ISSN 2949-5040
УДК 332.132-044.247-049.5(045) DOI: 10.18384/2949-5024-2024-2-79-88
ПРОБЛЕМЫ МЕЗОЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НОВЫХ РЕГИОНОВ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ В ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Логутова Т. Г.
Мариупольский государственный университет имени А. И. Куинджи, 287512, Донецкая Народная Республика., г. Мариуполь, ул. Урицкого, д. 114, Российская Федерация
Аннотация
Цель. Определение проблем мезоэкономической безопасности новых регионов в процессе их интеграции в экономическое пространство Российской Федерации. Процедура и методы. Исследование проведено на основании сравнительно-исторического комплексного анализа концептуальных направлений, обеспечивающих экономическую безопасность новых регионов. Для решения задач, поставленных в работе, были использованы общенаучные методы, сравнительный и функциональный анализ. Результаты. Основные научные результаты получены с помощью комплексных исследований источников возникновения угроз экономической безопасности новых регионов, выявлены проблемы интеграционных процессов, определены инструменты управления региональной экономической безопасностью, рассмотрен процесс реализации социально-экономического развития новых регионов.
Теоретическая и/или практическая значимость заключается в исследовании проблем мезоэкономической безопасности новых регионов, проанализированы трактовки экономической безопасности региона. Рассмотрены причины возникновения угроз экономической безопасности. Определены инструменты управления мезоэкономической безопасностью, что позволит преодолеть проблемы интеграционных процессов новых регионов в социально-экономическое пространство Российской Федерации. Ключевые слова: экономическая безопасность, новые регионы, угрозы, проблемы, интеграционные процессы
PROBLEMS OF MESO-ECONOMIC SECURITY OF NEW REGIONS IN THE CONTEXT OF INTEGRATION INTO THE ECONOMIC SPACE OF THE RUSSIAN FEDERATION
T. Logutova
Mariupol State University named after A. I. Kuindzhi, ul. Uritskogo 114, Mariupol 287512, Donetskiy region, DNR, Russian Federation
Abstract
Aim. Identification of problems of meso-economic security of new regions in the process of their integration into the economic space of the Russian Federation.
© CC BY Логутова Т. Г., 2024.
Methodology. The study was conducted on the basis of a comparative-historical comprehensive analysis of the conceptual directions that ensure the economic security of new regions. General scientific methods, comparative and functional analysis were used to solve the tasks set in the work.
Results. The main scientific results were obtained through comprehensive studies of the sources of threats to the economic security of new regions, problems of integration processes were identified, tools for managing regional economic security were identified, and the process of implementing socio-economic development of new regions was considered.
Research implications in the study of the problems of mesoeconomical security of new regions, the interpretations of the economic security of the region are analyzed. The reasons for the emergence of threats to economic security are considered. The mesoeconomical security management tools have been identified, which will allow overcoming the problems of integration processes of new regions into the socio-economic space of the Russian Federation. Keywords: economic security, new regions, threats, problems, integration processes
Введение
В условиях всеобщей экономической нестабильности мирового сообщества обеспечение экономической безопасности как отдельного государства в целом, так и его регионов, является одной из основных проблем . Решение этой проблемы особенно остро стоит в государствах, объединяющих большое количество регионов, т. к. управление экономической безопасностью невозможно осуществлять по универсальной модели и единому алгоритму. Известно, что каждый регион имеет свои характерные особенности: географические, исторические, социальные, экономические, демографические, — что и определяет выбор их приоритетных направлений развития, однако, руководствуясь при этом законодательной базой государства и его национальными интересами
Исследование проблем мезоэкономической безопасности новых регионов в процессе интеграции и определение механизмов их решения
Российская Федерация является государством с огромной территорией и большой протяжённостью границ . На территории РФ находятся 85 субъектов, 22 республики, 9 краев, 1 автономная область, 4 автономных округа, 46 областей и 3 города федерального подчинения . Субъекты выделены с учётом территориального и национально-территориального принципа .
30 сентября 2022 г. РФ был подписан договор с Донецкой Народной Республикой, Луганской Народной Республикой, Запорожской и Херсонской областями (Херсонская область вошла с двумя районами Николаевской области) о вхождении этих субъектов в состав РФ . Переходный период для их интеграции в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы, а также в систему органов государственной власти будет действовать до 1 января 2026 г
Интеграционный процесс уже начался и успешно продолжается
В новых республиках и областях созданы территориальные подразделения федеральных органов исполнительной власти, учреждаются органы прокуратуры и обеспечивается функционирование российской судебной системы, образуются городские муниципальные округа, определяются границы муниципальных образований.
