the Kurgan region (people)
Годы Число прибывших Число выбывших Миграционный прирост,убыль (-)
городская и сельская местность в том числе городская и сельская местность в том числе Городская и сельская местность в том числе
городская сельская городская сельская городская сельская
2016 28332 13335 14997 33177 17595 15582 -4845 -4260 -585
2017 27947 14000 13947 33060 17563 15497 -5113 -3563 -1550
2018 29635 16173 13462 36123 18670 17453 -6488 -2497 -3991
2019 29829 15270 14559 32356 16911 15445 -2527 -1641 -886
2020 28862 14910 13952 30498 15596 14902 -1636 -686 -950
Число прибывших за 2016-2020 гг. увеличилось на 530 человек, или на 102 %. В то же время число выбывших уменьшилось на 2679 человек, или на 108 %. Сокращение темпов миграционной убыли населения объясняется пандемией ravid-19.
Общие итоги миграции по территориям прибытия и выбытия приведены в табл. 3.
Таблица 3
Общие итоги миграции по территориям прибытия и выбытия(человек)
Table 3
Total migration results by arrival and departure territories (people)
2016 2017 2018 2019 2020
1 2 3 4 5 6
Прибыло — всего, 28332 27947 29635 29829 28862
в том числе миграция: в пределах России 26190 25822 27959 27347 26989
внутрирегиональная межрегиональная 14237 11953 13853 11969 15741 12218 15528 11819 14977 12012
международная миграция со странами СНГ и Балтии 2142 2089 2125 2076 1676 1622 2482 2390 1873 1823
1 Регионы России. Социально-экономические показатели. 2020: стат. сб. М.: Росстат, 2020. 1242 с.
Окончание табл. 3 End of Table 3
1 2 3 4 5 6
с другими зарубежными странами 53 49 54 92 50
Выбыло — всего, 33177 33060 36123 32356 30498
в том числе миграция:
в пределах России 32377 31857 34578 30990 28699
внутрирегиональная 14237 13853 15741 15528 14977
межрегиональная 18140 18004 18837 15462 13722
международная миграция 800 1203 1545 1366 1799
со странами СНГ и Балтии 737 1168 1485 1302 1756
с другими зарубежными странами 63 35 60 64 43
Миграционный прирост, убыль (-) -всего -4845 -5113 -6488 -2527 -1636
в том числе миграция:
в пределах России -6187 -6035 -6619 -3643 -1710
внутрирегиональная - - - - -
межрегиональная -6187 -6035 -6619 -3643 -1710
международная миграция 1342 922 131 1116 74
со странами СНГ и Балтии 1352 908 137 1088 67
с другими зарубежными странами -10 14 -6 28 7
Динамика и структура миграционных процессов по территориям прибытия и выбытия, представленная в табл. 3, показывает, что миграция населения происходит в основном в пределах России. В то же время прибытие мигрантов из стран дальнего зарубежья несколько возросло на территорию области, а выбытие иностранцев снизилось. Большая часть миграционного потока была направлена в Россию и другие страны СНГ, на втором месте находились страны дальнего зарубежья.
Информация о миграции населения составляется при регистрации и снятии с регистрационного учёта населения по месту жительства и при регистрации по месту пребывания на срок 9 месяцев и более. Формирование числа выбывших осуществляется автоматически в процессе электронной обработки данных о миграции населения при перемещениях в пределах Российской Федерации, а также по истечении срока пребывания у мигрантов независимо от места прежнего жительства.
Миграционный прирост населения — абсолютная величина разности между числом прибывших на данную территорию и числом выбывших за пределы этой территории за определённый промежуток времени. Его величина может быть как положительной, так и отрицательной (табл. 4).
Таблица 4
Коэффициенты миграции в Курганской области
Table 4
Migration coefficients in the Kurgan region
Годы Миграционный прирост1), человек Коэффициент миграционного прироста на 10 000 человек населения1)
2015 -5536 -63,9
2016 -4845 -56,5
2017 -5113 -60,2
2018 -6488 -77,2
2019 -2527 -30,4
2020 -1636 -20,0
1) Знак (-) означает убыль.
