Научная статья на тему 'Анализ форм государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность на новых территориях Российской Федерации (на примере Донецкой Народной Республики, Республики Крым, Луганской Народной Республики, Запорожской, Херсонской областей, города федерального значения Севастополя)'

Анализ форм государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность на новых территориях Российской Федерации (на примере Донецкой Народной Республики, Республики Крым, Луганской Народной Республики, Запорожской, Херсонской областей, города федерального значения Севастополя) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
76
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственная поддержка / новые регионы России / грантовая поддержка / соци-ально ориентированные некоммерческие организации / state support / new regions of Russia / grant support / socially oriented non-profit organizations

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Илья Алексеевич Бугаков, Михаил Борисович Поляков

Деятельность некоммерческих организаций является важным аспектом в развитии граж-данского общества. В 2014 г. и в 2022 г. в состав России вошли 6 новых субъектов. Экономическая и правовая их интеграция является ключевой задачей для региональных и федеральных властей. Участие некоммерческих организаций в реализации социальной политики на местах позволяет более эффективно достигать поставлен-ных целей в этом отношении. В данной статье проведен анализ форм государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций на территории новых регионов – Донецкой Народной Респуб-лики, Республики Крым, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей, города феде-рального значения Севастополя. Определена степень влияния подобных организаций на развитие соответ-ствующего сектора экономики. В рамках исследования впервые применительно к новым субъектам Российской Федерации были проанализированы показатели всех форм государственной поддержки социально ориентиро-ванных некоммерческих структур, включая финансовые, имущественные, организационно-административные и информационно-консультативные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of Forms of State Support for NGOs Operating in the New Territories of the Russian Federation (On the Example of the Donetsk People’s Republic, the Republic of Crimea, the Luhansk People’s Republic, the Zaporozhye Region, the Kherson Region, the Federal City of Sevastopol)

The activities of non-profit organizations are an important aspect in the development of civil society. State support of non-profit organizations in Russia in the period from 2010 to 2023 has received its systematic devel-opment. The role of state support for socially oriented non-profit organizations is high and ensures the stability of the development of the non-profit sector in Russia during the economic crisis. In 2014 and in 2022, Russia incorporated 6 new constituent entities of the Russian Federation. Their economic and legal integration is a key task for regional and federal authorities. The participation of non-profit organizations in the implementation of social policy on the ground allows to achieve the goals in this regard more effectively. This article analyzes the forms of state support for socially oriented non-profit organizations in the territory of new regions (Donetsk People’s Republic, Republic of Crimea, Luhansk People’s Republic, Zaporozhye region, Kherson region, federal city of Sevastopol), as well as their degree of influence on the development of the non-profit sector. For the first time, the study analyzed the indicators of all forms of state support for socially oriented non-profit structures, including financial, property, organizational-administrative and informational-advisory in relation to the new constituent entities of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Анализ форм государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность на новых территориях Российской Федерации (на примере Донецкой Народной Республики, Республики Крым, Луганской Народной Республики, Запорожской, Херсонской областей, города федерального значения Севастополя)»

Научная статья УДК 332.02

https://doi.org/10.24158/pep.2023.11.17

Анализ форм государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность

на новых территориях Российской Федерации (на примере Донецкой Народной Республики, Республики Крым, Луганской Народной Республики, Запорожской, Херсонской областей, города федерального значения Севастополя)

Илья Алексеевич Бугаков1, Михаил Борисович Поляков2^

^Государственный университет управления, Москва, Россия 2mb_polyakov@g uu.ru н

Аннотация. Деятельность некоммерческих организаций является важным аспектом в развитии гражданского общества. В 2014 г. и в 2022 г. в состав России вошли 6 новых субъектов. Экономическая и правовая их интеграция является ключевой задачей для региональных и федеральных властей. Участие некоммерческих организаций в реализации социальной политики на местах позволяет более эффективно достигать поставленных целей в этом отношении. В данной статье проведен анализ форм государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций на территории новых регионов - Донецкой Народной Республики, Республики Крым, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей, города федерального значения Севастополя. Определена степень влияния подобных организаций на развитие соответствующего сектора экономики. В рамках исследования впервые применительно к новым субъектам Российской Федерации были проанализированы показатели всех форм государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих структур, включая финансовые, имущественные, организационно-административные и информационно-консультативные.