V8V
ISSN 2949-5040
В условиях продолжающейся Специальной военной операции и непрекращающихся агрессивных действий со стороны стран-членов НАТО остро стоит проблема обеспечения государственной безопасности, одной из основных составляющих которой является экономическая безопасность . Трактовка категории «экономическая безопасность» весьма разнообразна и продолжает дополняться, что обусловлено изменением макросреды В современных условиях, когда кардинально меняется геополитическая ситуация, мировое сообщество стремится к многополярности, а государства - к сохранению своего суверенитета, понятие «экономическая безопасность» приобретает особое значение [2, с . 21].
Предпосылкой к появлению термина «экономическая безопасность» явилось на Западе в 60-х гг. XX в . обострение проблемы ограниченности ресурсов вследствие распада колониальной системы, а следовательно, разрушение традиционных связей между поставщиками жизненно важных ресурсов [2, с . 36].
В большинстве стран концепции экономической безопасности разрабатываются на государственном уровне, что находит отражение в разрабатываемых законах и концепциях национальной экономической безопасности, также в России разработаны и действуют Закон «О безопасности» (1992 г. )1, «Концепция национальной безопасности Российской Федерации» (1997 г. )2 .
В 2017 г. вышел указ Президента Российской Федерации № 208 от 13 .05.20 1 73, который определил экономическую безопасность как состояние защищённости национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечивается экономический суверенитет страны, единство её экономического пространства и условия для реализации стратегических приоритетов РФ . Таким образом, экономическая безопасность государства представляет собой совокупный результат действий, направленных на достижение экономической безопасности отдельных регионов как структурных единиц государства [9, с . 48; 10, с . 42].
Анализируя подходы к определению сущности понятия «экономическая безопасность», надо отметить, что в трудах отечественных учёных понятие «экономическая безопасность» раскрывается в трёх направлениях: независимость, устойчивость, обеспечение воспроизводства [5, с . 473].
Для РФ рассмотрение экономической безопасности в региональном аспекте имеет большое значение, что объясняется следующими обстоятельствами:
- федеративным устройством России, большой территорией и значительной протяжённостью границ;
- необходимостью интеграции четырёх новых регионов: Донецкой Народной республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей в экономическое пространство РФ
Концепция экономической безопасности основывается на государственной концепции Однако каждый регион стремится разработать собственную концепцию, которая учитывала бы его особенности и позволяла оперативно решать проблемы, возникающие в нестандартных ситуациях Таким образом, независимость -это способность объекта Федерации формировать и проводить свою собственную
1 Закон Российской Федерации «О безопасности» от 05.03.1992 № 2446-I // Российская газета. 1992.
2 Конституция Российской Федерации «Конституция национальной безопасности РФ» от 1997 № 1300 // Собрание законодательства Российской Федерации, 1997.
3 Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 № 208 «О стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года», р . II // pravo.gov.ru: [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&firstDoc=1&lastDoc=1&nd=102432051 (дата обращения: 15.12.2023).
ISSN 2949-5040
экономическую политику, которая может в определённой степени согласовываться или не согласовываться с политикой Федерального центра [3, с . 48; 5, с . 475].
Анализ большого количества научных трудов показал, что единой трактовки понятия «экономическая безопасность» не сформулировано . "Экономическая безопасность" достаточно широкое и многогранное понятие, которое включает большое количество таких компонентов, как: продовольственная, социальная, производственная, технологическая, энергетическая, информационная, финансовая, административная, природоресурсная, международная, оборонная и экологическая сферы [6, с . 95; 7, с. 337; 9, с. 48]
Актуальной является трактовка понятия экономической безопасности региона как самостоятельной экономической подсистемы, представляющей совокупность свойств, которые обеспечивают прогрессивное развитие региона в условиях дестабилизирующего влияния различных угроз . Возможна и другая трактовка экономической безопасности региона как совокупности современного состояния, условий и факторов, которые отображают стабильность, стойкость и поступательное развитие экономической территории, обладающей определённой независимостью, и её интеграцию в экономику государства [8, с. 1063].
О . В . Широкова рассматривает экономическую безопасность как обеспечение социально-экономической стабилизации и оптимального движения, распределения, использования ресурсов в независимости, либо в минимальной зависимости от факторов внешней среды [10, с . 43].
