Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НОВЫХ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НОВЫХ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
10
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социально-экономическое развитие / новые регионы РФ / интеграция / уровень жизни населения / экономическая активность / Программа развития новых регионов / внешняя торговля / инновационная активность / socio-economic development / new regions of the Russian Federation / integration / standard of living of the population / economic activity / Program of development of new regions / foreign trade / innovative activity

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борблик Карина Эдуардовна

Новые регионы Российской Федерации (Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, Херсонская и Запорожская области) обладают значимым социально-экономическим потенциалом. Суммарная площадь этих территорий достигает 110 тыс. км2, а численность населения составляет примерно 8 млн чел. На данный момент продолжение на их территории специальной военной операции и только начавшийся процесс интеграции в российскую экономику не позволяет точно оценить состояние их социально-экономического развития, однако доступные статистические данные делают возможным оценку их потенциала. Целью данного исследования является анализ социально-экономических показателей новых регионов Российской Федерации с целью оценки возможностей их развития. Поскольку интеграция регионов в единое статистическое пространство нашей страны началось только в 2023 г., социальные и экономические показатели развития оценивались по данным Государственной службы статистики Украины по состоянию на начало 2022 г. Анализ статистических данных показал достаточно высокий уровень экономической активности в Донецкой Народной Республике и Запорожской области, что обусловлено развитым на их территории промышленным производством. В целом динамика социально-экономических показателей продемонстрировала значимое отставание по уровню развития регионов в составе государства Украина от среднероссийских показателей, что является следствием неэффективной политики правительства. Новые регионы РФ имеют значительный экономический потенциал и трудоспособное население, которое стремится работать и развивать свои навыки. Для их восстановления и развития принята Программа развития новых регионов РФ, которая уже сегодня демонстрирует свои результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Борблик Карина Эдуардовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-ECONOMIC LANDSCAPE OF NEW REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION

New regions of the Russian Federation (Donetsk People's Republic, Luhansk People's Republic, Kherson and Zaporozhye regions) have significant socio-economic potential. The total area of these territories reaches 110 thousand sq. km, with the population of approx. eight million people. At the moment, the continuation of a special military operation on their territory and the process of integration into the Russian economy that has just begun does not allow us to accurately assess the state of their socioeconomic development, but the available statistics make it possible to assess their potential. The purpose of this study is to analyze the socio-economic indicators of the new regions of the Russian Federation in order to assess their development opportunities. Since the integration of these regions into the unified statistical space of our country began only in 2023, social-and-economic development indicators were assessed according to the data of the State Statistics Service of Ukraine as of the beginning of 2022. The analysis of statistical indicators showed a fairly high level of economic activity in the Donetsk People's Republic and the Zaporozhye region, which is due to the industrial production developed on their territory. In general, the dynamics of socio-economic indicators demonstrated a significant difference in the level of development of the regions within Ukraine and the average Russian indicators, which is a consequence of the ineffective government policy. The new regions of the Russian Federation have significant economic potential and able-bodied population that strives to work and develop their skills. For their restoration and development, a program for the development of new regions of the Russian Federation has been adopted, which is already showing its results today.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НОВЫХ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Научная статья

DOI: 10.15593/2224-9354/2024.1.18 УДК 332.145.012.2(470)

К.Э. Борблик

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НОВЫХ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Новые регионы Российской Федерации (Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, Херсонская и Запорожская области) обладают значимым социально-экономическим потенциалом. Суммарная площадь этих территорий достигает 110 тыс. км2, а численность населения составляет примерно 8 млн чел. На данный момент продолжение на их территории специальной военной операции и только начавшийся процесс интеграции в российскую экономику не позволяет точно оценить состояние их социально-экономического развития, однако доступные статистические данные делают возможным оценку их потенциала. Целью данного исследования является анализ социально-экономических показателей новых регионов Российской Федерации с целью оценки возможностей их развития. Поскольку интеграция регионов в единое статистическое пространство нашей страны началось только в 2023 г., социальные и экономические показатели развития оценивались по данным Государственной службы статистики Украины по состоянию на начало 2022 г. Анализ статистических данных показал достаточно высокий уровень экономической активности в Донецкой Народной Республике и Запорожской области, что обусловлено развитым на их территории промышленным производством. В целом динамика социально-экономических показателей продемонстрировала значимое отставание по уровню развития регионов в составе государства Украина от среднероссийских показателей, что является следствием неэффективной политики правительства. Новые регионы РФ имеют значительный экономический потенциал и трудоспособное население, которое стремится работать и развивать свои навыки. Для их восстановления и развития принята Программа развития новых регионов РФ, которая уже сегодня демонстрирует свои результаты.

Ключевые слова: социально-экономическое развитие, новые регионы РФ, интеграция, уровень жизни населения, экономическая активность, Программа развития новых регионов, внешняя торговля, инновационная активность.