Ключевые слова: государственная поддержка, новые регионы России, грантовая поддержка, социально ориентированные некоммерческие организации

Финансирование: исследование проведено в рамках исполнения научного гранта № 1004-23 на выполнение научно-исследовательской работы «Государственная политика в сфере поддержки и развития социально ориентированных некоммерческих организаций».

Для цитирования: Бугаков И.А., Поляков М.Б. Анализ форм государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность на новых территориях Российской Федерации (на примере Донецкой Народной Республики, Республики Крым, Луганской Народной Республики, Запорожской, Херсонской областей, города федерального значения Севастополя) // Общество: политика, экономика, право. 2023. № 11. С. 136-144. https://doi.org/10.24158/pep.2023.11.17.

Original article

Analysis of Forms of State Support for NGOs Operating in the New Territories of the Russian Federation (On the Example of the Donetsk People's Republic, the Republic of Crimea, the Luhansk People's Republic, the Zaporozhye Region, the Kherson Region, the Federal City of Sevastopol)

Ilya A. Bugakov1, Mikhail B. Polyakov2H

12State University of Management, Moscow, Russia 2mb_polyakov@g uu.ru H

Abstract. The activities of non-profit organizations are an important aspect in the development of civil society. State support of non-profit organizations in Russia in the period from 2010 to 2023 has received its systematic development. The role of state support for socially oriented non-profit organizations is high and ensures the stability of the development of the non-profit sector in Russia during the economic crisis. In 2014 and in 2022, Russia incorporated 6 new constituent entities of the Russian Federation. Their economic and legal integration is a key task for regional and federal authorities. The participation of non-profit organizations in the implementation of social policy on the ground allows to achieve the goals in this regard more effectively. This article analyzes the forms of state support for socially oriented non-profit organizations in the territory of new regions (Donetsk People's Republic, Republic of Crimea, Luhansk People's Republic, Zaporozhye region, Kherson region, federal city of Sevastopol), as well as their degree of

© Бугаков И.А., Поляков М.Б., 2023

influence on the development of the non-profit sector. For the first time, the study analyzed the indicators of all forms of state support for socially oriented non-profit structures, including financial, property, organizational-administrative and informational-advisory in relation to the new constituent entities of the Russian Federation.

Keywords: state support, new regions of Russia, grant support, socially oriented non-profit organizations

Funding: The study was carried out as part of the implementation of scientific grant No. 1004-23 for the research work "State policy in the field of support and development of socially oriented non-profit organizations".

For citation: Bugakov, I.A. & Polyakov, M.B. (2023) Analysis of Forms of State Support for NGOs Operating in the New Territories of the Russian Federation (On the Example of the Donetsk People's Republic, the Republic of Crimea, the Luhansk People's Republic, the Zaporozhye Region, the Kherson Region, the Federal City of Sevastopol). Society: Politics, Economics, Law. (11), 136-144. Available from: doi:10.24158/pep.2023.11.17 (In Russian).

Введение. Некоммерческие организации (НКО) играют важную роль в развитии гражданского общества, занимаясь различными социальными, экологическими и культурными вопросами. Они ориентированы на общественное благо. Введение понятия НКО в российское законодательство произошло в 1996 г. в рамках Федерального закона № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»1, в котором рассматриваются все основные вопросы, касающиеся сущности, форм и деятельности некоммерческих организаций. Понятие «социально ориентированные некоммерческие организации» (СОНКО) впервые нашло свою трактовку в Федеральном законе от 05.04.2010 № 40-ФЗ «О внесении изменений в отельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций»2, в котором отразились все полномочия органов государственной и местной власти при оказании поддержки СОНКО.

С подобными структурами связываются различные цели и задачи в области благотворительности, социального развития и защиты прав человека. Их большой вклад в общественное благо признается государством, что подтверждается предоставлением соответствующей поддержки.