В настоящее время отечественные учёные трактуют понятие экономической безопасности как состояние, при котором объект под негативным воздействием разрушающих факторов надежно защищён, сохраняет свои основные характеристики и способен развиваться [2, с . 29].
Управление экономической безопасностью означает оптимальный выбор инструментов управления . М . В . Максимов определяет инструмент обеспечения экономической безопасности региона как совокупность способов, с помощью которых возможно осуществлять воздействия на систему с целью её стабилизации и улучшения определения её параметров [7, с . 337].
По мнению автора, основным инструментом является программное финансирование, которое включает совокупность узкоспециализированных способов, определяемых для решения каждой конкретной задачи . Основой для принятия решения об использовании указанных инструментов являются определённые механизмы
Опыт свидетельствует о том, что на выбор механизмов оценки состояния региона влияет характеристика региона, его особенности, влияние макросферы Применительно к новым регионам, которые недавно вошли в состав РФ, существует необходимость оценки их ресурсного потенциала, анализа источников дохода, учёта их географического расположения, демографической и социальной обстановки, состояния инфраструктуры
Обеспечение экономической безопасности неизбежно сопровождается угрозами, появление которых обусловлено изменением как внутри региона, так и в макросфере Анализ угроз экономической безопасности региона неотделим от анализа угроз РФ, т к регионы являются ресурсной основой государства, на которой формируется национальная безопасность страны и её важнейшая составляющая, -экономическая безопасность В настоящее время отечественные учёные трактуют понятие экономической безопасности как состояние, при котором объект под негативным воздействием разрушающих факторов надежно защищён, сохраняет свои основные характеристики и способен развиваться [3, с . 48; 5, с . 477].
ISSN 2949-5040
В условиях продолжающихся военных действий новые регионы принимают активные действия для решения проблем региональной экономической безопасности, используя как собственные ресурсы, так и огромную помощь регионов РФ .
Трудности интеграционного процесса новых регионов определяются в настоящее время наличием дисбаланса в состоянии новых и уже состоящих в составе РФ субъектов: разрушенная инфраструктура, резкий отток населения, социальные проблемы, уничтоженные хозяйственные связи, разрушенная транспортно-логи-стическая система, продолжение военных действий на части территорий Таким образом, угрозами экономической безопасности для новых регионов являются: спад производственного потенциала; отток научных кадров и замедление развития научно-технического потенциала; угроза продовольственной безопасности; криминализация экономической деятельности; увеличение техногенной нагрузки; ухудшение социально-демографической обстановки; незащищённость отечественных производителей [9, с . 50].
Решение указанных проблем даст возможность уменьшить, а в некоторых случаях и нивелировать обнаруженные угрозы и обеспечить экономическую безопасность новых регионов и, следовательно, экономическую безопасность государства в целом
Стоит отметить, что до начала СВО Донецкая, Запорожская и Луганская области входили в группу регионов-доноров, которые не получали трансферы и субвенции из государственного бюджета . Это свидетельствует об их высоком экономическом потенциале Однако в настоящее время состояние новых регионов можно квалифицировать как депрессивное При этом следует отметить, что Донецкая и Луганская Народные Республики, Запорожская и Херсонская области имеют значительные экономические ресурсы и высокий уровень экономического развития, что формирует высокий промышленный потенциал и является значимым аргументом для интеграции регионов в национальное пространство РФ [1, с . 304].
Таким образом, преодоление региональных проблем требует значительных финансовых вложений в восстановление инфраструктуры и преодоление последствий экологических катастроф, установления особых правовых режимов хозяйствования и исполнительных органов .
По мнению автора [4, с . 48], источниками происхождения угроз экономической безопасности могут являться различные факторы, если они приобретают критическое значение для функциональных элементов экономики Объединяющим для этих факторов является то, что они, проявляясь в реальности, дестабилизируют и дезорганизуют экономику региона, что приводит к ощутимому ущербу
Анализ причин происхождения угроз экономической безопасности свидетельствует, что их возникновение обусловлено особенностями регионов Регионы отличаются по многим признакам, и надо отметить, что их дифференциация усиливается в зависимости от ресурсного потенциала, концентрации промышленности, образовательного уровня населения, миграционных процессов, социально-экономической обстановки [10, с .51].
