Научная статья на тему 'ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЕСПЕЧЕНИЯ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В СУБЪЕКТАХ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА'

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЕСПЕЧЕНИЯ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В СУБЪЕКТАХ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
156
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА / МИГРАЦИЯ / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / НАСЕЛЕНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / ФУНКЦИИ / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мищук Светлана Николаевна

В настоящее время миграционная политика является составной частью демографической и социальной политики России на Дальнем Востоке России. Это отражается в структуре институтов, деятельность которых направлена на регулирование развития Дальнего Востока. Признавая высокий уровень проводимых исследований, как в целом для Дальнего Востока, так и для его регионов, до сих пор остаются вопросы к системе управления миграцией на региональном уровне, включая структуру и функциональную нагрузку существующих институтов, их связь с федеральным уровнем управления. Цель исследования - выявление взаимосвязей институтов управления миграционными процессами на уровне Дальневосточного федерального округа и его субъектов. Исходя из заявленной цели, объектом исследования выступает институциональная структура управления миграционными процессами. Исследование основано на применении функционального подхода, контент-анализа региональных сайтов органов исполнительной власти субъектов Дальневосточного федерального округа. На основе функционального подхода автором разработана типология институциональной структуры реализации государственной миграционной политики, проводимой на Дальнем Востоке России. В рамках типологии выделены институты, деятельность которых ориентирована на управление демографическими процессами в ДФО. В результате проведённого исследования были выделены шесть типов институтов, характеризующихся определённым уровнем управления и выполняемыми функциями. Существующие различия в структуре институтов, регулирующих вопросы миграции на уровне субъектов ДФО, объясняются отсутствием единых норм формирования соответствующих исполнительных органов государственной власти, что позволяет сделать вывод об отсутствии единого унифицированного подхода к организации институциональной структуры управления миграционными процессами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Мищук Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTIONAL STRUCTURE FOR ENSURING MIGRATION POLICY IN THE SUBJECTS OF THE FAR EASTERN FEDERAL DISTRICT

Migration policy is part of Russia's demographic and social policy in the Russian Far East. This is reflected in the structure of institutions whose activities are aimed at regulating the development of the Far East. Currently, there are many studies of migration in the Far East and in its regions. However, there are still questions about the migration management system at the regional level, including the structure and functional load of existing institutions, their relationship with the federal level of government. The purpose of the study is to analyze the existing system of management of migration processes at the level of the Far Eastern federal body and its subjects. The object of the research is the institutional structure of the management of migration processes. The study is based on the application of a functional approach, content analysis of regional websites of executive authorities of the subjects of the Far Eastern Federal District. Based on the functional approach, the author has developed a typology of the institutional structure for the implementation of state migration policy in the Russian Far East. Six types of institutions have been identified, the activities of which are focused on the management of demographic processes in the Far Eastern Federal District and are characterized by a certain level of management and functions performed. Differences in the structure of the institutions regulating migration issues at the level of the subjects of the Far Eastern Federal District are explained by the lack of uniform norms for the formation of the corresponding executive bodies of state power. The conclusion is made about the absence of a single unified approach to the organization of the institutional structure for managing migration processes.

Текст научной работы на тему «ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЕСПЕЧЕНИЯ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В СУБЪЕКТАХ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА»

ДЕМОГРАФИЯ

Научная статья

УДК 314.7(571.6)

10.19181/ !Бргг.2022.18.2.1

Институциональная структура обеспечения миграционной политики в субъектах Дальневосточного федерального округа

Светлана Николаевна Мищук12

1 Институт демографических исследований ФНИСЦ РАН, Москва, Россия, (svetamic79@mail.ru), (https://orcid.org/0000-0002-8117-6352)

2 Институт комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН (679013, Россия, г. Биробиджан, ул. Шолом-Алейхема, д. 4) Аннотация

В настоящее время миграционная политика является составной частью демографической и социальной политики России на Дальнем Востоке России. Это отражается в структуре институтов, деятельность которых направлена на регулирование развития Дальнего Востока. Признавая высокий уровень проводимых исследований, как в целом для Дальнего Востока, так и для его регионов, до сих пор остаются вопросы к системе управления миграцией на региональном уровне, включая структуру и функциональную нагрузку существующих институтов, их связь с федеральным уровнем управления. Цель исследования - выявление взаимосвязей институтов управления миграционными процессами на уровне Дальневосточного федерального округа и его субъектов. Исходя из заявленной цели, объектом исследования выступает институциональная структура управления миграционными процессами. Исследование основано на применении функционального подхода, контент-анализа региональных сайтов органов исполнительной власти субъектов Дальневосточного федерального округа.

На основе функционального подхода автором разработана типология институциональной структуры реализации государственной миграционной политики, проводимой на Дальнем Востоке России. В рамках типологии выделены институты, деятельность которых ориентирована на управление демографическими процессами в ДФО. В результате проведённого исследования были выделены шесть типов институтов, характеризующихся определённым уровнем управления и выполняемыми функциями. Существующие различия в структуре институтов, регулирующих вопросы миграции на уровне субъектов ДФО, объясняются отсутствием единых норм формирования соответствующих исполнительных органов государственной власти, что позволяет сделать вывод об отсутствии единого унифицированного подхода к организации институциональной структуры управления миграционными процессами.

Ключевые слова: институциональная структура, миграция, миграционная политика, население, управление, функции, Дальний Восток

Для цитирования: Мищук С.Н. Институциональная структура обеспечения миграционной политики в субъектах Дальневосточного федерального округа // Уровень жизни населения регионов России. 2022. Том 18. № 2. С. 151-161. DOI: 10.19181/^рп\2022.18.2.1

Введение

Дальневосточный федеральный округ (ДФО) является самым большим по площади (40,6 % территории России), при этом для округа в постсоветский период характерна устойчивая миграционная убыль, определяющая сокращение его численности населения. За период с 1991 по 2020 гг. максимальная миграционная убыль населения в абсолютных и относительных значениях отмечалась с 1991 по 2000 гг. Доля миграции в общей убыли населения ДФО с 1991 по 1995 гг. в среднем за год достигала 89,7 %, с 1996 по 2000 г. -85 %!. С 2001 по 2010 гг. отмечалось небольшое снижение миграционной убыли населения, что отражалось и в снижении значений ее доли в общей убыли населения до 65 % в среднем за год. Однако, с 2011 по 2017 гг. вновь отмечается увеличение ее доли в среднем до 87 %. Начиная с 2018 г. значения миграции колеблются, что может быть связано с административными изменениями в со-

1 Рассчитано автором по: Численность и миграция населения Российской Федерации URL: https://rosstat.gov.ru/ compendium/document/13283 (дата обращения: 20.02.2022).