В условиях экономического кризиса и проведения специальной военной операции на Украине особенную роль СОНКО приобретают на территории новых регионов России. Как показал опыт правовой и экономической интеграции Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации в период с 2014 по 2023 гг., работа НКО на территории этих регионов оказывает положительное влияние на развитие местных общественных отношений. Для успешной поддержки деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций в новых субъектах федерации необходимо создание соответствующей инфраструктуры, включающей в себя финансовые, имущественные, организационно-административные и информационно-консультативные элементы.

Цель исследования - оценка форм государственной поддержки СОНКО на территории новых регионов страны. Для ее достижения были использованы общенаучные методы исследования (анализ, обобщение, систематизация), а также частные - статистические методы анализа количественных данных и обработки результатов.

Информационной базой исследования послужили сведения Росстата, Фонда президентских грантов, а также федеральное и региональное законодательство.

Следует особенно отметить то факт, что особенностям деятельности СОНКО и формам государственной поддержки такого рода организаций посвящены труды многочисленных авторов, в том числе: А.В. Вайсбург (2021), Ж.М. Водолазовой (2021), Е.Б. Дворядкиной и Д.М. Про-стовой (2019), С.В. Ефремова3, В.Ю. Кульковой (2019), С.А. Сесявина (2015) и других. Однако комплексного анализа форм государственной поддержки СОНКО на территории новых субъектов России не проводилось.

Постановка проблемы. Современное развитие некоммерческих организаций и их роль в решении проблем российского общества являются актуальными вопросами. Одной из важных задач НКО является обеспечение помощи населению, а также решение социальных проблем, связанных с восстановлением и развитием субъектов России после завершения специальной военной операции. Роль НКО в этом процессе очень высока. В условиях санкционного давления и кризисной ситуации в экономике одним из важных направлений деятельности государства является обеспечение поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций на новых территориях России. Для ее эффективной реализации необходимо выбирать оптимальные

1 О некоммерческих организациях : Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций : Федеральный закон от 05.04.2010 № 40-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3 Ефремов С.В. Государственная экономическая поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2014. 30 с.

формы и механизмы работы. Приоритеты государственной поддержки НКО целесообразно гармонизировать с национальными целями, документами стратегического планирования федерального уровня и региональными программами социально-экономического развития, при этом сохраняя гибкость в решениях, так как нередко именно НКО первыми реагируют на актуальные потребности граждан, внедряя новые технологии и услуги в социальной сфере1.

В рамках данной статьи проведен анализ форм государственной поддержки СОНКО в новых регионах Российской Федерации с учетом необходимости их правовой и экономической интеграции, а также высокой значимости реализации социальной политики в условиях проведения специальной военной операции.

Исследования (анализ) форм государственной поддержки СОНКО в новых регионах России. Формы государственной поддержки СОНКО в России определены положениями ст. 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»2 (рис. 1).

Рисунок 1 - Формы государственной поддержки СОНКО в России3 Figure 1 - Forms of State Support for SONPOs in Russia

По состоянию на 22.08.2023 в Реестр социально ориентированных некоммерческих организаций4, сформированный Министерством экономического развития Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2021 № 12905, включены 49 478 организаций.

Общее количество СОНКО на территории новых регионов России, вошедших в ее состав в 2014 и 2022 г., составляет сегодня всего 2,6 % от всей совокупности подобных организаций в стране. При этом в Донецкой Народной Республике (ДНР) функционируют 2 СОНКО, в Крыму -942, в Луганской Народной Республике (ЛНР) - 9, в Севастополе - 338, в Запорожской и Херсонской областях подобных структур не зарегистрировано. Такое положение дел может быть объяснено незавершенным процессом правовой и экономической интеграции новых субъектов Российской Федерации, а также проведением специальной военной операции.