Традиционно учёные разделяют угрозы экономической безопасности на внутренние и внешние К наиболее распространённым видам внутренних угроз экономической безопасности относятся следующие: ослабление научно-технического потенциала, угроза продовольственной безопасности, рост безработицы, криминализация экономики, деградация окружающей природной среды, активизация миграции населения, ослабление трудовой мотивации, увеличение дифференциации уровня доходов населения, отсутствие чёткой конкретной региональной по-
ISSN 2949-5040
литики, недостатки в деятельности крупных производственных объектов и градообразующих предприятий, формирование регионального бюджета [10, с . 44].
К внешним угрозам экономической безопасности региона относятся: состояние государственной экономики, внешнеэкономической и социально-экономической политики
Для новых регионов причинами образования угроз экономической безопасности являются: разрушенная промышленная и социальная инфраструктура, недостаток квалифицированных специалистов во всех областях жизнедеятельности, замедление научно-технического прогресса, задолженность по заработной плате, пенсиям, социальным выплатам, отсутствие механизма защиты отечественных товаропроизводителей, коррупция, криминализация, продолжающиеся военные действия на отдельных не освобождённых территориях
Восстановление новых регионов и обеспечение их экономической безопасности возможно реализовать, используя специальные механизмы, которые осуществляются государственными, региональными и местными органами власти Инструментами механизмов обеспечения экономической безопасности являются следующие:
- разработка региональной стратегии развития новых регионов в рамках национальной стратегии развития РФ;
- доступность и использование ресурсной базы;
- формирование системы подготовки научных, научно-исследовательских и педагогических кадров;
- разработка особенных правовых режимов хозяйственной деятельности в рамках правового поля государства;
- разработка мер социальной защиты населения в условиях ликвидации последствий боевых действий;
- осуществление государственной поддержки новых регионов с применением различных программ выдачи субвенций и трансфера;
- разработка системы адаптивных мер для новых регионов с целью их интеграции в кредитно-финансовую систему РФ;
- разработка мер по упорядочиванию миграционных процессов;
- предоставление налоговых льгот предприятиям, которые создают дополнительные рабочие места, что способствует ослаблению социальной напряжённости и обеспечению региональной экономической безопасности .
Реализация стратегии социально-экономического развития новых регионов и процессов интеграции их в экономическое пространство РФ не является единственным концептуальным направлением, обеспечивающим их экономическую безопасность . Особого внимания требует организация в регионах молодёжной политики . Стратегия организации и развития молодёжной политики, прежде всего, должна быть нацелена на формирование активной жизнедеятельности, гражданского самоопределения, индивидуально-личностной самореализации, гармоничного развития и формирования мировоззрения в соответствии с базовыми ценностями общества: человек, семья, народ, народ России (российское общество, Российское государство, природа) .
Население Донецкой и Луганской областей является в большинстве русскоязычным и давно выражало своё желание в законодательном порядке утвердить русский язык в качестве государственного Этот вопрос обсуждался, но ни одно правительство Украины за 30 лет его не решило, что в последствии и послужило одной из основных причин конфликта в регионах Необходимо отметить взвешенный подход правительства России к решению языковой проблемы в новых регионах
ISSN 2949-5040
В соответствии со ст 68 Конституции РФ, государственным языком на территориях страны является русский язык государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов РФ1 Республики в праве устанавливать свои государственные языки По договору о новых регионах Россия гарантирует право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития . Украинский язык в новых регионах будет иметь статус официального, но не второго государственного В ДНР и ЛНР украинский язык лишен статуса государственного в 2020 г
Интеграционный процесс Донецкой и Луганской республик идёт быстрее по сравнению с Херсонской и Запорожской областями, т к на их территории российский рубль в качестве платёжного средства был введён сразу после освобождения . До 31 декабря 2022 г. в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях, наряду с рублями, разрешено было использовать украинскую гривну С 1 января 2023 г единой государственной валютой новых регионов (г. Мариуполь, г. Бердянск) является российский рубль, что становится важным фактором обеспечения экономической безопасности, т к позволило упростить расчёты, начать процессы стабилизации цен на продовольственные и промышленные товары, развивать финансово-промышленную деятельность, а следовательно, повысить уровень экономической безопасности