ставе ДФО2, а также реакцией населения на обострение социально-экономических процессов в связи с СОУГО-19. В 2020 г. абсолютное значение миграционной убыли населения было сопоставимо с показателями 2006 г., однако, составило лишь 49,4 % от общей убыли населения округа. Изменение доли миграции связано с ростом естественной убыли населения в 2019 и 2020 гг. Несмотря на возросшую роль естественной убыли населения, миграционная убыль сохраняет свое значение в формировании общей численности населения округа. Около половины миграционного оборота в округе создают перемещения населения внутри Дальнего Востока. Однако в формировании миграционной убыли населения основной поток мигрантов ориентирован на внутрироссийские потоки за пределами округа. В 2020 г. миграционная убыль составила около 20 тыс. человек, в том числе миграционная убыль в рамках внешней внутрироссийской миграции превысила 21 тыс.

2 В ноябре 2018 г. в состав Дальневосточного федерального округа вошли Забайкальский край и Республика Бурятия.

человек, миграционный прирост с зарубежными странами достиг 1,1 тыс. человек.

Большинство авторов научных публикаций, раскрывающих вопросы миграции на Дальнем Востоке3, анализируют динамику числа мигрантов, социальные аспекты привлечения иммигрантов, а также влияние миграционных процессов на функционирование рынка труда отдельных регионов и округа в целом [2, 7, 11, 17]. На уровне макрорегиона анализируется динамика миграционных процессов, эффективность реализации миграционной политики и изучение социальных аспектов ее реализации [3, 5, 9, 10], вопросы прогнозирования и моделирования динамики миграции [12, 14].

Многие авторы рассматривают вопросы привлечения иммигрантов из стран дальнего и ближнего зарубежья, в том числе, китайских мигрантов, в экономику дальневосточных регионов [4, 8, 13, 18]. В постсоветский период миграционные процессы на Дальнем Востоке характеризовались отрицательными тенденциями [16]. Учитывая сокращение темпов убыли населения в последние годы, сохраняется отрицательная динамика. В работе Авдеева Ю.А. [1] высказывается мнение о возможности увеличения абсолютной численности населения Дальнего Востока через изменение экономического курса от ресурсно-экспортной к индустриальной модели макрорегиона. Уровень экономического развития регионов оказывает решающее значение в формировании демографического поведения и миграционных настроений населения. Однако не менее значимым фактором является характер системы управления процессов, происходящих в регионе. В работе Друзяки А.В. на основе анализа проблем организации международного взаимодействия, в том числе в миграционной сфере, показано, что для миграционной политики России «характер -на слабая координация системы миграционных органов, во многом сложившаяся в старой административно-охранительной парадигме, не отвечающей запросам современного социально-экономического развития страны» [6: 125]. Как следствие, автор подчёркивает необходимость разработки новой миграционной политики, способной обеспечить региональное развитие.

Признавая высокий уровень проводимых исследований, как для отдельных регионов, так и в целом для Дальнего Востока, до сих пор остаются открытыми вопросы о системе управления миграцией на региональном уровне, включая структуру и функциональную нагрузку существующих

3 В статье Дальний Восток рассматривается в широком

смысле слова в рамках 11 субъектов Дальневосточного феде-

рального округа.

институтов, их связь с федеральным уровнем управления. Цель исследования - выявление взаимосвязей институтов управления миграционными процессами на уровне Дальневосточного федерального округа и его субъектов. Исходя из заявленной цели, объектом исследования выступает институциональная структура управления миграционными процессами, предметом - выявление функций управления миграционными процессами среди институтов на уровне ДФО и его субъектов.

Гипотеза исследования - в настоящее время в Дальневосточном федеральном округе сложилась структура управления миграционными процессами, элементы которой не в полной мере взаимосвязаны, что отражается на результатах реализации миграционной политики и требует систематизации выполняемых функций существующих институтов.

Исследование основано на применении функционального подхода, контент-анализа региональных сайтов органов власти субъектов ДФО.

Результаты исследования

Институты, регулирующие миграционные

процессы на уровне Дальневосточного

федерального округа

В настоящее время миграционная политика является составной частью демографической и социальной политики России в Дальневосточном федеральном округе. Это отражается в структуре институтов, деятельность которых направлена на регулирование развития Дальнего Востока, а также принятых нормативно-правовых документах по повышению уровня жизни и снижения темпов убыли населения в макрорегионе.

Институты развития ДФО, в том числе регулирующие вопросы демографии, не являются автономными и подчиняются Президенту и Правительству Российской Федерации, как высшим координирующим институтам в стране. На уровне Дальневосточного федерального округа координационные функции выполняет заместитель председателя Правительства РФ. В настоящее время Трутнев Ю.П. совмещает должность вице-премьера России с должностью полномочного представителя Президента в ДФО, является членом Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока и Правительственной комиссии по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на Дальнем Востоке.

Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики (Минвосто-кразвития) было создано 30 июня 2012 г. на основании Постановления Правительства Российской

Федерации №6644. Минвостокразвития, являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляет в субъектах Дальневосточного федерального округа координацию деятельности по реализации государственных программ и федеральных целевых программ5.

Минвостокразвития является учредителем трёх институтов развития Дальневосточного федерального округа: автономной некоммерческой организации «Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке и в Арктике» (АНО «АРЧК ДВ»), акционерное общество «Корпорация развития Дальнего Востока» (АО «КРДВ») и автономная некоммерческая организация «Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта» (АНО «АПИ»). В настоящее время АНО «АРЧК ДВ» и АНО «АПИ» находятся в стадии ликвидации6. До момента ликвидации АНО «АРЧК ДВ» отвечала за решение демографических вопросов в регионах Дальнего Востока и Арктики. В результате реорганизации институтов развития ДФО, функция создания новых рабочих мест и роста численности населения Дальнего Востока и Арктики закреплена за АО «Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики» (АО «КРДВ»). Корпорация входит в структуру Минвостокраз-вития и решает задачи с внедрением механизмов поддержки бизнеса на Дальнем Востоке и в Арктике, что отражено в перечне программы, предлагаемых инвесторам. Для физических лиц в рамках АО «КРДВ» представлены программы, направленные на привлечение и закрепление населения на территории ДФО и Арктики, а именно:

■ дальневосточный гектар / гектар в Арктике;

■ дальневосточная ипотека;

■ переселение на ДВ старообрядцев;

■ дети Арктики7.