Для осуществления государственной поддержки СОНКО на территории региона необходимо принятие закона соответствующего субъекта Российской Федерации и программного документа, отражающего специфику функционирования таких организаций на его территории. В последние годы одной из тенденций в поддержке СОНКО является утверждение комплексных механизмов осуществления данной задачи социально-экономической политики. В этом смысле государственные программы становятся наиболее значимым комплексным инструментом поддержки деятельности СОНКО. Как правило, они охватывают существенную часть предусмотренных законодательством аспектов их функционирования - финансовый, имущественный, информационный, консультационный, организационный, а также предусматривают закупки продукции СОНКО государством, предоставление таким структурам налоговых льгот и др. (Поляков, 2021: 20).

1 Информационные материалы органам государственной власти и органам местного самоуправления по развитию инфраструктуры поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций на региональном уровне [Электронный ресурс] // Система поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций. Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: https://clck.ru/36EvCV (дата обращения: 23.08.2023)

2 О некоммерческих организациях : Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (последняя редакция) ...

3 Составлено авторами.

4 Реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, сформированный в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2021 № 1290 // Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: https://data.economy.gov.ru/analytics/sonko/all (дата обращения: 21.08.2023).

5 О реестре социально ориентированных некоммерческих организаций : Постановление Правительства РФ от 30.07.2021 № 1290 (ред. от 30.11.2022) (вместе с «Положением о порядке ведения реестра социально ориентированных некоммерческих организаций») [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

За период с 2014 по 2023 гг. региональные органы государственной власти Республики Крым и города Севастополя успешно сформировали нормативно-правовую и финансово-инфраструктурную базу поддержки СОНКО (табл. 1). Регионы, вошедшие в состав Российской Федерации в 2022 г., находятся на начальной стадии развития форм государственной поддержки СОНКО на своих территориях.

Таблица 1 - Информация о наличии или отсутствии регионального закона и программы о государственной поддержке НКО1 в новых субъектах федерации

Table 1 - Information on the Presence or Absence of a Regional Law and Program

on State Support for NPOs in New Constituent Entities of the Federation

Наименование субъекта Российской Федерации ДНР Крым ЛНР Запорожская область Херсонская область Севастополь

Наличие или отсутствие регионального закона о поддержке СОНКО (разработан проект) + - - - +

Наличие или отсутствие региональной программы поддержки СОНКО - + - - - +

Государственная поддержка СОНКО на новых территориях сегодня представлена неоднородно и имеет разные формы. В целях комплексного анализа рассмотрим каждое ее направление отдельно.

1. Финансовая поддержка СОНКО в регионах может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет ассигнований бюджетов всех уровней путем предоставления таким структурам субсидий2, реализации конкурсных процедур Фонда президентских грантов, проведения местных проектных мероприятий.

В Российской Федерации ключевым институтом выделения бюджетного финансирования на конкурсной основе в виде грантов на развитие некоммерческих организаций выступает Фонд президентских грантов, который и сам имеет статус СОНКО. Анализ целей его деятельности, включающих обеспечение доступа субъектам гражданского общества к информационным, образовательным, консультационным ресурсам, дает основания для отождествления его с ресурсным центром (Кулькова, 2019: 70).

Следует отметить, что выделение денежных средств и участие организаций в конкурсных процедурах неоднородно, поэтому ниже будет представлен анализ каждого региона в отдельности за период с 2017 г. (с момента создания Фонда президентских грантов) по 2023 г. Кроме того, следует отметить факт увеличения количества конкурсов Фонда президентских грантов для СОНКО в 2020 г. (в период пандемии СОУЮ-19) и в 2022 г. (зарубежные санкции) с 2 до 3 единиц, что сыграло положительную роль в поддержке деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций в сложные периоды.

В Республике Крым на данный момент зарегистрировано самое большое число СОНКО из всех новых регионов России - 942 организации. За период с 2017 по 2023 гг. данные структуры приняли участие во всех 16 конкурсах, организованных Фондом президентских грантов. Общий объем выделенных средств на поддержку заявок победителей составил 259 111 648,78 руб. (рис. 2).

В городе федерального значения Севастополе по состоянию на 22.08.2023 г. зарегистрировано 338 СОНКО. Большинство из них также принимали участие во всех конкурсах грантов, проведенных Фондом президентских грантов в 2017-2023 гг., получив поддержку в размере 347 772 289,78 руб. (рис. 3).