Обеспечение экономической безопасности новых регионов является очень важным и достаточно выполнимым проектом . Южные регионы играют важную роль в обеспечении не только региональной, но и национальной экономической безопасности, т. к . их транспортно-логистическая структура является частью сухопутного моста на Крым, и это обстоятельство позволяет обеспечивать регулярность доставки грузов на полуостров, обеспечивая его экономическую безопасность, что стабилизирует социально-психологическую обстановку Это ещё один важный фактор, способствующий обеспечению экономической безопасности
В настоящее время РФ имеет свободный доступ к периметру всего побережья Азовского моря и к семи портам: в Мариуполе, Бердянске, Скадовске, Херсоне, Ольвии, Николаеве, Белгород-Днестровском [4, с . 46]. Планируется запуск трёх морских портов в Херсонской области - в Геническе, Скадовске, Хорлахе . Таким образом, новые регионы способствуют расширению транспортно-логистической системы РФ в южных районах, что позволит активизировать регулярные морские перевозки и снизить нагрузку на автомобильный и железнодорожный транспорт
Присоединённые регионы - это регионы с развитой промышленной инфраструктурой, на территории которых до начала СВО функционировали предприятия угледобывающей, металлургической, машиностроительной, энергетической, химической, перерабатывающей, продовольственной отраслей На территории Запорожской области находится третья в мире по мощности АЭС - Угледарская ГЭС . В экспорте Донецкой Народной Республики 73% составляет каменный уголь, антрацит, кокс; 18% - прокат черных металлов, чугуна . Херсонская область богата материалами, востребованными в строительной промышленности: глина, песок, торф Восстанавливаются предприятия различных промышленных отраслей Особо необходимо отметить благоприятные природно-климатические условия новых территорий, которые способствуют выращиванию сельскохозяйственных культур Новые регионы обладают высоким ресурсным потенциалом, но главным ресурсом является трудолюбивое население В соответствии с результатами пред-
1 Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // [Электронный ресурс]. URL: http://pravo . gov. ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102027595&&ysclid=ltpqojohz8917226504 (дата обращения: 15.12.2023).
ISSN 2949-5040
варительного анализа было установлено, что до начала СВО население четырёх регионов составляло почти 6 млн человек, в процессе СВО оно уменьшилось на 1,5 млн человек. Однако сейчас наблюдается обратная тенденция - люди возвращаются в родные города и села
Заключение
Концепция региональной экономической безопасности основывается на государственной концепции Обобщая результаты исследования сущности понятия «экономическая безопасность», можно заключить, что именно региональная экономическая безопасность является основой национальной экономической безопасности и определяется как состояние системы, характеризующееся стабильностью и устойчивостью, социально-экономической стабилизацией и оптимальным движением распределения ресурсов, а также независимостью от факторов внешнего влияния Управление экономической безопасностью заключается в оценке ресурсного потенциала, выборе механизмов и инструментов реализации управления концепцией экономической безопасности
Инструменты механизма управления мезоэкономической безопасности новых регионов представляют собой совокупность действий, касающихся разработки региональной стратегии развития новых регионов, особенных правовых режимов хозяйственной деятельности, упорядочение миграционных процессов, предоставления налоговых льгот предприятиям новых регионов, находящихся в стадии восстановления
Подводя итог вышеизложенному, возможно сделать заключение, что, несмотря на существующие проблемы (разрушенная промышленная и жилищная инфраструктура, отток населения, нехватка квалифицированного персонала во всех сферах жизнедеятельности населения), приоритеты расставлены в нужном направлении, следовательно, новые регионы в состоянии обеспечить свою экономическую безопасность
Статья поступила в редакцию 02.12.2023. ЛИТЕРАТУРА
1. Безуглова Ю . В., Иголкина Т. Н . , Эмирова И. У Прикладные аспекты оценки региональной экономической безопасности // Инновации и инвестиции. 2019 . № 6 . С. 304-309.
2. Горочная В . В. Экономическая безопасность приграничного региона: количественные и качественные измерения // Вестник Балтийского федерального университета им. И . Канта. Серия: Естественные и медицинские науки. 2020. № 2. С. 16-37.
3. Дронов Р. В . , Ганчар Н . А. Подход к исследованию экономической безопасности приграничного региона как научной категории // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2020. № 4 (124). С . 42-72.
4. Емельянов А. С. Современное состояние трансграничной коммуникации на Юго-Западе Российской Федерации // Социодинамика. 2020. № 2. С. 46-63.