Введение. 24 февраля 2022 г. на территории Украины Российской Федерацией была начата специальная военная операция, которая в корне изменила геополитическую картину мира. Значимым промежуточным ее итогом стало принятие в состав Федерации четырех новых субъектов: Донецкой Народной Республики (ДНР), Луганской Народной Республики (ЛНР), Запорожской и Херсонской областей. Суммарная площадь этих территорий достигает 110 тыс. км2, а численность населения составляет примерно 8 млн чел. Несмотря на значительное количество социально-экономических проблем новые субъекты обладают потенциалом развития и, несомненно, являются важным составным ком-

© Борблик К.Э., 2024

Борблик Карина Эдуардовна - д-р филос. по экономике (к.э.н.), доцент кафедры менеджмента ФГБОУ ВО «Мариупольский государственный университет им. А.И. Куинджи», Мариуполь, е-таН; karina_borblik@mail.ru.

понентом в общероссийской системе построения конкурентоспособной экономики [1].

Продолжение специальной военной операции на территории новых субъектов, подвижные границы, переходный период до 2026 г., установленный Федеральными законами о принятии территорий в состав РФ, значительно влияют на формирование статистических данных о социально-экономических показателях новых субъектов. Их интеграция в единое статистическое пространство нашей страны началась только в 2023 г. В связи с этим для анализа социальной и экономической ситуации на территории новых субъектов будут использоваться данные Государственной службы статистики Украины по состоянию на начало 2022 г. [2]. Стоимостные показатели будут представлены как в гривнах, так и в рублевом эквиваленте для формирования более точного представления о социально-экономической ситуации в регионах [3].

Одним из наиболее значимых показателей, характеризующих уровень социально-экономического развития новых субъектов Российской Федерации, является объем валового регионального продукта (ВРП), т.е. стоимость всех товаров и услуг, произведенных в данных регионах (табл. 1). Стоит отметить, что в общем объеме внутреннего валового продукта государства Украина данные регионы постоянно удерживали в среднем 12 %. Наибольшие показатели характерны для территорий с развитой промышленностью - Запорожской области и Донецкой Народной Республики. На протяжении 2017-2021 гг. их ВРП систематически увеличивался, преимущественно за счет повышения спроса на производимую промышленную продукцию - металлургию и топливно-энергетические ресурсы [4].

Основу экономики в Запорожской области составляют машиностроение и сельское хозяйство, которое ориентировано на выращивание зерновых и подсолнечника. В меньшей степени развито животноводство. В Мелитополе реализуется авиационное, компрессорное, холодильное, автомобильное и сельскохозяйственное машиностроение. В области развиты черная и цветная металлургия. В регионе есть месторождения каолина и графита. Возможно наличие газовых и нефтяных месторождений. В области работает несколько крупных электростанций общей мощностью свыше 11 ГВт, в числе которых Запорожская АЭС. Основу специализации Донбасса (Донецкой и Луганской Народных Республик) многие десятилетия определяют богатые запасы каменного угля разных марок, пригодного и как топливо, в том числе для металлургии (теплотворная способность донецких углей одна из самых высоких на территории стран бывшего СССР), и как сырье для химической промышленности. Основная доля по объемам производства и реализации здесь приходится на предприятия горно-металлургического комплекса [5]. Второе место занимает машиностроение, далее идут химическая, бумажная промышленности, производство строительных материалов и швейная промышленность.

Таблица 1

Динамика объемов регионального валового продукта в новых регионах РФ

в 2017-2021 гг. [2]

Регион 2017 2018 Темп прироста к 2017, % 2019 Темп прироста к 2018, % 2020 Темп прироста к 2019, % 2021 Темп прироста к 2020, %

Запорожская область млн руб. 294222,6 301438,2 112,9 302558,1 105,5 394733,6 107,8 576843,1 136,9

млн грн. 130187 147043 155158 167260 228906

Донецкая Народная Республика млн руб. 375006,3 393930,1 115,8 399541,4 106,6 486889,24 100,7 713981,5 137,3

млн грн. 165932 192161 204893 206309 283326

Луганская Народная Республика млн руб. 68398,9 72168,2 116,3 78567,45 114,5 101961,44 107,2 131380,2 120,7

млн грн. 30265 35204 40291 43204 52135

Херсонская область млн руб. 108070,9 113061,6 115,3 120781,1 112,3 161582,12 110,5 222218,6 128,8

млн грн. 47819 55152 61939 68467 88182

Херсонская область является регионом с высоким уровнем развития пищевой промышленности. Имеет большие сельскохозяйственные площади с плодородными землями (1 968 400 га). В городах Каховка и Новая Каховка весьма развита электротехническая промышленность. В Скадовском и Гениче-ском районах развита санаторно-курортная индустрия.

В соответствии с данными табл. 1 становится заметным значительный рост ВРП в регионах за 2017-2021 гг. - практически в 2 раза. Однако данный показатель характеризует не столько развитие производства, сколько рост цен на продукцию, обусловленную подорожанием различного рода ресурсов. На территории государства Украина систематически дорожает природный газ и электроэнергия, что приводит к росту цен на продукты конечного потребления. В конце 2021 г. здесь был зафиксирован рекордный уровень информации - за месяц потребительские цены выросли почти на 10 %.