Подобные впечатляющие результаты участия СОНКО Республики Крым и Севастополя в федеральных программах поддержки связаны с длительным сроком нахождения данных регионов в составе Российской Федерации - с 2014 г.

Интегрированные в состав России в 2022 г. 4 новых субъекта Российской Федерации не обладают таким большим опытом участия в грантовых конкурсах на поддержку деятельности СОНКО на своей территории, однако постепенно наращивают темпы включения в процесс.

За период с 2022 по 2023 гг. от Донецкой Народной Республики было представлено 7 заявок для участия в грантовых конкурсах Фонда президентских грантов, 2 из которых были поддержаны и получили в общей сложности 4 731 585,35 руб. (рис. 4).

1 Составлено авторами.

2 О некоммерческих организациях : Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (последняя редакция) ...

200 180 160 140 120 100 80 60 40 20 0

178

48,7

143 _148 Iii 1 137

129 40,2 37,7

31,6

•1ft 7

18,7 21 21 25

21

12

41,9

127

21

114

19

60

50

40

30

20

10

2017

2018

2019

2020

2021

2022

2023

Объем выделенного финансирования, млн. руб.

* Количество НКО, принявших участие в конкурсе Фонда президентских грантов, ед.

* Количество НКО-победителей конкурса Фонда президентских грантов, ед.

Рисунок 2 - Информация об объеме выделенного финансирования некоммерческим организациям Республики Крым в рамках конкурсов Фонда президентских грантов, проведенных с 2017 по 2023 ггЛ

Figure 2 - Information on the Volume of Allocated Funding to Non-Profit Organizations of the Republic of Crimea under the Competitions of the Presidential Grants Fund Held from 2017 to 2023

180 160 140 120 100 80 60 40 20 0

153

102 96

82 89 63 ,6 54,2

40 65

30,6 33,3 25 25

15 15 22,i 16 17

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

103,9 • 148

43

2017

2018

2019

2020

2021

2022

2023

120

100

80

60

40

20

Объем выделенного финансирования, млн. руб. > Количество НКО, принявших участие в конкурсе Фонда президентских грантов, ед. » Количество НКО-победителей конкурса Фонда президентских грантов, ед.

Рисунок 3 - Информация об объеме выделенного финансирования некоммерческим организациям из Севастополя в рамках конкурсов Фонда президентских грантов, проведенных с 2017 по 2023 гг.

Figure 3 - Information on the Volume of Funding Allocated to Non-Profit Organizations from Sevastopol as Part of Presidential Grants Fund Competitions Held from 2017 to 2023

1 Рисунки 2-5 составлены авторами на основе: Проекты [Электронный ресурс] // Фонд президентских грантов. 11Р1_: https://президентскиегранты.рф/public/application/cards (дата обращения: 22.08.2023).

0

0

8 7 6 5 4 3 2 1 0

Объем выделенного финансирования, млн руб. * Количество НКО, принявших участие в конкурсе Фонда президентских грантов, ед.

> Количество НКО-победителей конкурса Фонда президентских грантов, ед.

Рисунок 4 - Информация об объеме выделенного финансирования некоммерческим организациям из Донецкой Народной Республики в рамках конкурсов Фонда президентских грантов, проведенных с 2022 по 2023 гг.

Figure 4 - Information on the Volume of Allocated Funding to Non-Profit Organizations from the Donetsk People's Republic as Part of the Competitions of the Presidential Grants Fund, Conducted from 2022 to 2023

СОНКО Луганской Народной Республики (ЛНР) продемонстрировали более высокий уровень активности участия в конкурсных процедурах Фонда президентских грантов. Так, за период 2022-2023 гг. от них было направлено 20 заявок, 9 из которых были поддержаны на 11 781 185,13 руб. (рис. 5).

25 20 15 10 5 0

Объем выделенного финансирования, млн руб.

> Количество НКО, принявших участие в конкурсе Фонда президентских грантов, ед. » Количество НКО-победителей конкурса Фонда президентских грантов, ед.