В системе институтов развития ДФО задача по совершенствованию государственного планирования в регионе на основе выполнения научно-исследовательских и экспертно-аналитических работ в сфере социально-экономического развития ДФО и Арктической зоны Российской Федерации

4 Постановление Правительство Российской Федерации от 30 июня 2012 г. N 664 «О министерстве Российской Федерации по развитию Дальнего Востока». URL: https://minvr. gov.ru/upload/iblock/a5f/pprf664 %20(1).pdf (дата обращения: 25.11.2021).

5 Положение о Министерстве Российской Федерации по развитию Дальнего Востока. Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 г. N 664. URL: https://minvr.gov.ru/upload/iblock/a5f/ pprf664 %20(1).pdf (дата обращения: 25.11.2021).

6 Постановление Правительства России от 12 марта 2021 г. N 358, Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2020 №3710-р.

7 Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики. URL: https://erdc.ru/ (дата обращения: 25.11.2021).

решается Федеральным автономным научным учреждением «Восточный центр государственного планирования» (ФАНУ «Востокгосплан»). ФАНУ «Востокгосплан» является подведомственным учреждением Минвостокразвития.8 Одно из направлений деятельности учреждения ориентировано на анализ и разработку предложений по улучшению качества жизни, увеличению численности населения на территории ДФО и Арктики.

Ещё одним институтом, координирующим деятельность органов власти на федеральном, региональном и местном уровнях, является аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации, который входит в структуру президентской власти и консолидирует работу государственной власти в рамках определённой территории. Исходя из прописанных полномочий, представитель Президента РФ в ДФО, проводит внутреннюю и внешнюю политику Президента РФ на территории Дальнего Востока, предлагает Президенту способы улучшения положения социально-экономической и общественно-политической ситуации на Дальнем Востоке.9

Среди департаментов при рассматриваемом аппарате полномочного представителя вопросы контроля и регулирования миграции могут быть в отдельных задачах большинства департаментов, однако, в большей степени демографические и миграционные вопросы отражены в работе департамента по вопросам экономической и социальной политики и департамента по вопросам внутренней политики10.

Федеральные органы власти на уровне округа осуществляют мониторинг реализации федеральных программ. Например, Министерство внутренних дел Российской Федерации курирует реализацию Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом11. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации «осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии, труда ... тру-

8 Восточный центр государственного планирования. URL: https://vostokgosplan.ru/wp/about/ (дата обращения: 25.11.2021).

9 Статус и полномочия представителя Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе. URL: http://dfo.gov. ru/polpred/status/ (дата обращения: 25.11.2021).

10 Официальный сайт полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе. Департаменты. URL: http://www.dfo.gov.ru/ polpred/deps/ (дата обращения: 25.11.2021).

11 Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/folder/8365390 (дата обращения: 25.11.2021).

довой миграции»12. В государственной Программе «Содействие занятости населения» второй раздел касается направлений её реализации на территории Дальневосточного федерального округа. В Программе предусматривается создание новых рабочих мест, а также повышение трудовой мобильности и миграции населения из других регионов13.

Среди институтов, деятельность которых направлена на улучшение социально-экономического развития субъектов Дальневосточного федерального округа, выделим некоммерческую организацию, учреждённую руководителями органов государственной власти субъектов федерального округа, -Межрегиональную ассоциацию экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации Дальнего Востока и Забайкалья (Ассоциация)14. Ассоциация создана в 1990 г. для интеграции субъектов ДФО, подготовки и реализации проектов и программ социально-экономического развития макрорегиона, с целью повышения уровня жизни населения и его защиты15, тем самым выполняя вспомогательную функцию в системе органов власти, регулирующих вопросы миграции.

Самостоятельным институтом в регулировании миграционных процессов являются региональные общественные этнические объединения или национально-культурные образования. Исследование причин возникновения и анализ деятельности таких объединений косвенно позволяет оценить намерения этнических групп в отношении региона проживания.

На основе функционального подхода нами разработана типология институциональной структуры реализации государственной миграционной политики, проводимой в округе. В рамках данной типологии выделены институты, деятельность которых ориентирована на управление демографическими процессами в ДФО (таблица 1). В результате проведённого исследования были выделены шесть типов

12 Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 N 610 (ред. от 08.10.2021) «Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации» п. 1.1. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LA W_131517/0be58ee7c239ab2c867ae4e44b3251343945e6e9/ (дата обращения: 23.11.2021).

13 Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 298 (ред. от 06.10.2021) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения». URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req =doc&cacheid=1D253570ADDA0B7F937C7961F197D73F&S0 RTTYPE=0&BASEN0DE=1-1&ts=oSkdRnSxYJHj5Yie&base=L AW&n=397479&dst=80358&rnd=8B5EF73F4E5C3F11B990845 E2DB42E59#zgqdRnSnft0TcClC (дата обращения: 25.11.2021).

14 Межрегиональная ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации Дальнего Востока и Забайкалья. URL: http://assoc.khv.gov.ru/about (дата обращения: 23.11.2021).

15 Межрегиональная ассоциация экономического вза-

имодействия субъектов Российской Федерации Дальнего

Востока и Забайкалья. URL: http://assoc.khv.gov.ru/about (дата

обращения: 25.11.2021).

институтов, характеризующихся определенным уровнем управления и выполняемыми функциями.

Институты, регулирующие миграционные

процессы на уровне субъектов

Дальневосточного федерального округа

На уровне субъектов РФ одновременно с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в системе управления миграционными процессами участвуют региональные органы власти. Необходимость обеспечения системы и форм взаимодействия федерального и регионального уровня в рамках решения проблем миграции была обозначена в начале 1990-х гг.16 и остается не менее актуальной в настоящее время.

Рассмотрим сложившуюся институциональную структуру регулирования миграции по каждому субъекту ДФО с целью выявления (или отсутствия) общих правил и подходов к управлению и решению вопросов в сфере миграции.