Стоит отметить, что при наличии достаточного вклада регионов в ВВП государства Украина их производственный потенциал основывался преимущественно на инфраструктуре, созданной еще во времена СССР [6]. Инвестиции в эти регионы не привлекались, промышленные мощности не модернизировались. На сегодняшний момент эти факторы позволяют сделать вывод о том, что разработанная и принятая Правительством Российской Федерации Программа социально-экономического развития новых регионов страны до 2026 г. может стать катализатором активного роста ВРП, в том числе и на душу насе-

ления. Рост цен и высокий уровень инфляции обусловили и увеличение ВРП в расчете на 1 чел. в 2021 г. по сравнению с 2017 г. ВВП государства Украина в расчете на 1 чел. в 2021 г. составило 131734 грн, или 331969,7 руб. При этом показатель по Запорожской области на порядок выше общеукраинского, что показывает высокий уровень экономической активности в регионе (рис. 1).

Херсонская область Луганская Народная Республика Запорожская область

Донецкая Народная Республика

0,0 100000,0 200000,0 300000,0 400000,0 ■ 2021 ■ 2017

Рис. 1. Валовый региональный продукт в расчете на 1 чел., руб. [2]

Недостаточно показательными являются ВРП на душу населения, представленные на рис. 1, в Донецкой и Луганской Народных Республиках, что обусловливается невозможностью ведения единого для всей территории статистического учета. С 2014 г. Донецкая и Луганская Народные Республики объявили свою независимость, в свою очередь государство Украина начало на их территории так называемую антитеррористическую операцию, что привело к разделению регионов на части, контролируемые разными государствами и ведущими различный, несвязанный между собой статистический учет (табл. 2).

Тем не менее регионы обладают значимым экономическим потенциалом, что в будущем позволит их экономике динамично развиваться [7]. Уже сегодня эксперты отмечают, что в результате активизации процесса интеграции экономик новых регионов в общероссийское пространство наблюдается их устойчивый рост.

Еще одним индикатором уровня жизни населения в новых регионах РФ является объем их доходов и расходов (см. табл. 2). Данные показатели пропорционально увеличивались на протяжении 2017-2021 гг. Наибольший уровень доходов характерен для Донецкой Народной Республики - 616255,92 млн руб. в 2021 г., что всего в 2 раза меньше, чем показатель по всей территории государства Украина [8]. При этом уровень расходов в республике является умеренным, что говорит о достаточном уровне потребительской активности при наличии значимого инвестиционного потенциала [8, с. 34]. Высокий уровень

доходов населения характерен и для Запорожской области, но уровень расходов также достаточно высокий, что говорит о нерациональном управлении ресурсным потенциалом региона, так как население практически не имеет каких-либо накоплений, а рост показателя обусловливается преимущественно уровнем инфляции, как уже говорилось выше [9, с. 109].

Таблица 2

Динамика доходов и расходов населения в новых регионах РФ в 2017-2021 гг. [2]

Регион 2017 2018 Темп прироста к 2017, % 2019 Темп прироста к 2018, % 2020 Темп прироста к 2019, % 2021 Темп прироста к 2020, %

Доходы населения

Запорожская область млн руб. 277435,3 302635,4 120,3 330298,8 114,7 420485,92 105,2 527320,08 117,4

млн грн. 122759 147627 169384 178172 209254

Донецкая Народная Республика млн руб. 319428,4 358280,6 123,7 388677,9 114,0 496088,52 105,5 616255,92 116,3

млн грн. 141340 174771 199322 210207 244546

Луганская Народная Республика млн руб. 111512,9 120704 119,3 129259,7 112,6 167765,32 107,2 211528,8 118,1

млн грн. 49342 58880 66287 71087 83940

Херсонская область млн руб. 129145,4 139531,2 119,1 149075,6 112,3 196349,64 108,8 250077,24 119,3

млн грн. 57144 68064 76449 83199 99237

Затраты населения

Запорожская область млн руб. 262087,7 291692,5 122,7 317621,9 114,5 394023,24 102,5 523429,2 124,4

млн грн. 115968 142289 162883 166959 207710

Донецкая Народная Республика млн руб. 232194,7 239226,8 113,6 273992,6 120,4 354394,12 106,9 439031,88 116,0

млн грн. 102741 116696 140509 150167 174219

Луганская Народная Республика млн руб. 80198,36 80517,85 110,7 96320,25 125,8 121568,32 104,3 147540,96 113,7

млн грн. 35486 39277 49395 51512 58548

Херсонская область млн руб. 140836,4 154910,3 121,3 161590,7 109,7 206872,88 105,8 259456,68 117,5

млн грн. 62317 75566 82867 87658 102959

На рис. 2 представлена динамика индекса инфляции Украины и Российской Федерации за 2011-2021 гг. Если показатель РФ является умеренно стабильным, то инфляция в Украине демонстрирует резкие скачки, что не может положительно сказываться на социально-экономических показателях развития

регионов [10, с. 55]. Резкие изменения индекса инфляции свидетельствуют об отсутствии стабильности на национальном рынке, что вынуждает потребителей резко менять свои предпочтения, что, в свою очередь, нередко негативно сказывается на объемах производства определенных товаров. Зачастую это становится следствием неэффективного государственного управления.