Рисунок 5 - Информация об объеме выделенного финансирования некоммерческим организациям из Луганской Народной Республики в рамках конкурсов Фонда президентских грантов, проведенных с 2022 по 2023 гг.

Figure 5 - Information on the Volume of Allocated Funding to Non-Profit Organizations

from the Lugansk People's Republic as Part of the Competitions of the Presidential Grants Fund,

Conducted from 2022 to 2023

За период с 2022 по 2023 гг. НКО из Запорожской и Херсонской областей не принимали участие в конкурсах Фонда президентских грантов, что может быть связано с активной фазой проведения специальной военной операции на их территории и недостаточностью экономической и правовой интеграции в состав Российской Федерации, по сравнению, например, с ЛНР и ДНР, которые фактически с 2014 г. проводили политику унификации своего законодательства с правовой системой Российской Федерации.

11,8

20

0

2022

2023

9

Отдельным направлением государственной поддержки СОНКО в области финансирования их проектной и уставной деятельности является организация и проведение региональных гран-товых конкурсов. Следует отметить, что из 6 новых субъектов Российской Федерации такие мероприятия проводятся лишь в Республике Крым и городе Севастополе (табл. 2), причем они поддерживаются Фондом президентских грантов в форме софинансирования.

Таблица 2 - Информация о наличии или отсутствии региональных конкурсов на предоставление грантов некоммерческим организациям1

Table 2 - Information on the Presence or Absence of Regional Competitions for Grants to Non-Profit Organizations

Наименование субъекта Российской Федерации ДНР Республика Крым ЛНР Запорожская область Херсонская область Севастополь

Наличие регионального грантового конкурса - + - - - +

Объем средств в рамках запрашиваемого софинансирования от Фонда президентских грантов в 2023 г., руб. - 60 000 000 - - - 23 675 300

Объем средств, одобренных на софинансирование региональных конкурсов Координационным комитетом по проведению конкурсов на предоставление грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества в 2023 г., руб. - 25 848 703 - - - 20 733 165

При осуществлении финансовой поддержки Минэкономразвития России находит целесообразным учитывать, что нередко СОНКО первыми реагируют на актуальные потребности граждан, создают новые технологии и предоставляют необходимые населению услуги в социальной сфере, что требует гибкости в определении приоритетов финансирования деятельности подобных организаций2.

2. Оказание имущественной поддержки СОНКО осуществляется органами государственной власти и местного самоуправления путем передачи во владение и (или) в пользование таким НКО государственного или муниципального имущества3.

На сегодняшний день такой вид поддержки СОНКО в новых регионах распространен недостаточно. Вместо этого в последнее время стала популярна практика организации работы региональных ресурсных центров НКО. На сегодняшний день они созданы и активно функционируют в 4 новых регионах России - ДНР, ЛНР, Республике Крым и городе Севастополе. Деятельность таких центров позволяет систематизировать лучшие практики СОНКО, организовать экспертную площадку для обмена опытом, реализовать инфраструктурную и организационную поддержку такого типа организаций, а также обеспечить широкое информирование общественности об их деятельности на конкретной территории.

Следует также отдельно отметить не системную, но положительную практику поддержки деятельности СОНКО со стороны государственных и муниципальных учреждений в форме предоставления помещений и иных нефинансовых ресурсов для осуществления проектной и уставной деятельности организаций (особенно в тех местах, где нет ресурсных центров НКО).

3. Оказание информационной поддержки СОНКО осуществляется органами государственной и публичной власти, а также структурами местного самоуправления путем создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем и телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях реализации государственной политики в области поддержки СОНКО4.

1 Составлено авторами по: Протокол заседания Координационного комитета по проведению конкурсов на предоставление грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества от 12.01.2023 № 1 [Электронный ресурс] // Портал Фонда президентских грантов. URL: https://файлы.прези-дентскиегранты.рф/8cadf476-7cbe-4b04-914f-daa41543b552 (дата обращения: 21.08.2023).