Динамика коэффициентов миграции в Курганской области постепенно снижается, однако состояние миграции населения в приграничных муниципальных образованиях имеет свои особенности. Так, в Пету-ховском и Половинском районах происходит убыль населения, а в Макушинском, Звериноголовском, При-тобольном, Куртамышском и Целинном районах миграционные процессы улучшаются, данные приведены в табл. 5.
Таблица 5
Миграция в приграничных муниципальных образованиях Курганской области (человек)
Table 5
Migration in the border municipalities of the Kurgan region (people)
Муниципалитет Показатели 2016 2017 2018 2019 2020
Петуховский Миграционный прирост, убыль (-) населения, чел. городские поселения -265 -185 -179 -64 -224 -99 -429 -163 -420 -160
сельская местность -80 -115 -125 -266 -262
Макушинский Миграционный прирост, убыль (-) населения, чел. городские поселения -211 -42 -148 -39 -122 -118 1 -116 2
сельская местность -169 -109 -122 -119 -117
Половинский Миграционный прирост, убыль (-) населения, чел. -146 -25 69 -209 -200
Звериноголовский Миграционный прирост, убыль (-) населения, чел. -204 -120 -142 -169 -161
Притобольный Миграционный прирост, убыль (-) населения, чел. -110 28 -7 -201 -9
Куртамышский Миграционный прирост, убыль (-) населения, чел. городские поселения -207 1 -263 -172 -216 -109 -285 -38 1 7 58
сельская местность -208 -91 -107 -247 -36
Целинный Миграционный прирост, убыль (-) населения, чел. -114 -41 -167 -255 -53
Данные, приведенные в табл. 5 по приграничным муниципальным образованиям, показывают, что миграция населения из данных территорий значительно ниже, чем в целом по Курганской области. Так, если за 2016 год из 7 муниципальных образований мигрировало 748 человек, то в 2020 году 995 человек, наблюдается рост в 1,3 раза. Однако в целом по региону за 2016 г. выбыло 33177, а в 2020 г. 30498 человек, миграция снизилась на 8 %. Это указывает на то, что основные пути миграции населения идут не по приграничным муниципальным образованиям, а из городов Кургана, Шадринска и муниципальных образований, находящихся за пределами приграничья.
Миграция для Курганской области имеет свои особенности, так как в регионе длительное время сохраняется миграционная убыль населения. Миграционный отток населения из области в другие регионы перекрывает демографические потери населения в несколько раз, не только не компенсируя потери населения в результате высокой смертности и низкой рождаемости, но и значительно усугубляя проблему сокращения населения в регионе. Неблагоприятным обстоятельством для развития области является отток молодёжи и квалифицированных кадров в соседние, более благополучные регионы. Основным мотивом для миграции является низкий уровень жизни в регионе. Ситуация миграции населения в УФО представлена в табл. 6.
Таблица 6
Коэффициент миграционного прироста (оттока) на 10 000 человек по регионам УФО
Table 6
The coefficient of migration growth (outflow) per 10,000 people by the regions of the Ufa
Регионы УФО 2016 2017 2018 2019 2020
Российская Федерация в том числе: 17 14 9 19 9
Курганская область -64 -60 -77 -30 -21
Свердловская область 4 0,5 -3 15 7
Тюменская область (без округов) 124 105 104 102 38
Ханты-Мансийский АО -11 -25 -21 1 31
Ямало-Ненецкий АО -223 -45 -32 -24 -22
Челябинская область 10 -11 -26 5 -4
Данные, приведенные в табл. 6, показывают, что миграционный прирост численности населения наблюдался в Свердловской и Тюменской областях, однако в Курганской области и Ямало-Ненецком АО происходит постоянный отток населения на постоянное место жительства в соседние и центральные регионы страны.
Кроме невозвратной миграции в области отмечается достаточно высокая внутрирегиональная миграция из сельской местности в городскую и маятниковая миграция, связывающая близлежащие муниципальные образования региона. Маятниковая трудовая миграция представляет собой особый вид миграции возвратного типа, который связан с поиском ресурсов к существованию на новой территории. Одновременно маятниковая миграция в целом представляет определенную фазу перехода от потенциальной миграции к актуализации миграционного процесса в целом, что приводит в конечном итоге к переселению мигрантов на постоянное место жительства в другие регионы. Данное обстоятельство требует особого внимания к изучению и регулированию данного вида миграции.