0 Н-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-

2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021

Индекс инфляции в Украине

Индекс инфляции в Российской Федерации

Рис. 2. Индекс инфляции в Украине и Российской Федерации в 2011-2021 гг. [4]

Новые регионы РФ обладают значительным экономическим потенциалом не только в части природных ресурсов, но и человеческого капитала, а также развитой сети субъектов хозяйствования [11, с. 510]. На территории четырех новых регионов РФ расположено около 10 % всех предприятий, действовавших на территории государства Украина по состоянию на 2021 г. Наибольшее их количество сосредоточено в Запорожской области и Донецкой Народной Республике, при этом большая их часть функционирует в сфере оптовой и розничной торговли (табл. 3).

Стоит отметить, что количество действующих предприятий на территории новых регионов РФ в период их пребывания в составе государства Украина ежегодно, начиная с 2019 г., сокращалось. К примеру, если еще в 2019 г. на территории Луганской Народной Республики действовало 3,7 тыс. предприятий, то в 2021 г. их количество сократилось до 3,3 тыс. [12]. Руководители предприятий часто принимали решение о закрытии или продаже бизнеса, а также о выводе активов в «тень» в связи с повышенной налоговой нагрузкой, бюрократическими формальностями и т.д. Сегодня же одним из приоритетных направлений реализации Программы социально-экономического развития новых регионов страны до 2026 г. является восстановление деловой активности предприятий: модернизация производства, открытие новых субъектов хозяйствования, восстановление и запуск заводов и предприятий, долгое время бывших законсервированными.

Что касается численности занятого населения, то на территории новых регионов РФ сосредоточено 15 % от общего показателя занятости населения Украины [4]. Наибольшие характерны для промышленно развитых Запорожской области и Донецкой Народной Республики, причем значительная часть сконцентрирована в сфере добывающей промышленности - более 40 % [13]. В отличие

от количества действующих предприятий динамика численности занятого населения является умеренно стабильной. Наибольшее сокращение численности сотрудников характерно для сферы торговли [14]. Такая ситуация обусловливается переходом данной отрасли в режим электронной, что позволяет предприятиям снижать издержки на оплату труда продавцов, консультантов и т.д.

Таблица 3

Динамика количества предприятий и численности занятого населения по видам экономической деятельности новых регионов РФ [2]

2018 2019 2020 2021 2018 2019 2020 2021

Количество действующих предприятий Численность занятого населения

Запорожская область 14993 15652 15368 15363 361104 374056 374208 367822

Донецкая Народная Республика 9731 10299 9473 9202 356145 373260 361809 351306

Луганская Народная Республика 3449 3732 3408 3356 97324 98780 106726 98125

Херсонская область 8218 8511 8116 7811 143856 150370 151799 146127

Из них в сф Ьере сельского, лесного и рыбного хозяйства

Запорожская область 2850 2820 2766 2734 27220 25969 25976 25513

Донецкая Народная Республика 1341 1347 1270 1216 18677 18581 17758 17911

Луганская Народная Республика 1055 1068 1052 1036 12777 13265 12823 12718

Херсонская область 2645 2560 2476 2329 25180 23196 23128 22746

Из них в добывающей промышленности

Запорожская область 19 21 24 24 151949 146828 139968 135990

Донецкая Народная Республика 115 169 118 112 174696 169042 159291 152652

Луганская Народная Республика 29 83 29 28 34858 31723 30506 29396

Херсонская область 18 18 19 20 31976 30102 28950 27182

Из них в торговле

Запорожская область 3978 4125 3877 3868 88976 86182 85442 83616

Донецкая Народная Республика 2684 2744 2712 2620 73096 72190 70498 66156

Луганская Народная Республика 724 715 654 661 25055 24544 29358 21276

Херсонская область 1700 1763 1609 1548 45596 45347 42890 40555

На рис. 3 представлена динамика среднемесячной начисленной заработной платы сотрудникам в Украине, для сравнения представлен показатель и по Российской Федерации. Важно отметить, что график непосредственно взаимосвязан с показателями уровня инфляции. Так, в 2015 г. было самое ощутимое сокращение заработной платы в Украине, что совпадает с самым высоким уровнем инфляции. С 2016 г. наметился устойчивый рост, зарплата увеличивалась по всей стране относительно равномерно. Наиболее высокий показатель был характерен для Донецкой Народной Республики - 29 616,6 руб. в месяц и

Запорожской области (26 696,8 руб.). Для сравнения среднемесячная начисленная заработная плата на территории Российской Федерации была на порядок выше - в 2021 г. почти на 40 %, что свидетельствует о значительной разнице в уровне социально-экономического развития этих двух государств. В соответствии с Программой развития новых регионов РФ среднемесячная заработная плата сотрудников будет приведена к общероссийскому показателю.