2 Информационные материалы органам государственной власти и органам местного самоуправления по развитию инфраструктуры поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций на региональном уровне ...

3 О некоммерческих организациях : Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (последняя редакция) ...

4 Там же.

Основой ее на территории новых регионов является создание и работа информационного ресурса, освещающего деятельность СОНКО. Такие площадки сегодня созданы в 4 новых регионах из 6 России - ДНР, ЛНР, Республике Крым и городе Севастополе. Запорожская и Херсонская области не имеют регионального информационного ресурса, освещающего деятельность СОНКО.

Следует отметить тот факт, что региональная информационная политика по поддержке СОНКО в новых субъектах федерации сегодня находится на начальной стадии своего развития. В рамках ее дальнейшего развертывания важно предусмотреть возможность закрепления данной задачи за конкретным исполнителем (органами государственной власти или государственным учреждением), а также более широкое использование информационных ресурсов в общественно значимых медиа (социальные сети).

4. Обучение сотрудников и волонтеров во многом реализуется за счет создания федерального банка материалов на портале Фонда президентских грантов1, который включает дистанционные обучающие курсы для сотрудников СОНКО по вопросам разработки проектов, участия в грантовых конкурсах и текущей деятельности НКО. Следует отметить, что такие учебные программы в форме удаленного освоения доступны сотрудникам и волонтерам СОНКО всех новых субъектов Российской Федерации.

В Республике Крым, ДНР, ЛНР и городе Севастополе также имеется своя практика обучения волонтеров и сотрудников НКО. Однако данное направление не имеет системного подхода и, как правило, включает в себя отдельные мастер-классы, открытые лекции, ориентированные на ограниченное число участников.

5. Региональная практика предоставления льгот по уплате налогов и сборов как вид государственной поддержки СОНКО новых субъектов Российской Федерации сегодня представлена только опытом Республики Крым, на территории которой в соответствии с региональным законодательством некоммерческим общественным организациям инвалидов предоставлены налоговые льготы в виде освобождения от уплаты транспортного налога2.

Заключение. В рамках проведенного анализа форм государственной поддержки СОНКО в новых регионах России следует сделать следующие выводы.

1. Государственная поддержка СОНКО на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя в период с 2014 по 2023 гг. выразилась в значительном объеме средств, выделенных этим регионам в качестве субсидий (грантов) на реализацию социально значимых проектов. Учитывая небольшой срок нахождения Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей в составе России, можно предположить, что государство в дальнейшем будет поддерживать СОНКО на территории этих регионов с учетом положительного опыта Республики Крым и города Севастополя.

2. Практика создания ресурсных центров в новых субъектах федерации позволяет предоставить широкому кругу СОНКО имущественную и организационную поддержку со стороны государственных и муниципальных структур новых регионов России. Однако первая пока представлена слабо.

3. Предоставление льгот по уплате налогов и сборов сегодня является одной из самых нераспространенных форм государственной поддержки СОНКО на территории новых субъектов федерации.

4. На территориях ДНР, ЛНР, Республики Крым, Запорожской и Херсонской областей, в городе Севастополе необходимо создание нормативно-правовой базы для обеспечения условий осуществления мер разноуровневой поддержки СОНКО в виде принятия регионального закона и разработки специальной программы на системной основе, рассчитанной на реализацию в течение нескольких лет.

5. Социально-экономическое положение новых субъектов федерации и режим ведения специальной военной операции значительно влияют на реализацию всех форм государственной поддержки СОНКО (в условиях снижения уровня доходов региональных бюджетов денежные средства перераспределяются по приоритетности на иные социальные нужды, что уменьшает объем субсидирования деятельности СОНКО).

6. За период с 2014 по 2023 гг. органы государственной власти Республики Крым и города Севастополя успешно сформировали нормативно-правовую и финансово-инфраструктурную базу поддержки СОНКО. ДНР, ЛНР, Запорожская и Херсонская области находятся на начальной стадии развития форм государственной поддержки СОНКО на своих территориях.

