Новый порядок финансирования субъектов РФ
при реализации программ развития гражданского общества
со см о см
со
о ш т
X
<
т о х
X
Ефимова Любовь Андреевна
аспирант кафедры теории и методологии государственного и муниципального управления, МГУ имени М.В. Ломоносова, [email protected]
Актуальность темы обусловлена тем, что некоммерческие организации, ориентированные на социальное и культурное развитие, являются важным элементом как социальной, так и экономической сферы любого современного государства. Однако в России развитие социально ориентированных организаций затормаживает непроработанная система взаимодействия и поддержки НКО со стороны государства. Повсеместно наблюдается возрастающая компетентность сотрудников данного сектора, а зарубежный опыт показывает, что деятельность НКО является крайне эффективной для государства и общества в целом.
Одновременно с этим необходимо обратить внимание, что на данный момент некоммерческий сектор в сравнении с другими ключевыми сферами экономики менее всего не просто развит, но еще и мало изучен. Такая проблема характерна прежде всего для нашего государства, так как в общемировой практике развитых стран третий сектор ведет свою работу наравне с государством и бизнесом.
Также стоит отметить, что несмотря на четкое определение некоммерческих организаций в законодательстве Российской Федерации, исследования по ним сильно дифференцированы из-за различий в организационно-правовых формах, что исключает возможность создания общей концепции и стратегии развития некоммерческого сектора в экономическом ключе. Методы исследования: анализ, синтез, сравнение финансирования субъектов РФ.
Результаты исследования. В статье раскрыт новый порядок финансирования субъектов РФ при реализации программ развития гражданского общества на примере конкурсных процедур Фонда президентских грантов. Проанализированы итоги первых конкурсных процедур, определены преимущества и перспективы применения открытых конкурсных процедур для развития третьего сектора РФ.
Ключевые слова: НКО, гражданское общество, финансирование, субъекты РФ, программы
Введение
Для того, чтобы понимать, насколько важны некоммерческие организации в условиях современного общества и экономики, необходимо учесть основной фактор их создания, - гражданскую инициативу. Нельзя отрицать тот факт, что государство не всегда может оперативно реагировать на изменения в потребностях населения. Чаще всего без внимания остаются даже достаточно острые проблемы.
Однако именно активные действия со стороны общества могут значительно повлиять на ситуацию, в первую очередь обратив на нее внимание, а в дальнейшем предпринимая практические действия.
Таким образом, третий сектор как минимум заполняет бреши в государственном управлении.
Что касается практических действий, то социально ориентированные некоммерческие организации являются инициатором и производителем общественно полезных услуг и, в целом, отражают интересы различных социальных групп и слоев населения, могут выполнять государственные заказы и контролировать саму власть, что является обоюдной пользой для всех социальных институтов.
Фонд реализует план предоставления грантов Президента Российской Федерации в формирование гражданского общества в целях софинансирования затрат на предоставление помощи некоммерческим неправительственным учреждениям в субъектах Российской Федерации.
Методология исследования и полученные результаты
В определении, данном Статистической комиссией Организации Объединенных Наций, определение близко к современному пониманию некоммерческих организаций закрепленному в российском законодательстве, тем не менее, основной упор делается не на неприбыльном характере их деятельности, а на невозможности распределения прибыли между лицами являющимися учредителями или участниками этих.
Классификация некоммерческих организаций пусть и обширна, но отражает лишь общественно-полезный результат их деятельности, что не способствует исследованию некоммерческих организаций в их взаимодействии с государством и бизнес-сообществом, а также не отражает их институциональных особенностей, внутреннего устройства, их статуса и роли в гражданском обороте.
В зависимости от характера инновационной деятельности и роли некоммерческой организации в инновационном цикле можно выделить: НКО полного инновационного цикла; НКО донорского типа (при этом предоставляемые НКО ресурсы могут носить различный, в том числе: финансовый, информационный, человеческий характер); инфраструктурные НКО.