Рис. 3. Динамика среднемесячной начисленной заработной платы работников в Украине и Российской Федерации за 2011-2021 гг. [4]

Немаловажной характеристикой уровня социально-экономического развития регионов является объем внешней торговли. В соответствии с данными табл. 4 Запорожская область и Донецкая Народная Республика являются лидирующими по объемам экспорта товаров и услуг, что обеспечивается преимущественно за счет продукции промышленного производства и продажи топливно-энергетических ресурсов. Так, удельный вес экспорта товаров в 2021 г. Донецкой Народной Республики в общем объеме экспорта Украины составил больше 10 %, а Запорожской области - больше 7 % [15]. Стоит отметить, что для данных регионов характерно положительное сальдо внешней торговли, так как объемы импортируемой продукции в разы меньше. Иная ситуация наблюдается в Луганской Народной Республике, которая является импортозависи-мой в части таких товаров, как продовольствие, сельскохозяйственное сырье, транспортные средства, текстильная и химическая продукция.

Что касается объемов внешней торговли услугами, то несомненным лидером среди новых регионов РФ является Запорожская область. Значительные и динамично растущие показатели экспорта услуг обусловливаются наличием в регионе собственных энергоресурсов, развитой транспортной инфраструктуры, высокого научно-технического потенциала, развитой банковской системы и доступности к рынкам стран СНГ и Азии. Через территорию региона проходит ряд стратегических трасс, развитая сеть железных дорог, которая объединяет все основные промышленные центры региона с городами Российской Федерации, странами СНГ [16].

Таблица 4

Динамика объемов экспорта и импорта товаров и услуг в новых регионах РФ,

млн долл. [4]

Регион 2020 | 2021 2020 | 2021

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Объем экспорта товаров Объем импорта товаров

Запорожская область 2923,4 4741,0 1221,3 2046,7

Донецкая Народная Республика 3935,0 7037,6 1445,8 1892,1

Луганская Народная Республика 129,6 167,9 212,3 264,2

Херсонская область 280,7 412,8 327,0 267,1

Объем экспорта услуг Объем импорта услуг

Запорожская область 170,7 184,0 32,2 26,5

Донецкая Народная Республика 84,6 87,7 89,8 99,5

Луганская Народная Республика 27,9 34,2 40,3 39,9

Херсонская область 32,6 35,4 17,0 28,3

Важную роль в транспортной системе Запорожской области играет большая судоходная артерия - река Днепр, которая протекает по территории области с севера на юг. Значительная часть общего грузопотока в регионе приходится на Запорожский речной грузовой порт, специализирующийся на переработке промышленных грузов [17].

Бердянский морской порт (на Азовском море) является морскими воротами в Запорожскую область. Терминалы и другое портовое оборудование позволяет принимать и сохранять все виды грузов, кроме наливных, и обслуживать все типы судов, в том числе речные и океанские. Важную роль в транспортной системе области играет Запорожский региональный аэропорт, который имеет статус международного и занимал одно из ведущих мест в Украине по интенсивности пассажиропотока [18, с. 84].

Что касается других новых регионов РФ, то для Народных Республик объемы импорта незначительно, но все же больше, чем объемы экспорта услуг [19]. Это обусловливается зависимостью республик от импорта энергоносителей (природного газа и нефти), так как собственные запасы на территории являются недостаточными для полноценного удовлетворения имеющихся потребностей в регионах [20].

Важной социально-экономической характеристикой новых регионов РФ также является уровень инновационной активности [21, с. 42-45]. В соответствии с данными рис. 4 можно сделать вывод, что количество предприятий, осуществлявших инновационную деятельность, на территории регионов за период с 2018 г. сократилось более чем в 2 раза [22, с. 184-186]. Столь негативная динамика за достаточно короткий промежуток времени свидетельствует о недостаточной поддержке государства инновационной активности в регионах и низком уровне инвестирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ [23, с. 400].

12016-2018 ■2018-2020 Рис. 4. Количество инновационно-активных предприятий в новых регионах РФ [2]

Лидером по объемам реализованной инновационной продукции является Донецкая Народная Республика (рис. 5), однако стоит отметить, что инновационная продукция в данном случае по большей части является таковой только для самих предприятий [24].

Таким образом, большая часть инновационной продукции, реализуемой в регионах, не является чем-то абсолютно новым [25, с. 20].