Заключение
Использование статистического подхода при оценке состояния миграционных процессов позволяет сделать вывод, что экономика регионов России объективно требует притока мигрантов, а также определить не только результативность системы управления миграционными процессами, но и качество принимаемых решений органами управления. Установлено, что мигранты быстрее адаптируются к новым условиям жизни при снижении социальной напряженности и увеличении поддержки людей в кризисных ситуациях. Обоснованы типизация проблем и основные направления дальнейших исследований миграции населения приграничного региона в условиях институционального развития территории. Создание адекватной модели управления миграционным процессом способно не только сгладить возникающие противоречия, но и позитивно повлиять на формирование социального пространства в регионах страны как принимающей стороны для решения проблемы по росту численности населения. Анализ опыта управления миграционными процессами позволил установить, что основной целевой функцией социально-экономического влияния на миграционные процессы в РФ является обеспечение институционального механизма адаптации мигрантов для освоения территорий. При этом современное поколение под воздействием ментальных изменений, происходивших в процессе исторического генезиса, по-прежнему имеет в виду более «легкое» отношение к миграционной активности, а миграция является социально-нормативной практикой для значительного количества жителей. По нашему мнению, указанные траектории заложили основу современного развитию миграционных процессов в регионах РФ и служат специальными «базовыми траекториями» для выстраивания домохозяйствами миграционного поведения при внутренней миграции на современном этапе.
Список литературы
1. Чернов Ю. И., Шепелева О. Д. Проблемы регулирования трудовой миграции в Российских регионах // Эпомен. 2019. № 34. С. 300-304.
2. Долженко Р. А., Антонов Д. А. Миграция населения в Свердловской области: проблемы и решения // Народонаселение. 2021. Т. 24. № 4. С. 175-189.
3. Логинова В. А., Мурашова Е. В. Внутренняя миграция: проблемы Дальнего Востока России // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2020. № 1 (56). С. 109-120.
4. Бедрина Е. Б., Фаизова А. Р. Миграция в России как способ решения проблем бедности в Таджикистане // HumanProgress. 2019. Т. 5. № 6. С. 30-39.
5. Ренкас Е. В. Организация незаконной миграции: проблемы предупреждения и пути их решения // Вестник Московского университета МВД России. 2019. № 3. С. 218-220.
6. Прудников А. С. О ряде проблем и противоречий в законодательстве в сфере миграции // Вестник Московского университета МВД России. 2021. № 4. С. 58-60.
7. Логинов Б. Б. Проблемы и противоречия международной статистики по миграции // Управление. 2019. Т. 7. № 4. С. 106-112.
8. Голоктионова Ю. Г. Современные проблемы международной миграции // Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. 2021. № 14. С. 11-13.
9. Мовсисян А. Т., Зубач А. В. Проблемы миграции в странах Евразийского экономического союза // Общество. доверие. Риски: материалы 3-го Ежегодного международного форума: в 3 кн. М.: РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2021. С. 262-267.
10. Phung Chi K., Le Minh Q., Nguyen Lan N. Migration crisis in Europe and its lessons for the Asia-pacific regiondemis // Demographic research. 2022. Т. 2. № 1.С. 28-40.
11. Le Duc A. European countries' response to the migration crisis and its implications for Vietnam // Demis. Demographic Research. 2022. Т. 2. № 1. С. 19-27.
12. Bodaukhan K., Jussibaliyeva A. K., Bolatova B. Zh. Issues of internal migration and employment in agricultural sector of the republic of Kazakhstan // Problems of AgriMarket. 2019. № 1. С. 170-178.
13. Ceferova G.C.Q., Memmedov 1.B.O Qerbi avropa olkelerinde miqrasiya proseslerininehalininya§-insterkibinetesiri. Elmixeberler. Sosialvehumanitare lmlerbolmesi. 2021. Т. 17. № 4. С. 54-58
14. Миграция сельского населения / под ред. чл.-корр. АН СССР Т. И. Заславской. М.: Мысль, 1970. 312 с.
15. Ravenstein, E. The Laws of Migration: Second Paper // Journal of the Royal Statistical Society. 1889. № 52. P. 241-305.