Цели, преследуемые некоммерческими организациями разнообразны и сосредоточены, как правило, в об-
ласти удовлетворения духовных, социальных, политических и иных потребностей граждан. Учитывая специфику деятельности некоммерческих организаций по достижению указанных целей, а также технологическую и социальную направленность инноваций, полагаем целесообразным и необходимым дополнить приведенный выше перечень признаков инновационности следующими: удовлетворенность потребителей и положительный социальный эффект от внедрения инноваций.
Стоит сказать, что знание - есть основа интеллектуального капитала, знание также есть начало любой инновации. Описывая роль знаний в инновационном процессе, при переходе от нематериального «знания» к материальному «продукту» (товару, услуги, объекту потребления), необходимо воспринимать первые как категорию возможного. С этой точки зрения, в рамках инновационного процесса, знания, пока еще не материализованные в объект потребления, есть ничто иное, как инновационный потенциал.
Однако, учитывая сложную специфику инновационной деятельности, состоящей из согласованного и многоступенчатого процесса превращения знаний в продукт, а также роли НКО на разных этапах этой деятельности, было бы неправильно искусственно ограничивать широту инновационного потенциала некоммерческих организаций исключительно лишь сферой производства знаний.
В связи с тем, что общество находится в процессе непрекращающихся изменений, ведущих к усложнению социальных взаимосвязей и появлению новых потребностей, новых видов деятельности, направленных на удовлетворение, а также новых способов удовлетворения этих потребностей, институт некоммерческих организаций (далее - НКО, некоммерческие организации) является важным элементом социально-экономической системы.
Представляется, что НКО имеют широкое разнообразие сфер деятельности, а также предпосылок возникновения и развития, что в рамках исторической ретроспективы затрудняет выделения конкретных этапов их развития. Тем не менее, анализ истории становления и развития некоммерческих организаций является важным элементом исследования, способствующим пониманию роли НКО на разных этапах развития общества и прогнозированию дальнейшего пути их развития
Основой развития гражданского общества является общественное участие, выражающееся в степени вовлеченности граждан в деятельность институтов гражданского общества, и социальная активность, направленная на разрешение различных социальных проблем.
Динамичное развитие гражданского общества и государства взаимообусловлено. Эта взаимообусловленность основана на взаимодействии, которое со стороны общества выражается в различных стимулирующих факторах, не только через поддержку, но и через обоснованную критику, что обеспечивает повышение качества функционирования всей системы институтов.
Общественный характер деятельности, служение интересам общества для достижения общественно полезных благ - определяющая особенность НКО, которая разграничивает их и иных хозяйствующих субъектов. Некоммерческие организации выполняют свою социальную функцию только тогда, когда их деятельность направлена на общественно полезные цели, являясь при этом коммуникационным каналом между обществом и государством.
С достижением определенного уровня развития некоммерческих организаций на современном этапе, в Российской Федерации появился институт социального партнерства, идеи которого, наряду с другими, лежат в основе гражданского общества, и смысл которого состоит в налаживании устойчивой связи между всеми участниками гражданского общества. Таким образом, некоммерческие организации являются эффективным механизмом взаимодействия общества и государства, данная их специфика наблюдается и в инновационной сфере, где НКО выступают основным источником трансфера знаний и технологий.
Однако полагаем, что некоммерческие организации можно рассматривать не только как механизм коммуникации общества с государством, но и как основного партнера государства, оказывающего социальные услуги и выполняющего необходимые для общества работы, в том числе, по осуществлению научной деятельности, формированию человеческого капитала и других. Институт некоммерческих организаций по сравнению с государством имеет ряд преимуществ: во-первых - в динамике своего развития; а во-вторых, в скорости реагирования на меняющиеся потребности общества.
Развитие некоммерческих организаций обуславливает и развитие гражданского общества, обеспечивая не просто необходимые условия для существования отдельной личности, но и реализацию ее потенциала. Наличие среди институтов гражданского общества некоммерческих организаций облегчает и ускоряет процесс достижения социально значимых целей таких как ускорение инновационного прогресса в той или иной сфере в зависимости от существующих у общества и государства потребностей.