Рис. 5. Объем реализованной инновационной продукции в новых регионах РФ, млн руб. [2]

Выводы. Подводя итог, стоит сказать, что новые регионы РФ имеют значительный экономический потенциал и трудоспособное население, которое стремится работать и развивать свои навыки. На сегодняшний момент на их территории есть много проблем: от вынужденной миграции населения до устаревшей инфраструктуры. Однако их вхождение в состав Федерации открыло множество возможностей для развития федеральных транспортной и энергетической систем, повысило рекреационный потенциал, увеличило объемы производства металлургической и сельскохозяйственной продукции.

Список литературы

1. Дружинин А.Г. Развитие российской общественной географии: современные вызовы и опыт прошлого // Географический вестник. - 2022. - № 2. - С. 16-30.

2. Национальные счета. Архив 2016-2021 // Официальный сайт Государственной службы статистики Украины. - URL: ukrstat.gov.ua (дата обращения: 30.10.2023).

3. Информация для респондентов / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Луганской Народной Республике. -URL: https://81.rosstat.gov.ru/folder/194230 (дата обращения: 29.10.2023).

4. Статистический ежегодник. 2021. - URL: https://03.rosstat.gov.ru/ stor-age/mediabank/ege2021_pred.pdf (дата обращения: 03.11.2023).

5. Экономическое развитие. Инвестиционный портал Запорожской области. - URL: https://investportal-zo.ru/deyatelnost/ekonomicheskoe-razvitie (дата обращения: 02.11.2023).

6. Сущий С.Я., Дружинин А.Г. Очерки географии русской культуры. -Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 1994. - 570 с.

7. Сущий С.Я. Украина - Россия - Мир: до и после 2014 года (некоторые аспекты взаимодействия). - М.: Ленанд, 2015. - 332 с.

8. Кочура И.В. Оценка экономического потенциала субъектов хозяйствования: анализ методических подходов, классификация // Финансы, учет, аудит: сб. науч. работ. - 2019. - № 15. - С. 29-49.

9. Суходоев Д.В. Подходы к организации стратегического управления ресурсным потенциалом региона // Российское предпринимательство. - 2011. -№ 11. - С. 108-110.

10. Mihai N. Problems and prospects of development of seaports logistic infrastructure in Ukraine // Three Seas Economic Journal. - 2020. - Vol. 1, № 1. - Р. 55.

11. Geography of tourism of Ukraine / V. Kiptenko [et al.] // The geography of tourism of central and eastern European countries. - Cham: Springer, 2017. - Р. 510.

12. Длина линии фронта ЛДНР - немного географии. - URL: https:// pivopotam.livejournal.com/373274. html.

13. Регюни Украши. 2020: стат. зб. Ч. I. - Кив: Державна служба статистики Украши, 2021. - 275 с.

14. Анализ рынка труда постсоветстких стран - реалии 2023 года. -URL: https://ta-aspect.by/analiz-rynka-truda-postsovetskix-stran-realii-2023-goda (дата обращения: 30.10.2023).

15. Таран С., Яворський П., Павицька Ю. та ш. Аналiз торгiвлi послугами мiж Украшою та €С в рамках ПВЗВТ. - URL: https://kse.ua/wp-content/uploads/ 2021/11/Final-DCFTA-services-2021-11-11.pdf (дата обращения: 25.10.2023).

16. Соцiально-економiчне становище Запорiзькоl област у 2021 рощ. По-ввдомлення Головного управлшня статистики. - URL: https://pon.zp.ua/news/ id_1246.html (дата обращения: 25.10.2023).

17. Жертвы среди гражданского населения в охваченных конфликтом районах на востоке Украины (1 января 2017 г. - 15 сентября 2020 г.): тематический отчет специальной мониторинговой миссии ОБСЕ в Украине. - URL: https://www.osce.Org/files/f/documents/d/9/469737.pdf. (дата обращения: 03.11.2023).

18. Сущий С.Я. Военный конфликт на востоке Украины: демографические потери и сдвиги в национальной структуре населения Донбасса // Наука Юга России. - 2016. - Т. 12, № 2. - С. 82-90.

19. Торгово-экономическое сотрудничество. Посольство Донецкой Народной Республики в Российской Федерации. - URL: https://russia.mid-dnr.su/ru/ pages/cooperation/torgovo-ekonomicheskoe/ (дата обращения: 03.11.2023).

20. На правом берегу Днепра в Херсонской области осталось не менее 150 тысяч жителей. - URL: https://www.interfax.ru/russia/869787 (дата обращения: 03.11.2023).

21. Руденко Л.Г., Люовський С.А., Маруняк €.О. Виклики i загрози про-сторового развиитку Украши на шляху до евроiнтеграцii // Украшський гео-графiчний журнал. - 2016. - № 1. - С. 42-45.

22. Залiзнюк В.П., Сафошк Н.П., Кая А.С. Сучасн тенденцп iнновацiйноi дгяльност тдприемств Украши у мiжнародному економiчному просторi // Економiчний вюник. - 2021. - № 4. - С. 183-189.