16. Stouffer S. Intervening Opportunities: A Theory Relating Mobility and Distance // American Sociological Review. 1940. № 5. P. 845-867.
17. Rianer M. Demography and migration: an outlook for the 21 stcentrury // Policy Brif. 2013. № 4 (sept.). URL: https://www.iom.int/jahia/webdav /shared/shared/mainsite/media/docs/wmr/maps/maps.pdf (дата обращения: 25.05.2022).
18. Lewis, S. Migration and health impact assessment // Public health. 2003. Vol. 117. Pp. 305-311. Doi:10.1016/S0033-3506(03)00099-4.
19. Codagnone C., Filippov V. Equality, exit and national identity in a multinational Federation: the project «multicultural constitutional patriotism» in Russia // Journal of ethnic and migration studies. 2000. Vol. 26 (2). Pp. 263-288.
20. Волох В. А. Миграционная политика: учебное пособие для подготовки бакалавров по направлению 38.03.02 Менеджмент / Мин-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Государственный университет управления, Институт государственного управления и права. М.: ГУУ, 2017. 156 с.
21. Малахов В. С. Миграционный кризис: международное сотрудничество и национальные стратегии. Аналитический доклад № 10 / Российский совет по международным делам. URL: https://russiancouncil.ru/upload/MigrationCri-sis-Policybrief10-ru.pdf. (дата обращения: 25.05.2022).
22. Миграция населения. Теория, политика : учебное пособие / под редакцией д-ра экон. наук, проф., профессора О. Д. Воробьевой, д-ра экон. наук, проф. А. В. Топилина. М.: Экономическое образование, 2012. 364 с.
23. Воробьева, О. Д., Рыбаковский, Л. Л. Доминанта миграционной политики современной России // Социологические исследования. 2017. № 8. С. 59-65 URL: http://socis.isras.ru/files/File/2017/2017_8/Vorobeva.pdf 2. (дата обращения: 25.05.2022).
24. Политика иммиграции и натурализации в России. Состояние дел и направления развития: аналит. докл. / [О. Выхованец и др.; под ред. С. Н. Градировского]; Фонд «Наследие Евразии», Центр стратег. исслед. Приволж. федер. окр. М., 2005. 309 с.
25. Малахов В. С. Интеграция мигрантов. Концепции и практики. М.: Фонд «Либеральная Миссия», 2015. 272 с.
26. Пономарева В. Н., Пронина Е. А. Об актуальных проблемах миграции населения в условиях развития региона // Мировая наука / Институт управления и социально-экономического развития. 2019. № (22). С. 241-243.
27. Дивакова А. А. Демографическая ситуация в России и российских регионах, проблемы воспроизводства и миграции населения // Военмех / Балтийский государственный технический университет им. Д. Ф. Устинова. 2022. № 2-3 (172). С. 15-20.
28. Рябчикова Т. А., Шмарловская С. С. Особенности последствий международной трудовой миграции в регионе на примере Томской области // Экономика устойчивого развития / Томский государственный университет. 2020. № 4(44) С. 23-34.
29. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процентов и денег: пер. с англ. M.: Гелиос АРВ. 2002. 351 с.
30. Сборник Регионы России // Федеральная служба государственной статистики. М., 2020. 990 с.
References
1. Chernov Yu. I., Shepeleva O. D. Problems of regulation of labor migration in Russian regions. Epomen [Epomen], 2019, no 34, pp. 300-304. (In. Russ.).
2. Dolzhenko R. A., Antonov D. A. Migration of the population in the Sverdlovsk region: problems and solutions. Narodo-naselenie [Population], 2021, vol. 24, no 4, pp. 175-189. (In. Russ.).
3. Loginova V. A., Murashova E. V. Internal migration: problems of the Russian Far East. Vestnik Tixookeanskogo gosudar-stvennogo universiteta [Bulletin of the Pacific State University], 2020, no 1 (56), pp. 109-120. (In. Russ.).
4. Bedrina E. B., Faizova A. R. Migration in Russia as a way to solve poverty problems in Tajikistan. HumanProgress [Hu-manProgress], 2019, vol. 5, no 6, pp. 30-39. (In. Russ.).