Совместная деятельность НКО и государства в сфере оказания социальных услуг дали толчок к развитию инновационных механизмов взаимодействия, в частности механизмов общественно-государственного партнерства [4].
Деятельность НКО способствует достижению социального равновесия и формированию осознанного и ответственного гражданского общества.
Некоммерческие организации часто создаются для разрешения проблем, которые невозможно решить коммерческим структурам с помощью рыночных механизмом и государственным (и муниципальным) органам с помощью реализации властных полномочий, но в то же время НКО не противопоставляются им, а находятся в тесной паритетной взаимосвязи [4].
Некоммерческие организации часто создаются для разрешения проблем, которые невозможно решить коммерческим структурам с помощью рыночных механизмом и государственным (и муниципальным) органам с помощью реализации властных полномочий, но в то же время НКО не противопоставляются им, а находятся в тесной паритетной взаимосвязи.
Некоммерческие организации выступают как связующий фактор во взаимодействии государства и бизнес-сообщества, а также являются основой реализации инновационного потенциала в различных сферах жизни общества.
Темпы развития некоммерческих организаций ускоряются, и уже сегодня в международной среде формируется мнение об инновационном потенциале некоммерческих организаций, как о критерии развития гражданского общества, а в месте с ним государства и бизнес-структур.
X X
о
го А с.
X
го т
о
2 О
м
Сл>
со см о см
со
о ш т
X
<
т о х
X
Так, например, проекты российских НКО внедряются в различные сферы, в том числе, социальную, технологическую, экономическую, а отечественные общественные деятели все чаще становятся спикерами конференций и форумов по развитию гражданского общества. Если говорить о социально-направленных инновациях, то наиболее развитыми направлениями являются: работа по защите прав несовершеннолетних, реабилитация и социализации людей с ограниченными возможностями, сохранение историко-культурного наследия, развитие талантов у молодежи.
Развитое гражданское общество, обладающее способностью к самоорганизации, и возможностью участия в определении вектора развития политики государства непременно способствует тому, что при необходимости проведения коренных преобразований, будет приниматься во внимание не только мнение большинства, с учетом мнения меньшинства, но и экономическая целесообразность, а также политические возможности, полагаем, что это позволит исключить непропорциональность изменений и обеспечит соразмерную трансформацию всех необходимых элементов общественной жизни для достижения целей реформирования в обусловленной этой целью объемах, но в установленных возможностями общества рамках.
Ослабленность российского общества, экономические потрясения, политическая нестабильность привели к отсутствию полного доверия между различными общественными институтами, в том числе научными, социальными и другими некоммерческими организациями, бизнес-сообществом и государственно-властными структурами. Возникает необходимость создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала, воздействуя тем самым на стимулирование инновационной деятельности.
Сегодня существует необходимость развивать такие направления в работе СОНКО, как поддержка социально незащищенных слоев общества (например, детей-сирот и инвалидов, помощь пожилым людям) а также участие в благотворительных мероприятиях. Такая деятельность не требует больших затрат ресурсов, так как держится на желании помогать и энтузиазме, а также на помощи благотворителей и меценатов.
Некоммерческие организации занимают значимое место в сфере производства благ, которые не так эффективно реализуют государство и бизнес-структуры. Учитывая их разнообразие, а также характер их деятельности, можно утверждать, что система некоммерческих организаций выступает базовой основой на различных этапах производства инноваций.
Полагаем, что повышение доли некоммерческих организаций в инновационном сегменте рынка, будет способствовать гармонизации российской экономики, снижению социальной напряженности, переходу на качественно новый уровень взаимоотношений между государством, бизнесом и обществом.
Последовательность финансирования до 2020 г. была следующей:
- Государственный аппарат Российской Федерации непосредственно оказывает экономическую помощь региональных СОНКО на конкурсной основании либо за пределами конкурсных процедур;
- Субсидирование некоммерческих учреждений из бюджета Государственных программ субъектов Российской Федерации (подпрограмм государственных проектов). Проекты реализуются в 74 регионах государства.