В Хабаровском крае главное управление внутренней политики Хабаровского края отвечает за реализацию государственной национальной политики Российской Федерации в крае. Деятельность Комитета по труду и занятости населения края направлена на: «достижение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы, создание новых рабочих мест, проведение взвешенной миграционной политики, создание условий для профессиональной и территориальной мобильности населения, совершенствование механизмов привлечения и использования иностранной рабочей силы»17.

В структуре Комитета по труду и занятости населения Хабаровского края выделены отделы по обеспечению работодателей трудовыми ресурсами, трудовой миграции и сектор по привлечению иностранной рабочей силы18.

16 Указ Президента Российской Федерации от 9 августа 1994 г. № 1668 (в редакции от 13.06.1996 г. № 881). Утратил силу.

17 Интерактивный портал Комитета по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края: [сайт]. URL: https://sz27.ru/content/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D0%BB%D0 %B0%D0%B4%D1%8B_%D0%BE_%D1%80%D0%B5%D0%B7% D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B0% D1%85_%D0%B8_%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B 2%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%BD%D0%B0%D0%BF%D1% 80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1% 8F%D1%85_%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0% BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8 (дата обращения: 14.10.2021).

18 Комитет по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края: [сайт]. URL: https://sz27.ru/page/%D0%BA%D0 %BE%D0%BC%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82_%D0%BF%D0 %BE_%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D1%83_%D0%B8_%D0 %B7%D0%B0%D0%BD%D1%8F%D1%82%D0%BE%D1%81%D1%-82%D0%B8_%D0%BD%D0%B0%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0% B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B 2%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82% D0%B2%D0%B0_%D1%85%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D1%80%D 0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0 %BA%D1%80%D0%B0%D1%8F (дата обращения: 25.11.2021).

Таблица 1

Функциональная типология институтов, регулирующих миграционные процессы в рамках

Дальневосточного федерального округа

Table 1

Functional Typology of Elements of the System of Regulation of Migration Processes in the

Far Eastern Federal District

Группа органов исполнительной власти РФ и других институтов Органы власти Выполняемые функции

Высший уровень управления Министерство РФ по развитию ДВ и Арктики Полномочный представитель Президента РФ в ДФО Координационные функции

Окружной уровень регулирования Востокгосплан, Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики Министерство труда и социальной защиты РФ Основные функции (законотворчество, анализ статистики, контроль)

Межрегиональные органы Межрегиональная Ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Дальний Восток и Забайкалье» (далее - Ассоциация) Правительственная комиссия по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока Вспомогательная функция

Региональные органы Правительство субъекта, профильные структуры Органы исполнительной власти, формируемые правительством субъекта Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти (УМВД РФ и др.) Вспомогательные: информационные и регулирующие функции, координация деятельности органов местного самоуправления

Органы местного самоуправления Представительный орган, исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, глава администрации Вспомогательные: информационная, уведомительная, наблюдательная, регулирующая

Национально-культурные образования, общественные фонды Общественные организации в субъектах округа Вспомогательные функции

* Источник: составлено автором.

Департамент внутренней политики Приморского края координирует взаимодействие населения, общественных объединений, национально-культурных автономий с Правительством Приморского края и органами исполнительной власти Приморского края19. Департамент по координации правоохранительной деятельности Приморского края осуществляет организационное обеспечение и координирует деятельность по работе с работодателями, привлекающих на работу иностранных граждан, проводит мониторинг процесса привлечения и использования иностранной рабочей силы на территории края, формирует предложения по установлению квоты на выдачу

19 Департамент внутренней политики Приморского края: [сайт]. URL: https://www.primorsky.ru/authorities/ executive-agencies/departments/internal-policy/statement.php (дата обращения: 25.11.2021).

иностранным гражданам разрешений на временное проживание в Российской Федерации20.

Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края определяет направления развития и осуществляет управление в сфере трудовых отношений, реализации государственной демографической политики, содействия занятости населения, переселения соотечествен-ников21. В 2020 г. в крае началась реализация ре-

20 Положение о Департаменте по координации правоохранительной деятельности, исполнения административного законодательства и обеспечения деятельности мировых судей Приморского края. URL: https://www.primorsky.ru/ authorities/executive-agencies/departments/law/statement.php (дата обращения: 25.11.2021).

21 Постановление Правительства Забайкальского

края «Об утверждении положения о Министерстве тру-

да и социальной защиты населения Забайкальского края»

от 27 декабря 2016 г. N 502. URL: https://minsoc.75.ru/o-

ministerstve/44923-podrazdel-3 (дата обращения: 25.11.2021).

гиональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов с целью обеспечения работодателей квалифицированными кадрами, при условии отсутствия необходимых специалистов на региональном рынке труда22.

В Администрации губернатора Забайкальского края национальная политика выделена отдельным направлением, где включены материалы для иностранных граждан, работодателей, привлекающих иностранную рабочую силу, а также сведения об условиях реализации программы по переселению соотечественников, проживающих за рубежом.23 Забайкальский край является единственным регионом, где информационные материалы для иностранных граждан и по вопросам привлечения иностранных трудовых мигрантов обобщены в одном разделе и размещены доступно.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основные задачи Управления занятости при Департаменте социальной политики Чукотского автономного округа связаны с оказанием содействия «безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости; выдачей заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, содействия работодателям в привлечении трудовых ресурсов субъектов Российской Федерации, не включённых в перечень, утверждённый Правительством Российской Федерации».24

В структуре Аппарата Губернатора и Правительства Чукотского АО выделено Управление по внутренней политике и Управление по делам международного сотрудничества и Арктики. На сайте Аппарата представлен перечень нормативно-правовых актов федерального уровня, а также ведомственных документов, регламентирующих правила въезда иностранных граждан на территорию Чукотского автономного округа, отнесённого к территориям с регламентированным посещением для иностранных граждан25.

22 Интерактивный портал Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края. Мобильность трудовых ресурсов: [сайт]. URL: https://minsoc.75.ru/ deyatel-nost/trud-i-demografiya/trudovye-resursy/mobil-nost-trudovyh-resursov (дата обращения: 25.11.2021).

23 Администрация губернатора Забайкальского края. Национальная политика: [сайт]. URL: https://adm.75. ru/nacional-naya-politika/informacionnye-materialy-dlya-migrantov (дата обращения: 14.11.2021).

24 Департамент социальной защиты Чукотского АО: [сайт]. URL: https://chaogov.ru/vlast/organy-vlasti/ depsocpol/upravlenie-zanyatosti/gosudarstvennye-uslugi-predostavlyaemye-upravleniem2.php (дата обращения: 14.11.2021).