5. Renkas E. V. Organization of illegal migration: problems of prevention and ways to solve them. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii [Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 2019, no 3, pp. 218-220. (In. Russ.).
6. Prudnikov A. S. On a number of problems and contradictions in legislation in the field of migration. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii [Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 2021, no 4, pp. 58-60. (In. Russ.).
7. Loginov B. B. Problems and contradictions of international migration statistics. Upravlenie [Management], 2019, vol. 7, no 4, pp. 106-112. (In. Russ.).
8. Goloktionova Yu. G. Modern problems of international migration. Obrazovanie i nauka bezgranicz: fundamentaVny'e i prikladny^e issledovaniya [Education and science without borders: fundamental and applied research], 2021, no 14, pp. 11-13. (In. Russ.).
9. Movsisyan A. T., Zubach A.V. Problems of migration in the countries of the Eurasian Economic Union. Obshhestvo. Do-verie. Riski. Materialy' 3-go Ezhegodnogo mezhdunarodnogo foruma: v 3-x knigax [In the collection: SOCIETY. trust. RISKS. Materials of the 3rd Annual International Forum: in 3 books]. Moscow, 2021, pp. 262-267. (In. Russ.).
10. Phung Chi K., Le Minh Q., Nguyen Lan N., 2022. Migration crisis in Europe and its lessons for the Asia-pacific re-giondemis. Demographic research. 2022, vol. 2, no 1, pp. 28-40.
11. Le Duc A., 2022. European countries' response to the migration crisis and its implications for Vietnam. Demis. Demographic Research. 2022, vol. 2, no. 1, pp. 19-27.
12. Bodaukhan K., Jussibaliyeva A. K., Bolatova B. Zh., 2019. Issues of internal migration and employment in the agricultural sector of the republic of Kazakhstan. Problems of AgriMarket, 2019, no 1, pp. 170-178.
13. Ceferova G.C.Q., Memmedov I.B.O., 2021. Qerbi avropa olkelerinde miqrasiya proseslerininehalininya§-in-sterkibinetesiri. Elmixabarlar. Sosialvahumanitare Imlarbolmasi, vol. 17, no 4, pp. 54-58.
14. Migraciya seFskogo naseleniya [Migration of rural population]. Edited by chl.-corr. USSR Academy of Sciences T. I. Zaslavskaya. Moscow: Mysl, 1970. 312 p. (In. Russ.).
15. Ravenstein E., 1889. The Laws of Migration: Second Paper. Journal of the Royal Statistical Society, no 52, pp. 241-305.
16. Stouffer S., 1940. Intervening Opportunities: A Theory Relating Mobility and Distance. American Sociological Review, no 5, pp. 845-867.
17. Rianer M., 2013. Demography and migration: an outlook for the 21st centrury. Policy Brif. No 4 (sept.). Available at: https://www.iom.int/jahia/webdav /shared/shared/mainsite/media/docs/wmr/maps/maps.pdf (accessed 25.05.2022).
18. Lewis S., 2003. Migration and health impact assessment. Public health. Vol. 117. P. 305-11. Doi:10.1016/S0033-3506(03)00099-4
19. Codagnone C., Filippov V., 2000. Equality, exit and national identity in a multinational Federation: the project «multicultural constitutional patriotism» in Russia. Journal of ethnic and migration studies, vol. 26 (2), pp. 263-288.
20. Volokh V. A. Migracionnaya politika : uchebnoe posobie dlya podgotovki bakalavrov po napravleniyu 38.03.02 Menedzhment [Migration policy : a textbook for bachelor's degree preparation in the direction 38.03.02 Management]. Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education State University of Management, Institute of Public Administration and Law. Moscow: GUU, 2017. 156 p. (In. Russ.).
21. Malakhov V. S. Migration crisis: international cooperation and national strategies. Analytical Report No. 10. Rossijskij sovet po mezhdunarodny*m delam [Russian Council for International Affairs]. Available at: https://russiancouncil.ru/up-load/MigrationCrisis-Policybrief10-ru.pdf (accessed 25.05.2022). (In. Russ.).
22. Migraciya naseleniya. Teoriya, politika: uchebnoe posobie [Migration of the population. Theory, politics: textbook]. Edited by Doctor of Economics, Professor, Professor O.D. Vorobieva, Doctor of Economics, Professor A.V. Topilin. Moscow: Economic Education, 2012. 364 p. (In. Russ.).