Новый порядок финансирования:
- Состязательные процедуры Фонда Президентских грантов для субъектов РФ:
- Софинансирование затрат на предоставление поддержки некоммерческим неправительственным учреждениям в субъектах Российской Федерации.
В качестве инициаторов региональных конкурсов могут представлять:
региональный оператор — некоммерческая организация
уполномоченный орган — орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации
Софинансирование предоставляется на предоставление на конкурсной основе помощи некоммерческим неправительственным учреждениям в регионе в форме предоставления грантов либо дотаций
В одном регионе софинансирование может быть дано только лишь 1 инициатору конкурса. Заявку на содействие в программе возможно подать 1 раз в год
Запрашиваемая сумма гранта не обязана быть выше объем собственного финансирования регионального конкурса вместе с учетом коэффициента софинансиро-вания
Наибольший объем запрашиваемого софинансиро-вания для региона — 150 млн. руб.
Затраты на систему оказания помощи некоммерческим неправительственным учреждениям (в том числе сборы и осуществление конкурсов), которые допускается заявить к софинансированию в составе общей суммы затрат субъекта Российской Федерации (без учета затрат за счет средств, выделяемых Фондом), не могут быть выше 10% от данной суммы[1]
При сравнении данных 1997 года и 2021 года, можно отметить, что по структуре СОНКО не наблюдается значительных перемен. Заметна тенденция к увеличению деятельности НКО в сфере культуры, и большей диф-ференцированности в целом. Кроме того, существенно уменьшилась доля организаций, работающих с людьми в трудных жизненных ситуациях (рисунок 1, рисунок 2), что с одной стороны может показывать снижение проблемной обстановки в государстве, а с другой стороны может являться и проблемой, так как это одно из самых важных направлений деятельности СОНКО.
Основное внимание при изучении статистики СОНКО закономерно уделяется ее государственному финансированию. Стабильная государственная поддержка имеет огромное значение для развития всей сферы. Среди основного способа финансовой помощи можно выделить гранты различных уровней: федеральные (президентский грант - проводится с 2005 года, гранты различных министерств) и региональные (субсидии, гранты министерств экономического развития субъектов РФ, губернаторские гранты).
■ Люди в трудной жизненной ситуации Женщины
■ Правозащитные организации
■ Экология, защита животных
1 Наука, культура.
образование 1 Маргинальные группы Спорт, ЗОЖ
Прочие
Рисунок 1 - Структура СОНКО 1997 год (составлено автором)
I Люди в трудной жизненной ситуации Женщины
| Правозащитные
| Наука, культура, образование
I Маргинальные группы Прочие
Рисунок 2 - Структура СОНКО 2022 год (Источник: составлено автором)
Основное внимание при изучении статистики СОНКО закономерно уделяется ее государственному финансированию. Стабильная государственная поддержка имеет огромное значение для развития всей сферы. Среди основного способа финансовой помощи можно выделить гранты различных уровней: федеральные (президентский грант - проводится с 2005 года, гранты различных министерств) и региональные (субсидии, гранты министерств экономического развития субъектов РФ, губернаторские гранты).
Общая сумма государственной поддержки общественных организаций составила около 10 млрд. рублей в 2017 году. Грантовая поддержка (в частности, президентские гранты) по сравнению с предыдущими годами увеличилась более, чем в три раза, однако в 2018 и 2019 годах снова наблюдается снижение сумм господдержки (см. рисунок 3) [2].
2017
2018
2019
млрд рублей
ассоциация инноваций и развития информационных технологий». Тогда этой организации был выделен грант, равный 41,4 млн. рублей. Судя по информации с официального сайта организации, она действует в соответствии с президентской программой поддержки российских инноваций, а в числе учредителей государственные учреждения и институты РАН. Тоже самое касается и информационной поддержки, которая оказывается прежде всего проектам, которые координируются государством, таким как, например, актуальные в ближайшее время проекты «Лидеры России» и «Россия — страна возможностей» [2].