25 Порядок оформления разрешения на въезд. URL: https://chaogov.ru/vlast/organy-vlasti/apparat-gubernatora-i-pravitelstva/poryadok-oformleniya-razresheniya-na-vezd/ (дата обращения: 18.11.2021).

В Сахалинской области на сайте управления программ занятости Агентства по труду и занятости представлен подробный прогноз с ежегодно обновляемым перечнем востребованных профессий и указанием их необходимого количества. Запрос выполняется на основании созданной системы, которую могут заполнить работодатели на условиях анонимности26. В функции Агентства в сфере содействия занятости населения и трудовой миграции входит контроль и регулирование вопросов в сфере привлечения иностранной рабочей силы, ситуации на рынке труда, разработка и реализация мероприятий по содействию добровольному переселению в Сахалинскую область соотечественников, проживающих за рубежом, реализация функций уполномоченного органа исполнительной власти Сахалинской области по определению потребности в привлечении иностранных работников, в том числе увеличению (уменьшению) размера потребности в привлечении иностранных работников, а также организационно-техническое обеспечение деятельности межведомственной комиссии Сахалинской области по вопросам привлечения и использования иностранных работников. Кроме того, Агентство разрабатывает и реализует региональную программу повышения мобильности трудовых ресурсов27.

В Амурской области задачи в сфере миграции распределены по различным органам власти. Управление внутренней политики осуществляет регулирование в сфере национальных, этно-кон-фессиональных и религиозных отношений. Управление занятости населения Амурской области является уполномоченным органом по реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Кроме того, Управление занятости населения взаимодействует с работодателями, привлекающими иностранную рабочую силу, предоставляет необходимую информацию и рекомендации28.

Министерство культуры и национальной политики курирует вопросы социально-культурной адаптации и интеграции мигрантов.29

26 Опрос работодателей о кадровой потребности. URL:https://tzn.sakhalin.gov.ru/ about/analiticheskaja-informacija/prognoz-potrebnosti-v-kadrakh-sakhalinskoi-oblasti/ (дата обращения: 14.11.2021).

27 Положение об агентстве по труду и занятости населения Сахалинской области. Утверждено постановлением Правительства Сахалинской области от 28.12.2015 N 553. URL: https://tzn.sakhalin.gov.ru/about/obshchie-dannye/ (дата обращения: 14.11.2021).

28 Управление занятости населения Амурской области: [сайт]. URL: https://uzn.amurobl.ru/pages/nasha-deyatelnost/ inostrannaya-rabochaya-sila/ (дата обращения: 14.11.2021).

29 Министерство культуры и национальной политики

Амурской области: [сайт]. URL: https://kult.amurobl.ru/pages/

natsionalnaya-politika/ (дата обращения: 14.11.2021).

В Магаданской области Министерство труда и социальной политики является уполномоченным органом, ответственным за реализацию в регионе Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, а также по определению потребности в привлечении иностранных работников, в том числе увеличения (уменьшения) размера потребности в привлечении иностранных работников. Координатором Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, в Магаданскую область является Управление по вопросам миграции УМВД России по Магаданской области. Указанная Программа является подпрограммой государственной программы Магаданской области «Трудовые ресурсы Магаданской области»30.

В области созданы постоянно действующие координационные органы - Межведомственная комиссия по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории Магаданской области31 и Межведомственная комиссия по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, в Магаданскую область32.

Управление трудовой занятости населения правительства Еврейской автономной области выполняет мероприятия в рамках привлечения иностранной рабочей силы, обеспечивает доступность нормативно-правовой базы для граждан и юридических лиц о правилах приёма и использования труда иностранных граждан33.

Управление по внутренней политике ЕАО и Управление по вопросам миграции при УМВД по Еврейской автономной области курируют реализацию областной программы по оказанию содействия добровольному переселению в регион

30 Постановление Правительства Магаданской области № 289-пп от 15 апреля 2021 г. г. «О внесении изменений в постановление администрации Магаданской области от 31 октября 2013 г. № 1051-па». URL: https://www.49gov. ru/documents/one/index.php?id=37268 (дата обращения: 10.11.2021).

31 О межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории Магаданской области. URL: https://www.49gov. ru/documents/one/index.php?id=4102 (дата обращения: 14.11.2021).

32 О межведомственной комиссии по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, в Магаданскую область. URL: https:// www.49gov.ru/documents/one/index.php?id=7684 (дата обращения: 14.11.2021).

33 Постановление Правительства Еврейской автономной области №84-пп от 20 марта 2018 года «Об управлении трудовой занятости населения правительства Еврейской автономной области».

соотечественников, проживающих за рубежом34, однако реализация мероприятий Программы осуществляется в рамках текущей деятельности отдельных структурных подразделений Правительства ЕАО (департамент по внутренней политике Еврейской автономной области, департамент по труду и занятости населения правительства Еврейской автономной области, департамент социальной защиты населения правительства Еврейской автономной области, департамент образования Еврейской автономной области, департамент сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области, департамент здравоохранения правительства Еврейской автономной области)35.

В Еврейской автономной области действует коллегиальный орган, Межведомственная комиссия по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории Еврейской автономной области36, в состав которой входят представители различных органов исполнительной власти, формируемой правительством ЕАО, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, общественных организаций.

На территории Республики Бурятия действия по реализации единой государственной миграционной политики координирует Правительственная комиссия по миграционной политике, в состав которой входят территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления субъекта, а также заинтересованные организации и общественные объединения Республики37.

Среди исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия отметим Комитет по труду в структуре Министерства экономики Республики и Республиканское агентство занятости населения.

34 Распоряжение Правительства Еврейской автономной области N 240-пп от 5 августа 2019 года «Об утверждении государственной программы Еврейской автономной области «Оказание содействия добровольному переселению в Еврейскую автономную область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2019-2022 годы». URL: https://docs.cntd. ru/document/561463354 (дата обращения: 14.11.2021).

35 Там же.

36 Постановление губернатора Еврейской автономной области N 119 от 30 мая 2017 года «О Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории Еврейской автономной области» (с изменениями на 14 мая 2020 года). URL: https:// www.eao.ru/upload/medialibrary/205/119 %20 %D0 %BF %D0 % B3.pdf (дата обращения: 10.11.2021).

37 Положение о правительственной комиссии по миграционной политике. Постановление Правительства Республики Бурятия от 3 мая 2005 года N 152 «О Правительственной комиссии по миграционной политике».