5 . Логутова Т. Г. , Лазаревская Ю . А. Проблемы и перспективы развития транспортно-ло-
гистических систем новых субъектов Российской Федерации // Экономика: вчера, сегодня, завтра 2023 № 4 С 473-480
6 . Логутова Т. Г. , Сарбаш И . Г. Проблемы обеспечения экономической безопасности при-
соединенных регионов // Донецкие чтения 2023: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности 2023 № 5 С 95-98
ISSN 2949-5040
7. Максимов М. В . Инструменты обеспечения экономической безопасности региона // Молодой ученый. 2020. № 15 (305). С 337-338.
8. Мельникова Т. Б. Модель экономической интеграции субъектов Российской Федерации. Структура и критерии эффективности // Экономика региона. 2019 . Т. 15 . Вып . 4 . С . 1063-1076.
9 . Руднев Е . Е. Угрозы внешнеэкономической безопасности РФ при взаимодействии с
непризнанными государствами на постсоветском пространстве // Теория и практика общественного развития. 2020. № 2 (144). С. 47-51.
10 . Широкова О . В . Экономическая безопасность региона: угрозы и перспективы сниже-
ния // ЭФО: Экономика. Финансы. Общество . 2022. № 2. С. 42-52.
REFERENCES
1. Bezuglova Yu . V. , Igolkina T. N . , Emirova I . U. [Applied aspects of regional economic security assessment]. In: Innovacii i investicii [Innovation and investment], 2019, no. 6, pp. 304-309.
2. Gorochnaya V. V. [Economic security of the border region: quantitative and qualitative measurements], In: Vestnik BFU im. I. Kanta. Seria: Estestvennye i medicinskie nauki [Bulletin of the BFU named after I. Kant. Series: Natural and medical sciences], 2022, no. 2, pp. 16-37.
3. Dronov R. V. , Ganchar N . A . [An approach to the study of the economic security of the border region as a scientific category]. In: Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomi-cheskogo universiteta [Proceedings of the Saint-Petersburg State University of Economics], 2020, no. 4 (124), pp. 42-72.
4. Emelyanov A. S . [The current state of cross-border communication in the South-West of the Russian Federation], In: Sociodinamika [Sociodynamics], 2020, no. 2, pp. 46-63.
5 . Logutova T. G . , Lazarevskaya Yu . A . [Problems and prospects of development of transport and
logistics systems of new subjects of the Russian Federation], In: Ekonomika: vchera, segodnya, zavtra [Economics: yesterday, today, tomorrow], 2023, no. 4, pp. 473-480.
6 . Logutova T. G. , Sarbash I. G. [Problems of ensuring the economic security of the annexed
regions]. In: Doneckie chteniya 2023: obrazovanie, nauka, innovacii, kultura i vyzovy sovre-mennosti [Donetsk Readings 2023: education, science, innovation, culture and modern challenges], 2023, no . 5, pp. 95-98.
7 . Maksimov M . V. [Tools for ensuring the economic security of the region]. In: Molodoj uchenyj
[Young scientist], 2020, no. 15 (305), pp. 337-338.
8 . Melnikova T. B . [The model of economic integration of the subjects of the Russian Federation .
Structure and performance criteria]. In: Ekonomika regiona [The economy of the region], 2019, vol. 15, no. 4, pp. 1063-1076.
9 . Rudnev E . E . [Threats to the foreign economic security of the Russian Federation in interac-
tion with unrecognized states in the post-Soviet space]. In: Teoriya i praktika obshchestven-nogo razvitiya [Theory and practice of social development], 2020, no. 2 (144), pp. 47-51.
10 . Shirokova O. V. [Economic security of the region: threats and prospects of decline]. In: EFO:
Ekonomika. Finansy. Obshchestvo [EFS: Economics. Finance. Society], 2022, no. 2, pp. 42-52.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Логутова Тамара Григорьевна - доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой менеджмента Мариупольского государственного университета им. А. И . Куинджи; e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Tamara G. Logutova - Dr. Sci. (Economics), Prof. , Head, Management Department, Mariupol State University University named after A. I . Kuindzhi; e-mail: t. logutova7@mail. ru
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ
Логутова Т. Г. Проблемы мезоэкономической безопасности новых регионов в условиях интеграции в экономическое пространство Российской Федерации // Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Экономика. 2024. № 2 . С. 79-88. DOI: 10.18384/2949-5024-2024-2-79-88
FOR CITATION
Logutova T. G. Problems of meso-economic security of new regions in the context of integration into the economic space of the Russian Federation . In: Bulletin of Federal State University of Education. Series: Economics, 2024, no . 2, pp . 79-88. DOI: 10.18384/2949-5024-2024-2-79-88
Vasy