23. Хмелько В.Е. Социальная основа расхождения электоральных предпочтений двух частей Украины на выборах 2004-2007 годов // Социология вчера, сегодня, завтра. Новые ракурсы. - СПб.: Эйдос, 2011. - С. 398-408.

24. Двденко С.О., Моторна Ю.С. Процес шновацшного розвитку тдприем-ства та його особливосп // Ефективна економша. - 2019. - № 1. - URL: http:// www.economy.nayka.com.ua/index.php/pdf/10_2018/d/pdf/9_2018/32.pdf?op=1&z=684 8 (дата обращения: 20.10.2023).

25. Вецепура Н.В. Аналiз iнновацiйноi активност промислових тдприемств Украши // Науковий вюник Мужнародного гуманитарного унiверситету. -2020. - № 43.- С. 19-25.

References

1. Druzhinin A.G. Razvitie rossiiskoi obshchestvennoi geografii: sovremennye vyzovy i opyt proshlogo [The development of Russian human geography: Current challenges and past experience]. Geograficheskii vestnik, 2022, no. 2, pp. 16-30.

2. Natsional'nye scheta. Arkhiv 2016-202 [National accounts. Archive 2016-2021]. Available at: ukrstat.gov.ua (accessed 30.10.2023).

3. Informatsiia dlia respondentov [Information for respondents]. Available at: https://81.rosstat.gov.ru/folder/194230 (accessed 29.10.2023).

4. Statisticheskii ezhegodnik. 2021 [Statistical yearbook. 2021]. Available at: https://03.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/ege2021_pred.pdf (accessed 03.11.2023).

5. Ekonomicheskoe razvitie. Investitsionnyi portal Zaporozhskoi oblasti [Economic development. Investment portal of Zaporozhye region]. Available at: https://investportal-zo.ru/deyatelnost/ekonomicheskoe-razvitie (accessed 02.11.2023).

6. Sushchii S.Ia., Druzhinin A.G. Ocherki geografii russkoi kul'tury [Essays on the geography of Russian culture]. Rostov-on-Don, North Caucasus Scientific Center of Higher School, 1994, 570 p.

7. Sushchii S.Ia. Ukraina - Rossiia - Mir: do i posle 2014 goda (nekotorye aspekty vzaimodeistviia) [Ukraine - Russia - World: Before and after 2014 (some aspects of interaction)]. Moscow, Lenand, 2015, 332 p.

8. Kochura I.V. Otsenka ekonomicheskogo potentsiala sub"ektov khoziaist-vovaniia: analiz metodicheskikh podkhodov, klassifikatsiia [Assessing the economic potential of business entities: Analysis of methodological approaches, classification]. Finansy, uchet, audit, 2019, no. 15, pp. 29-49.

9. Sukhodoev D.V. Podkhody k organizatsii strategicheskogo upravleniia re-sursnym potentsialom regiona [Approaches to organizing strategic management of a regions resource potential]. Rossiiskoepredprinimatel'stvo, 2011, no. 11, pp. 108-110.

10. Mihai N. Problems and prospects of development of seaports logistic infrastructure in Ukraine. Three Seas Economic Journal, 2020, vol. 1, no. 1, pp. 55.

11. Kiptenko V. et al. Geography of tourism of Ukraine. The geography of tourism of central and eastern European countries, Cham, Springer, 2017, pp. 510.

12. Dlina linii fronta LDNR - nemnogo geografii [The length of the LDPR front line: A little geography]. Available at: https://pivopotam.livejournal.com/ 373274. html (accessed 25.10.2023).

13. Регюни Украши. 2020: стат. зб. Ч. I. Кив: Державна служба статистики Украши, 2021, 275 c.

14. Analiz rynka truda postsovetstkikh stran - realii 2023 goda [Analysis of the labor market in post-Soviet countries - realities in 2023]. Available at: https://ta-aspect.by/analiz-rynka-truda-postsovetskix-stran-realii-2023-goda (accessed 30.10.2023).

15. Taran S., Yavors"kyj P., Pavyc"ka Yu. ta in. Analiz torhivli posluhamy mizh Ukrayinoyu ta YeS v ramkax PVZVT. Available at: https://kse.ua/wp-content/uploads/2021/11/Final-DCFTA-services-2021-11-11.pdf (accessed 25. 10.2023).

16. Social"no-ekonomichne stanovyshhe Zaporiz"koyi oblasti u 2021 roci. Povidomlennya Holovnoho upravlinnya statystyky. Available at: https:// pon.zp.ua/news/id_1246.html (accessed 25.10.2023).

17. Civilian casualties in the conflict-affected regions of Eastern Ukraine. OSCE Thematic Report. Available at: https://www.osce.org/files/f/documents/d/9/ 469737.pdf. (accessed 03.11.2023).

18. Sushchii S.Ia. Voennyi konflikt na vostoke Ukrainy: demograficheskie poteri i sdvigi v natsional'noi strukture naseleniia Donbassa [The military conflict in eastern Ukraine: Demographic losses and changes in the national structure of

the population of Donbass region], Nauka Iuga Rossii, 2016, vol. 12, no. 2, pp. 82-90.