Комитет по труду осуществляет мониторинг миграционных процессов и координирует вопросы демографического развития на территории республики, в том числе в сравнении с Сибирским федеральным округом и Российской Феде-рацией38. Республиканское агентство занятости населения является уполномоченным органом по реализации Программы «Оказание содействия добровольному переселению в Республику Бурятия соотечественников, проживающих за рубежом, на 2020-2024 годы»39, кроме того, содействует работодателям в привлечении трудовых ресурсов в рамках реализации подпрограммы повышения мобильности трудовых ресурсов.

Министерство труда и развития кадрового потенциала Камчатского края, являясь исполнительным органом государственной власти Камчатского края, уполномочено в сфере труда, правового положения иностранных граждан на территории Российской Федерации, реализации государственной программы «Оказание содействия добровольному переселению в Камчатский край соотечественников, проживающих за рубежом», обеспечения социальной адаптации мигрантов, содействия занятости населения региона.40

В структуре Министерства создан Центр социальной адаптации мигрантов, в котором организованы бесплатные занятия для иностранных граждан для последующей сдачи комплексного экзамена уровня знаний русского языка, истории России и основ российского законодательства и получения разрешительных документов на территории Камчатского края41.

Управление по вопросам миграции УМВД России по Камчатскому краю курирует вопросы ими-грационного контроля, трудовой миграции42.

38 Комитет по труду Республики Бурятия: [сайт]. URL: https://egov-buryatia.ru/minec/about_authority/%D1%81%D1%82 %D1%80%D1%83%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0/ labor-committee.php?clear_cache=Y (дата обращения: 10.11.2021).

39 Программа по переселению соотечественников в Республике Бурятия. URL: https://egov-buryatia.ru/azan/activities/docu ments/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%B5%D 0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D1%81%D0%B E%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82 %D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B E%D0%B2/index.php дата обращения: 10.11.2021).

40 Постановление Правительства Камчатского края N 415-П от 19 декабря 2008 г. «Об утверждении положения о министерстве труда и развития кадрового потенциала Камчатского края» (в редакции постановления Правительства Камчатского края от 29.09.2021 № 411-П). URL: https://www.kamgov.ru/ agzanyat/general_information/status (дата обращения: 10.11.2021).

41 Министерство труда и развития кадрового потенциала Камчатского края. Центр социальной адаптации мигрантов: [сайт]. URL: https://www.kamgov.ru/agzanyat/migracionnaa-politika/ centr-socialnoj-adaptacii-migrantov (дата обращения: 10.11.2021).

42 Управления по вопросам миграции УМВД России

по Камчатскому краю: [сайт]. URL: https://41.xn--b1aew.xn-

-p1ai/ms/ADRESA_I_KONTAKTI/Upravlenie_po_voprosam_ migracii_UMVD_Ros (дата обращения: 10.11.2021).

Вопросы привлечения и использования иностранных трудовых мигрантов на территории Республики Саха (Якутия) отражены в деятельности республиканского государственного комитета по занятости населения43. Кроме того, к полномочиям Комитета относится анализ ситуации на рынке труда республики, регулирования миграционных процессов, в том числе реализация подпрограммы «Оказание содействия добровольному переселению в Республику Саха (Якутия) соотечественников, проживающих за рубежом», государственной программы Республики Саха (Якутия) «Содействие занятости населения Республики Саха (Якутия) на 2018-2022 годы»44. Так же как и во всех субъектах РФ, в республике действует территориальный орган УМВД РФ.

Заключение

На основе функционального подхода разработана типология институциональной структуры реализации государственной миграционной политики, проводимой на Дальнем Востоке России. В рамках данной типологии выделены институты, деятельность которых ориентирована на развитие территории Дальневосточного федерального округа. Выделено шесть типов институтов с разной функциональной направленностью и разным уровнем управления.

В результате контент-анализа существующих институтов в сфере миграции на уровне субъектов ДФО можно отметить, что информация о полномочиях и реализуемых мероприятиях часто малодоступна и её поиск требует определённых навыков и знаний. Если структура и содержание сайтов территориальных органов федеральных органов исполнительной власти оформлены по единым требования, что позволяет найти необходимую информацию в рамках установленных требований, то структура и содержание материалов на сайтах исполнительных органов государственной власти субъектов ДФО, напротив, не имеют общей схемы, что осложняет работу с ними. Существующие различия в структуре институтов, регулирующих вопросы миграции на уровне субъектов федерации, объясняются отсутствием единых норм формирования информационных ресурсов со-

43 Привлечение и использование иностранных работников в Республике Саха (Якутия). URL: https://gkzn.sakha. gov.ru/regulirovanie-migratsionnyh-protsessov/privlechenie-inostrannoj-rabochej-sily (дата обращения: 10.11.2021).

44 Подпрограмма «Оказание содействия добровольному переселению в Республику Саха (Якутия) соотечественников, проживающих за рубежом». URL: https://gkzn.sakha. gov.ru/regulirovanie-migratsionnyh-protsessov/sodejstvija-dobrovolnomu-pereseleniju-v-respubliku-saha-jakutija-sootechestvennikov-prozhivajuschih-za-rubezhom (дата обращения: 10.11.2021).

ответствующих исполнительных органов государственной власти.

Возможности управления миграционными процессами на уровне субъекта ограничены федеральными нормативно-правовыми актами, программами и положениями. Однако очевидно, что региональный уровень управления в сфере миграции имеет значение в привлечении трудовых мигрантов, повышения мобильности среди российских граждан.

Сложная институциональная структура в сфере миграции позволяет сделать вывод об отсутствии в большинстве субъектов ДФО чётко сформированного подхода к управлению миграционными процессами. Координирующую функцию в сфере миграции выполняют комиссии по миграционной политике при главе правительства субъекта. Однако управление миграционными процессами требует согласованных действий, систематичных и последовательных.