Также нельзя не обозначить тот факт, что по исследованиям, основными получателями грантовой поддержки являются организации подконтрольные Русской православной церкви. В 2018-2019 гг. такие структуры получили как минимум 63 гранта на общую сумму свыше 256 млн. рублей (в частности, региональные епархии получили напрямую 23,6 млн. рублей).
Обратимся к распределению государственного финансирования по регионам Российской Федерации. Далеко не всегда наибольшая помощь СОНКО оказывается в богатых регионах.
Например, в Центральном федеральном округе лидером является не самая крупная Воронежская область. В 2023 году регион выделил почти 30,267 млн руб. на поддержку некоммерческого сектора. На втором месте Московская область, выделившая почти 24,184 млн рублей [5].
Из всех регионов лидером оказалась, Республика Башкортостан, выделившая в 2023 году 81,160 млн руб. Челябинская область на втором месте за 2023 год -81,160 млн. рублей (в 2022-м - 106 млн. рублей). На третьем месте Ханты-Мансийск, выделивший 74,708 млн. рублей в 2023-м и 86,386 млн. рублей в 2015 году [5].
Таблица 1
Финансирование СОНКО в 2020-2021 г. на федеральном
0 2 4 6 в 10 12
Рисунок 3 - Динамика изменений объемов государственной поддержки некоммерческого сектора с 2017 по 2019 годы (Источник: составлено автором)
Первые результаты нововведения:
2021 год 1,5 млрд. руб.
2022 год 1,9 млрд. руб.
К 2017 году при общей сумме государственной финансовой поддержки в 10 млрд. руб. финансирование через гранты увеличилось больше чем в 3 раза, соответственно на общественно полезные проекты из бюджета было выделено около 3 млрд 200 млн рублей. В следующем году на гранты в поддержку СОНКО было выделено уже почти 6 млрд рублей [3].
Помимо этого, хотелось бы отметить, что 48,8% всех субсидий получают около 10 организаций. Всего за последние три года было распределено между НКО 10,5 млрд. рублей.
В последние 5 лет российские и зарубежные источники неоднократно отмечают то, что гранты по большей части получают те организации, которые каким-либо взаимосвязаны с государственной властью. Например, один из самых значительных грантов за всю историю современной России в 2013 году получила «Национальная
Государственный орган Российской Федерации, оказывающий финансовую поддержку СОНКО Объем государственной финансовой поддержки, представленной СОНКО (тыс. руб.) Количество СОНКО, получивших финансовую поддержку
2020 г. 2021 г. 2020 г. 2021 г.
Минздрав России - 3 626 345,4 - 2
Минпросвещения России - 6 753 899,6 - 185
Минкультуры России 8 303 500,9 8 796 224,3 123 241
Минобрнауки России 15 019 575,5 47 900 506,5 67 109
Минспорт России 185 000,0 6 539 203,8 25 88
Минтруд России 4 645 733,0 4 268 590,7 42 44
МЧС России 90 000,0 79 559,2 10 11
МИД России 295 294,9 336 124,2 2 3
Минцифры России 356 420,2 54 848 263,1 288 280
Росмолодежь 12 451 796,3 20 869 793,2 83 100
ФАДН России 1 344 461,1 457 182,0 66 50
Фонд президентских грантов 10 659 242,7 7 834 287,7 5 319 3831
ИТОГО 53 351 024,6 162 309 980,1 6 025 7 138
Заключение
В Российской Федерации действует более 200 000 некоммерческих организаций, число которых стабильно растет. Отмечается также рост числа организаций, которые признаются общественно полезными. Доля СОНКО
X X
о
го А с.
X
го т
о
ю
2 О
м «
из общего числа некоммерческих организаций всего 13,5 %, что является очень малым показателем в сравнении с развитыми и развивающимися странами.
Мало внимания среди СОНКО уделяется работе с социально незащищенными слоями населения, в частности, повышению качества жизни людей пожилого возраста, интеграции инвалидов в общество, а также поддержке сирот и детских домов, хотя именно эти направления являются основанием для идеологии работы всего некоммерческого сектора. Сохраняются нестабильные объемы государственного финансирования.