1 Обучайтесь, не отрываясь от добрых дел [Электронный ресурс] // Фонд президентских грантов. URL: httpsV/обучение.президентскиегранты.рф/ (дата обращения: 17.10.2023)

2 О транспортном налоге : Закон Республики Крым от 19.11.2014 № 8-ЗРК/2014 (с изменениями на 12.08.2022) [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/413903183 (дата обращения: 17.10.2023).

7. В рамках повышения информационной поддержки СОНКО в новых субъектах Российской Федерации важно предусмотреть возможность закрепления данной задачи за конкретным исполнителем (органами государственной власти или учреждением), а также предусмотреть возможность более широкого использования информационных ресурсов в социальных сетях.

Список источников:

Вайсбург А.В. Поставщики общественно полезных услуг населению: органы социальной защиты или социально ориентированные некоммерческие организации? (результаты исследования в городе Твери) // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2021. № 1. С. 166-169.

Водолазова Ж.М. Управление развитием социально ориентированных некоммерческих организаций в условиях становления гражданского общества // Теория и практика общественного развития. 2021. № 7 (161). С. 44-48. https://doi.Org/10.24158/tipor.2021.7.6.

Дворядкина Е.Б., Простова Д.М. Некоммерческие организации в региональной экономике: теоретический подход к исследованию // Journal of New Economy. 2019. Т. 20, № 4. С. 47-69. https://doi.org/10.29141/2073-1019-2019-20-4-3.

Кулькова В.Ю. Целевые инструменты государственной поддержки СО НКО в условиях экономической нестабильности // Актуальные проблемы экономики современной России. Йошкар-Ола, 2019. С. 70-72.

Поляков М.Б. Особенности и проблемы мер государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в России // Финансовые рынки и банки. 2021. № 3. С. 19-23.

Сесявин Е.А. Понятия «некоммерческая организация», «социально-ориентированная некоммерческая организация» и «третий сектор» в России // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2015. № 9-2. С. 136-140.

References:

Dvoryadkina, E. B. & Prostova, D. M. (2019) Nonprofit Organisations in the Regional Economy: a Theoretical Approach to the Research. Journal of New Economy. 20 (4), 47-69. Available from: doi:10.29141/2073-1019-2019-20-4-3. (In Russian).

Kulkova, V. Yu. (2019) Target Instruments of the State Support with NРO Vusloviyi Instability of Economy. In: Aktual'nye problemy ekonomiki sovremennoi Rossii. Yoshkar-Ola, pp. 70-72. (In Russian).

Polyakov, M. B. (2021) Features of State Support of Socially Oriented Non-Profit Organizations. Financial Markets and Banks. (3), 19-23. (In Russian).

Sesyavin, E. A. (2015) Notions Nonprofit Organization, Social-Oriented Nonprofit Organization and Third Sector in Russia. Fundamental'nye iprikladnye issledovaniya v sovremennom mire. (9-2), 136-140. (In Russian).

Vaisburg, A. V. (2021) Providers of Socially Useful Services to the Population: Social Protection Agencies or Socially Oriented Non-Profit Organizations? (Results of the Study in the City. Economical and Humanitarical Researches of the Regions. (1), 166-169. (In Russian).

Vodolazova, Zh. M. (2021) Managing the Development of Socially Oriented Non-Profit Organizations in the Emerging Civil Society. Theory and Practice of Social Development. (7 (161)), 44-48. Available from: doi:10.24158/tipor.2021.7.6. (In Russian).

Информация об авторах И.А. Бугаков - магистрант кафедры рекламы и связей с общественностью Государственного университета управления, Москва, Россия.

М.Б. Поляков - кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления Государственного университета управления, Москва, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=944394

Вклад авторов:

все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Конфликт интересов:

авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors I.A. Bugakov - Master's Degree student, Department of Advertising and Public Relations, State University of Management, Moscow, Russia.

M.B. Polyakov - PhD in Economics, Associate Professor, Department of State and Municipal Management, State University of Management, Moscow, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=944394

Contribution of the authors:

The authors contributed equally to this article.

Conflicts of interests:

The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 16.09.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 14.10.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 21.11.2023.

Авторами окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.