Проведённый анализ позволяет говорить о наличии в Дальневосточном федеральном округе структуры институтов, деятельность которых связана с регулированием миграции. На наш взгляд, можно выделить несколько независимых структур, наделенных своими целями. Министерство РФ по развитию ДВ и Арктики, исходя из утверждённой Концепции демографической политики Дальнего Востока на период до 2025 года, преследует цель повышения численности постоянного населения в округе до 8,6 млн человек, в

том числе за счёт мероприятий по улучшению качества жизни в субъектах округа и, как следствие, сокращения миграционной убыли населения. Органы исполнительной власти на региональном уровне отвечают за реализацию данной цели на местах. Деятельность Министерства внутренних дел РФ, включая его территориальные органы, направлена, в первую очередь на соблюдение безопасности, регулируя безвозвратные и временные потоки мигрантов через призму преступности. Федеральное агентство по делам национальностей обеспечивает выработку и реализацию государственной национальной политики, включая вопросы адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации45. Принимая во внимание наличие у каждой подструктуры цели, для ДФО не определён институт, обеспечивающий комплексное управление миграционными процессами.

Кроме того, не существует комплексных показателей результативности реализуемых мероприятий в рамках управления миграционными процессами, достижение которых позволило бы достичь ведущую цель управления миграцией в округе, которая на данный момент не определена. Отсутствие комплексных показателей не позволяет оценить уровень результативности проводимых мероприятий.

45 Положение о Федеральном агентстве по делам национальностей: [сайт]. URL: https://fadn.gov.ru/agency/ polozhenie-ob-agentstve (дата обращения: 26.02.2022).

Список литературы

1. Авдеев Ю.А. Дальний Восток: как остановить отток населения и сделать его привлекательным? (полемические размышления) // Уровень жизни населения регионов России. 2021. Т. 17. № 3. С. 299-313. DOI: 10.19181/lsprr.2021.17.3.1

2. Алхасов С.С., Рязанцев С.В. Трудовая миграция в приграничном регионе по данным онлайн-рекрутмента (на материалах Амурской области) // Уровень жизни населения регионов России. 2021. Т. 17. № 4. С. 431-441. DOI: 10.19181/ lsprr.2021.17.4.1

3. Бляхер Л.Е., Григоричев К.В. Внутренняя миграция как политическая проблема, или как и почему уезжают жители Дальнего Востока России // Полития: Анализ. Хроника. Прогноз (Журнал политической философии и социологии политики). 2020. № 1 (96). С. 74-97. DOI: 10.30570/2078-5089-2020-96-1-74-97

4. Ващук А.С. Политика привлечения иностранных трудовых мигрантов на Дальний Восток России: между прагматическим курсом и стратегией безопасности (конец ХХ - начало XXI в.) // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2019. № 4 (51). С. 122-134. DOI: 10.24866/1998-6785/2019-4/122-134

5. Винокурова А.В., Ардальянова А.Ю., Шаривхан Ж. Уехать "куда" или "откуда": условия жизни и миграционные стратегии жителей дальневосточного российско-китайского приграничья // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2020. № 4. С. 7-15. DOI: 10.24866/1998-6785/2020-4/7-15

6. Друзяка А.В. Система регулирования внешней миграции на Дальнем Востоке Российской Федерации (1991-2020 гг.) // ДЕМИС. Демографические исследования. 2021. Том 1. № 3. С. 114-129. DOI: https://doi.Org/10.19181/demis.2021.1.3.10

7. Ивашина Н.В. Анализ трудовой миграции в Приморском крае // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2016. № 7 (289). С. 32-41.

8. Мищук С.Н. Китайский фактор в АПК приграничного региона: итоги 20 лет сотрудничества // ЭКО. 2021. № 12 (570). С. 97-119. DOI: 10.30680/Eœ0131-7652-2021-12-97-119

9. Мотрич Е.Л., Березутский Ю.В. Миграция в демографическом развитии Дальнего Востока России: проблемы и социальные последствия // Социальная политика и социология. 2018. Т. 17. № 2 (127). С. 141-150. DOI: 10.17922/2071-36652018-17-2-141-150

10. Никитенко И.В. Современная миграционная политика и её влияние на миграционную безопасность России // Миграционное право. 2015. № 4. С. 14-17.

11. Титова Е.В. Механизмы регулирования процессов адаптации этнической трудовой миграции в Еврейской автономной области // Региональные проблемы. 2015. Т. 18. № 3. С. 82-87.

12. Хавинсон М.Ю., Колобов А.Н. Моделирование периодических колебаний миграционной динамики: агент-ориентированный подход // Региональные проблемы. 2019. Т. 22. № 4. С. 69-75. DOI: 10.31433/2618-9593-2019-22-4-69-75

13. Храмова М.Н., Морозов В.М. Потенциал вьетнамской миграции для социально-экономического развития регионов Дальнего Востока России // Наука. Культура. Общество. 2018. № 4. С. 38-46.

14. Шмидт Ю.Д., Ивашина Н.В., Озерова Г.П. Моделирование межрегиональных миграционных потоков клеточными автоматами // Компьютерные исследования и моделирование. 2020. Т. 12. № 6. С. 1467-1483. DOI: 10.20537/2076-76332020-12-6-1467-1483

15. Jiayi Zhou. Chinese agrarian capitalism in the Russian Far East, Third World Thematics: A TWQ Journal. 2016. 1:5. P. 612-632. DOI: 10.1080/23802014.2016.1327795

16. Mishchuk S.N. General characteristics and regional differences of migration processes in the Russian Far East in the post-soviet period. Regional Research of Russia. 2020. Vol. 10. № 1. P. 86-96. DOI: 10.1134/S2079970520010074

17. Sukneva S.A. Migration processes in the Sakha Republic (Yakutia) // Espace-Populations-Societes. 2021. № б/н. С. 1-17. DOI: 10.4000/EPS.10352

Информация об авторе:

Светлана Николаевна Мищук - кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник, Институт демографических

исследований ФНИСЦ РАН, ведущий научный сотрудник, Институт комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН.

(E-mail: svetamic79@mail.ru), (elibrary AuthorlD: 147787),

(ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8117-6352), (ResearcherlD: B-2042-2014).

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 12.01.2022; одобрена после рецензирования 02.03.2022; принята к публикации 12.04.2022.