19. Torgovo-ekonomicheskoe sotrudnichestvo. Posol'stvo Donetskoi Narod-noi Respubliki v Rossiiskoi Federatsii [Trade and economic cooperation. Embassy of the Donetsk People's Republic in the Russian Federation.]. Available at: https://russia.mid-dnr.su/ru/pages/cooperation/torgovo-ekonomicheskoe/ (accessed 03.11.2023).

20. Na pravom beregu Dnepra v Khersonskoi oblasti ostalos' ne menee 150 ty-siach zhitelei [There are at least 150 thousand residents left on the right bank of the Dnieper in the Kherson region]. Available at: https://www.interfax.ru/russia/ 869787 (accessed 03.11.2023).

21. Rudenko L.H., Lisovs"kyj S.A., Marunyak Ye.O. Vyklyky i zahrozy pros-torovoho razvyytku Ukrayiny na shlyaxu do yevrointehraciyi. Ukrayins"kyj heohrafichnyj zhurnal, 2016, no. 1, pp. 42-45.

22. Zaliznyuk V.P., Safonik N.P., Kaya A.S. Suchasni tendenciyi innovaci-jnoyi diyal"nosti pidpryyemstv Ukrayiny u mizhnarodnomu ekonomichnomu prostori. Ekonomichnyj visnyk, 2021, no. 4, pp. 183-189.

23. Khmel'ko V.E. Sotsial'naia osnova raskhozhdeniia elektoral'nykh pred-pochtenii dvukh chastei Ukrainy na vyborakh 2004-2007 godov [The social basis for the divergence in electoral preferences of the two parts of Ukraine The social basis for the divergence in electoral preferences of the two parts of Ukraine during elections in 2004-2007]. Sotsiologiia vchera, segodnia, zavtra. Novye rakursy, St. Petersburg, Eidos, 2011, pp. 398-408.

24. Didenko Ye.O., Motorna Yu.S. Proces innovacijnoho rozvytku pidpry-yemstva ta joho osoblyvosti. Efektyvna ekonomika, 2019, no. 1, available at: http://www.economy.nayka.com.ua/index.php/pdf/10_2018/d/pdf/9_2018/32.pdf ?op=1&z=6848 (accessed 20.10.2023).

25. Vecepura N.V. Analiz innovacijnoyi aktyvnosti promyslovyx pidpry-yemstv Ukrayiny. Naukovyj visnyk Muzhnarodnoho humanitarnoho universytetu, 2020, no. 43, pp. 19-25.

Оригинальность 80 %

Поступила 25.11.2023 Одобрена 11.12.2023 Принята к публикации 01.02.2024

K.E. Borblik

SOCIO-ECONOMIC LANDSCAPE OF NEW REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION

New regions of the Russian Federation (Donetsk People's Republic, Luhansk People's Republic, Kherson and Zaporozhye regions) have significant socio-economic potential. The total area of these territories reaches 110 thousand sq. km, with the population of approx. eight million people. At the moment, the continuation of a special military operation on their territory and the process of integration into the Russian economy that has just begun does not allow us to accurately assess the state of their socioeconomic development, but the available statistics make it possible to assess their potential. The purpose of this study is to analyze the socio-economic indicators of the new regions of the Russian Federation in order to assess their development opportunities. Since the integration of these regions into the unified statistical space of our country began only in 2023, social-and-economic development indicators were assessed according to the data of the State Statistics Service of Ukraine as of the beginning of 2022. The analysis of statistical indicators showed a fairly high level of economic activity in the Donetsk People's Republic and the Zaporozhye region, which is due to the industrial production developed on their territory. In general, the dynamics of socio-economic indicators demonstrated a significant difference in the level of development of the regions within Ukraine and the average Russian indicators, which is a consequence of the ineffective government policy. The new regions of the Russian Federation have significant economic potential and able-bodied population that strives to work and develop their skills. For their restoration and development, a program for the development of new regions of the Russian Federation has been adopted, which is already showing its results today.

Keywords: socio-economic development, new regions of the Russian Federation, integration, standard of living of the population, economic activity, Program of development of new regions, foreign trade, innovative activity.

Karina E. Borblik - Cand. Sc. (Economics), Associate Professor, Kuindzhi Mariupol State University, Mariupol, е-mail: karina_borblik@mail.ru.

Received 25.11.2023 Approved 11.12.2023 Accepted for publication 01.02.2024

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Вклад автора 100 %.

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

Борблик, К.Э. Социально-экономическая характеристика новых регионов Российской Федерации / К.Э. Борблик // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. - 2024. -№ 1. - С. 244-258.

Please cite this article in English as:

Borblik K. Socio-economic landscape of new regions of the Russian Federation. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2024, no. 1, pp. 244-258 (In Russ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.