Неравномерное распределение объемов государственного финансирования, большая часть средств выделяется конкретным организациям на постоянной основе. В ходе опросов была уже на данном этапе была выявлена проблема, которая заключается в сложностях процесса подачи заявки на государственное финансирование.
Таким образом, новый порядок финансирования приведет к следующим результатам:
- Нацеленность на развитие представителей гражданского общества в субъектах РФ;
- Справедливое софинансирование;
- Планомерный рост финансовой государственной поддержки субъектов РФ.
Литература
1. Гранты для НКО // https://reg-nko.ru/sub/Gra nty_dlya_NKO
2. Доклад о деятельности и развитии социально ориентированных некоммерческих организаций // file:///D:/Downloads/13067392_Doklad_NKO_1.pdf
3. Материалы Центра социального предпринимательства и исследований «Сои^ерегра|1»,Выпуск № 8. [электронный ресурс] - режим доступа: https://socentr.hse.ru/issue
4. Пономарев М.А. Управление некоммерческими организациями [Текст]: диссертация док. эконом. наук. — Ростов-на-Дону: 2018. — 341 с // https://www.dissercat.com/content/upravlenie-nekommercheskimi-organizatsiyaiTii-kontseptsiya-otsenka-effektivnosti-modeli-razvit
5. Софинансирование региональных конкурсов // https://президентскиегранты.рф/public/regional-finance
The new procedure for financing the subjects of the Russian Federation in the implementation of civil society development programs
Efimova L.A.
Lomonosov Moscow State University
JEL classification: G20, G24, G28, H25, H30, H60, H72, H81, K22, K34
The relevance of the topic is due to the fact that non-profit organizations focused on social and cultural development are an important element of both the social and economic spheres of any modern state. However, in Russia, the development of socially oriented organizations is hindered by an unprocessed system of interaction and support of NGOs from the state.
The increasing competence of employees in this sector is observed everywhere, and foreign experience shows that the activities of NGOs are extremely effective for the state and society as a whole.
At the same time, it is necessary to pay attention to the fact that at the moment the non-profit sector, in comparison with other key areas of the economy, is not only least developed. Such a problem is characteristic primarily for our state, since in the global practice of developed countries, the third sector conducts its work on a par with the state and business.
It is also worth noting that despite the clear definition of non-profit organizations in the legislation of the Russian Federation, research on them is highly differentiated due to differences in organizational and legal forms, which excludes the possibility of creating a common concept and strategy for the development of the non-profit sector in an economic way.
Research methods: analysis, synthesis, comparison of financing of the subjects of the Russian Federation.
The results of the study. The article reveals a new procedure for financing the subjects of the Russian Federation in the implementation of civil society development programs on the example of competitive procedures of the Presidential Grants Fund. The results of the first competitive procedures are analyzed, the advantages and prospects of using open competitive procedures for the development of the third sector of the Russian Federation are determined.
Keywords: NGOS, civil society, financing, subjects of the russian federation, programs
References
1. Grants for NGOs // https://reg-nko.ru/sub/Granty_dlya_NKO
2. Report on the activities and development of socially oriented non-profit
organizations // file:///D:/Downloads/13067392_Doklad_NKO_1.pdf
3. Materials of the Center for Social Entrepreneurship and Research
"Counteperpart", Issue No. 8. [electronic resource] - access mode: https://socentr.hse.ru/issue
4. Ponomarev M.A. Management of non-profit organizations [Text]: dissertation doc. economy. sciences'. — Rostov-on-Don: 2018. — 341 s // https://www.dissercat.com/content/upravlenie-nekommercheskimi-organizatsiyami-kontseptsiya-otsenka-effektivnosti-modeli-razvit
5. Co-financing of regional competitions // https://npe3MAeHTCKMerpaHTbi
.rf/public/regional-finance
CO CS
о
CS ci
о ш m
X
<
m О X X