RAR (Research Article)

doi: 10.19181/ lsprr.2022.18.2.1

Institutional structure for ensuring migration policy in the subjects of the Far Eastern Federal district

Svetlana N. Mishchuk1' 2

1 Institute for Demographic Research, FCTAS RAS (6, Building 1, Fotieva Street, Moscow, Russian Federation, 119333)

2 Institute for Complex Analysis of Regional Problems, FEB RAS (4, Sholom-Aleikhem St., Birobidzhan, 679016, Russian Federation)

Abstract

Migration policy is part of Russia's demographic and social policy in the Russian Far East. This is reflected in the structure of institutions whose activities are aimed at regulating the development of the Far East. Currently, there are many studies of migration in the Far East and in its regions. However, there are still questions about the migration management system at the regional level, including the structure and functional load of existing institutions, their relationship with the federal level of government. The purpose of the study is to analyze the existing system of management of migration processes at the level of the Far Eastern federal body and its subjects. The object of the research is the institutional structure of the management of migration processes. The study is based on the application of a functional approach, content analysis of regional websites of executive authorities of the subjects of the Far Eastern Federal District. Based on the functional approach, the author has developed a typology of the institutional structure for the implementation of state migration policy in the Russian Far East. Six types of institutions have been identified, the activities of which are focused on the management of demographic processes in the Far Eastern Federal District and are characterized by a certain level of management and functions performed. Differences in the structure of the institutions regulating migration issues at the level of the subjects of the Far Eastern Federal District are explained by the lack of uniform norms for the formation of the corresponding executive bodies of state power. The conclusion is made about the absence of a single unified approach to the organization of the institutional structure for managing migration processes.

Keywords: institutional structure, migration, migration policy, population, governance, functions, the Far East

For citation: Mishchuk S. N. Institutional structure for ensuring migration policy in the subjects of the Far Eastern Federal district. Living Standards of the Population in the Regions of Russia. 2022. Vol. 18. No. 2. P. 151-161. DOI: 10.19181/lsprr.2022.18.2.1

References

1. Avdeev Yu.A. Far East: how to stop the outflow of people and make it attractive? (Polemical reflections). Living Standards of the Population in the Regions of Russia. 2021. Vol. 17. No.3. P. 299-313. DOI: 10.19181/lsprr.2021.17.3.1 (In Russ.).

2. Alkhasov S.S., Ryazantsev S.V. Labour migration in the border region according to online recruitment data (based on the materials of Amur Region). Living Standards of the Population in the Regions of Russia. 2021. Vol. 17. No.4. P. 431-441. DOI: 10.19181/lsprr.2021.17.4.1 (In Russ.).

3. Bliakher L.E., Grigorichev K.V. Internal migration as a political problem, or why and how residents of the Russian Far East move out. Politeia. 2020. No 1 (96). P. 74-97 DOI: 10.30570/2078-5089-2020-96-1-74-97 (In Russ.).

4. Vashchuk A. S. The policy of attracting foreign labor migrants to the Russian Far East: between the pragmatic course and the security strategy (late XX - early XXI centuries). Ojkumena. Regional researches. 2019. No 4. P. 122-134. DOI: 10.24866/19986785/2019-4/122-134 (In Russ.).

5. Vinokurova A. V., Ardal'yanova A. Yu., SHarivkhan ZH. Leaving "where" or "from where": living conditions and migration strategies of residents of the Far Eastern Russian-Chinese borderland. Ojkumena. Regional researches. 2020. No 4. P. 7-15. DOI: 10.24866/1998- 6785/2020-4/7-15 (In Russ.)

6. Andrey V. Druzyaka The System of regulation of external migration in the Far East of the Russian Federation (1991-2020). DEMIS. Demographic research. 2021. Vol. 1. No. 3. P. 114-129. DOI: 10.19181/demis.2021.1.3.10 (In Russ.)

7. Ivashina Natal'ya V. An analysis of labor migration in the Primorsky Krai. Financial Analytics: Science and Experience. 2016. No 7 (289). P. 32-41. (In Russ.).

8. Mishchuk, S.N. The Chinese Factor in Agriculture of the Border Region in the Russian Far East: Results of Twenty Years' Cooperation. ЕСО. 2021. No. 12. P. 97-119. DOI: 10.30680/ECO0131-7652-2021-12-97-119 (In Russ.).

9. Motrich, E.L. & Berezutskiy, Yu.V. Migration in the Demographic Development of the Russian Far East: Problems and Social Consequences. Social Policy and Sociology. 2018. Vol. 17. No. 2 (127). P. 141-150. DOI: 10.17922/2071-3665-2018-17-2-141-150 (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Nikitenko I.V. The modern migration policy and its influence on the migration safety of Russia. Migration law. 2015. No 4. P. 14-17. (In Russ.).

11. Titova Ye.V. Mechanisms for regulating the processes of adapting ethnic labor migration in the Jewish Autonomous Region. Regional Problems. 2015. Vol. 18. No 3. P. 82-87. (In Russ.).

12. Khavinson M.Yu., Kolobov A.N. Modeling of periodic oscillations of migration dynamics: the agent-oriented approach. Regional Problems. 2019. Vol. 22. No 4. P. 69-75. DOI: 10.31433/2618-9593-2019-22-4-69-75 (In Russ.)

13. Khramova M., Morozov V. Potential of Vietnam migration for the socio-economic development of the Russian Far East regions. Science. Culture. Society. 2018. No 4. P. 38-46 (In Russ.).

14. Shmidt Y.D., Ivashina N.V., Ozerova G.P. Modelling interregional migration flows by the cellular automata. Computer Research and Modeling. 2020. Vol. 12. No. 6. P. 1467-1483 (In Russ.). DOI: 10.20537/2076-7633-2020-12-6-1467-1483

15. Jiayi Zhou (2016) Chinese agrarian capitalism in the Russian Far East, Third World Thematics: A TWQ Journal, 1:5, 612-632 DOI: 10.1080/23802014.2016.1327795

16. Mishchuk S.N. General characteristics and regional differences of migration processes in the Russian Far East in the postsoviet period. Regional Research of Russia. 2020. Vol. 10. No 1. P. 86-96. DOI: 10.1134/S2079970520010074

17. Sukneva S.A. Migration processes in the Sakha Republic (Yakutia). Espace-Populations-Societes. 2021. No 6/h. C. 1-17. DOI: 10.4000/EPS.10352

Information about the author:

Svetlana N. Mishchuk - Candidate of Sciences (Economics), Associate Professor, Leading Researcher, Institute for Demographic

Research FCTAS RAS. Leading Researcher, Institute for Complex Analysis of Regional Problems FEB RAS.

(E-mail: svetamic79@mail.ru), (elibrary AuthorlD: 147787),

(ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8117-6352), (ResearcherlD: B-2042-2014).

The author declares no conflicts of interests.

The article was submitted 12.01.2022; approved after reviewing 02.03.2022; accepted for publication 12.04.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.