23. Vorobyeva O. D., Rybakovsky L. L. The dominant of migration policy in modern Russia. Sociologicheskie issledovaniya [Sociological research], 2017, no 8, pp. 59-65 URL: http://socis.isras.ru/files/File/2017/2017_8/Vorobeva.pdf2 (accessed 25.05.2022). (In. Russ.).
24. Politika immigracii i naturalizacii v Rossii. Costoyanie del i napravleniya razvitiya:analit dokl. [Immigration and naturalization policy in Russia. State of affairs and directions of development:analyte. dokl.]. [O. Vykhovanets et al.; edited by S. N. Gradirovsky]; Eurasia Heritage Foundation, Strategist Center. research. Privolzh. feder. ocd. Moscow, 2005. 309 p. (In. Russ.).
25. Malakhov, V. S. lntegraciya migrantov. Koncepcii i praktiki [Integration of migrants. Concepts and practices]. Moscow: Liberal Mission Foundation, 2015. 272 p. (In. Russ.).
26. Ponomareva V. N., Pronina E. A. On the actual problems of population migration in the conditions of regional development. Mirovaya nauka Institut upravleniya isociaFno-ekonomicheskogo razvitiya [Journal World Science of the Institute of Management and Socio-Economic Development], 2019, no (22), pp. 241-243. (In. Russ.).
27. Divakova A. A. Demographic situation in Russia and Russian regions, problems of reproduction and migration of the population. Zhurnal Baltijskijgosudarstvenny'j texnicheskij universitet «Voenmex» im. D.F. Ustinova, RF,g. Sankt-Peterburg [Journal of the Baltic State Technical University "Voenmeh" named after D.F. Ustinov, RF, St. Petersburg], 2022, no 2-3 (172), pp. 15-20. (In. Russ.).
28. Ryabchikova T. A., Shmarlovskaya S. S. Features of the consequences of international labor migration in the region on the example of the Tomsk region. Zhurnal E^konomika ustojchivogo razvitiya Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Journal Economics of Sustainable Development of Tomsk State University], 2020, no 4(44), pp. 23-34. (In. Russ.).
29. Keynes J. M. Obshhaya teoriya zanyatosti, procentov i deneg: Per. s angl. [General theory of employment, interest and money: Translated from English]. Moscow: Helios ARV. 2002. 351 p. (In. Russ.).
30. SbornikRegiony'Rossii [Collection Regions of Russia]. Federal State Statistics Service. Moscow, 2020. 990 p. (In. Russ.).
Информация об авторах
Алферов Александр Еремеевич — соискатель, Курганский филиал Института экономики УрО РАН (Российская Федерация, 640018, г. Курган, ул. М.Горького, д. 149/1).
Кремлев Николай Дмитриевич — кандидат экономических наук, профессор кафедры «Учет и внешнеэкономическая деятельность» Курганского государственного университета; старший научный сотрудник Курганского филиала Института экономики УрО РАН (Российская Федерация, 640018, г. Курган, ул. М. Горького, д. 149/1), SPIN-код (РИНЦ): 4538-7663; AuthorlD (РИНЦ): 111811; Web of Science ResearcherlD: V-5822-2018.
Information about the authors
Alexander E. Alferov — Applicant, Kurgan Branch of the Institute of Economics of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences (149/1 M.Gorky str., Kurgan, 640018, Russian Federation).
Nikolay D. Kremlev- Candidate of Economic Sciences, Professor of the Department «Accounting and Foreign Economic Activity» of Kurgan State University; senior Researcher of the Kurgan Branch of the Institute of Economics of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences (149/1 M. Gorky str., Kurgan, 640018, Russian Federation), SPIN-code (RSCI): 4538-7663; AuthorlD (RSCI): 111811; Web of Science ResearcherID: V-5822-2018.
Статья поступила в редакцию: 26.05.2022. Одобрена после рецензирования: 22.06.2022. Принята к публикации: 23.06.2022.
The article was submitted: 26.05.2022. Approved after reviewing: 22.06.2022. Accepted for publication: 23.06.2022.